Правда ли что легендарный ралли рейд дакар был основан в 1957 году
История ралли-рейда «Дакар»
На следующий день после празднования Рождества, 26 декабря 1978 года на эспланаде Трокадеро, напротив Эйфелевой башни было шумно. Три сотни искателей приключений приняли безумный вызов Тьерри Сабина и готовились отправиться из промозглого Парижа в Африку. Тогда ещё не было девиза, известного в современной интерпретации как «Вызов для тех, кто решился, мечта для тех, кто остался!» На самом деле этот постулат основателя ралли «Париж – Дакар» появился в регламенте гонки 1982 года.
Изменился ли «Дакар» за 40 лет своей истории? Конечно, и дело не только в том, что в 2009 году он переехал на другой континент. Многие считают, что первый легендарный период закончился в 1986 году, когда погиб его создатель Тьерри Сабин. Другие датой отсчёта новой эры марафона считают 1994 год, после того, как отец Тьерри Жильбер Сабин продал гонку ASO. Но истина где-то посередине и последним доисторическим «Дакаром» можно считать 12-й по счёту, последний без GPS, который изменил суть внедорожного ралли, лишив его настоящей навигации. Заметим, что дебют грузовиков «КАМАЗ» состоялся 25 декабря 1989 года на ралли «Париж–Триполи–Дакар».
Первый заезд
Почти святочная хрестоматийная история о том, как на заблудившегося в январе 1977 года на ралли «Абиджан – Ницца» Тьерри Сабина сошло озарение и он придумал «Дакар», известна всем. В 1977 году он заплутал в Нигере, огибая массив Эми-Феццан, отклонившись на 50 км от правильной трассы. Три дня на маленьком самолете Жан-Мишель Сине облетал пустыню, пока случайно не обнаружил in extremis («При последнем издыхании» – лат.) умиравшего от жажды Тьерри. На следующий день 14 января организатор вернулся за ним на внедорожнике. Тогда Сине сказал ему: «Это чудо, что мы нашли тебя. Вся твоя дальнейшая жизнь – это бонус». Пустыня подарила ему ровно девять лет. И эти годы он потратил на ралли-рейд «Париж – Дакар».
Первым спонсором нового детища Тьерри Сабина стал босс Yamaha-France Жан-Клод Оливье. Успех первого старта «Париж – Дакар» превзошел ожидания Сабина. Накануне Рождества 1978 года в закрытом парке на парижской площади Трокадеро оказалось 167 транспортных средств: мотоциклов, автомобилей и грузовиков.
А ведь «Дакар» мог и не состояться! И в этом случае у Тьерри Сабина, уже получившего 150 000 франков от спонсора Oasis (группа Volvic), не было второго шанса… Паром Сет – Алжир уже был недалеко от африканского берега, когда пришло сообщение о кончине президента Хуари Бумедьена. Объявлен национальный траур и власти под полицейским конвоем отправили всех в объезд столицы по обледеневшим дорогам.
Несмотря на фурор первого «Дакара», никто не мог представить себе его развития. Oasis не торопился возобновлять контракт с Сабином, а тот не мог найти других спонсоров. После второго ралли всё стало иначе.
Тяжеловесы на «Дакаре»
По официальной версии грузовики появились на трассе «Дакара» только в 1980 году. Однако были они и на первом – в 1979 году – ровно дюжина, все состязались с едином общем зачёте. Конечно, за редким исключением, они были заявлены в роли ассистанса или транспорта оргкомитета: что, впрочем, не помешало присвоить им стартовые номера, а некоторым даже попасть в финальную классификацию. Среди них было пять Unimog, включая списанные из бундесвера медико-санитарные, Steyr-Puch Pinzgauer 6х6 № 180 (он занял 44-е место), Renault Saviem SM8 № 181 (грузовик, перевозивший оборудование для прямого радиоэфира Макса Мейнье, уже участвовал в пересечении Сахары с запада на восток), Unic № 187 (72-е место), Unimog № 189, UNIC № 192 (59-е место), Saviem TP3 № 195, Unic № 196. И наконец автопоезд Mercedes-Benz № 199, который не претендовал на победу: ему была отведена роль «подметальщика», чтобы собирать на трассе выбывших из борьбы мотогонщиков.
Премьерой второго «Париж – Дакара», состоявшегося в январе 1980 года, стало официальное появление отдельного грузового зачёта, в стартовых списках которого было 9 грузовиков. Из них три Sonacome M210 – алжирских кузенов GBC8 6х6 Berliet, построенных на заводе в алжирском Руиба.
Серьёзную ставку сделало подразделение Division Défense Équipement компании Renault Véhicules Industriels, заявив два TRM4000 (SM8 4×4), один из них обслуживал команду.
Был на старте второго по счёту ралли и странный грузовик Mercedes-Benz LP913 с изотермическим кузовом. Жорж Груан, сидевший за рулём этого рефрижератора 4×2 под стартовым № 222 заявил, что проехать можно и с одним ведущим мостом и собирался организовать буфет на финише. Уже в сумерках танк АМХ30, с местного военного полигона, вызволял Mercedes-Benz LP913 из карьера. После схода в Гао, от Бамако до Тамбакунда пришлось добираться по железной дороге.
После первого опыта Груан отправился на маршрут третьего «Дакара» в 1981 году за рулём Mercedes 1932 AK 4х4, доверху гружённого запасными частями. Он финишировал третьим в зачёте грузовиков. И всё же, пока ещё к гонке тяжеловесов относились как к курьёзу… В 1982 году завод в Штутгарте подготовил для Жоржа Груана Unimog U 1700 и на нём экипаж Груан – де Солье – Бернар Малфериоль выиграл в своей категории. Но всё же это был не совсем большегруз. На следующий год Груан решил бороться за рулём настоящего грузовика – на Mercedes-Benz 1936 AK – и выиграл «Париж – Алжир – Дакар 1983».
Наша история.
Первое участие команды «КАМАЗ-мастер» в легендарной гонке «Париж – Дакар» состоялось в 1991 году. Выступление оказалось удачным – 2 и 3 места в зачёте грузовиков. В следующем году – 3 место. А первую победу одержал ещё в 1996 году Виктор Московских. Но главный победный прорыв произошёл в команде с приходом Владимира Чагина. С 2000 по 2018 год команда «КАМАЗ-мастер» поднималась на высшую ступень 15 раз. Результатов «Дакара-2018» ждали с нескрываемым нетерпением, ведь это была юбилейная гонка – 30 лет со дня создания команды «КАМАЗ-мастер». Хотя здесь требуется уточнение. Официальной датой создания команды считается 17 июля 1988 года. Первым официальным соревнованием команды было ралли «Ельч» в Польше, и там она заняла вторую ступень из трёх. Потом был ралли-рейд «Обжектив Сюд» (1989 г.), «Ралли фараонов» (1990 г.), где команда не была в числе последних.
Пролог «Дакара-2018» по погодным условиям повторял прошлогодний. Из-за дождей спортивный этап Туписа – Сальта отменён. На трассе техничек-ассистанс на пути к Сальте смыло мост (в прошлом году здесь случился оползень). Дмитрий Сотников, на которого возлагались главные надежды, проявлял себя в общем-то неплохо, но и Федерико Виллагре на IVECO шёл уверенно. И у некоторых закрались сомнения. Юбилейное ралли складывалось сложно, к 10 этапу из 92 автомобилей, изначально зарегистрированных на гонку, на старт спецучастка Сальта – Белен вышли всего 54.
Катамарка – традиционно несчастливый для нашей команды регион. Два года назад здесь лёг на бок экипаж Николаева и застрял в песке экипаж Мардеева. Не стал исключением и сегодняшний этап – поломка переднего редуктора на машине Николаева, потеря времени на замене колеса у Айрата Мардеева и возгорание машины Антона Шибалова – вот неполный список злоключений.
По результатам финиша 11 этапа аргентинец Федерико Виллагра, по прозвищу Койот, перемещается в генеральной классификации на первое место. К противостоянию Николаев – Виллагра приковано внимание сотен тысяч болельщиков. После 12 этапа и 7518 километров пути разница, разделяющая Николаева и Виллагру, составляла 1 секунду.
Решающим можно назвать 13 этап. На 79-м километре трассы аргентинец из-за проблем с КП сходит с дистанции. Но и на машине Николаева отказывает сцепление, экипаж Дмитрия Сотникова приехал на точку сервиса с пробитым радиатором, у Айрата Мардеева оказался пробитым патрубок радиатора.
Последний 14-й этап только всё расставил на свои места: экипаж Эдуарда Николаева по общим результатам стал победителем в грузовом зачёте ралли-марафона «Дакар-2018». Серебро гонки впервые завоевал белорусский гонщик Сергей Вязович (МАЗ). Ещё один российский экипаж – Айрата Мардеева – стал бронзовым призёром.
История «Дакара»: 1979-2019
Официально нынешний ралли-рейд «Дакар-2019» будет 41-м, но в действительности гонка проходила только 40 раз. В 2008-м она была в последний момент отменена из-за террористической угрозы. Мы решили напомнить вам историю одной из самых знаменитых гонок в мире.
Ралли-рейды – одна из самых старых форм автогонок, так как первоначально автоспорт зародился именно как гонки из одного города в другой. При этом качество дорог между ними зачастую оставляло желать лучшего, и гонки того времени от нынешних ралли-рейдов они отличались не так уж сильно.
Что касается «Дакара», то он родился случайно. В 1977 году французский мотогонщик Тьерри Сабин, участвовавший в ралли-рейде «Абиджан-Ницца», заблудился в Ливийской пустыне. Выжил он чудом – его нашли только спустя три дня, но за это время в голову Сабину пришла мысль устроить в Африке постоянную гонку, которой не будет равных в уровне сложности.
Первый ралли-рейд, организованный Сабином, стартовал уже в декабре 1978-го (финиш состоялся уже в январе следующего года, так что в официальной истории «Дакара» гонка датируется 1979 годом), и в нём приняли участие 182 транспортных средства – 80 автомобилей, 90 мотоциклов и 12 грузовиков. Правда, в официальном зачёте присутствовало только 170 – грузовики официально к участию не допускались, им позволят соперничать только через год.
Старт состоялся в Париже, но основная часть «боевой» дистанции пришлась на пески Сахары. Финишировала гонка в столице Сенегала, Дакаре, на берегу Атлантического океана. Всего на первом «Дакаре» было восемь этапов, но само понятие этапа в то время было другим. Каждый этап, как правило, включал в себя очень длинный маршрут с несколькими контрольными точками в разных городах и продолжался три дня. Так что эти восемь этапов заняли у участников более двух недель.
Первым победителем гонки стал Сирил Неве на мотоцикле Yamaha – в то время зачёт у всех участников был общим. Собственно, мотоциклисты заняли весь подиум.
Среди автомобилей лучшим оказался экипаж Алена Женестье на Range Rover – хотя в общем зачёте они оказались лишь четвёртыми. Все участники, разумеется, были любителями, и выступали за частные команды – заводских в то время в гонке просто не было. Но очень скоро они появятся – завсегдатаями ралли-рейда стали Yamaha, Volkswagen, BMW и советская «Лада». С тех пор эти соревнования проводились регулярно – в том числе и после гибели Сабина. В 1986 году во время очередного ралли-рейда вертолёт, на котором он летел, рухнул в пустыне Мали.
Чтобы соперничать было интереснее, маршрут ралли каждый год менялся – проходил то через Алжир, то через Ливию, то через Мавританию и так далее. Совпадали лишь места старта и финиша, потому марафон получил название «Париж-Дакар». Но к девяностым находить новые способы добраться из столицы Франции в столицу Сенегала становилось всё сложнее, и организаторы начали экспериментировать с местами старта и финиша.
Гонка проводилась и по маршруту Париж-Дакар-Париж, и Дакар-Агадес-Дакар, и Гранада-Дакар, и Париж-Каир, и даже Марсель-Шарм-эль-Шейх. Один из самых сумасшедших вариантов был выбран в 1992 году, когда участникам пришлось проехать через всю Африку с севера на юг, от Парижа до Кейптауна! Тем не менее, чтобы как-то обозначить связь между гонками, все они теперь назывались «Дакаром», даже если через сам Дакар маршрут не проходил.
В 2008-м «Дакар» впервые не состоялся – гонку, которая должна была пройти по маршруту Лиссабон-Дакар, пришлось отменить всего за сутки до старта из-за серьёзной террористической угрозы в Мавритании. После этого было решено перенести ралли-рейд в Южную Америку, сохранив прежнее название. Первый южноамериканский «Дакар» стартовал 3 января 2009 года в аргентинском Буэнос-Айресе, и после двух недель соперничества по горам и пустыням Аргентины и Чили, финишировал там же. На этом же «Дакаре» впервые появился четвёртый класс транспортных средств – квадроциклы.
С тех пор самый знаменитый марафон в мире ежегодно проходит в Южной Америке и собирает огромное количество участников. Несмотря на значительный стартовый взнос, каждый год на старт «Дакара» выходит почти 400 транспортных средств, здесь соревнуются ведущие авто- и мотокомпании мира – KTM, Honda, Yamaha, MINI, Toyota, Mitsubishi и многие другие. А в зачёте грузовиков основное внимание всегда приковано к российским КАМАЗам, на счету которых уже 15 побед, в том числе восемь – в десяти гонках южноамериканской версии марафона.
Первый «Дакар» был ультрахардкором. К 2020-му он эволюционировал в элитную гонку
Один зачет, спартанские условия и никакого GPS.
Вы находитесь в блоге «След Дакара», который мы ведем совместно с производителем шин Goodyear. Именно этими шинами, например, пользуются многолетние победители и неизменные фавориты «Дакара» – команда «КАМАЗ-мастер».
«Дакар» уже давно не проходит по оригинальному африканскому маршруту с финишем у Розового озера. Но остаться в Африке у ралли не было шансов: на протяжении многих лет гонщикам и болельщикам угрожали местные бандиты, маршрут менялся из-за войн и политической напряженности, были даже случаи подрыва машин на минах.
«Дакар» – безумное приключение: здесь воровали машину лидера, гонялись через минные поля и застревали на песке во время прибоя
За более чем 40-летнюю историю главный ралли-рейд планеты изменился – и не только из-за переезда из Африки сначала в Южную Америку, а теперь в Азию. «Дакар» эволюционировал из большого, но не слишком здорово подготовленного соревнования любителей в первоклассный ралли-рейд как в плане организации, так и в плане состава участников. Самые главные перемены собрали в этом тексте.
Все соревновались в одном зачете. Сейчас их пять
В самом первом «Дакаре» приняли участие 182 участника: 80 мотоциклистов, 90 внедорожников и 12 грузовиков. Причем последние были заявлены в основном как транспорт организаторов или машины техподдержки («ассистанс») – хотя это не помешало присвоить стартовые номера наравне с остальными. И да, никакого разделения на разные зачеты не было – они все ехали в одном классе и сражались за один трофей. До финиша добрались всего 74 участника, а первые три места заняли мотоциклисты. Победил француз Сириль Неве на «Ямахе».
Разделение на классы появилось только в марафоне следующего года – мотоциклы, джипы и грузовики получили отдельные зачеты. Почти 30 лет на «Дакаре» было только три категории, но в 2009-м организаторы ввели еще один зачет – для квадроциклов, которые до этого считались частью класса байков. А в 2017-м от категории квадроциклов отделился класс мотовездеходов Side-by-side – и в этом году участников в нем было почти в два раза больше, чем в зачете квадроциклов.
Всего в этом году на «Дакар» приехал 351 экипаж – почти в два раза больше, чем в первом марафоне. Однако эта цифра далека от рекорда: «Дакар»-2005 собрал аж 688 участников.
Навигация была нереально хардкорной. GPS все изменил
Только лишь пилотажных навыков недостаточно для победы на «Дакаре». Второй важнейший ключ к победе – навигация. Оригинальный «Дакар» был воплощением хардкора и сути ралли тех лет: вся навигация осуществлялась по компасу и рукописным дорожным книгам (роудбукам). Это документ со схемой маршрута в виде легенды с указанием поворотов, опасных мест, контрольных точек и остальной информацией, которую организаторы хотят дать участникам. И это все, что было в распоряжении штурманов – потерять кучу времени, поехав в неверном направлении или вовсе пропасть в пустыне было легче легкого.
Однако в 1992 году «Дакар» изменился навсегда. На марафоне впервые появились GPS-навигаторы и маячки. Сейчас у каждого участника есть навигатор ERTF Unik II, а также система спутникового слежения IriTrack, отвечающая за прохождение чекпоинтов и в случае чего, позволяющая подать сигнал бедствия организаторам.
Но не стоит считать, что все это делает маршрут легкой прогулкой: возможности GPS-навигатора ограничены – они лишь указывают направление к следующей контрольной точки, скрывая от раллистов реальные координаты местности. Участники по-прежнему используют роудбуки, которые им выдают незадолго до старта этапа – до этого маршрут держат в тайне. В них содержатся лишь ориентиры и контрольные точки без точных координат. В экстренной ситуации с помощью специального кода можно открыть полноценную GPS-карту, но это влечет за собой штраф.
Более продвинутые GPS строго запрещены – смартфоны и другая вспомогательная электроника во время гонки запирается в спецконтейнерах, а в машинах установлены камеры, помогающие следить за соблюдением правил.
За 40 лет истории «Дакара» изменилась не только навигация, но и, конечно, сами машины. Современные автомобили – это особым образом подготовленная техника, ее ключевые узлы делают специально под ралли. При этом некоторые компоненты остаются «гражданскими». Например, «КАМАЗ-мастер» выступает на шинах Goodyear, которые можно купить в магазинах по всему миру. Технические характеристики и качество покрышек позволяют выступать на тяжелейшем ралли-рейде на обычных шинах для большегрузного транспорта.
Рейд превратился из сборища энтузиастов в сражение профи
Если сравнивать «Дакары» 1979 и 2020 годов, то разница между участниками будет просто кричащей. 41 год назад все было максимально просто: конструкция машин была примитивна, как и экипировка, инструменты и средства для выживания. Богатые заводские команды не решились участвовать в первом марафоне и по сути, все участники первого «Дакара» были любителями.
Никаких «техничек» и десяткой механиков не было: экипажи везли с собой на боевом транспорте все инструменты, запчасти, еду и воду, самостоятельно занимаясь ремонтом и обслуживанием техники. Спали участники в палатках, а питались в основном сухпайками от организаторов.
Современные профессиональные команды не идут ни в какое сравнение с одинокими энтузиастами конца 70-х. Такие коллективы, как «КАМАЗ» или «Тойота» привозят на «Дакар» несколько десятков сотрудников – механиков, инженеров, физиотерапевтов, поваров. Механики остались в палатках, а вот гонщики теперь зачастую спят в комфортабельных кемперах. И даже у частников обычно есть хотя бы одна «техничка» и маленький отряд механиков.
Советский автопром присутствовал на «Дакарах» с самого первого рейда. И разработал главную победную тактику
Организация выросла в разы
«Дакар»-1979 был, по сути, большим риском: основатель марафона Тьерри Сабин организовывал его вместе с друзьями и несколькими помощниками, а главным спонсором был производитель фруктовых соков Oasis. Власти Франции и стран Африки практически не поддерживали организаторов.
Заправки были лишь в контрольных пунктах, те, кто их пропустил – оставались в пустыне. Вместо бивуаков были стоянки и скопления палаток, которые участники возили в собственных машинах с этапа на этап. Питание ограничивалось организаторскими сухпайками – иную еду можно было разве что купить по пути у местных жителей. А самым диким сейчас кажется медицинский вопрос: на 182 участника приходилось две кареты скорой помощи и один вертолет.
Сегодняшний «Дакар» – практически эталон в плане организации больших гоночных событий. Промоутеры марафона из ASO работают совместно с властями и организовывают бивуаки, на которых есть и души, и туалеты, и кухни с кучей еды, и даже мобильный госпиталь.
В организации задействованы сотни людей, делающих жизнь участников во время рейда максимально удобной и безопасной. Марафон обслуживают более сотни транспортных средств: самолеты, медицинские и организаторские вертолеты, кареты скорой помощи, автобусы для перевозки гостей и персонала, грузовики техподдержки, джипы сопровождения. А маршрут за день до старта обязательно разведывают скауты, проверяющие его на наличие серьезных изменений и опасностей.
Женщины стали неотъемлемой частью «Дакара»
На старт первого «Дакара» вышло целых семь женщин – и одна из них, итальянская мотоциклистка Мартина де Кортанз добралась до финиша. В следующих марафонах участвовали Кристин Мартин и Энн Кис, попавшие в топ-10 зачета мотоциклов. Но в целом участие женщин в столь изнурительных гонках воспринималось как нечто неожиданное.
С тех пор все изменилось. В 1998 году немецкая гонщица Ютта Кляйншмидт стала первой женщиной, победившей на этапе марафона. А в 2001 году она превратила в клоунов всех сексистов от мира гонок, выиграв «Дакар» в классе внедорожников.
В 2020-м на «Дакаре» не было Анастасии Нифонтовой, ставшей первой женщиной, финишировавшей в классе Original by Motul – зачете, где участники лишены поддержки механиков и проходят дистанцию в одиночку. Но и без нее в Саудовскую Аравию приехало 13 девушек. Самые яркие из них – Лайя Санс, которая в 2015-м году стала девятой в зачете мотоциклов, Сара Гарсия, повторившая подвиг Нифонтовой и финишировавшая в Original by Motul и выступавшая в зачете мотовездеходов 47-летняя Камелия Липаротти – у нее вся команда состоит из женщин.
История ралли‑марафона «Дакар». Справка
Первая в истории супермарафонская гонка из Франции до Сенегала ‑ авторалли «Париж‑Дакар» ‑ стартовала 26 декабря 1978 года. Инициатором первых ралли был французский мотогонщик Тьерри Сабин. В 1977 году он заблудился на своем мотоцикле в ливийской пустыне во время участия в ралли Абиджан‑Ницца. Его случайно нашли в полном истощении кочевники. Вернувшись во Францию Сабин подумал, что неплохо было устроить ралли‑рейд, то есть гонку по бездорожью. Идея оказалась заманчивой, и с тех пор было проложено 29 оригинальных маршрутов, которые менялись каждый год по разным причинам, как политическим, так экономическим и спортивным. До 1994 года «Дакар» неизменно стартовал из Парижа с переправой через Средиземное море. В дальнейшем встречались разные варианты: Португалия, Испания. В 2003 году финиш состоялся на египетском курорте Шарм‑эш‑Шейх.
Ралли «Дакар‑2008» было отменено из соображений безопасности в связи с угрозой терроризма на территории Мавритании.
В 2009 году 30‑й юбилейный «Дакар» впервые прошел в Южной Америке, стартовав и финишировав в Буэнос‑Айресе. Трасса прошла по территории Аргентины и Чили через пампасы Патагонии, горный хребет Анд на высоте 4 тысяч метров, пустыню Атакама.
Ралли «Париж‑Дакар» ежегодно стартует в канун Нового года. Вначале ралли‑марафон был одним из этапов Кубка мира по ралли‑рейдам, но из‑за разногласий в технических регламентах был выведен из состава Кубка мира, оставшись при этом самым престижным состязанием.
В гонках принимают участие как профессиональные спортсмены (заводские команды), так и любители (их число достигает 80%). Побеждает тот, кто просто опередит соперников по времени на дистанции от самого старта до финиша. Кроме того, на «Дакаре» помимо соревнований среди раллийных автомобилей есть еще зачеты среди мотоциклов, квадроциклов и грузовиков — в каждом зачете выявляется победитель ралли‑рейда. Длина трассы составляет примерно десять тысяч километров.
В первом «Дакаре» приняло участие 182 экипажа, из них финишировало 74. Каждый год число участников ралли неуклонно увеличивается. Самым притягательным в «Дакаре», по мнению участников, являются реальные и ненадуманные трудности, которые придется преодолеть на пути. В разные годы наряду с профессиональными гонщиками на трассу выходили рок‑звезда Джонни Холлидей, трехкратный чемпион мира по горнолыжному спорту Люк Альфан, знаменитый яхтсмен Лоран Бурньон, двукратная чемпионка мира по скалолазанию Изабель Патисье и другие знаменитости.
С 1990 года в гонке «Париж‑Дакар» принимают участие и российские грузовики Камского автозавода, которые в последние годы постоянно занимают лидирующие позиции на финише.
Пилот российской команды Владимир Чагин – семикратный победитель ралли «Дакар» в категории «грузовики», что является рекордом для гонщиков одной категории.
Согласно разным данным, с 1979 года на ралли‑рейдах «Дакар» погибло более 50 человек, среди которых были и участники, и журналисты, и местные жители.
В 2011 году 25‑м погибшим на «Дакаре» гонщиком стал аргентинец Амор Эдуардо Освальдо.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников