Практика критерий истины что значит
Практика критерий истины
Чтобы устанавливать истинность знаний, необходимо иметь критерий истины – способ ее проверки и обоснования.
Критерий истины не может быть найден внутри самого знания (его логическая непротиворечивость, красота). Хотя и существуют приемы и методы, с помощью которых можно отличить, путем анализа внутренней структуры знания, истину от заблуждения, но эти критерии имеют лишь вспомогательное значение и недостаточны для оценки объективной истины.
Критерии истины – не в самих знаниях, а вне их, в применении знаний на практике. Подтверждается практикой – верно, опровергается ею – ложно. До практической проверки любые, самые безупречные в логическом отношении научные теории могут рассматриваться лишь как более или менее вероятные гипотезы.
Практика как критерий истины имеет противоречивый характер:
1. Существующей в данный момент практики всегда недостаточно для полной и окончательной проверки имеющихся знаний: на любом этапе человеческой истории практика остается ограниченной по своим возможностям:
а) существуют истины, непосредственная практическая проверка которых принципиально неосуществима, ее приходится заменять опосредованной, косвенной проверкой (параллельные прямые);
б) в науке всегда имеются гипотезы, которые, на основе сегодняшней практики, не могут быть ни подтверждены, ни опровергнуты (биогенез, внеземные цивилизации);
в) итоги практической проверки знания обладают некоторой «неопределенностью»: практика никогда не может дать полное и окончательное подтверждение или опровержение знаний. Ведь практика не стоит на месте, она постоянно развивается, изменяется, и то, что сегодня она подтверждает, может быть опровергнуто практикой завтрашнего дня, будущего.
2. Однако, с другой стороны, критерия практики все же вполне достаточно для установления содержащейся в человеческих знаниях объективной истины. Отмеченные выше обстоятельства ограниченности практики не лишают ее способности выполнять функции критерия истины:
а) так или иначе – непосредственно или опосредованно – в конечном счете именно практикой проверяется вся сумма человеческих знаний. Таким образом, практика – всеобщий и универсальный критерий истины;
б) с развитием практики базис человеческого познания все более расширяется, открываются пути проверки гипотез, которые не поддавались ранее такой проверке;
в) если практика на определенном уровне своего развития уже подтвердила какие-то представления, то они в известных пределах (для данного уровня практики) содержат в себе объективную истину. И даже если эти представления на основе будущего развития практики будут пересмотрены, содержащееся в них зерно истины все равно сохранится.
Никаким другим критерием истины, более фундаментальным и надежным, чем практика, человечество не располагает. Только на основе практики возможно установить объективную истинность человеческих знаний, и только практика в своем развитии обеспечивает это установление. Критерий практики содержит в себе как абсолютный, так и относительный моменты, определяя тем самым абсолютный и относительный характер всех наших знаний.
Для чего эти пространные рассуждения, казалось бы, прописные?
Первое и очень важное, вытекающее отсюда, следствие: прежде, чем выдвигать какие-то идеи, выстраивать гипотезы или теории, необходимо объяснить происходившие и происходящие события, а потом уже будоражить людей лозунгами и пророчествами, становящимися либо утопическими, либо эзотерическими. Огромный вред таких теорий, не вытекающих из практической жизни, – разжигание в людях низменных инстинктов.
Второе. Без принятия этих постулатов далее двигаться нет смысла. Будь Вы хоть материалист, хоть идеалист.
В отношении что религий, что атеизма, практика показывает достаточно долгую живучесть их концепций. (Знать бы ещё мировоззрения исчезнувших цивилизаций).
Поэтому, выдвигаемая ранее идея о том, что в каждом из существующих учений, проверенных временем, есть рациональное зерно, и нужно собрать эти зёрна, отделив их от плевел, требует развития. И сначала нужно определиться с атеизмом.
ЕГЭ. Познание. Тема 4. Практика как критерий истины
Критерии истины, то есть те основания, которые дают возможность утверждать, что то или иное знание истинно, соответствует предмету познания, были изложены в предыдущей статье.
Критерии истины – это средства проверки того или иного утверждения, гипотезы, теории и т.д.Остановимся подробнее на практике, как основном критерии истины.
Что такое практика
Практика — это предметная деятельность людей. Это значит, что в процессе практики люди используют материальные предметы, а сама деятельность направлена на преобразование окружающего мира и общества, явлений, происходящих в нём.
Практика — это активная деятельность людей, направленная на преобразование действительности и её познание.
Виды практики
Практика как критерий истины
Практика является основным критерием истины. Именно на практике люди убеждаются в истинности знаний. Конечно, она не является единственным критерием. Существуют и вспомогательные: соответствие законам логики, непротиворечивость, принцип простоты, эффективное практическое использование знаний и др. Они дополняют практику, делая знания ещё объективными и истинными.
Особенности практики
Функции практики
Абсолютность и относительность практики
Практика одновременно и абсолютна, и относительна.
Абсолютность практики заключается в том, что она может доказать абсолютность истины, какие-либо утверждения, как практические, так и теоретические.
Относительность практики заключается в том, что она не всегда в состоянии доказать абсолютность истины, так как практика сама ещё не совершенна и только стремится к этому.
Механизм практики
Таким образом, практика является основным и самым надёжным критерием истины. Именно на практике человек узнаёт, соответствует или нет его знание предмету познания.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.
«Мысли философов — как звёзды, они не дают
света, потому что слишком возвышенны».
Итак, существует давний спор между философами и учеными. Суть его заключается в вопросе: является ли философия научной теорией, или философия есть искусство, или же она своего рода религия, опирающаяся на веру? Если она – наука, тогда философия должна познавать конкретную, объективную истину.
Казалось бы теперь все ясно: материалистическая философия это наука. Но при всей своей правильности это положение не решает и не может решить конкретную проблему истинности научного знания. Отсутствует методика познания истины. Как понимать термин «практика»? Как его практически реализовать? Это проблема не только материалистов, но и философов, придерживающихся идеалистических позиций. Поэтому мы не можем пока считать современную философию материализма подлинной научной теорией. Она больше напоминает искусство изложения мыслей.
Положение Маркса в принципе верно, поскольку оно совпадает с целевым назначением и функциями любой науки. Последнее связано не только с функциями описания и объяснения явлений материального мира, но и с другими, не менее важными функциями (прогностическая, эвристическая, ценностная и др.), а также с промышленно-производственной деятельностью.
Ни Маркс, ни Энгельс, ни Ленин так и не раскрыли конкретно суть положения Маркса. Непонимание сути высказывания Маркса поставило материалистов в достаточно глупое положение (особенно после революции). Каждый материалист по-своему понимал и развивал идею Маркса. Вот, что, например, пишет Л.Н. Суворов в книге Материалистическая диалектика [1]:
«В науках о природе практика выступает как критерий истины в более сложных формах. В теоретической физике ряд положений трудно проверить в текущей общественной практике людей. Так обстоит, например, со специальной теорией относительности Эйнштейна. Эта теория, основанная на сопоставлении движения материальных тел со скоростью движения фотона в вакууме, не может найти себе реального подтверждения в непосредственной практической деятельности людей в виду ее ограниченного характера. Однако наблюдение движения небесных тел, анализ микромира и т.д. показывает правильность положений теории относительности. В этом случае практика остается конечным критерием, но не прямо непосредственно, а через деятельность человека в познании микромира и космоса. Подобное имеет место и в химии, биологии и других науках о природе. Однако во всех этих случаях конечным критерием выступает именно общественная практика, т.е. материальная деятельность в целом».
К несчастью, Суворов так и не расшифровал для читателей: что он сам понимает под термином «материальная деятельность в целом»? Работа коммунальщиков входит в эту «деятельность», труд шахтеров входит или нет, и в какой форме он «входит»? Как эта «материальная деятельность в целом» подтверждает, в частности, СТО? Какое отношение к СТО имеет материальная деятельность трактористов, например?
Задурил г-н Суворов голову читателям. Он, видимо и сам плохо себе представляет содержание тезиса Маркса. Но ему важно «прикоснуться к великому и святому», т.е. «продемонстрировать» свою преданность материализму. Это уже напоминает религию с ее верой.
Итак, в силу своего общего характера положение Маркса не решает и не может решить эту проблему. В марксистско-ленинской философии цитированное выше правильное положение Маркса было абсолютизировано (стало догмой). Но расшифровать положение Маркса ума у философов не хватило. Приведем одну из многочисленных интерпретаций положения Маркса. Этот розово-опереточный шедевр мы нашли в «толстом» 5-ти томном издании «Материалистическая диалектика» под. ред. славных академиков Константинова и Мараховского [2]:
«С превращением науки в важный фактор социального, экономического и культурного прогресса общества резко сокращается разрыв между оценкой истинности и ее проверкой, а возрастание плановых начал в развитии научного познания сужает поле возможных заблуждений, снимаемых в общем потоке научно-технического прогресса. Тем самым и ход разрешения противоречий между истиной и заблуждением утрачивает прежний затяжной и драматический характер».
Так и представляешь себе конвейер хлебо-булочного цеха, на который из автомата шлепаются куски теста и поступают в печь. На выходе из нее вылетают «пирожки и булочки истины». Истина «выпекается» благодаря «плановым началам», а сам процесс утратил «прежний затяжной и драматический характер».
И вот, что интересно. Оказывается, общественная практика есть только практическая материальная деятельность в целом (подчеркиваю: «практическая»!). Это вывод следует из приведенных цитат философов. «Практическую материальную деятельность» мы теперь можем уверенно назвать «безмозглой» практикой. Мы получили интересненький вывод из рассуждений материалистов-философов: умственную, теоретическую деятельность, оказывается, мы не можем в принципе считать практикой.
Как следствие, теоретические выводы, завершающие определенный этап научных исследований тоже формально выпадают из понятия «общественная практика»! Создается впечатление (а это действительно так), что философы не знают, как и за какое место «прицепить» эту общественную практику к научной теории в качестве «критерия истины». Последнее действительно непросто.
Итак, «безмозглая» общественная практика, как мы видим, есть практика, которая не включает в себя какие-либо теоретические обобщения и сводится только к «материальной деятельности» (в целом или в частностях).
Как (каким образом) общественная практика (т.е. «материальная деятельность в целом»), например, рабов-строителей египетских пирамид или современных погонщиков верблюдов помогает оценить современные квантовые теории? Или же каким образом труд современных нефтяников позволяет проверить Общую теорию относительности на объективность? Это отнюдь не бессмысленные вопросы. Их диктует логика суждений.
Приведем пример интерпретации принципа дополнительности одним из профессоров философии. Н.Бор выдвинул этот принцип, в надежде «устранить» противоречия между классическими и квантовыми теориями. По его мнению, взаимоисключающие понятия должны рассматриваться как взаимодополняющие друг друга. Однако такой подход противоречит принципу логической непротиворечивости. Покажем, как интерпретируется этот принцип некоторыми нашими философами [3]:
Уф! Ваше сознание не «раскалывается» от «дисперсионно-поляризационной» фантастики? Мы специально привели пересказ исследования профессора Бранского в изложении другого профессора философии И.С. Алексеева, которого (в отличие от нас) трудно заподозрить в предвзятом отношении. Он считает анализ Бранского «тонким» и «глубоким«.
Подобное положение не только в России, но и в мире. Практически все философы в мире (подобно Антею, потерявшему связь с землей) оторвались от «практики» и обречены на насмешки. Вот, что написал о них А.М.Мостепаненко [5]:
«Один из создателей квантовой электродинамики Р.Фейнман. подчеркивает, что от философа требуется нечто большее, чем просто подумать и сказать физику: «Может быть, пространство в мире дискретно, не испробовать ли эту возможность?» О таких возможностях физик знает сам. Проблема состоит в том, как конкретно применить их к развитию физической теории. Философ же, как говорит Фейнман, стоит в сторонке и делает глупые замечания«.
Оставим в стороне «глупые замечания» философов и поищем подлинные причины бедственного положения философии науки в мире.
1. Суворов Л.Н. Материалистическая диалектика, М., Мысль, 1980
3. Алексеев И.С. Концепция дополнительности, М., Наука, 1978
5. Мостепаненко А.М. Методические и философские проблемы современной физики, ЛГУ, Л., 1977.
Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»
Нам со школьной скамьи сначала исподволь – на конкретных бытовых примерах, а потом и в виде научной философской формулы внушают мысль о том, что «Критерием Истины является Практика». Это попросту говоря означает следующее.
Для того, чтобы выявить истинность или ложность своей задумки, лучший способ – воплотить её в материал и посмотреть на результат. Если результат соответствует предположениям теории, значит и замысел (мысленная конструкция) был удачным, правильным и, может быть, даже близким к истине.
Что же касается проверки Качества самого ЗАМЫСЛА – степени его ПРАВильности, то в наше время это определяется предельно просто: насколько ЗАМЫСЕЛ (вопрос, проблема, идея, принцип, теория…) соответствует ОБЩЕПРИНЯТОМУ в науке пониманию – общепризнанному научно-академческому МНЕНИЮ (между тем ещё Платон писал о том, что Мнение и Истина – понятия несовместимые).
Вот конкретный пример. Поскольку Мировоззренческому фундаменту современной науки противоречит идея Вечного двигателя, то проекты и предложения на эту тему даже не принимаются всерьёз к рассмотрению и обсуждению. Зачем же зря терять драгоценное время, которое сейчас принято считать не в часах, а в деньгах?
В философском смысле это означает следующее. Поскольку идея Вечного двигателя противоречит научному Мировоззрению, а значит не осуществима, следовательно Вечный двигатель в природе не только не существует, но и в принципе не может существовать.
Если же обратиться к основной философской категории Материалистического Мировоззрения – МАТЕРИИ и исследовать её свойства в понятийном аппарате самого же Материализма, то при рассмотрении с позиции Жизни (а не научных догм) выявляется парадокс внутреннего противоречия философских основ Материализма и его научно-теоретических умозаключений.
Судите сами. Что такое Материя? В учебниках Материалистического ВЕРОУЧЕНИЯ сказано, что Материя – это всеобщая субстанция, единая и единственная основа всего существующего в Мире. Материя несотворима и неуничтожима, вечна и бесконечна (то есть обладает абсолютными свойствами и поэтому является фактически Абсолютом для материалистов, которые между тем его – Абсолют отрицают как реальность). Неотъемлемый атрибут Материи – движение. Раз Материя вечно движется, значит она содержит в себе вечный источник движения, то есть Вечный двигатель.
Отсюда следует общий и очевидный вывод: МАТЕРИЯ в понятийной системе самого Материализма – это ВЕЧНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ. Значит Вечный двигатель существует и его создание и функционирование является для Природы задачей разрешимой, а понимание реальности и осуществимости идеи Вечного двигателя и её воплощения – это проблема работы сознания самих мыслителей-материалистов, проблема неполноценной работы их ума, а вовсе не свидетельство неспособности Природы и её Создателя в решении этой простой для Божественного уровня задачи.
А дальше следует ещё один потрясающий вывод: поскольку материя – всеобщая субстанция, из неё состоит всё существующее в Мире, в том числе и все мы. Значит каждый из нас в качестве сложно организованной материи – тоже Вечный двигатель.
Вернёмся вновь к Мировоззренческому утверждению современной материалистической науки о том, что критерием Истины является Практика. Для выяснения, так ли это, необходимо вспомнить о полярной противоположности понятию Истина. Известно, что ИСТИНЕ противостоит ЛОЖЬ. А что является критерием ЛЖИ?
Интересно и очень показательно, что найти ответ на этот вопрос в философской энциклопедии невозможно. Там этого понятия и соответствующей статьи нет, как будто Ложь – это не философская категория и словно бы её вообще на свете не существует.
Танцуя от того же утверждения, что «Критерий Истины – Практика», получаем: если результат практического осуществления какого-либо замысла (мысленной конструкции) оказался неудачным, неработоспособным, а главное нежизненным, значит задумка была неверная, неправильная, в негативном пределе – ложная.
Следовательно, Критерием ЛЖИ является та же практика!
Выходит, что отличить Истину от Лжи без практической проверки невозможно? Значит на уровне мысли критериев для этого нет?
Если же разобраться поглубже, то получится, что Практика – это вовсе не общий и ЕДИНЫЙ критерий Истины и Лжи, делающий их неразличимыми и неосознаваемыми на уровне Мысли.
Практика – это лишь конечный овеществлённый результат воплощения какого-либо – любого (истинного и ложного, умного и безумного…) замысла (проекта, плана, идеи…).
Это значит, что на уровне мысли должны быть соответствующие критерии, позволяющие изначально определять и различать безумные проекты от умных, жизнеутверждающие идеи от смертоносных. И такие критерии конечно же есть.
Где они находятся? В чём состоят? Какая наука и система знаний этим занимается? Ясно, что этим занимается философия, а обозначенные вопросы являются мировоззренческими вопросами.
Между тем обыденное материализованное сознание людей, веками формируемое властителями наших дум и рассадниками нужных (для господствующих идеологий) мыслей, говорит нам на каждом шагу прямо противоположное: «Зачем копаться в абстрактных, оторванных от повседневности вопросах – что первично, что вторично, в чём смысл бытия. Мы живём на этой земле, у нас есть практические дела и конкретные проблемы, вот давайте и будем ими заниматься! Главное – здравый смысл!» Этот мировоззренческий осиновый кол вбит в нашу голову так прочно, что вынуть его оттуда и вдохнуть жизнь в наше извращённое сознание и однобоко-искажённое мышление – задача сверхтрудная.
Истина и ее критерии
Понятие истины
Рассмотрим краткое определение истины в обществознании.
Истина — это знание, которое соответствует объекту познания и отражает его реальные качества и свойства.
Есть и другие определения истины:
Виды истины
Истина едина, но в ней можно выделить объективный, объективный, абсолютный и относительный аспекты. Каждый из них рассматривается как относительно самостоятельные истины.
Объективная истина — это такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.
Абсолютная истина — это исчерпывающие достоверные знания о природе, человеке и обществе. Такие знания никогда не могут быть опровергнуты.
Относительная истина — это неполное, неточное знание, которое соответствует определенному уровню развития общества. При этом способы получения этого знания зависят от определенных условий, места и времени их получения.
Разница между абсолютной и относительной истинами в степени точности и полноты отражения действительности. Истина всегда конкретна: связана с определенным местом, временем, обстоятельствами. Например, изменение представлений о положении Солнца и Земли относительно друг друга — от геоцентрической системы Птолемея до гелиоцентрической системы Коперника.
Субъективная истина — та, которая зависит от сознания субъекта познания, то есть от человека.
Критерии истины
Ученые до сих пор ведут споры о критериях истины. Одни считают, что у такого многозначного понятия не может быть критериев. Другие говорят, что даже у истины есть особые черты, которые выделяют ее среди других видов знаний.
Критериями истины являются:
Соответствие логическим законам.
Соответствие ранее открытым и доказанным законам и теоремам наук.
Простота, общедоступность формулировки.
Соответствие фундаментальным законам и аксиомам.