Прав ли державин считая что памятник себе воздвиг нерукотворный
ГДЗ литература 9 класс, Коровина; русская литература XVIII века. Прав ли Державин?
Прав ли Державин, считая, что воздвиг себе памятник чудесный, вечный? Подготовьте рассуждение на эту тему, обратив внимание на то, что поэт относит к своим заслугам.
Имя Державина будет известно до тех пор, пока будет жива русская культура. Потому что именно этот поэт внес огромный вклад в становление русского литературного языка, завершить которое суждено было А. С. Пушкину. И хотя Пушкин сам потом нелестно отзывался о поэзии Державина, называя его стихи «дурным переводом с какого-то чудесного подлинника», без неуклюжих стихов Державина не было бы пушкинской легкости. Державин первым отказался следовать строгим правилам классицизма. Он называет свой слог «забавным», потому что в нем часто сочеталось несочетаемое: в одной строке могла появиться «высокая» и «низкая» лексика, славянизмы и просторечие. Но это лишь приближало его стихотворную речь к живой разговорной. Далее, поэт ставит себе в заслугу то, что он первым дерзнул простым русским языком «о добродетелях Фелицы возгласить», то есть восславить императрицу. Но сейчас часто получается наоборот: о Екатерине упоминают в связи с Державиным, а не о поэте в связи с императрицей. Наконец, именно Державин открыл русской литературе разнообразие тем и образов, не ограниченное рамками «штилей». Свои философские размышления о Боге, жизни и смерти Державин не заключал в строгий одический стиль, а выражал их просто и ярко, «в сердечной простоте» беседовал с читателем на понятном тому языке.
Прав ли Державин считая что памятник себе воздвиг чудесный вечный?
Прав ли Державин считая что памятник себе воздвиг чудесный вечный?
Подготовке рассуждение на эте тему обратите внимание на то что сам поэт относится к своим заслугам.
Да, Державин несомненно прав.
Свое творчество он уподобляет этому несгибаемому памятнику.
Часть Державина, как он и писал в своем стихотворении, навсегда осталась жить в его произведениях, и сейчас его строки пробуждают в людях доброту и искренность.
Я памятник себе воздвиг тема поэта и поэзии в лирике А?
Я памятник себе воздвиг тема поэта и поэзии в лирике А.
С. Пушкин составить план.
«Я памятник себе воздвиг нерукотворный» Пушкин?
«Я памятник себе воздвиг нерукотворный» Пушкин.
Что означает эта фраза?
Нужен аргумент из жизни и из текста.
То есть, из самого стихотворения.
Какие проблемы затрагиваются в стихотворении я памятник себе воздвиг нерукотворный?
Какие проблемы затрагиваются в стихотворении я памятник себе воздвиг нерукотворный.
Сравнивать стихотворение пушкина памятник с стихотворением державина памятник?
Сравнивать стихотворение пушкина памятник с стихотворением державина памятник.
Какие заслуги Федора Ивановича стали причиной создания памятника русскому поэту вне России?
Какие заслуги Федора Ивановича стали причиной создания памятника русскому поэту вне России?
Почему поэт уверен, что воздвиг памятник, к которому «не зарастет народная тропа»?
Почему поэт уверен, что воздвиг памятник, к которому «не зарастет народная тропа»?
Пушкин «Я памятник себе воздвиг нерукотворный»).
Укажите все строчки, которые были использованы А?
Укажите все строчки, которые были использованы А.
С. Пушкиным в качестве эпиграфов : 1) И жить торопится, и чувствовать спешит… 2) Старинные люди, мой батюшка… 3) Другой поэт роскошным слогом Живописал нам первый снег… 4) Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный….
Как вы думаете почему поэт не разбил текст на несколько предложений?
В каких произведениях поэта затрагивается тема художника и власти?
В каких произведениях поэта затрагивается тема художника и власти?
Сочинение на тему » Роль поэта и поэзии и жизни общество» Сочинению сформулировать по 2 предложение
Написать про : Пушкина «Пророк», Пушкин » Я памятник себе воздвиг», Лермонтов «Поэт», Некрасов «Поэт и гражданин», Маяковский «Приключение на даче»
ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА СРОЧНО.
КТО ПОМОЖЕТ МНЕ Я ВАМ БУДУ ОЧЕНЬ БЛАГОДАРНА ВАМ❤❤.
Прав ли Державин, считая, что памятник себе воздвиг чудесный вечный?
прав ли Державин считая что памятник себе воздвиг чудесный вечный
Прежде чем писать ответ, приведем стихотворение Державина «Памятник».
Если впервые прочитать это стих-е, то можно подумать, что поэт слишком большого о себе мнения. Так и думали некоторые современники. Но Державин писал не о себе только. Хотя его положение в обществе и признание со стороны императрицы могли дать ему право так писать.
И ведь действительно, сколько уже прошло лет, а мы с вами до сих пор читаем Державина, нам знакомы не только имя поэта, но и его творчество. А это это ли не значит, что памятник не только стоит, но и легко узнаваем?
Свою славу, чтобы она продолжалась вечно, поэт передал Пушкину. Именно по его «благословению» творчеству Пушкина открыта была дорога. Молодой поэт продолжил поэтические традиции, которым в стих-и Державин пророчил вечную жизнь. Так и получилось.
Его вклад в развитие русской литературу невозможно не оценить. Он первый соединил поэзию с живописью, а свои стихи называл «говорящей живописью».
Памятник лабораторным мышам за их заслуги перед наукой поставлен в скверике академгородка в Новосибирске.Бронзовый монумент изображает мышку в лабораторном халате и очках, вяжущую на спицах двойную спираль ДНК.
Вопросик оказался непростым, как почти всегда у моего друга Exaudeus’а. Чтобы найти ответ, пришлось покопаться, а по дороге удалось узнать много интересного. Собственно, этим-то и ценен Большой Вопрос.
Как выяснилось, речь идет о Марии I, первой в истории женщине, взошедшей на английский престол. Еще мы знаем ее как Марию Тюдор. Она стала королевой в 1553-м году, правила пять лет и умерла в 1558-м.
Портрет работы голландского художника Антониса Мора
Её не любили, и ни одного памятника этой королеве в Англии нет.
Но. такова уж судьба многих исторических личностей. Многие ли помнят сегодня, кто такой Наполеон? А вот коньяк «Наполеон» или торт «Наполеон» знают все. Кто скажет вам, кто такой Люсьен Оливье? А без салата «Оливье» не обходится в России ни одно застолье.
Вот и Мария Тюдор. Ее царствование ознаменовалось множеством убийств и казней и в историю она вошла как Кровавая Мэри. Ну, так вот вам и памятник: берем 50 грамм водки и 100 миллилитров томатного сока. Можно добавить еще 15-20 миллилитров лимонного сока, перец, соль, но это не обязательно. В сущности, «Кровавая Мэри» готова.
Сочинение на тему прав ли державин что памятник себе воздвиг
5 вариантов
Имя Державина будет известно до тех пор, пока будет жива русская культура. Потому что именно этот поэт внес огромный вклад в становление русского литературного языка, завершить которое суждено было А. С. Пушкину. И хотя Пушкин сам потом нелестно отзывался о поэзии Державина, называя его стихи «дурным переводом с какого-то чудесного подлинника», без неуклюжих стихов Державина не было бы пушкинской легкости. Державин первым отказался следовать строгим правилам классицизма. Он называет свой слог «забавным», потому что в нем часто сочеталось несочетаемое: в одной строке могла появиться «высокая» и «низкая» лексика, славянизмы и просторечие. Но это лишь приближало его стихотворную речь к живой разговорной. Далее, поэт ставит себе в заслугу то, что он первым дерзнул простым русским языком «о добродетелях Фелицы возгласить», то есть восславить императрицу. Но сейчас часто получается наоборот: о Екатерине упоминают в связи с Державиным, а не о поэте в связи с императрицей. Наконец, именно Державин открыл русской литературе разнообразие тем и образов, не ограниченное рамками «штилей». Свои философские размышления о Боге, жизни и смерти Державин не заключал в строгий одический стиль, а выражал их просто и ярко, «в сердечной простоте» беседовал с читателем на понятном тому языке.
Поэзия XVIII века нуждалась в полной перестройке — придворные лживые оды, полные напыщенных фраз и чувств, не давали развития уже назревшей проблеме национального характера, решения которой стало просто необходимой. Равнодушию вельмож постепенно начинает противопоставляться просвещённый разум и благородные порывы частного человека. Именно поэтому вклад Гавриила Романовича Державина в русскую литературу несомненно велик.
Отличительные черты творчества Державина можно легко проследить на примере стихотворения «Памятник», которое было написано в 1775 году.
Прежде всего, в лирику Державина вошла его собственная жизнь. Образ поэта создавался теперь уже не как отрешённый от всякой обыденности и житейской прозы, но в единстве с ними и через них. Стихотворение «Памятник» содержит некоторые биографические сведения из жизни поэта. Его лирический герой не вымышлен воображением, он дышит и действует. Именно поэтому стихи начинаются с личного местоимения я: «Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный». И далее продолжается рассказ о себе:
…первый я дерзнул в забавном русском слоге
О добродетелях Фелицы возгласить,
В сердечной простоте беседовать о боге
И истину царям с улыбкой говорить.
Фелица… Так называл Державин Екатерину II. Ещё в 1783 году была опубликована посвящённая императрице ода с тем же названием, которая принесла Державину литературную славу. А в том, что поэт говорил истину царям, сомневаться не приходится. Биография его служит прямым тому доказательством. И Павел I, и Александр I в своё время отказались от услуг Гавриила Романовича, так как истина не всем приятна.
Ещё одна отличительная черта поэзии Державина — соединение «высоких» и «низких» слов. Так поэт добивается большей выразительности и эмоциональности:
Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,
Металлов твёрже он и выше пирамид…
Слух пройдет обо мне от Белых вод до Черных…
Что первый я дерзнул в забавном русском слоге…
В сердечной простоте беседовать о боге…
И, наряду с этими простыми и понятными каждому строчками, есть в «Памятнике» стихи, наполненные высокой лексикой. Особенно показательно последнее четверостишие, наполненное героическим воодушевлением и верой в свое предназначение:
О муза! возгордись заслугой справедливой,
И презрит кто тебя, сама тех презирай;
Непринуждённою рукой неторопливой
Чело твоё зарёй бессмертия венчай.
В основу стихотворения положен образ памятника. Это материальное свидетельство заслуг отдельной личности становится в произведении Державина одухотворённой памятью человечества. Художественный приём, лежащий в основе стихотворения, — метафора:
Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,
Металлов твёрже он и выше пирамид;
Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,
И времени полёт его не сокрушит.
Ещё один излюбленный приём поэта — антитеза. С помощью неё он выявляет диалектическую связь противоречий в их единстве. Например:
Что первый я дерзнул в забавном русском слоге
О добродетелях Фелицы возгласить,
В сердечной простоте беседовать о боге
И истину царям с улыбкой говорить.
Именно поэтому особым достижением Державина следует признать художественное исследование противоречивости бытия. Причём найденные противоречия (сердечная простота-бог, русский слог-добродетель, истина-улыбка) он провозглашает нормой.
Наряду с антитезой, Державин был вынужден использовать и одушевление, так как этого требует основной художественный приём — метафора. Вот четверостишие, полностью состоящее из олицетворений:
Так! — весь я не умру, но часть меня большая,
От тлена убежав, по смерти станет жить,
И слава возрастёт моя, не увядая,
Доколь славянов род вселенна будет чтить.
Стихотворение написано двустопным ямбом, который обычно подразумевает четкость и жёсткость стиха. Но стихи содержат множество пиррихиев, поэтому строфы звучат мягко и плавно. Рифмовка перекрёстная с чередованием мужской и женской рифм. Иногда, для сохранения ритма в строке, автор использует перенесение нормативного ударения («Слух пройдет обо мне от Белых вод до Черных»; «И презрит кто тебя, сама тех презирай»), неполноту окончаний (вселена, славянов).
В стихотворении Державин утверждал вечность литературного творчества, определял свои несомненные заслуги перед Отечеством («Всяк будет помнить то в народах неисчётных / Как из безвестности я тем известен стал»). Но не менее он гордился и своим народом («Доколь славянов род вселенна будет чтить»). Также большое значение имеет и образ императрицы («О добродетелях Фелицы возгласить»). Но с самой большой теплотой поэт относится к своей Музе, считая, что именно она, то есть божье проведение, двигала его пером:
О муза! возгордись заслугой справедливой,
И презрит кто тебя, сама тех презирай;
Непринуждённою рукой неторопливой
Чело твоё зарёй бессмертия венчай.
Таким образом, поэт у Державина представлен как орудие высшей силы, действующее по велению свыше и направленное на обличение пороков окружающей среды.
Гавриил Романович Державин – великий русский поэт 18 века. В своем творчестве он освещал проблемы русского высшего общества. Поэт отмечал как хорошие стороны жизни (деятельность императрицы), так и отрицательные (разрушительную деятельность вельмож). Также в лирику Державина вошла его собственная жизнь.
Отличительные черты творчества поэта можно легко проследить на примере стихотворения «Памятник», которое было написано в 1775 году. Это произведение содержит некоторые сведения из жизни самого Державина. Его герой не вымышлен воображением, он дышит и действует. Именно поэтому стихи начинаются с личного местоимения “я”: «Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный». И далее продолжается рассказ о себе: «…первый я дерзнул в забавном русском слоге О добродетелях Фелицы возгласить».
Фелицей Державин называл Екатерину II. Ещё в 1783 году была опубликована посвящённая императрице ода с тем же названием, которая принесла Державину литературную славу.
Ещё одна отличительная черта поэзии Державина – соединение «высоких» и «низких» слов. Этим поэт добивается очень большой выразительности:
Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,
Металлов твёрже он и выше пирамид…
Слух пройдет обо мне от Белых вод до Черных…
И рядом с этими простыми и понятными каждому строчками есть в «Памятнике» стихи, наполненные высокой лексикой. Особенно показательно последнее четверостишие, наполненное героическим воодушевлением и верой в своё предназначение:
О муза! возгордись заслугой справедливой,
И презрит кто тебя, сама тех презирай.
В основу стихотворения положен образ памятника. Он становится в произведении Державина памятью таланту и искусству. Художественный приём, лежащий в основе стихотворения, – метафора.
Ещё один излюбленный приём поэта – градация. Например:
В сердечной простоте беседовать о боге
И истину царям с улыбкой говорить.
Наряду с этими приемами, Державин использовал и одушевление. Вот четверостишие, полностью состоящее из одушевлений:
Так! – весь я не умру, но часть меня большая,
От тлена убежав, по смерти станет жить,
И слава возрастёт моя, не увядая,
Доколь славянов род вселенна будет чтить.
В «Памятнике» Державин утверждал вечность своего литературного творчества, определял свои несомненные заслуги перед Отечеством (Всяк будет помнить то в народах неисчётных, / Как из безвестности я тем известен стал). Но не менее гордился поэт и своим народом (Доколь славянов род вселенна будет чтить).
С самой большой теплотой поэт относился к своей Музе, считая, что именно она двигала его пером:
О муза! возгордись заслугой справедливой…
Непринуждённою рукой неторопливой
Чело твоё зарёй бессмертия венчай.
Таким образом, в «Памятнике» поэт представлен как орудие высшей силы, направленное на уничтожение пороков и действующее по велению свыше.
символика – это одно из основных средств выражения авторской позиции, которое отражено в текстовых элементах, не влияющих на основное развитие сюжета, а, может быть, только предугадывающих его. так, по картинкам, висевшим на стене в комнате самсона вырина, которые долго рассматривал рассказчик, мы можем судить о дальнейшем ходе событий. картинки “изображали блудного сына”. на первый взгляд может показаться, что эти картинки рассказывают о жизненном пути дуни. но на самом деле образ блудного сына – это образ самого главного героя. первая картинка говорит о том, что самсон вырин “уходит” от своей дочери. ведь он совсем не верит в ее счастье, он даже не способен представить, что молодой гусар может жениться на дуне. в разговоре с минским в петербурге вырин сказал: “отдайте бедную мою дуню. ведь вы потешились ею; не губите ее понапрасну”. в этих словах проявляются как отцовские чувства, так и непонимание своей дочери, отсутствие веры в любовь. дуня с минским сразу договорились, что уедут вместе. но почему они не сказали ничего об этом самсону вырину? они полюбили друг друга, но можно предположить, что гусар не сразу решил жениться на дочери бедного станционного смотрителя, поэтому дуня и минский не могли ничего сказать. отец, не доверяя молодому гусару и не веря в силу любви, разбил бы их счастье, а вместе с этим и их жизнь. “что такое станционный смотритель? ” – спрашивает пушкин у читателей через рассказчика в самом начале повести. “сущий мученик четырнадцатого класса”, потому что его чин становится его жизнью, то есть он “ограничен”, он мыслит именно как “чиновник четырнадцатого класса”. и конечно, по его логике, бедная девушка не может быть счастлива с богатым ротмистром, который только посмеется над ней и уж, конечно, никогда не женится. самсон вырин при этом недальновиден. дуня не решалась сама сесть в кибитку, и, может быть, у нее не хватило бы смелости это сделать, но ее отец сказал: “чего ж ты ведь его благородие не волк и тебя не съест: прокатись-ка до церкви”. самсон вырин как бы сам определил судьбу своей дочери. но вернемся опять к символике произведения. на ограниченность, недальновидность вырина намекает вторая картинка. на ней мы видим блудного сына, окруженного “ложными друзьями”. действительно, и в другом случае самсон вырин поверил доктору, посоветовавшему здоровому гусару отдых и покой на несколько дней, даже и не подозревая, что этот доктор в сговоре с минским. на третьей картинке изображен юноша, который пасет свиней и разделяет с ними трапезу; в его лице изображены глубокая печаль и раскаяние. этот сюжет как бы подсказывает дальнейшую судьбу смотрителя, который за три или четыре года без дуни превратился из “бодрого мужчины” в “хилого старика”. он не мог простить себе, что отпустил дочь, одно упоминание о ней вызывало боль и горечь. и последняя картинка рассказывает нам о возвращении блудного сына, с чем ассоциируется “возвращение” отца к дочери уже после смерти, когда дуня приезжает навестить отца и находит его на кладбище. самсон вырин именно “диктатор” жизни дуни, не оставляющий ей права выбора. ограниченность самсона вырина – это не просто свойство его индивидуального характера, она социально обусловлена, определе на условиями его жизни. осуждая станционного смотрителя, пушкин тем не менее, как мне представляется, жалеет того, рассказывая о трагедии его неудавшейся жизни.
Главная
Сочинения по литературе
Стихотворение Державина Памятник – сочинение
Г.Р. Державин считал, что искусство и литература должны содействовать распространению просвещения, любви к прекрасному, уничтожать пороки, проповедовать истину и справедливость. С позиции этих принципов Державин пытается оценить свое творчество в стихотворении «Памятник».
«Памятник» — это вольное переложение оды Горация. Державин не повторяет мыслей древнеримского поэта, а высказывает свою точку зрения на роль поэта и поэзию. Гораций полагал, что залог его бессмертия в мощи Рима : «Я буду возрастать повсюду славой, Пока великий Рим владеет светом» (перевод М.В. Ломоносова). Державин видит долговечность своей славы в любви к отечеству:
И слава возрастет моя, не увядая,
Доколь славянов род Вселенна будет чтить.
Свое творчество поэт уподобляет «чудесному, вечному» памятнику:
…Металлов тверже он и выше пирамид;
Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,
И времени полет его не сокрушит.
Свои заслуги Державин видит в том, что сделал «забавным» русский слог, то есть веселым, простым, острым, что он «дерзнул»…возгласить…» о добродетелях императрицы, а не о подвигах и величии, что он отнесся к ней как к простому человеку, поэтому и говорит о ее человеческих достоинствах. Свою заслугу как поэта Державин видит в том, что мог:
В сердечной простоте беседовать о Боге
И истину царям с улыбкой говорить
В «Памятнике» поэт размышляет о воздействии поэзии на современников и потомков, о том, что поэт имеет право на уважение и любовь сограждан. Он уверен, что имя его будет жить в памяти «народов неисчетных», живущих от «Белых вод до Черных». Здесь мы понимает, как пушкинский «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» перекликается с «Памятником» Державина.
Сила поэзии у Державина могущественней законов природы, его памятник замечателен этим превосходством, он «металлов тверже».
Последняя строфа стихотворения говорит о том, что поэт не надеется на всеобщее одобрение современников, отчего Муза его воинственна и величественна:
О Муза! Возгордись заслугой справедливой,
И презрит кто тебя, сама тех презирай;
Непринужденною рукой неторопливой
Чело твое зарей бессмертия венчай.
Стихотворение написано шестистопным ямбом, что придает его ритму неторопливость и торжественность. Ритм стиха как бы соответствует важности темы.
Исследовательская работа по литературе «тема памятника в русской литературе». Три стихотворения «Памятника» в русской литературе
Гавриил Романович Державин вошел в историю отечественной литературы как основоположник автобиографической поэзии, в которой красной нитью проходит восхваление собственной уникальности. Подтверждением тому станет анализ стихотворения «Памятник» (9 класс), в котором поэт воспевает свой талант. Благодаря краткому анализу «Памятник» по плану ученики 9 класса смогут пройти полноценную подготовку к уроку по литературе и предстоящим ЕГЭ.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Памятник.
История создания – Стих написан в 1795 году.
Тема стихотворения – Прославление поэтического творчества и утверждение высока предназначения поэта.
Композиция – Композиция состоит из пяти строф: в первых четырех автор описывает высокое значение поэзии и превозносит собственные заслуги в искусстве, в пятой – обращается к Музе.
Жанр – Ода.
Стихотворный размер – Шестистопный ямб с перекрестной рифмой.
Метафоры – «времени полет», «зарей бессмертия».
Эпитеты – «вечный», «чудесный», «быстротечный».
Гипербола – «металлов тверже он и выше пирамид».
Инверсия – «и презрит кто тебя», «народах неисчетный».
Олицетворения – «ни гром не сломит», «слух продет», «ни времени полет не сокрушит».
Анализ по строфам «Памятник»
Гавриил Романович Державин — великий русский поэт 18 века. В своем творчестве он освещал проблемы русского высшего общества. Поэт отмечал как хорошие стороны жизни (деятельность императрицы), так и отрицательные (разрушительную деятельность вельмож). Также в лирику Державина вошла его собственная жизнь.
Отличительные черты творчества поэта можно легко проследить на примере стихотворения «Памятник», которое было написано в 1775 году. Это произведение содержит некоторые сведения из жизни самого Державина. Его герой не вымышлен воображением, он дышит и действует. Именно поэтому стихи начинаются с личного местоимения «я»: «Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный». И далее продолжается рассказ о себе: «…первый я дерзнул в забавном русском слоге о добродетелях Фелицы возгласить».
Фелицей Державин называл Екатерину II. Ещё в 1783 году была опубликована посвящённая императрице ода с тем же названием, которая принесла Державину литературную славу.
Ещё одна отличительная черта поэзии Державина — соединение «высоких» и «низких» слов. Этим поэт добивается очень большой выразительности:
Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,
Металлов твёрже он и выше пирамид…
Слух пройдет обо мне от Белых вод до Черных…
И рядом с этими простыми и понятными каждому строчками есть в «Памятнике» стихи, наполненные высокой лексикой. Особенно показательно последнее четверостишие, наполненное героическим воодушевлением и верой в своё предназначение:
О муза! возгордись заслугой справедливой,
И презрит кто тебя, сама тех презирай.
В основу стихотворения положен образ памятника. Он становится в произведении Державина памятью таланту и искусству. Художественный приём, лежащий в основе стихотворения, — метафора.
Ещё один излюбленный приём поэта — градация. Например:
В сердечной простоте беседовать о боге
И истину царям с улыбкой говорить.
Наряду с этими приемами, Державин использовал и одушевление. Вот четверостишие, полностью состоящее из одушевлений:
Так! — весь я не умру, но часть меня большая,
От тлена убежав, по смерти станет жить,
И слава возрастёт моя, не увядая,
Доколь славянов род вселенна будет чтить.
В «Памятнике» Державин утверждал вечность своего литературного творчества, определял свои несомненные заслуги перед Отечеством (Всяк будет помнить то в народах неисчётных, / Как из безвестности я тем известен стал). Но не менее гордился поэт и своим народом (Доколь славянов род вселенна будет чтить).
С самой большой теплотой поэт относился к своей Музе, считая, что именно она двигала его пером:
О муза! возгордись заслугой справедливой…
Непринуждённою рукой неторопливой
Чело твоё зарёй бессмертия венчай.
Таким образом, в «Памятнике» поэт представлен как орудие высшей силы, направленное на уничтожение пороков и действующее по велению свыше.
История написания
Стихотворение «Памятник» было написано Державиным в 1795 году, когда 52-летний Гавриил Романович занимал должность президента Коммерц-коллегии в Петербурге. Он много сил отдавал работе на ответственном посту, однако никогда не забывал о столь любимой им поэзии.
Произведение относится к зрелому этапу творчества поэта, когда он занялся подведением итогов не только своего литературного пути, но и всей жизни. Переосмысливая полученный опыт, Гавриил Романович пытался определить свое место в жизни, в обществе, в литературе.
Во время своих размышлений придворный поэт обратил внимание на оду Горация, которая и вдохновила его на написание стиха «Памятник», ставшим, по сути, вольным толкованием одноименного произведения древнеримского поэта. В своем «Памятнике» Гораций поделился идеей величия истинного художника-творца. Тема бессмертия поэта и его литературных трудов была настолько близка Державину, что он стал одним из первых русских авторов, который начал воспевать собственный талант и поэтическую славу.
Анализ стихотворения «Памятник» Державина
Вариант 1
В нашем представлении Державин часто скрывается за славой своих знаменитых последователей – Пушкина и Лермонтова. Однако его заслуга перед отечественной поэзией очень велика. В XVIII в. еще не существовало современного русского языка. Он был крайне неудобен для понимания, изобиловал древнеславянскими и крайне «тяжеловесными» словами и фразами.
Державин постепенно начал вводить в литературу разговорную речь, упрощая и облегчая его восприятие. Державин считался «придворным» поэтом, он был создателем большого числа торжественных од. Вместе с тем он пользовался своим высоким положением для распространения и популяризации русского языка. Главной заслугой в жизни он считал не свое творчество, а общее вклад в создание отечественной литературы. Этому он и посвятил стихотворение «Памятник» (1795 г.).
Произведение, как впоследствии и «Памятник» Пушкина, сразу же вызвало критические оценки. Державин использует героический слог, ассоциирующийся с классическими древнегреческими образцами. В торжественном стиле он заявляет, что создал нерушимый памятник в свою честь. Он неподвластен никакой силе и даже времени. Более того, поэт уверен, что его душа будет продолжать жить и увеличивать свою славу.
К такому гордому и самоуверенному заявлению делается небольшое, но очень значительное замечание: «доколь славянов род вселенна будет чтить». Оно объясняет пафос Державина. Поэт прославляет свой вклад в русскую литературу. У Державина были основания для такого утверждения. В русской поэзии на рубеже XVIII-XIX вв. он был действительно самым ярким представителем. Благодаря поэту русская литература смогла серьезно заявить о себе. Державин страстно желал, чтобы она заняла достойное место в мировой культуре.
Свой личный вклад поэт видит, прежде всего, в приближении поэзии к большей части населения. Он считает это дерзостью, так как раньше литература считалась уделом только высшего сословия.
В конце стихотворение окончательно теряет личную окраску. Державин обращается непосредственно к музе поэзии, перед которой преклоняется и воздает ей заслуженную честь.
В ответ на упреки в нескромности поэт справедливо отвечал, что за возвышенными словами критики не видят главного смысла стихотворения. Он всегда стремился к развитию национальной литературы. Очень важным он считал ее распространение среди всех слоев населения. Это приведет к появлению новых талантов, которые продолжат его великое дело и станут свидетельством того, что душа поэта продолжает жить. В этом и заключается бессмертие Державина.
Вариант 2
Практически каждый поэт в своем творчестве обращается к теме вечности, пытаясь найти ответ на вопрос, какая же судьба уготована его произведениям. Подобными эпическими одами славились Гомер и Гораций, а позже – многие русские литераторы, в числе которых оказался и Гавриил Державин. Этот поэт является одним из ярчайших представителей классицизма, который унаследовал европейские традиции слагать свои стихи “высоким штилем”, но, вместе с тем, настолько адаптировал их к разговорной речи, что они были доступны пониманию практически любого слушателя.
Предвидя подобное развитие событий, в 1795 году Гавриил Державин написал стихотворение “Памятник”, которое первоначально назвал “К музе”. Это произведение по своей форме было выдержано в лучших традициях древнегреческой поэзии, однако его содержание очень многие посчитали вызывающим
и нескромным. Тем не менее, отражая нападки критиков, Державин советовал им не обращать внимания на напыщенный слог, а вдумываться в содержание, отмечая, что не себя он восхваляет в данном произведении, а русскую литературу, которой, наконец, удалось вырваться из тесных оков классицизма и стать более простой для понимания.
Естественно, огромная заслуга в этом принадлежит самому Державину, о чем он и упомянул в своем стихотворении, отметив, что воздвиг себе памятник, который “металлов тверже” и “выше пирамиды”. При этом автор утверждает, что ему не страшны ни бури, ни гром, ни годы, так как сие сооружение – не материального, а духовного свойства. Державин намекает на то, что ему удалось “очеловечить” поэзию, которой отныне суждено стать общедоступной.
И вполне естественно, что будущие поколения сумеют оценить по достоинству красоту стихотворного слога, которая ранее была доступна лишь избранным. Поэтому поэт не сомневается, в том, что его ждет если и не слава, то бессмертие. “Весь я не умру, но часть меня большая, от тлена убежав, по смерти станет жить”, – отмечает поэт. При этом он подчеркивает, что слух о нем прокатится по всей русской земле.
Именно эта фраза вызвала негодование оппонентов поэта, которые приписали Державину чрезмерную гордыню. Однако автор имел ввиду не собственные поэтические достижения, а новые веяния в русской поэзии, которые, как он и предвидел, будут подхвачены новым поколением литераторов. И именно их произведения получат широкую популярность среди различных слоев населения благодаря тому, что сам поэт сумеет их научить “в сердечной простоте беседовать о Боге и истину царям с улыбкой говорить”.
Примечательно, что в своих предположениях о будущем русской поэзии, чело которой будет увенчано “зарей бессмертия”, Гавриил Державин оказался прав. Примечательно, что незадолго до смерти поэт присутствовал на выпускном экзамене в Царскосельском лицее и слушал стихи юного Пушкина, которого “в гроб сходя, благословил”.
Именно Пушкину суждено было стать продолжателем поэтических традиций, которые были заложены в русской литературе Державиным. Неудивительно, что знаменитый русский поэт, подражая своему учителю, впоследствии создал стихотворение “Я памятник себе воздвиг нерукотворный”, которое перекликается с “Памятником” Державина и является продолжением многогранной полемики о роли поэзии в современном русском обществе.
При анализе стиха «Памятник» Державина следует отметить, что центральной темой произведения является бессмертие поэзии, способной вечно жить в памяти грядущих поколений.
В своем произведении Гавриил Романович размышляет о возвышенном влиянии поэзии на общество, праве поэта на любовь и уважение современников и потомков. Ведь именно литература и искусство мягко и гуманно воспитывают в человеке любовь к прекрасному, желание духовно развиваться, они способны устранять порочные нравы, а потому их значение в социуме трудно переоценить.
«Деревня» анализ стихотворения Пушкина по плану кратко – смысл, средства выразительности, эпитеты, композиция
Основной чертой всего творчества Державина является его искренность, которую он в очередной раз продемонстрировал в стихотворении «Памятник». Он делает акцент на том, что истинный поэт должен быть честным и открытым не только с народом, но и с представителями власти. Также автор без лишнего жеманства упоминает о своих заслугах перед русской литературой.
Композиция
Стихотворение Державина представлено пятью строфами, каждая из которых состоит из сложных предложений, призванных подчеркнуть серьезный настрой автора.
В первой строфе поэт делает акцент на бессмертии поэтического искусства, способного пережить даже самый долговечный рукотворный монумент.
Далее следуют размышления о значимости творчества самого автора, которые в полной мере определяются в четвертой строфе.
В последней же строфе автор обращается в Музе – покровительнице поэзии.
Все произведение имеет форму монолога, поскольку ведется от первого лица с частым использованием личных местоимений.
Средства выразительности
В стихотворении Державина «Памятник» анализ кратко выглядит следующим образом. Произведение отличается высокопарной интонацией и лексикой, а также величественным, неспешным ритмом. Для достижения подобного эффекта автор использует многочисленные средства художественной выразительности.
Для подчеркивания возвышенного строя мыслей в своем произведении поэт использует высокопарные выражения («чело», «возгордились», «тлен», «дерзнул») и эпитеты («вечный», «чудесный», «быстротечный»).
Также в стихотворении встречаются метафоры («времени полет», «зарей бессмертия»), гипербола («металлов тверже он и выше пирамид»), инверсии («и презрит кто тебя», «народах неисчетный»), олицетворения («ни гром не сломит», «слух продет», «ни времени полет не сокрушит»).
Анализ стихотворений«Первый ландыш» анализ стихотворения Фета по плану кратко – тема, история создания, идея, средства выразительности
Анализ стихотворений«Смерть поэта» анализ стихотворения Лермонтова по плану кратко – средства выразительности, художественные приемы, метафоры
Развитие жанра стихотворения-памятника в русской литературе 18-19 веков
Продолжительность: 1 урок. Класс: 10 класс (гуманитарный) Тип урока: изучение нового учебного материала. Цель урока: создать условия для исследовательской деятельности учащихся, направленной на изучение поэтических произведений на тему Памятника в античной и русской литературе 18-19 вв.
Задачи урока: — обучающие: 1) сформировать у учащихся представление о причинах появления жанра литературного памятника; 2) раскрыть сущность понятий: Мельпомена, перевод, вольный перевод текста, переложение, подражание, Парки, Аквилон, Капитолий, Весталка, Авфид, Давн, Дельфийский лавр, Феба и др.; 3) ознакомить учащихся с развитием жанра литературного памятника в античной литературе; 4) совершенствовать умение сопоставительного анализа поэтических текстов на тему Памятника и определения места поэта и поэзии в античных текстах (Пиндар, Солон, Овидий, Гораций) и в произведениях русских писателей 18-19 веков (В. В. Капнист, А. Х. Востоков, М. В. Ломоносов, Г. Р. Державин, А. С. Пушкин); 5) развивать интерес к отечественной и мировой литературе; 6) познакомить учащихся с биографией В. В. Капниста и А. Х. Востокова; 7) развивать навыки исследовательской деятельности: анализ литературного текста, структурирование и обобщение информации, выделение главного, формулировка выводов; — воспитательные: 1) активизировать у учащихся понимание того, что любой опыт человечества, закреплённый в языковых единицах, передаёт ценную смысловую и экспрессивную информацию, которая может обогатить собственное представление о мире; 2) формировать потребность в служении Отечеству, понимание своего следа на земле; 3) развивать самостоятельность,творческую и познавательную активность учащихся; 4) прививать трудолюбие, внимательное отношение к русскому слову, любовь к литературе; — развивающие: 1) развивать литературные способности учащихся: эмоциональную чуткость к слову, образную конкретизацию и образное обобщение; 2) развивать образное мышление, память, речь, внимание.
Методы обучения: проверка домашнего задания, иллюстрация, исследовательский, индуктивный, иллюстрация, рассказ, объяснение, беседа, самостоятельная работа учащихся, поощрение, предъявление требования. Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная. Оборудование урока: — тексты стихотворений-памятников Горация, Овидия, В. В. Капниста, А. Х. Востокова, М. В. Ломоносова, Г. Р. Державина, А. С. Пушкина; — изображение скульптуры Мельпомены.
Ход урока 1 этап урока: Организационный момент. Учитель сообщает тему урока и основные цели занятия, план работы.
этап урока: Изучение нового учебного материала.
Учитель: проводит беседу-рассуждение о появлении жанра литературного памятника по следующим вопросам:
Учащиеся: высказывают свои точки зрения по тому или иному вопросу. Учитель: обобщает высказывания учащихся и делает промежуточный вывод: Поэтам, да и всем творческим личностям во все времена было небезразлично отношение читателей к его творчеству. И речь идёт не только о современниках, а, что, пожалуй, более важно и тревожно, потомках. Надежда на их понимание, оценку – это надежда на жизнь в веках, на значимость своего дела. «Наш век на земле быстротечен / И тесен назначенный круг. / А он неизменен и вечен — / Поэта неведомый друг», — с надеждой писала А. А. Ахматова. В жизни каждого мастера художественного слова наступает время, когда хочется оглянуться назад, взвесить все ценности, проанализировать содеянное, оценить сделанное в течение жизни. Пожалуй, именно тогда возникает желание создать стихотворение-памятник и тем самым запечатлеть самое дорогое для потомков, высказаться перед ними, подвести итог. Когда и кем были созданы первые литературные памятники? Учащийся: сообщение о литературном памятнике в античности было подготовлено заранее. Были чётко выделены акценты на следующем: — Именно в античности закладываются основы внутри такого жанра, как ода. — Зарождение жанровой формы памятника шло постепенно. Следует на этом пути особенно отметить роль следующих имён: Пиндар – древнегреческий лирический поэт в 5 веке до н.э. В своих творениях он прославлял мир и согласие. Высший апофеоз его лирики – 1-ая Пифийская ода с восхвалением лиры как символа мирового порядка и гармонии. Можно отметить и имя известного древнегреческого политического деятеля Солона. Среди его стихотворений (к поэзии он обратился в конце жизни) есть произведение «Народ созвал я…», где автор перечисляет свои политические заслуги в назидание потомкам: «…Вернул и тех, что в страхе бросились бежать / И уж забыли речи звук аттической / В скитаньях долгих….». Именно идеи Солона о заслугах перед народом заимствовал и творчески развил Гораций. — По большому счёту именно Гораций (1 век до н.э.) является полноправным родоначальником литературного памятника. Основная мысль его оды «К Мельпомене» (о которой более подробно ещё пойдёт речь): если творение духа человека получает бессмертие, то и сам человек бессмертен. Эта идея нашла своих почитателей и получила дальнейшее развитие вплоть до наших дней. — Говоря о формировании жанровой формы литературного памятника, нельзя не назвать имя ещё одного поэта античности – Овидия (1 век до н.э.). В конце своего известного труда «Метаморфозы» он помещает стихотворный фрагмент «Вот завершился мой труд….». Его связь с одой Горация очевидна (работа на сравнение двух од будет дана для самостоятельного анализа в сильных гуманитарных классах). (В других классах можно отметить, что оба автора говорят о нерушимости своих памятников, они уверены, что их слава будет повсеместной, их будут чтить разные народы. Тема творчества у обоих тесно связана с темой долговечности). Учитель: Надо отметить, что Овидий был одним из любимых античных авторов у А. С. Пушкина. После окончания романа «Евгений Онегин» он напишет стихотворение «Труд». Сравните тему и ритм стихотворений Овидия и А. С. Пушкина: Овидий Я вознесусь, и моё нерушимо останется имя. Вот завершился мой труд; его ни Юпитера злоба Не уничтожит, ни меч, ни огнь, ни алчная старость. Пусть же тот день прилетит, что над плотью одной возымеет Власть, для меня завершить неверной течение жизни. Лучшей частью своей, вековечен, к светилам высоким Я вознесусь, и мое нерушимо останется имя.
А. С. Пушкин Друга Авроры златой. Друга пенатов святых? Или жаль мне труда, молчаливого спутника ночи, Миг вожделенный настал: окончен мой труд многолетний. Что ж непонятная грусть тайно тревожит меня? Или, свой подвиг свершив, я стою, как подёнщик ненужный, Плату приявший свою, чуждый работе другой? Учащиеся: Сопоставительный анализ стихотворений показывает, что для обоих авторов характерно трепетное отношение к своему труду, понимание избранности. Схож размер, высокопарность слога. Учитель: организует работу учащихся по анализу оды Горация «К Мельпомене» по вопросам:
Учитель: организует работу учащихся над тезаурусом. На основе материала домашнего задания делается вывод о различии понятий перевода, вольного перевода текста, переложения, подражания. Насчитывается 9 переводов оды Горация «К Мельпомене». Среди авторов-переводчиков – А. Х. Востоков, Н. Ф. Фоков, Б. В. Никольский, В. Я. Брюсов, А. П. Семёнов–Тян-Шанский, Н. И. Шатерников, Я. Э. Голосковер, С. В. Шервинский. При общем выводе учитель добавляет, что известный русский языковед, поэт, друг Г. Р. Державина В. В. Капнист в предисловии к книге «Опыт перевода и подражания Горациевых од…» (1810-1820–е годы) изложил принципы работы с переводами и обобщил опыт поэзии 18 — нач.19 вв. Именно он дал наиболее чёткое деление жанра на подражание, переложение, вольный перевод и перевод и счёл необходимым указать на разницу между ними. (В сильном классе может прозвучать заранее подготовленная учеником биографическая справка о В. В. Капнисте и А. Х. Востокове.) Учитель: раздаёт тексты переводов оды Горация В. В. Капнистом и А. Х. Востоковым. Цель работы с текстами — доказать их принадлежность к жанру перевода. После анализа текстов был сделан вывод о том, что они принадлежат к жанру перевода. Можно провести более детальную работу с текстами, например, на сходстве в уровне лексики: Гораций «Воздвиг я памятник вечнее меди прочной И зданий царственных превыше пирамид» А. Х. Востоков «Крепче меди создал я памятник; Взял над царскими верх он пирамидами» В. В. Капнист «Я памятник себе воздвигнул долговечной; Превыше пирамид и крепче меди он» Гораций «…Что из ничтожества был славой я избран За то, что первый я на голос эолийский Свёл песнь Италии….» А. Х. Востоков «Будет слышно, что я – рода беззнатного Отрасль – первый дерзнул в римском диалекте Эолийской сложить мерою поэзию» В. В. Капнист «Я первый, вознесясь от низкия породы, В латинские стихи эольску меру ввёл»
Для помощи в анализе текстов можно предложить учащимся следующие вопросы: 1. Что привлекло ваше внимание? Какие слова оказались непонятными? (учитель должен объяснить их: Парки, Аквилон, Капитолий, Весталка, Авфид, Давн, Дельфийский лавр, Феба). Результаты этой работы будут необходимы и в дальнейшем при анализе, например, стихотворения М. В. Ломоносова «Я знак бессмертия себе воздвигнул». 2. Перечислите основные образы стихотворений. Какой из этих образов мы видим лучше всего? Почему? 3. Какая лексика преобладает? 4. Почему трудно читать тексты (особенно текст А. Х. Востокова)? 5. Можно ли с лёгкостью определить ритм и вид рифмовки? Почему? Учитель: организует работу по анализу стихотворений. Для этой работы учащимся раздаются стихотворения М. В. Ломоносова «Я знак бессмертия себе воздвигнул», Г. Р. Державина «Памятник» и А. С. Пушкина «Памятник». Даётся время для прочтения текстов. Анализ стихотворений строится по следующим вопросам и заданиям:
Автор
Заслуга лирического героя | Образ памятника | Особенности стиля | |
М. В. Ломоносов | Воспитание своеобразного самостоятельного мышления | см. Горация и предшествующие переводы | Торжественность звучания благодаря использованию слов «высокого стиля» |
Г. Р. Державин | Величие тем и смелость поэта | Крепость памятника – твёрже металла и выше пирамид | Патетика шире, чем у Горация. Она распространяется на весь славянский род |
А. С. Пушкин | Заслуга – «чувства добрые», авторитет – народ, друзья – пииты, Пушкин мыслит себя поэтом и не разделяет художника и гражданина. | Крепость памятника подчёркнута общественным моментом («не зарастёт народная тропа»), нерукотворность памятника подчёркивает божественную основу творчества) | Яркие эпитеты и сравнения. Простые слова становятся глубоко многозначными: свобода, чувства добрые, милость к падшим… |
3 этап урока: Подведение итогов урока.
Учитель: Что нового вы узнали о переводах? Учащиеся:
(Выводы записываются в тетрадь).
4 этап урока: Дифференцированное домашнее задание. Общая часть: Сделайте общий вывод о жизни литературного памятника в творчестве поэтов 18–19 веков. Уровень А-В. Устный ответ для среднеуспевающих учащихся по вопросу: Какие черты биографии поэтов нашли отражение в «Памятниках» М. В. Ломоносова, Г. Р. Державина и А. С. Пушкина? Для чего эти упоминания поэтам? Уровень С. Устный ответ для хорошо успевающих учащихся по вопросу: Какое развитие получил жанр литературного памятника в стихотворениях поэтов 20-ого века: В. Я. Брюсова, В. Ф. Ходасевича, В. В. Высоцкого? Как прослеживается традиция А. С. Пушкина в этих стихотворениях?
Список использованных источников:
Учитель русского языка и литературы
АНО СОШ Ломоносовская школа-пансион» — Н.С. Сафонова
Вам понравился материал?