Правда ли что частушки имеют форму четверостишия
Частушка
Часту́шка — фольклорный жанр, короткая русская народная песня (четверостишие), юмористического содержания, передаваемая обычно устно.
Особенное развитие изустное творчество получает в областях, запрещённых цензурой. В предсоветскую эпоху к таким темам относилась религия. В эпоху СССР большинство частушек имело острую политическую или сексуальную направленность; многие содержали ненормативную лексику.
Текст частушки — обычно четверостишие, написанное хореем, в котором рифмуются 2-я и 4-я строки (иногда перекрестно рифмуются все строки). Характерной чертой языка частушки является его выразительность и богатство языковых средств, часто выходящее за рамки литературного языка. Частушка часто исполняется под аккомпанемент гармони или балалайки.
Частушка возникла в последней трети XIX века как элемент сельского фольклора, но наибольшее развитие получила после становления советской власти.
По теме частушки можно разделить на любовно-бытовые и «общественно-политические». Часто они переплетаются между собой.
«Любовно-бытовые» обычно деревенско-колхозные будни.
Неотъемлемой частью является колхозная производственная тематика, с участием трактористов-механизаторов.
«Общественно-политическим» присуще сатирическое изображение жизненных условий. В годы советской власти поводом для частушек служила советская пропаганда.
Во многих частушках демонстрировалось общее народное равнодушие ко всем пертурбациям в стране — в противовес навязываемой политической активности. Иногда в частушках отражались текущие новости. Некоторые частушки являлись моментальной меткой реакцией на злободневные темы. В то же время, в целях пропаганды издавались сборники «идеологически правильных» частушек.
Частушки сочиняли все — и взрослые и дети.
В 90-е годы, после перестройки, появились частушки с использованием иностранных слов. С изменениями в стране изменились и темы для частушек, но основной темой по-прежнему остались взаимоотношения между мужчиной и женщиной.
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Частушка» в других словарях:
частушка — припевка, запевка, песенка Словарь русских синонимов. частушка сущ. • припевка • запевка Словарь русских синонимов. Контекст 5.0 Информатик. 2012 … Словарь синонимов
ЧАСТУШКА — короткая (обычно 4 строчная), исполняющаяся в быстром темпе, рифмованная припевка преимущественно любовного, нередко общественного содержания; популярный жанр русского народного словесно музыкального творчества 2 й пол. 19 20 вв … Большой Энциклопедический словарь
ЧАСТУШКА — ЧАСТУШКА, частушки, жен. (лит.). Произведение устной народной поэзии четверостишие (или двустишие с двумя полустопами в каждом стихе) лирического или злободневного и шутливого содержания, исполняемое на определенный напев. Толковый словарь… … Толковый словарь Ушакова
ЧАСТУШКА — ЧАСТУШКА, и, жен. Народная песенка четверостишие или двустишие лирического, злободневного, задорно шутливого содержания. Петь, играть частушки. | прил. частушечный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Частушка — короткая (обычно 4 строчная), исполняющаяся в быстром темпе рифмованная песенка преимущественно любовного, нередко общественного содержания; популярный жанр русского народно музыкального творчества 2 й пол. ХIХ – ХХ вв. Большой толковый словарь… … Энциклопедия культурологии
Частушка — ЧАСТУШКА, короткая (обычно 4 строчная), исполняемая в быстром темпе рифмованная песенка (припевка) преимущественно любовного, нередко злободневного содержания; популярный жанр русского народного словесно музыкального творчества последней трети 19 … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Частушка — жанр русского словесно музыкального народного творчества, короткая (обычно 4 строчная) песенка быстрого темпа исполнения. В самостоятельный жанр оформилась в последней трети 19 в.; генетически связана с традиционными (преимущественно… … Большая советская энциклопедия
ЧАСТУШКА — Короткая рифмованная народная песенка, которая исполняется в быстром темпе на определенную мелодию. Название происходит от слова частый быстрый, повторяющийся много раз. Оно отражает манеру исполнения частушки: ее поют быстрым говорком («часто») … Лингвострановедческий словарь
частушка — и, род. мн. часту/шек, ж. Жанр русского словесно музыкального народного творчества, куплеты в две или четыре строки, распеваемые одним или попеременно несколькими исполнителями. Распевать частушки. За окном высокий женский голос лихо запел… … Популярный словарь русского языка
частушка — жанр фольклора; двухстрочные или четырехстрочные рифмованные куплеты песенно декламационного характера с ярко выраженной установкой на исполнение перед слушателями. Рубрика: Роды и жанры литературы Род: Жанры фольклора Прочие ассоциативные связи … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
Поэтика и рифмовка русской частушки
Как устроена русская частушка
В основе ритмического строения частушек лежат обычные для литературного стихосложения стопы (двусложные и трехсложные). Исполнение частушки и под балалайку, и под гармонь, и без музыкального сопровождения приводит к тому, что ритмическая четкость метрического стиха в ряде случаев исчезает, заменяясь музыкально-тактовым ритмом. Значительно чаще, чем сохранение единообразия ритма в стихах, в частушках встречаются ритмические перебои, столкновение стоп с разными ударениями, укорачивание или удлинение строки. Ритмическое строение стиха частушки исключительно многообразно.
Наряду с сохранением в частушках какого-либо стихотворного размера
Глянь-ка, миленький на небо,
После неба на меня.
Как на небе тучи ходят,
Так на сердце у меня
обнаруживаются всевозможные изменения ритма, причудливые сочетания различных ритмических фигур. Таковы, например, частушки:
Он пришел да поздоровался,
Я руку подала, —
Сама девчонка пристыдилася
Глазком ему не повела.
Сероглазый дроля милый,
Не делай боле так,
Под мои веселы песенки
Играешь кое-как!
Ты сирень, сиреночка,
Голубая веточка,
До чего к дроле пристала
Серенькая кепочка.
Ритмическое богатство частушки все же можно свести к некоторому единству. Шептаев в связи с этим замечает: «Частушечная строка имеет музыкально-тактовое измерение. В строке учитываются тактовые доли, не совпадающие со слогами. В разных слогах строки содержится разное количество (от 1 до 2) долей, смотря по напеву. Как правило, в строке насчитывается восемь долей, и ритм частушки обычно определяется как восьмидолышк. Кроме количества долей, в частушке, как и в песне, учитывается количество опорных слогов в строке. В каждой строке частушки бывает два опорных слова в отличие от песенной строчки, где бывает и другое их количество. На этой ритмической основе народ создал многообразие йшие музыкалыю-мелодические рисунки».
Напев и назначение частушки определяют и количество слогов в стихе. Для лирических частушек («прогулочных» — исполняемых во время гулянья, «посиделочных» и др.) характерно 8—16 слогов в частушечной строке; плясовая частушка нередко бывает с укороченной строкой в 4—5 слогов или сочетает укороченную строку с обычной:
Эх топну ногой,
Да притопну другой,
Чтобы милый был хорош
На гулянице со мной.
Четкое деление частушек на строки-стихи связано с рифмовкой. Рифма частушек настолько разнообразна, насколько это позволяет четверостишие. Четыре стиха частушки могут рифмоваться попарно:
Я миленочка жалею,
Вспомянуть дома не смею
Где уж, где уж вспомянуть —
Боюсь в окошечко взглянуть.
Наиболее часто встречается перекрестная рифмовка (рифмуются отдельно нечетные и четные строки, или одни четные):
Одна звездочка сияет,
Одна на небе горит;
Один дролечка мечтает,
Со мной речи говорит.
Как бы не было погоды
Не летал бы белый снег.
Кабы не было кровинки
Не ходил гулять бы ввек.
Встречаются также и другие виды рифмовки: кольцевая (охватная) рифмовка, рифмовка трех (например: первой, второй и четвертой) строк, рифмовка всех строк частушки:
Славушку наносят.
Говорят пустое!
Бабы всяко наплетут,
Поговорят да бросят.
Уж завлечь-то завлеку,
Пускай ходит за реку, —
По льду-снегу, по насту:
Пусть походит попусту.
Меня милый провожал
У меня платочек взял;
Как платок я отдала, —
Крепко рученьку пожал.
Рифмовка отделяет один стих от другого, придает стройность четверостишию. Во многих случаях она содействует смысловому выделению частей частушки. В частушке чаще всего отделены по смыслу первые две строки от вторых двух строк; с этим связано преобладание перекрестной (с обязательным опорным рифмованием второй и четвертой строк; первая и третья строки нередко не рифмуются) или парной рифмовки. Другие формы рифмовкц встречаются значительно реже.
Рифмы обычны мужские (ударение на последнем слоге) и женские (ударение на втором слоге с конца); дактилическая рифма встречается как исключение. Полная рифма довольно редка; обычно это простые формы рифмы (например, глагольная) или повторение гласных (реже согласных) звуков, образующих конечные созвучия.
В частушках встречается не только рифмовка последних слогов, но и внутренняя рифма, часто связанная с звукописью, а также единоначатие строк. Звукопись особенно богата в плясовых частушках; в них повторение одних и тех же звуков создает ритмическое подчеркивание, ритмические акценты, имеющие в пляске особое значение. Таковы частушки:
Тучки в кучке, тучки в кучке,
Посередке облачок.
Кто же, кто же это иде —
На распашку пиджачок?
Повтор в приведенной частушке звуков «ч», «к», «т», сочетаемых с «е» и «и» (произносимых одинаково в неударных слогах), «инструментирует» четверостишие. Так же богата инструментовка следующей частушки (в которой она к тому же сочетается со своеобразным изменением ритма, отвечающего пляске):
Нету Коленьки-Николеньки,
Нету Колиных речей.
Охти-ахти, не мог прийти,
Не мог товарища найти.
Пример единоначатия строк, также важного в ритмическом и смысловом строении текста, дает такая частушка:
Чтобы шали не слетали,
Чтобы кисти не сплелись,
Чтобы люди не слыхали,
Что мы с милым обнялись.
В приведенном примере фактически рифмуются первые и
последние слова в стихах.
Частушки, несмотря на свою краткость, нередко имеют довольно сложное композиционное строение. Простейшая форма частушки — повествовательная, в ней содержание объединяет все четыре строки; но обычно третья и четвертая строки противостоят началу или дополняют и разъясняют первые две строки. Так, начало частушки говорит:
О том, что видит девушка в окне, говорят заключающие строки:
От реченьки идут двое:
Колечка да Лешечка.
Противоположение частей видно в таком тексте:
Тише, тише, тишина,
Идет гармошка Мишина
Еще лучше Васина,
Всю беседу скрасила.
Первые две строки могут говорить о действии, третья и четвертая — о реакции на него:
Дроля двери отворяет,
Шарфик белый в переплет.
Мы с подружкой рассмеялись,
Кого ждали, тот идет.
Третья и четвертая строки нередко детализируют первые две, имеющие характер завязки:
Я сидела у окошка,
Вижу: миленький прошел
На руках больша тальянка,
На беседушку пошел.
Принцип деления частушки на две части, первая из которых зачинает, вторая же развивает, расшифровывает, объясняет то, о чем идет речь, — основной принцип композиции текста. Естественно, что традиционный прием параллелизма, в котором обязательно сопоставление не менее чем двух образов, вошел в частушку как основной композиционный принцип этого жанра. Обычно это логический (прямой) параллелизм:
С неба звездочка упала,
Улетела за леса;
Вся любовь моя пропала, —
Ушел милый от меня.
Принцип деления частушки на две части собственно и обусловил широчайшее использование в этом жанре параллелизма. Этот же принцип привел к тому, что в частушку входит и становится обычным явлением формальный параллелизм. Этот прием, в котором при сопоставлении нет и попытки установить логическую связь между сопоставляемыми образами, породил множество частушек. Таковы многие частушки, использующие зачин «С неба звездочка упала», но без прямой параллели к нему.
С неба звездочка упала,
Ровно ягодиночка.
Для кого милый плохой,
Для меня картиночка.
С неба звездочка упала
На сарайчик тесовой.
Отдай, миленький, колечко
И платочек носовой.
При исполнении таких частушек объединил их запев. В результате частушка приближалась к песне; но тождества с песней не было потому, что содержание отдельных частушек оставалось самостоятельным.
Из формального параллелизма рождается частушечный запев, объединяющий тексты частушек в серии. Запевы частушечных серий различны. Традиция их сохранена и в частушках послереволюционного времени (см. серии частушек с запевами: «Эх, яблочко. », «Я на бочке сижу. » и др.).
Частушечные серии выразили тенденции жанра к расширению своих узких рамок. Об этом же говорит использование в частушках припева, что тоже приводит к серийности текстов. Припев в частушке может быть различен. Он может следовать за частушечным четверостишием и может включаться в самую частушку, образуя в ней повторяющиеся вторую и четвертую строчки. Обе формы припева могут объединяться, как это видно в следующей частушке:
Мы на лодочке катались,
Вспомни, что было,
Не гребли, а целовались,
Ну наверно, забыла.
Забыла, ты, забыл и я,
Забыли навсегда
Выделенные строки — припев, включаемый в разные тексты. Таким же припевом являются включаемые в частушку слова: «золотистый-золотой», «не качай, брат, головой», например,
Пароход плывет Анюта,
Золотистый-золотой,
На нем белая каюта,
Не качай, брат, головой.
Частушечные серии, образованные некоторыми типами запева или припевом, выделяются также особой мелодией, на которую частушка поется; в этих случаях сама серия получает название по запеву или по словам припева (см. «Золотистыйзолотой», «Сирень цветет», «Яблочко» и т. д.). Напев, однако, и сам по себе и по какой-либо особенности исполняемых на него текстов может явиться признаком, по которому выделяется данный тип частушек. Так выделяется по напеву (а часто и по тексту) «Подгорная» («Как подгорную плясать надобно уменье. »), «Матаия», знаменитые двустрочные «страданья» («Хорошо страдать у пруда, далеко ходить оттуда»; и ряд других.
Выделяя главные типы композиционного строения частушек, следует отметить также тип монологический и диалогический. Частушка этого типа представляет обращение к кому-либо или передает чей-либо разговор. Такова, например, частушка, передающая диалог влюбленных:
— Ах, ты, ягодка ты мой,
Все корят меня тобой.
— Дорогая, я не рад,
Самого меня корят.
или частушка — обращение к матери:
— Ты, родима матушка,
Побереги без батюшка;
Ты на брата не гляди,
Поутру рано не буди.
Форма разговора или монолога позволяет в частушке обрисовать отношения тех, о ком идет речь. Эта форма ведет к драматизации исполнения частушек. Исполнение лирических или плясовых частушек несколькими певицами по очереди дает возможность ввести серийность текстов несколько иного рода, чем это бывает в частушках, объединяемых общим запевом, припевом или мелодией. В этих случаях серия образуется в результате обращения поющих друг к другу или к гармонисту. Монологическая форма часто используется как начало — «заставка» — пения частушек. Поющие по очереди девушки в таких случаях обращаются к гармонисту с просьбой о чемлибо или характеризуя его самого и его игру.
Гармонист какой хороший,
Сердце беспокоится.
Разрешите, гармонист,
С вами познакомиться.
Не хотела я плясать,
Не хотела выходить, —
Гармонист какой хороший,
Ему надо угодить.
Гармонисту на гармошку
Брошу розовый платок, —
Играй, Ваня, веселее,
Играй, аленький цветок.
После группы частушек-обращений к гармонисту обычно следуют частушки разного характера и содержания. Завершается цикл частушек в таких случаях, нередко, благодарностью гармонисту.
Эх, спасибо тебе, Ваня,
За хорошую игру,
Я плясать больше не буду,
Петь я больше не могу.
Вот спасибо тебе, Ваня,
Хорошо ты нам играл,
А еще тебе спасибо —
Ты игру не изменял.
Вот спасибо тебе, Ваня,
Вот спасибо два раза
За хорошую игру
И за черные глаза.
Вариации обращений к гармонисту и благодарности ему за игру очень многообразны.
Форма диалога в исполнении частушек также создает особую их группировку: частушки исполняются как разговор между поющими девушками. Выразительные примеры разговора частушками приведены в книге 10. М. Соколова «Русский фольклор».
Частушка-диалог
— Дорога подружка Катя,
Ты скажи мне свой секрет:
Как с залеткой расставалась,
Сердце билось или нет?
— Дорога подружка Женя,
Я скажу тебе одной:
Когда с залеткой расставалась,
Сердце билося волной.
— Подошла я к быстрой речке,
Встала на коленочки:
Скажи, речка, два словечка,
Что делать мне, девочке?
— Отвечает да мне речка:
«Милая товарочка,
Уважай, так не изменит
Дорогой забавочка».
— Уважать я не согласна,
Расхорошенькой ты мой.
Пускай тая уважает,
Кая бегат за тобой
Композиционное строение и группировка частушек, как видно, в ряде случаев ведет к своеобразию в построении и расположении текстов при их пении. Сохраняя самостоятельное значение, каждое четверостишие может быть связано с другими темами, образами, содержанием. Однако в подавляющем большинстве случаев частушечные двустишия и четверостишия независимы друг от друга и исполняются как отдельные, связанные между собой только общим напевом песенки. Лучшие из песенок-частушек независимо от того, взаимосвязаны они или нет, — образны, подлинно поэтичны. В частушках часто использованы сравнения. Сравнения в отдельных случаях повторяют параллелизм:
Какая острая пила
В елочку впилилася,
Какая глупая была
В мальчика влюбилася.
— Как пила крушит, пилит,
В елочку впилилася, —
— Так мое сердце болит,
В мальчика влюбилася.
Параллелизм и сравнение в приведенных текстах имеют общие образы (приведенные частушки отчасти совпадают и словесно: ср. вторые и четвертые строки). Но гораздо чаще образное сравнение частушек независимо от параллелизма («Пускай миленький походит, как лиса за белочкой»; «Как на небе тучки ходят, так на сердце у меня»; «Как туман падет на землю, падет серая роса, так с печали помутились мои серые глаза» и т. д.).
Широко используются в частушках метафоры и метафорические выражения. Частушка говорит о «березке, всем ветрам покорной»; девушка желает, «чтобы милого ударило в тоску», о парне говорится: «пусть посохнет зимушку». Иногда на метафорическом образе строится вся частушка целиком.
Нередки в частушке и метонимические образы. Так, говоря
о парне, увлекающем девушку, частушка упоминает о его
одежде.
Все ребята в картузах,
А мой милый в кепке.
Проклятая кепка
Завлекает крепко.
Часто встречается в частушке традиционная для народного творчества гипербола. Например: девушка будет любить милого, пока «в морюшке до донышка не высохнет вода»; вспоминая о встрече с милым, о свидании, девушка признается, что он «сколько звездочек на небе, столько раз поцеловал» и т. д.
Различные приемы образности, разные средства поэтического языка при создании частушек делают этот жанр коротких песенок выразительным и точным в обрисовке художественного образа, в создании картин живой действительности. Богатая образность при лаконичности текста типична для лучших образцов жанра. Именно это и заставило А. М. Горького в 1934 г. обратить внимание молодых писателей на частушки. А. М. Горький писал: «Я предлагаю молодым литераторам обратить внимание на «частушки» — непрерывное и подлинно «народное» творчество рабочих и крестьян. Много ли мы найдем в частушках проиинциализмов, уродливых местных речений и бессмысленных слов? Отбросив в сторону подражания частушкам, сочиняемые свободомыслящими мещанами и скептически настроенными путниками, мы увидим, что частушки строятся из чистого языка, а если иной раз слова у них сокращены, изменены — это делается всегда в угоду ритму, рифме»
СРОЧНООООООО?
((((((как связанны музыка с частушками?
Как в частушках отражается время?
Придумайте частушку про школу?
Придумайте частушку про школу.
Составте частушку про школу?
Составте частушку про школу.
Два четверостишье на парную рифму, два четверостишье на кольцевую рифму, два четверостишье на перекрёсную рифму?
Два четверостишье на парную рифму, два четверостишье на кольцевую рифму, два четверостишье на перекрёсную рифму.
Опишите плиз меня в стихотворной форме четверостишье?
Опишите плиз меня в стихотворной форме четверостишье.
Частушка про класс?
Частушка про класс.
Где обычно поют частушки?
Где обычно поют частушки?
Придумайте частушку про школу?
Придумайте частушку про школу.
Что ля вас значат частушки?
Что ля вас значат частушки.
Как исполняются частушки?
Как исполняются частушки?
Это когда человек не хочет общаться с тобой. Он просто молчит.
Кратер(лат. Crater)— название созвездия южного полушария небаЧашадо утверждения официальных наименований.
Я никогда не хочу обедать. Мне так хорошо во дворе играть! Я всю жизнь бы во дворе играл. И никогда не обедал бы. Я совсем не люблю борщ с капустой. И вообще суп я не люблю. И кашу я не люблю. И котлеты я тоже не очень люблю. Я люблю абрикосы..
На какой именно отвечать ( на 5 и что такое синквейн).
1. в 2. Б 3. б 4. А 5. в 6. Г 7. а 8. Б 9. г 10. Б.
Автор описывает тихуюсемейную жизнь двух стариков, живущих в своем замкнутом мире, их не интересует ничего, кроме «вкусно покушать». Жизнь их течет праздно и незатейливо, они заняты только собой и своим приходящим в упадокпоместьем. Афанасий Иванов..
Рассказ Астафьева «Конь с розовой гривой» повествует об одном эпизоде из детства мальчика. Рассказ заставляет улыбнуться над проделкой главного героя и одновременно оценить замечательный урок, который преподала бабушка своему внуку. Маленький мальч..