Практическая психология в образовании что это
Практическая психология в образовании что это
Инструментарий
Программы обучения
ВЕБИНАР: Методика проведения тренинга для женщин «Терапевтическое рукоделие»
ВЕБИНАР: Рисуночный тест Вартегга: методика проведения, интерпретация результатов, составление заключения
Скоро
Съезд дошкольных и школьных психологов в области образования
Международная научно-практическая конференция «Общение в эпоху конвергенции технологий»
«Рахимовские чтения — 2021. 20 лет факультету психологии БГПУ им. М. Акмуллы: преемственность поколений»
Всероссийская научно-практическая онлайн-конференция «Социальная психология личности и группы в трансформирующейся России»
Международная научная конференция «Психологическое время и жизненный путь: каузометрия и другие подходы»
Практическая психология в образовании: размывание предметной области и потеря предмета?
Автор
С момента принятия последней редакции Закона «Об образовании в РФ», а далее — появления текста «Концепция развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года» (далее Концепция) медленно и верно идет процесс размывания предметного поля практической психологии в сфере образования. Сознательно или по причине невысокой компетенции под прикрытием смешанной терминологии изменяется предметное содержание собственно психологической помощи всех звеньев Службы практической психологии образования: от рядового специалиста до организаций, оказывающих психологические услуги.
Начнем с того, что само название — «психологическая служба» — предполагает содержание, не выходящее за границы предметного поля психологии. Но если открыть текст статьи 42 ФЗ «Об образовании в РФ» — «Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации», то видно, что двойной термин «психолого-педагогическая» несет в себе межпредметное содержание.
Вчитываясь в текст Концепции, трудно не заметить, как в определение психологической службы (ПС) включаются организации и специалисты, не имеющие прямого отношения к психологии. Теперь обратимся к тексту самого современного юридического документа, определяющего содержание деятельности практических психологов в сфере образования, — приказа Минтруда России от 24.07.2015 №514н «Об утверждении профессионального стандарта “Педагог-психолог (психолог в сфере образования)”» (зарегистрировано в Минюсте России 18.08.2015 №38575).
Здесь выделена основная цель деятельности практических психологов в сфере образования: «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательных организациях общего, профессионального и дополнительного образования, основных и дополнительных образовательных программ; оказание психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления».
Использование двойной терминологии: «психолого-педагогическое» сопровождение, «психолого-педагогическая» помощь и т.п. — шаги, уводящие от специфического содержания работы психолога. Радует только то, что в названии стандарта сделали уточнение — «(психолог в сфере образования)». В аналогичном стандарте сферы социальной помощи просто написали «Психолог в социальной сфере». И здесь нет двойного содержания. Чем содержательно отличается предмет работы психолога там и там? Зачем двойная терминология?
Напомню, что изначально обозначение специальности практического психолога в сфере образования как «педагога-психолога» было связано с необходимостью узаконивания его статуса как педагогического работника. Это давало возможность закрепления за ним всех прав и привилегий этой категории персонала образовательных учреждений. Но такое название в начале развития психологической службы в образовании стало часто провоцировать управленцев / работодателей акцентировать внимание на первой части названия специальности, приписывать специалисту-психологу функции и учителя, и воспитателя, и методиста, и организатора, требовать от него того, что не входит в его функционал, — собственно педагогической работы в узком смысле этого понятия.
С момента вступления в действие стандарта профессиональной деятельности «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» многозначность трактовки функционала этого специалиста нивелирована самим уточнением в скобках. В связи с этим применение термина «психолого-педагогический(ая;ое)» может быть обосновано только тем, что употребляющие его в своих работах авторы выделяют / подчеркивают аспект «совместности», «взаимодействия» педагога и психолога, акцентируют внимание на проблемах межпредметного поля такой деятельности.
Понятно, что ПС не может существовать без активного взаимодействия со «смежниками», т.е. теми специалистами и организациями, без которых трудно решать ряд сложных комплексных задач и проблем. Но они находятся в межпредметном поле, а не являются собственно психологическими. Если кому-то так хочется объединить «в одной упряжке» всех, кто не педагог (от логопеда до юриста, от дефектолога до экономиста), то в нашей истории много примеров того, к чему приводит такой подход.
Может, следуя логике авторов таких «слияний», название подогнать под содержание: обозначить такую Службу не как психологическую, а как общегуманитарную, — «Служба гуманитарной помощи в системе образования РФ». Тогда и будет понятна сегодняшняя логика подмены задач собственно практической психологии на задачи взаимодействия психолога со смежниками.
В Концепции констатируется «… отсутствие единого подхода в определении целей, задач, содержания, методов работы Службы, места и статуса психолога в системе образования». Так кто ж (или что ж) мешает создать этот подход? Уже пошел 4 год после опубликования текста Концепции, уже реорганизовали и министерство, сменили руководителей, но «воз и ныне там». В чем же основная причина — в профессиональной несостоятельности тех, кто должен был решить эту проблему?
Судя по устным заявлениям и публикациям в некоторых изданиях, готовятся поправки в Закон «Об образовании в РФ», в ряду которых предполагаются изменения в статье 42. Поправки нужны, но какие? Уничтожающие суть собственно психологической помощи? Они необходимы, но точно не для того, чтобы растворить предметное содержание практической психологии в терминах, имеющих двойное или тройное значение.
Уже давно пора действовать тем, кто официально наделен таким правом. Например:
Судя по содержанию сайтов общественно-профессиональных организаций, объединяющих психологов, такой вопрос не актуален, его нет в повестке дня немногочисленных форумов с такой проблематикой, нет в решениях этих организаций или их президиумов. Но если проанализировать публикации в профессиональных периодических изданиях, то он есть и с каждым годом стоит все острее и острее.
Тоже повод задуматься: как объяснить такое несоответствие?
Те, кто непосредственно связан с проблематикой профессиональной деятельности практических психологов в образовании, знают, к чему приводит «сваливание в одну кучу» всех проблем, существующих в сфере образования, и назначение психологов ответственными за их решение. Поэтому никого уже не удивляет то, что именно психологам вменяется заниматься проблемами наркомании, суицида, социального сиротства, быть организаторами работы с противоправным поведением и т.п. Понятно, что, так или иначе, психологи соучаствуют в такой работе, но она не является специфичной и основной для практического психолога учреждения образования. Она является для него частным вопросом, находящимся только в межпредметном поле, относится к направлению его работы «взаимодействие с другими специалистами, организациями» и т.п. В первую очередь, практический психолог в образовании занимается оказанием непосредственной психологической помощи целевой группе обычных обучающихся и воспитанников, детям, испытывающим психологические трудности в той или иной образовательной среде. Его системообразующий вид деятельности — психологическая профилактика всего того, что связано с понятием «психологическое неблагополучие».
Его основная функция «превентивная»: обеспечивать психологические условия нормального развития личности / группы в тех или иных образовательных средах. Он не медицинский, клинический психолог и не юридический психолог, не дефектолог и не логопед.
Многие сегодня забывают, что профессиональные задачи — приоритетная сфера не начальников, а специалистов. Именно они определяют, чем и как им заниматься. Управленцы же существуют для того, чтобы создавать им условия для полноценной работы. Если взять сферу образования, то это записано в ФЗ «Об образовании в РФ» (статья 47, пункт 3).
В связи с вышеизложенным считаю долгом внести свой вклад в процесс поиска единого подхода к определению целей и задач Психологической службы в сфере образования.
В условиях методологической неразберихи в вопросах предмета практической психологии и ПС предлагаю следующие рабочие определения:
1) практическая психология — одно из прикладных направлений деятельности профессионального психолога, цель которого — оказание непосредственной психологической помощи личности / группе в преодолении имеющихся трудностей на основе мобилизации ее внутренних ресурсов. Предметом работы практического психолога являются психологические феномены, имплицитно представленные в запросе обратившегося за такого рода помощью. Их выделение, определение своеобразия и возможностей актуализации обеспечивают взаимодействующим сторонам («практический психолог сферы образования» — «нуждающийся в психологических услугах») как предотвращение тех или иных трудностей в развитии личности / группы, так и сохранение, поддержание и укрепление психологического здоровья, благополучия в отношениях с миром в целом и окружающими людьми, в частности;
2) своеобразие предмета практической психологии в сфере образования проявляется в том, что в фокусе работы специалиста здесь находятся те психологические ресурсы личности / группы, которые развиваются и проявляются тем или иным образом в условиях определенной образовательной среды. Состояние этих ресурсов характеризует в целом психологическое здоровье, психологическое благополучие личности / группы;
3) практический психолог в сфере образования (педагог-психолог) — это специалист, оказывающий непосредственную психологическую помощь личности / группе в конкретных условиях того или иного образовательного учреждения. В сфере его профессиональной ответственности находятся а) создание психологических условий, обеспечивающих конструктивные / психологически благоприятные отношения личности / группы с миром в целом и всеми участниками отношений в сфере образования; б) помощь участникам отношений в сфере образования, направленная на преодоление, предотвращение появления и нежелательного / деструктивного развития психологических трудностей в той или иной образовательной среде;
4) психологическая служба (ПС) в сфере образования Российской Федерации — организационная структура, действующая в соответствии с требованиями статей ФЗ «Об образовании в РФ», стандарта профессиональной деятельности «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» и другими юридическими документами, регулирующими деятельность практического психолога в сфере образования (педагога-психолога), и обеспечивающая объединение учреждений и специалистов в деле оказания профессиональной помощи всем участникам отношений в сфере образования;
5) ППМС-центры — учреждения системы образования РФ, призванные решать, в первую очередь, масштабные, комплексные задачи учреждений образования и субъектов образовательной среды. Их деятельность направлена на организационное, научно-методическое и практическое обеспечение решения актуальных для учреждений образования и участников отношений в сфере образования проблем. Качество оказываемых услуг здесь обеспечивается общим для разных специалистов пониманием содержания межпредметного поля, связывающего сотрудников разных смежных специальностей (психологических, педагогических, медицинских, социальной помощи и др.), целей и задач ППМС-центров.
Очень надеюсь, что профессионалы, молодые и опытные практические психологи учреждений системы психологической помощи в отечественном образовании, сотрудники кафедр вузов и факультетов, занимающиеся проблемами подготовки / повышения квалификации и переподготовки специалистов в этой сфере, общественно-профессиональные организации, объединяющие психологов и практических психологов, не останутся в стороне от решения существующей проблемы. Призываю всех, кому не безразлична судьба Психологической службы образования, сделать все, чтобы практическая психология в этой сфере не потеряла свой предмет, а учреждения психологической помощи и каждый практический психолог, работающие в сфере образования, обрели четкие профессиональные границы своей деятельности.
Роль практической психологии в образовании.
Практическая психология содействовала переориентации образования на индивидуальное развитие личности. Логическим следствием этого процесса явилась организация службы практической психологии как сферы человековедения.
Служба практической психологии доказала свою эффективность в решении широкого спектра проблем: проектирование развивающего образа жизни личности, составление психологического портрета индивидуальности, оказание психологической помощи: при работе с семьей ребенка, при выборе жизненного пути и профессиональной карьеры, в том числе в процессе профессиональной адаптации, а также при выявлении причин отклонений в развитии личности, профилактике и коррекции подобных отклонений. Практический психолог содействует гармонизации социально-психологического климата в образовательных учреждениях.
Задачи практической психологии:
Решение научно-исследовательских задач практической психологии нацелено на изучение закономерностей развития и формирования личности, на разработку методологических основ деятельности практического психолога, способов, средств и методов профессионального применения психологических знаний в условиях различных социальных систем.
Решение прикладных задач практической психологии связано с психологическим обеспечением оптимального функционирования учреждений и организаций, труда персонала и отдельных индивидуумов. Это предполагает составление специальных обучающих программ; написание учебников и учебных пособий по практической психологии; разработку психологических рекомендаций и методических материалов, программ подготовки и переподготовки кадров, психологического обоснования деятельности служб практической психологии; создание проектов нормативных документов такой деятельности.
Практические задачи определяются конкретными проблемами профессиональной деятельности психолога: в учреждениях и организациях различного профиля, в специализированных психологических кабинетах и центрах.
Основные задачи практической психологии (в образовании):
Пять основных направлениях практической психологии:
1. Психопрофилактика подразумевает работу по предупреждению дезадаптации персонала организации или детей в образовательном учреждении, просветительскую деятельность, создание благоприятного психологического климата в учреждении, осуществление мероприятий по предупреждению и снятию психологической перегрузки людей.
2. