Правда что пушкин был негром

Был ли Пушкин «негром»?

Любой разговор у либеральной публики о Пушкине начинается и заканчивается камланиями о том, что «Пушкин был по происхождению негром, а, однако ж, великий русский поэт», ну и обраточка: «и даже главный поэт у вас, русских, — и то негр».

Игра в «арапа» была романтической юношеской забавой Пушкина, придавая ему черты столь модного среди романтиков ориентализма. Сопровождавшая издание «Кавказского пленника» гравюра Гейтмана, и в самом деле изобразившая Пушкина почти африканцем, выполнена на основе акварели пушкинского лицейского учителя Чирикова, взглянув на которую мы не обнаружим никаких ориентальных черт.

Правда что пушкин был негром

Выдумкой является основанное на воспоминаниях лицеиста Комовского утверждение, что, якобы, за африканские дикие манеры лицейские товарищи прозвали Пушкина «обезьяной». Такого прозвища у Пушкина никогда не было. В лицее его звали «французом» за любовь к французской поэзии и постоянное чтение французских книг. В годовщину 19 октября 1828 года, заполняя шутливый протокол собрания лицеистов, Пушкин записал: «Француз (смесь обезианы с тигром)».

Определение французов как смеси обезьяны и тигра, восходящее к острослову Вольтеру, было использовано адмиралом Шишковым — главным русским пропагандистом Отечественной войны 1812 года.

Правда что пушкин был негром

Так что подписавшись «Французом», Пушкин вписал в скобках известный всем и каждому в поколении 1812 года мем про тигра и обезьяну и даже вообразить себе не мог, что его кто-то проассоциирует не с его французским вольнодумством и распутством, а с мнимым «африканским происхождением».

Было ли искажение Комовским (прозванным лицеистами «Фискалом») смысла пушкинского прозвища злонамеренным, нарочно ли он забыл про формулу Шишкова и приписал «обезьяну» внешности Пушкина, или же просто запамятовал за старостью лет? Комовский был поляк и вряд ли с симпатией мог относиться к автору «Клеветникам России» и «Бородинской годовщины».

Правда что пушкин был негром

Если смотреть на внешность Пушкина не сквозь нелепую «негритянскую» мифологему, а через портреты последних лет жизни, написанные Соколовым или Райтом, мы примем его, скорее, за англичанина, нежели за эфиопа. Матового цвета лицо украшали длинный, без малого гоголевский, нос, и стеклянно-голубые глаза. Это был интеллигентный, но злой и насмешливый, чрезвычайно умный человек.

Правда что пушкин был негром

«Арап Петра Великого» — Абрам Петрович Ганнибал был прадедом Пушкина, а его женой, прабабкой поэта, была немка Христиана Шеберг. Так что Пушкин был не более эфиопом, нежели немцем. Дед Пушкина Осип Абрамович Ганнибал, владелец Михайловского, был женат на Марии Алексеевне Пушкиной, а их дочь вышла за другого представителя того же боярского клана Сергея Львовича Пушкина (по матери Чичерина).

Как показал С.Б. Веселовский в своих «Исследованиях по истории класса служилых землевладельцев», Пушкины были одной из ветвей древнейшего из русских аристократических служилых родов — Ратшичей. «Мой предок Рача, мышцей бранной, святому Невскому служил». Прямым предком Пушкина был знаменитый дружинник Александра Невского Гаврила Алексич (прадедом которого в родословцах числится Ратша, которого не следует путать с Ратмиром — ещё одним дружинником Александра).

Пушкины были в родословной Александра Сергеевича и со стороны отца и со стороны матери. Так что на вопрос «кто был Пушкин по происхождению?» самый точный ответ таков: Пушкин по происхождению был Пушкин.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

А был ли Пушкин негром?

Правда что пушкин был негром

Практически каждодневно мы слышим с экранов телевизоров или читаем в газетах о том, что величайший русский поэт был негром. Я тут не буду говорить о культурном уровне и образованности тех, кто с усердием запускает данную гипотезу в массы. Очень часто это люди не столь глупые, имеющие самое непосредственное (вроде бы) отношение к культуре, и они прекрасно понимают, что делают. Но вот для чего им это нужно – об этом я скажу ниже. А пока немного справочной информации.

Мало кто знает, что самый известный и самый издаваемый в мире французский писатель Александр Дюма (старший) был квартероном, то есть на 1/4 чернокожим. Тем не менее трудно представить современного француза (если только это не мигрант, получивший гражданство), который стал бы маниакально педалировать на негритянском происхождении автора «Трёх мушкетёров» и «Графа Монте-Кристо». Для французов Дюма – это гордость, нерушимый бренд, олицетворение национального духа. Они и не задумываются, сколько и каких в нём кровей.

Точно так же не комплексуют относительно происхождения других своих знаменитых прозаиков, философов и поэтов. Эмиль Золя, Марсель Пруст, Гийом Аполлинер, Жан Поль Сартр, Ромен Гари, Альбер Камю – перечислять можно долго. Среди них не только «разбавленные» потомки галлов, но часто люди, не имевшие в своих жилах ни капли французской крови. И что же? Да ничего.

Портрет Пушкина работы великого русского художника Василия Тропинина

Правда что пушкин был негром

Немного сложнее в этом плане с немцами и австрийцами (по понятным историческим причинам). Но всё-таки никто не выкидывает из литературы Генриха Гейне, Лиона Фейхтвангера, Франца Кафку или, скажем, Стефана Цвейга. И тут я вовсе не могу умолчать о Фридрихе Ницше. Как же, как же, мечты о сверхчеловеке, столь благосклонно воспринятые в Третьем рейхе… Между тем Ницше относился к немцам довольно критически, если не сказать, презрительно. Себя он называл чистокровным польским дворянином, происходящим из рода Ницких. При этом язвительно отмечал, что если немцы и великая нация, то «лишь потому, что в её жилах течёт так много польской крови…». Минуточку, что же получается? Знаменитые белокурые бестии – это, выходит… поляки? А мужики-то не знали… В общем, напрасно Гитлер назвал Музей Ницше центром национал-социалистической идеологии – нужно было внимательнее читать сочинения философа. Кумир-то оказался не настоящий, из наших, из славян!

Ну и до кучи вспомним Туманный Альбион. Классик английской литературы Джозеф Конрад – это на самом деле Юзеф Теодор Конрад Коженёвский, некогда подданный Российской империи. Английскую речь он впервые услышал в двадцатилетнем возрасте. И ничего – пробился, как видим. Да великая английская литература чуть ли не наполовину написана ирландцами и шотландцами. Вальтер Скотт, Оскар Уайльд, Артур Конан-Дойль, Бернард Шоу… Может быть, англичане скрывают эти «постыдные» факты? Ничуть не бывало. Напротив – гордятся тем, что их язык объединил многие народы, представители которых сумели внести свой вклад в культуру страны.

И французы гордятся, и немцы, и разные прочие шведы. А что же в России? А тут «Пушкин – негр!». Вот у них Дюма со своей чёрной четвертинкой – француз. А у нас Пушкин с 1/8 африканской крови – непременно негр! И это при том, что в нём ещё и 1/8 немецкой крови (а 6/8, или оставшиеся 75% русской, – это, видимо, пустяк, не считается). Да и немцы – это не интересно, а вот негры…

Взгляните на прижизненные портреты Пушкина работ Тропинина или Кипренского. Вы видите там негра? Вполне европейская внешность. Разве что бакенбарды «подозрительные»… Так у Ивана Андреича Крылова ещё пышнее, что с того? Современники Пушкина отмечали, что был он сероглазым шатеном. А вот в эпоху развитого интернационализма его намеренно рисовали чернявым, лупоглазым, носатым, с вывороченными губищами, ну просто из кожи вон лезли, чтобы сравнять с нашими весёлыми друзьями из африканских стран, которые так любят всякие молодёжные форумы, в избытке оставляя после себя уже не столь улыбчивых «фестивальных детей»…

Да разве один Пушкин у нас «неправильный». А ещё у Лермонтова какой-то предок из Шотландии, слыханное ли дело?! А у Блока… И всё это тщательно протоколируется, фиксируется рукопожатными во все времена человечками, с пеной на подбородке выступающими против расизма и нацизма. Между прочим, по нюрнбергским расовым законам граждане Германии, имевшие 1/4 еврейской крови, евреями таки не считались. Но то, до чего не додумались даже национал-социалисты, спокойненько так воплотили в жизнь либерально настроенные интеллигенты-антифашисты, считающие 1/8 африканской крови Пушкина достаточным основанием для того, чтобы называть его негром. Как видим, те, кто выступает против того, чтоб им замеряли черепа, сами активно проделывают это с русскими писателями. Въедливо подсчитывают проценты крови, составляют какие-то списки, пишут книги.

