Правда ли что ершов родился слабым ребенком
Петр Ершов родился будущий писатель слабым, и родители боясь потерять сына, что они решили сделать?
Петр Ершов родился будущий писатель слабым, и родители боясь потерять сына, что они решили сделать?
Родители Петра Ершоварешили использовать народное средство.
Считалось, что если ребёнка «продать», то покупатель унесет с собой его хворь.
За медный грош охотно согласился это сделать неведомый нищий.
И мальчик выздоровел.
Эта сказка о Иване хрестианском сыне и чуде юде.
Почему родители Петра Гринева отказали Петру Андреевичу в родительском благословении?
Почему родители Петра Гринева отказали Петру Андреевичу в родительском благословении?
Эта сказка о Иване хрестианском сыне и чуде юде.
Запишите имена и отчество русских писателей?
Запишите имена и отчество русских писателей.
Лермантов ___________ __________
Жуковский ____________ ________
Гаршин ______________ ________
Ершов _____________ ____________.
В какой семье вырос Толстой?
В какой семье вырос Толстой.
Кто были его родители.
Чем была для будущего писателя Ясная Поляна.
Что формировало будущего писателя И?
Что формировало будущего писателя И.
Кто оказал на будущего писателя большое влияние?
Кто оказал на будущего писателя большое влияние?
Какие характера Ивана крестьянского сына раскрываются перед боем во время боя и после него?
Какие характера Ивана крестьянского сына раскрываются перед боем во время боя и после него?
Какое имя настоящие Ершова?
Какое имя настоящие Ершова?
В каком году родился Ершов?
Родился будуший писатель слабым и родители боялись потерять сына.
. Начиная рассказ о самом поход, автор подчеркивает главное — храбрость и отвагу русского войска. О своих воинов Всеволод говорит, что они с детства воспитывались для ратного жизни : «А мои те Куряны — воины ловкие, под трубами увитые, под шлемами з..
Понятно и красиво написать.
Чичиков отправляется на бал, где переходит из одних объятий в другие. Дамы, среди которых он пытается отыскать отправительницу письма, даже ссорятся, оспаривая его внимание. Но когда к нему подходит губернаторша, он забывает все, ибо её сопровождае..
Ершов Петр Павлович: биография, личная жизнь, творчество, память
Появление на свет
Деревня Безруково, где родился Ершов Петр Павлович, находилась в Ишимском уезде Тобольской области. Здесь 22.02.1815 г. в семье чиновника, комиссара Черемшанской части, Павла Алексеевича и его жены Евфимии Васильевны Ершовых появился на свет мальчик. При крещении ему было дано имя Петр.
Интересно, что при рождении ребенок был очень слабым, опасаясь, что он умрет, его родители решили сразу его окрестить. Но в деревне Безруково не было церкви и поэтому родителям пришлось по февральскому сибирскому морозу везти его в город Ишим, в Богоявленскую церковь. В ней и окрестил младенца священник Иоанн Симонов.
Чудо крещения
При крещении мальчик получил имя Петр, которое было очень распространенным в христианстве, но и очень редким, так как он назван в честь святого Петра Галатийского Столпника. На свете мало людей с этим святым покровителем, который был молчаливым затворником, мог изгонять бесов, лечить людей, особенно детей.
Священник, видя слабого и постоянно кричащего ребенка, не случайно из ряда имен выбрал имя этого святого. Богобоязненные родители везли его в церковь, боясь, что ребенок умрет не крещенным, но случилось чудо, и он выжил.
Этот святой, как считал его первый биограф А. Ярославцов, определил характер Петра Ершова: застенчивый, скромный и склонный к уединению. В семье был еще один сын Николай. Жизнь государственного служащего была нелегкой, поэтому Павлу Алексеевичу Ершову приходилось с семьей часто переезжать с места на место.
Детство
Подрастая, мальчики полюбили природу северного края, его неброскую красоту, суровых людей – сибирских казаков, старшие из которых помнили о восстании Емельяна Пугачева, а некоторые и сами ходили в походы. Общаясь с крестьянами и казаками, мальчики слушали старинные песни, истории из жизни, а также сказки.
В гимназии, где учились братья Ершовы, директором был Иван Павлович Менделеев, отец великого ученого. Поэтому здесь господствовал патриотический дух, в отличие от столичного поклонения всему иностранному. Учащиеся видели свое будущее в служении науке и делу процветания Сибири.
Ребенок любил историю родного края, слушать русские сказки и сказания о подвигах казаков, которые принимали участие вместе с Ермаком в освоении Сибирских земель. Здесь строго хранили традиции, обряды. Все это было интересно мальчику. Он мечтал заниматься историей, много читал. Петя Ершов хорошо учился и окончил гимназию с похвальным листом.
Студенческие годы
Плетнев знакомит Петра с Пушкиным, которому показывает первые части сказки «Конек-Горбунок». Тот весьма похвально отозвался о них и сделал правку четырех начальных стихов. Александр Сергеевич сказал, что теперь он спокоен и может не писать сказки.
Преподаватель отдает рукопись в редакцию журнала, где ее вначале 1834 г. включили в 3 том «Библиотеки для чтения». В конце года писатель закончил сказку, которую он относит в редакцию, где ее печатают отдельной книгой.
Следующее произведение Ершова, «Сибирский казак» представляет собой старинную былину. Писатель отдает ее Плетневу, а после одобрения, сдает в редакцию. Она выходит в декабре 1834 года отдельной книгой. Следом печатается и вторая ее часть.
Издание «Конька-горбунка»
В начале октября 1834 г. в журнале «Северная пчела» появилось объявление, о том, что полюбившаяся многим детям в будущем сказка напечатана отдельной книгой и будет продаваться в магазинах Смирдина по цене 5 рублей. Это означало, что появился новый писатель Ершов.
После издания книги, начали печататься рецензии на нее. В журнале «Северная пчела» появилась хвалебная речь с целью сделать Ершова своим писателем.
Тут же его конкурент – журнал «Молва» печатает разгромную статью В. Белинского, где он пишет, что сказка не имеет художественного значения, в ней нет даже достоинства забавного фарса. Это принесло Ершову великое огорчение.
Он был молод и все принимал за «чистую воду», не зная, что нередко в писательском деле была замешена коммерция и политика. Трудно было понять молодому студенту, почему не печатают ставшую популярной историю.
Ему невдомек, что сказка Ершова была запрещена к изданию по политическим мотивам и была напечатана снова только после смерти императора Николая I, двадцать лет спустя.
Возрождение русской литературы
XIX век сыграл огромную роль в развитии русской культуры, этому способствовала победа русских войск над Наполеоном. Подъем русского патриотизма нашел свое отражение в музыке, живописи, литературе.
Творческая молодежь обращалась к истокам – русскому народному творчеству. Это «Могучая кучка» в музыке, «Передвижники» в живописи. Именно этот век подарил миру огромное количество великих писателей, начиная с Пушкина и Лермонтова, кончая Достоевским и Л. Толстым.
Молодые образованные люди входили в различные литературные кружки и общества. Издавались рукописные журналы, в которых публиковали произведения этнографической направленности: народные песни, легенды, сказки.
Поступив в университет, изучаемый писатель, с юности интересовавшийся культурой Сибири, писал такого рода стихи, разные тексты и публиковал их в рукописном журнале, который издавался семьей Майковых. Но, к сожалению, произведения Ершова Петра Павловича того времени не сохранились.
Столичная жизнь
Молодой студент с головой окунулся в культурную жизнь Северной столицы. С момента опубликования своих произведений, Ершов становится известным в просвещенных столичных кругах. Он входил в литературный салон В. Бенедиктова.
С 1834 по 1836 год он публикует 10 своих произведений, включенных в сборники «Литература для чтения». Он работает над другими и мечтает стать писателем и исследователем культуры народов Сибири, но обстоятельства складываются таким образом, что ему приходится уехать из Петербурга.
Отъезд из Петербурга
В 1833 скончался отец. В 1834 году умирает его брат Николай. Это было потрясением для Петра Ершова. Ведь они с братом были дружны и неразлучны. Страшным ударом это стало и для его матери. Они сблизились с ней в желании вернуться в Сибирь. Возникли и материальные затруднения.
Вся надежда была на то, что после окончания университета Ершов получит должность. Но устроиться в столице не так просто. Должность, на которую рассчитывал, он так и не получил. Петр Ершов был верующим человеком и привык смирять свою волю с Провидением, поэтому они с матерью принимают решение возвратиться в Тобольск.
Он с тяжелым чувством покидал Петербург. Многое здесь запало в его душу. Пришлось выйти из литературного кружка, покинуть друзей, которых у него было не много. Но в душе Ершова была мечта, он хотел исследовать Сибирь, которая на тот момент была не изведана. Она утешает его. Он навсегда покидает Петербург.
Возвращение в Тобольск
По возвращении в родные места, он мечтает заняться просветительской деятельностью: изучать жизнь местных народностей, издавать собственный журнал, в котором публиковать материалы, связанные с историей Сибирской земли.
Эти планы отчасти были связаны с его другом К. Тимковским, который впоследствии был осужден в связи с делом «петрашевцев». Осуществиться задумкам, было не суждено. Тимковский уезжает в Америку, изучаемый писатель в связи с этим пишет стихотворение «Прощание с другом», но цензура не допустила его к печати.
В биографии Ершова Петра Павловича наступил период его труда на ниве просвещения. Он поступает преподавателем латинского языка в начальные классы Тобольской гимназии, которую некоторое время назад закончил сам.
Ему предстояло преподавать латынь, которую он не любил. Для него известного писателя и кандидата Петербургского университета не нашлось места преподавателя словесности. Только спустя годы он становится преподавателем любимого предмета, затем инспектором и директором гимназии.
Личная жизнь
Первым его желанием было вернуться в столицу, особенно после того как умерла его мать. Но он влюбился и женился на Серафиме Александровне Лещовой, матери четырех детей. Он был хорошим семьянином, любил как родных детей, так и усыновленных.
