Правда ли что у слепых обостряются другие чувства
Как с научной точки зрения обьясняется то, что у слепых людей обостряются другие чувства (слух, обоняние).
Наш мозг очень пластичен и может перестраивать свою работу в зависимости от обстоятельств. Так, отсутствие у человека зрения или слуха частично компенсируется за счет обострения других органов чувств.
Иногда кажется, что слепые и глухие люди могут, как бы включать отсутствующие у них органы чувств, и те начинают функционировать должным образом. Но лишь недавно были проведены научные исследования этого феномена. У слепых активнее, чем у зрячих, функционирует осязание, они лучше и быстрее определяют, откуда доносится тот или иной звук, и даже могут вычленять отдельные слова из потока речи, быстрого настолько, что зрячим людям он показался бы просто невнятной скороговоркой.
Глухие обладают более развитым периферическим зрением и более чутки к восприятию движения, чем слышащие люди.
Ученые не просто констатировали факт обострения действующих органов чувств. Томограмма головного мозга показала, что у слепых зрительные центры адаптируются к нестандартной ситуации и начинают работать немного иначе.
Часть заднего отдела коры головного мозга, которая отвечает за зрение, у слепых активируется при чтении книг, написанных азбукой Брайля. Их пальцы молниеносно перебегают от буквы к букве, а опытные незрячие читатели способны раскодировать до десяти букв в секунду.
У слепых более развито чувство осязания, особенно у тех, кто слеп от рождения. Кожа на подушечках их указательных пальцев обладает повышенной чувствительностью. Вероятно, при восприятии внешних воздействий у них задействована та область мозга, которая у зрячих связана с работой зрительного аппарата.
Незрячие от рождения безошибочно определяют частоту звука и его источник, то есть воспринимают акустические эффекты лучше, чем зрячие. Этот факт получил объяснение в результате недавнего исследования, проведенного канадскими учеными. Магнитно-резонансная томография головного мозга показала, что те его части, которые в норме отвечают за визуальные ощущения и ориентацию в пространстве, у слепых активируются при раскодировании звуков. Соответствующие результаты получили и американцы, так что можно сказать, что слепые «видят» ушами.
Немецкие ученые провели специальное исследование, чтобы выяснить, насколько высока способность незрячих от рождения воспринимать устную речь. Наш мозг с трудом усваивают торопливую речь и полностью теряет нить, когда скорость достигает 10 слогов в секунду. Однако некоторые слепцы воспринимают речевой поток со скоростью 25 слогов в секунду и даже больше.
Результаты американского исследования, опубликованные в феврале 2011 года, подтвердили, что левая часть затылочной области мозга, где расположены зрительные центры, активируется у слепых для раскодирования речи. Поскольку эти центры не задействуются по прямому назначению, то нервные связи между отделами мозга перестраиваются таким образом, чтобы его ресурсы не расходовались впустую.
Но чудес не бывает. Результаты прошлогоднего канадского исследования опровергли гипотезу об обостренном обонянии слепых. Да, оно, безусловно, лучше натренировано для точной ориентации в пространстве, но «нейро-конструкция» этого чувства такая же, как у зрячих. Также выяснилось, что у глухих от рождения людей зрение развивается таким образом, что они гораздо лучше слышащих различают объекты, попадающие в боковое поле зрения.
Эксперимент над глухим от рождения котом показал, что слуховые центры его мозга в большой степени задействуются для улучшения периферического зрения.
Такая перестройка мозговой деятельности возможна по той причине, что между мозговыми центрами расположено множество нервных связей, отвечающих за разные органы чувств. Чтобы извлечь максимум информации из поступающих от них впечатлений, их необходимо скоординировать. Восприятию и пониманию чужой речи способствует изучение артикуляции собеседника.
Наука, в частности нейробиология, дает нам такое понятие, как нейропластичность. Под данным термином подразумевается свойство мозга компенсировать один орган чувств другими. Таким образом, то, что у слепых часто наблюдаются обострение всех оставшихся чувств, это научный факт. Другое дело, что подобное свойство, при котором одно чувство компенсируется другими, проходит достаточно долго. Так же не стоит забывать, что люди, которые родились слепыми полностью полагаются на слух и даже сны видят, так сказать аудиально. Поэтому да, подобное восприятие у слепых людей может быть и в реальной жизни но, разумеется не такое сильное.
Ради любопытства проведите эксперимент, идя по улице сконцентрируетесь исключительно на звуках, а не на зрении. Слушайте все, проезжающие машины, птиц, разговоры и шаги людей, старайтесь представить насколько эти звуки удалены от вас. Как если бы ваши глаза были закрыты. Минут через 20 такой игры мозг привыкает и вы начинаете «видеть» (на самом деле слышать и домысливать в голове) мир как бы на 360 градусов
«Просто как овощ». Почему люди продолжают болеть и через год после ковида
МОСКВА, 29 сен — РИА Новости, Альфия Еникеева. По разным данным, от 20 до 75 процентов переболевших COVID-19 и полгода спустя страдают от его последствий. Среди основных симптомов — хроническая усталость, одышка, выпадение волос, панические атаки, проблемы со сном. Медики называют это постковидным синдромом. В России его диагностируют каждому пятому пациенту. Как эти люди живут и борются с осложнениями — в материале РИА Новости.
«Ничего делать не могла»
Плюс появились проблемы с сосудами на ногах и в глазах. Я даже думала, что у меня разрыв сетчатки на фоне кислородного голодания и повреждения сосудов. Но офтальмолог ничего не нашел, слава богу. Назначил капли, не помогли — глазные яблоки будто болели изнутри. Я консультировалась с разными врачами, никто ничего не мог толком сказать. Прописывали лекарства. От одних становилось только хуже, другие совсем не действовали.
Так как я индивидуальный предприниматель, смогла себе организовать очень лайтовый режим труда. Первые три месяца, до января, не работала вообще. Бизнес просто встал. Никаких доходов — проедала подушку безопасности.
«Пришлось уволиться с работы»
Александр Корчевный, 39 лет, Экибастуз, Казахстан. Сейчас лечится в Новосибирском центре профилактики тромбозов
Я заболел в начале июня 2020 года, заразился, предположительно, на работе. Сдал ПЦР-тест — положительный. Меня отправили на добровольную изоляцию в инфекционную больницу на 18 дней. Как оказалось, зря: родные один за другим заболели ковидом.
В стационаре особо ничем не лечили, только наблюдали, поскольку болезнь протекала не тяжело. Было легкое недомогание около трех дней, потом два дня плохо сбиваемая температура до 38. Пропали запахи, снизился аппетит, появились проблемы со сном. Первый «звонок» был дней через десять после постановки диагноза. Началась неожиданная тахикардия, паническая атака и подскочило давление. Сделали укол эуфиллина. Вроде немного полегчало.
Из больницы выписался не больной и не здоровый. Очень хотелось домой после изоляции. Но дальше было только хуже. Постепенно добавлялись новые симптомы, связанные с нервами и сосудами. Начались бесконечные походы по врачам. Никто из них до конца не понимал, в чем дело и как меня лечить. Все анализы более-менее спокойные. В течение года проходил курсы у пяти невропатологов в разных городах. Все ставили два диагноза: вегето-сосудистая дистония и синдром хронической усталости. Все намекали на психолога. У него я тоже побывал, он нарушений не выявил.
«Волосы лезли клочьями»
Наиля Вагизова, 38 лет, Казань
Когда я выписывалась из больницы, меня никто не предупреждал, что это может затянуться так надолго и восстановление будет столь тяжелым. От государственной медицины сейчас никакой помощи. Врачи в поликлинике ничего не говорят. Я сама сдаю все анализы платно, пью витамины, собираю информацию в интернете, от людей, которые тоже переболели. Я по профессии врач-лаборант, поэтому начала самостоятельно в теме разбираться и контролировать свое состояние.
«Мне легче думать, что это не ковид»
Заболела коронавирусом я в конце прошлой осени, но в декабре был уже хороший анализ. Про постковид меня врач сразу предупредила. Она сама перенесла COVID-19 и знает, что это такое. Сейчас время от времени у меня проявляются какие-то типичные симптомы, но я осознанно списываю их на основное заболевание. Мне так легче.
Я постоянно под медицинским наблюдением. Меня регулярно навещает врач. Мне бесплатно выдают антиагреганты, получаю в аптеке довольно дорогой антикоагулянт. На дом приезжают осматривать узкие специалисты и берут анализы. Но я редко беспокою поликлинику просьбами. Научилась с приступами справляться сама. В целом просто надеюсь, что рано или поздно тело приспособится к чужому вирусу. Если до сих пор выжила с таким списком болезней и даже перенесла ковид, значит, надо благодарить гены и ангела-хранителя.
