Правда что эйнштейн был двоечником
Ботан или двоечник: биография Альберта Эйнштейна
Даже гуманитарии, которые не любят точные науки, знакомы с именем Альберта Эйнштейна — человека, чьё имя является символом невероятных умственных способностей. Автор теории относительности, основатель современной физики в жизни был неординарной фигурой.
Детство Эйнштейна
Альберт Эйнштейн родился в небольшом немецком городе Ульм 14-го марта 1847-го года в небогатой семье Германа и Паулины Эйнштейн. Родители будущего гения по национальности были евреями. Отец был предпринимателем, мать — домохозяйкой.
Вскоре после рождения Альберта семья переехала в Мюнхен, где прошло детство будущего учёного. Мать Эйнштейна считала его неполноценным: до семи лет он не разговаривал и был очень медлительным. Как позже признавался сам физик, он начал говорить так поздно потому, что не хотел ни с кем общаться. И уже взрослым предпочитал одиночество любой компании.
С детства Эйнштейн ненавидел войну, даже в солдатики не играл, считая это кровопролитием. Антимилитаристское отношение он сохранил на всю жизнь. Также его интересовала религия, но с 12 лет из-за изучения наук его религиозные убеждения канули в лету.
Любовь к точным наукам маленькому Альберту привил его дядя. Они вместе читали учебники по математике, и маленький гений запросто решал сложные задачи. Однако это увлечение не нравилось матери.
Эйнштейн ненавидел школьную модель учёбы: зубрёжку, казарменные методы обучения, ходьбу по струнке, удары по рукам за малейшие оплошности. Он изучал только те предметы, которые ему нравились, остальные же игнорировал. Эйнштейн часто становился мишенью для издёвок в связи с тем, что в Германии росли антисемитские настроения.
Часто можно услышать о том, что в школе будущий гений плохо учился, не вылезал из единиц и двоек, а математика вообще давалась ему крайне плохо, что он не был вундеркиндом, скорее — умственно отсталым. Сам учёный смеялся, что никогда и не был математиком, а предмет этот ему давался очень легко: уже в 14 лет он умел вычислять интегралы и дифференциалы (в те времена дети только в 15 лет начинали считать).
Миф о том, что Эйнштейн был закоренелым двоечником, берёт истоки из системы школьного образования, по которой учился в младшей и средней школе будущий гений. Тогда единица и двойка считались самыми высокими оценками, в то время как шесть приравнивалась к «неуду».
В 1896 году, когда Эйнштейн оканчивал школу, шестёрка стала самой высокой оценкой. Очевидно, кто-то впоследствии заглянул в ведомость и ужаснулся, не учитывая того, что шкала оценок раньше была другой. Так что оценки — не главное.
Ещё один миф о том, что великий гений, став известным учёным, не знал математику, основан на том, что Альберт Эйнштейн давал на проверку другим математикам свои работы по теории относительности на наличие ошибок. Так что вполне естественно привлекать для проверки формул других людей, ведь глаз «замыливается» и можно самому не заметить недочёты.
А вот что действительно было правдой, так это то, что великого физика не любили учителя и преподаватели в Университете: он был молчалив, замкнут, но не прочь поспорить. Сам Эйнштейн считал учителей выскочками, которые ничего не знают.
Альберт Эйнштейн в молодости и зрелом возрасте
В конце 19-го столетия семья Эйнштейнов переезжает в Италию. Не окончив мюнхенскую гимназию, Альберт собирается поступать в Политехникум Цюриха, однако проваливает вступительные экзамены. И только после обучения в школе Аарау ему удаётся стать студентом Цюрихского Политехникума.
Эйнштейн окончил ВУЗ блестяще, но из-за неуживчивого характера продолжить научную деятельность ему не разрешили. Долгое время он не мог найти работу, пока его приятель не помог устроиться в 1902-м году в Бернское Бюро патентования изобретений. Работа в Бюро позволила Эйнштейну ознакомиться с интересными патентными заявками, что впоследствии повлияло и на его собственные разработки.
Впоследствии он много раз был номинирован, но члены комитета были непреклонны в связи с отсутствием экспериментального подтверждения справедливости этой формулы.
Мировое признание к Эйнштейну пришло в 1919-м, когда исследователи нашли подтверждение постулатов спорной теории относительности во время солнечного затмения.
В 1922-м он получил Нобелевскую премию, но за другое его открытие — фотоэффекта.
В 30-х годах прошлого столетия из-за антисемитских настроений в Европе он вынужден был перебраться в США, где и прожил до конца жизни.
Личная жизнь гения
С первой женой Милевой Марич Эйнштейн познакомился в 1896-м году во время учёбы. Милеве был 21 год, Альберту – 17. Из-за разницы в возрасте и непривлекательной внешности (у Милевы была хромота) родители Эйнштейна были против их брака, и только на смертном одре отец физика дал согласие на их брак, хотя мать так и не приняла невестку. Милева стала не только верной женой, но и соратником Альберта на долгие годы.
Первый брак Эйнштейна распался в 1914-м году из-за его многочисленных измен и сложного характера. Учёный обещал бывшей жене, что выплатит ей алименты, как только получит Нобелевскую премию. Так и случилось: в 1922-м году он получил заветную премию и отдал все 32 тысячи долларов (огромная сумма по тем временам) бывшей супруге.
Милева тяжело переживала развод, долгое время находилась в депрессии. Умерла она в 1948-м году в возрасте 73-х лет. Чувство вины перед первой женой тяготило Эйнштейна до самой смерти.
Второй женой гения стала его двоюродная сестра Эльза Ловенталь. Они с детства были дружны и сблизились, когда в 1917-м году Эйнштейн тяжело заболел. Эльза обожала ухаживать за своим знаменитым братом. Как только первая жена дала развод, Альберт и Эльза поженились, Эйнштейн удочерил детей Эльзы и был с ними в прекрасных отношениях. Эльза умерла в 1936-м году после тяжёлой болезни.
Эйнштейн любил женщин, а женщины любили его. Однако, несмотря на вереницу внебрачных связей, он был не таким уж плохим отцом и мужем, как принято считать.
Дети Альберта Эйнштейна
Первый сын Эйнштейна и Милевы Марич, Ганс Альберт, родившийся в 1904-м году, стал единственным продолжателем рода. С отцом отношения у него не сложились.
Второе сын, Эдуард Эйнштейн, рождённый в 1910-м году, с детства страдал от психического расстройства, доставшегося от сестры по линии матери. В 20 лет ему поставили диагноз «шизофрения», после чего поместили в психиатрическую лечебницу, где он провёл большую часть жизни, пережив своего отца лишь на десять лет. Эйнштейн писал ему редкие, но очень душевные письма, однако Эдуард не умел читать — их зачитывали ему медики.
Причина смерти
13 апреля ему резко стало плохо. Врачи диагностировали аневризму аорты, его доставили в госпиталь. Там ему предложили провести операцию, которая могла спасти жизнь, однако учёный отказался.
18 апреля он умер от кровоизлияния в полость живота. Перед смертью гениальный учёный произнёс слова, которые так и остались тайной: с ним рядом была англоязычная сиделка, Эйнштейн же говорил на немецком.
Что изобрёл Альберт Эйнштейн
Главным изобретением Эйнштейна является теория относительности, радикально поменявшая представления о физике. Теория состоит из двух частей: Специальной и Общей теории относительности.
Специальная теория, опубликованная в 1905-м году, была неоднозначно воспринята научной общественностью. До её изобретения было принято считать, что время всегда и везде протекает с одинаковой скоростью.
Однако Эйнштейн считал, что время непостоянно и меняется в зависимости от скорости движения объекта. Настоящая же неизменная величина, по его утверждению, — это скорость света.
Свет течёт с постоянной скоростью, а время — в зависимости от скорости объекта. Для тех объектов, которые движутся быстро, время замедляется.
Вторая часть теории относительности дала ответ на вопрос: как работает гравитация. В 17-м веке Ньютон, которому упало яблоко на голову, определил, что гравитация существует, но он не мог объяснить истоки её воздействия.
Эйнштейн утверждал: поскольку пространство и время непостоянны, то их могут искривлять массивные объекты. Например, шар для боулинга, который лежит посредине батута, тяжёлый, поэтому искривляет ткань и все объекты по краям батута, стягивая её в центр.
Аналогично происходит и с Землёй: поскольку она являет собой массивный объект, она искривляет «ткань» пространства и притягивает к себе материю, время и свет.
Теорию относительности не так-то легко доказать, но все собранные за 100 лет после её открытия сведения подтверждают идеи Эйнштейна. Она имела колоссальное значение для науки и техники в дальнейшем, помогла глубже изучить устройство Вселенной, чёрные дыры, способствовала разработке ускорителей частиц.
Среди других значимых теорий великого учёного:
Помимо выдающихся изобретений в области физики, в багаже учёного есть и ряд нестандартных находок. Так, вместе с коллегой-физиком Лео Сцилардом он изобрёл необычный холодильник, не использующий электричество. Пища охлаждалась при помощи абсорбции, благодаря давлению между газами и жидкостями.
Эйнштейн также изобрёл блузку с двумя параллельными рядами кнопок, которая подходила и худым, и полным.
Интересные факты об учёном
Норвежец проживает в доме №1 (10). (10) и (15) говорят о том, что дом №2 – синего цвета. Так какого цвета дом №1? Он не может быть ни зелёным, ни белым, т.к. они должны быть рядом, исходя из цвета дома №2 и (6). Также дом №1 и не красный, т.к. в красном проживает англичанин. Соответственно, дом №1 – жёлтого цвета.
Далее следует, что в доме №1 курят сигареты «Kool» (8), а в доме №2 есть лошадь (12). Норвежец из жёлтого дома №1, курящий «Kool», не пьёт чай (5), не пьёт кофе (4), не пьёт молоко (9) и не пьёт апельсиновый сок (13). Получается, что норвежец и есть тот, кто пьёт воду.
Какие сигареты курят в синем доме №2, где есть лошадь?
«Kool» курят в доме №1 (8). «Old Gold» курит тот, у кого в доме улитки (7). Если, например, предположить, что в доме №2 курят «Lucky Strike», то получится, что там предпочитают и апельсиновый сок (13). Значит, кто может жить в доме №2? Не норвежец (10), не англичанин (2), не испанец (3), не украинец (5) и не японец (14). Но такой ситуации быть не может, а значит, это не «Lucky Strike».
Если предположить, что это «Parliament», то получится, что в доме №2 живёт японец (14). Но что он пьёт? Не чай (5), не кофе (4), не молоко (9) и не сок (13). Такого вариант тоже быть не может, а значит, это не «Parliament». Вывод остаётся один: в доме №2 курят «Chesterfield».
Кто живёт в синем доме №2, курит «Chesterfield» и у кого есть лошадь? Он не может быть норвежцем (10), англичанином (2), испанцем (3) и японцем (14). Соответственно, это украинец, который пьёт чай (5).
Учитывая, что «Chesterfield» курят в доме №2, то из (11) становится ясно, что лиса находится либо в доме №1, либо в доме №3. Но в каком?
Для начала, допустим, что лиса в доме №3. Тогда, что пьёт человек, курящий «Old Gold» и разводящий улиток? Т.к. вода и чай уже исключены на первых двух шагах и это не может быть сок (13) и молоко (9), то остаётся кофе, который пьёт житель зелёного дома (4). Следовательно, если лиса в доме №3, то в доме зелёного цвета живёт человек, курящий «Old Gold», разводящий улиток и пьющий кофе. Кто он? Это не норвежец (10), не украинец (5), не англичанин (2), не японец (14) и не испанец (3). Такого вариант быть не может, а значит, лиса находится в доме №1.
Исходя из всех предыдущих размышлений, получается, что апельсиновый сок и кофе пьют в оставшихся домах №5 и №4. Не важно, в каком – что. Поэтому, назовём их просто «дом с соком» и «дом с кофе».
Где живёт человек, курящий «Old Gold» и разводящий улиток? Не в доме с соком, т.к. там живёт тот, кто курит «Lucky Strike» (13). Допустим, что он живёт в доме с кофе. Получается, что человек, курящий «Old Gold», разводящий улиток и пьющий кофе, живёт в зелёном доме (4). А этого, опять же, быть не может (руководствуемся рассуждениями из шага №3). Выходит, что человек, курящий «Old Gold» и разводящий улиток, живёт в доме №3.
Из всего это следует, что человек, курящий «Parliament», живёт в доме зелёного цвета, где любят кофе. А это – японец (14). Далее получается, что испанцем является человек, курящий «Lucky Strike», пьющий апельсиновый сок и держащий собаку. Размышляя таким же способом, получаем, что англичанин должен проживать в доме №3, который должен быть красного цвета. Исключая всё остальное, приходим к выводу, что испанец живёт в доме белого цвета.
Очевидно, что зебра находится в доме у японца.
Цитаты и афоризмы изобретателя
Эйнштейн обладал великолепным чувством юмора. Свою авторучку он называл собственной лабораторией. Самые известные и по-настоящему гениальные афоризмы учёного:
Был ли Альберт Эйнштейн двоечником?
Лучше всяких слов говорят факты. Итак, перед вами аттестат зрелости Альберта Эйнштейна, полученный им в кантональной школе Арау (Швейцария) в сентябре 1896 г. в возрасте 17 лет (оценки выставлялись по шестибалльной системе).
Перевод:
Откуда же тогда взялся миф о плохой успеваемости гения?
Помимо этого, в шестом классе гимназии у Альберта начались серьезные проблемы с некоторыми из учителей из-за того, что он “постоянно требовал доказательств религии и выбирал свободомыслие’’. Такой скептицизм был большой редкостью в те дни и не поощрялся, тем более в учебном заведении подобного типа.
Таким образом, «плохим» учеником Эйнштейн был только в смысле поведения в условиях военизированной школьной системы, сводившейся к механической зубрежке («Я был готов стерпеть любое наказание, лишь бы не учить на память бессвязный вздор»). Но это лишь еще одно доказательство незаурядности личности будущего нобелевского лауреата. А между тем он много занимался самостоятельно, увлекался чтением. Из детских впечатлений Эйнштейн позже вспоминал как наиболее сильные: «Начала» Евклида и «Критику чистого разума» И. Канта. Кроме этого, по инициативе матери он с шести лет начал заниматься игрой на скрипке. Увлечение музыкой сохранялось у Эйнштейна на протяжении всей жизни. Уже находясь в США в Принстоне, в 1934 году Эйнштейн дал благотворительный концерт в пользу эмигрировавших из нацистской Германии учёных и деятелей культуры, где исполнял на скрипке произведения Моцарта.
Немалую роль в создании мифа об Эйнштейне-двоечнике сыграла также ошибка одного из ранних биографов гения, который спутал швейцарскую систему оценки знаний с немецкой.
Кстати.
Здесь следует развеять еще один миф из той же серии: о том, что Эйнштейн провалил выпускной экзамен и сдал его только со второго раза. Для этого расскажем подробнее об истории получения аттестата, копия которого приведена на этой странице.
На самом деле Эйнштейн ушел из гимназии, так и не получив аттестата, по причинам, раскрытым выше.
Был ли Альберт Эйнштейн двоечником на самом деле
Немецкий физик-теоретик Альберт Эйнштейн часто попадает в списки гениальных ученых, которые в школе были двоечниками. В отличие от проблем Томаса Эдисона, неуспеваемость будущего лауреата Нобелевской премии по физике — миф, который продолжают тиражировать, несмотря на то что в середине 1980-х годов ему нашлось документальное опровержение. Ольга Кузьменко рассказывает, как в действительности учился великий ученый.
Детство Альберта Эйнштейна прошло в Мюнхене, куда его небогатая семья переехала через год после рождения сына. Несмотря на то, что родители Эйнштейна были евреями, в пять лет его отправили в католическую начальную школу, поскольку она находилась рядом с домом. Классическую модель образования Альберт возненавидел с детства: школьники должны были ходить по струнке, а за каждый неправильный ответ их били линейкой по рукам. Кроме того, в Германии начинали усиливаться антисемитские настроения, и сверстники часто задирали мальчика за его происхождение.
В 1888 году 9-летний Альберт поступил в Луитпольдовскую гимназию, которая славилась уровнем преподавания математики, естественных наук и древних языков, а также имела современную лабораторию.
Перемена места учебы не изменила чувств Эйнштейна к организации самого процесса: он ненавидел зубрежку и вдалбливание в головы школьников бесполезных фактов, ненавидел уходящих от вопросов учителей и казарменную дисциплину, которую те пытались привить своим ученикам. Юный Альберт никогда не гонял мяч и не лазил по деревьям со сверстниками, зато мог с удовольствием объяснить непонятные им вещи, например, как работает телефон. За это ровесники ласково называли Эйнштейна зубрилой и большой занудой.
Несмотря на полное неприятие школы как института, Альберт всегда получал высокие оценки и находился среди лучших учеников
Академические записи, поднятые из архивов в 1984 году, свидетельствуют о том, что Эйнштейн был вундеркиндом, который к 11 годам освоил физику на уровне колледжа, был прекрасным скрипачом и имел высокие оценки по всем школьным предметам, кроме французского языка.
В свободное от занятий время Альберт занимался наукой самостоятельно. Родители заранее покупали ему учебники, и за время летних каникул мальчик мог уйти намного вперед по математике. Дядя Альберта Якоб Эйнштейн, который вместе с его отцом Германом руководил фирмой по торговле электрическим оборудованием, придумывал для племянника сложные задачи по алгебре. Альберт часами над ними сидел и не выходил из дома, пока не находил решение.
Помимо дяди, у будущего физика был еще один наставник, студент медицинского вуза Макс Талмуд, которого Эйнштейны принимали у себя дома по четвергам. Талмуд приносил Альберту книги, среди которых была серия научно-популярных очерков Аарона Бернштейна «Народные книги по естествознанию». Бернштейн часто писал о скорости света, погружая читателей в различные захватывающие ситуации: например, вы находитесь в скоростном поезде, в окно которого попадает пуля, или перемещаетесь по телеграфной линии вместе с электрическим сигналом.
Под влиянием этих очерков Эйнштейн задался вопросом, который завладел его мыслями на ближайшее десятилетие: а как, действительно, выглядел бы луч света, если бы можно было прокатиться с ним рука об руку? Еще в детстве ему казалось, что луч света не может быть волной, потому что тогда он был бы неподвижным, но никто никогда не видел неподвижные световые лучи.
Когда Альберту было 12 лет, Талмуд дал ему учебник геометрии, который мальчик прочитал залпом и называл своей священной маленькой книгой по геометрии. От математики наставник-студент перешел к философии и познакомил Эйнштейна с Иммануилом Кантом, который стал любимым философом будущего нобелевского лауреата.
Эйнштейн терпеть не мог глупых людей, вне зависимости от их возраста и положения в социальной иерархии, а скрывать своих чувств не умел, поэтому у него часто возникали конфликты с учителями. Мальчика могли выгнать с урока за то, что он сидел на последнем ряду и ухмылялся. Один из преподавателей как-то в сердцах сказал, что Эйнштейн никогда ничего не достигнет.
Несмотря на это, школьник продолжал делать успехи, чего нельзя сказать об его отце: в 1894 году его компания разорилась, и Эйнштейны переехали в Милан. Альберта же ожидало несколько лет в мюнхенском общежитии, поскольку ему нужно было окончить школу. Подросток не смог вынести свалившихся на него грусти и одиночества и уже через полгода постучался в дверь родительского дома.
Так, Эйнштейн оказался в положении бросившего школу подростка, который скрывается от армии в чужой стране (Альберту скоро исполнялось 17, в Германии с этого возраста молодые люди должны были нести воинскую службу). При этом у него не было навыков, которые позволили бы устроиться на работу.
Чтобы выйти из ситуации, Эйнштейн подал документы в Швейцарскую высшую техническую школу Цюриха, поскольку к вступительным экзаменам там допускали без эквивалента диплома о среднем образовании. Альберт получил высшие оценки по физике и математике, однако в целом экзамен завалил.
6 историй великих учёных, в которых никто не верил
Вероятно, именно академические записи из швейцарской школы ввели в заблуждение биографов Эйнштейна, когда они приняли его за двоечника. Дело в том, что в последнем триместре обучения Альберта администрация школы перевернула оценочную шкалу и «6» стала самой высокой оценкой. В предыдущих триместрах по математике и физике у Эйнштейна стояла «1», так как шкала была обратной.
Физик до конца жизни оставался критиком немецкой системы образования, которая, по его мнению, промывала школьникам мозги.
«Если человек марширует строем под музыку и получает удовольствие, мне этого достаточно, чтобы начать его презирать. Мозг был дан ему по ошибке», — говорил Эйнштейн.
Правда что эйнштейн был двоечником
Чогат, Миф о том, что Эйнштейн плохо учился в школе.
В действительности гениальный ученый очень даже хорошо учился в школе. Будущий нобелевский лауреат показывал чудеса знаний. Особенно это касалось математики и естественных наук. Так что родители имейте в виду, если ребенок приносит очередной раз из школы «двойку» и ссылается на Эйнштейна, что тот тоже плохо учился, у вас теперь есть контраргумент.
На самом деле заблуждение объясняется достаточно просто. В те времена когда учился Эйнштейн была другая система оценивания. Тогдашняя «четверка» с современной германской образовательной системе это самая настоящая «двойка». Видимо, отсюда и выросли ноги о плохих оценках Эйнштейна в школе.
Дмитрий, Миф о том, что Эйнштейн плохо учился в школе.
В действительности гениальный ученый очень даже хорошо учился в школе. Будущий нобелевский лауреат показывал чудеса знаний. Особенно это касалось математики и естественных наук. Так что родители имейте в виду, если ребенок приносит очередной раз из школы «двойку» и ссылается на Эйнштейна, что тот тоже плохо учился, у вас теперь есть контраргумент.
На самом деле заблуждение объясняется достаточно просто. В те времена когда учился Эйнштейн была другая система оценивания. Тогдашняя «четверка» с современной германской образовательной системе это самая настоящая «двойка». Видимо, отсюда и выросли ноги о плохих оценках Эйнштейна в школе.
Был ли Альберт Эйнштейн двоечником?
Многие двоечники утешают себя мыслью о том, что Альберт Эйнштейн – великий физик, автор знаменитой теории относительности, нобелевский лауреат (кстати, Нобелевскую премию он получил вовсе не за эту теорию, а за изучение фотоэффекта) – в детстве тоже был двоечником.
Лучше всяких слов говорят факты. Итак, перед вами аттестат зрелости Альберта Эйнштейна, полученный им в кантональной школе Арау (Швейцария) в сентябре 1896 г. в возрасте 17 лет (оценки выставлялись по шестибалльной системе).
Перевод:
Немецкий язык – 5
Французский язык – 3
Английский язык – –
Итальянский язык – 5
История – 6
География – 4
Алгебра – 6
Геометрия (планиметрия, тригонометрия, стереометрия и аналитическая геометрия) – 6
Начертательная геометрия – 6
Физика – 6
Химия – 5
Естественная история – 5
Художественный рисунок – 4
Технический рисунок – 4
Как видите, Эйнштейн блистал в точных науках, да и по остальным предметам имел приличные оценки. Высший балл получен им по истории, алгебре, тригонометрии, геометрии и физике. По другим предметам оценки немного скромнее. Самая низкая оценка – 3 – была получена им по французскому языку. Тем не менее, во время визита в Иерусалим в 1923 году он свободнопрочел лекцию на французском языке. Не аттестован Эйнштейн был только по английскому, и это обстоятельство весьма осложнило его жизнь, когда он в 1933 г. переехал в Соединенные Штаты.
Откуда же тогда взялся миф о плохой успеваемости гения?
Альберт Эйнштейн в 1893 году, в возрасте 14 лет
Дело в том, что в школе (Луитпольдовская гимназия в Мюнхене) Альберт Эйнштейн действительно не был одним из первых учеников (хотя с математикой, латынью и физикой у него никогда не было проблем). Причиной тому было свободомыслие будущего нобелевского лауреата. Он не терпел авторитарного отношения учителей к ученикам, атмосферы в гимназии, близкой к военной. “Учителя младших классов ведут себя как фельдфебели, а старших классов – как лейтенанты”, – вспоминал Эйнштейн позднее. «Я презираю тех, кто с удовольствием шагает строем на урок музыки — головной мозг дан им по ошибке. Вполне хватило бы и спинного!» – писал он. Ученик не скрывал своего неприятия к преподавателям, и оно было взаимным. Однажды один из учителей признался ему: “Как будет здорово, когда ты, наконец, оставишь гимназию”. На возражение Эйнштейна, что он ничего дурного не сделал, тот объяснил: “Твое присутствие и равнодушное отношение ко всему, чему мы учим в классе, подрывает репутацию всей школы”.
Помимо этого, в шестом классе гимназии у Альберта начались серьезные проблемы с некоторыми из учителей из-за того, что он “постоянно требовал доказательств религии и выбирал свободомыслие’’. Такой скептицизм был большой редкостью в те дни и не поощрялся, тем более в учебном заведении подобного типа.
Таким образом, “плохим” учеником Эйнштейн был только в смысле поведения в условиях военизированной школьной системы, сводившейся к механической зубрежке («Я был готов стерпеть любое наказание, лишь бы не учить на память бессвязный вздор»). Но это лишь еще одно доказательство незаурядности личности будущего нобелевского лауреата. А между тем он много занимался самостоятельно, увлекался чтением. Из детских впечатлений Эйнштейн позже вспоминал как наиболее сильные: «Начала» Евклида и «Критику чистого разума» И. Канта. Кроме этого, по инициативе матери он с шести лет начал заниматься игрой на скрипке. Увлечение музыкой сохранялось у Эйнштейна на протяжении всей жизни. Уже находясь в США в Принстоне, в 1934 году Эйнштейн дал благотворительный концерт в пользу эмигрировавших из нацистской Германии учёных и деятелей культуры, где исполнял на скрипке произведения Моцарта.
Немалую роль в создании мифа об Эйнштейне-двоечнике сыграла также ошибка одного из ранних биографов гения, который спутал швейцарскую систему оценки знаний с немецкой.
Таким образом, дорогие двоечники, не стоит оправдывать свою лень и отсутствие прилежания байками о том, что учеба плохо давалась автору самой непонятной теории в мире – это чистейшей воды вымысел. Чтобы приблизиться к Эйнштейну, попробуйте для начала выйти на одни “пятерки” по математике или что-нибудь понять в сочинениях Иммануила Канта.
Кстати…
Здесь следует развеять еще один миф из той же серии: о том, что Эйнштейн провалил выпускной экзамен, и сдал его только со второго раза. Для этого расскажем подробнее об истории получения аттестата, копия которого приведена на этой странице.
На самом деле Эйнштейн ушел из гимназии, так и не получив аттестата, по причинам, раскрытым выше.
Отец молодого человека настаивал на том, чтобы он выкинул из головы весь этот «философский вздор» и подумал о том, как получить толковую профессию; он склонялся к инженерному поприщу, раз уж сын так сильно увлекался математикой и физикой. Совету отца пришлось последовать. На семейном совете было решено отправить Альберта в техническое учебное заведение. Причем нужно было выбрать такое, где преподавание велось на родном ему немецком языке. Германия исключалась – Альберт намерен был отказаться от немецкого гражданства, чтобы не служить в армии, куда призывали в 17 лет. Вне Германии наибольшей известностью пользовался Цюрихский политехнический институт (Политехникум), и Эйнштейн отправился туда осенью 1895 года, хотя для поступления ему не хватало 2 лет до положенных 18-ти.
Если верить его собственным воспоминаниям, специальность, которую избрали для него родители, до такой степени ему не нравилась, что он практически не готовился по тем предметам, которые его не интересовали – ботанике, зоологии, иностранным языкам. Соответственно, их он сдал едва ли не хуже всех абитуриентов, хотя отличился на экзаменах по математике и физике. Сыграло свою роль и отсутствие гимназического аттестата: его не приняли. Однако директор института, пораженный математической эрудицией юноши, дал ему добрый совет: закончить одну из швейцарских средних школ для получения аттестата и через год вновь предпринять попытку поступить в институт. Он рекомендовал кантональную школу в маленьком городке Арау как наиболее передовую и по методам обучения, и по составу преподавателей. Альберт так и поступил, и в сентябре следующего года успешно сдал все выпускные экзамены, а уже в октябре 1896 года был принят в Политехникум на педагогический факультет без экзаменов.