Но жизнь его была трагичной. Сначала умирает его первая жена Серафима, две его первые дочери. После этого он женился во второй раз и здесь ему не повезло. Умирает его вторая жена Олимпиада, две дочери первой жены Серафимы и через некоторое время его сын и дочь.
Он женился в третий раз. Дети для Ершова Петра Павловича были желанными и любимыми. Было установлено, что от трех браков у него родилось 15 детей, но до совершеннолетия дожили только четверо.
Будучи директором гимназии, он стал наставником Д. И. Менделеева, отец которого скончался, когда мальчику было всего 13 лет. Ершов принял ответственность за его образование, как когда-то Иван Павлович шефствовал над ним. Благодаря Петру Павловичу, настоявшему на том, чтобы Д. Менделеев поступал в университет, наука получила великого ученого.
Творчество
В сибирский период написанных произведений у Ершова П.П. совсем немного. Ему просто не хватало времени, большую часть которого занимала работа преподавателем, инспектором, директором гимназии, начальником дирекции училищ Тобольской губернии.
Ершов организовал в гимназии любительский театр, для которого писал пьесы. Исполняя обязанности редактора и цензора местной газеты, он публикует статьи под псевдонимом «Житель Тобольска». Под его руководством было открыто пять женских школ. Написал два труда по педагогике. Он оставил описание православных обрядов. Его перу принадлежат и переводы книги немецкого писателя-романтика Клеменса Бретано «Крестные муки Господа Бога Иисуса Христа».
Память
Ершов Петр Павлович умер 18.08.1869 г. предположительно от водянки. Признание потомков оказалось намного сильнее, чем при жизни. В Тобольске и Ишиме установлены памятники Ершову и названы улицы.
Его имя присвоено Ишимскому педагогическому институту, установлен бюст на площади в Нефтеюганске. Село Безруково в настоящее время называется Ершово. В Тобольске любят и чтят автора незабвенного «Конька-Горбунка», здесь живут его потомки.
Петр Ершов родился будущий писатель слабым, и родители боясь потерять сына, что они решили сделать?
Ответ:
Объяснение:
Александр Сергеевич Пушкин родился в деревне, прошлого века. Его семья была очень бедная, у него
не было своей мамы, но зато была очень строгая мачеха. А отец постоянно избивал его, выгонял на
улицу. Hо иногда отец понимал своего сына и многому учил.
Действие повести происходит в 1833 году.
Шестнадцатилетний Володя живет со своими родителями на подмосковной даче и готовится к экзаменам в университет. По соседству с ними поселяется княгиня Засекина со своей дочерью – девушкой, на которую обратил внимание Володя и теперь все время мечтает увидеть ее. Мать Володи, проявляя вежливость и добрососедские чувства, посылает к ней Володю с приглашением придти на обед. Так Володя и встречается впервые с 21-летней Зинаидой Александровной – дочерью княгини.
Во время обеда княгиня производит на всех не очень хорошее впечатление, а вот дочь ее ведет себя безукоризненно, но общается она, в основном, только с главой семейства. Правда, перед уходом гостей Володя совершенно для себя неожиданно получает от Зинаиды приглашение в гости.
Придя к княжне, Володя видит, что у нее немало поклонников. Но ему кажется, что она выделяет его из всех молодых людей, которые ее окружают. Дома отец долго расспрашивает Володю о том, где он был, а потом и сам наносит визит Засекиным. После этого Зинаида какое-то время не общается с Володей. Он страдает и без нее, и в те моменты, когда она рядом – одним словом, он влюблен. Когда она просит его доказать свою любовь и прыгнуть со стены оранжереи, он, не раздумывая, делает это. От удара о землю на какое-то время он теряет сознание, Зинаида пугается, пытается привести его в чувство, целует. Но потом, увидев, что он уже в сознании, уходит, запретив идти за ней.
Рожденный в недрах непогоды
РОЖДЕННЫЙ В НЕДРАХ НЕПОГОДЫ
(Неизвестные страницы жизни П.П. Ершова)
ч.2 История одного портрета
Скромный директор уездных училищ хотя и в столичном, но все же глубоко провинциальном Тобольске середины 19 века вряд ли мог рассчитывать иметь собственную портретную галерею, если, конечно, в его окружении случайно не оказывался художник и, в особенности, если этот директор не сделал нечто, что могло бы заставить потомков рыться в архивах в поисках его портретов.
До последнего времени было известно несколько изображений Петра Павловича Ершова, сделанных рукой Михаила Знаменского, тобольского художника, близко знакомого с автором «Конька-Горбунка» и оставившего целую серию шаржей на поэта. Как утверждают ершововеды, даже самый известный портрет, тиражируемый в доброй сотне изданий сказки, а также во всех книгах и энциклопедиях – это всего лишь карикатура, хотя и облагороженная.
Когда в Ишиме решили создать Литературный музей П.П. Ершова, перед его основателями встала задача не только отыскать в музеях и архивах страны все ранее неизвестные факты биографии поэта, но и найти его портреты, а в том, что они должны существовать, сомнений почему-то не было.
Вспоминает директор Литературного музея Надежда Проскурякова:
– В 2004 году мы побывали в Москве, в Историческом музее, где нам показали рисунки М. Знаменского. Мы были в восторге: ах, как здорово! А нам говорят: своим фотоаппаратом сделать один снимок – тысячу шестьсот рублей. А нужно тридцать фотографий! Мы сразу поникли: у нас не было таких денег. Решили обратиться к директору Исторического музея. «Знаете, – сказала я ему, – Ершову сильно не повезло в жизни. Потому что родился он не на Севере Тюменской области, а на юге. А на юге денег нет!». И директор махнул рукой: ну, ладно! И подписал разрешение. Когда мы пришли в фонды, чтобы переснять рисунки, добрые люди, которые работают там, разрешили нам перефотографировать не только Знаменского, но и много чего ещё. Вдохновлённые первым успехом, в Петербурге мы сразу пришли во Всероссийский Пушкинский музей к директору Некрасову Александру Михайловичу и попросили нам помочь. И три дня не выходили из фондов музея. Взяли там по Ершову всё, что можно было взять.
До этого, помимо рисунков Михаила Знаменского, была известна лишь одна миниатюра художника Теребенева, на которой изображен молодой Ершов, – возможно, такой, каким он был в период написания «Конька-Горбунка». Миниатюра эта хранится в Пушкинском доме в Санкт-Петербурге, а копия заняла свое место в Литературном музее в Ишиме. Зимой 2004 года доцент Ишимского педагогического института Т.П. Савченкова работала в рукописном отделе Российской национальной библиотеки и, как она говорит, совершенно случайно наткнулась на упоминание о портрете Ершова, который хранился в одном из архивов. Найти его после этого было делом техники. Так мир увидел неизвестное ранее живописное изображение сказочника, принадлежащий кисти художника Н. Маджи, а ишимский литературный музей стал единственным законным обладателем его копии.
– Меня заинтересовал этот художник, – рассказывает Татьяна Павловна. – Сначала я думала, что он – знакомый Ершова по Петербургу, поскольку на портрете, на первый взгляд, изображен сравнительно молодой мужчина, но специалисты уверили меня, что это не так, и Ершову на картине не менее сорока лет. Следовательно, следы художника нужно было искать в Сибири. Я вспомнила, что в памятных книжках Тобольской губернии мне уже встречалась фамилия Маджи. Может быть, тобольский Маджи и автор портрета – один и тот же человек? Фамилия редкая, вряд ли их могло быть двое, да еще и в окружении поэта.
В Тобольске и Томске, где в 19 веке находилось управление образования, и где обитал главный инспектор всех училищ Западной Сибири, Татьяна Павловна работала со спецфондом – фондом образования Тобольской губернии и обнаружила немало документов, на которых стояло имя Петра Павловича Ершова, директора тобольских училищ. Именно в Томском архиве она и наткнулась на фамилию Маджи.
Николай Гаэтанович Маджи, австрийский подданный итальянского происхождения, учился в римско-католическом училище в Санкт-Петербурге, по окончании которого получил право преподавания рисования и изящных искусств. Министром просвещения в то время был Абрам Сергеевич Норин – писатель, педагог, крупный чиновник. Именно он и отправил итальянца Маджи из Санкт-Петербурга в холодную Сибирь. Возможно, что руку к этому назначению приложил сам Ершов, который по долгу службы должен был заботиться об учительских кадрах во вверенных ему школах и училищах.
Так или иначе, но Николай Гаэтанович Маджи, молодой учитель рисования, оказался в Тобольске и был распределен в город Березово, куда, однако, так и не попал. Кто знает, может, Ершов, от которого зависела судьба итальянца, пожалел его, вспомнив, как когда-то сам вернулся в Тобольск из Санкт-Петербурга, и как тяжело было заново привыкать к провинциальной тишине и скуке после шумной столичной жизни. Вместо Березово Николай Маджи оказался в Ишиме, родном городе Ершова, где и стал преподавать рисование и черчение в уездном училище. Несколько лет молодой учитель служил в Ишиме, затем его перевели в Туринск, а спустя некоторое время – вернули обратно. Как сложилась его дальнейшая судьба – пока неизвестно.
Однако вернемся к портрету Ершова. Вероятнее всего, Маджи написал его в Ишиме. И тому есть несколько косвенных подтверждений. Дело в том, что в 1858 году Ершов впервые за долгие годы собирается ехать в столицу. Друзья в письмах просят его привезти портрет. На это Петр Павлович отвечает, что у него нет возможности «снять изображение в Тобольске». Фотография, по всей видимости, до Сибири в то время ещё не дошла, а с художниками было напряженно.
Но, тем не менее, в 1860-м году в Санкт-Петербурге выходит первое издание «Конька-Горбунка» с портретом автора. Россия впервые увидела, как выглядит Петр Ершов. И только сейчас стало ясно, что гравюра в книге создана на основе ранее неизвестного, явно парадного портрета, принадлежащего кисти Николая Маджи. Возможно, что и написан он был именно для этой цели – для книги. Как же картина из Ишима попала в Санкт-Петербург?
– Портрет отыскался в коллекции Картавовых, – рассказывает Т.П. Савченкова, – известных коллекционеров произведений искусства. Но один из Картавовых был издателем журнала «Весельчак», где публиковал свои юмористические произведения Петр Ершов. Возможно, именно ему поэт и отправил свой портрет. Хотя может быть и так, что картина попала в коллекцию уже после того, как была изготовлена гравюра для книги.
Когда уже после смерти Ершова готовилось первое собрание его сочинений, родственники поэта просили: «Пожалуйста, возьмите портрет из дешевого издания «Конька-Горбунка». Там он наиболее похож на себя». Имелся в виду портрет работы Николая Маджи.
ч.3 Поэт, загубленный обстоятельствами
ч.4 Нет, весь я не умру
История поисков потомков Петра Павловича Ершова
Потомки Пушкина известны наперечет, отпрыски графа Толстого – вплоть до незаконнорожденных. В бывших родовых имениях и поместьях собираются ныне здравствующие носители фамилий или просто генов великих русских писателей и поэтов. Имена же тех, кого уже нет в этом мире, навсегда внесены в анналы истории русской литературы.
Печальное исключение – великий русский сказочник Петр Павлович Ершов. До последнего времени исследователям его творчества было известно лишь одно имя – Надежда Владимировна Ершова, внучка поэта. Все прочие многочисленные потомки растворились во времени и пространстве.
Поиск
Судьба Ершова – и литературная, и человеческая – весьма драматична. Начнем с того, что на протяжении 32-х лет своей семейной жизни Ершов похоронил двух жен и десять детей. До совершеннолетия дожили лишь шестеро: дочери Людмила и Юлия от второго брака, сыновья Владимир, Александр, Николай и дочь Надежда – от третьего.
Что касается литературного наследия, то долгую и счастливую жизнь прожила лишь одна сказка, как раз и сделавшая своего автора знаменитым, – «Конек-горбунок». Несмотря на то, что Ершов писал и стихи, и рассказы, и пьесы, и даже либретто для оперы, и что в большинстве своем все это было опубликовано в петербургских журналах, большой известности и признания литературное творчество зрелого писателя не получило. Богатый архив Ершова, а надо предполагать, что он был богатым, бесследно исчез. Рукописи, записные книжки, черновики неопубликованных произведений…
«У нас когда-то было много его черновиков, – писала в 1935 году уже упоминавшаяся внучка поэта Н. В. Ершова, – Все они переданы отцом некоему доктору Аристову, жившему в Ленинграде, но где он теперь – не знаю. Замышлялось издание всех его сочинений… Затем собирал сочинения дедушки какой-то сибирский писатель – не то Лопахин, не то Лопатин, я теперь не помню точно. Но и его намерения не были доведены до конца. Кажется, ему доктор Аристов передал все рукописи и документы, касающиеся П.П. (Петра Павловича).
… Дедушка всегда носился с мыслью – написать такую сказку, которая бы представляла собой целый сборник наиболее замечательных русских сказок. Были у отца его 4 записных книжечки (тоже у Аристова), которые я любила в детстве читать.
… Жаль, если не найдутся тетрадочки с его неизданными (отчасти и по цензурным соображениям) эпиграммами и стихами».
Если учесть, что писалось это семьдесят лет назад, то, как это не печально признавать, скорее всего, архивы П. П. Ершова утрачены. Хотя…
В коллекции Тобольского государственного музея (ТГИАМЗ) хранится один уникальный экспонат – знаменитая стихотворная тетрадь, в которую рукой поэта внесены практически все его поэтические произведения. У этой тетради интересная история. В 1911 году семьей Берниковых – потомками П.П. Ершова по линии его старшей дочери Людмилы Петровны в дар музею была преподнесена коллекция экспонатов, которые теперь составляют основу ершовской экспозиции. Коллекция состояла из семнадцати предметов, часть из которых можно увидеть в музее. Например, конторку из кабинета поэта, рисунки тобольского художника Михаила Знаменского, подаренные им Ершову…
Но основу коллекции, конечно же, составляют рукописи П.П. Ершова: два тома библии, переписанные его рукой, перевод книги Брентана «Тайная вечеря» (к слову сказать, долгое время считалось, что эта популярная в середине 19 века книга, как и библия, была лишь переписана Ершовым, однако ишимский исследователь творчества сибирского сказочника Т.П. Савченкова доказала, что «Тайная вечеря» – это оригинальный перевод, сделанный поэтом). В сохранившемся церковном календаре «Памятник веры» на листах для записей рукой Ершова оставлены заметки, касающиеся событий его семейной жизни.
Это своеобразная летопись отцовства. Ершов отмечает, когда у ребенка режется первый зубик, когда он делает первый шаг… Присутствуют там и трагические моменты – о смерти детей мы тоже узнаем с этих страниц.
Стихотворная тетрадь – из той самой коллекции Берниковых.
В начале 30-х годов в Советском Союзе задумывалось издание полного собрания сочинений П.П. Ершова. Рукопись из Тобольска была отправлена в Омск, в книжное издательство. По непонятным причинам книга так и не состоялась, а рукопись на долгое время «застряла» в Омске. Из издательства ее передали в областной музей, где она и хранилась без малого сорок лет. И только в семидесятые годы прошлого столетия после долгой переписки с различными инстанциями, с помощью министерства культуры и ершововедов, которые знали историю этой тетради, ее удалось вернуть в Тобольск. Сейчас рукопись находится на реставрации.
Напомним, что у поэта было шестеро детей. Возможно, какие-то вещи, принадлежавшие ему, до сих пор хранятся в семьях его пра-правнуков. Чтобы подтвердить или опровергнуть это предположение, нужно было отыскать правнуков. И только-то! Легко сказать…
Нет, конечно, какие-то попытки найти их все-таки предпринимались. Виктор Григорьевич Утков, исследователь жизни и творчества Ершова и автор многочисленных книг о нем, зная примерное направление поисков, не оставлял надежды, что однажды хоть кто-то заявит о своем родстве со сказочником. Но… увы!
А потом наступили времена, когда ни в Советском Союзе, ни позже – в России никто не вспоминал не то что о потомках поэта, но и о нем самом. Да и о «Коньке-горбунке» тоже. Время было такое – не располагающее к сказкам. На протяжении как минимум десяти лет «Конек-горбунок», когда-то победно проскакавший по всему миру, не издавался ни в Москве, ни на периферии.
Ситуация изменилась лишь в начале нынешнего века. Ишим и Тобольск – два города, связанные с Ершовым и его сказкой родственными, в полном смысле этого слова, узами – в первом родился автор самой известной русской сказки, а во втором прожил тридцать три года и обрел вечный покой – вспомнили о своем великом земляке. В год 190-летия со дня рождения Ершова Ишиме открылся Литературный музей П.П. Ершова, а в Тобольске – литературная гостиная его имени. Разумеется, встал вопрос о создании и расширении музейных фондов. Вот тогда и вспомнили о потерявшихся во времени и пространстве потомках.
Разумеется, искали, в первую очередь, тех, кто носит фамилию Ершовы. Сначала отозвался Калининград. На конференции, посвященной юбилею поэта, сотрудники Тобольского краеведческого музея, в стенах которого открылась Литературная гостиная, торжественно, а, скорее, торжествующе объявили о своей находке. Увы, родство не подтвердилось.
Потом до Ишима дошло известие, что следы правнуков Ершова, возможно, отыскались в Новосибирске, в Академгородке. И снова – разочарование…
Весной 2007 года лауреатом премии им. П.П. Ершова, учрежденной Союзом писателей России и администрацией Ишима, стал хабаровчанин Александр Лепетухин. Именно он стал своеобразным «рупором» ишимских ершововедов на Дальнем Востоке, обратившись в местные газеты с призывом к потомкам: отзовитесь!
Но помог, как это часто бывает, счастливый случай, предсказать и предвидеть который просто невозможно. В один прекрасный день весны 2007 года в Тобольском краеведческом музее раздался звонок. Из Калифорнии звонила некто Алла Геннадьевна Ранская, оказавшаяся … праправнучкой П.П. Ершова!
Узнав об этом, сотрудники уже Ишимского литературного музея немедленно связались с Калифорнией.
Алла Ранская, действительно, оказалась прямым потомком поэта по линии его младшего сына Александра. По ее словам, однажды она уже пыталась связаться с Тобольском – лет 10 назад, но тогда ее семейная история никого не заинтересовала. Сообщила Алла Ранская и такой интересный факт: оказывается, в России до сих пор живут многочисленные пра- и праправнуки П.П. Ершова. Вот только большинство из них даже не подозревают о своем родстве с великим сказочником.
Внуки
Теперь о его внуках.
Сведений о потомках Николая Петровича и Надежды Петровны нет. Что не удивительно – на долю Санкт-Петербурга в 20-м веке выпала нелегкая участь. Революция, чистки 30-х годов, блокада – перетасовали людские судьбы, как карты в колоде.
У Владимира Петровича осталось две дочери, продолжившие учительскую династию Ершовых. Надежда Владимировна, как уже упоминалось, самая известная внучка своего деда. Но отнюдь не потому, что она афишировала родство с автором великой сказки. Женщина уникальной судьбы, она была Учителем с большой буквы. О ней до сих пор хранят память выпускники благовещенской школы №4, бывшей женской гимназии, в которой 40 лет преподавала Надежда Владимировна.
Она родилась в 1881 году в Семипалатинске. Спустя 18 лет блестяще окончила благовещенскую гимназию. Свободно владела несколькими языками, поэтому на семейном совете было принято решение: Наденька едет в Париж, в Сорбонну, лучший университет Европы.
Маленькое отступление: может ли сегодня скромный учитель математики из провинциального, да что там – и столичного города позволить себе учить двух дочерей в Париже (младшая дочь Ольга становится вольнослушательницей Сорбонны. Сам же Владимир Петрович четыре года лечился во Франции)?
Что Сорбонна! Англия, Германия, Шотландия, куда юная, романтично настроенная студентка отправилась, чтобы отыскать древний замок, в котором жили Лермонты – предки М.Ю. Лермонтова, Греция, за свободу которой погиб Байрон, любимый поэт… Перед ней был открыт весь мир!
И все же Надежда Ершова возвращается в Благовещенск, несмотря на то, что отец, которому противопоказан холодный климат, перебирается в Ялту. Вслед за ним уезжает Ольга: вернувшись в 1910 году из Парижа, она окончила физико-математический факультет Высших женских курсов в Киеве и уехала преподавать математику в сельскую школу. Забегая вперед, скажу, что на пенсию Ольга Владимировна вышла только в 1957 году. Остались ли у нее дети и внуки – еще предстоит выяснить исследователям жизни и творчества П.П. Ершова.
Итак, Надежда Владимировна осталась в Благовещенске одна. Мужа и детей у нее не было. Всю жизнь она посвятила школе и ученикам.
Кстати, Надежда Владимировна стала, как это принято сейчас говорить, гуманитарием, подобно своему знаменитому деду: всю жизнь она преподавала словесность – русский язык и литературу. Она пользовалась такой любовью, таким уважением учеников, коллег и окружающих, что ее, человека, объехавшего пол-Европы, знавшего несколько языков, имевшего свой взгляд и свое мнение о происходившем в стране и за ее пределами, высказывавшего «крамольные» мысли ученикам и коллегам, тем не менее, не коснулись ни наветы, ни запреты, ни репрессии. Более того, в 1945 году она была награждена орденом Трудового Красного Знамени, а годом позже – медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны».
Удивительные уроки литературы, на которых учительница рассказывала ученикам то, чего «в учебниках было не сыскать», литературный кружок, школьный театр – Надежда Владимировна была достойной внучкой своего великого деда. Она была непривлекательна – некрасивое лицо, большой рот, одевалась очень просто… Но когда говорила или читала наизусть, то преображалась.
Надежда Владимировна умерла в 1951 году, не дожив четырех месяцев до своего семидесятилетия. За сорок лет своей поистине подвижнической деятельности она не заработала себе даже квартиры, всю жизнь снимая комнату в частном доме на углу улиц Зейская и Максима Горького. По воспоминаниям учеников и коллег в этой большой полупустой комнате стояли кровать, стол и два больших сундука, окованных жестью. В сундуках – хранилось главное богатство – книги. Книги же занимали и высокие – до потолка – стеллажи.
После смерти Ершовой родственники, а таковые в Благовещенске жили, рассказ о них еще впереди, не побеспокоились о том, чтобы сохранить ее архив. Бумаги, скорее всего, были выброшены за ненужностью. Хотя, возможно, они и хранились, никем не востребованные, на чердаке старого дома. Пока жив был дом. Несколько лет назад его снесли. На этом месте сейчас стоит современный торговый центр «Небесный Хуафу».
Не могу удержаться от риторики. В Благовещенском краеведческом музее знали о том, что заслуженная учительница – внучка великого поэта, как знали об этом и в школе № 4, где есть свой – и замечательный – музей. Но никому и в голову не пришло побеспокоиться об ее архивах! Какие документы, какие фотографии, какие письма утрачены навсегда!
В начале июня 2007 года в Благовещенске побывал научный сотрудник Ишимского литературного музея П. П. Ершова Геннадий Крамор. Ему посчастливилось: в краеведческом музее он нашел фотографию Надежды Владимировны, а в школе, где она работала, – лист из педагогического журнала 1924 года, где все учителя должны были расписаться о своем прибытии на педсовет. Среди десятков фамилий – учительница словесности Ершова. Лист был найден на чердаке школы во время ремонта и, к счастью, не выброшен рабочими, а передан в музей. Теперь он, как и фотография, займет свое место в экспозиции Ишимского литературного музея.
И это пока все о потомках Владимира Петровича Ершова.
Его младший брат Александр оставил после себя четверых детей: Григория, Варвару, Елену и Софью. Григорий Александрович Ершов заведовал отделом народного образования в селе Яковлевка Приморского района. Он погиб в годы войны, защищая Ленинград. У него остались дети – Александр и Майя. Возможно, они тоже не подозревают о своем родстве с великим сказочником – некому было передать им это знание.
Софья Александровна Ершова, в замужестве Феликсова, также жила в Приморье, в городе Заветинске. У нее был сын Геннадий, к сожалению, ныне покойный. Неизвестно, остались ли после него дети и где они.
Елена Александровна вышла замуж за Ивана Ранского. О потомках по ее линии – чуть позже.
И, наконец, Варвара Александровна, в замужестве Безрукова…
Если имя Н.В. Ершовой встречается в публикациях ершововедов, на ее письма ссылаются известный фольклорист, литературовед и библиограф М.К. Азадовский и биограф Ершова В.Г. Утков, то о других его потомках последние пятьдесят лет ничего не было известно. Найти их было заветной мечтой сотрудников Ишимского литературного музея. Можно представить, что они почувствовали, когда отыскали не одного, не двоих, а целый семейный клан Ершовых! Правда, уже под другими фамилиями.
Правнуки
Итак, еще раз. Весной 2007 года в Тюменскую область пришла весточка… из Калифорнии, от Аллы Геннадьевны Ранской, праправнучки поэта. В качестве подарка исследователям жизни и творчества Ершова она преподнесла известие о том, что в Благовещенске и Магадане живут прямые правнуки Ершова – Лев Алексеевич Безруков, сын Варвары Александровны Ершовой и Владимир Иванович Ранский, сын Елены Александровны.
До Магадана добраться пока получилось. Зато удалось созвониться. Владимир Иванович Ранский давно на пенсии. Недавно перенес инсульт, живет в Доме Ветеранов. О том, кем был его дед, знал всегда, – об этом говорили, встречаясь, Елена и Софья Александровны, мать и тетка. Обе – династия! – работали учительницами. К сожалению, в домашнем архиве Владимира Ивановича не сохранилось почти никаких документов. Что-то увезла с собой в Москву дочь Оксана, какие-то фотоальбомы пылятся в книжном шкафу у младшей дочери Анны, которая, как и отец, живет в Магадане. Владимир Иванович вспоминает, что были у него письма, которые писала ему тетя Соня – «на деревню дедушке»: Магадан, В.И. Ранскому. И он их получал! Но где теперь эти письма… Одна надежда на то, что сотрудникам Литературного музея удастся «склонить к сотрудничеству» магаданскую дочку Аню, и она попробует отыскать в семейном архиве представляющие научный интерес бумаги и фотографии.
А вот в Благовещенск, чтобы встретиться с правнуком поэта, из Ишима выехал Геннадий Крамор.
Лев Алексеевич по странному, почти мистическому совпадению носит фамилию Безруков. Дело в том, что Петр Павлович Ершов родился в деревне Безрукова Ишимского уезда (ныне Ершово). Бывший моряк Тихоокеанского флота, старшина первой статьи бодр и крепок телом и духом, несмотря на свои 82 года. Вот только ноги стали подводить – по дому Лев Алексеевич передвигается с палочкой и на улицу лишний раз старается не выходить. Исключение сделал 9-го мая – не только сходил на парад, но еще и принял законные «фронтовые» сто граммов.
О своем родстве с великим сказочником Лев Алексеевич знал, вот только не догадывался о его степени. Рассуждал так: если тетя Надя (Надежда Владимировна Ершова) – внучка, следовательно, он, самое большее, внучатый племянник. Но, если уж быть до конца откровенным, ему это было неинтересно. И не его в том вина. Дело в том, что в семье – интеллигентной, сплошь состоящей из учителей, – отчего-то совершенно не культивировался интерес к истории своего рода, своей фамилии. Время, что ли, было такое… Варвара Александровна, урожденная Ершова, никогда не рассказывала сыну о своих родителях и уж, тем более, о своем дедушке. А ведь Ершов, помимо того, что сам был знаменитым человеком, был связан родственными узами с семьей Менделеевых, дружил с декабристами, с русскими художниками и композиторами, вложил немало сил в развитие образования в Сибири, то есть прочно, всеми корнями своими врос в русскую культуру. И все же внуки вспоминали об этом лишь вскользь, никогда не акцентируя на этой теме внимания детей. Так что вправе ли мы сегодня укорять того же Льва Алексеевича за безразличие к истории своей семьи?
Он родился в 1925 году. Отец рано оставил семью, так что заботы о воспитании сына легли на плечи Варвары Александровны, скромной учительницы из интерната для глухонемых детей. Думается, ей было не до Ершова и его сказки. В 1943 году Льва Безрукова (кстати, они произносят эту фамилию с ударением на первый слог) призвали на флот. Два года войны, еще пять лет срочной службы в мирное время. Демобилизовался лишь осенью 1950-го года. И с этого времени жил самостоятельно. Так что было ему не до родства с поэтом, тем более, что единственный человек, который мог ему что-то рассказать, – тетя Надя – умерла в апреле 51-го. Что касается его взаимоотношений с матерью, то тема эта для Льва Алексеевича тяжелая. С Варварой Александровной они почти не общались. Все, что осталось у него от матери, это свидетельство о смерти, фотография пожилой женщины и еще один, поистине уникальный снимок – на нем изображены все потомки Ершова, жившие в Благовещенске в 20-е годы: Надежда Владимировна, ее сестра Ольга, Елена Архиповна, жена Александра Петровича Ершова и четверо ее детей. Эту фотографию Лев Алексеевич передал в дар Ишимскому литературному музею, как, впрочем, и еще один снимок: двоюродная сестра Зея Ивановна Ранская и ее дочь Алла.
О других родственниках он знает только понаслышке.
Впрочем, вины его в этом нет. И все же как-то обидно. Я бы сказала: присутствует царапающее чувство досады. Тем более, что речь идет о Ершове, человеке, для которого семья всегда была высшей ценностью, который отказался от своего литературного предназначения ради семьи! «Известность известностью, – писал он своему другу В. Треборну, – а долг обеспечить тех людей, которых судьба поручила мне и которые для меня милы, также что-нибудь да значит».