Правда что солнышко на небе кривде во все глаза не глянуть

Правда что солнышко на небе кривде во все глаза не глянуть

Правда что солнышко на небе кривде во все глаза не глянуть

Правда что солнышко на небе кривде во все глаза не глянуть

Народ сам в незапамятные времена сложил эти удивительные песни-сказания про русских богатырей и витязей седой, отдаленной старины.

И переходили эти сказания из уст в уста, от стариков к детям, безыскусственно передавая каждому новому поколению древние были. Были — потому, что народ верит в существование богатырей в прошлом, верит, что все рассказываемое действительно было. В исторических записях и летописях сохранилось многое, указывающее, что некоторые события, перешедшие в былины, действительно совершились, только народ переделал по-своему эти сказания, разукрасил их и преувеличил.

Былины рассказывают нам о диковинной «старинушке», когда народ еще не знал предела своей «силушке» и еще не умел употребить ее на пользу родине. Но проходило время: народ, как ребенок, вырастал и учился мыслить; устраивал свою жизнь, приобретал друзей и врагов, и силушка нашла себе исход в служении на пользу близким, на пользу родине; и народ стал петь уже о других героях, стоявших на страже Руси, на заставе.

Правда что солнышко на небе кривде во все глаза не глянуть

Былина — это сам народ со всеми его темными и светлыми сторонами; былина — это сама жизнь Руси, и жизнь эта рисуется в песнях со всех сторон, со всеми подробностями обстановки домашней, военной и придворной. И это придает былине особенную ценность: она воскрешает перед нами древнерусский уклад жизни с самыми мелочными подробностями.

Каждый народ имеет свою поэзию, подобную нашим былинам, свой, как говорят, эпос, рисующий жизнь того или другого народа, и наши былины принадлежат к числу самых поэтических и прекрасных эпических песен.

Долгое время народные песни-сказания, известные под названием былин, не останавливали на себе внимания и оставались незаписанными, пока ученые Рыбников и Гильфердинг[1] (и еще многие другие) не заинтересовались ими. Когда былины собрали и напечатали, все с удивлением узнали о новом богатстве русской поэзии, о новых красотах, которые скрывали в себе эти «сказки», какими их раньше считали. И за этими «сказками» помимо их глубокой поэзии признали громадное педагогическое значение, признали, что былины учат нас любить родину и создавший их народ, сила, доблесть, недюжинный ум и добрые качества которого открываются в созданных им легендах.

Но в подлинном своем виде, в том виде, как их «сказывал» народ, былины слишком объемисты и неудобны для чтения малоподготовленному читателю. Тут нужен доступный для общего понимания пересказ, но такой, который сохранил бы все основные формы былины, дух и образы оригиналов, устраняя все неподходящее, противоречивое или слишком часто повторяющееся в ущерб ясности содержания.

Удовлетворить этому требованию и имеет целью настоящее издание, в котором собраны все наиболее выдающиеся былины о русских богатырях и витязях.

То, что дано могучей фантазией народа, дополнено в настоящем издании рисунками художника, всецело проникшегося героическим духом былин и пытавшегося соответственно этому воспроизвести дивные эпизоды богатырских деяний и воплотить величавые образы могучих русских былинных богатырей и витязей.

Правда что солнышко на небе кривде во все глаза не глянуть

Закатилось красное солнышко за синие моря, за высокие горы, вышел на небо светлый месяц и вывел за собою веселый хоровод ясных частых звездочек… В эту ночь родился в Киеве могучий богатырь, молодой Вольга Святославич.

В час его появления на свет земля задрожала и синее море взволновалось; звери все поразбежались: олени и туры забрались в свои норы, лисицы и зайцы скрылись в лесные чащи, волки, медведи забились по ельникам, птицы поднялись высоко в небеса, рыба ушла в морские глубины: почуяли все, что гроза пришла на них: родился могучий богатырь.

Растет Вольга не по дням, а по часам, говорит громко, словно гром гремит; говорит молодой своей матушке Марфе Всеславьевне такие речи:

— Государыня-матушка! Не пеленай меня в дорогие пеленки, не надевай на меня пояса шелкового — пеленай меня в булатные латы крепкие, золотой шлем надень мне на буйную голову, в руки дай палку свинцовую тяжелую, грузную, весом в триста пудов!

Подрос могучий Вольга; семи лет отдала его мать учиться; пошла ему впрок наука: выучился он всяким наукам и хитростям, да мало ему этого ученья показалось. Уходил Вольга из дома в горы высокие, в леса темные, к старым волхвам-мудрецам и научился у них Вольга разным премудростям: научился Вольга обертываться ясным соколом, да серым волком, да гнедым туром с золотыми рогами.

В двенадцать лет стал Вольга прибирать себе дружинушку: три года приходили к нему добрые молодцы, приходили с полудня[2], и с севера, и с востока, и с запада: набралось дружины семь тысяч, все храбрые да сильные молодцы.

И поехал Вольга с дружиною в чистое поле добывать себе славы и богачества.

— Храбрая моя дружинушка! — говорит Вольга, — вейте-ка вы веревочки шелковые, становите силки по сырой земле, ловите куниц и лисиц, диких зверей и черных соболей.

Послушалась Вольги дружина: вили веревки, ставили силки; три дня и три ночи провели за работой добрые молодцы: только не ловится никакой зверь, как нарочно, — вернулась к Вольге дружина с пустыми руками.

Оборотился тогда Вольга львом могучим, побежал в леса, набил всякого зверя, накормил по-царски свою дружинушку, разодел в шубы черного соболя.

Во второй раз посылает Вольга добрых молодцев:

— Храбрая моя дружинушка! вейте-ка вы шелковые веревочки, наставьте силков на ветвях деревьев: наловите гусей, лебедей, ясных соколов, мелкой птички!

Три дня и три ночи провела на охоте дружинушка Вольги: ни одной птички в силках не запуталось; пришли к Вольге с пустыми руками.

Обернулся Вольга науй-птицей, взвился стрелой под небеса; наловил, набил всякой птицы, принес своей дружинушке.

В третий раз говорит Вольга:

— Храбрая моя дружинушка! Возьмите-ка вы стальные топорики, постройте крепкое судно дубовое, забросьте в море невода шелковые, наловите всякой рыбины: семги и белужинки, и щук, и плотичек маленьких, и осетров дорогих.

Три дня и три ночи пробыли витязи на море; не поймали и одной маленькой рыбки! Не знают, как Вольге и на глаза показаться.

Правда что солнышко на небе кривде во все глаза не глянуть

Видит Вольга, плохо дело, придется самому отправляться за добычей. Обернулся тут Вольга рыбой-щукой, опустился на морское дно глубокое, наловил всякой рыбы; накормил свою дружинушку яствами сахарными, да все переменными. Живут они себе, поживают, никакой заботы не знают, не ведают.

П. Н. Рыбников (1832–1885), А. Ф. Гильфердинг (1831–1872) — русские ученые, которые записывали на севере нашей страны, в бывшей Олонецкой губернии, песни и былины. Более 200 былинных текстов вошли в четырехтомник «Песен, собранных П. Н. Рыбниковым». А. Ф. Гильфердинг издал 318 былин.

Источник

Богатыри и витязи Русской земли. Образцовые сказки русских писателей (36 стр.)

В. И. Даль
Правда и Кривда

Живут у нас на земле Правда да Кривда: живет Правда и во дворце, и в барских хоромах, и в крестьянской избе; молвит народ, что она у бога живет; мыкается и Кривда всюду: и по царским палатам, и по боярским теремам, и по бедным лачугам; о Кривде народ молвит, что привилась она к земле, и по ней стелет и мелет, и врет и плетет.

Кривде за худым делом недалеко ходить; как раз надумала. Подковыляла она, щурясь, к Правде, низенько ей поклонилась и говорит сладким голоском:

— Что тебя, золотая Правда, давно не видать? аль заспесивилась? А еще про твою милость народ молвит, что без тебя люди не живут, а маются. По моему ж худому разуму, так дело-то наоборот (прости на правдивом слове): с тобой люди маются, а со мной душа в душу сживаются, и наше житье- бытье идет как по маслу.

Глянула Правда Кривде в подслепые очи да и говорит:

— Нет, Кривда, худо тому, кто с тобой дружится; с тобой весь свет пройдешь, да назад не вернешься! Ложь не живуча!

Как рассердится Кривда за правдивое слово да, ощетинясь, закричит, зашипит на все свои голоса:

Увязалась Кривда за Правдой, зацепила клюкой и не пускает.

— Ладно, посмотрим, чья возьмет! Пойдем судиться к третьему, на третейский суд, вот хоть к писарю; он недалечко живет.

И пошли. А Кривда тем временем стянула у прохожего бумажник да платок из кармана и спрятала к себе в карман. Вот пришли они к писарю; стала Правда свое дело сказывать, а Кривда тем временем кажет писарю из-под полы деньги да платок. А писарь человек бывалый, как раз догадался, что делать; вот и говорит:

— Проспорила ты, Правда, свои денежки: в наше время лучше жить Кривдой; сытее будешь!

Нечего делать, отдала Правда сто рублей сполна, а сама все стоит на своем, что лучше-де жить правдой.

Вот и пошли они опять судиться третейским судом к боярину. Выслушав их, боярин вздохнул и говорит:

— Ну, матушка Правда, проспорила ты ясные очи свои, хороша святая Правда, да в люди не годится.

Заплакавши, Правда боярину слово молвила:

— Не ищи же ты, боярин, Правды в других, коли в тебе ее нету!

А Кривда зацепила Правду клюкой и повела из города вон. Идет Правда, слезку за слезкой роняет: горько ей, что люди чествовать чествуют ее, а правдой жить не могут.

Вдруг в полночь налетела со всех сторон недобрая сила и стала друг перед другом хвалиться, кто больше зла наделал:

— Да где ж она добудет этого зелья?

— Травы этой на горе, по залежам, не оберешься.

Правда что солнышко на небе кривде во все глаза не глянуть

И нарвала она целое беремя, навязала в пучочки и понесла домой.

Приходят раз слуги и докладывают ему, что пришла вещая странница, величает-де себя Правдой и берется царевну вылечить даром, за одно царское спасибо, а казны-де ей не надо.

Подивился царь и велел нянюшкам-мамушкам чудную знахарку к царевне свести.

— Царь-государь, вижу тебя, родитель мой! Вижу яснее прежнего!

Царь до слез обрадовался, обнял дочь, целует, милует ее, сам о вещей знахарке спрашивает; а Правда уж тут и царю правдивым приветом в очи светит.

Поклонилась Правда царю и говорит:

— Не надо мне ни царства твоего, ни казны твоей; а если хочешь жаловать, так пожалуй меня в твои старшие судьи, чтобы без меня во всем царстве судьи твои ни одного дела не вершили.

М. Михайлов
Три зятя

Поехал старик весной поле пахать. Небо все в тучах; солнышка нету. Стало старика холодом прохватывать.

Солнышко и выглянуло.

Тут как тут и старшая дочь идет, несет отцу обед.

— К нам в гости милости просим!

Как воротился старик домой, спрашивает его жена:

Тут как тут и средняя дочь идет, грибов искала, да дорогу потеряла.

— К нам в гости милости просим!

Как воротился старик домой, спрашивает его жена:

Подошли Петровки; поехал старик сено косить. На небе ни тучки, жар такой, что коса из рук валится; пот с лица градом.

Тут как тут и младшая дочь идет: отцу завтрак несет.

— К нам в гости милости просим!

Как воротился старик домой, спрашивает его жена:

Источник

Правда что солнышко на небе кривде во все глаза не глянуть

На мальчика нашел страх: «Вот, вот, — он думал, — все эти твари бросятся на меня, вонзят в меня свои жала и задушат меня». Но он справился со своим ужасом, тоже потянулся кверху и — о, чудо! Капля живой воды капнула ему прямо в раскрытый рот. Гады зашипели, подняли свист, но тотчас же посторонились от него, как от счастливца, и только злые глаза их поглядели на него с завистью.

Мальчик недаром проглотил эту каплю — он стал знать все, что только доступно человеческому пониманию, он проник в тайны человеческого организма и не только излечил своих родителей, — стал могуществен, богат, и слава о нем далеко прошла по свету.

Живут у нас на земле Правда да Кривда: живет Правда и во дворце, и в барских хоромах, и в крестьянской избе; молвит народ, что она у бога живет; мыкается и Кривда всюду: и по царским палатам, и по боярским теремам, и по бедным лачугам; о Кривде народ молвит, что привилась она к земле, и по ней стелет и мелет, и врет и плетет.

Вот раз идет по земле Правда, чище красного солнца: люди ее сторонятся, шапки снимают, чествуют; а она каждому из своих ясных очей приветом в очи светит. Вот и идет божия Правда по земле, ни шатко ни валко, ни на сторону, прямо как стрела! Навстречу ей из косого переулка идет Кривда, ковыляя да пошатываясь; заслонила рукой глаза, прищурилась на Правду; а Правда — что солнышко, на нее Кривде во все глаза не глянуть!

— Ба, ба, ба! — говорит себе под нос Кривда. — Да это никак святая душа на костылях, что люди Правдой зовут. Уж куда как мне эта Правда надоела: как глянет в лицо, то словно горький дым глаза ест! Хоть бы как ни на есть извести ее, постылую!

Кривде за худым делом недалеко ходить; как раз надумала. Подковыляла она, щурясь, к Правде, низенько ей поклонилась и говорит сладким голоском:

— Что тебя, золотая Правда, давно не видать? аль заспесивилась? А еще про твою милость народ молвит, что без тебя люди не живут, а маются. По моему ж худому разуму, так дело-то наоборот (прости на правдивом слове): с тобой люди маются, а со мной душа в душу сживаются, и наше житье- бытье идет как по маслу.

Глянула Правда Кривде в подслепые очи да и говорит:

— Нет, Кривда, худо тому, кто с тобой дружится; с тобой весь свет пройдешь, да назад не вернешься! Ложь не живуча!

Как рассердится Кривда за правдивое слово да, ощетинясь, закричит, зашипит на все свои голоса:

— Вишь, что выдумала — я ль не живуча! А знаешь поговорку: «Соврешь — не помрешь»? Да я на людей сошлюсь, что со мной жить лучше, чем с тобой!

Правда покачала головой, сказала: «Нет!» — и пошла своим путем. Она в увертки да извороты не пускается, много слов не раздает; у нее либо «да», либо «нет».

Увязалась Кривда за Правдой, зацепила клюкой и не пускает.

— Давай, — говорит, — об заклад биться, что людям со мной лучше ужиться!

— Давай, — говорит Правда, — вот сто рублей. Смотри, Кривда, проспоришь!

— Ладно, посмотрим, чья возьмет! Пойдем судиться к третьему, на третейский суд, вот хоть к писарю; он недалечко живет.

— Пойдем, — сказала Правда.

И пошли. А Кривда тем временем стянула у прохожего бумажник да платок из кармана и спрятала к себе в карман. Вот пришли они к писарю; стала Правда свое дело сказывать, а Кривда тем временем кажет писарю из-под полы деньги да платок. А писарь человек бывалый, как раз догадался, что делать; вот и говорит:

— Проспорила ты, Правда, свои денежки: в наше время лучше жить Кривдой; сытее будешь!

Источник

Сказка о том, как Правда с земли пропала

К 120-летию со дня кончины автора

Правда что солнышко на небе кривде во все глаза не глянуть

Ко дню памяти (27 июля / 9 августа) выдающегося русского православного мыслителя, литературного и театрального критика, публициста, писателя Юрия Николаевича Говорухи-Отрока (1852-1896) мы помещаем его сказку.

Правда что солнышко на небе кривде во все глаза не глянуть

Публикацию (приближенную к современной орфографии) специально для Русской Народной Линии (первое издание: Сказка о том, как Правда с земли пропала // Литературный сборник. СПб.: Изд. редакц. журн. «Родник», 1887) подготовил профессор А. Д. Каплин.

Сказка о том, как Правда с земли пропала

Правда что солнышко на небе кривде во все глаза не глянуть

Сошлись как-то на перекрёстке Правда и Кривда. Кривда и говорит:

— Что ты, Правда, по земле ходишь, не твоё здесь место, толь­ко мне мешаешь, хлеб у меня отбиваешь; смотри: отощала я совсем, обносилась, лохмотья одни! Совести у тебя нет, а ещё Правда!

— Ищи себе другого места, коли тебе со мной плохо, а мне с земли уйти нельзя: пропадёт без меня земля.

— Куда я пойду? У меня одно место, мне уйти некуда, на небо меня не пустят.

Тут подошли к ним три мужика. Кривда с Правдой к ним.

Заспорили опять Кривда с Правдой.

— У тебя есть место, иди себе на небо, ты и там не пропа­дёшь, а мне с земли идти некуда.

— Я б и ушла, только без меня и земля сгинет.

— Что, уж довольно спорили, рассудите нас, мужики.

Мужики думали, думали, а потом сказали:

— Мудрёное ваше дело: точно, и тебе, Кривда, пропадать нельзя, а идти тебе с земли некуда, да и без Правды опять же какое житье?

— Не об том речь, мужички почтенные: точно, без Правды жить нельзя, да никто её с земли и не гонит; вы только скажите: кто кого переспорил. Я говорю: ей есть куда с земли идти, а мне некуда. Коли бы вместе жить нельзя стало, кому тогда с земли уходить?

Подумали, подумали мужики, почесали в затылках и говорят:

— Ты, Кривда, переспорила, потому, если кому и места нигде больше нет, нельзя его гнать, не по-божески: всякой божьей твари место надо найти.

Правда только что хотела слово сказать, а Кривда и заикнуть­ся ей не дала.

В пояс им поклонилась.

Взяла Кривда, связала Правде руки, да ещё и смеётся:

— Что, Правда, много своей правдой взяла?

Все стали кривдой жить, а кто не приладился, попропадали, как тля травяная. А Кривда раздобрела-распухла, в царских палатах живёт, с золота, с серебра ест, жемчугами одежда унизана; все-то ей подати-дары несут, в ноги кланяются, рады-радехоньки на лицо её белое хоть одним глазком посмотреть, а посмотревши, от радости плачут-разрываются: «Вот она, наша Правда-матуш­ка, жаром горит, на весь мир светит!»

А Правда сидит на небе, всё-то видит, плачет-убивается. Не вытерпела, взмолилась к Богу праведному:

— Не хорошо тебе, Правда, и слова такие выговаривать; ка­кая же ты и Правда будешь, коли зарок свой нарушила?

Заплакала тут Правда, пуще зарыдала.

— Ах, Правда, Правда! Какая же ты и Правда будешь, коли зарок нарушишь? Не сниму с тебя зарока. Терпи до конца.

Услышавши те Божии слова, совсем Правда обезсилила; под­напёрла Кривда, спихнула её с неба, сама на её место села, сидит-величается. Увидели люди Кривду на небе, пали ниц, распростёр­лись, ревут-плачут слезами умильными: «Вот она, наша Правда-то-матушка, на небе как солнышко сияет!».

А Правда, с неба слетевши, упала в болото при дороге. Изби­тая-искусанная, замаранная-запачканная, изорванная-искомкан­ная, места живого на ней нет; лежит, плачет-стонет. Ехал тут мужик по дороге, увидел её, подошёл.

Не стала Правда спорить, истомилась уж очень, только гово­рит:

— Ради Христа, помоги!

Взял он тут Правду, взвалил на воз, поехал своей дорогой. Приехал домой и говорит жене: «Глянь-ка, я тебе работницу привез!» Всё тут как было и рассказал. Спрашивают тут они Правду:

— Что ты делать умеешь?

А Правда говорит: «Всё».

А Правда ему: «Не могу развязаться, руки у меня по зароку связаны».

Опять тут мужик распалился; раз и два в щёку Правду ударил.

И полюбила Правда то дитя, как своё родное. Все на поле уйдут, а она сидит, в люльке ребёночка качает, сама плачет- заливается:

Подступило тут у Правды к сердцу, брызнули слёзы горючие из глаз.

Нарушила тут Правда зарок свой великий, сорвала повязку с рук, вытащила котёночка, к груди своей белой прижимает, целу­ет, милует, обсушила, обогрела, оправила, а у самой слёзы из глаз так и капают.

Пошёл котёночек опять по хате прыгать-играться, а Правда всё сидит, глядит, слёз унять не хочет. Вот выплакалась она тут, встряхнулась, усмехнулась, светло так да радостно, пошла к тому месту, где небо с землёй сходится, взлезла на небо, одним махом Кривду с неба спихнула.

Завыла Кривда, побежала по земле, кричит-плачет:

— Ох, помогите! Меня, Правду вашу, Кривда с неба спихнула!

А Правда стала на небе, над землёй засияла, все её увидели: вот она, настоящая Правда! Никто крику, плачу Кривдиному не верит, в толчки её гонят.

И говорит тут Бог Правде:

— Правда, Правда! А где зарок твой ненарушимый? Нару­шила ты, обманула, какая же ты Правда!

И сказал тут Господь:

— По любви твоей и страданию твоему великому прощаю тебя, только не видать тебе больше земли, останешься ты на небе на веки вечные, и земля тебя больше не увидит!

И по слову Божию затмилась Правда от земли.

И заплакала тут Правда и взмолилась:

— Господи, за что караешь непосильно! Сжалься-смилостивься, пропадёт земля без меня, а вся вина на мне будет, за моё ослушание землю караешь!

И смиловался тут Бог над Правдой и сказал:

И сбылось всё по слову Божию. Как только затмилась Прав­да от земли, большое смятение в людях стало. И одни гово­рили, что вот она, Правда, по земле ходит, и на Кривду пока­зывали, а что в небе нет Правды и не было, а был один вид обманный. И таких было больше всех, и зажила Кривда опять на всей своей воле, во дворцах, в палатах. А другие в Кривду не поверили, а говорили, что была Правда в небе, да куда-то делась. И искали ту Правду, и плакали, и стонали, и найти не могли. А и такие были, что говорили: «Нет Правды, да и не было никогда. »

И пошли промеж людей ссоры да свары, да смятения.

Так и сделал. И тут-то исполнилась мера страданья его, и ушла ненависть из сердца его, потому что исстрадался он до конца-краю и покорился страданью тому.

И видит, небо разверзлось, и стоит в небе Правда, и сияние кругом неё, и смотрит на него таково жалостливо.

И стояла перед ним Правда, и сияла во всей красоте своей, да уж не нужна была та Правда ему.

И сжалилась мать сыра-земля, распустилась, приняла его, по­тому что исстрадался он до конца-краю и исполнилась мера страданья его.

Так наказал Бог Правду и за малое ослушание воли Его.

Источник

Правда что солнышко на небе кривде во все глаза не глянуть

У одного бедного мальчика заболели отец и мать; мальчик не знал, чем им помочь, и сокрушался.

Однажды кто-то и говорит ему: «Есть одна пещера, и в этой пещере ежегодно в известный день на своде появляется капля, капля чудодейственной живой воды, и кто эту каплю проглотит — тот может исцелять не только недуги телесные, но и душевные немощи».

Скоро ли, долго ли — неизвестно, только мальчик отыскал эту пещеру и проник в нее. Она была каменная, с каменным растрескавшимся сводом.

Оглядевшись, он пришел в ужас — вокруг себя увидел он множество гадов самого разнообразного вида, с злыми глазами, страшных и отвратительных. Но делать было нечего, он стал ждать. Долго ждал он. Наконец видит: на своде появилось что-то мокрое, что-то вроде блестящей слизи, и вот понемногу стала навертываться капля, чистая, как слеза, и прозрачная. Казалось, вот-вот она набухнет и упадет. Но едва только появилась капля, как уже все гады потянулись к ней и раскрыли свои пасти. Но капля, готовая капнуть, опять ушла.

Нечего делать, надо было опять ждать, ждать и ждать.

И вдруг снова увидел он, что мимо него, чуть не касаясь щек его, потянулись кверху змеи и гады разинули пасть свою.

На мальчика нашел страх: «Вот, вот, — он думал, — все эти твари бросятся на меня, вонзят в меня свои жала и задушат меня». Но он справился со своим ужасом, тоже потянулся кверху и — о, чудо! Капля живой воды капнула ему прямо в раскрытый рот. Гады зашипели, подняли свист, но тотчас же посторонились от него, как от счастливца, и только злые глаза их поглядели на него с завистью.

Мальчик недаром проглотил эту каплю — он стал знать все, что только доступно человеческому пониманию, он проник в тайны человеческого организма и не только излечил своих родителей, — стал могуществен, богат, и слава о нем далеко прошла по свету.

Правда что солнышко на небе кривде во все глаза не глянуть

В. И. Даль Правда и Кривда

Живут у нас на земле Правда да Кривда: живет Правда и во дворце, и в барских хоромах, и в крестьянской избе; молвит народ, что она у бога живет; мыкается и Кривда всюду: и по царским палатам, и по боярским теремам, и по бедным лачугам; о Кривде народ молвит, что привилась она к земле, и по ней стелет и мелет, и врет и плетет.

Вот раз идет по земле Правда, чище красного солнца: люди ее сторонятся, шапки снимают, чествуют; а она каждому из своих ясных очей приветом в очи светит. Вот и идет божия Правда по земле, ни шатко ни валко, ни на сторону, прямо как стрела! Навстречу ей из косого переулка идет Кривда, ковыляя да пошатываясь; заслонила рукой глаза, прищурилась на Правду; а Правда — что солнышко, на нее Кривде во все глаза не глянуть!

— Ба, ба, ба! — говорит себе под нос Кривда. — Да это никак святая душа на костылях, что люди Правдой зовут. Уж куда как мне эта Правда надоела: как глянет в лицо, то словно горький дым глаза ест! Хоть бы как ни на есть извести ее, постылую!

Кривде за худым делом недалеко ходить; как раз надумала. Подковыляла она, щурясь, к Правде, низенько ей поклонилась и говорит сладким голоском:

— Что тебя, золотая Правда, давно не видать? аль заспесивилась? А еще про твою милость народ молвит, что без тебя люди не живут, а маются. По моему ж худому разуму, так дело-то наоборот (прости на правдивом слове): с тобой люди маются, а со мной душа в душу сживаются, и наше житье- бытье идет как по маслу.

Глянула Правда Кривде в подслепые очи да и говорит:

— Нет, Кривда, худо тому, кто с тобой дружится; с тобой весь свет пройдешь, да назад не вернешься! Ложь не живуча!

Как рассердится Кривда за правдивое слово да, ощетинясь, закричит, зашипит на все свои голоса:

— Вишь, что выдумала — я ль не живуча! А знаешь поговорку: «Соврешь — не помрешь»? Да я на людей сошлюсь, что со мной жить лучше, чем с тобой!

Правда покачала головой, сказала: «Нет!» — и пошла своим путем. Она в увертки да извороты не пускается, много слов не раздает; у нее либо «да», либо «нет».

Увязалась Кривда за Правдой, зацепила клюкой и не пускает.

— Давай, — говорит, — об заклад биться, что людям со мной лучше ужиться!

— Давай, — говорит Правда, — вот сто рублей. Смотри, Кривда, проспоришь!

— Ладно, посмотрим, чья возьмет! Пойдем судиться к третьему, на третейский суд, вот хоть к писарю; он недалечко живет.

— Пойдем, — сказала Правда.

И пошли. А Кривда тем временем стянула у прохожего бумажник да платок из кармана и спрятала к себе в карман. Вот пришли они к писарю; стала Правда свое дело сказывать, а Кривда тем временем кажет писарю из-под полы деньги да платок. А писарь человек бывалый, как раз догадался, что делать; вот и говорит:

— Проспорила ты, Правда, свои денежки: в наше время лучше жить Кривдой; сытее будешь!

Нечего делать, отдала Правда сто рублей сполна, а сама все стоит на своем, что лучше-де жить правдой.

— Экая ты неугомонная! — подзадоривала ее Кривда. — Давай опять об заклад биться: я ставлю тысячу рублей в кон, а ты, коли денег нет, ругайся глазами своими.

— Хорошо, — сказала Правда.

Вот и пошли они опять судиться третейским судом к боярину. Выслушав их, боярин вздохнул и говорит:

— Ну, матушка Правда, проспорила ты ясные очи свои, хороша святая Правда, да в люди не годится.

Заплакавши, Правда боярину слово молвила:

— Не ищи же ты, боярин, Правды в других, коли в тебе ее нету!

А Кривда зацепила Правду клюкой и повела из города вон. Идет Правда, слезку за слезкой роняет: горько ей, что люди чествовать чествуют ее, а правдой жить не могут.

Вот вывела ее Кривда в поле, выколола ей глаза да еще толкнула, так что Правда упала ничком на землю. Отдохнув, она поползла ощупью, а куда ползет — и сама не знает. Вот она схоронилась в высокой болотной траве и пролежала там до ночи.

Вдруг в полночь налетела со всех сторон недобрая сила и стала друг перед другом хвалиться, кто больше зла наделал:

— Я, — говорит один, — мужа с женой поссорил!

— Я, — говорит другой, — научил детей не слушаться отца с матерью!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *