Правда ли что наблюдения основной источник информации в астрономии изучая далекие

Тест по астрономии глава 1

Тест по астрономии Глава 1

Задание 1 Наука о небесных светила, о законах их движения, строения и развития, а также о строении и развитии Вселенной в целом называется …

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) Астрофизика 2) Астрография 3) Астрономия 4) Астрометрия

Задание 2 Каково значение астрономии?

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) формирование мистических взглядов на вопросы сотворения мира

2) формирование научного мировоззрения

3) формирование взглядов на развитие природы4) У астрономии нет как такого значения.

Задание 3 Кто первым доказал, что Солнце является центральным небесным телом, вокруг которого обращается Земля и другие планеты.

Укажите истинность или ложность вариантов ответа:

__ Коперник __ Ньютон __ Аристарх __ Кеплер __ Бруно

Задание 4 Первый человек, побывавший в космосе. Запишите только фамилию. Запишите ответ: _________________________________

Задание 5 Раздел астрономии, изучающий движение небесных тел.

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) Среди предложенных ответов нет правильного

2) Небесная кинематика 3) Небесная динамика 4) Небесная механика

Задание 6 Верно ли, что

Укажите истинность или ложность вариантов ответа:

__ Высота отсчитывается в пределах от 0° до −90° к надиру, если светило находится над горизонтом.

__ Линия, соединяющая точки севера и юга, называется полуденной линией.

Задание 7 Сопоставьте названия и определения основных точек и линий небесной сферы.

Укажите соответствие для всех 4 вариантов ответа:

1) Ось мира 2) Круг высоты (вертикальный круг) 3) Небесный экватор

4) Круг склонения светила

__ Большой круг, проходящий через центр небесной сферы и перпендикулярный оси мира

__ Большой круг небесной сферы, проходящий через полюсы мира и светило

__ Прямая, проходящая через центр небесной сферы параллельно оси вращения Земли.

__ Большой круг небесной сферы, проходящий через зенит, светило и надир

Задание 8 Закончите предложение.

Запишите ответ: ____________________________________

Задание 9 Воображаемая сфера произвольного радиуса, центр которой совмещается с той или иной точкой пространства, называется

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) небосводом. 2) небесной сферой. 3) небесным шаром. 4) небесным глобусом.

Задание 10 Чему равны угловые размеры солнечного и лунного дисков?

Луны (в градусной мере) ___________________________

Солнца (в угловых минутах) ___________________________

Задание 11 Телескопы применяют для того, чтобы

Выберите несколько из 4 вариантов ответа:

1) собрать как можно больше света, идущего от изучаемого объекта

2) получить возможность изучать мелкие детали изучаемого объекта

3) смотреть на звёзды

4) пригласить девушку на романтическое свидание

Задание 12 Сопоставьте.

Укажите соответствие для всех 4 вариантов ответа:

1) Радиотелескоп 2) Антенны с заполненной апертурой

3) Антенна с незаполненной (открытой) апертурой 4) Рефлектор 5) Рефрактор

__ Несколько радиотелескопов, объединённых в одну систему и используемые для изучения одного и того же объекта.

__ Астрономический инструмент для приёма собственного радиоизлучения небесных объектов и исследования их характеристик.

__ Телескопы, которые похожи на зеркала оптических телескопов и являются наиболее простыми и привычными в использовании.

__ К какому типу телескопов принадлежит Космический аппарат «Спектр-Р» проекта «Радиоастрон»?

Задание 13 Крупнейший телескоп в мире с 1975 по 1993 год, располагавшийся в России.

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) Большой южноафриканский телескоп 2) Телескоп «Левиафан»

3) Большой телескоп азимутальный 4) Европейский чрезвычайно большой телескоп

Тест по астрономии Глава 1

Задание 1 Периодичность движения, каких небесных тел дала толчок к введению основных единиц счёта времени?

Выберите несколько из 4 вариантов ответа:

1) Солнца 2) Звёзд 3) Луны 4) Планет

Задание 2 Какому учёному принадлежит разработка первого в мире телескопа. Запишите его фамилию. Запишите ответ: _________________________

Задание 3 Каким учёным была предложена геоцентрическая система мироустройства?

Запишите ответ: _________________________________

Задание 4 Как называется ближайшая к нам звезда?

Задание 5 Соотнесите названия разделов астрономии с их определениями.

Укажите соответствие для всех 5 вариантов ответа:

1) раздел астрономии, занимающийся разработкой методов ориентации, определения географического положения наблюдателя, точным измерением времени исходя из астрономических наблюдений.

2) раздел астрономии, в котором в котором Земля выступает в качестве эталона для изучения небесных тел.

3) раздел астрономии, изучающий физические явления и химические процессы, происходящие в небесных телах, их системах и в космическом пространстве.

4) раздел астрономии, изучающий происхождение, строение и эволюцию Вселенной как единого целого.

5) раздел астрономии, изучающий происхождение и развитие небесных тел и их систем.

__ Космология __ Космогония __ Астрофизика __ Практическая астрономия

__ Сравнительная планетология

Задание 6 Целенаправленная и активная регистрация информации о процессах и явлениях, происходящих во Вселенной.

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) наука, изучающая звёздное небо.

2) фундаментальная наука, которая изучает строение небесных тел и их систем.

3) фундаментальная наука, которая изучает строение, движение, происхождение и развитие небесных тел, их систем и всей Вселенной в целом.

4) фундаментальная наука, которая изучает строение и движение всей Вселенной в целом.

Задание 8 Как называется плоскость, проходящая через центр небесной сферы и перпендикулярная отвесной линии?

Выберите несколько из 4 вариантов ответа:

1) плоскость истинного горизонта 2) кругом склонения.

3) небесным экватором. 4) плоскость математического горизонта.

Задание 9 Правда ли, что

Укажите истинность или ложность вариантов ответа:

__ Изучая далёкие звёздные системы, мы изучаем их настоящее.

__ Изучая далёкие звёздные системы, мы изучаем их прошлое.

__ Все звёзды вращаются вокруг Земли.

Задание 10 Сопоставьте определения геоцентрической и гелиоцентрической систем мироустройства.

Укажите соответствие для всех 2 вариантов ответа:

1) Геоцентрическая система мира

2) Гелиоцентрическая система мира

__ представление о том, что Солнце является центральным небесным телом, вокруг которого обращается Земля и другие планеты.

__ представление об устройстве мироздания, согласно которому центральное положение во Вселенной занимает неподвижная Земля, вокруг которой вращаются Солнце, Луна, планеты и звёзды.

Задание 11 Простейший телескоп имеет

Укажите истинность или ложность вариантов ответа:

__ Окуляр __ Фотоаппарат __ Объектив __ Тренога __ Полочка для аксессуаров

Задание 12 Укажите правильный порядок определений телескопов:

1. Рефлектор 2. Рефрактор 3. Зеркально-линзовый

Укажите порядок следования всех 3 вариантов ответа:

__ оптический телескоп, в котором для собирания света используется система линз

__ оптический прибор, который имеет в своей конструкции, как зеркала, так и линзы, которые используются для коррекции изображения.

__ оптический телескоп, использующий в качестве светособирающего элемента зеркало.

Задание 13 Укажите типы существующих телескопов.

Выберите несколько из 5 вариантов ответа:

1) Космический 2) Оптико-волоконный

3) Рефлектор 4) Рефрактор 5) Зеркально-линзовый

Источник

«Презентация по астрономии на тему «Летоисчисление.Календарь»..

Правда ли что наблюдения основной источник информации в астрономии изучая далекие

Описание презентации по отдельным слайдам:

Описание слайда:

Системы летоисчисления. Календарь

Описание слайда:

Хронология
хронология
наука об измерении времени
и различных календарных системах.
Изучает движение небесных тел, и устанавливает точное астрономическое время.
Астрономическая
хронология
Историческая
хронология
Изучает способы измерения и
исчисления времени и
историю развития календаря.

Описание слайда:

ЛЕТОИСЧИСЛЕНИЕ
— последовательный отсчет времени от какой-либо выбранной за ориентир даты того или иного выдающегося с точки зрения современников события.

Описание слайда:

Лунно-солнечные календари. В отличии от лунных календарей начало месяца здесь приходится на первое появление луны, а не на новолуние, кроме того существует система вставки дополнительного 13 месяца раз в несколько лет, календарные циклы (например китайский 60-летний цикл)
Еврейский календарь из Гезера
Древнеславянский календарь
Китайский 12-летний цикл и календарь
Календари

Описание слайда:

Лунный календарь — разновидность календаря, в основе которого лежит период смены фаз Луны
Один из лунных календарей

Описание слайда:

Солнечный календарь — разновидность календаря, в основе которого лежит тропический год, то есть период смены сезонов.
Юлианский и современный грегорианский календари

Описание слайда:
Описание слайда:

Особое место занимает древнеегипетский календарь. Год в этом календаре — это промежуток времени между двумя последовательными восходами звезды Сириуса из созвездия Большого пса. По наблюдениям восхода Сириуса египетские жрецы точно предсказывали начало разлива Нила
Египетские жрецы наблюдают за восходом Сириуса

Описание слайда:

Еврейский календарь
— религиозный и официальный светский календарь Израиля. Календарь относится к солнечно-лунным календарям. Годы исчисляются с начала создания Вселенной, которое, согласно иудаизму, произошло в 3761 году до н. э. Отсчёт времени производится по фазам Луны. Поэтому продолжительность месяцев 29 или 30 дней. Так как 12 лунных месяцев отстают от солнечного года на 11 дней, каждый 2-й или 3-й год добавляется 13-й месяц.

Описание слайда:

Древнеримский календарь
Время отсчёта от основания Рима (753 год до н. э.)

Описание слайда:

Восточный (китайский) календарь
Китайцы в древние времена верили, что движение планеты Юпитер приносит блага и добродетели. Она делает оборот вокруг Солнца за 12 лет. И животных-покровителей тоже двенадцать.
С новым оборотом Юпитера начинается новый цикл.

Описание слайда:

12 животных китайского зодиака были выбраны не случайно. Это были животные либо тесно связанные с повседневной жизнью Древнего Китая, либо те, что по китайским поверьям приносили удачу.

Новый Год по его исчислению наступает во второе новолуние после зимнего солнцестояния. Это одна из дат в период с 21 января по 21 февраля.

Описание слайда:

Кали-юга — с 18 февраля 3102 года до н. э.;
эра Нирвана — с 543 года до н. э.;
Викрам-самват — с 57 года до н. э.;
эра Гаурабда — с 1486 года;
эра Фазли — с 10 сентября 1550 года;
Единый национальный календарь Индии — с 22 марта 1957 года.

Описание слайда:

Ацтекский календарь
Впервые эта система появилась у ольмеков около 3500 лет назад и впоследствии распространилась среди культур и народов центральной Мексики, в том числе майя, сапотеков и ацтеков, которые считали, что время воплощает в себе божественное присутствие, а также предопределяет счастливую, несчастную или нейтральную судьбу.
Для счисления времени ацтеки пользовались двумя календарями:
гражданским (солнечным), который имел 18 двадцатидневных месяцев и ещё 5 несчастливых дней;
священным (ритуальным) из 260 дней.
Сочетание двух типов отсчета времени давало ацтекам, как и майя, повторяющийся 52-летний цикл.

Описание слайда:

Календарь майя
— система календарей, созданных цивилизацией майя в доколумбовой Центральной Америке.
По мнению учёных, календарь майя может вести счёт лет от 13 октября 3373 г. до н. э.
Предположительно этот день, в представлениях майя, был ознаменован катаклизмом типа всемирного потопа или чем-то в этом роде.

Описание слайда:

Исламский календарь
Исламский календарь ввёл халиф Арабского халифата Умар I. Летоисчисление ведётся от Хиджры (16 июля 622 года н. э. — даты переселения пророка Мухаммада из Мекки в Медину.

Описание слайда:

Юлианский календарь
Солнечный календарь, разработанный группой александрийских астрономов и введённый Юлием Цезарем с 1 января 45 года до н. э.

Описание слайда:

Он установил продолжительность года в 365,25 суток: обычные годы длились 365 дней, один раз в четыре года (високосный год) — 366 дней.
На Руси с 1492 года началом года стало считаться не 1 марта, а 1 сентября.
Гай ЮлийЦезарь

Описание слайда:

Григорианский календарь
Введение григорианского календаря. Барельеф на могиле папы Григория XIII в Соборе Святого Петра в Риме.

Описание слайда:

Современный календарь назван григорианским (новый стиль). Он введён при папе Римском Григории XIII 15 октября 1582 года взамен юлианского календаря (старого стиля) из-за возникшего в несколько дней расхождения с астрономическим годом.

В 1918 году грегорианский календарь был введен в России

Описание слайда:

Французский республиканский календарь
был введён во Франции в ходе Великой французской революции декретом Национального конвента от 5 октября 1793 года, отменён Наполеоном с 1 января 1806 года. Отсчёт лет по этому календарю начинался с основания Первой французской республики 22 сентября 1792 года.

Описание слайда:

Древнеславянский календарь
Календарь славян изначально был лунным. Основные праздники годового цикла издревле, ещё с дославянской поры, привязывались к дневному светилу — так что календарь славян с неизбежностью становился лунно-солнечным

Описание слайда:

Славяне считали время по дням, объединяя этот счёт в небольшие периоды (неделя, две недели, 40 дней, месяц (или «луна») и т. п.), учитывая таким образом порядковое положение дня относительно других дней и соотношение всего годичного цикла с астрономическими и природными явлениями. Такими явлениями, по мнению некоторых исследователей, были дни солнечного равноденствия и солнцестояния — славянские праздники Масленица, Купала и Коляда.

Описание слайда:

Петр I от 20 декабря 7208 г. от сотворения мира: «Ныне от Рождества Христова доходит 1699 год, а с будущего Генваря (января) с 1 числа станет новый 1700 год купно и новый столетий век. Впреть лета считать не с 1 сентября, а с 1 января и не от сотворения мира, а от Рождества Христова»

Описание слайда:

В 1700 году Петр I ввел начало года с 1 января.

«Поелику в России считают Новый год по-разному, с сего числа перестать дурить головы людям и считать Новый год повсеместно с первого января. А в знак доброго начинания и веселья поздравить друг друга с Новым годом, желая в делах благополучия и в семье благоденствия. В честь Нового года учинять украшения из елей, детей забавлять, на санках катать с гор. А взрослым людям пьянства и мордобоя не учинять — на то других дней хватает».- Петр I.

Описание слайда:

Революционный календарь
1 октября 1929 года-26 июня 1940 года.

Описание слайда:

Самостоятельная работа
1 вариант

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

1. Особенности астрономии и её методов

Огромные пространственно-временные масштабы изучаемых объектов и явлений определяют отличительные особенности астрономии.

Сведения о том, что происходит за пределами Земли в космическом пространстве, учёные получают главным образом на основе приходящего от этих объектов света и других видов излучения. Наблюдения — основной источник информации в астрономии.

Эта первая особенность астрономии отличает её от других естественных наук (например, физики или химии), где значительную роль играют опыты и эксперименты, планируемые в лабораториях. Возможности проведения экспериментов за пределами Земли появились лишь благодаря космонавтике. Но и в этих случаях речь идёт о проведении исследований небольшого масштаба, таких, например, как изучение химического состава лунных или марсианских пород. Трудно представить себе эксперименты над планетой в целом, звездой или галактикой.

Вторая особенность объясняется значительной продолжительностью целого ряда изучаемых в астрономии явлений (от сотен до миллионов и миллиардов лет). Поэтому непосредственно наблюдать многие из происходящих явлений невозможно. Когда явления происходят особенно медленно, приходится проводить наблюдения многих родственных между собой объектов, например звёзд. Основные сведения об эволюции звёзд получены именно таким способом. Более подробно об этом будет рассказано далее.

Третья особенность астрономии обусловлена необходимостью указать положение небесных тел в пространстве (их координаты) и невозможностью сразу указать, какое из них находится ближе, а какое дальше от нас. На первый взгляд, все наблюдаемые светила кажутся нам одинаково далёкими.

Люди в древности считали, что все звёзды располагаются на небесной сфере, которая вращается вокруг Земли как единое целое. Уже более 2000 лет тому назад астрономы стали применять способы, которые позволяли указать расположение любого светила на небесной сфере по отношению к другим космическим объектам или наземным ориентирам. Представлением о небесной сфере удобно пользоваться и теперь, хотя мы знаем, что реально этой сферы не существует.

Построим небесную сферу и проведём из её центра луч по направлению к звезде А (рис. 1.1). Там, где этот луч пересечёт поверхность сферы, поместим точку А1, изображающую эту звезду. Звезда В будет изображаться точкой В1. Повторив подобную операцию для всех наблюдаемых звёзд, мы получим на поверхности сферы изображение звёздного неба — звёздный глобус. Ясно, что если наблюдатель находится в центре этой воображаемой сферы, то для него направления на сами звёзды и на их изображения на сфере будут совпадать. Расстояния между звёздами на небесной сфере можно выражать только в угловой мере. Эти угловые расстояния измеряются величиной центрального угла между лучами, направленными на одну и другую звезду, или соответствующей им дуги на поверхности сферы.

Источник

Контрольно-измерительные материалы по дисциплине Астрономия

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ «СИМФЕРОПОЛЬСКИЙ ТЕХНИКУМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА И ПРОМЫШЛЕННОСТИ»

Рассмотрено на заседании предметной (методической) комиссии

протокол №1 от 29 августа 2018 г.

___________ Малашевич Л. В.

Начальник учебного отдела

__________ Филиппс С. А.

«03» сентября 2018 г.

программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии СПО

15.01.05. Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки));

23.01.10 Слесарь по обслуживанию и ремонту подвижного состава;

43.01.05 Оператор по обработке перевозочных документов на железнодорожном транспорте; 43.01.06 Проводник на железнодорожном транспорте

Разработчик:___________ Малашевич Л.В.

Общие положения
1. Результаты освоения учебной дисциплины

2. Оценка освоения умений и знаний
2.1. Общие положения;
2.2. Типовые задания для текущего контроля успеваемости.
3. Контрольно-измерительные материалы для промежуточной аттестации по дисциплине
3.1. Общие положения;

3.2. Типовые задания для итогового контроля успеваемости;

3.3. Критерии оценки.

Список вопросов для обучающихся по учебной дисциплине.

Оборудование по учебной дисциплине.

Литература по учебной дисциплине.

Комплект контрольно-измерительных материалов разработан на основе:

Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 г. № 413);

рабочей программы общеобразовательной учебной дисциплины «Астрономия» (одобренной на заседании ПМК естественно- математических дисциплин, протокол №12 от 13.06.2018г.);

15.01.05. Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки));

23.01.10 Слесарь по обслуживанию и ремонту подвижного состава;

43.01.05 Оператор по обработке перевозочных документов на железнодорожном транспорте; 43.01.06 Проводник на железнодорожном транспорте

Контрольно-измерительные материалы (далее – КИМ) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины: «Астрономия». КИМ включают контрольные материалы для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета.

Результаты освоения учебной дисциплины

В результате освоения учебной дисциплины: «Астрономия» обучающийся должен обладать предусмотренными ФГОС среднего общего образования следующими результатами :

Л1 сформированность научного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития астрономической науки;

Л2 устойчивый интерес к истории и достижениям в области астрономии;

Л3 умение анализировать последствия освоения космического пространства для жизни и деятельности человека;

М1 умение использовать при выполнении практических заданий по астрономии такие мыслительные операции, как постановка задачи, формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов, формулирование выводов для изучения различных сторон астрономических явлений, процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;

М2 владение навыками познавательной деятельности, навыками разрешения проблем, возникающих при выполнении практических заданий по астрономии;

М3 умение использовать различные источники по астрономии для получения достоверной научной информации, умение оценивать ее достоверность;

М4 владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения по различным вопросам астрономии, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме астрономического характера, включая составление текста и презентации материалов с использованием информационных и коммуникационных технологий;

П1 сформированность представлений о строении Солнечной системы, эволюции звезд и Вселенной, пространственно-временных масштабах Вселенной;

П2 понимание сущности наблюдаемых во Вселенной явлений;

П3 владение основополагающими астрономическими понятиями, теориями, законами и закономерностями, уверенное пользование астрономической терминологией и символикой;

П4 сформированность представлений о значении астрономии в практической деятельности человека и дальнейшем научно-техническом развитии;

П5 осознание роли отечественной науки в освоении и использовании космического пространства и развитии международного сотрудничества в этой области

Формой промежуточной аттестации по учебной дисциплине, предусмотренной учебным планом, является дифференцированный зачет.

2. Оценка освоения умений и знаний

2.1. Общие положения

Предметом оценки освоения учебной дисциплины являются предметные результаты, предусмотренные ФГОС по дисциплине «Астрономия», направленные на реализацию программы общего образования. Технология оценки – пятибалльная. Спецификация оценочных средств:

контрольные работы (тестирования);

сообщения, рефераты, доклады, таблицы, конспекты, кроссворды, (внеаудиторная самостоятельная работа);

устный индивидуальный опрос;

В процессе аттестации по учебной дисциплине осуществляется комплексная проверка следующих результатов обучения:

УД 1. Умение давать определение и оперировать важнейшими астрономическими понятиями.

УД 2. Проведение самостоятельного поиска астрономической информации с использованием ресурсов Интернета.

Тема 1. История развития астрономии

Л1, Л3, М1, М2, М3, М4, П3, П4, П5, П6

УД 1. Умение давать определение и оперировать важнейшими астрономическими понятиями.

УД 2. Проведение самостоятельного поиска астрономической информации с использованием ресурсов Интернет.

Тема 2. Устройство Солнечной системы

Л3, М1, М2, М3, М4, П1, П3, П5

Тема 3. Строение и эволюция Вселенной

Л1, М1, М2, М3, М4, П1, П2, П3, П4, П5

УД 8. Уметь использовать карту звездного неба для нахождения координат светила. УД 7. Приводить примеры практического использования астрономических знаний о небесных телах и их системах.

2.2 Типовые задания для текущего контроля успеваемости

1.Наука о небесных светилах, о законах их движения, строения и развития, а также о строении и развитии Вселенной в целом называется … 1) Астрофизика 2) Астрография 3) Астрономия 4) Астрометрия

2.Периодичность движения каких небесных тел дал толчок к введению основных единиц счёта времени?

1) Солнца 2) Звёзд 3) Луны 4) Планет

3.Каково значение астрономии? 1) формирование мистических взглядов на вопросы сотворения мира

2) формирование научного мировоззрения 3) формирование взглядов на развитие природы

4. Какому учёному принадлежит разработка первого в мире телескопа. Запишите его фамилию.

5.Кто первым доказал, что Солнце является центральным небесным телом, вокруг которого обращается Земля и другие планеты? 1) Коперник 2) Ньютон 3) Аристарх 4) Кеплер 5) Бруно

6.Каким учёным была предложена геоцентрическая система мироустройства? Запишите ответ:

8.Как называется ближайшая к нам звезда? ОТВЕТ :

2) Небесная кинематика 3) Небесная динамика 4) Небесная механика

10.Соотнесите названия разделов астрономии с их определениями.

1) раздел астрономии, занимающийся разработкой методов ориентации, определения географического положения наблюдателя, точным измерением времени исходя из астрономических наблюдений.

2) раздел астрономии, в котором в котором Земля выступает в качестве эталона для изучения небесных тел.

3) раздел астрономии, изучающий физические явления и химические процессы, происходящие в небесных телах, их системах и в космическом пространстве.

4) раздел астрономии, изучающий происхождение, строение и эволюцию Вселенной как единого целого.

11. Раздел астрономии, изучающий происхождение и развитие небесных тел и их систем.

А) Космология Б) Космогония В) Г) Практическая астрономия Д) Сравнительная планетология

11. У какого небесного тела числовая характеристика яркости объекта обозначается буквой m? ОТВЕТ:

12. В каком известном созвездии буквенное обозначение, которое, как правило, присваивается в порядке убывания яркости звезды в созвездии, не совпадает? 1) Малая Медведица 2) Большая медведица 3) Орион

13.Какое количество созвездий было окончательно утверждено в 1922 г. на генеральная ассамблея Международного астрономического союза? Запишите число:

14.Как звали астронома, который первым разделил звёзды по их видимой яркости? 1) Галилео Галилей

2) Норман Погсон 3) Иоганн Байер 4) Гиппарх Никейский

15.Какая звезда является самой яркой звездой северной полусферы? ОТВЕТ:

16.На флаге какого штата США изображено созвездие Большой Медведицы?

1) Аляска 2) Флорида 3) Техас 4) Гавайи

17.Созвездия – это … 1) определённые участки звёздного неба, разделённые между собой строго установленными границами, с характерной наблюдаемой группировкой звёзд. 2) определённые группы звёзд в определённых участках звёздного неба. 3) определённые участки звёздного неба. 4) определённые группы звёзд.

18.Астрономия – это… 1) наука, изучающая звёздное небо. 2) фундаментальная наука, которая изучает строение небесных тел и их систем. 3) фундаментальная наука, которая изучает строение, движение, происхождение и развитие небесных тел, их систем и всей Вселенной в целом.

4) фундаментальная наука, которая изучает строение и движение всей Вселенной в целом.

20.Сопоставьте определения геоцентрической и гелиоцентрической систем мироустройства.

1) Геоцентрическая система мира 2) Гелиоцентрическая система мира

А. представление о том, что Солнце является центральным небесным телом, вокруг которого обращается Земля и другие планеты. Б. представление об устройстве мироздания, согласно которому центральное положение во Вселенной занимает неподвижная Земля, вокруг которой вращаются Солнце, Луна, планеты и звёзды.

1) (4 б.) Верный ответ: «звёздная величина».

2) (3 б.) Верные ответы: 2;

3) (4 б.): Верный ответ: 88.;

4) (5 б.): Верный ответ: 40.;

5) (5 б.) Верные ответы: 2; 1; 3;

6) (3 б.) Верные ответы: 4;

7) (3 б.) Верные ответы: «ВЕГА».

8) (3 б.) Верные ответы: Нет; Нет; Да; Нет;

9) (3 б.) Верные ответы: 1;

10) (4 б.) Верные ответы: Да; Нет; Нет; Нет.

1) (3 б.) Верные ответы: 3;

2) (4 б.) Верные ответы: 1; 3;

3) (3 б.) Верные ответы: 2;

4) (4 б.) Верный ответ: «Галилей».

5) (4 б.) Верные ответы: Да; Нет; Нет; Нет; Нет;

6) (5 б.) Верный ответ: «Птолемей».

7) (4 б.) Верный ответ: «Гагарин».

8) (4 б.) Верные ответы: «СОЛНЦЕ».

9) (3 б.) Верные ответы: 4;

10) (5 б.) Верные ответы: 4; 5; 3; 1; 2.

Правда ли что наблюдения основной источник информации в астрономии изучая далекие

Тема 1. История развития астрономии

Кто догадался о том, что Земля имеет форму шара?

а) древние римляне б) египтяне в) греки г) финикийцы

Чему равно среднее расстояние от Земли до Солнца?

а) 150 тыс км б) 150 млн км в) 150 млрд км г) 150 км

Каков примерно радиус Солнца?

а) 700000 км б) 70000 км в) 7000 км г) 700 км

За счет какой энергии Солнце выделяет тепло?

а) химической б) ядерной в) термоядерной г) атомной

У какой планеты земной группы нет атмосферы?

а) Венеры б) Меркурия в) Марса г) Земли

Что такое астероид?

а) зародыш планеты б) осколок планеты

в) остаток планеты г) часть планеты

Из каких химических элементов в основном состоит Солнечная система?

а) из водорода и азота б) гелия и углекислого газа

в) водорода и гелия г) азота и углекислого газа

Какая планета-гигант излучает энергию?

а) Сатурн б) Юпитер в) Уран г) Нептун

Меркурий назван в честь бога…

а) войны б) труда в) торговли г) воды

Есть ли кольца у других планет-гигантов, кроме Сатурна?

а) да б) нет в) не знаю г) может быть

Тема 1. История развития астрономии

Чему равно среднее расстояние от Земли до Луны?

а) 38400 км б) 384000 м в) 384000 км г) 3840000 км

Кто предложил гелиоцентрическую систему мира?

а) Галилей б) Ньютон в) Бруно г) Коперник

Какова примерно температура поверхности Солнца?

а) 3000 0 С б) 4000 0 С в) 5000 0 С г) 6000 0 С

Каков примерно возраст Солнца?

а) 2-3 млрд. лет б) 3-4 млрд. лет в) 5-6 млрд. лет г) 7-8 млрд. лет

а) Нептуна б) Сатурна в) Урана г) Юпитера

В каком штате США расположен крупнейший на Земле метеоритный кратер?

а) Техас б) Аризона в) Юта г) Калифорния

Может ли астероид иметь свой спутник?

а) не знаю б) нет в) да г) может быть

Каково название самой известной кометы?

а) Галиллея б) Галлея в) Галерея г) Галера

Какая единица измерения расстояния, кроме светового года, используется в астрономии?

а) персек б) персей в) парсек г) персик

Марс назван в честь бога…

а) войны б) труда в) торговли г) воды

Тема 2. Устройство Солнечной системы. Тест. Планеты – гиганты и маленький Плутон.

1. Планетой-гигантом является:

2. Самая большая планета Солнечной системы — это

1) Нептун; 2) Сатурн; 3) Юпитер; 4) Марс.

3. Самый большой спутник в Солнечной системе:

1) Ганимед; 3) Тритон; 2) Мимас; 4) Миранда.

4 Температура на поверхности планет-гигантов составляет:

5. В честь древнеримского бога, покровителя земледелия, была названа планета:

1) Сатурн; 2) Юпитер; 3) Уран; 4) Нептун.

6. В честь римского царя всех богов была названа планета :

1) Сатурн; 2) Юпитер; 3) Уран; 4) Нептун.

7. В 1781 г. В. Гершелем была открыта планета:

1) Юпитер; 2) Сатурн; 3) Уран; 4) Плутон.

8. Рекордное число спутников имеет планета:

1) Юпитер; 2) Уран; 3) Нептун; 4) Сатурн.

Тема 2. Устройство Солнечной системы. Тест. Планеты – гиганты и маленький Плутон Вариант №2

1. Самой удаленной от Солнца планетой Солнечной системы является:

1) Плутон; 2) Уран; 3) Нептун; 4) Юпитер.

2. Большое Красное пятно находится:

1) на Сатурне 2) на Нептуне; 3) на Юпитере; 4) на Уране.

3. Основным газом, образующим планеты-гиганты, является :

1) кислород 2) водород; 3) углекислый газ; 4) азот.

1) Уран и Плутон 2) Нептун и Плутон; 3) Сатурн и Уран; 4) Уран и Нептун.

5. В честь древнеримского бога моря была названа планета:

1) Нептун 2) Уран; 3) Сатурн; 4) Юпитер.

6. Планетой-гигантом является:

1) Венера 2) Марс; 3) Юпитер 4) Земля.

7. В честь греческого божества, владыки подземного мира, была названа планета:

1) Сатурн 2) Плутон; 3) Уран; 4) Нептун.

8. Спутником Нептуна является:

1) Тритон 2) Ио; 3) Ганимед 4) Миранда.

1.Какие планеты Солнечной системы входят в группу планет-гигантов?

А. Земля, Марс, Сатурн, Уран Б. Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун

А. небольшими размерами и массой, высокой плотностью, медленным вращением

Б. большими размерами и массой, высокой плотностью, медленным вращением

В. большими размерами и массой, небольшой плотностью, быстрым вращением

3.Какой спутник является самым крупным в Солнечной системе:

А. Титан Б. Ганимед В. Луна

4.Что является характерной особенностью Венеры?

A. низкая средняя плотность

Б. обратное осевое вращение

В. самый большой размер среди планет земной группы

5.Что делает спутник Юпитера Ио уникальным?

А. гигантский кратер Б. действующие вулканы В. землетрясения и грозы

А. собрать свет и создать изображение источника.

Б. собрать свет от небесного объекта и увеличить угол зрения, под которым виден объект.

В. получить увеличенное изображение небесного тела.

А. составленная из звезд фигура мифологического персонажа или животного из древнегреческих мифов и легенд

Б. участок небесной сферы со строго установленными границами.

В. группа ярких звезд

8. Лунное затмение происходит, когда Земля находится на одной линии между Солнцем и полной Луной. Когда можно наблюдать лунное затмение?

А. утром Б. ночью В. в полдень

9.К отдельному типу «ледяных гигантов» относят:

А.Сатурн и Юпитер Б. Уран и Нептун В.Юпитер и Уран

Тест. Планеты. Вариант 2.

1. Планеты-гиганты в основном состоят:

А. из силикатов и железа

Б. из водорода и гелия

В. из углерода и железа

2. Количество известных спутников у планет-гигантов:

А. у Юпитера – 67, у Сатурна – 62, у Урана – 27, у Нептуна – 14

Б. у Юпитера – 16, у Сатурна – 17, у Урана – 14, у Нептуна – 2

В. у Юпитера – 12, у Сатурна – 10, у Урана – 5, у Нептуна – 2

3.Венера поглощает больше тепла, чем излучает. Как называется этот эффект?

A. теория равновесия Б. парниковый эффект В. эффект Фарадея

4. У каких планет-гигантов есть кольца

A. у Юпитера, Сатурна, Урана, Нептуна Б. у Сатурна В. у Сатурна и Урана

A. в 100 раз больше земной Б. в 200 раз больше земной В. в 318 раз больше земной

6. Астрономия – наука, изучающая …

А. движение и происхождение небесных тел и их систем.

Б.развитие небесных тел и их природу.

В. движение, природу, происхождение и развитие небесных тел и их систем.

7. Откуда Солнце и другие звезды черпают свою энергию?

А.из термоядерных реакций Б. из химических реакций В. из солнечных пятен

8.По каким орбитам обращаются планеты вокруг Солнца?

А. по ветвям парабол Б. по окружностям В. по эллипсам, близким к окружностям

9. Из каких химических элементов, в основном, состоят звезды?

А. водород и гелий Б. гелий и кислород В. азот и гелий

Контрольно-измерительные материалы для промежуточной аттестации по дисциплине

3.1 Общие положения

Итоговый контроль освоения учебной дисциплины осуществляется при проведении дифференцированного зачета. Зачет проводится в рамках учебных часов, выделенных на изучение дисциплины.

Зачет по учебной дисциплине проводится с учетом результатов текущего контроля. Зачет проводится в письменной форме. Обучающиеся получают заранее подготовленные проштампованные листы, оформляют титульный лист работы. Затем следует короткий инструктаж, в ходе которого обращается внимание обучающихся на количество заданий, на необходимость распределения времени на их выполнение, оформление. Задания рекомендуется выполнять по порядку. При проведении зачета обучающимся предоставляется право пользоваться справочной литературой.

3.2 Типовые задания для итогового контроля успеваемости

Проверочная контрольная работа (Тест)

1. Наука о небесных светила, о законах их движения, строения и развития, а также о строении и развитии Вселенной в целом называется …

2.Гелиоцентричну модель мира разработал …

2. Николай Коперник

4. Клавдий Птолемей

3.К планетам земной группы относятся …

1. Меркурий, Венера, Уран, Земля

2. Марс, Земля, Венера, Меркурий

3. Венера, Земля, Меркурий, Фобос

4. Меркурий, Земля, Марс, Юпитер

5. Межзвездное пространство …

1. не заполнено ничем

2. заполнено пылью и газом

3.заполнено обломками космических аппаратов

6. Угол между направлением на светило с какой-либо точки земной поверхности и направлением из центра Земли называется …

2. Горизонтальный параллакс

4. Прямое восхождение

7. Расстояние, с которого средний радиус земной орбиты виден под углом 1 секунда называется …

1. Астрономическая единица

4. Звездная величина

8. Нижняя точка пересечения отвесной линии с небесной сферой называется …

9. Большой круг, плоскость которого перпендикулярна оси мира называется …

1. небесный экватор

2. небесный меридиан

4. настоящий горизонт

10. Первая экваториальная система небесных координат определяется …

1.Годинний угол и склонение

2. Прямое восхождение и склонение

3. Азимут и склонение

11. Большой круг, по которому цент диска Солнца совершает свой видимый летний движение на небесной сфере называется …

1. небесный экватор

2. небесный меридиан

12. Линия вокруг которой вращается небесная сфера называется

3. полуденная линия

4. настоящий горизонт

13. В каком созвездии находится звезда, имеет координаты α = 5h 20m, δ = + 100

14. Обратное движение точки весеннего равноденствия называется …

4. Нет правильного ответа

15. Главных фаз Луны насчитывают …

16. Угол, который отсчитывают от точки юга S вдоль горизонта в сторону заката до вертикала светила называют …

17. Квадраты периодов обращения планет относятся как кубы больших полуосей орбит. Это утверждение …

1. первый закон Кеплера

2. второй закон Кеплера

3. третий закон Кеплера

4. четвертый закон Кеплера

18.Телескоп, у которого объектив представляет собой линзу или систему линз называют …

4. Нет правильного ответа.

19.Установил законы движения планет …

1. Николай Коперник

20.К планетам-гигантам относят планеты …

1. Фобос, Юпитер, Сатурн, Уран

2. Плутон, Нептун, Сатурн, Уран

3. Нептун, Уран, Сатурн, Юпитер

4. Марс, Юпитер, Сатурн, Уран

1. Наука, изучающая строение нашей Галактики и других звездных систем называется …

2. Звездная астрономия

2.Геоцентричну модель мира разработал …

1. Николай Коперник

3. Клавдий Птолемей

3. Состав Солнечной система включает …

4. Четвертая от Солнца планета называется …

5. Определенный участок звездного неба с четко очерченными пределами, охватывающий все принадлежащие ей светила и имеющая собственное называется …

6. Угол, под которым из звезды был бы виден радиус земной орбиты называется …

1. Годовой параллакс

2. Горизонтальный параллакс

7. Верхняя точка пересечения отвесной линии с небесной сферой называется …

8 Большой круг, проходящий через полюса мира и зенит называется …

1. небесный экватор

2. небесный меридиан

9. Промежуток времени между двумя последовательными верхними кульминациями точки весеннего равноденствия называется …

3. Звездный час 4. Солнечное время

10. Количество энергии, которую излучает звезда со всей своей поверхности в единицу времени по всем направлениям называется …

1. звездная величина

11. Вторая экваториальная система небесных координат определяется …

1.Годинний угол и склонение

2. Прямое восхождение и склонение

3. Азимут и склонение

12. В каком созвездии находится звезда, имеет координаты α = 20h 20m, δ = + 350

13. Путь Солнца на небе вдоль эклиптики пролегает среди …

14. Затмение Солнца наступает …

1. если Луна попадает в тень Земли.

2. если Земля находится между Солнцем и Луной

3. если Луна находится между Солнцем и Землей

4. нет правильного ответа.

15. Каждая из планет движется вокруг Солнца по эллипсу, в одном из фокусов которого находится Солнце. Это утверждение …

1. первый закон Кеплера

2. второй закон Кеплера

3. третий закон Кеплера

4. четвертый закон Кеплера

16. Календарь, в котором подсчету времени ведут за изменением фаз Луны называют …

4. Нет правильного ответа.

17.Телескоп, у которого объектив представляет собой вогнутое зеркало называют …

4. Нет правильного ответа

18. Система, которая объединяет несколько радиотелескопов называется …

4. Нет правильного ответа

19. Наука, изучающая строение нашей Галактики и других звездных систем называется …

2. Звездная астрономия

20. Закон всемирного тяготения открыл …

Каждое правильно выполненное задание оценивается одним баллом. Таким образом, максимальное количество первичных баллов, которое можно получить при выполнении теста – 20.

Выполнено мене 70% задания

Набрано менее 14 баллов

Набрано 14-15 баллов

Набрано 16-17 баллов

Выполнено более 90% задания

Набрано 18 баллов и более

Список вопросов для обучающихся по учебной дисциплине.

1.Астрономия, ее связь с другими науками. 2.Практическое применение астрономических исследований. 3. История развития отечественной космонавтики. 4.Достижения современной космонавтики

Тема 1. История развития астрономии

5.Астрономия Аристотеля как «наиболее физическая из математических наук». 6.Космология Аристотеля. 7.Создание первой универсальной математической модели мира на основе принципа геоцентризма. 8.Звездное небо. 9.Летоисчисление и его точность (солнечный и лунный, юлианский и григорианский календари, проекты новых календарей). 10.Оптическая астрономия. 11.Изучение околоземного пространства.

Тема 2. Устройство Солнечной системы

Тема 3.Строение и эволюция Вселенной

21.Расстояние до звезд (определение расстояний по годичным параллаксам, видимые и абсолютные звездные величины). 22. Физическая природа звезд (цвет, температура, спектры и химический состав, светимости, радиусы, массы, средние плотности). 23. Двойные звезды (оптические и физические двойные звезды, определенных масс звезды из наблюдений двойных звезд, невидимые спутники звезд). 24. Открытие экзопланет — планет, движущихся вокруг звезд. 25. Физические переменные, новые и сверхновые звезды (цефеиды, другие физические переменные звезды, новые и сверхновые). 26. Наша Галактика (состав — звезды и звездные скопления, туманности, межзвездный газ, космические лучи и магнитные поля). 27. Строение Галактики, вращение Галактики и движение звезд в ней. 28. Сверхмассивная черная дыра в центре Галактики. 29. Происхождение и эволюция звезд. Возраст галактик и звезд. 30. Происхождение планет (возраст Земли и других тел Солнечной системы, основные закономерности в Солнечной системе, первые космогонические гипотезы, современные представления о происхождении планет). 31. Жизнь и разум во Вселенной (эволюция Вселенной и жизнь, проблема внеземных цивилизаций).

Оборудование по учебной дисциплине

В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «Астрономия», входят:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *