Правда ли что дикси закрывают
ВТБ примагнитил «Дикси»
Магазины бюджетной сети «Дикси» переходят в собственность сети «Магнит». Для покупателей, скорее всего, ничего не изменится, но для ритейла это событие знаковое. За «Магнитом» стоит один из крупнейших госбанков, и не исключено, что в условиях роста продовольственной инфляции государство попробует взять розницу под контроль
Один из крупнейших российских ритейлеров, «Магнит», приобретает своего конкурента — розничную сеть «Дикси», сообщил «Магнит» в пресс-релизе во вторник.
Под брендом «Дикси» в России работает 2651 «магазин у дома». По данным «Магнита», приобретаемый бизнес приносит прибыль – в 2020 году она составила 281,4 млрд руб. В состав группы компаний входят супермаркеты различных форматов: «Дикси», «Квартал», «Дешево», «Виктория», «Мегамарт», «КЭШ» и франчайзи «Первым делом». «Дикси» занимает 30 место среди крупнейших частных компаний в России по рейтингу Forbes.
В то же время, с приобретением «Дикси» физическое присутствие «Магнита» увеличивается лишь чуть более чем на десять процентов: у «Магнита» на конец 2020 года работали 21 564 торговые точки. То есть, по объему выручки (1,4 трлн руб за минувший год) «Магнит» выглядит рядом с «Дикси» гигантом.
Собственником «Дикси» является Mercury Retail Group Ltd, которая продала дочерней компании «Магнита» — АО «Тандер» — 100 процентов акций дискаунтера за 92,4 млрд руб.
Сам «Магнит» его основатель Сергей Галицкий в 2018 году продал за 138 млрд руб. Покупателями стали группа ВТБ (получила 29,1% акций), инвесткомпании «Марафон групп» (13,8%), а оставшиеся акции размыты между миноритариями. Их стоимость во вторник выросла на 3,5% после объявления о предстоящей сделке.
Продать, пока берут
Эксперт рынка FMCG Александр Афиногенов предполагает, что смысл продажи группой Mercury Retail своего прибыльного актива может быть двояким.
«Либо у владельцев “Дикси” есть прогноз, что прибыльность этих магазинов не вечная и надо выходить в кэш, пока этот актив остается привлекательным. Возможно, у них есть какие-то расчеты, что ликвидность этого актива упадет. Основанием для такого прогноза может быть агрессивное наступление конкурентов в формате «магазин у дома». Борьба за место в этой нише требует инвестиций, которых у Mercury сейчас нет», — анализирует он.
Второй версией, почему Mercury Retail Group пошла на продажу «Дикси», может быть, как раз поиск капиталов для развития остальных проектов группы, которые кажутся компании более перспективными и востребованными.
Государство пошло за покупками
«Дикси» переживает не самые лучшие времена после того, как акционеры компании разочаровались в иностранном менеджменте в лице Педро да Сильвы и в 2017 году пригласили на эту работу россиянина Сергея Белякова. Но дела не пошли и у него, и Беляков оставил компанию два года спустя. Особенно бледно «Дикси» выглядит на фоне того же «Магнита», который из региональной краснодарской компании за четверть века вырос до сети, охватывающей 65 регионов России.
«Изначально “Магнит” производил очень депрессивное впечатление магазина для нищебродов. На сегодня он, конечно, не стал аналогом “Азбуки вкуса”, но те покупатели, которые чурались “Магнита” и закупались в “Пятерочках”, более не брезгуют им. А “Дикси”, что говорится, шла к Одессе, а вышла к Херсону. Непонятно, какую нишу эта сеть занимает», — говорит Афиногенов.
По мнению эксперта, после покупки сети менеджменту «Магнита» придется «отмывать» ее от приобретенного в последние годы «неприличного» имиджа, интегрируя в собственные форматы, стандарты и регламенты. Например, переформатировав магазины под «Магнит-Семейный» и «Косметик».
Учитывая, что основным мажоритарием «Магнита» является крупнейший государственный банк, расширение присутствия сети автоматически означает и увеличение доли государства в секторе ритейла. И это очень позитивное развитие, убежден Афиногенов. Он указывает, что частные ритейлеры пытаются завлекать публику всевозможными арабесками, которые абсолютно не нужны девяти из десяти покупателей, но стоимость введения которых перекладывается в цены на полках.
«Красивое освещение, мраморные полы, какие-нибудь средства распознавания лиц — зачем это нужно пенсионеру, который пришел в магазин не на хайтек любоваться, а бутылку молока купить? Покупателю надо купить товар по приемлемой цене и не тратить время у кассы. А за романтической атмосферой он в кафе пойдет», — говорит эксперт.
На рынке ритейла, добавляет он, государство должно присутствовать как регулятор: не административный, а как крупный игрок, и единственный способ как-то ограничить «алчность частных ритейлеров» — это усиление государственного присутствия в розничной торговле.
«Мы, скорее всего, увидим, что цены в бывших магазинах “Дикси” на ряд групп товаров снизятся, потому что общий оборот единой сети увеличится. А на некоторые категории товаров цены в “Дикси” безосновательно завышены, как эхо из тех времен, когда ее менеджмент пытался придать сети имидж дискаунтера среднего уровня», — напоминает эксперт.
Афингенов ожидает, что следующим объектом интереса государства на рынке ритейла «естественным образом» станут активы группы Х5 (сети «Пятёрочка», «Перекрёсток», «Карусель» и «Чижик»).
И «Магнит» уже не тот
Сделка между «Магнитом»/ВТБ и Mercury Retail Group является знаковым событием на российском рынке торговой розницы, поскольку он означает отказ «Магнита» от той модели роста, которой придерживался его основатель, подчеркивает первый проректор НИУ ВШЭ Вадим Радаев.
«У Сергея Галицкого был принцип развивать сеть путем органического роста, завоевания центра с периферии. Этой модели “Магнит” придерживался все 25 лет существования. Главным не только рыночным, но и концептуальным его конкурентом была группа Х5, которая разрасталась за счет M&A [слияний и поглощений – Expert.ru]. Покупка “Дикси” означает, что “Магнит” отошел от концепции органического роста и его развитие отныне пойдет по совсем иной, экстенсивной стратегии», — говорит Радаев.
Усиление доли государства в ритейле произошло скачкообразно во время кризиса 2008-2009 годов, когда многие сети обанкротились, и их тоже скупал государственный банк – тогда это был «Сбербанк». Но для «Сбера» магазины никогда не были профильным активом, в отличие от группы ВТБ, которая владеет очень пестрыми активами, начиная от ФК «Динамо» и заканчивая различными ЧОПами.
Ритейл до сих пор представлял одну из областей экономики, в которой участие государства было минимальным по сравнению с другими секторами. Означает ли предстоящая сделка смену отлива на прилив или она останется отдельным случаем, сказать трудно, но ожидать, что это сдержит цены в магазинах — иллюзия, опасается эксперт.
«Предупреждения премьера Мишустина в адрес “алчных” торговых сетей — это не новая история. После 2009 года в Минпромторг регулярно приглашали ритейлеров и внушали им — не вздумайте повышать цены. В том же году был принят закон, по которому запрещалось поднимать розничные цены более чем на 30 процентов в течение одного месяца. Вхождение государства в капитал розничных компаний вряд ли послужит инструментом контроля за ценами, потому что и без этого государство может держать цены на социально значимые товары», — полагает он.
Напомним, что прошлой неделе премьер-министр Михаил Мишустин назвал причиной роста розничных цен жадность «отдельных производителей и торговых сетей» и добавил, что у правительства достаточно инструментов, чтобы обуздать аппетиты тех, кто наживается на ажиотажном спросе во всех сферах.
Что изменится в сети «Дикси» после покупки «Магнитом»
Дочка «Магнита» – АО «Тандер» – уведомила в своем пресс-релизе, что ритейлер имеет соглашение с компанией Mercury Retail Group Limited о покупке пакета акций кипрского офшорного холдинга Dixy Holding Limited, принадлежащий миллиардерам Игорю Кесаеву и Сергею Кациеву.
Стоимость сделки оценена в 92,4 млрд руб. В сообщении подчеркивается, что эта сумма «подлежит определенным корректировкам», последние будут зависеть, в том числе, от величины чистого долга и оборотного капитала, которые будут пересчитаны на день оформления сделки, говорится в сообщении.
Кроме того, обеим компаниям предстоит согласование сделки в Федеральной антимонопольной службе (ФАС). Планируемая дата вступления в права нового собственника «Дикси» – 31 августа, правда, в документе оговаривается, что при определенных условиях срок может быть продлен вплоть до 30 сентября.
По условиям контракта к «Магниту» перейдет 2651 магазин «Дикси», в 2020 году их суммарный оборот превысил 280 млрд рублей.
Кроме того, новый собственник получит 39 суперсторов «Мегамарт» с выручкой в 17,4 млрд руб. по итогам прошлого года. Существенная часть этих магазинов (1329) находится в Москве и Подмосковье, почти 460 — в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Суперсторы преимущественно расположены в Свердловской области, а также четыре мола находятся в Тюменской области.
Суммарная площадь приобретаемых торговых точек «Дикси» составляет 854 тыс. кв. м — 778 тыс. приходится на магазины, расположенные вблизи жилой застройки, а 76 тыс. кв. м — на суперсторы. «Магнит» подчеркивает, что эти магазины сопоставимы по своим площадям с его уже существующими точками формата «у дома» и «суперстор».
«Мы планируем, что бизнес Дикси продолжит существовать как отдельное юридическое лицо, а магазины – работать под существующим брэндом. Мы считаем, что персонал магазинов и головного офиса является одной из сильных сторон компании и приветствуем их как часть нашей объединенной команды»,
— заявил по этому поводу президент и генеральный директор «Магнита» Ян Дюннинг.
В сообщении Магнита указывается, что помимо вышеперечисленного компания также приобретет пять распределительных центров общей площадью около 190 тыс. кв. м, находящихся в Москве, Санкт-Петербурге и Челябинской области. Один из крупнейших российских ритейлеров намерен потратить на эту сделку собственные средства, а также использовать доступные неиспользованные кредитные линии.
Формат «Дикси» и «Магнита» принципиально очень схожи – он называется «магазин у дома», отмечает независимый консультант сферы ритейла Олег Гордеев. И по наполнению матрицы внутри магазинов, и по количеству позиций на полке в каждой категории обе сети совпадают, отмечает эксперт. Покупатель тоже одинаковый – это прослойка населения чуть ниже среднего достатка, которая приходит в магазин не за большим разнообразием продуктов, а за определенным набором товаров, продающихся по умеренным и даже низким ценам, считает собеседник.
«Если «Магнит» отформатирует все магазины под себя со сменой вывески, то однозначно он значительно расширится по товарообороту и по доле рынка.
Если же останется формат «Дикси» в том виде, в котором он существует сейчас, то это не будет таким уж выгодным приобретением. Потому что «Дикси» сейчас показывает не самые хорошие финансовые показатели, магазины фактически деградировали. Надо полагать, что это действительно идет от низкого уровня менеджмента», – объяснил Олег Гордеев в беседе с «Газетой.Ru».
Поглощение «Дикси» более сильным игроком было ожидаемо, полагает управляющий партнер агентства «Agro and food communication» Илья Березнюк.
«Сейчас идет укрупнение ведущих игроков рынка, аналогичный тренд прослеживается и в сельском хозяйстве. С учетом того, что «Магнит» еще имеет и госкапитал в структуре своего владения в этой связи тоже прослеживается определенная логика этой сделки», – сказал Березнюк.
«Магнит» одна из крупнейших торговых сетей в России, под ее контролем на конец марта находилось 22 тысячи магазинов. Компанию основал более 25 лет назад предприниматель Сергей Галицкий. Сейчас основной сособственник ритейлера – банк ВТБ, которому принадлежат 17,28 процента акций. Еще 16,7 процента владеет инвесткомпания Marathon Group и структуры Александра Винокурова.
Объединение ритейлов: «Дикси» закрывает магазины, продав сеть «Магниту»
Закрытие магазинов «Дикси», анонсированное накануне по всей России, связано с покупкой этой сети «Магнитом». Крупнейший ритейл планирует завершить самую большую за последние несколько лет в стране сделку уже к августу 2021 года. Таким образом, привычная сеть для покупателей скоро претерпит ребрендинг, а привычные супермаркеты навсегда уйдут в прошлое.
Подробности покупки сети «Дикси» компанией «Магнит»
Крупнейшую за последние несколько лет сделку совершили представители двух российских ритейлов – сети магазинов «Магнит» и «Дикси». Последняя в скором времени прекратит существование. Все супермаркеты ожидает масштабный ребрендинг, после чего магазины начнут снова обслуживать покупателей в новом формате.
Сообщается, что холдинг X5 Retail Group (владелец супермаркетов «Магнит») выкупил 100% акций компании Dixy Holding Limited (им ранее принадлежала сеть супермаркетов «Дикси»). Пока же сделку до конца не оформили, так как для этого потребуется дождаться решения Федеральной антимонопольной службы. Планируется, что весь процесс завершится к августу 2021 года.
Общая сумма сделки превысила 90 млрд рублей. Таким образом, «Магнит» пополнился 2 тыс. 600 новыми магазинами, а также 39 суперсторами «Мегамарт», которые ранее принадлежали Dixy Holding Limited.
Стоит отметить, что и до момента проведения сделки «Магнит» являлся крупнейшей розничной сетью в стране, владея почти 22 тыс. магазинов разного формата, в том числе и «магазинами у дома», а также супермаркетами косметики.
Зачем «Магнит» приобрел все супермаркеты «Дикси» в России
Как сообщает 1rre.ru, приобретение, а точнее «поглощение» сети «Дикси» для руководства розничной сети «Магнит» не стало спонтанным мероприятием. Дело в том, что юридически компания Dixy Holding Limited продолжит существование. Также сообщается, что планируется сохранить весь штат ранее задействованных сотрудников, в том числе и директора компании Вячеслава Султанова.
В целом же, такая покупка одной сети другой может быть выгодна для развития уже сформированной инфраструктуры. Другими словами, компания-владелец сети «Магнит» перенаправит покупательский поток с одного ритейла на другой, тем самым увеличив свою выручку и долю влияния на российском рынке.
Как продажа сети «Дикси» повлияет на ценообразование крупнейшего ритейла
Новая сделка уже успела вызвать опасение некоторых специалистов, заявивших о росте потребительских цен в стране в связи с закрытием одного из продуктовых ритейлов. Тем не менее другие эксперты сообщают, что в основном супермаркеты «Дикси» располагаются в Москве и Санкт-Петербурге, поэтому влияние нового ритейла если и будет проявляться, то только локально.
Стремительного роста цен из-за монополизации рынка пока не прогнозируют большинство специалистов. Во всяком случае заинтересованность крупных сетей, как правило, в этом минимальная. В то же время в России существует достаточно высокая конкуренция среди прочих ритейлов, и это позволяет говорить о том, что даже после сделки «Магнит» не станет монополистом в вышеуказанной сфере деятельности.
«Магниту» разрешили купить «Дикси»: К чему готовиться покупателям, как сделка отразится на ценах и что значит для рынка
Федеральная антимонопольная служба разрешила «Магниту» купить «Дикси». Правда, не все магазины. Лайф выяснил, как это отразится на продуктовом ретейле и в какую сторону изменятся цены.
Фото © ТАСС / Фадеичев Сергей
Сделка года. Зачем «Магнит» покупает «Дикси»
ФАС удовлетворила ходатайство АО «Тандер» (основная операционная «дочка» «Магнита») о получении предварительного согласия на сделку по покупке группы «Дикси». Правда, выдала предписание об обеспечении конкуренции.
Это значит, что куплены будут не все магазины. Иначе в ряде муниципальных районов доля объединённой компании превысила бы 25%, а в некоторых — и 35%. Закон о торговле ограничивает долю продовольственных ретейлеров на локальных рынках на уровне 25%.
— Слияние торговых сетей будет проходить только в тех муниципальных образованиях, где доля «Магнита» не превышает 25%. Таким образом, в 53 муниципалитетах 142 магазина «Дикси» не будут объединены с торговой сетью «Магнит», — сообщили в ФАС.
В то же время в 22 муниципалитетах объединённая доля рынка «Магнита» и «Дикси» должна быть снижена в течение года, то есть до 1 июля 2022 года. Она не должна превышать 35%.