«Главное — довериться врачам»
Валентина Нелюбова, 59 лет, Москва
Сейчас, слава богу, все позади. Восстанавливалась после ковида несколько месяцев, долго рассказывать. Но все закончилось хорошо. Я очень благодарна врачам филиала дневной больницы Алексеева при поликлинике 121-й, что в Южном Бутово. Они реально помогают справиться с постковидным синдромом, с депрессивным состоянием. Многие боятся психбольниц. Это какое-то неправильное толкование, непонимание. А ведь только квалифицированные психологи могут добраться до проблем постковида и помочь. По крайней мере, мне помогли.
«Это уже самостоятельное заболевание»
По данным исследователей Сеченовского университета, в России от постковидного синдрома страдают больше 20 процентов пациентов, перенесших коронавирусную инфекцию. Среди самых частых жалоб — слабость (точнее, быстрая утомляемость), одышка, тревога, депрессия, проблемы со сном и выпадение волос.
«Постковидный синдром (ПКС) — это симптомокомплекс, который возникает вследствие перенесенной коронавирусной инфекции. Это очень широкое понятие, которое может включать поражение нервной, сердечно-сосудистой систем, органов желудочно-кишечного тракта, мышечную атрофию. Могут быть даже какие-то психические проявления. Его продолжительность — дело сугубо индивидуальное. У кого-то основные симптомы в легкой форме разрешаются в течение двух-трех месяцев. У других сохраняются до года и даже больше. О максимальных сроках говорить рано. Мы пока только наблюдаем это заболевание, изучаем его. По моему опыту — дольше всего у пациентов держатся различные нарушения неврологического характера, поражения периферической нервной системы», — рассказал РИА Новости заведующий кафедрой спортивной медицины и медицинской реабилитации Сеченовского университета, эксперт Лиги здоровья нации профессор Евгений Ачкасов.
По его словам, симптомы ПКС, их выраженность и продолжительность часто зависят от тяжести течения COVID-19, но не всегда. Так, среди пациентов немало людей, которые относительно легко перенесли сам ковид, а от его осложнений мучаются уже более года.
«Основа реабилитационных программ при постковидном синдроме — дыхательная гимнастика, циклические физические упражнения, кардиопротекция. Мы стремимся защитить сердечную мышцу как медикаментозно, так и различными физиотерапевтическими вариантами. Используем массажи, барокамеры. Достаточно широкий спектр. Но надо понимать, что зачастую дома реабилитировать таких пациентов очень сложно. Лучше госпитализировать. Постковидный синдром — это уже самостоятельное заболевание, и к нему надо относиться очень серьезно», — подчеркнул профессор.
Однако если симптомы ПКС ярко выражены, а возможности обратиться к врачу нет, то специалисты советуют заниматься скандинавской ходьбой. Этот вид физической активности хорошо влияет на сердечно-сосудистую и дыхательные системы. А вот надувать шарики для восстановления объема легких ни в коем случае нельзя, чтобы не получить дополнительную легочную травму.
Научная электронная библиотека
1.3. Функциональная характеристика лиц с нарушением зрения
Зрительная информация составляет около 90 % информации, поступающей в кору больших полушарий мозга человека. В отличие от других сенсорных систем, зрительный анализатор генетически развивается в тесной связи с мозгом. С первых дней жизни ребенка зрение тесно связывается с осязанием, слухом, обонянием и другими видами чувствительности. В результате образуются сложные динамические системы связей, являющиеся чувственной основой всей психической деятельности и ориентации ребенка в пространстве.
При нарушении или недоразвитии зрения значительно обедняется информация, поступающая в кору больших полушарий мозга. Снижение потока зрительных импульсов, поступающих в мозг с сетчатки глаза, ведет к изменению функциональной деятельности коры: отмечается снижение или полное исчезновение в затылочной области, так называемого альфа-ритма, перестраивается вся корковая нейродинамика.
В зависимости от степени снижения остроты зрения на лучше видящем глазу при использовании обычных средств коррекции (очков) выделяются: слепые и слабовидящие.
Среди лиц, относящихся к категории слепых, принято выделять:
– абсолютно или тотально слепых;
– частично или парциально слепых, имеющих либо светоощущения (способность различать свет и тьму), либо формальное зрение (возможность различения формы предмета, т.е. выделения фигуры из фона).
Критической чертой является острота зрения, составляющая 0,04 по таблице Сивцева. Если острота зрения превышает этот уровень, зрительная система функционально развивается. Если острота зрения оказывается ниже этой границы, то человек не может использовать зрение функционально.
Среди причин слабовидения нужно отметить следующие: аномалии рефракции; патология хрусталика (помутнение – катаракта); патология сетчатки (дистрофии, дегенерации, отслойка сетчатки); патология глазодвигательного аппарата (косоглазие, нистагм).
Для подавляющего большинства видов спорта ведущим анализатором является зрительный. С помощью органов зрения спортсмен воспринимает окружающую обстановку, действия соперника, анализирует свое отношение к окружающим условиям, ориентируется в пространстве, осуществляет текущий и конечный контроль за результатами своих действий. С помощью зрительных восприятий создаются возможности познания размеров, цвета, расстояний и скоростей движений предметов и их взаимных (относительных) расположений.
Сказанное позволяет говорить, что зрительной системе при занятиях спортом приходится решать главным образом метрические задачи, то есть производить оценку пространственно-временных параметров визуально фиксируемой ситуации: размеров, расстояний, скоростей, углов, амплитуд, соотношений ее элементов. Патология зрительного анализатора и сопутствующие отклонения в состояния здоровья неблагоприятно сказываются на развитии двигательной функции.
Люди с нарушениями зрения менее физически дееспособны, у них преобладает вынужденная статическая поза с низко опущенной головой при выполнении определенной деятельности. При такой осанке изменяется ритм и глубина дыхания, напрягаются мышцы спины и шеи, что способствует сдавливанию сосудов, питающих головной мозг.
Низкая острота зрения замедляет скорость выполнения задания, приводит к быстрому утомлению, а затем снижению работоспособности. Снижение двигательной активности слабовидящих ведет к ухудшению физического развития и подготовленности, провоцирует возникновение ряда хронических заболеваний или усугубляет имеющиеся. Существенные изменения в двигательной функции приводят к нарушению ориентировки в пространстве, что проявляется в снижении быстроты, координации, точности, темпа, соразмерности движения, овладения такими движениями, как ходьба, бег.
Нарушение зрения влечет за собой особенности в физическом развитии данной категории людей. В зависимости от локализации недуга нарушенными могут быть как основные свойства нервных процессов, так и отдельные функции организма, которые влекут за собой значительное отставание физического развития.
Показатели развития людей с нарушениями зрения ставятся в обратно пропорциональную зависимость от уровня сохранности зрительной системы: чем больше поражена зрительная система, тем ниже показатели развития. Между тем, исследования показали, что благодаря занятиям физической культурой происходит улучшение кровообращения в тканях глаза, а это, в свою очередь, активизирует обменные и трофические процессы, препятствует прогрессированию и обострению глазного заболевания, оказывает благоприятное влияние на органы зрения в целом.
Характерные особенности развития людей с нарушением зрения. Первая, заключается в некотором общем отставании развития слабовидящего человека по сравнению с развитием зрячего, что обусловлено меньшей активностью при познании окружающего мира. Это проявляется как в области физического, так и в области умственного развития. И хотя возрастная динамика физического развития у слабовидящих детей в принципиальных чертах сохраняется, его уровень значительно отстает от нормы. В школьном возрасте слабовидящие дети отстают от своих нормально видящих сверстников в весе (от 3 до 5 кг), росте (от 5 до 13 см), в показателях окружности грудной клетки (до 4,7 см). Заметное отставание от нормы отмечается и в развитии жизненной емкости легких (ЖЕЛ): в среднем у детей 10–12 лет с нарушением зрения она составляет 1,6 см3, тогда как у нормально видящих – 1,8 см3.
Вторая особенность развития слабовидящего состоит в том, что периоды его развития не совпадают с периодами развития зрячих. До того времени, пока слабовидящий человек не выработает способов компенсации слепоты, представления, получаемые им из внешнего мира, будут неполны, и они будут развиваться медленнее. Выпадение или глубокое нарушение функций зрительного анализатора приводят к некоторому усилению тормозного процесса: снижение скорости выработки условных рефлексов, замедление выработки дифференцировок и переделки сигнальных значений условных раздражителей на противоположные (Л.Р. Макина, 2013).
Третьей особенностью развития слабовидящего является диспропорциональность. Она проявляется в том, что функции и стороны личности, которые менее страдают от отсутствия зрения (речь, мышление и т.д.), развиваются быстрее, хотя и своеобразно, другие – более медленно (движения, овладение пространством). Прежде всего, страдают функции, тесно связанные со зрением, в особенности восприятие предметов и явлений действительности, ориентации в пространстве, формирование представлений и измерительных действий.
Слабость мышечного корсета приводит к появлению боковых искривлений позвоночника, лордозов и кифозов. У слабовидящих детей нарушение осанки отмечается значительно чаще, чем у учащихся массовых школ. Если у нормально видящих детей нарушение осанки наблюдается в среднем у 29 %, у слабовидящих детей этот показатель составляет от 41 до 51 %, для слепых – от 50 до 80 %. У детей с нарушением зрения наблюдается усиление грудного кифоза и уплощение поясничного лордоза. Такие отклонения в состоянии здоровья связаны со слабым физическим развитием данной категории людей, малой двигательной активностью. Наряду с нарушением осанки, у слабовидящих выявлен большой процент – до 53,8 % – деформаций стоп. При нарушении осанки и деформации позвоночника грудная клетка видоизменяется, что приводит к заболеваниям сердечнососудистой системы, изменению ритма сердечных сокращений, частоты пульса и кровяного давления, а также к отклонению в работе органов дыхания. Данные патологии относятся к вторичным отклонениям.
Зрительный дефект вносит дискоординацию, нарушает свободу движений. У слабовидящих отмечается ухудшение сократительных свойств мышц, мускулы конечностей и туловища становятся слабыми, они быстро устают даже после непродолжительной ходьбы. Тонус мышц и уровень мышечного сокращения нижних конечностей у слепых ниже, чем у нормально видящих, и с возрастом эта разница увеличивается.
Слабовидящие люди отстают от нормы по показателям подвижности в суставах, мышечной работоспособности, точности движений. Наибольшее отставание у лиц, имеющих дефект зрения, проявляется в развитии силовой выносливости мышц, координации движений, скорости движений. В показателях гибкости на 12–15 % слабовидящие уступают нормально видящим сверстникам. Показатели устойчивости тела (равновесия) у лиц с нарушением зрения отстают от нормы в 1,5–2 раза, особенно ярко это проявляется в возрасте 16 лет.
Примерно у 36,6 % слепых и слабовидящих, помимо заболеваний глаз, имеется патология других органов и систем. Это: заболевания нервной системы – 36,2 % (дебильность, эпилепсия, ночной энурез и другие); опорно-двигательного аппарата – 23,4 % (сколиоз); болезни верхних дыхательных путей – 11 % (хронический тонзиллит, гайморит, ринит и другие); органов дыхания – 6,6 % (хронический бронхит, пневмония, бронхиальная астма); пищеварительной системы – 4,5 % (хронический гастрит, дискинезия желчных путей и другие); врожденные пороки (сердца, аорты, кривошея, косолапость) – 7,3 %. Практически у каждого третьего, страдающего сопутствующей патологией, последняя является врожденной и сочетается с врожденным заболеванием глаз.
Любой дефект, следствием которого является нарушение нормального развития, приводит к автоматическому включению биологических компенсаторных функций организма. Компенсаторная перестройка у слабовидящих происходит как за счет использования других сенсорных функций (слуховая, тактильная, мышечная и другие виды чувствительности), так и за счет использования высших форм познавательной деятельности. В результате этого возникают различного рода замещения и перестройки, способствующие восстановлению, исправлению недоразвитых функций. Огромную роль в компенсации дефектов зрения играет сознание.
Осязание компенсирует познавательные и контролирующие функции деятельности слепых. Конечно, полное возмещение утраченных функций невозможно, так как, во-первых, кожные и мышечно-суставные ощущения отражают не все признаки предметов, воспринимаемые зрительно, во-вторых, осязательное поле ограничено зоной действия рук и восприятие протекает более длительно, чем зрительное. Но осязание даёт слепому необходимые знания об окружающем мире и достаточно точно регулирует его взаимодействие с окружающей средой, а культура осязания является одним из основных средств компенсации слепоты.
Спортивная деятельность связана с необходимостью длительное время поддерживать работоспособность, т.е. проявлять выносливость, которая у данной категории людей лимитирована различными нарушениями и сниженной двигательной активностью. Уровень специальной выносливости лиц с нарушением зрения определяется не только степенью развития вегетативных функций, обеспечивающих движение, но и стабильностью координационной выносливости, выступающей как фактор устойчивости против утомления нервно-моторных функций управления движениями.
Люди с нарушениями зрения в большинстве своем чувствительны даже к небольшим отклонениям кровообращения мозга, а силовые упражнения сопровождаются большими перепадами артериального давления, связанными с задержкой дыхания и натуживанием. Для нейтрализации этих негативных явлений на занятиях у людей со зрительной патологией силовая нагрузка должна составлять не более 50 % от максимального веса и подъем снарядов (гантели, гриф штанги и т.п.) следует выполнять на фазе вдоха, что автоматически исключает задержку дыхания и натуживания.
Элементарные формы проявления быстроты в различных сочетаниях и в совокупности с другими способностями и техническими навыками обеспечивают комплексное проявление скоростных способностей в сложных двигательных актах, характерных для конкретного вида спортивной деятельности. Однако лиц с нарушением зрения как минимум один или несколько факторов имеют дефектную основу и поэтому тормозят развитие скоростных способностей. Это обстоятельство требует поиска средств и методов их развития с учетом первичного дефекта, состояния опорно-двигательного аппарата, сохранности сенсорных систем и психических функций. Поэтому развитие скоростных способностей необходимо проводить дифференцированно, совершенствуя отдельно независимые формы их проявления.
Координационные способности являются важным фактором достижения высоких спортивных результатов. Но отсутствие достаточного расслабления приводит к мышечной скованности, что мы можем наблюдать у людей с нарушением зрения. Из-за дефекта зрения они боятся выполнить двигательное действие, тем самым выполняя все в скованном состоянии. Избыточная напряженность мышц у лиц с нарушением зрения связана с влиянием основного дефекта и нарушения управления произвольными движениями, эмоциональной и психологической скованности. Однако отсутствие или недостаточный контроль за движениями со стороны зрительной системы компенсируется тем, что в процессе тренировки работа проприоцептивной чувствительности становится настолько точной и дифференцированной, что может протекать без зрительного контроля.
Правда ли что у слепых обостряются другие чувства
Ряд исследователей не отметили у слепых физиологического утончения слуховых восприятий по сравнению со зрячими и даже обнаружили у них затруднения в локализации звуков в пространстве [Runz М., Зимкина А. М.]. По-видимому, у некоторых слепых слух не получает особенного развития, однако тонкие исследования многих авторов и самоописания слепых дают основания полагать, что в большинстве случаев слепота стимулирует развитие слуха. Если к этому же прилагаются и усилия педагогов, то у значительной части слепых слуховые восприятия могут достичь высокой степени совершенства.
Имеются многочисленные наблюдения, свидетельствующие об остром обонянии у слепых. Несомненно также, что слепым приходится пользоваться обонянием чаще, чем зрячим. Морис де ла Сизеранн в книге «Слепец о слепых» пишет: «Алкоголь, вино, кофе, пирожные, мыло, туалетная вода, шерстяные ткани, меховые вещи, кожа перчаток, особенно если она согревается солнцем или теплом комнаты, — все это дает характерные запахи. Точно так же и предметы, с которыми человек обычно имеет дело, — дерево, железо, медь, масляные краски, фармацевтические средства; столяр, слесарь, портной, маляр, наборщик, фармацевт — каждый является носителем особого запаха. Платья очень быстро пропитываются атмосферою, в которой живет человек; затхлый воздух конторы, пары кухни, запахи различных эссенций в малярной мастерской переносятся вместе с платьями их обитателей. А люди, которые носят резиновые накидки или платья из толстого черного драпа и т. д. Все эти вещества создают целый агрегат ощущений, целую обонятельную гамму, то привлекательную, то безразличную, то неприятную, но которая, во всяком случае, помогает отличить, характеризовать людей, даже если не видишь их».
Исследования, связанные с особенностями вкусовой чувствительности, очень немногочисленны. Естественно ожидать некоторое изощрение вкусовой чувствительности у слепых, однако это обусловлено индивидуально-биологическими особенностями и профессионально-трудовой деятельностью индивида.
Известный советский тифлопедагог М. И. Земцова пишет, что отсутствие зрения не влечет за собой изменения элементарной функции (осязания, слуха, обоняния); их пороги раздражения не выше, чем у зрячих; но они достигают высокой степени дифференцированности.
Более трех столетий многие исследователи обращали внимание на удивительную способность слепых ощущать предметы на расстоянии. Этому свойству условно был дан термин «шестое чувство», или «чувство приближения», «чувство пространства», «лицевое зрение». До настоящего времени достаточно полной трактовки этого феномена нет.
В 1669 г. Франсуа де ла Мот ле Вейс описал шестое чувство у двух слепых при приближении к стене. Более подробно об этой особенности слепых сообщил Леви в 1872 г., сам ослепший в раннем детстве. Он пишет: «Хотя совершенно слепой, я могу сказать как у себя дома, так и на открытом воздухе, как на ходу, так и стоя, нахожусь ли я пред каким-нибудь предметом, и могу узнать, велик ли последний или мал, узок или широк. Точно так же я могу определить, изолирован ли этот предмет или преграда непрерывная, компактная ли эта преграда или с просветом, и часто я различаю, находится ли предо мною деревянный забор, кирпичная стена или живая изгородь. Я обыкновенно не могу распознать предметов, если они значительно ниже моего плеча, но бывают и исключения. Это может зависеть от природы этих предметов или от ненормального состояния атмосферы. Кажется, что предметы ощущаются непосредственно кожей лица и что впечатление от них передается прямо в мозг. Лицо есть единственная часть моего тела, обладающая этим свойством. Ни одно из пяти чувств не имеет никакого отношения к описанной способности, и вышеизложенное ведет меня к названию этого чувства, еще не изученного, лицевым восприятием».
По поводу этого феномена было высказано несколько гипотез. Одной из самых распространенных и, казалось бы, естественных является сохранность остатков зрения в виде способности отличать свет от тьмм. В пользу этого может свидетельствовать ощущение предметов крупного размера при приближении к ним. Однако у слепых, сохранивших слабые остатки зрения, шестое чувство слабо развито, и при полной темноте они чаще, чем абсолютно слепые, натыкаются на препятствия.
Вторая гипотеза — чувство расстояния — обусловлено слуховыми ощущениями. Известно, что слепые легче определяют приближение к препятствиям при полной тишине, чем при множестве посторонних звуков. В результате многочисленных экспериментов было высказано предположение, что шестое чувство является результатом восприятии отраженных звуковых волн, производимых шумом собственных шагов при движении, от впереди находящеюся предмета. В то же время большинство слепых воспринимают находящийся впереди предмет и в том случае, если спокойно стоят перед ним.
Против гипотезы слухового ощущения говорит тот факт, что слепые считают органом восприятия отдаленных предметов кожу лица. Часто они заявляют: «Чувствую предмет лицом, но как — сказать не могу». Полное исключение органа слуха (затыкание ушей смоченной ватой и прижатие их пальцами) не способствовало устранению чувства предмета. При приближении предметов сзади или сверху к обследуемому, находящему в покое, шестое чувство не проявлялось.
А. Л. Крогиус полагает, что шестое чувство возникает в результате восприятий тактильных ощущений колебания воздушного столба и теплового излучения. В более поздних исследованиях появление шестого чувства объяснялось за счет действия комплекса факторов: слуховых, кинестетических, тактильных, температурных.
Заслуживают внимания исследования, проведенные под руководством И. С. Беритова. В результате исследований авторы пришли к заключению, что в основе шестого чувства лежит восприятие подпороговых раздражений слухового анализатора, что является условным сигналом для сокращения кожных мышц лица и воспринимается слепыми как «чувство предметов лицом». Авторы показали, что способность ощущать предметы на расстоянии свойственна и животным, по их мнению, эта способность относится к группе оборонительных рефлексов. В. А. Гиляровский к этой же группе рефлексов относил «чувство присутствия», якобы развивающееся у многих слепых в качестве своеобразной компенсации отсутствия зрения.
Высказались и другие точки зрения, но они лишены достаточно убедительной биолого-физиологической основы.
Следует отметить, что до настоящего времени пути компенсации слепоты недостаточно изучены.