Практикум по теме что такое общество 10 класс с ответами
Практикум по теме «Общество» 10-11 кл.
Практикум предназначен для контроля знаний учащихся 10-11 классов по теме «Общество». Содержит задания на анализ схем и таблиц, на определение обобщающего понятия, на характеристику понятий.
Просмотр содержимого документа
«Практикум по теме «Общество» 10-11 кл.»
ПРАКТИКУМ ПО ТЕМЕ «ОБЩЕСТВО»
Запишите слово, пропущенное в таблице.
Земля и ручной труд
НАПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ
Направление поступательного развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному
Переход от более высоких форм развития к более низким; упадок в развитии
Запишите слово, пропущенное в схеме.
Запишите слово, пропущенное в таблице.
ОСНОВНОЙ ФАКТОР ПРОИЗВОДСТВА
ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ОБЩЕСТВА
Потребности в воспроизводстве рода
Институт семьи и брака
Запишите слово, пропущенное в схеме.
1.Выберите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Социальная революция, экономическая реформа, общественный прогресс, социальная динамика, коренные преобразования.
2.Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Природа, общество, экономика, политика, система
4. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют социальную динамику.
5.Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «общественный прогресс».
6.Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют постиндустриальное общество.
1) натуральное хозяйство
2) коллективистские ценности
3) широкое распространение микропроцессорных технологий
4) переход к выпуску малосерийных изделий
5) превращение информации в фактор производства
6) развитие электронных средств коммуникации
7. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «общественные отношения»?
Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию об общественных отношениях. В одном из предложений укажите виды общественных отношений. А в другом предложении укажите пример общественных отношений в одной из сфер общ. жизни.
8. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «глобальные проблемы»?
Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о глобальных проблемах. Одно предложение должно содержать информацию о видах глобальных проблем. А другое предложение должно содержать информацию о чертах глобальных проблем( путях решения глобальных проблем)
ПРАКТИКУМ ПО ТЕМЕ «ОБЩЕСТВО»
1.Запишите слово, пропущенное в таблице.
ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ ОБЩЕСТВ
Преобладает аграрное производство, значительную роль играют сельские общины
Общество отличается высоким уровнем социальной динамики, преобладают индивидуалистические ценности
ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ОБЩЕСТВА
Потребности в воспроизводстве рода
Институт семьи и брака
Потребности в передаче знаний, социализации подрастающего поколения
2.Запишите слово, пропущенное в схеме.
3.Запишите слово, пропущенное в таблице.
ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ПРОИЗВОДСТВА
Массовое производство товаров, автоматизация и специализация производства
ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОГО ПРОГРЕССА
Радикальное, качественное изменение, скачок в развитии общества, сопряжённый с открытым разрывом с предыдущим состоянием
Преобразование какой-либо стороны общественной жизни (порядков, институтов, учреждений), не уничтожающее основ существующей социальной структуры
Запишите слово, пропущенное в схеме.
5.Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Социальный институт, общество как система, социальная группа, сфера общественной жизни, общественные отношения.
6.Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Социальная революция, политическая реформа, социальная динамика, контрреформа в области образования, общественный прогресс
7.Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют понятие «аграрное общество».
8.Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, связаны с понятием «глобализация».
6) натуральное хозяйство
9.Ниже приведён ряд терминов. Всё они, за исключением двух, характеризуют традиционное общество.
5) стабильность структуры
6) промышленный переворот
10. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «общественный прогресс»?
Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию об общественном прогрессе. Одно предложение, содержащее информацию о особенностях общественного прогресса; другое предложение о проявлениях общественного прогресса.9критериях общ. прогресса)
11. Используя обществоведческие знания, раскройте смысл понятия «социальный институт»; составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию об одном из социальных институтов в политической сфере жизни общества;(о признаках социального института),одно предложение, раскрывающее одну из функций любого социального института.
Урок по обществознанию «Что такое общество» (10 класс)
Урок по обществознанию в 10 классе.
Тема: «Что такое общество»
Обществознание. 10 класс. Л.Н.Боголюбов, А.Ю.Лазебникова. Москва. «Просвещение»2011 г.
Цель урока: Познакомить учащихся с элементным составом, структурой общества, социальными институтами.
Актуализация определения понятия « Общество»
Учащиеся дают 4 определения общества, с которыми они знакомились в 8-9 классах.
этап исторического развития человечества.
форма объединения людей, сложившееся в процессе совместной деятельности
обособившаяся от природы часть материального мира, но тесно связанная с ней.
Примеры. В каком значении употреблено понятие общество в следующих высказываниях?
А. Двери в зал распахнулись и его взору предстало довольно разношерстное общество.
Б. За сословиями феодального общества закрепляется определенный круг прав и обязанностей.
В. Пришельцы обнаружили на земле общество, отличающееся сложным устройством и разнообразием.
Г. В обществе в отличие от природы действует закон ускорения.
( как человечество в целом)
Учитель: Сегодня мы должны изучить строение общества, познакомиться с элементным составом и структурой общества.
II .Ориентировочно-исполнительский этап.
Общим для многих интерпретаций общества является характерный для современной науки системной подход. Общество мыслится как целостная динамическая система. Система- это упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, обладающее структурой и организацией и образующее целостное единство. Общество с позиций философии и социологии представляет собой сложную систему, поскольку характеризуется рядом признаков.
Наиболее простым признаком общества как системы является его качественная обособленность. Т.е. способность быть автономным явлением, отличным от других явлений природы.
Вторым необходимым признаком системности общества является гетерогенность строения. Которая означает, что данная система не только выделяется среди прочих объектов, но и сама состоит из автономных частей.
Третьим признаком общества как системы является то, что все его части взаимосвязаны, что проявляется в некоторых интегральных свойствах системы.
Таким образом, общество как система выделяется относительно других явлений. Состоит из взаимосвязанных частей и обладает интегральными свойствами, которые отсутствуют у отдельных его частей. Иными словами любая система обладает совокупностью элементов, т.е. элементным составом и структурой, как совокупностью отношений между элементами. Исходя из выше сказанного, социум как система состоит из элементов- индивидов и их объединений, находящихся между собой в взаимодействии, т.е. каким то образом структурировано и прежде всего своей совокупной деятельностью. Следовательно, общество можем определить как совокупность индивидов и их объединений.
1. Элементный состав общества в теории систем элемент определяется как наименьшая дробная часть целого, сохраняющего качественную определенность. Элементом общества является индивид- наиболее общее и абстрактное понятие, включающее в себя всю совокупность его свойств и отношений, в силу чего оно недостаточно информировано, а потому нуждается в уточнении и конкретизации. Индивид может выступить как человек, личность, гражданин. Личность характеризует индивида с позиции его автономности и независимости от других и общества в целом. Личностью можно назвать индивида, который обладает возможностью выйти из общественного производства без ущерба для благосостояния своего и своей семьи. В психологическом плане личностью становится индивид, который способен формировать собственное мнение и защищать вопреки мнения большинства. Таким образом личность обязательно связана с обществом и может формироваться только при наличии проявления активности в обществе. Индивид как гражданин характеризует взаимосвязь с государством. Определяется его правовой статус, политическое, экономическое положение в обществе. Гражданин является полноправным гражданином социума, обладает не только правами, но и обязанностями по отношению к обществу и государству, т.е. политико-правовая характеристика индивида.
2. Семья- первая общественная объединение, которое человек застает родившись. ( характеристика видов браков семей в разное время развития общества). Главная функция семьи это воспроизводство и социализация индивида, а так же экономическая функция при реализации которой она превращается в экономическую ячейку общества, став важнейшим элементом социума.
3. Корпоративные объединения, которые создаются с целью ведения совместной хозяйственной деятельности посредством объединения имущества. Денежных средств или трудовых усилий его участников. Корпоративные объединения представляют собой основную производственно-хозяйственную, финансовую или более широко экономическую единицу общества. Они могут выступить в форме АО, Товариществ, Предприятий.
4. Общественные организации, представляют собой объединения по политическим, духовным, творческим, религиозным, профессиональным и прочим интересам. Общественные объединения это добровольное самоуправляемое некоммерческое образование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественных организаций. Виды общественных объединений:
-Общественная организация ( предусматривает членство, совместную деятельность участников, направленную на защиту и достижения уставных целей.),
-общественное движение (массовое движение, участники которого не имеют членства, преследует социальные, политические и иные общественно-полезные цели),
— общественный фонд ( не имеющие членства, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов и иных поступлений, которые используются на общественно-полезные цели),
— общественное учреждение ( не имеющие членчтва, ставящие своей целью оказание конкретных вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям),
— орган общественной самодеятельности ( не имеющих членства, его цель совместное решение социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, учебы, работы; результат его деятельности удовлетворение потребности неограниченного круга лиц).
II / Функции и институты общества- как способ сосуществования людей, общество должно функционировать т.е. выполнять определенный набор функций:
производство материальных благ и услуг
воспроизводство и социализация человека
духовное производство и регулирование активности людей.
распределение продуктов труда
регламентация и управление деятельностью и поведения
Для реализации этих функций формируется соответствующие структуры, т.е. организации ( институты) и отношения.
Социальный институт это устройство общества, созданное для удовлетворения его важнейших потребностей, регулируемое сводом социальных норм. Социальный институт- это реальная совокупность людей, которая трудится в определенной сфере. Это исторически сложившиеся, устойчивая форма организации совместной деятельности, регулируемой нормами, традициями, обычаями и направленное на удовлетворение потребностей общества.
Приведите примеры социальных институтов, которые функционируют в различных сферах общества. Задание №1
В современном обществе существуют десятки социальных институтов: государственных, правовых, культурных, религиозных, идеологических.
Ключевыми институтами с точки зрения организации общества являются наследование, власть, собственность и семья.
В системе политических институтов современного общества выделяются, наряду с ведущими институтами власти, демократические институты политического представительства, президентства, разделения властей, местного самоуправления, парламентаризма и т.д.
В системе правовых институтов выделяются такие составляющие, как институты судебной власти, судебной экспертизы, судопроизводства, адвокатуры, присяжных и др.
В структуру религиозных институтов ( на примере христианства) входят институты целибата (безбрачия священников в католичестве),епископата, крещения, исповеди, монашества и т.п.
Социальные институты определяют общество в целом, каждый институт выполняет общественно значимую функцию.
В процессе удовлетворения потребностей возникают между социальными институтами связи и отношения. Совокупность этих связей и отношений составляет структуру общества. Именно структура придает разрозненным элементам целостность и качественную определенность и дает возможность назвать данную совокупность системой. Чем сильнее внутренние связи и отношения, тем выше надежность и устойчивость системы.
Общество- это сложная динамическая система, включающая в себя в качестве подсистем сферы общественной жизни.
Экономическая, или материально-производственная сфера- это область общественной жизни, связанная с деятельностью человека по производству, распределению, обмену, потреблению материальных благ, материальных условий жизни людей.
Социальная сфера- это область общественной жизни, связанная с отношениями между различными социальными общностями( классами, нациями, социальными слоями и т.п.), их ролью в жизни общества.
Политическая, или политико-правовая сфера- это область общественной жизни, связанная с организацией общества и управления им, системой институтов управления.
Духовная сфера- это область общественной жизни, связанная, со специализированным духовным производством, с функционированием социальных институтов. В рамках, которых создаются и распространяются духовные ценности.
Развитие каждой из сфер общественной жизни подчиняется собственным закономерностям, но самостоятельность сфер относительна. Неполадки в функционировании одной из них сразу же сказывается на состоянии других. Например, нестабильность экономической жизни порождает кризис в политической сфере, напряженность в социальных отношениях, дезорганизацию людей в духовной сфере, неуверенность в настоящем и будущем.
1.Элементы общества: индивид, семья, корпоративные объединения, общественные некоммерческие объединения.
2. Функции общества: производство материальных благ и услуг, воспроизводство и социализация человека, духовное производство и регулирование активности людей, распределение продуктов труда, регламентация и управление деятельностью и поведения
4.Социальные институты: экономические институты, политические институты, правовые институты.
3. Общественные отношения: Экономические, социальные, политические, духовные.
Учитель: Сейчас я хочу вам предложить небольшую игру. Игра называется «Синквейн». В переводе с французского языка означает 5 строчек. Это игра поможет вам применить ваши знания в другой ситуации, способствует развитию аналитического мышления.
3.развивает, создает, радует
4.нельзя быть свободным от общества.
А сейчас попробуйте сами. По следующим словам: личность, экономика. институт, любовь, дискуссия.
Урок-практикум по обществознанию для 10 класса по теме «Общество: понятие, система и взаимоотношения с природой»
Практическая работа №1
Тема «Общество: понятие, система и взаимоотношения с природой»
Задание 1. Готовясь к уроку обществознания, десятиклассники попросили учеников и учителей своей школы ответить на вопрос: «Что отличает деятельность человека от активности животных?»
Полученные результаты (в % от числа ответивших) представлены в диаграмме.
Сформулируйте не менее 3-х выводов о результатах опроса.
Задание 2. Примером влияния природы на экономическую сферу общества является:
Широкое использование пейзажей в интерьерах квартир и офиса
Специализация черноземных районов на производстве зерновых
Поклонение некоторых народов природным силам
Необходимость приобретать лицензию на рыбную ловлю в реках и озерах
Задание 3. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Понятие «природа» употребляется в русском языке в различных смыслах. Природой подчас именуют ______________ (А) какое-либо явление. Природой мы называем непосредственно окружающую нас _________ (Б). Наконец, в самом общем смысле слова природа – синоним понятия «материальный мир», точнее весь материальный мир, не созданный _______________ (В).
Рассматривая вопрос культуры и природы, под природой следует понимать совокупность естественных _________________ (Г) существования общества. Природа имеет свою историю, неотделимую от истории человечества. Это освоенная человеком часть мира. Культура выступает своеобразным ____________ (Д) между природой, с одной стороны, и общества – с другой. Природа и культура неразрывны. Природа – древнейший и наиболее постоянный _______________ (Е) изучения, хозяйственного, религиозного, эстетического и художественного освоения».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано один раз. Список терминов :
1.деятельность 4.преобразование 7.естественная среда
2. условие 5.человек 8.общественные отношения
3.сущность 6.объект 9. посредник
Задание 4. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого обозначено определенной буквой. Определите, какие положения текста носят 1) фактический характер, 2) характер оценочных суждений, 3) характер теоретических утверждений.
(А) Культурой в широком смысле называют все способы и результаты преобразования человеком природной среды. (Б) Приводимое некоторыми учёными разделение культуры на материальную и духовную очень условно. (В) Критерии материальности или нематериальности объектов культуры не выдерживает критики. (Г) Ценности морали, религии, произведения искусства и достижения науки традиционно относят к духовной культуре. (Д) Предметы, используемые в быту, на производстве, считаются проявлениями материальной скульптуры.
Задание 5. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Система – это целостная _______________ (А) элементов, которые тесно связаны друг с другом. Системы могут быть ______________ и сложными. Сложная система – это такая, элементы которой сами рассматриваются как ________________ (В).
По характеру __________________ (Г) частей системы делятся на три основных типа. Первый тип – неорганизованная целостность, например, простое скопление предметов, подобное стаду животных.
Второй тип системы – организованная целостность, например, атом, молекула, ___________ (Д), Солнечная система, Галактика. В организованном целом составляющие его элементы находятся в относительно устойчивой и закономерной взаимосвязи.
Третий тип системы – органическая целостность, например, организм живого существа, биологический вид, _____________ (Е). Это высший тип системы. Её характерные особенности – саморазвитие и _________________ (Ж) частей. Части органического целого вне целого, теряют рад своих значимых свойств и вообще не могут существовать данном качестве».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано один раз. Список терминов :
1.связь 4.система 7.совокупность
2. простые 5.самовоспроизведение 8.общество
3.динамизм 6.кристал 9. прогрессивные
Задание 6. Учёные считают религию социальным институтом. Используя, обществоведческие знания, приведите три аргумента в поддержку этого мнения.
Практическая работа в форме тестов ЕГЭ по темам Что такое общество и Общество как сложная система
Выбранный для просмотра документ ответы.docx
5 А-3 Б-7 В-.5 Г-2 Д-9 Е-6
Выбранный для просмотра документ практикум.docx
10 класс Практикум № 1 по темам: Что такое общество? Общество как сложная система
Запишите определения общества в широком смысле.
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «общественные отношения»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию об общественных отношениях.
Готовясь к уроку обществознания, десятиклассники попросили учеников и учителей своей школы ответить на вопрос: «Что отличает деятельность человека от активности животных?»
Полученные результаты (в % от числа отвечавших) представлены в диаграмме.
Сформулируйте не менее трёх выводов о результатах опроса.
4. Примером влияния природы на экономическую сферу общества является
широкое использование пейзажей в интерьерах квартир и офисов
специализация чернозёмных районов на производстве зерновых
поклонение некоторых народов природным силам
необходимость приобретать лицензию на рыбную ловлю в реках и озёрах
Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Понятие «природа» употребляется в русском языке в различных смыслах. Природой подчас именуют (А) какого-либо явления. Природой мы называем непосредственно окружающую нас________ (Б). Наконец, в самом общем смысле слова природа — синоним понятия «материальный мир», точнее, весь материальный мир, не созданный _____(В). Рассматривая вопрос культуры и природы, под природой следует понимать совокупность естественных______ (Г) существования общества. Природа имеет свою историю, неотделимую от истории человеческого общества. Это освоенная человеком часть мира. Культура выступает своеобразным (Д) между природой, с одной стороны, и обществом — с другой. Природа и культура неразрывны. Природа — древнейший и наиболее постоянный_______(Е) изучения, хозяйственного, религиозного, эстетического и художественного освоения».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
1) деятельность 4) преобразование 7) естественная среда
2) условие 5) человек 8) общественные отношения
3) сущность 6) объект 9) посредник
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Перепишите таблицу тетрадь и запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.
Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.
(А) Культурой в широком смысле называют все способы и результаты преобразования человеком природной среды. (Б) Проводимое некоторыми учёными разделение культуры на материальную и духовную очень условно. (В) Критерий материальности или нематериальности объектов культуры не выдерживает критики. (Г) Ценности морали, религии, произведения искусства и достижения науки традиционно относят к духовной культуре. (Д) Предметы, используемые в быту, на производстве, считают проявлениями материальной культуры.
Определите, какие положения текста носят
характер оценочных суждений
характер теоретических утверждений
Перепишите таблицу тетрадь и запишите под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.
Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, являются названиями социальных наук.
физика, 2) социология, 3) политология, 4) геометрия, 5) юриспреденция,
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и обведите цифры, под которыми они указаны.
Приведите по три примера материальной и духовной культуры
Выберите верные суждения об обществе и социальных институтах и запишите цифры, под которыми они указаны.
В широком смысле под обществом понимают всё население Земли, совокупность всех народов и стран.
Динамичность социальных институтов проявляется в их изменении с течением времени.
Социальные институты возникли в связи с объективной потребностью регулировать разнообразные общественные отношения.
Образование как социальный институт объединяет с другими социальными институтами наличие организационной структуры и социальных норм.
Найдите в приведенном ниже списке понятия, относящиеся к политическим институтам общества.