Правда ли что если откусить язык умрешь

Л. З. Трегубов, Ю. Р. Вагин эстетика самоубийства

Именно в этом и состояло назначение этого редкого и изощренного способа самоубийства, которому самурая, как и ритуалу харакири, учили с детства,- научиться обрывать свою жизнь в таких условиях, когда другие способы самоубийства по каким-либо причинам невозможны, а дальнейшее продолжение жизни может повлечь за собой преступление против духа бусидо, например, слабость перед пыткой и выдача военной тайны.

Самураями в Японии называли слуг знатных лиц, слуг феодалов, отстаивающих их интересы, охраняющих их поместья и их самих. Слово «самурай» образовано от глагола старояпонского языка «сатурахи» и имеет в японском cловаре древнего языка следующее толкование: «служить великому человеку, человеку высшего сословия», «служить хозяину, защищать хозяина».

В эпоху Токугава (XVII-XIX вв.) самураи стояли на высшей ступени общественной лестницы, они считались лучшими людьми страны, цветом японской нации. До сих пор в Японии существует поговорка: «Нет цветка прекрасней сакуры, нет человека лучше самурая».

Дайдодзи Юдзана (1639-1730) достаточно коротко и полно изложил принципы «Пути самурая»: «Истинная храбрость заключается в том, чтобы жить, когда правомерно жить; и умереть, когда правомерно умереть.

— К смерти следует идти с ясным сознанием того, что надлежит делать самураю и что унижает его достоинство.

— Следует взвешивать каждое слово и неизменно задавать себе вопрос: правда ли то, что собираешься сказать.

— Необходимо быть умеренным в еде и избегать распущенности.

— В делах повседневных помнить о смерти и хранить это слово в сердце.

— Самурай должен быть не только примерным сыном, но и верноподданным. Он не оставит господина даже в том случае, если число его вассалов сократится со ста до десяти и с десяти до одного.

На войне- верность самурая проявляется в том, чтобы без страха идти на вражеские стрелы и копья, жертвуя жизнью, если того требует долг.

— Верность, справедливость и мужество суть три природные добродетели самурая.

— Во время сна самураю не следует ложиться ногами в сторону резиденции сюзерена. В сторону господина не подобает целиться ни при стрельбе из лука, ни при упражнениях с копьем.

— Если самурай, лежа в постели, слышит разговор о своем господине или собирается сказать что-либо сам, он должен встать и одеться.

— Сокол не подбирает брошенные зерна, даже если умирает с голоду. Так и самурай, орудуя зубочисткой, должен показывать, что сыт, даже если он ничего не ел.

— Если на войне самураю случится проиграть бой и он должен будет сложить голову, ему следует гордо назвать свое имя и умереть с улыбкой, без унизительной поспешности.

— Будучи смертельно ранен, так, что никакие средства уже не могут его спасти, самурай должен почтительно обратиться со словами прощания к старшим по положению и спокойно испустить дух, подчиняясь неизбежному.

— Обладающий лишь грубой силой недостоин звания самурая. Не говоря уже о необходимости изучения наук, воин должен использовать досуг для упражнений в поэзии и постижения чайной церемонии.

Это и есть знаменитый «Кодекс чести», в котором обобщен пятивековой опыт самураев. Как можно убедиться, упоминания о смерти встречаются практически в каждой заповеди. Верность долгу, к которой японцы, по сути дела, должны были бы привыкнуть за столетия существования бусидо, иногда выражалась в таких формах, что буквально всколыхивала всю страну.

Кира ждал мести и скрывался. Два года понадобилось, чтобы подготовить нападение. Наконец сорок семь ронинов во главе с Оиси Кураноске пробрались в замок Кира и исполнили задуманное. В знак выполненного долга они торжественно пронесли через все Эдо голову убитого и возложили на могилу господина, после чего предали себя властям. В ожидании решения суда их взяли на поруки известные дайме, которые в глубине души сочувствовали вассалам, не уронившим своей чести и отомстившим за честь господина.

В феврале 1704 года их приговорили к харакири, что они выполнили, если судить по воспоминаниям, с чувством исполненного долга, без малейшего колебания. Эта история легла в основу многих пьес и рассказов. Великий Акутагава Рюноске описал состояние Оиси Кураноске в одном из своих рассказов:

Какая радость!
Рассеялись заботы.
Отдал я жизнь.
Ясна луна на небе,
Сошли с луны все тучи.

Однако вернемся к харакири.

Согласно философии буддизма, в частности, учению секты «дзен», в качестве основного жизненного пункта человека и, тем самым, местопребыванием жизни, рассматривается не сердце, а брюшная полость. «Хара» в японском смысле не является эквивалентом «души» в европейском понимании. Здесь можно говорить, скорее, о чувствах и эмоциях. Таким образом, вскрытие живота путем харакири означает как бы открытие своих сокровенных и истинных намерений, служит доказательством чистоты помыслов и устремлений. Другими словами, по понятиям самураев, «сэппуку является крайним оправданием себя перед людьми и небом», и оно более символика духовного свойства, нежели простое самоубийство.

Слово «харакири» чаще используется в народном языке, на языке культурного класса оно именуется сэппуку. Говоря о харакири как о явлении, развившемся и окончательно сформировавшемся на японской почве, нельзя не учитывать, что и у некоторых других народов Восточной Азии и Сибири встречались ранее обрядовые действия, сходные и чем-то отдаленно напоминающие по сути японское харакири. По своему происхождению они намного древнее харакири. Это позволяет предположить, что обряд разрезания живота в ранний период истории народов Дальнего Востока имел более широкое распространение и был только заимствован древними японцами, которые имели этнокультуральные контакты с представителями этих народов.

Прежде всего следует обратить внимание на обряд вскрывания живота у айнов. М. М. Добротворский описал один из способов самоубийства аборигенов японских островов, заключающийся во взрезании брюшной полости (пере) и близко напоминающий японское харакири. У айнов даже имелось слово «экоритохпа», которое означает «принести в жертву инау», или в буквальном смысле «взрезать живот». Это позволяет предположить, что первоначально пере являлось актом жертвоприношения, которое могло совершаться не только насильственно, но и добровольно, в качестве очистительной жертвы. В дальнейшем человеческие жертвоприношения были заменены на деревянные инау.

Представления и обряды, связанные с брюшной полостью человека, были характерны для многих народов Азии и в общем схожи. Возможно, эти представления относятся к древнему пласту в мировоззрении континента. Однако окончательного завершения и развития эти представления и обряды достигли только в Японии.

В древний период истории обряд харакири не был распространен среди японского населения архипелага. Однако, имея уже определенные представления о животе как главнейшем, по их мнению, пункте человеческого тела, древние японцы, вероятно, легко смогли заимствовать айн-ский обряд, пере. Собственно харакири появилось сравнительно позднее в среде воевавших против айнов военных поселенцев северных провинций, которые превратились впоследствии в сословие японских воинов.

В период междоусобных войн харакири приобретает в сословии самураев массовый характер. Вскрытие живота начинает доминировать над другими способами самоубийства. Как сказано выше, в основном буси прибегали к харакири для того, чтобы не попасть в руки врагов при поражении войск своего дайме. Этим же самураи одновременно заглаживали свою вину перед господином за проигрыш в битве; они уходили таким образом от позора.

Одним из наиболее известных примеров совершения харакири воином при поражении является сэппуку Масасигэ Кусуноки. Проиграв сражение, Масасигэ и шестьдесят его преданных друзей совершили харакири. Этот случай считался одним из самых благородных примеров преданности долгу в японской истории.

Другим поводом для сэппуку служило стремление предупредить угрожающее со стороны феодала или правительства сегуна наказание за какой-либо недостойный чести самурая поступок, оплошность или невыполнение приказания. В этом случае харакири совершалось по собственному усмотрению или по решению родственников.

Производилось харакири также в знак пассивного протеста против какой-либо вопиющей несправедливости для сохранения чести самурая (например, при невозможности совершения кровной мести), в виде жертвы во имя идеи или при лишении возможности применения своих профессиональных навыков воина в составе дружины феодала (например, при утере вассалитета). Короче говоря, харакири было универсальным выходом из любого затруднительного положения, в котором оказывался самурай.

Часто самураи совершали харакири по самым незначительным и несущественным поводам. М. Хан описал случай сэппуку двух самураев из окружения императорской семьи. Оба самурая сделали себе харакири после короткого спора из-за того, что их мечи случайно задели друг друга, когда буси проходили по дворцовой лестнице.

Характерный случай передает маркиз Мазелиер. На лестнице сегуна встретились два придворных, причем один, считая другого ниже себя по происхождению, не поклонился ему. Тогда тот тут же обнажает кинжал и совершает над собой харакири. «Пусть мой оскорбитель знает,- сказал он, умирая,- что мое мужество не ниже его!» Узнав, по окончании аудиенции, об этих словах, оскорбитель вскричал: «Моя кровь не ниже его!» И тут же, присев на пятки, вскрыл себе живот.

Подобная легкость лишения себя жизни объясняется полнейшим пренебрежением к ней. выработанным в русле дзэновского учения, а также наличием среди буси культа смерти, создававшего вокруг прибегнувшего к сэппуку ореол мужественности и делавшего его имя знаменитым не только среди оставшихся жить, но и у будущих поколений. К тому же в феодальное время самоубийство посредством вскрытия живота стало у воинов настолько распространенным, что превратилось по существу в настоящий культ харакири, почти манию, так что причиной для его совершения мог стать совершенно ничтожный по современным понятиям повод.

Вид вскрытия живота зависел в основном от самого самурая, от степени его самообладания, терпеливости и выносливости. Определенную роль здесь играла также договоренность с ассистентом самоубийцы, которого иногда выбирал себе самурай для оказания помощи при совершении харакири.

В редких случаях харакири производилось не стальным, а бамбуковым мечом, которым было намного труднее перерезать внутренности. Это делалось для того, чтобы показать особую выдержку и мужество воина, для возвеличивания имени самурая, вследствие спора между буси или же по приказанию.

Сэппуку совершалось, как правило, в положении сидя (имеется в виду японский способ сидения, когда человек касается коленями пола, а туловище покоится на пятках), причем одежда, спущенная с верхней части тела, затыкалась под колени, препятствуя тем самым падению тела навзничь после проведения харакири, так как упасть на спину при столь ответственном действии считалось позором для самурая.

Подобная глубина прореза необходима была для того, чтобы не задеть позвоночник, что могло явиться препятствием для дальнейшего проведения ритуала. В то же время, по правилам сэппуку, необходимо было следить за лезвием, которое могло пройти слишком поверхностно, разрезав только мышцы живота, что могло быть уже не смертельным.

Харакири (как и владению оружием) самураи начинали обучаться уже с детства. Опытные наставники в специальных школах объясняли юношам, как надо начать и довести до конца сэппуку, сохранив при этом собственное достоинство и проявив умение владеть собой вплоть до последнего момента жизни. Это обучение, огромная популярность, распространение и прославление харакири в феодальном обществе Японии давали свои результаты: дети самураев часто прибегали к совершению обряда вскрытия живота. А. Бельсор описал случай харакири семилетнего сына самурая, совершившего самоубийство перед наемными убийцами, посланными к его отцу, но убившими по ошибке другого человека. При опознании трупа молодой самурай, желая использовать эту ошибку для спасения жизни родителя, как бы в отчаянии, выхватил меч и безмолвно распорол себе живот. Преступники, поверившие в этот своеобразный обман, удалились, считая свое дело сделанным.

В соответствии с нормами кодекса бусидо для жены самурая считалось позором не суметь покончить с собой при необходимости, поэтому женщин также учили правиль-ному исполнению самоубийства. Они должны были уметь перерезать артерии на шее, знать, как следует связать себе колени перед смертью, чтобы тело было найдено затем в целомудренной позе.

Источник

Симптомы, причины и лечение глоссита языка

Глоссит — воспаление языка, проявляющееся как результат полученной травмы, воздействия патогенных микроорганизмов или других заболеваний. Данным термином могут обозначаться систематические изменения языка (авитаминоз, пернициозная анемия, острые инфекции и некоторые дерматозы) и аномалии в его строении (складчатый, ромбовидный язык и прочие).

Из-за чего возникает глоссит?

Причины глоссита разнообразны — это могут быть как повреждения языка, так и воздействие бактерий и вирусов. При наличии локальной инфекции глоссит может быть вызван вирусами и бактериями, в том числе вирусом герпеса. Особенно способствуют развитию инфекционного процесса наличие ожогов, механических травм ротовой полости и языка. К факторам риска, провоцирующим развитие глоссита, относится алкоголь, никотин, острые специи, горячая еда. Иногда это может быть даже аллергическая реакция на полоскатели и освежители для рта, зубную пасту или карамель.

Глоссит может проявляться и при наличии некоторых системных заболеваний, например при железодефицитной анемии, красном плоском лишает, при эритемах, В-витаминодефицитных состояниях, сифилисе, афтозе и многих других. В редком случае точную причину глоссита установить не удается.

Какие могут быть симптомы глоссита (воспаления языка)?

В зависимости от расположения и причины, можно различить разные виды глоссита. Стоит обратить внимание на самые распространенные:

Глубокий глоссит — воспалительный процесс находится в толще языка и проявляется в виде абсцесса или флегмоны.

Флегмонозный глоссит — находится на дне ротовой полости и вызывает острые воспалительные явления в районе шеи и подбородка.

Поверхностный глоссит — представляет собой воспаление слизистой оболочки у языка.

Катаральный глоссит довольно плотный налет на языке, иногда приводящий к его отеку, уплотнению и ограничению подвижности. Могут присутствовать участки, имеющие ярко-красный цвет, обильное выделение слюны и чувство жжения в языке.

Язвенный глоссит для этого вида характерно наличие на языке темно-серого налета. При его снятии становятся видны довольно болезненные кровоточащие эрозии и язвы, возникает неприятный запах изо рта.

Десквамативный глоссит обычно считается симптомом нарушения в функционировании отдельных систем организма, как например нарушения обмена веществ или поражение желудка. Проявляется в виде воспаления слизистой оболочки на спинке языка.

Складчатый глоссит – является врожденной аномалией, проявляющейся в виде складок по спинке языка, направленных в разные стороны. Как правило не вызывает жалоб.

Ромбовидный срединный глоссит — так же как и складчатый является врожденным заболеванием. Для него характерно появление сосочков ромбовидной формы на задней части языковой спинки. Лечение обычно не требуется, только при наличии обострений, при которых рекомендуется провести иссечение измененного участка.

Волосатый черный язык – еще называется ворсинчатый язык. Для этого вида характерно разрастание и ороговение нитевидных сосочков. Точную причину возникновения данного заболевания специалисты не могут определить.

Гунтеровский глоссит характерный ранний признак злокачественной анемии. Больные часто жалуются на жжение языка, особенно в районе его кончика.

Интерстициальный глоссит – является формой сифилитического поражения языка. При наличии заболевания язык становится практически неподвижным, он уплотняется. При отсутствии своевременного лечения, соединительная ткань полностью и необратимо заменяет собой мышечную.

К общим симптомам глоссита относятся такие проявления как – изменения в структуре или цвете языка, увеличение его размеров, налет, жжение, трудность при глотании или пережевывании пищи, речи. При наличии хоть одного из данных симптомов стоит обязательно обратиться к опытному врачу. Только стоматолог назначает необходимые для проверки анализы и определяет лечение глоссита.

Как происходит диагностика глоссита?

При первом появлении симптомов глоссита требуется обратиться к стоматологу. Врач проведет осмотр области воспаления языка, определит отсутствие или наличии папиллом, задаст вопросы, помогающие наиболее точно идентифицировать причины развития инфекции, и назначит проведение необходимых для выявления системных заболеваний анализов.

Как проходит лечение воспаления языка (глоссита)?

Прежде всего, требуется устранить непосредственный источник инфекции – без этого шага лечение не будет иметь смысла. Для лечения могут использоваться различные препараты – противовоспалительные средства, антибиотики, имунокорректоры и прочие. Устранить симптомы воспаления помогает гидрокортизон или преднизопон. Но стоит помнить, что помимо показаний к применению, все лекарства имеют и противопоказания, поэтому применять их можно только по указанию лечащего врача.

Поврежденная поверхность языка проходит дезинфекцию в виде аппликаций, ванночек или полосканий при помощи антисептических растворов — перманганат калия, фурацилин, хлоргексидин и другие. Для уменьшения болевого синдрома врач может назначить анестезирующие средства, в некоторых случаях в комбинациях с антисептиками — Камистад, лидокаин. Ускорению регенерации тканей способствуют аппликации с препаратами определенной группы – масляный раствор или мазь с витамином А, бетакаротином, масло семян шиповника, «Винизоль». До того как прекратится воспалительный процесс из рациона необходимо исключить раздражающую пищу.

При наличии язв и эрозий перед началом обработки антисептиками потребуется удалить некротический или фибринный налет при помощи тампона или аппликаций с использованием протеолитических ферментов (химотрипсин, трипсин и другие). В случае наличия выраженного гиперкератоза потребуется оперативным путем удалить ороговевший участок. Запущенные формы глоссита могут лечиться и при помощи хирургических методов.

Не менее важна гигиена полости рта — требуется чистить зубы не меньше чем два раза в день при использовании качественной зубной пасты.

Прогноз лечения: катаральные глосситы проходят за несколько дней, при гнойном глоссите потребуется радикальное вскрытие и проведение активной антибиотикотерапии — они во многом предопределяют благоприятный исход.

Профилактика глоссита

Чаще всего болезнь гораздо легче предупредить, чем проводить лечение. По этой причине стоматологи рекомендуют проводить следующие профилактические меры:

Своевременное и эффективное лечение легко позволяет избавиться от глоссита, в то время как полное отсутствие лечение приводит к необратимым и печальным последствиям.

Источник

Что делать, если вы прикусили язык?

Популярные статьи

Другие статьи

Сначала возникает ужасное ощущение, как будто на зубах что-то хрустнуло; на смену ему быстро приходит жгучая боль. «О, нет! Мой язык!» Неважно, произошло это за столом, во время занятий спортом или при других обстоятельствах – прикусить язык всегда крайне неприятно. К счастью, травмы языка редко бывают серьезными, и зачастую вы можете справиться с ними самостоятельно.

Лечение прикушенного языка

Рваная или колотая рана, возникающая при укусе языка, во многих случаях заживает сама собой. Тем не менее, поскольку язык пронизан множеством кровеносных сосудов, может возникнуть сильное кровотечение или отек. Чтобы остановить кровь, зажмите рану чистой марлевой салфеткой на пять минут или дольше. В марлю можно предварительно завернуть лед: это поможет уменьшить отечность и боль.

Чтобы очистить рану на языке, прополощите полость рта водным раствором перекиси водорода (один к одному). Не глотайте раствор! После того, как ранка затянулась, для ускорения ее заживления стоматологи, как и в случае удаления зуба, советуют после еды ополаскивать рот подсоленной водой. Растворите чайную ложку соли в стакане теплой воды, прополощите рот и выплюньте жидкость.

Вне зависимости от того, была рана обработана или нет, внимательно следите за тем, не появились ли признаки инфекции. Если язык все больше краснеет, у вас поднимается температура, а из ранки течет гной, необходимо срочно обратиться к терапевту, который может назначить антибиотики для лечения инфекции.

Ой, снова!

Иногда повторной травмы языка сложно избежать. Если область имеющейся ранки отекла, трудно не прикусить язык в том же месте еще раз.

Однако причиной частого травмирования языка может стать его большой размер, и/или неправильный прикус. Используйте для обработки ранок вышеописанные способы и посоветуйтесь со стоматологом, если вам кажется, что вы регулярно прикусываете язык из-за нарушения окклюзии. В этом случае вам может помочь ортодонтическое лечение.

Когда обращаться за медицинской помощью

Травмы языка, полученные во время еды, обычно не слишком опасны, но язык, прикушенный при занятиях спортом или аварии, требует особого внимания. Сильное кровотечение и инфицирование языка – это повод обратиться к врачу. Порой рана оказывается настолько глубокой или широкой, что требует наложения швов на время заживления.

Все мы хотя бы раз в жизни прикусывали язык; на наше счастье последствия этого, как правило, несерьезны. Используйте домашние средства, чтобы остановить кровь, уменьшить боль и предотвратить инфицирование раны, а в случае длительного кровотечения или признаков инфекции немедленно обращайтесь за медицинской помощью.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *