Правда ли что керенский бежал в женском платье
История с платьем: переодевался ли Керенский в женщину чтобы сбежать из Зимнего дворца
Александра Керенского можно считать одним из самых неудачливых политических деятелей в истории России. О жизни министра-председателя Временного правительства, фактически правителя России, ходило множество слухов.
Керенский и Ленин
Судьбы Александра Керенского и Владимира Ленина имеют интересные пересечения. Во-первых, они оба родом из Симбирска, во-вторых, их отцы были учителями. При этом отец Керенского ещё и служил директором гимназии, где учился Владимир Ульянов. Конечно, их родители были знакомы и бывали друг у друга в гостях.
О личных встречах Ленина с Керенским нам ничего не известно. Владимир Ульянов был старше Александра Керенского на 11 лет. Если они и виделись в детстве, то говорить о каком-то взаимовлиянии вряд ли можно. Польский журналист Александр Минковский, который брал у Керенского интервью в Америке, спросил у него насчет детских впечатлений от Володи Ульянова. В ответ Керенский сказал, что Владимир был его старше, и они не общались.
История с платьем
Когда заходит речь о Керенском, то обычно первым делом вспоминают, что он бежал из Зимнего дворца, облачившись в женское платье. На самом деле, этого не было. Вероятнее всего, эту версия побега была придумана либо советской пропагандой, либо самим народом.
Из Зимнего дворца Керенский, по его словам, уехал на автомобиле американского посольства, который ему предоставили. По версии Дэвида Фрэнсиса, который был послом США в то время, Керенскому автомобиль не предоставили, он был захвачен адьютантом Александра Федоровича.
После скитаний по России, Керенский, при помощи спецагента Сиднея Рейли, в июне 1918 года отбыл за границу.
Везде не к месту
Попытав счастья в Лондоне, Керенский решил отправиться в Париж. По Парижу его возили французские жандармы, предоставившие в его распоряжение даже личный автомобиль. 10 июля 1918 года состоялась его встреча с французским премьер-министром Жоржем Клемансо. Но и здесь его миссия закончилась неудачей. Европейские политики смотрели на Керенского не как на главу будущего «правительства в изгнании», а как на обычного беженца. Имя Керенского было настолько дискредитировано в России, что созданная в сентябре 1918 года в Уфе Всероссийская директория, заявила о том, что Керенский находится за границей как частной лицо и никаких официальных политических миссий на него не возложено
В Париже Керенский числился сотрудником эмигрантской газеты «За Россию». За неимением средств он был вынужден ночевать прямо в редакции газеты. На следующие десять лет журналистика и публицистика стали основным источником заработка Керенского. С октября 1922 года в Берлине стала выходить его собственная газета «Дни», где публиковались Зинаида Гиппиус, Дмитрий Мережковский, Константин Бальмонт и Иван Бунин. На страницах своего издания он планомерно критиковал большевиков. Единственным способом, с помощью которого можно было победить «красную заразу», было объединение всех европейских демократических сил и русской эмиграции. Но собрать в рамках одной организации хотя бы все русские демократические силы Керенскому не удалось. Попытка организовать новое Учредительное собрание в январе 1921 года завершилась крупным провалом.
Жена из Австралии
Жена Керенского Ольга Львовна Барановская встретила Октябрьскую революцию в Петрограде. Там же на Дегтярной улице она вместе с сыновьями Олегом и Глебом жила на протяжении всей гражданской войны. Её дети ходили в загородную школу. Сама же жена экс-премьера постоянно меняла место работы, чтобы иметь хоть какой-то заработок для дальнейшего существования. Но Ольге Львовне удалось где-то достать эстонские документы и вместе с детьми выехать на новую родину. Она добралась наконец-то до Лондона, но с мужем больше вместе не жила. Семья навсегда распалась. Жена и оба сына остались в Англии, получив впоследствии британское гражданство.
Керенский же в эмиграции встретил Терезу Лидию (Нелль) Триттин, дочь владельца мебельной фабрики из Австралии. Он была младше Керенского на 28 лет. Ольга Львовна долго не давала мужу развод, но к 1939 году все вопросы были решены и «молодожены» наконец-то сыграли свадьбу. Начало совместной супружеской жизни было омрачено началом Второй мировой войны.
Керенский и Гитлер
Гитлера Александр Керенский объективно считал порождением Версальского мирного договора. Мюнхенское соглашение о разделе Чехословакии он, как и многие западные политики, считал единственным средством во избежание новой мировой войны. Нападение на СССР Керенский публично приветствовал. С Германией он связывал надежду на уничтожение советской власти и большевизма. Но позже, поняв масштаб трагедии, он изменил свои взгляды в отношении войны, и был уже целиком на стороне Красной армии и её союзников. Керенский писал 28 июня 1941 года в своем дневнике: «После долгих и тяжких раздумий я пришел к заключению: мы должны страстно желать сейчас только одного — чтобы Красная Армия сохранила свою боеспособность до этой осени. И если получится — это будет чудом!»
Керенский и сам пострадал от действий Гитлера. Вместе с женой ему пришлось покинуть оккупированный немцами Париж. Нелль, вторая жена Керенского, больше всего боялась, что немцы посадят «Алекса» в тюрьму «как Шушнига» (австрийский канцлер, посаженный в тюрьму после Аншлюса). В Великобритании Керенского не пустили из-за его прошлых публичных прогерманских высказываний. В итоге, он вместе с Нелль отправился проездом через Испанию за океан, в США.
Отказ от жизни
После войны Керенский вновь попытался вернуться в политику. Вместе с эмигрантами-эсерами Черновым и Зензиновым в марте 1949 года он создал Лигу борьбы за народную свободу. Но «молодая» эмиграция не приняла Керенского. У них с детства, с советских школьных учебников было заложено отвращение к бывшему премьеру, бежавшему из Петрограда в женском платье.
Керенский писал мемуары, совместно с Гуверовским институтом издал трехтомную публикацию документов эпохи Временного правительства, читает лекции в Стэнфордском университете. Он никогда не забывал о Родине. Ещё в период Великой Отечественной войны Керенский отправлял телеграмму Сталину. Ответа на неё тогда так и не получил. В 1968 году Керенский пытался получить разрешение на въезд в СССР. Советское руководство требовало, чтобы он признал закономерность социалистической революции, правильность политики СССР и успехи советского народа. Керенский ради своей поездки был готов признать уже всё. Но по неясным причинам поездка в Москву так и не состоялась.
Умер Александр Керенский в Нью-Йорке 11 июня 1970 года в возрасте 89 лет. Он уже сам хотел умереть, но требуемого яда ему так и не давали. В какой-то момент он просто отказался принимать пищу и лекарства. Его тело было переправлено сыновьям в Лондон, где до сих пор покоится на кладбище Патни Вэйл.
Действительно ли Александр Керенский сбежал из Зимнего дворца, переодевшись в женское платье
Александр Керенский известен реформами с неоднозначной оценкой, амнистиями. Также распространена версия о том, что он якобы сбежал в платье медицинской сестры. Свои дни он закончил в Соединенных Штатах Америки.
Побег за границу
Жизни Керенского и Ленина очень интересно пересекались. Они оба были выходцами из города Симбирска, а их отцы работали в школе, были знакомы и часто наведывались друг к другу в гости. Но о личном общении двух известных личностей ничего не известно.
Когда вспоминают Керенского, часто заходит речь о том, что он сбежал из Зимнего дворца, предварительно переодевшись в женский наряд. Но фактически этого не было. Скорее всего, такой вариант событий был придуман советскими пропагандистами или слухи пришли из народа.
По воспоминаниям Керенского, он уехал с территории Зимнего дворца на американской машине, предоставленной ему посольством этой страны. Посол Соединенных Штатов Дэвид Фрэнсис заявлял позднее, что авто Керенскому никто не давал, а его захватил адъютант. После длительных скитаний Керенский смог уехать за рубеж. В побеге ему помог специальный агент Сидней Рейли. И летом 1918 года Керенский покинул страну.
Журналистика и попытки возвращения в политику
В России Керенский был дискредитирован до такой степени, что было заявлено о частном порядке его нахождения за границей и отсутствии какой-либо политической миссии на него возложенной. На протяжении 10 лет он зарабатывал в основном журналистикой и публицистикой. В 1922 году он начал выпуск собственного издания «Дни», в котором публиковались стихи известных русских поэтов.
В своей газете Керенский помещал и критику действующего большевистского режима. Он заявлял, что победить красных можно только в том случае, если объединятся все европейские демократы и русские демократы. Но попытка организации нового Учредительного собрания в 1921 году не увенчалась успехом.
В период Второй мировой войны, во время оккупации Парижа фашистами, Керенский с супругой был вынужден уехать из города. Из-за некоторых пронемецких высказываний их не пустили в Британию. В результате супруги уехали в Соединенные Штаты Америки проездом через Испанию.
Когда война закончилась, Керенский снова сделал попытку возвращения в политическую жизнь. Он создал новую организацию, но «молодые» эмигранты не стремились в нее вступать.
Летом 1970 года Александр Керенский умер в Нью-Йорке в 89-летнем возрасте. Он устал от жизни и хотел умереть, поэтому просто отказался есть и принимать медикаменты.
Правда ли, что Керенский бежал из Петрограда в женском платье?
О том, что Александр Керенский переодевался в женское платье, когда сбегал из Петрограда во время Октябрьской революции, писали еще в советских учебниках. Мы проверили, происходило ли это на самом деле.
Вот как описывался побег Керенского в учебнике «Краткий курс истории ВКП(б)», опубликованном в 1938 году: «Что касается Керенского, то он, переодетый в женское платье, успел скрыться в «неизвестном направлении»».
Керенский в женском платье сохранился в общественном сознании и сегодня. В 2018 году сатирическое издание «ИА Панорама», публикующее выдуманные новости, рассказало, что якобы Финляндия собирается передать России платье, в котором бежал Керенский в 1917 году. Некоторые пользователи соцсетей в это поверили.
Есть несколько версий, в каком платье бежал Александр Керенский из Зимнего дворца — переодевшись в одежду сестры милосердия или горничной. По ещё одной версии, во время Октябрьской революции Керенский бежал в женском платье не из Зимнего дворца, а из Гатчинского, где он находился после того, как власть оказалась в руках большевиков.
Слухи о том, что Керенский бежал в женской одежде, поддерживались большевистской пропагандой. Кроме того что такая версия была представлена в советских учебниках, в 1938 году художник Григорий Шегаль написал картину «Бегство Керенского из Гатчины», и картина стала тиражироваться советскими учебниками.
После событий в октябре 1917 года Александр Керенский, бывший тогда главой Временного правительства, оказался в сложном положении. С одной стороны, большевики требовали его выдачи, а с другой, он сам перед этим объявил незаконным выступления Корнилова, поэтому его не хотела поддерживать армия. Тогда Керенский переехал из Петрограда в Гатчину, где собирался переждать бои между большевиками и казаками генерала Краснова. Но казаки вскоре тоже отказались защищать Керенского, посчитав того предателем после Корниловского выступления. В итоге Керенский бежал из Гатчины, а вскоре и вовсе покинул Россию.
Так что бежал Керенский, судя по всему, как минимум дважды: из Петрограда и из Гатчины. Но ни в один из побегов, по его собственным словам, ему не приходилось переодеваться в женское платье. В 1966 году во интервью советскому журналисту Генриху Боровику Керенский восклицал:
«Господин Боровик, ну скажите там в Москве — есть же у вас умные люди! Ну не бежал я из Зимнего дворца в женском платье!»
Сам Керенский был уверен, что слухи распространяли ненавидящие его монархисты. Советник директора Государственного Эрмитажа, доктор исторических наук Юлия Кантор в разговоре с ТАСС о мифах Октябрьской революции, предложила другую версию, почему появился слух о Керенском в платье:
«Речь шла о платье сестры милосердия, и миф о нём возник из того факта, что в Зимнем дворце с 1915 года существовал госпиталь. Те, кто входил вечером 25 октября в Зимний дворец, в том числе группа Антонова-Овсеенко, приходили и в госпиталь и даже пытались срывать бинты с раненых, полагая, что так замаскировались члены Временного правительства — об этом вспоминали и врачи, и сестры милосердия. Выздоравливавшие раненые оказали им серьёзное сопротивление, используя в качестве средств самообороны костыли и весь подручный инвентарь».
Впоследствии появилась еще одна версия: Керенский бежал не в женском платье, а «в матросской куртке и синих очках» — так, например, пересказывал воспоминания генерала Краснова Павел Милюков.
В целом очевидцы побега Керенского обращали внимание на другие детали. Например, посол США в России того времени Дэвид Фрэнсис вспоминал в своей книге «Россия из окна американского посольства», что во время побега из Петрограда Керенский фактически «угнал» машину американских дипломатов. Но о женской одежде речи в воспоминаниях не шло.
Побег из Гатчины американским дипломатам застать не удалось, но об этом эпизоде позже писал сам Керенский: «Я преобразился в весьма нелепого матроса, рукава бушлата которого были коротковаты, мои рыжевато-коричневые штиблеты и краги явно выбивались из стиля. Бескозырка была мне так мала, что едва держалась на макушке. Маскировку завершали огромные шофёрские очки».
Хотя в явном виде миф о Керенском в женском платье опровергает только сам Керенский, историки сходятся во мнении, что такого в реальности не происходило. Главное уязвимое место мифа — это отсутствие единой версии событий, точных обстоятельств, в которых это произошло, и несколько версий самого платья, с воспоминаниями очевидцев не совпадающие.
Новое в блогах
День в истории. «Прошёл нелепо переодетый»
Григорий Шегаль. «Бегство Керенского из Гатчины». 1938
В этот день, 1 (13) ноября 1917 года, в Гатчинcком дворце состоялся знаменательный разговор между премьером Временного правительства Александром Фёдоровичем Керенским и царским генералом Петром Красновым, вместе с которым они шли походом на Петроград.
Обстановка вокруг премьера к этому моменту сложилась нестерпимая: в Гатчину для переговоров приехал большевик Павел Дыбенко.
Генерал Пётр Краснов (тот самый, будущий союзник Гитлера, повешенный по приговору советского суда в 1947 году) стал последней надеждой Александра Фёдоровича.
«Утром 1 ноября вернулись переговорщики и с ними толпа матросов. Наше перемирие было принято, подписано представителем матросов Дыбенко, который и сам пожаловал к нам.
Громадного роста, красавец-мужчина с вьющимися чёрными кудрями, чёрными усами и юной бородкой, с большими тёмными глазами, белолицый, румяный, заразительно весёлый, сверкающий белыми зубами, с готовой шуткой на смеющемся рте, физически силач, позирующий на благородство, он очаровал в несколько минут не только казаков, но и многих офицеров.
— Давайте нам Керенского, а мы вам Ленина предоставим, хотите, ухо на ухо поменяем! — говорил он, смеясь.
Они пришли ко мне и сказали, что требуют обмена Керенского на Ленина, которого они тут же у дворца повесят».
Керенский вспоминал об этом дне так:
«Около 10 часов утра меня внезапно будят. Совершенно неожиданное известие: казаки-парламентёры вернулись вместе с матросской делегацией во главе с Дыбенко!
Основное условие матросской делегации — безусловная выдача Керенского в распоряжение большевистских властей; казаки готовы принять это условие!
Сообщение достаточно неожиданное!
До последней минуты, несмотря на все подозрительные симптомы и мрачные предчувствия, мы не допускали такой низости!
Но факт был налицо».
В своих показаниях сразу после ареста в 1917 году Красном излагал происшедшее у него после этого с Керенским объяснение так:
«1 ноября меня потребовал верховный главнокомандующий (Керенский).
Он был очень взволнован и нервен.
– Генерал, – сказал он, – вы меня предали. Тут ваши казаки определённо говорят, что они меня арестуют и выдадут матросам...
– Да, – отвечал я, – разговоры об этом идут, и я знаю, что сочувствия к вам нигде нет.
– Но и офицеры говорят то же.
– Да, офицеры особенно недовольны вами.
– Что же мне делать? Приходится покончить с собой.
– Если вы честный человек, вы поедете сейчас в Петроград с белым флагом и явитесь в Революционный комитет, где переговорите как глава правительства.
– Да, я это сделаю, генерал.
– Я дам вам охрану и попрошу, чтобы с вами поехал матрос.
– Нет, только не матрос. Вы знаете, что здесь Дыбенко?
– Я не знаю, кто такой Дыбенко.
– Ну, что же делать? Раз ведёте большую игру, то надо и ответ дать.
– Да, только я уеду ночью.
– Зачем? Это будет бегство. Поезжайте спокойно и открыто; чтобы все видели, что вы не бежите.
– Да, хорошо. Только дайте мне конвой надёжный.
Я пошёл вызвать казака 10-го Донского казачьего полка Русакова и приказал назначить 8 казаков для окарауливания верховного главнокомандующего.
Через полчаса пришли казаки и сказали, что Керенского нет, что он бежал. Я
поднял тревогу и приказал его отыскать, полагая, что он не мог бежать из Гатчины и скрывается где-либо здесь же».
В Ставку генералу Духонину Краснов отослал в тот день телеграмму:
«Приказал арестовать главковерха; он успел скрыться».
Позднее, в мемуарах, Краснов попытался приукрасить своё поведение в этот день, якобы никакого предательства с его стороны не было, и он сказал премьеру: «Как ни велика вина ваша перед Россией, я не считаю себя вправе судить вас. За полчаса времени я вам ручаюсь».
И дал тому возможность сбежать.
Сам Керенский уверенно писал о предательстве Краснова, а о своём бегстве рассказывал так (выделение моё):
«Я не считаю ещё себя вправе подробно рассказать мой уход из Гатчинского Дворца. Большевики ещё у власти – люди ещё живы.
Я ушёл из Дворца за 10 минут до того, как предатели ворвались в мои комнаты.
Я ушёл, не зная ещё за минуту, что пойду.
Прошёл нелепо переодетый под носом у врагов и предателей.
Я ещё шёл по улицам Гатчины, когда началось преследование. Шёл вместе с теми, кто меня спас, но кого я никогда раньше не знал и видел в первый раз в жизни.
В эти минуты они проявили выдержку, смелость и самоотвержение незабываемые».
Вот эта фраза «прошёл нелепо переодетый», опубликованная в мемуарном очерке в 1926 году, дорого обошлась позднее Александру Фёдоровичу. (Я помню, как в советской школе начала 80-х читал её в учебнике истории).
Она очень помогла распространению знаменитого мифа о том, что из Гатчинского дворца премьер бежал в женском платье, то ли сестры милосердия, то ли горничной.
Во что же реально переоделся Александр Фёдорович в Гатчинском дворце 1 ноября 1917 года?
Павел Милюков со слов Краснова уточнял, что Керенский ушёл из дворца «в матросской куртке и синих очках».
Один из его адъютантов мичман Кованько рассказывал позднее подробности этих минут.
Керенский сказал своим адъютантам, что он решил застрелиться, чтобы не попасть в руки большевиков.
Но у него больная рука, и он боится, что не убьёт себя, а только покалечит.
Поэтому он просит их бросить жребий, кто из них его застрелит.
Жребий пал на Кованько.
«А надо сказать, что этот Кованько был очень артистичным малым: и сострить мог, и скаламбурить к месту.
Тут он и говорит Керенскому: «Что же это мы в самом деле раскисли?!»
Схватил шофёрскую меховую куртку (тогда ведь были открытые машины), напялил синие очки на Александра Фёдоровича, фуражку».
Автопортрет самого Керенского: «Я преобразился в весьма нелепого матроса, рукава бушлата которого были коротковаты, мои рыжевато-коричневые штиблеты и краги явно выбивались из стиля.
Бескозырка была мне так мала, что едва держалась на макушке. Маскировку завершали огромные шофёрские очки».
К 1927 году легенда о «женском платье» главковерха была уже готова.
Она отразилась на плакате художника Василия Пшеничникова (1882—1957) из Ассоциации художников революционной России (АХРР), созданном к 10-летию революции.
На нём Керенский изображён в неопределённом женском платье красного цвета.
Но это пока ещё не платье сестры милосердия или горничной.
Василий Пшеничников. Плакат, 1927.
Подпись: «БЕГСТВО КЕРЕНСКОГО ИЗ ГАТЧИНЫ. Керенский решил всеми силами подавить революцию. Последняя надежда оставалась у него на казаков. Но и казаки не поддержали Керенского. Член военно-революционного комитета тов. Дыбенко, приехавший в штаб Керенского, в Гатчину, созвал митинг, на котором решено было арестовать Керенского и отправить его в Петроград. За 10 минут до ареста, 14 ноября, около 3-х часов дня, Керенский, переодевшись женщиной и воспользовавшись волнением во дворце, бежал от возмущённых казаков и солдат».
А в среде белой эмиграции легенда о «бегстве Керенского из Зимнего дворца в женском платье» родилась ещё раньше.
Адвокат Николай Карабчевский писал:
«Костюмироваться по маскарадному Керенский вообще любил, и был на это мастер.
Как мне в своё время передавали, он однажды в масленицу явился в квартиру одного думца, где собрались гости, в облачении древнего римлянина времён республики, с мечом в руках.
Все нашли, что в шлеме, из-под которого торчали его характерно-растопыренные уши, и с мечом в руках, на своих тонких ногах, он весьма удачно выразил стойкую храбрость русского революционера.
Позднее ему пришлось маскироваться уже не по случаю масленицы.
Поцарствовав недолго в рабочей куртке, во имя углубления революции, и затем в походной форме потешного „главнокомандующего“, он бежал из Зимнего дворца, как утверждали, в платье и в головной косынке сестры милосердия, что при его брито-бесцветной физиономии дало ему возможность благополучно скрыться.
В каком костюме он впоследствии удирал от большевиков заграницу, мне в точности не известно».
В 1937 году легенда поднялась на новую ступеньку, она вошла в «Краткий курс истории ВКП(б)»!
Там говорилось про его бегство из Гатчины: «что касается Керенского, то он, переодетый в женское платье, успел скрыться».
К 20-летию Октября, в 1937—1938 годах советский художник Григорий Шегаль (1889—1956) создал картину «Бегство Керенского из Гатчины», на которой напуганный Керенский торопливо переодевается в одежду сестры милосердия в одной из дворцовых комнат; репродукцию картины стали довольно часто помещать в советские учебники.
Отметился в творении легенды и Борис Ефимов:
В 1957 году, к 40-летию революции, к мифу о женском платье главковерха приложили руку известные советские карикатуристы Кукрыниксы.
Они создали картину «Последний выход Керенского».
Кукрыниксы. «Последний выход Керенского». 1957—1958
Рисунок Кукрыниксов. 1957 год
Стихи Эмиля Кроткого:
А.Ф. Керенский
Фразёр. Ораторствовал всласть.
Актёр. Играл напропалую.
Хотел в историю попасть,
Попал в историю. В плохую!
Рисунок Ю. Ганфа. 1957 год
— Так с женщинами не поступают!
Советская карикатура на А. Керенского
Ну, а в фильме «Посланники вечности» (1970) легенда сделала последний шаг: Керенский в женском платье бежал уже не из Гатчины, а из Зимнего дворца (впрочем, то же самое утверждал Карабчевский ещё в 1920-х годах).
В телефильме «Шантаж» из серии «Следствие ведут Знатоки» (дело №6, 1972) старорежимная барыня Антонина Валерьяновна Прахова успокаивала своего молодого сообщника, безымянного Шантажиста (роль Армена Джигарханяна), что в случае чего он уйдёт от милицейской засады, «как ушёл Александр Фёдорович».
– Какой Александр Фёдорович?
– В женском платье. Надо знать отечественную историю!
В фильме «Корона Российской империи» (1971) актриса Людмила Гурченко распевала «куплеты шансонетки» на стихи Роберта Рождественского, среди которых был и такой:
Между прочим, сам Керенский за кордон,
Перебрался в платье женском, миль пардон,
Сбросив женскую одежду и корсет
Мне высказывал надежды тет-а-тет.
– Извините, мсье Керенский, чем стареть
Может лучше за Россию умереть?
Ради чести и престижа, не шучу.
– Что я, рыжий? Не хочу!
Этих куплетов Александр Фёдорович, на своё счастье, уже не услышал (он скончался в 1970 году), но про саму легенду, разумеется, знал.
В 1966 году, общаясь с советским журналистом Генрихом Боровиком, беседу с ним начал с эмоционального заявления:
«Господин Боровик, ну, скажите у себя в Москве! Там же есть серьёзные люди! Ну, пусть перестанут писать, будто я бежал из Зимнего дворца в женском платье! Не было этого! И не бежал я, а, согласно нашему общему решению, уехал навстречу нашим войскам, которые всё не прибывали и не прибывали из Гатчины на подмогу Временному правительству! Уехал на своём автомобиле и в своём обычном полувоенном костюме… Меня многие видели, я не особенно и скрывался-то. Солдаты, даже красные, если узнавали меня, отдавали мне честь. При чём тут женское платье?!»
Г. Боровик рассказывал:
«Видимо, эта неправда жгла ему сердце и через 50 лет.
– Александр Фёдорович, но это же НЕ большевики придумали, – ответил я.
– Об этом впервые написал младший брат начальника юнкерской школы, которая должна была оборонять Зимний…
– Да они ж меня все ненавидели и ненавидят! – взорвался Керенский.
– Они ж монархисты… Вы знаете, как они меня называли? «Александра Фёдоровна»! Они намекали на то, что я якобы спал на кровати императрицы Александры Фёдоровны. А я, клянусь Богом, там не спал!».
Кстати, «Александрой Фёдоровной» по имени последней императрицы Керенского называли не только монархисты. У Маяковского в поэме «Хорошо» один из большевиков говорит:
Быть
Керенскому
биту и ободрану!
Уж мы
подымем
с царёвой кровати
эту
самую
Александру Фёдоровну.
И в завершение обзора этого, повторю, прекрасного, с моей точки зрения, исторического мифа, пара небольших личных воспоминаний в тему.
Году в 1979-м учительница рассказывала школьникам, в числе которых был и я, такую историческую байку.
Будто бы в детстве, когда юный Саша Керенский и Володя Ульянов жили в Симбирске, а их отцы были коллегами-педагогами, маленький Саша приходил на ёлку к Ульяновым.
И переодевался при этом в маскарадный костюм девочки.
И второе: около 1990 года помню карикатуру из тогдашней неформальной (оппозиционной) печати, из газеты «Новая жизнь».
На рисунке Александр Фёдорович Керенский демонстрировал Михаилу Сергеевичу Горбачёву женское платье.
Б. Матвеева. Керенский. 1989
Действующие лица того дня в Гатчине:
А.Ф. Керенский. Фото 1917 года
А.И. Деникин и П.Н. Краснов (третий слева) в группе военных
Павел Дыбенко (сфотографирован с Нестором Махно)