Правда ли что изображение можно лепить руками

Думаете лепить лицо это сложно?

Доводилось ли вам создавать скульптуры в виде людей или животных? Какая самая сложная часть? Многие ответят, что самое сложное при создании скульптуры — это лепить лицо (или морду в случае с животными). Это правда лишь от части.

Правда ли что изображение можно лепить руками

Для многих лепка лица может показаться очень сложной задачей. Однако если разделить лепку лица на несколько этапов, все станет гораздо проще.

Что поможет правильно слепить лицо

Лепка лица человека или морды животного, несомненно является сложной задачей. Сложной, но выполнимой. Однако, наряду с опытом и отсутствием страх (о способах борьбы с которым писали в Как побороть страх лепки? скульптору потребуется ряд приспособлений:

Теперь предлагаем рассмотреть каждый из этих пунктов детальнее.

Справочники

Правда ли что изображение можно лепить рукамиАнатомический справочник с детальной прорисовкой костей и мышц головы очень полезная штука для любого скульптора, занимающегося лепкой людей и животных.

Если мы хотим правдоподобности нашего шедевра, то изучить нюансы строения головы придется. Наиболее подходящие для этого инструмент любой медицинский справочник:

Для чего нужен такой справочник? Ответ прост — чтобы отразить правильные пропорции при лепке лица. Поначалу, будет масса ошибок — то глаза далеко, то уши разные, то рот огромен. Но это только по началу. Чтобы таких ошибок избежать придется сверяться со справочниками. И поверьте, даже бывалые мастера очень часто заглядывают в подобные справочники при лепке лица или морды. Так сказать, для реализму.

Чем поможет рисунок при лепке

Наличие справочных материалов в виде фотографий или рисунков также очень полезно. Лучше сделать несколько эталонных изображений и иметь их тот же размер, что и лицо, которое вы будете лепить.

Во-первых, на рисунке или фотографии всегда отображены эмоции, которые очень хочется передать в своем произведении.

Во-вторых, на фотографии видны складки кожи и тени отбрасываемые теми или иными частями лица.

В-третьих, наличие готовой фотографии позволит постоянно сверяться с общим образом в моменте лепки. Чтобы лишний раз не переделывать и не пачкать инструмент.

Правильный инструмент для лепки лица

Мои любимые инструменты для скульптуры это:

Из всего этого самое дорогое это силиконовые гладилки. Их покупка на AliExpress мне стоила рублей 150 за набор из 6 разных гладилок и месяц ожидания.

Набор игл стоил около 30 рублей, а ручки к ним были сделаны самостоятельно (рассказывал как это сделать в этой статье). По хорошему игла используется только одна — самая удобная.

Дотс покупал в принадлежностях для маникюра за 70 рублей. С его помощью получаются отличные ровные углубления для глаз.

А модификация зубочистки заняла примерно минуту — это сточенные на мелкой наждачке края. По сути также гладилка только из дерева.

Собственно когда с основами разобрались, пора начинать лепить лицо.

Поэтапный процесс лепки лица

Лепку лица из полимерной глины условно можно разделить на три этапа. Сначала делаем заготовку. Потом добавляем ключевые формы. И в конечном итоге сглаживаем детали. Всё просто, не так ли. На практике не намного сложнее

. Правда ли что изображение можно лепить руками

Заготовка для лица

Пожалуйста, обратитесь к фотографиям, чтобы помочь с получением правильных форм.

Для начала возьмите большой глиняный шар и сформируйте из него овал, расплющив заднюю часть овала и заострите один конец, чтобы сформировать пятно для подбородка.

Возьмите иголку и сделайте вертикальную линию, разделяющую лицо пополам. Сделайте горизонтальную линию 1/3 сверху для глаз. Сделайте еще одну горизонтальную линию чуть ниже средней точки для носа и еще одну ниже этой точки для губ. Главное обозначить те места, где будут расположены основные элементы.

Теперь с помощью большого шарикового инструмента или резинового наконечника сделайте два отверстия для глазных шариков. Сделайте их достаточно большими, чтобы глазные шарики были 2/3 в отверстии. Стеклянные бусины делают большие глаза, но если вы хотите использовать глиняные глаза вместо этого, я бы предложил сначала вылепить их, а потом приступать к форме лица.

Когда общая форма лица задана можно добавлять детали.

Правда ли что изображение можно лепить руками

Детализируем лицо из полимерной глины

Теперь пора переходить к детализации. На этом этапе необходимо добавить:

Если вы лепите карикатуру, сделайте нос больше.

После того, как вы решили, что все выглядит хорошо, снимите все части снова, и давайте приступим к их сглаживанию.

Сглаживаем детали лица

Возьмите свой нос и расплющить спину и расширьте края, чтобы сделать его легче прикрепить. Поместите его между глазницами с нижней частью носа на вашей линии носа.

Используйте один из ваших инструментов сглаживания, чтобы сгладить края носа по всему периметру. Для этого поместите свой инструмент на край прикрепляемой детали и сделайте движение вниз перетаскивания, пока деталь не станет гладкой.

Теперь не беспокойтесь о ноздрях. Сформируйте нос так, как вам нравится, и удалите любую лишнюю глину.

Прикрепите щеки, сглаживая края. Возьмите полукруг и выровняйте внешний изогнутый край, оставив нижний толще, чтобы сформировать верхнюю губу. Добавьте искривление, если вы хотите глубокую улыбку или гримасу. Пригладьте губу.

Для того чтобы сделать нижнюю губу сплющить вашу часть немного и прикрепить и пригладить нижний край сопрягая его к верхней губе.

Прикрепите подбородок, сглаживая края. Не добавляйте пока никаких мелких деталей, это слишком легко испортить их в этот момент.

Поместите шарик из глины в глазницы, убедившись, что шарик утоплен достаточно, чтобы не казаться выпуклым.

Разгладьте нижние веки, затем прикрепите и сгладьте нижний край, чтобы не беспокоить край прилегающий к глазу.

Чтобы сделать брови сплющить змеей и прикрепить их, чтобы они встретились в верхней части носа. Пригладьте все края.

Добавьте уши, сглаживая передний край и усиливая спину маленькой змейкой из глины.

Постепенно начинаем сглаживать все участки один за другим, придавая лицу большую детализацию и прорисовывая незначительные детали:

Если вы не уверены в том, где добавить тот или иной элемент, посмотрите на отобранные фотографии.

Помните, чем больше деталей вы добавляете, тем ярче и выразительнее будет выглядеть лицо. Однако это придет лишь с опытом. Стоит помнить, что с первого, второго и даже десятого раза идеальное лицо у вас вряд ли получится. Но с каждым разом оно будет все лучше и лучше. Надеемся теперь лепить лицо из полимерной глины вы сможете на раз два.

Пробуйте и у вас все получится.

Удачи всем!

Источник

Пластилинография — нетрадиционная техника рисования

Правда ли что изображение можно лепить руками Светлана Грибанова
Пластилинография — нетрадиционная техника рисования

Пластилинография – относительно новая, нетрадиционная техника рисования, которая привлекает к себе внимание и детей и взрослых.

Лепка всегда привлекает малышей. А пластилинография интересна вдвойне, ведь ребенок и не подозревает, что пластилином можно рисовать. Таким образом, при помощи взрослого ребёнок знакомится с новой техникой, развивает свои творческие способности и мелкую моторику.

Обучать пластилинографии нужно в порядке повышения уровня сложности: начинать с простых картинок в младшем возрасте и постепенно переходить к созданию более сложных.

Техника лепки из пластилина очень проста. Просто нужно отрывать небольшие кусочки от общего куска нужного нам цвета и скатывать из них небольшие шарики, которые затем успешно приклеиваются на подготовленный заранее фон с нарисованным на нем нужным контуром. Шарики выкладываются на поверхность основы и немного прижимаются пальцем. Это очень удобная техника, так как является многоразовой, ведь исправить ошибки на шаблоне не составит никакого труда.

При создании пластилиновых картин следует придерживаться следующей методики. В работе лучше всего использовать яркий, в меру мягкий материал, способный принимать заданную форму. Это позволит еще не окрепшим ручкам дошкольника создавать свои первые рисунки.

Чтобы дети лучше усвоили и закрепили навыки, обучение следует проводить поэтапно: сначала важно научить надавливать на пластилин, затем размазывать его от центра к краям контура и в дальнейшем сочетать оба приема.

Основными целями и задачами обучения детей данной технике являются:

— формирование навыков работы с пластилином, пробуждение интереса к лепке;

— освоение новых приемов работы с пластилином и создание с их помощью сюжетных картин;

— обучение умению ориентироваться на листе бумаги;

— развитие мелкой моторики;

— ознакомление с окружающим миром;

— развитие эмоций и фантазии

— развитие пространственного мышления и творческих способностей;

— воспитание у детей художественного вкуса;

— развитие моторики пальцев рук детей.

Пластилинография способствует, в первую очередь, снятию мышечного напряжения и расслаблению, развивает детское воображение, художественное и пространственное мышление, будит фантазию, побуждает дошкольников к самостоятельности. При успешном овладении методикой рисования пластилином можно выполнять коллективные работы, создавать картины, оригинальные подарки для родителей и друзей.

Рекомендации по организации работы в технике пластилинография:

— во избежание деформации картины, в качестве основы следует использовать плотный картон;

— предотвратить появление на картоне жирных пятен, поможет нанесенная на нее клейкая пленка (скотч);

— устранить ошибку, допущенную в процессе изображения объекта, можно, если нанести контур рисунка под пленку (скотч);

— покрытие пластилиновой картинки бесцветным лаком продлит ее «жизнь».

(используем лак для волос)

Материалы для создания пластилиновой картины:

— картон с контурным рисунком, покрытый скотчем

— бросовый и природный материалы

— выкладывание картинки пластилиновыми шариками

— рисование картин шариками

— рисование полосками пластилина

— рисование по контуру

— работа с затвердевающим пластилином

— размазывание с объёмным эффектом

Работа с пластилином, сам процесс лепки помогают ребенку выразить эмоции, свое видение окружающего мира и свое отношение к нему, сформировать эстетический вкус, развить гибкость, координацию, мелкую моторику пальцев (что в свою очередь способствует речевому развитию). Малыш постепенно и незаметно для самого себя овладевает искусством планирования и учится всегда доводить работу до конца.

Пластилинография – это универсальный метод развития эстетического вкуса, мелкой моторики пальцев, творческих способностей дошкольников любого возраста.

Детям моей группы очень нравиться рисовать пластилином, они постепенно справляются с этой сложной техникой. Вот некоторые наши работы.

Правда ли что изображение можно лепить руками

«Животные жарких стран»

Правда ли что изображение можно лепить руками

Правда ли что изображение можно лепить руками

Правда ли что изображение можно лепить руками

Правда ли что изображение можно лепить руками

Правда ли что изображение можно лепить руками

Правда ли что изображение можно лепить руками

Правда ли что изображение можно лепить руками

Правда ли что изображение можно лепить руками«Зимний лес». Нетрадиционная техника рисования тычком «Зимний лес»Рисование методом тычка. Белый снег, пушистый в воздухе кружится И на землю тихо падает, ложится. И под утро снегом поле побелело,.

Правда ли что изображение можно лепить рукамиМастер-класс «Граттаж — нетрадиционная техника рисования» Сегодня знакомила своих детей с нетрадиционной техникой рисования. Сложное слово ГРАТТАЖ, они пока не запомнили, но это дело времени.

Правда ли что изображение можно лепить рукамиНетрадиционная техника рисования Нетрадиционная техника рисования – рисование салфетками Нетрадиционное рисование позволяет не ограничивать проявления творческих способностей.

Нетрадиционная техника рисования В настоящее время большой популярностью среди детей, родителей и педагоговпользуются так называемая нетрадиционная или неклассическая техника.

Правда ли что изображение можно лепить рукамиМастер-класс «Нетрадиционная техника рисования-батик» Актуальность батика в современном обществе. Батик – это волшебство… Роспись по ткани является одним из древнейших методов её украшения.

Правда ли что изображение можно лепить рукамиНетрадиционная техника рисования «Зима. Новый год» Приветствую всех гостей и друзей! Хочу представить Вашему вниманию небольшой фотоотчет работ декабря по рисованию в нетрадиционной технике.

Правда ли что изображение можно лепить рукамиНетрадиционная техника рисования на тему «Космос» Предлагаю Вашему вниманию фотоотчет рисунков детей на тему «Космос» Цель:закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного.

Пластилинография-нетрадиционная техника изобразительного искусства Пластилинография – это нетрадиционная техника изобразительного искусства, принцип которой заключается в создании лепной картины с изображением.

Источник

Мастер класс: «Использование художественной нетрадиционной техники изобразительного искусства — пластилинографии».

Правда ли что изображение можно лепить руками Ольга Попова
Мастер класс: «Использование художественной нетрадиционной техники изобразительного искусства — пластилинографии».

1 этап: Представление техники пластилиновой живописи.

Прежде чем говорить непосредственно о пластилине, о рисовании этим материалом. Надо сказать о том, на какие стороны формирующийся личности ребенка он оказывает свое благотворное влияние. Тактильная активность, особенно ярко проявляемая детьми именно при играх с пластилином, напрямую влияет на формирование фантазии. Таким образом, стимулируя с помощью подделок из пластилина развитие фантазии ребенка, его способность представлять перед собой образы предметов, которых в действительности нет перед его глазами в данный момент, мы закладываем базу для развития интеллекта ребенка.

Да, пластилином можно рисовать картины. (Слайд 2,3). Это один из самых молодых видов живописи, который стали использовать художники совсем недавно.

Рисование пластилином замечательный по своим возможностям вид изобразительной деятельности. Оно позволяет ребенку освоить объем, сделать картинку рельефной и за счет этого более выразительной и живой. Но, кроме того, это еще и способ задавать детским пальчикам хорошую мышечную нагрузку Особенно там, где требуется размазывать пластилин по плоскости

Рисование пластилиновых картин с детьми раннего возраста можно начать с создания коллективных композиций в сотворчестве с воспитателем. Так как у детей этого возраста преобладает предметное мышление, в силу небогатого жизненного опыта, то и рисование идет предметное. (Слайд-4,6,7) Однако постепенно мы можем расширить эти границы до не сложного сюжета.

Первоначальными приемами обучения в рисовании являются:

— скатывание пластилиновых шариков, очень небольших размеров (не более 3);

— размазывание по поверхности основы (плотный картон) для создания плоского или полурельефного изображения. (Слайд-8)

Задания с использованием описанных приемов рисования можно разделить на

1. Использование только приема надавливания.

2. Использование только приёма размазывания.

3. Использование обоих приёмов.

Формируя навыки надавливания и размазывания, важно научить детей прилагать усилия пальчиками. Воспитатель показывает приемы, а при необходимости берет указательный пальчик ребенка и помогает нарисовать пластилиновую линию, поворачивает пальчик в нужном направлении.

Во время работы необходимо следить за тем, чтобы палец ребенка не загибался, а оставался прямым и напряженным; чтобы он действовал подушечкой пальца, а не царапал пластилин ногтем. В зависимости от тематики занятия предоставляйте детям возможность самостоятельно выбрать цвет пластилина.

Чтобы картинка со временем не теряла своей привлекательности, следует основу с нарисованным предварительно контуром или без него покрыть скотчем. Это поможет избежать проявления жирных пятен, работать на скользкой поверхности легче и при помощи стеки проще снять лишний пластилин, не оставляя следов. Контуры в данном случае выполняются обычным фломастером, который также без труда стирается влажной салфеткой, если ребенок ошибся в изображении объекта.

Также при создании пластилиновыхкартин необходимо иметь подручные материалы для придания объема и декоративности: колпачки от фломастеров, трубочки, зубочистки, расчески, стеки. Эти предметы способствуют развитию мелкой моторики.

2 этап: Имитационная игра.

— Уважаемые, коллеги! Вы теперь не взрослые, а дети. Сейчас я с вами проведу часть занятия.

Воспитатель: Совсем недавно, ребята, мы праздновали день воды. Сегодня у нас будет гостья, которая очень тесно связана с этой стихией, это её дом. Как вы думаете, кто это? (ответы взрослых) Посмотрите, дети, это золотая рыбка. (Слайд-9)

— Золотая рыбка поселилась в новом аквариуме и хочет завести себе новых друзей. Она обратилась к нам за помощью. Поможем ей найти новых друзей?

— А как мы это сделаем? (предполагаемые ответы)

— Замечательно, Катя, конечно же, мы можем слепить.

— Ребята, какие приемы лепки мы знаем? (раскатывание, скатывание, сплющивание, прищипывание, растягивание)

— Я предлагаю вам создать друзей для рыбки с помощью пластилиновой живописи. Кто сможет объяснить, что такое пластилиновая живопись?

— Правильно, это создание художественных образов с помощью пластилина.

— Нашим основным приёмом работы сегодня будет растягивание. (показ на мольберте)

— Берется маленький кусочек пластилина и растягивается в одну или разные стороны. Этим приёмом мы сегодня будем пользоваться. (на экране появляется Слайд-10 изображение рыбок)

— Посмотрите, пожалуйста, на экран. Природа не пожалела цветов для того, чтобы раскрасить водных обитателей. Что сделаем мы, чтобы создать необычную расцветку для рыбки?

Дети: Смешаем пластилин разного цвета.

Воспитатель: Выберите силуэт рыбы, который нравится, и приступайте к работе.

— Из подручных материалов создайте объём и выразительность вашим рыбкам. (дети занимаются выполнением задания и проявляют творчество)

— А сейчас поместите своих рыбок. (на мольберте аквариум и золотая рыбка)

Проводится анализ деятельности: Как называется техника рисования пластилином? Каким приёмом пластилинографии мы изобразили рыбок?

Воспитатель: Коллеги, наша работа закончилась. Вы обратно превратились из детей в педагогов.

3 этап: Моделирование.

1- Обвести карандашом силуэт.

2- Взять пластилин разных цветов (или смешать).

3- Создание художественных образов.

4- Добавить дополнительные детали.

(появляется на экране Слайд-11)

4 этап: Демонстрация моделирования.

Правда ли что изображение можно лепить руками Правда ли что изображение можно лепить руками Правда ли что изображение можно лепить руками Правда ли что изображение можно лепить руками Правда ли что изображение можно лепить руками Правда ли что изображение можно лепить руками Правда ли что изображение можно лепить руками Правда ли что изображение можно лепить руками

Мастер-классы для детей и подростков Мультимедиа Арт Музей в Москве проводит бесплатные мастер-классы для детей в возрасте от 7 лет. В ближайшее время приглашаем посетить мастер-классы.

Нетрадиционные техники рисования Одним из средств развития художественно-творческих способностей дошкольников являются нетрадиционные изобразительные техники. Нетрадиционные.

Источник

Как лепить из пластилина? Мы лепим не вещи, а миры

Лепка для ребенка — это создание собственного мира.

Это волшебное слово — «такой»

Дети играют, все время комментируют, что происходит. Слово, которое слышится чаще всего, — «такой».

— Тут такой дом стоит.
— А тут такая машина едет, а в ней груз.
— А тут такой дракон ужасный по небу летит, а ему навстречу такой богатырь — раз, раз мечом!

Представьте себе, как те же самые фразы будут звучать без этого сокровенного «такой». Спокойно, пресновато, повествовательно — ну, дом стоит, ну дракон летит. Кто его туда поставил, куда он летит, и главное — кому это все нужно? А с «такой» все ясно — и дом, и дракон, и богатырь только что сотворены могучим воображением, и вот он творец — полновластный хозяин нового мира и указующий перст его дальнейших судеб.

Правда ли что изображение можно лепить руками

Пусть мир умещается на детском столике, а творцу четыре года от роду — но именно таким образом ребенок примеряет на себя настоящую человеческую силу, пробует в себе подобие Божье, развивает в себе волю к жизни. Потом, гораздо позже, через несколько лет, он познает и тот мир, что вокруг него, который был сотворен раньше, до него, Кем-то другим. Изучит все эти «А-Б-В», «дважды два — четыре», «пестики-тычинки», «не убий — не укради» и даже «Е равно эм-цэ-квадрат». А пока что он учится просто жить, просто чувствовать себя хозяином своей жизни, активным участником всех ее событий, полноправным партнером своих друзей по играм — таких же сильных могучих творцов.

Как ему в этом помочь? Нужно играть вместе с ним.

Зачем вообще это нужно — лепить с ребенком?

Лепка для малышей — это та же игра, то есть моделирование ситуаций, учеба жизни, развитие мышления, умение общаться, устанавливать правила игры, подчиняться им или изменять их. И кроме этого, лепка — это такая игра, в которой создание вымышленных образов обретает материальную форму — вы сами делаете игрушки и можете их изменять во время игры. В этом и смысл — вы не просто проживаете с ребенком какие-то вещи, вы их создаете и подаете пример ребенку, как воплощать свои фантазии. В игре в лепку внутренние образы материализуются, обретают телесную форму. Это дает выход творческой и физической энергии ребенка, успокаивает его и помогает фантазировать дальше.

Так что, лепка с ребенком — это не обучение искусству делать фигурки из глины. Это еще одна из важных регулярных игр, полезная для правильного воспитания. Она развивает определенные необходимые чувства и умения, и, кстати, поэтому она вовсе не обязательна для всех детей. Если эти чувства и умения уже и так развиты или, наоборот, перед ребенком стоят другие внутренние задачи, то вместо лепки нужно заняться чем-то другим.

А бывает, что лепит ребенок плохо — грубо, бездушно, без желания, но и приобщать его в данный момент к хорошей лепке не имеет смысла, потому что у него другие проблемы. Например, агрессия, неприятие окружающих требуют других методов — спорта, активного общения.

Часто родители считают, что если заставить разболтанного ребенка терпеливо сидеть и аккуратно работать на результат, то это его успокаивает и приучает к порядку. На самом деле, все в точности наоборот — это только еще туже закручивает пружину внутреннего неустройства. Приучение к порядку в некоторых делах должно идти параллельно с предоставлением полной свободы в некоторых других. Игра с глиной как раз может служить такого рода безопасным полигоном разрушения, выплескивания накопившейся агрессии. Тогда ребенок только и делает, что лепит кривых бесформенных монстров, сразу и с удовольствием разрушает только что сделанное и борется с большими кусками глины. Это, конечно, терапевтично, но бесперспективно без дополнительных мер по гармонизации внутреннего состояния ребенка.

Учить или не учить лепить?

Нужно ли лепить что-то конкретное? И нужно ли учить ребенка конкретным приемам лепки?

С одной стороны, нужно уметь лепить определенные вещи — и взрослому, и ребенку. Есть вполне определенные приемы и правила, они легки в исполнении и дают правильный результат, который служит основой для дальнейшей фантазии, усложнения и разнообразия. И хорошо бы маме эти приемы и правила освоить, а потом донести до ребенка, чтобы он тоже этому научился.

С другой стороны, важен собственный поиск ребенка, чтобы он сам выбирал направление, сам прикладывал усилия, сам видел результат и принимал следующее решение.

Первый подход легко затягивает в натаскивание на шаблоны, второй — в пустое баловство. Хитрость заключается именно в постоянном балансировании между одним и другим — вовремя помочь, вовремя отпустить, потом опять помочь, потом опять отпустить.

Но изменять правила тоже нужно «по правилам» — что нужно обо всем договариваться, не портить игру другого, обосновывать изменение правил, и так далее. Именно в этих «мета-правилах» взрослый должен стараться быть последовательным, держать свою линию.

Кроме того, по распределению ролей в игре часто можно понять кое-что о состоянии ребенка и его самоощущении. Например, часто случается, что ребенок все время просит слепить что-либо для него, но сам ничего не лепит, а только играет. Многие родители берутся его тут же уговаривать, а то и требовать — слепи это, сделай это сам, я тебе ничего не буду делать, ты же лепишь, а не я. Обычно это не приводит ни к какому результату. Выход из этого один — просто слепите то, что вас просят. А дальше можно задуматься, что такое поведение означает и что с ним делать. Вот некоторые возможные варианты.

Я вообще не знаю, что с ребенком лепить

Итак, вы поняли, насколько полезна свободная лепка с ребенком, но вот вопрос — что лепить, во что играть?

Вопрос отпадает, если вспомнить название этой статьи — «мы лепим не вещи, а миры». Не нужно придумывать, какие бы произвести глиняные изделия, нужно просто воплощать те образы, которые интересны и важны ребенку в данный момент. Детская лепка — это вообще не искусство, не умение ребенка что-то сделать. Это способ создавать небольшие временные игрушки, предназначенные для каждодневной игры. Темы те же, что и в реальной жизни: сказка, которую вы читаете ребенку; мультфильм, который недавно смотрели. Любые интересные действия — готовка еды, обустройство дома, стройка, путешествие, огород, прогулка в лес за грибами, даже поход к врачу — все это и нужно лепить.

Не нужно выдумывать, что «а теперь слепим вазу, а теперь сапог, а теперь гуся». Старайтесь держаться одной темы, лепить подряд всех персонажей выбранной сказки. Не отвлекайтесь, потому что отвлекаться будет ребенок. Это он вдруг захочет посередине сказки слепить мусоровоз, это его право. Вам же останется только быстренько слепить ему этот мусоровоз, но потом постараться мягко включить его в ту же самую сказку — пусть на нем Баба-Яга лес прибирает.

Общая схема развития сюжета

Как приступать к лепке? У меня в голове обычно молниеносно проносится примерно такая последовательность мыслей:

Игра в сказку

Представим себе красивый «правильный» вариант — вы читаете сказки, ребенок их любит, знает и с удовольствием в них играет. Тогда лепка сказок проходит «на ура». Скажем, «Гуси-лебеди».

Отношение ребенка к изменению канонического варианта может кое-что сказать о его душевном состоянии или склонностях. Например, жестокие эпизоды — некоторые дети стараются их избежать, изменить на добрые и примирительные, другие дети — наоборот, смакуют и придумывает дополнительные страшные подробности. Первое может служить сигналом как о склонности к мирному решению конфликтов, так и о страхе перед трудностями. Второе — как об излишней агрессивности, так и о сильной воле и желании преодолевать трудности. Для верной интерпретации нужно учесть другие обстоятельства жизни ребенка.

Игра в реальную ситуацию

Есть много выигрышных «бытовых» тем для лепки — дом и семья, дороги, стройка, готовка еды. Через некоторые время они исчерпываются, надоедают, и хочется чего-нибудь новенького. Приведу пример темы, взятой буквально с неба, но вполне понравившейся детям.

Если помните, в марте стоял ужасный холод, а уже так хотелось весны. На улице мела вьюга, никаким потеплением и не пахло, и мне захотелось слепить что-нибудь «на зло» надоевшей зиме. Северный полюс! Хочешь нас заморозить, зима, а мы не боимся! Итак.

Как лепить?

Точность исполнения в детской лепке не важна. Обычно не очень-то важно, похоже получилось или нет. Лепится общий образ, который затем называется конкретным именем. Нужен всего один способ слепить человека-мужчину, а потом его можно называть и братцем Иванушкой, и шофером, и богатырем, и космонавтом. Можно варьировать размер, добавлять какие-нибудь точечки, черточки, палочки, чтобы обозначить лицо, волосы, одежду. То же самое с женской фигурой — она одинакова и для Машеньки, и для Аленушки, и для Снежной Королевы.

Но у каждого персонажа, слепленного по типовой схеме, есть один или два характерных элемента, которые сразу говорят, что это не просто женская фигурка, а Аленушка, баба Яга или старуха Шапокляк. У сказочных девочек и старушек это платок на голову (лепешка, обернутая вокруг лица); у Бабы Яги — крючковатый нос, костяная нога (из палочки), метла; у Снежной Королевы (да и любой другой королевы или принцессы) — корона (что-либо на голове), плащ (большая лепешка на спине).

Во-первых, он должен быть доступен ребенку, то есть, он должен быть в состоянии сделать его почти сам. Во-вторых, это может быть элемент, в котором есть какая-то изюминка, тот самый характерный элемент фигуры. Тогда ребенок чувствует, что делает важное дело, что именно он превращает неизвестного четвероногого зверя в настоящего оленя. Это может быть, наоборот, какой-то очень легкий и повторяющийся элемент. Например, он может катать бревна для избушки, отламывать камни для горы, плющить блины для масленицы. Тогда ребенок осознает, что делает второстепенную вещь, но сам процесс вызывает удовольствие.

Вообще детям нравится не только и не столько лепить фигурки, сколько играть с самой глиной, если ее много, исследовать материал. Это занятие не только очень полезно для ребенка — развиваются тактильные ощущения, но и очень удобно для взрослого — ребенок погружается в дело всерьез и надолго. Поэтому при планировании игры всегда имеет смысл нацеливаться на поделки, которые предполагают что-нибудь из следующего.

Кстати, дети любят уминать все в большой ком, и это полезно с психологической точки зрения. Это может быть отдельной темой игры — рвать глину на куски (камни, кирпичи, лепешки) и давать ребенку складывать их обратно вместе в дом, гору или торт.

Не нужно особенно заботиться о сохранности поделок. Вы материализуете впечатления, придаете им конкретную форму, собираете в одно пространство, придумываете продолжение, а в конце игры уминаете всю глину обратно в общий ком, оставляя на память только небольшие самые полюбившиеся поделки. Большой ком глины — это как ящик с игрушками. Разложили, поиграли, потом собрали все обратно. Не нужно говорить, что вы ломаете поделки в конце игры — вы собираете игрушки на место. Чтобы в следующий раз начать все с самого начала.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *