Правда что бензин подешевеет

Бензин в России не подешевеет после обвала нефтяных котировок

Правда что бензин подешевеет

Нефть обрушилась после того, как на фоне продолжающейся эпидемии коронавируса развалилась сделка ОПЕК+ по сокращению добычи, а один из крупнейших производителей нефти с низкой себестоимостью, Саудовская Аравия, объявил конкурентам ценовую войну.

Замминистра финансов Алексей Сазанов 11 марта заявил, что обвал нефтяных котировок не повлияет на стоимость бензина в России. «Я не думаю, что будет снижение цен на бензин. Но расти они не должны, это точно», — отметил он.

РБК разбирался, как события на рынке нефти повлияют на цены на бензин в России.

Нефть подешевела, цены на бензин не упадут

Российские оптовые цены также снизились, но незначительно. Тонна АИ-92 на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже 10 марта (первый рабочий день после праздников) подешевела на 4,4%, до 44,2 тыс. руб., АИ-95 — на 4,9%, до 45,7 тыс. руб. На российском рынке нельзя ожидать падения цен на бензин из-за особенностей его регулирования, говорит Турукалов.

В 2018 году, после того как на топливном рынке взлетели цены, правительство сначала их заморозило, а затем запустило механизм для стабилизации доходов компаний и цен на АЗС. Это так называемый демпфер — сумма, которая составляет 65–68% расчетной премии, которую нефтяники получают при продаже топлива на внутреннем или экспортном рынке. В первом случае демпфер отрицательный: зарабатывая на внутреннем рынке больше, чем за рубежом, нефтяники перечисляют часть этой премии (демпфер) в бюджет. Если за рубежом цены на бензин выше, государство, наоборот, выплачивает компаниям часть компенсации за то, что они сдерживают цены на внутреннем рынке и недополучают доходы.

Эта премия на внутреннем рынке рассчитывается как разница между нетбэком (экспортная цена за вычетом пошлины и транспортных издержек) и условной, а не фактической ценой внутреннего рынка. В 2020 году она установлена на уровне 53,6 тыс. руб. за тонну бензина. Из-за особенностей демпфера розничные цены на бензин и дизтопливо могут только расти, неважно, куда идут мировые цены на нефть и нефтепродукты, отметил Турукалов.

Могут ли нефтяники повысить цены

В 2014 году, когда котировки Urals обрушились больше чем на треть, бензин на российских заправках подорожал на 8–11%. Цены на топливо выросли в основном из-за девальвации рубля, объясняли эксперты, опрошенные РБК. Этот фактор присутствует и сейчас: после падения цен на нефть рубль подешевел с 67,5 до 72 руб. за доллар (курс, установленный Центробанком на 11 марта).

Еще одна проблема: низкие цены на нефть могут обрушить маржу переработки из-за снижения субсидии (разницы между экспортными пошлинами на нефть и нефтепродукты и отрицательного акциза на нефть), говорит Ежов. Если цены не изменятся, субсидия снизится почти вдвое, или на 0,5 трлн руб. в год, указывает он.

Но правительство удержит цены на бензин, сходятся во мнении аналитики. Ему удавалось удерживать цены, когда нефть дорожала, и вряд ли оно допустит рост цен на топливо, когда нефть подешевела, пояснил Ежов.

О том, что цены удержатся в пределах инфляции, заявил и министр энергетики Александр Новак. «Правительством был создан очень эффективный инструмент в середине 2018 года, который эффективно работает уже полтора года. Он позволяет сглаживать те колебания, которые происходят на мировых рынках, и нивелировать изменение цен на мировых рынках как в сторону увеличения, так и в сторону снижения», — сказал он в эфире телеканала «Россия 24». «Цены у нас в основном стабильны и не превышают уровень инфляции», — заключил министр.

В среду, 11 марта, об этом же сказал и замминистра финансов Алексей Сазанов. «Цены на бензин в России не снизятся и не вырастут на фоне волатильности на рынке нефти. Я не думаю, что будет снижение цен на бензин. Но расти они не должны, это точно», — подчеркнул он (цитата по ТАСС).

Источник

Будем купаться в бензине? Осенью топливо подешевеет

Правда что бензин подешевеет

Правда что бензин подешевеет

Россиянам повезло: благодаря государству они платят на заправках на 15 рублей меньше за литр топлива, чем могли бы платить без демпфирующего механизма, который придумали и реализуют власти. Таковы подсчёты замминистра энергетики Павла Сорокина. Эксперты оптимистично подхватывают: осенью топливо подешевеет ещё сильнее. Откуда такие прогнозы и почему бы всегда не делать так, чтобы бензин дешевел?

Слабый оптимизм

«Благоприятную погоду» на заправках сделали Минэнерго и Федеральная антимонопольная служба: ведомства рекомендовали повысить объём продаж и дизельного топлива, и бензина на бирже на 1 процентный пункт. Аналитики считают, что, раз количество увеличится, то цена по законам рынка уменьшится — сперва на бирже, а следом и на внебиржевых рынках, то есть, например, на заправках. «Известия» цитируют эксперта аналитического агентства «WMT Consult» Екатерину Косареву:

Благодаря демпфирующему механизму, возможному снижению мировых цен на нефть и растущему предложению топлива на бирже цены на бензин удастся сдержать, и уже в сентябре мы можем увидеть небольшое снижение стоимости бензина

Правда что бензин подешевеетЕкатерина Косарева. Фото: repinlife.ru

Руководитель направления «Промышленность» Института технологий нефти и газа Ольга Орлова согласна, что снижение цен топлива для рядовых россиян вполне возможно, но её прогнозы тоже осторожны:

Ожидать, что это будет значительное сокращение, точно не нужно. Ситуация на мировом и российском нефтяных рынках не так сильно этому способствует

Но всё не так просто

Цена на топливо — дело тонкое, она зависит от целого ряда факторов и не может определяться исключительно количеством на бирже. На неё, например, влияют мировые цены. Когда они высоки, и нефтедобытчики продают свой продукт за рубеж дорого, им становится невыгодно раздавать топливо соотечественникам «даром».

В экономике существует понятие нетбэка — это экспортная цена топлива за вычетом транспортных расходов и налогов. Поскольку мировые цены сейчас высокие, то и нетбэк высокий. Например, на Санкт-Петербургской товарно-сырьевой бирже 13 августа бензин АИ-92 стоил 58 456 рублей за тонну, а индекс Netback был 70 986 рублей за тонну.

Правда что бензин подешевеетГосударство доплачивает за заправки россиян. Фото: lombard98.ru

Чтобы нефтяники не повышали цены на заправках согласно росту экспортных цен, государство и придумало демпфер: оно доплачивает разницу между экспортной и внутренней ценами из бюджета. Однако эксперты всё равно называют высокий нетбэк основной причиной роста цен на заправках, ведь, по их мнению, демпфер не может полностью покрыть разницу между биржевой ценой и нетбэком.

Получается, что рост объёмов на бирже будет тянуть цену вниз и бороться с нетбэком, который тянет цену вверх. Исполнительный директор департамента рынка капиталов инвестиционной группы «Универ Капитал» Артём Тузов отмечает, что стремление цены к нетбэку — естественный процесс, который трудно преодолеть:

В условиях рыночной экономики и возможностей по экспорту бензина за границу цена на бензин внутри РФ стремится сравняться по маржинальности реализации для нефтяных компаний с экспортной ценой на бензин. Заставить коммерческие компании продавать бензин внутри России с маржинальностью дешевле, чем экспортная, можно либо директивно, либо ограничив возможности по экспорту

И всё-таки рост объёмов топлива на бирже тоже окажет своё влияние. Возможно, россияне будут заправлять авто дешевле уже в октябре, но, по мнению Артёма Тузова, пониженные цены продержатся недолго, так как другие факторы рынка — более могущественные:

Это [снижение цены] временная мера, долгосрочно на цену на бензин влияет курс доллара и цена на нефть, если и доллар к рублю, и цена на нефть будут продолжать рост, цена на бензин тоже продолжит рост. Так что до конца года мы либо увидим не рыночную принудительную фиксацию цен на топливо на текущих уровнях, либо продолжение роста цен на бензин

Источник

Хитрая схема: почему бензин в России не дешевеет даже при ценах на нефть, как в 2000-х

Почему цены на бензин не снижаются вслед за нефтяными котировками. Если вкратце, то таковы особенности налогового регулирования отрасли, они не предполагают снижения цен на бензин — только умеренный рост. С 2019 года в России заработал так называемый демпферный механизм. Его суть в том, что он помогает государству компенсировать или изымать доходы нефтяников от продажи топлива в зависимости от рыночной конъюнктуры. Так, если за рубежом цены на бензин высокие, бюджет выплачивает компаниям часть премии, которую они теряют, не поднимая цены на внутреннем рынке. В обратном случае, если цены на бензин на внутреннем рынке выше экспортных, нефтяные компании сами перечисляют деньги в бюджет. При этом размер выплат зависит не от реальных цен на внутреннем рынке, а от расчетной цены, установленной правительством, — в 2020 году она составляет 53 600 рублей за тонну бензина.

Зачем понадобился демпфер. Весной 2018 года на фоне роста нефтяных котировок в России резко взлетели цены на бензин и дизельное топливо. Правительству пришлось договариваться с нефтяными компаниями о фактической заморозке цен на топливо. В условиях рыночной экономики никто не может обязать нефтяников держать те или иные цены. В результате совещаний нефтяников с правительством возникло джентльменское соглашение — нефтяники не будут повышать стоимость бензина на заправках быстрее, чем растут темпы инфляции в стране, говорит аналитик Reuters Максим Назаров. По его словам, компании подтверждали такую договоренность. Джентльменское соглашение закончилось в 2019 году, тогда и заработал демпферный механизм. Фактически он стал платой за это соглашение, которая при нормальной конъюнктуре рынка позволяет нефтяникам получать дополнительные средства из бюджета, если цены на мировых рынках выше внутренних. Но в текущей ситуации демпферный механизм начинает работать против нефтяников.

Как сейчас работает демпферный механизм. Расчетная цена на тонну бензина в 2020 году составляет 53 600 рублей. Для подсчета демпфера она сравнивается с расчетной экспортной альтернативой — нетбэком. Нетбэк рассчитывается как экспортная цена на тот или иной вид топлива за вычетом транспортных расходов и налогов. Если разница между нетбэком и расчетной ценой положительная, она умножается, в случае с бензином, на 68% — это то, что компании получают из бюджета за упущенную выгоду, которая возникает из-за того, что они не повышают цены на внутреннем рынке. Если разница отрицательная, то она также умножается на 68% — эту сумму уже платят компании бюджету за то, что они продают бензин дороже, чем на зарубежных рынках.

В январе 2020 года величина экспортной альтернативы составила 53 773 рубля — разница 173 рубля, компании получали по 117,6 рубля из бюджета за тонну бензина, объясняет старший аналитик по нефтегазовому сектору банка «Уралсиб» Алексей Кокин. В апреле же величина экспортной альтернативы упала, по подсчетам Кокина, примерно до 27 400 рублей — компаниям предстоит заплатить в бюджет порядка 17 800 за тонну.

Таким образом, у нефтяников нет стимула снижать цены на бензин, наоборот — сохранение цен позволяет им за счет конечного потребителя делать бюджетные выплаты.

Почему дешевеет бензин на бирже. Оптовые цены просели из-за дисбаланса спроса и предложения. Из-за ограничений на передвижение россиян, связанных с пандемией коронавируса, спрос на топливо упал почти в два раза. Планы компаний по биржевым продажам существенно превышали потребности покупателей, говорит Максим Назаров. Сейчас компании сократили планы по суточным продажам топлива в два раза — с 12 600 тонн в апреле до 6 400 тонн в мае. Двадцатого апреля цена на АИ-92 на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже составила 35 770 рублей за тонну, а издержки компаний (акциз плюс выплаты по демпферу) — 38 070 рублей за тонну, приводил подсчеты экспертов «Аналитика товарных рынков» РБК. Оптовые цены сделали производства бензина нерентабельным, говорит Назаров, и сейчас компании говорят, что продолжают продавать бензин из соображений социальной ответственности.

Кому нефтяники продают бензин. В 2019 году порядка 9% произведенного бензина уходило за рубеж, на внутреннем рынке реализовывалось свыше 90%, говорит Максим Назаров. Что касается внутреннего спроса, то, согласно требования ФАС, компании должны продавать не менее 10% на товарной бирже (этот показатель до 30 июня снижен до 5%), который покупают независимые АЗС. В 2019 году на бирже продавалось около 20% от всего производимого в стране бензина, еще 20% уходило нефтебазам и 60% — аффилированным АЗС.

Получается, что независимые заправки, удерживая розничные цены, должны получать хорошую маржу? Сейчас на заправках средняя цена составляет 42-43 рубля за литр, оптовая — 29,5 рубля, если вычесть издержки в районе 7,5 рублей за литр, то заправкам остается по 5,5 рублей с литра, подсчитал Максим Назаров. Текущая маржа почти вдвое больше той, что АЗС получали до кризиса. Могут ли заправки поделиться частью этой маржи с потребителем, снизив цены? Увы, нет. Если до кризиса среднестатистическая заправка прогоняла около 10 000 литров бензина, то сейчас этот объем снизился до 5000 литров, соответственно снизился и денежный поток, говорит Назаров. Расходы же остаются прежними — никто не отменял аренду, плату за электричество, охрану и выплаты зарплат сотрудникам. К тому же заправки в целом не любят снижать цены во время флуктуаций на рынке, так как ФАС очень строго следит за повышением цен, и при стабилизации ситуации у АЗС может появиться дополнительная головная боль, добавляет Назаров.

Стоит ли отменять демпфер. Механизм демпфера изначально не был настроен под действие при таких низких ценах на нефть, говорит главный экономист «ФК Открытие» Максим Петроневич. Но сейчас государство находится куда в более худших условиях, чем нефтяники, считает он. Если нефтяники могут позволить себе снижение расходов, то государству, наоборот, надо наращивать сейчас этот показатель — финансировать и нацпроекты, и антикризисные меры. Тем временем нефтегазовые доходы бюджета резко снижаются, ненефтегазовые налоговые поступления — тоже.

С одной стороны, в сложившихся условиях демпфер действительно неудобен нефтепроизводителям, с другой – сейчас в неудобной ситуации оказались все участники рынка: население, бизнес и государство, говорит Петроневич. А консенсуса о том, как именно будут профинансированы расходы государства, пока что нет. Один из путей финансирования дефицита бюджета без масштабного использования средств Фонда национального благосостояния — выпуск ОФЗ на 3-4 трлн рублей. Но очевидно, что в текущих условиях занимать будет все труднее, поэтому государству важны любые доходы, в том числе и от нефтяников за бензин. Поэтому, с высокой вероятностью, существенных уступок от правительства в вопросе перечислений от реализации нефтепродуктов на внутренний рынок ждать не стоит, резюмирует Петроневич.

Проблема, что в нынешнем сценарии потребитель по сути оплачивает поступления в бюджет, не получая от ситуации на внешнем рынке никакой выгоды. Но правительство не может в срочном порядке отменить демпфер — на поправку к налоговому кодексу уйдет минимум полгода, полагает старший аналитик по нефтегазовому сектору банка «Уралсиб» Алексей Кокин. К тому же даже если демпфер и будет снижен, не факт, что эти деньги дойдут до конечного потребителя и конвертируются в снижении цен на заправках — они вполне могут «застрять» где-то в структуре нефтяной компании, опасается Максим Назаров. Тогда вопрос – зачем это делать.

По мнению аналитика Райффайзенбанка Андрея Полищука, если правительство вводит какие-то налоги, то они должны работать системно и иметь постоянную формулу на протяжении длительного времени. Постоянно менять правила игры нельзя. Но в текущей ситуации конечный потребитель сильно проигрывает от демпфера, а значит снижается конкурентоспособность для таких отраслей, как, например, сельское хозяйство. Раньше у России было преимущество, связанное с низкой стоимостью топлива, сейчас оно ушло, говорит Полищук.

Чиновники и сами не демонстрируют готовности менять сложившееся регулирование. Министр финансов Антон Силуанов в интервью «Ведомостям» заявил, что нефтяники не обращаются к министерству с просьбами пересмотреть правила демпфера. «Идея с демпфером себя оправдала. Мы вводили демпфер в период достаточно высоких цен, и жалко было платить нефтепереработчикам деньги из ФНБ. Но сейчас ситуация обратная. Все по-честному. Во времена высоких нефтяных цен все равно надо было думать о будущем, готовиться к разным временам», — сказал Силуанов. Новак также говорил в начале марта, что никаких изменений в инструмент вносить не планируется. А замминистра энергетики Павел Сорокин назвал демпфер очень важным элементом поддержки бюджета для борьбы с коронавирусом.

Источник

Федун назвал условие снижения цен на бензин в России до 20 руб. за литр

Правда что бензин подешевеет

Стоимость бензина в России зависит от курса рубля к иностранным валютам, а потому снизиться до 20 руб. за литр может только в том случае, если рубль укрепится, считает вице-президент по стратегическому развитию ЛУКОЙЛа Леонид Федун. Об этом он заявил в интервью РБК, ТАСС и «Р-Спорту».

«Если, условно говоря, евро будет стоить тоже 20 или 30 руб. Даже если будет стоить 50, тогда бензин будет по 20 [руб.]», — предположил он.

В то же время, по его словам, курс рубля к валюте «работает только в сторону повышения», как и базовая ставка, которую регулирует Центробанк, — тоже, по его словам, «только в повышение». «Пока доминанта — это забота ЦБ о ликвидности подопечных ему банков, в первую очередь государственных», — считает он.

По данным Росстата, за неделю с 5 по 11 июля 2021 года рост цен на автомобильный бензин зафиксирован в 54 центрах регионов России. Более всего он подорожал в Махачкале — на 1,7% и Назрани — на 1,0%. В Москве и Санкт-Петербурге за неделю цены на бензин выросли на 0,1%.

На АЗС в Москве, за ценами на которых следит Росстат, бензин марки АИ-92 можно было приобрести по цене от 44,50 до 46,08 руб. за литр топлива, марки АИ-95 — от 48,69 до 53,39 руб., марки АИ-98 — от 49,99 до 58,79 руб. за литр. В Санкт-Петербурге бензин марки АИ-92 стоил от 43,90 до 45,84 руб. марки АИ-95 — от 47,60 до 50,35 руб., а бензин марки АИ-98 — от 56,40 до 58,51 руб. за литр.

В целом только за июнь бензин в России подорожал на 6,1%, следует из месячного отчета Росстата. В середине июля биржевые цены на бензин АИ-92 и сжиженные углеводородные газы обновили исторические максимумы, достигнув 56 тыс. руб. за т и 38,88 тыс. руб. за т соответственно, предыдущий исторический рекорд на бирже был установлен в июне (52,6 тыс. руб. за т). В конце июня на фоне роста цен правительство поручило в третьем квартале 2021 года увеличить на 1% минимальный норматив автомобильных бензинов и дизельного топлива, поставляемых на биржу.

В то же время Минэнерго заявляло в конце мая, что дефицита топлива на российском рынке летом не будет. Демпферный механизм, который предполагает введение отрицательного акциза для производителей топлива в случае высоких экспортных цен на нефть, и, наоборот, обязывает компании платить в бюджет при низких ценах, успешно работает и позволяет сглаживать колебание цен на топливо на внутреннем рынке, считают в ведомстве.

Правда что бензин подешевеет

Что касается ключевой ставки ЦБ, то в 2020 году российский Центробанк несколько раз последовательно ее понижал, пока в июне 2020 года не опустил ее до самого низкого в истории России уровня в 4,25%. Для сравнения, еще в середине марта того же года она составляла 6%.

К ужесточению кредитно-денежной политики ЦБ вернулся в марте 2021 года, повысив ставку с 4,5% сразу до 5%. Это стало первым повышением базовой ставки в России с 2018 года.

Источник

Есть ли шансы на снижение розничных цен на бензин к концу года

Правда что бензин подешевеет Правда что бензин подешевеет

Вице-премьер Александр Новак третьего ноября поручил проанализировать работу демпфирующего механизма и рассмотреть целесообразность его корректировки на 2022 год. Механизм работает на оптовом рынке топлива, удерживая биржевые цены от резких колебаний. В случае высоких цен на бензин и дизель в Европе, при поставках топлива на российский рынок отечественные нефтяные компании получают из бюджета компенсацию (около 63 процентов) от упущенной экспортной выгоды. В результате, оптовые цены на топливо в нашей стране значительно ниже мировых, что, естественно, сказывается на стоимости бензина в рознице.

Правда что бензин подешевеет

Но чем выше поднимается стоимость топлива в Европе, тем больше становится некомпенсируемая демпферным механизмом часть потерянной потенциальной прибыли нефтяных компаний. Это вызывает рост внутрироссийских цен в опте, и, соответственно, ведет к подорожанию топлива в рознице. Именно поэтому возникла необходимость рассмотреть возможность корректировки демпфирующего механизма с 2022 года. Плюс со следующего года планово вырастут акцизы на топливо, и увеличится налог на добычу полезных ископаемых для нефтяных компаний, то есть вырастет себестоимость сырья. Все вместе может привести к резкому подорожанию топлива в рознице.

Правда что бензин подешевеет

Как отметила, Лишневецкая, цены на АЗС могут перестать расти только в условиях стабильной прибыльности их реализации. Вернуть прибыльность заправкам может либо снижение оптовых цен, либо увеличение государственного субсидирования, то есть корректировка демпфирующего механизма, уточняет эксперт.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *