Практикум по физике что это
Программа элективного курса по теме «Физический практикум»
Составители: Рогашевская Ю.А., учитель физики
Элективный курс по физике: 11 класс: 2 часа в неделю, 68 часов.
Этот курс предназначен для учащихся классов с профильным преподаванием физики и дает возможность выделить отдельным образовательным блоком преподавание различных методов решения задач различного уровня сложности и практико-ориентированный подход в обучении через выполнение практических работ с элементами исследования.
Метод анализа физической ситуации задачи;
Метод применения физического закона;
Система обще-частных методов;
Метод упрощения и усложнения, метод оценки;
Метод анализа решения;
Метод постановки задачи;
Методы решения экспериментальных задач.
При этом каждый, отдельно взятый метод не является универсальным и проявляет наибольшую силу только в системе. Решение физических задач способствует формированию логического мышления, развивает способность переносить формальные математические знания в область физики, переводить текстовые условия в математическую символьную форму. В процессе применения системы общих методов отрабатываются алгоритмы решения «любых» задач, с какими бы потом учащиеся ни встретились. Решение большого количества разнообразных задач тренирует учащихся в навыках приобретения, использования новых и всё более глубоких знаний.
Очень большое значение в освоении курса физики имеют практические, лабораторные и исследовательские работы. Знания одной теории недостаточно для анализа физической ситуации задачи, здесь необходимы навыки работы с оборудованием, наглядное представление того или иного физического процесса. Например, чтобы хорошо научиться решать задачи на электрические цепи, надо уметь эти цепи собирать, подключать приборы для измерения характеристик электрической цепи, проводить измерения, а потом уже анализировать полученные результаты. В современной школе у учителя физики появилась возможность использовать на уроках различные лаборатории: аналоговые, цифровые, виртуальные. Это дает возможность решать на уроках различные экспериментальные задачи по физике.
Конечно же, следует отметить, что увеличение времени на решение расширенного блока задач преследует и прагматические цели: способствует лучшей подготовке учащихся к ЕГЭ, их социализации, профессиональной ориентации.
Способствовать более глубокому изучению курса физики через решение задач и выполнение практических и исследовательских работ, формированию методологических знаний при решении физических и экспериментальных задач.
Увеличить количество решаемых задач, различных типов задач (качественных, расчетных, графических, экспериментальных, комбинированных, поставленных, нестандартных, оригинальных, проблемных …);
Познакомить с различными методами решения и способствовать формированию навыков решения,
Способствовать формированию обобщенных навыков решения физических задач, путем применения общих подходов (системы методов) к решению любой физической задачи,
Усилить практическую направленность курса физики, способствовать формированию практической деятельности школьников в данной области знаний,
Освоить алгоритмы решения стандартных задач,
Развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности в процессе решения физических задач,
Способствовать формированию умения переноса теоретических знаний курса физики и математики, их применения при решении физических задач,
Способствовать формированию навыков проведения экспериментальных, практических и исследовательских работ по физике;
Способствовать самоопределению ученика, помочь в выборе дальнейшей профессиональной деятельности.
Содержание элективного курса направлено на формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности, соответствует возрастным закономерностям развития учащихся.
Ожидаемый результат обучения от введения элективного курса связан с успешным освоением программы, отслеживается не только по результатам тематических, итоговых зачетных работ, защита практических работ, но и по результатам выступлений учащихся в различных предметных конкурсах, конкурсах проектных работ, олимпиадах не только по физике, но и по астрономии при решении задач с астрофизическим содержанием, технических олимпиадах.
Примерное содержание элективного курса 11 класса.
Электродинамика (10 часов)
Магнитное поле тока. Действие магнитного поля на движущиеся заряженные частицы и проводник с током. Магнитный поток. Явление электромагнитной индукции. Взаимосвязь электрического и магнитного полей. Магнитные свойства вещества. ЭДС индукции. Закон электромагнитной индукции. Правило Ленца. Вихревое электрическое поле. Самоиндукция. Индуктивность. Энергия магнитного поля.
Электромагнитные колебания и волны (14 ч)
Свободные и вынужденные электромагнитные колебания. Колебательный контур. Переменный электрический ток. Действующие значения напряжения и силы тока. Активное, емкостное и индуктивное сопротивления. Мощность в цепи переменного тока. Превращения энергии в колебательном контуре. Собственная частота колебаний в контуре. Затухающие электрические колебания. Автоколебания. Генератор незатухающих колебаний (на транзисторе).
Производство электроэнергии. Принцип работы генераторов переменного и постоянного тока. Трансформатор. Передача и использование электрической энергии. Проблемы современной энергетики и охрана природы.
Электромагнитные волны. Волновые свойства света. Изобретение радио А. С. Поповым. Принцип радиотелефонной связи. Модуляция и детектирование. Простейший радиоприемник. Радиолокация. Телевидение. Развитие средств связи в России. Радиосвязь в космосе. Радиоастрономия.
Механические колебания и волны (6 ч)
Колебательное движение и колебательная система. Свободные колебания в идеальных колебательных системах. Гармонические колебания. Период, частота, амплитуда, фаза гармонических колебаний. Пружинный и математический маятник. Превращение энергии при гармонических колебаниях. Резонанс.
Геометрическая оптика. Законы геометрической оптики: прямолинейного распространения, отражения, преломления. Плоское и сферическое зеркало. Полное внутреннее отражение. Линза. Формула тонкой линзы. Сферическая и хроматическая аберрация. Увеличение линзы.
Глаз как оптическая система. Дефекты зрения. Очки.
Свет как электромагнитная волна. Скорость света. Интерференция света. Когерентность. Стоячие волны. Дифракция света. Принцип Гюйгенса—Френеля. Дифракционная решетка. Дифракционный спектр. Определение длины световой волны.
Поляризация света и ее применение в технике. Дисперсия и поглощение света. Дисперсионный спектр.
Электромагнитные излучения разных длин волн — радиоволны, инфракрасное излучение, видимое излучение, ультрафиолетовое, рентгеновское и гамма-излучение. Свойства и применения этих излучений.
Квантовая физика и элементы астрофизики (16 ч)
Гипотеза Планка о квантах. Фотоэффект. Законы фотоэффекта. Фотон. Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц. Корпускулярно-волновой дуализм.
Планетарная модель атома. Квантовые постулаты Бора. Лазеры.
Солнечная система. Звезды и источники их энергии. Галактика. Пространственные масштабы наблюдаемой Вселенной. Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звезд. Строение и эволюция Вселенной.
Обобщающее повторение курса физики 7-11 классов (12 ч)
1.Изучение цепи переменного тока
2.Изучение резонанса в цепи переменного тока.
3. Изучение однофазного трансформатора
4. Измерение емкости конденсатора и индуктивности катушки.
5.Изучение поперечных волн в струне с закрепленными концами.
6.Изучение свойств звуковых волн.
7. Изучение свойств электромагнитных волн.
Примерное календарно-тематическое планирование.
Магнитное поле постоянного электрического тока. Решение задач по теме: «Сила Ампера»
Действие магнитного поля на движущийся электрический заряд. Решение задач по теме: «Сила Лоренца»
Решение задач по теме: «Сила Ампера. Сила Лоренца»
Магнитные свойства вещества. Решение задач.
Магнитный поток. Решение задач. Самостоятельная работа по теме «Магнитное поле»
ЭДС индукции. Правило Ленца. Решение задач на определение направления индукционного тока в замкнутом контуре.
Закон электромагнитной индукции. ЭДС индукции в движущихся проводниках. Решение задач.
Самоиндукция. Индуктивность. Решение задач.
Энергия магнитного поля тока. Решение задач. Самостоятельная работа по теме «Электромагнитная индукция»
Колебательный контур. Уравнение, описывающее колебательное движение. Решение задач.
Переменный электрический ток. Активное сопротивление. Действующее значение силы тока и напряжения. Решение задач.
Практическая работа №1 по теме «Изучение цепи переменного тока»
Конденсатор, катушка, резистор в цепи переменного тока. Решение задач.
Практическая работа №2 по теме «Изучение резонанса в цепи переменного тока»
Решение задач по теме: «Электромагнитные колебания». Самостоятельная работа.
Практическая работа №3 по теме «Измерение емкости конденсатора и индуктивности катушки»
Передача и использование электрической энергии. Решение задач.
Трансформаторы. Решение задач.
Практическая работа №4 по теме «Изучение однофазного трансформатора»
Плотность потока электромагнитного излучения. Решение задач.
Свойства электромагнитных волн. Радиолокация.
Практическая работа №5 по теме «Изучение свойств электромагнитных волн»
Решение задач по теме «Электромагнитные волны»
Механические колебания. Характеристики колебаний. Уравнение колебательного движения.
Пружинный и математический маятник. Период колебаний. Решение задач.
Превращение энергии при колебательном движении. Решение задач.
Решение комплексных задач по теме «Механические колебания»
Практическая работа №6 по теме «Изучение поперечных волн в струне с закрепленными концами»
Практическая работа №7 по теме «Изучение свойств звуковых волн»
Линзы. Построение изображений в линзах.
Линзы. Построение изображений в линзах.
Формула тонкой линзы. Решение задач.
Дисперсия. Интерференция света. Решение задач.
Дифракция света. Дифракционная решетка. Решение задач.
Интерференция света. Решение задач.
Решение задач по теме: «Волновая оптика»
Фотоэффект. Уравнение Эйнштейна. Решение задач.
Фотоны. Решение задач
Применение фотоэффекта. Решение задач
Решение задач по теме «Фотоэффект»
Строение атома. Квантовые постулаты Бора. Решение задач.
Лазеры. Применение лазеров.
Альфа-, бета-, гамма-излучения.
Строение атомного ядра. Ядерные силы. Изотопы. Решение задач.
Радиоактивные превращения. Правило смещения. Решение задач
Энергия связи атомных ядер. Решение задач.
Закон радиоактивного распада. Решение задач.
Солнечная система. Звезды и источники их энергии.
Солнечная система. Звезды и источники их энергии.
Галактика. Пространственные масштабы наблюдаемой Вселенной.
Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звезд. Строение и эволюция Вселенной.
Решение задач в формате ЕГЭ
Решение задач в формате ЕГЭ
Механика. Кинематика. Динамика
Механика. Статика. Законы сохранения.
Молекулярная физика. Изопроцессы.
Термодинамика. Работа газа. Первый и второй закон термодинамики.
Изменение агрегатных состояний вещества
Электродинамика. Электростатика. Закон Кулона. Напряженность электрического тока. Конденсаторы.
Электродинамика. Постоянный электрический ток. Соединение проводников. Закон Ома для полной цепи. Правило Кирхгофа.
Электродинамика. Магнитное поле. Линии напряженности магнитного поля.
Электродинамика. Электромагнитная индукция. Самоиндукция. Энергия магнитного поля тока.
Выполнение тренировочных вариантов ЕГЭ
Выполнение тренировочных вариантов ЕГЭ
Выполнение тренировочных вариантов ЕГЭ
Литература для учеников:
Г.Я.Мякишев, А.З. Синяков «Физика. Механика. 10 класс», Москва, Дрофа, 2008
Рымкевич А.П. Сборник задач по физике для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2008, 2009 гг.
Н.И.Гольдфарб «Сборник задач по физике, 9-11 классы», Москва, Дрофа, 1997
Литература для учителя:
Фадеева А. А. Тесты. Физика. 7-11 классы. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2002
В.И. Гутман, В.Н.Мощанский «Алгоритмы решения задач по механике в средней школе», Москва, Просвещение, 1988,
Н.И.Зорин «Элективный курс «Методы решения физических задач»», Москва,
В.А. Попова, автор-составитель «Сборник элективных курсов. Физика. 10-11 классы», Волгоград, Учитель, 2007,
В.А. Орлов, Ю.А. Сауров «Элективный курс «Методы решения физических задач», Москва, Дрофа, 2006
Методические рекомендации по физике «Физический практикум как средство реализации творческого потенциала учащихся»
Описание разработки
Введение.
Физика – наука экспериментальная. Все виды эксперимента – демонстрационный, фронтальный и домашний – имеют несомненную дидактическую и воспитывающую значимость. Особенно велика роль лабораторного практикума в старших классах, т. к. именно на этих занятиях учащиеся обобщают и систематизируют изученный материал, самостоятельно выполняя лабораторный эксперимент. По ныне действующим программам для средней общеобразовательной школы (профильный уровень) на лабораторный практикум отводится по 20 ч учебного времени в 10-м и 11-м классах, указан примерный перечень работ, которые по усмотрению учителя могут быть выполнены как одно- или двухчасовые. Причем сказано, что «при отборе работ для физического практикума в каждом классе следует обеспечить охват основных вопросов разных тем программы».
В практикум включены работы, которые позволят, с одной стороны, повторить, углубить и обобщить основные вопросы пройденного курса, а с другой стороны – дадут возможность вести практические занятия на новой, более высокой экспериментальной базе, чем та база, на которой строятся фронтальные работы.
Задачи практикума.
Обучить методам и приемам применения теоретических сведений, приобретаемых на уроках, к реализации некоторых конкретных физических заданий;
Обучить методам и технике проведения самостоятельных физических исследований. Приобретение практических навыков.
Экспериментальное изучение и проверка основных физических законов.
Обучить практическому анализу получаемых экспериментальных результатов: оценка порядков изучаемых величин, их точности и достоверности.
Обучить технике применения измерительных приборов и лабораторного оборудования в процессе выполнения самостоятельных исследований.
Обучение приемам и методам обработки и оформление экспериментальных результатов: ведение записей в тетрадях, представление результатов в виде таблиц, графиков.
Повторить и углубить пройденный материал.
Цель методического пособия:
I. 1. Оборудование практикума.
Проведение лабораторных работ физического практикума требует соответствующего учебного оборудования более сложного, чем для фронтальных занятий. Это оборудование должно полностью удовлетворять методической задаче практикума, находить максимальное применение в процессе обучения и в то же время быть доступным школе по своей стоимости.
Для практикума используются приборы, необходимые и для демонстрационных опытов или являются общим лабораторным оборудованием физического кабинета.
I. 2. Подготовка учащихся.
Практикум проводится после того, как учащиеся накопили достаточные знания изучаемого материала и смогут разобраться в более сложных приборах, установках и опытах. Могут понять целесообразность применения того или иного измерительного прибора для данного опыта, разобраться в методе измерения, во вносимых поправках и расчетах погрешностей.
Перед занятиями практикума учащиеся имеют краткую письменную инструкцию, по которой можно было бы заранее подготовиться к предстоящей работе. В инструкцию включается содержание и метод работы, описание конструкции приборов, порядок выполнения работы, порядок записи результатов опыта и вычислении. Инструкция содержит следующие элементы:
Краткие сведения из теории изучаемого вопроса («Введение»);
Краткое описание приборов, если они неизвестны учащимся («Оборудование»);
Метод выполнения работы («Вопросы и задания для проверки готовности к выполнению работы»);
Порядок записи результатов измерений и вычислений («Выполнение работы»);
Дополнительные вопросы или экспериментальные упражнения («Контрольные вопросы», «Дополнительное задание»).
Объем инструкции зависит от того, насколько удачно раскрывалось содержание той или иной лабораторной работы на классных занятиях, и от самого характера работы.
Последним этапом подготовки учащихся является вводная беседа, которая проводится непосредственно перед началом практических занятий.
Содержанием такой беседы являются следующие вопросы:
приемы измерения, анализ погрешностей, приближенные вычисления;
составление отчетов о проделанных работах.
Информация об организации работы сводится к тому, что преподаватель
сообщает о делении учащихся одного данного класса на бригады;
оглашает заранее составленное расписание занятий и вывешивает его на видимом месте;
согласно расписанию выдает учащимся инструкции к очередным работам;
указывает дальнейший порядок обмена инструкциями между бригадами;
напоминает о необходимости соблюдения техники безопасности при выполнении лабораторных работ и заполнении журнала ТБ.
Во вступительной беседе дается инструкция, как учащимся составлять письменный отчет.
Содержание отчета в основном содержит:
Схематический чертеж установки, с которой проводится эксперимент,
Порядок выполнения работы,
Результаты наблюдений и измерений, оформленных в виде таблицы.
Обработка результатов (вычисление погрешностей или построение графика).
Для выполнения работ учащимся ведут отдельную тетрадь.
I. 3. Методика проведения занятий.
Постепенная подготовка учащихся к практикуму в течение года на обычных классных занятиях, а также надлежащая подготовка необходимого оборудования в достаточной степени определяют собой методику проведения занятий в практикуме.
На занятиях в практикуме учащимся предоставляется максимальная самостоятельность, так как здесь они встречаются с проработанными ранее вопросами. Руководствуясь письменными инструкциями к работам, основное содержание которых берется из пройденного материала программы, и имея набор необходимых приборов, принадлежностей, материалов, учащиеся собирают из отдельных деталей установки; они проводят эксперимент и связанные с ним необходимые наблюдения и измерения; пользуясь справочниками, обрабатывают результаты измерений и составляют отчеты.
Роль преподавателя на этих занятиях значительно отличается от той, какую он выполняет на обычном уроке, когда излагается новый материал с демонстрацией опытов, решаются для примера задачи, ведется опрос учащихся и т. п. Эта роль сводится главным образом к постановке проблемы и всестороннему наблюдению за ходом работы каждой бригады.
Попутно с наблюдением преподаватель во время проведения практикума дает отдельным учащимся указания по обращению с приборами, заботясь о том, чтобы прививались правильные практические навыки. В случае необходимости он корректирует ход работы в той или иной бригаде, дает указания, помогающие вовремя закончить экспериментальную часть и получить надлежащие результаты, а также советы по поводу обработки полученных результатов, составления отчета и т. п.
Наблюдения за ходом выполнения работы позволяют преподавателю установить, кто из учащихся подготовился лучше (владеет теорией, ясно представляет ход работы, знает назначение отдельных приборов) и кто подготовился недостаточно. Первые чувствуют себя увереннее, обращаются к преподавателю сравнительно редко. У вторых замечается неуверенность, отставание; они со всякой мелочью обращаются к преподавателю или к более сильным товарищам: этим учащимся требуется помощь.
Кроме того, преподаватель видит, кто из учащихся выполняет работу тщательно и аккуратно, стремясь добиться лучших результатов, и кто ведет ее поспешно, без должного прилежания, а иногда без понимания основной сути дела, формально. Все это дает преподавателю богатый материал, необходимый для дальнейшего улучшения организации занятий в практикуме и для правильной оценки успеваемости каждого учащегося по лабораторным работам.
Оценка знаний учащихся по практикуму относится к числу существенных сторон методики ведения занятий. Эта оценка складывается из результатов проверки ученических отчетов и из результатов наблюдения преподавателя, так как в оценку должно входить не только качество отчета, но и качество всей практической работы, проведенной учеником на лабораторных занятиях.
Рабочая программа по физическому практикуму для 11 класса
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ № 4 (ТМОЛ)
«Утверждаю»
директор МАОУ лицея № 4 ______
Приказ от ____________ № ______ М.П.
по Физике (ПРАКТИКА)
уровень общего образования (класс)
Среднее общее образование (11 «А» класс)
количество часов 32 часа (2 часа в две недели)
Учитель Кузнецова Лилия Андреевна
Программа разработана на основе
примерной программы по физике. Тихомирова С.А. Программа и планирование.
Физика-10–11. – М.: Мнемозина, 2008
2015-2016 учебный год
Обоснование необходимости проведения физического практикума
Обучение физике нельзя представить только в виде теоретических занятий, даже если на них учащимся демонстрируются физические опыты. Чувственное восприятие изучаемых процессов и явлений невозможно без соответствующей практической работы собственными руками.
Физический практикум является неотъемлемой частью углубленного курса физики в 10 – 11 классах.
Ясное и глубокое усвоение основных законов физики и ее методов невозможно без самостоятельных практических занятий.
В физической лаборатории учащиеся не только проверяют известные законы физики, но и обучаются работе с физическими приборами, овладевают навыками экспериментальной исследовательской деятельности, учатся грамотной обработке результатов измерений и критическому отношению к ним.
Физический практикум позволяет осуществить переход от репродуктивных форм учебной деятельности к самостоятельным, поисково-исследовательским видам работы, переносит акцент на аналитический компонент учебной деятельности учащихся.
Цели и задачи физического практикума:
повторения, углубления, расширения и обобщения полученных знаний из разных тем курса физики;
развития и совершенствования у учащихся экспериментальных умений путем использования более сложного оборудования, более сложного эксперимента;
формирования у них самостоятельности при решении задач, связанных с экспериментом.
Основными задачами, решение которых обеспечит достижение поставленной цели являются следующие:
развитие у школьников умений описывать и обобщать результаты наблюдений;
развитие умений использовать измерительные приборы для изучения физических явлений;
развитие умений у учащихся представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств;
формирование коммуникативной культуры учащихся и развитие умений работы с различными типами информации.
Особенности организации и проведения физического практикума
Физический практикум не связан по времени с изучаемым материалом, он проводится, как правило, в конце учебного года, и включает серию опытов по той или иной теме.
число учащихся в классе;
число работ практикума;
На каждую работу физического практикума отводится два учебных часа, что требует введение в расписание сдвоенных уроков по физике, поскольку работы практикума сложнее, чем фронтальные лабораторные работы. Выполняются они на более сложном оборудовании, причем доля самостоятельного участия учеников значительно больше, чем в случае фронтальных лабораторных работ.
В среднем за учебный год каждый учащийся класса с углубленным изучением физики должен выполнить 15 экспериментальных работ в соответствии с учебным планом.
К каждой работе учитель составляет инструкцию, которая должна содержать:
список приборов и оборудования;
описание неизвестных учащимся приборов;
план выполнения работы.
Описание каждой экспериментальной работы начинается с теоретического введения.
В экспериментальной части каждой работы приводится описание экспериментальных установок и задания, регламентирующие последовательность работы учащихся при проведении измерений, образцы рабочих таблиц для записи результатов измерений и рекомендации по методам обработки и представления результатов.
В конце описаний предлагаются контрольные вопросы, ответы на которые учащиеся должны подготовить к защите работ.
Учащийся заранее готовится к выполнению каждой работы. Он должен изучить описание работы, знать теорию в объеме, указанном в описании, порядок выполнения работы.
Перед началом выполнения работы учащийся получает допуск к работе, при этом перечень вопросов, на которые учащийся должен ответить, следующий:
основные физические законы, изучаемые в работе;
схема установки и принцип ее действия;
измеряемые величины и расчетные формулы;
порядок выполнения работы.
Учащиеся, допущенные к выполнению работы, обязаны следовать порядку выполнения строго в соответствии с описанием.
Работа в лаборатории заканчивается обработкой учащимся полученных экспериментальных данных, построением графиков и оформлением отсчета.
А также учащийся должен ответить на все вопросы по теории в полном объеме программы, обосновать принятую методику измерений и обработки данных.
Выполнение работы на этом завершается, выставляется итоговая оценка за работу.
При оценке работы учащихся в практикуме следует учитывать их подготовку к работе, отчет о работе, уровень сформированности умений, понимание теоретического материала, используемых методов экспериментального исследования.
Планируемые результаты освоения предмета
Проведение физического практикума в классах с углубленным изучением физики должно способствовать формированию у учащихся следующих компетенций:
Владеть основными знаниями, обеспечивающими обоснованный выбор будущего профиля профессионального обучения.
Знать собственные индивидуальные особенности, природные задатки к приобретению различных знаний и умений и эффективно их использовать для достижения позитивных результатов в учебной деятельности.
Уметь описывать и обобщать результаты наблюдений.
Умело использовать измерительные приборы для изучения физических явлений.
Представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости.
Применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств.
Уметь планировать своё ближайшее будущее, ставить обоснованные цели саморазвития, проявлять волю и терпение в преодолении собственных недостатков во всех видах деятельности.
Уметь соотносить свои индивидуальные возможности с требованиями социального окружения.
Владеть основными навыками самообразования и активно реализовывать их при освоении требований региона, страны, мира.
Уметь реализовывать в повседневной жизни полученные знания и навыки.
Понимать роль коллектива сверстников в становлении индивидуальной позиции личности
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Для качественного проведения физического практикума созданы благоприятные условия. Все учащиеся обеспечены учебной литературой, справочниками.
Преподавание осуществляется в кабинете физики, который соответствует требованиям Сан ПиН 2.4.2.1178-02.
Оборудование кабинета физики полностью удовлетворяет требованиям, которые позволяют реализовать идею личностно – ориентированного подхода к обучению.
Материально-техническая база кабинета соответствует требованиям к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, что позволяет реализовать программу физического практикума по физике в полном объеме.
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ
Федеральный Закон « Об образовании в Российской Федерации » № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года
Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (в части среднего общего образования) (предмет «физика») (приказ Минобрнауки № 1089 от 05.03.2004, с изменениями от 03.06.2008, 31.08.2009, 19.10.2009, 24.01.2012, 31.01.2012, 23.06.2015)
Требования к материально-техническому обеспечению образовательного процесса по учебной дисциплине
Примерная программа среднего общего образования (базовый или профильный уровень) по физике.
Письмо МО РО «О примерном порядке утверждения и примерной структуре рабочих программ» от 08.08.2014 № «24/4.1.1 – 4851/м
Устав МАОУ лицея №4 (ТМОЛ)
Образовательная программа среднего общего образования муниципального автономного общеобразовательного учреждения лицея № 4 (ТМОЛ)
Положение МАОУ лицея № 4 (ТМОЛ) о порядке разработки и утверждения, требованиях к структуре, содержанию и оформлению рабочей программы учебного предмета (от 29.08.2014)
Учебный план МАОУ лицея №4 (ТМОЛ)
Годовой календарный график МАОУ лицея № 4 на 2015-2016 учебный год.
Содержание учебного предмета.
(32 часа, на каждое занятие отводится 2 часа)
Перечень лабораторных работ
для физического практикума
О целях и задачах физического практикума. О технике безопасности.
Изучение свободных колебаний.
Определение жесткости пружины на основе закона сохранения энергии.
Изучение треков заряженных частиц в камере Вильсона (по фотографиям).
Определение центростремительной силы.
Определение ускорения свободного падения.
Определение параметров гармонических колебаний, через полученную осциллограмму.
Определение плотности твёрдого тела через архимедову силу.
Определение показателя преломления стекла.
Определение оптической силы линзы.
Проверка односторонней проводимости полупроводникового диода.
Исследование свойств полупроводникового материала.
Определение длины световой волны.
Наблюдение интерференции и дифракции света.
Наблюдение спектров излучения и поглощения.
Экскурсия в политехнический музей ТРТИ. Тема: А.С. Попов – изобретатель радио. Приём зачётов.
10 класс (32 часа – 2 часа в две недели)
О целях и задачах физического практикума. О технике безопасности.
Изучение свободных колебаний.
Определение жесткости пружины на основе закона сохранения энергии.
Изучение треков заряженных частиц в камере Вильсона (по фотографиям).
Определение центростремительной силы.
Определение ускорения свободного падения.
Определение параметров гармонических колебаний, через полученную осциллограмму.
Определение плотности твёрдого тела через архимедову силу.
Определение показателя преломления стекла.
Определение оптической силы линзы.
Проверка односторонней проводимости полупроводникового диода.
Исследование свойств полупроводникового материала.
Определение длины световой волны.
Наблюдение интерференции и дифракции света.
Наблюдение спектров излучения и поглощения.
Экскурсия в политехнический музей ТРТИ. Тема: А.С. Попов – изобретатель радио.
По Физике (ПРАКТИКА)
Планируемые результаты урока
Особенности организации учебного процесса (виды учебной деятельности)
О целях и задачах физического практикума. О технике безопасности.
умения применять теоретические знания по физике на практике
формирование умений работать в паре
представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений
Индивидуальная работа, работа в паре
Изучение свободных колебаний.
умения применять теоретические знания по физике на практике
формирование умений работать в паре
представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений
Индивидуальная работа, работа в паре
Определение жесткости пружины на основе закона сохранения энергии.
умения применять теоретические знания по физике на практике
формирование умений работать в паре
представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений
Индивидуальная работа, работа в паре
Изучение треков заряженных частиц в камере Вильсона (по фотографиям).
умения применять теоретические знания по физике на практике
формирование умений работать в паре
представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений
Индивидуальная работа, работа в паре
Определение центростремительной силы.
умения применять теоретические знания по физике на практике
формирование умений работать в паре
представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений
Индивидуальная работа, работа в паре
Определение ускорения свободного падения.
умения применять теоретические знания по физике на практике
формирование умений работать в паре
представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений
Индивидуальная работа, работа в паре
Определение параметров гармонических колебаний, через полученную осциллограмму.
умения применять теоретические знания по физике на практике
формирование умений работать в паре
представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений
Индивидуальная работа, работа в паре
Определение плотности твёрдого тела через архимедову силу.
умения применять теоретические знания по физике на практике
формирование умений работать в паре
представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений
Индивидуальная работа, работа в паре
Определение показателя преломления стекла.
умения применять теоретические знания по физике на практике
формирование умений работать в паре
представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений
Индивидуальная работа, работа в паре
Определение оптической силы линзы.
умения применять теоретические знания по физике на практике
формирование умений работать в паре
представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений
Индивидуальная работа, работа в паре
Проверка односторонней проводимости полупроводникового диода.
умения применять теоретические знания по физике на практике
формирование умений работать в паре
представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений
Индивидуальная работа, работа в паре
Исследование свойств полупроводникового материала.
умения применять теоретические знания по физике на практике
формирование умений работать в паре
представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений
Индивидуальная работа, работа в паре
Определение длины световой волны.
умения применять теоретические знания по физике на практике
формирование умений работать в паре
представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений
Индивидуальная работа, работа в паре
Наблюдение интерференции и дифракции света.
умения применять теоретические знания по физике на практике
формирование умений работать в паре
представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений
Индивидуальная работа, работа в паре
Наблюдение спектров излучения и поглощения.
умения применять теоретические знания по физике на практике
формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений
Индивидуальная работа, работа в паре
Экскурсия в политехнический музей ТРТИ. Тема: А.С. Попов – изобретатель радио.
умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни
формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений
1. А.К. Атаманченко. Учебное пособие «Лабораторные работы по физике». Для общеобразовательных учреждений среднего (полного) общего образования, 2009.
2. Л.В. Байбородова. Обучение физике в средней школе: методическое пособие/Л.В. Байбородова, И.Б.Бровкин, Т.М. Крайнова. 2007.-239 с.
3. Учебное оборудование для кабинетов физики общеобразовательных учреждений / Ю.И. Дик, Ю.С. Песоцкий, Г.Г. Никифоров и др. 2007.-396 с.
4. В.Г. Разумовский. Физика в школе. Научный метод познания и обучение/ В.Г. Разумовский, В.В. Майер. М. : Гуманитар. 2007.-463 с.
5. М.Г. Ковтунович. Домашний эксперимент по физике : пособие для учителя / М.Г. Ковтунович. М. : Гуманитар. 2007.-207 с.