Ещё одно важное условие сделки — готовность «Магнита» в течение года продавать группу социально значимых товаров без торговых наценок. Среди них молоко, хлеб, куриное мясо.
Напомним, что о сделке по слиянию сетей стало известно 18 мая. Тогда «Магнит» договорился с Mercury Retail Group Limited о приобретении 100% акций Dixy Holding Limited.
Фото © ТАСС / Фадеичев Сергей
Цена сделки составляет порядка 92,4 миллиарда рублей. Она основана на нынешней стоимости бизнеса, но подлежит определённым корректировкам, которые будут зависеть в том числе от изменений чистого долга и чистого оборотного капитала, рассчитанных на дату закрытия сделки.
Предполагается, что датой закрытия сделки станет 31 августа 2021 года. Правда, при определённых обстоятельствах возможно продление срока до 30 сентября.
Dixy Holding Limited — холдинговая структура группы компаний, в управлении которой находится 2612 магазинов «у дома» под брендом «Дикси». Их выручка за 2020 год составила 281,4 миллиарда рублей. Также компания управляет 39 суперсторами «Мегамарт». Их выручка составила 17,4 миллиарда рублей.
На данный момент «Магнит» — крупнейший в России ретейлер по количеству магазинов. На конец марта под управлением компании было 21,9 тысячи магазинов. Среди них 15 098 магазинов «у дома» и 471 супермаркет и суперстор.
При этом по выручке (1,55 триллиона рублей) «Магнит» занимает второе место. Хотя был период, например, в 2013 году, когда он был лидером рынка. Сейчас на первом месте по выручке находится X5 Retail Group (компании принадлежат, например, «Перекрёсток» и «Пятёрочка»). Основными акционерами «Магнита» являются группа ВТБ (17,3% акций) и Marathon Group Александра Винокурова (16,8%).
С помощью покупки «Дикси» «Магнит» планирует существенно укрепить рыночную позицию в Москве и Санкт-Петербурге.
— Это сделка года в российском ретейле. Благодаря покупке «Дикси» «Магнит» максимально приблизится к лидерским позициям ключевого конкурента — X5 Group, в который входит сеть «Пятёрочка». Расширение доли рынка в Москве и Санкт-Петербурге жизненно необходимо «Магниту». Здесь позиции рождённой в Краснодаре компании традиционно слабее. Под ограничения ФАС покупка «Магнитом» магазинов «Дикси» в Москве и Санкт-Петербурге не попала, — рассказал экономист, официальный представитель социального проекта Humanity Андрей Лобода.
Первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал отметил, что именно «Магнит» получает наибольшую выгоду от приобретения «Дикси», который давно считался конкурентом компании в самых нужных локациях. Теперь прибыль от старых и новых торговых точек будет поступать в одну корзину.
— «Магнит» этой сделкой значительно усиливает свои позиции по отношению к главному конкуренту — Х5 (как по числу магазинов в Санкт-Петербурге и Москве, так и по представленности в сегменте «магазинов у дома»). Количество магазинов Х5 по стране — почти 18 тысяч («Пятёрочка», «Перекрёсток», «Лента»). Количество магазинов «Магнит» в России на 1 января 2021 года — более 21 тысячи (после приобретения «Дикси» их станет почти 24 тысячи). Однако около 150 магазинов сети «Магнит» купить не сможет, так как это будет нарушать условия антимонопольного законодательства. Но для компании это небольшая потеря, потому что магазины в основном представлены в неключевых регионах, — добавил Павел Сигал.
Шеф-аналитик TeleTrade Пётр Пушкарёв считает, что объединение произошло не от хорошей жизни. Рентабельность торговых сетей падает, и выживать без рисков оказаться на грани минимума прибыли с рисками уже недружественного поглощения даже крупнейшим ретейлерам всё труднее. В то время как состоявшаяся на довольно выгодных условиях продажа «Дикси» позволит вскоре обеим мощным торговым сетям увеличить рентабельность и на круг в горизонте двух-трёх лет добавит дивидендов акционерам.
— В итоге можно прогнозировать постепенную прибавку стоимости акций «Магнита» на 10–15%. Возможно и больше, с учётом уже инфляционного роста бирж, как это происходит сейчас едва ли не во всём мире с акциями таких известных розничных брендов, как Walmart, Target или Starbucks, — добавил Пётр Пушкарёв.
Работодатели начали делать доплаты за жару: Кому положены компенсации и как их получить
Как изменятся цены в магазинах после слияния сетей
Концентрация в сфере торговли — объективный процесс. Она является отражением общей тенденции к укрупнению во всех сферах предпринимательской деятельности. В этом смысле покупка «Магнитом» «Дикси» — проявление общей закономерности. На этот момент обращает внимание преподаватель кафедры финансовых дисциплин «Высшей школы управления финансами» Анатолий Гожий.
— Концентрация в розничном секторе торговли создаёт дополнительные возможности для сдерживания потребительских цен. Это особенно актуально в нынешней ситуации нарастания инфляционных процессов. С одной стороны, укрупнение в розничной сети приводит к увеличению закупочной силы ретейла. Конкуренция в сфере закупок постоянно растёт (в отличие от розницы). Крупные торговые сети способны вести переговоры с поставщиками с позиции силы. Другое дело, что в сфере производства и сбыта также происходят интеграционные процессы, что делает невозможным полный диктат со стороны розничных сетей в отношении поставщиков, — отметил Анатолий Гожий.
По словам экономиста, именно высокая концентрация в сфере непосредственной торговли может способствовать сокращению сбытовой цепочки за счёт исключения лишних посредников и заключения прямых соглашений с производителями. Кроме того, явно усиливающееся экстенсивное развитие торговых компаний позволяет концентрировать капиталы на узлах роста (в наиболее прибыльных магазинах). В результате сеть вполне может себе позволить более низкую торговую маржу. Совокупность всех этих факторов создаёт дополнительные возможности по осуществлению гибкой ценовой политики.
Фото © ТАСС / Феоктистов Дмитрий
— Слияние больших торговых сетей уж точно не грозит покупателям новыми витками повышения цен. Скорее, в данном случае — наоборот. Покупка «Дикси» «Магнитом» даст то, что модно сейчас называть синергией, хотя бы на 5–7% снизив постепенно логистические затраты на организацию всей цепочки первичных закупок, поставок и складского хранения, уменьшит управленческие расходы в основных бизнес-процессах, а также удешевит стратегически продвижение общих проектов на площадках онлайн-коммерции. Эти решения хотя и не собьют, конечно, радикально розничные цены, однако хотя бы предотвратят угрозу дальнейшего частого переписывания ценников на те же овощи или непродовольственные товары, — считает Пётр Пушкарёв.
К тому же, по его словам, одновременно благодаря этому каждая из торговых сетей сможет чаще через сайты да и вживую, в магазинах, проводить различные скидочные акции, привлекая больше покупателей со стеснёнными возможностями кошелька и сохраняя близкие к докризисным физические обороты товаров. Это всегда даёт для розницы больше окупаемости, чем формальное увеличение оборотов за счёт более дорогих ценников.
В российском ретейле цены обычно не снижаются, за исключением сезонного фактора на плодоовощную продукцию. По словам Андрея Лободы, на фоне роста мировых цен на продовольствие и весьма заметной инфляции возможность удержать цены в магазинах — уже хорошая новость.
— «Магнит» уже обязался в текущем году обеспечить нулевую наценку на социально значимые продукты питания, включая хлеб и молоко. И это хорошая новость. Сделка поможет «Магниту» вернуться к уверенному росту. Однако вернуть себе статус лидера рынка удастся при реализации позитивного сценария только через три-четыре года, — считает Андрей Лобода.
«Магнит» в основном приобретает «магазины у дома». Этот формат наиболее распространён у ретейлера, который давно сделал ставку не на гипермаркеты, а на шаговую доступность для покупателей и низкие цены по основным группам товаров.
— Наверняка можно сказать, что принципиально цены в приобретённых точках не изменятся. Тем более что ФАС при одобрении сделки выдвинул главное условие: не повышать цены на социально значимые товары в новых магазинах в течение года. Стоит оговориться, что речь идёт только об одной товарной позиции в линейке. То есть, если на прилавке будет выставлено несколько видов картофеля, самые низкие и стабильные цены будут сохраняться на одну позицию в линейке (и так по основным востребованным группам товаров), — добавил Павел Сигал.