«Пушкин – негр!» – это пропуск в мир русской культуры для тех, кто не обладает талантом, но стремится пролезть по квоте для нац-меньшинств. Давно ещё, в пору моей насыщенной юности, имел я беседу с одним литератором восточной национальности. Он редактировал в немаленьком московском издании русскую поэзию, да и сам пытался что-то писать в рифму. Помнится, он мне сказал: «Да что там эта русская литература?! Пушкин нерусский, Лермонтов нерусский… Ну и я… тоже нерусский…» Тут он скромно ткнул себя в грудь. Если я сейчас назову его имя, оно мало кому что-то скажет. Но ведь он был! Он и сейчас жив, всё пишет какие-то мемуары, давно уже отставленный по причине своей унылости и серости. Но отставлен он сейчас, а когда-то ведь был и приставлен! И рулил, что называется, литпроцессом. И вбивал в головы зелёным новичкам, что русских в нашей литературе не было, нет и быть не может!

Здесь не просто какое-то недоразумение, это целая идеология. «Пушкин – негр!» – это пароль, по которому они опознают своих. Это и охранная грамота: «Если Пушкин такой, то почему нам нельзя?» И лезут, и толкаются локтями, брызжут слюной: «Какие ещё русские? Пусть землю пашут и на заводах корячатся, стране нужен хлеб и миллионы тонн чугуна, а в литературе мы как-нибудь без них…» Но разве только в литературе? Илья Глазунов вспоминал, как в советское время в Академию художеств от РСФСР был конкурс – 500 человек на место, но в то же самое время приезжали молодые люди из какой-нибудь солнечной республики и по квоте поступали без экзаменов, дабы потом радовать нас (за наш счёт, разумеется) своими непотребными истуканами. Ну так Глазунов известный мракобес, зачем ему верить? Мы лучше Зурабу Церетели поверим, он-то таких пакостей точно не придумает…

И новомодные выставки вроде «Россия для всех» – это не пшик, не глупость, а вполне целенаправленные антирусские акции. Приятно же лишний раз напомнить русачкам, что нет у них ничего своего, что в этой стране всё создано пришлыми. Тут хлебом не корми – дай поглумиться. Защищают они, видите ли, представителей нац-меньшинств… Но ни Владимир Даль, ни Исаак Левитан в защите идиотов и жуликов не нуждаются. Они своё место в культуре России заняли давно и прочно. Чего не скажешь о тех, кто вопит: «Пушкин – негр!» Нет, это не Пушкин негр, это вы – нравственные негры!

Источник

Африканские корни А. С. Пушкина

Правда что пушкин был негром

Энн Лоусбери – американская поклонница творчества главного российского поэта Александра Сергеевича Пушкина – провела одно очень интересное исследование. В течение года она опрашивала водителей нью-йоркского такси на предмет знания о существовании некого российского поэта А.С. Пушкина. Исследовательница выяснила, что белые водители о «солнце русской поэзии» не знают совершенно ничего. Зато темнокожие таксисты считали Пушкина, можно сказать, своим соплеменником и называли его поэтом африканского происхождения.

«Они знают, что Пушкин был негр», – пишет Лоунсбери в своей книге «Кровно связанный с расой. Пушкин в афроамериканском контексте». Интересно, что в «Словаре-каталоге Шомбургской коллекции негритянской литературы и истории» Публичной библиотеки Нью-Йорка» – одном из самых крупных каталогов текстов по истории афроамериканской литературы – Пушкину отведено 118 позиций. Аннотации к некоторым текстам содержат информацию о том, что Пушкин – это русский писатель «с долей негритянской крови» или даже «негритянский писатель».

Дальнейшее исследование Энн Лоусбери было посвящено тому, что Пушкин на протяжении многих лет являлся чуть ли не героем афроамерикацев всех поколений и что не признан русский гений в Европе и Америке был исключительно из-за своих негроидных корней. В подтверждение этому приводится, например, тот факт, что в 1929 году чёрная нью-йоркская газета «Амстердам Ньюс» писала: «В Америке Пушкин должен был бы ездить в грязных негритянских автомобилях, его не пускали бы ни в рестораны, ни в театры, ни в библиотеки. Потому что Пушкин был негр». А в 1983 году Пушкин стал героем комиксов, посвящённых подвигам темнокожих людей.

Не хотелось бы расстраивать ни уважаемую Энн Лоусбери, ни водителей нью-йоркских такси, ни даже составителей комиксов, но Пушкин не был темнокожим поэтом. Уж мы-то это точно знаем! Но африканские свои корни Александр Сергеевич искренне уважал, ценил и гордился ими. Недаром романтическая история жизни его прадеда Ибрагима Ганнибала осталась на страницах классической русской литературы.

«Имя предков моих встречается поминутно в нашей истории», – нескромно замечает сам Пушкин в одной из автобиографий. Здесь же мы можем найти и личный пересказ автора относительно судьбы главного его международного предка: «Родословная моей матери ещё любопытнее. Дед её был негр, сын влиятельного князька. Русский посланник в Константинополе как-то достал его из сераля, где содержался он анаматом, и отослал его Петру Первому вместе с двумя другими арапчатами. Государь крестил маленького Ибрагима в Вильне в 1707 году. и дал ему фамилию Ганнибал».

Сейчас мы можем с уверенностью сказать, что популярность Пушкина и любовь к нему всего темнокожего населения планеты связана исключительно с вопросом происхождения Ибрагима (как его иногда называют – Петровича) Ганнибала. Изначально большинство исследователей пушкинской родословной родиной Ганнибала называло Абиссинию (Эфиопию). «Сами эфиопы этим постоянно гордятся», – писал в исследовании «Абрам Петрович Ганнибал, прадед Пушкина» известный пушкинист Илья Файнберг.

Но эта географическая родина пушкинской династии постоянно подвергалась сомнению. Самая известная версия, пожалуй, принадлежит русско-американскому писателю Владимиру Набокову, развил её выпускник Сорбонны, бенинский славист Дьёдонне Гнамманку: родиной Ганнибала является рубеж современных Камеруна и Чада, где находился султанат Логон народа котоко, который является потомком цивилизации Сао. На восьмом году жизни прадед Пушкина был похищен вместе с братом и привезён в Стамбул, откуда в 1705 или 1706 году Савва Рагузинский привёз чёрных братьев в подарок Петру I, любившему всякие редкости и курьёзы, державшему и прежде «арапов». Малая родина Ганнибала, по мнению этих исследователей, город Лагон-бирни на севере Камеруна.Правда что пушкин был негромСам Ганнибал в своём прошении о выдаче ему диплома на дворянство и утверждении фамильного герба, написанном в 1742 году на имя императрицы Елизаветы Петровны, отмечал: «Родом я нижайший из Африки, тамошнего знатного дворянства, родился во владении отца моего, в городе Логоне, который и, кроме того, имел под собой ещё два города».

А вот его знаменитый внук в предисловии к первому изданию главы первой «Евгения Онегина» писал, что «прадед Абрам Петрович Аннибал на 8-м году своего возраста был похищен с берегов Африки и привезён в Константинополь. До глубокой старости Аннибал помнил ещё Африку, роскошную жизнь отца, 19 братьев, из коих он был меньшой. помнил также любимую сестру свою Лагань, плывшую издали за кораблём, на котором он удалялся».

Ну и, конечно, в данном контексте нельзя не упомянуть стихотворение «Моя родословная», где эта прозаическая история была изложена нехарактерным для Пушкина анапестом:

Решил Фиглярин, сидя дома,
Что чёрный дед мой Ганнибал
Был куплен за бутылку рома
И в руки шкиперу подал.

Сей шкипер был тот шкипер славный,
Кем наша двинулась земля,
Кто придал мощно бег державный
Рулю родного корабля.

Сей шкипер деду был доступен,
И сходно купленный арап
Возрос усерден, неподкупен,
Царю наперстник, а не раб.

В самой Африке ни о великом писателе, ни уж тем более об его великом предке не забывают и по сей день. Так, несколько лет назад африканские учёные установили, что прадед русского поэта Александра Пушкина Ибрагим Ганнибал родился в деревне недалеко от столицы Эритреи Асмэры – государстве в Северо-Восточной Африке, граничащем с Суданом, Джибти и Эфиопией. Из чего у эритрейцев, в 1993 году обрётших независимость, родилась замечательная идея – открыть на родине «русского африканца» музей. До музея пока дело не дошло, но памятник русскому поэту Александру Сергеевичу Пушкину в прошлом году был воздвигнут в столице африканского государства. И к нему, думается, тоже «не зарастёт народная тропа». Правда что пушкин был негром Правда что пушкин был негромПравда что пушкин был негромТак что слух о поэте Пушкине прошёл «по всей Руси Великой» и вышел за пределы не только страны, но и материка. В той же Африке, к примеру, памятники Пушкину есть в Гане и Эфиопии. В Аддис-Абебе памятник поэту был установлен в 2002 году на центральной городской площади под аккомпанемент военного оркестра. Осветил памятник работы скульптора А.М. Балашова патриарх Эфиопской ортодоксальной церкви Паулос. «О, Пушкин! Мы читаем его творения на английском, итальянском. Его творчество знают у нас, и делается много, чтобы лучшие поэты, писатели Эфиопии перевели произведения Пушкина на амхарский язык. Близок нам русский поэт потому, что его прадед был сыном африканского князя, мы в этом твёрдо уверены. Пушкин в какой-то мере порождён здесь. А портрет правнука эфиопа находится не только в музее, но и в картинной галерее писателей мира университетской библиотеки», – во время открытия памятника отмечал секретарь эфиопской организации поэт Ассэф Габриэ-Марьям.

Все эти факты только подчёркивают безмерное уважение африканского народа к нашему главному поэту.

В деревне, где Петра питомец,
Царей, цариц любимый раб
И их забытый однодомец,
Скрывался прадед мой арап,
Где, позабыв Елисаветы,
И двор, и пышные обеты,
Под сенью липовых аллей
Он думал в охлажденны леты
О дальней Африке своей.

Так и мы, читая теперь Александра Сергеевича, можем думать о жаркой Африке, героическом воине Ганнибале, его внуке – поэте и хулигане, которому посчастливилось иметь удивительно интересных предков и экзотическую родословную.

Чёрного не перекрасить
В белого – неисправим!
Недурён российский классик,
Небо Африки – своим,

– это уже ярая поклонница Пушкина, поэтесса Марина Цветаева.

Африканцы в свою очередь могут при каждом посещении России с удовольствием посещать усадьбу «Петровское» в Пушкинских Горах, земли которой были пожалованы императрицей Елизаветой Петровной Ибрагиму Ганнибалу в вечное пользование. В экскурсиях родовому владению Ганнибалов рассказывается о трёх поколениях русско-африканского рода – государственных деятелях, генералах и морских офицерах, внёсших свой вклад в историю России, – и работе А.С. Пушкина над произведениями, посвящёнными истории своего рода и истории России.

Источник

Правда что пушкин был негром

Правда что пушкин был негром

К тому же в течение ста пятидесяти лет американцы африканского происхождения писали о Пушкине как о великом русском литературном гении, который был, однако, как сформулировал один из черных интеллектуалов в 1904 г., “кровно связан с расой”

Одно из свидетельств того, какое место Пушкин занимает в афро-американской культуре – “Словарь-каталог Шомбургской коллекции негритянской литературы и истории” Публичной библиотеки Нью-Йорка, составляющий, возможно, самый крупный корпус текстов по афро-американской истории и литературе. Под рубрикой “Пушкин” каталог в каталоге значится 118 позиций. Некоторые тексты сообщают: что “писатель был русским с долей негритянской крови”, другие указывают просто: “негритянский писатель”

Впечатляющая пушкиниана Шомбургской коллекции (в ней можно найти все, от критических исследований на латвийском языке до газетных вырезок и почтовых марок, выпущенных к пушкинским юбилеям) – не единственное свидетельство давнего присутствия Пушкина в жизни черной Америки. В знаменитом сборнике рассказов черного писателя Чарльза Честнатта один из персонажей хвастается тем, что может “рассказать родословную Александра Пушкина”

В 1920-х годах произведения и биография Пушкина входят в афро-американский литературный дискурс. В 1925 г. журнал “Оппортьюнити”, один из основных печатных органов “Гарлемского Возрождения” 1920-30-х гг., учредил ежегодную Пушкинскую премию для черных поэтов.

Пушкин продолжает играть заметную роль в черной американской культуре и по сей день. Статьи о его жизни и творчестве регулярно появляются в афро-американской прессе, от “Эбони” (популярный глянцевый журнал) до “Блэк Сколар” [“Черный ученый”]. Единственная посвященная Пушкину постоянная выставка в Соединенных Штатах действует в Афро-американском Музее в Кливленде, штат Огайо. Список курсов университета Линкольн, традиционно черного колледжа в Пенсильвании, включает два курса, посвященных Пушкину и историческому опыту черных; дискуссии о Пушкине как о негритянском писателе регулярно проходят в Интернете, но примечательнее всего то, что русский национальный поэт удостоился включения в серию комиксов, посвященных черным героям: в 1983 г. вышла книжка комиксов “Жизнь Александра Пушкина”

Если подобные примеры свидетельствуют о многолетней известности Пушкина среди афро-американцев, то однозначное определение, постоянно встречающееся в Шомбургском каталоге – негритянский автор – напоминает о сложных вопросах расы и национальности, с которыми сталкивались и белые, и черные американцы, писавшие о русском национальном поэте.

Правда что пушкин был негром

Здесь генеалогическое древо Александра Сергеевича, по данным сайта«Всероссийское Генеалогическое Древо»

Правда что пушкин был негром

Что тут говорить. Прадед Александра Сергеевича, отмеченный голубым цветом на диаграмме, действительно был сыном эфиопского князя, служившим у Петра I. Это один из восьми прямых предков Пушкина в четвёртом поколении? Какова средняя доля его генов (если подходить обывательски к этому вопросу, а не с точки зрения науки)? Правильно — 12.5 %. Это ничтожно по сравнению с остальной частью. Если подходить по этой логике, по которой Александра Сергеевича объявляют негром, то он также и немец, ибо в нём 12.5 % крови было немецкой. Однако про это почему-то не вспоминают. Да и еще вообще то 75 % русской или иной крови в расчёт тоже не принимается?

Прадед поэта, Абрам Петрович Ганнибал (1696-1781), который «сошел за арапа» у царственного любителя экзотики Петра.

Мать поэта, Надежда Иосифовна Пушкина (1775-1836), дочь Йосифа Абрамовича Ганнибала и Марии Алексеевны Пушкиной. Как утверждает А.Кирпичников («Пушкин» // Словарь Брокгауза и Ефрона, 1890-1907): «Мужа своего Надежда Иосифовна настолько забрала в руки, что он до старости курил секретно от ее; к детям я прислуги бывала непомерно сурова и обладала способностью «дуться» на тех, кто возбудил ее неудовольствие, целыми месяцами и более (так, с сыном Александром она не разговаривала чуть не целый год ). Хозяйством она занималась почти так же мало, как и муж, и подобно ему страстно любила свет и развлечения».

Теперь обратимся к отцовской линии предков А.С. Пушкина.

Прадед поэта, Александр Петрович Пушкин ( 1686-1725) был женат на меньшой дочери графа Головина, первого Андреевского кавалера. Как писал сам А.Пушкин, его прадед «умер весьма молодым, в припадке сумасшествия зарезав свою жену, находившуюся в родах».

Прабабка поэта, Евдокия Ивановна Головина (…-1725) была зверски убита при вторых родах собственным мужем, с которым, как написали бы псевдо-романтики, они жили недолго и несчастливо, и умерли в один день.

Отец поэта, Сергей Львович Пушкин (1771-1848) не имел по характеру ничего общего с дедом. Получив блестящее по тому времени образование, т.е. овладев не только французской прозаической речью, но и стихом, и поглотив все выдающееся во французской литературе XVII и XVIII веков, он на всю жизнь сохранил страсть к легким умственным занятиям и к проявлению остроумия и находчивости во всяких jeux de societe. И всю жизнь оказывался неспособным к практическому делу.

Однако, то, что Пушкин А.С. – гениален, не вызывает никакого сомнения. В его семье все говорили по-французски: родители, родственники, гувернеры. По-русски говорили только его бабушка Марья Алексеевна и ее (и поэта) няня Арина Родионовна. И, несмотря на все это А.С.Пушкин выучил неродной ему русский язык и стал его классиком!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *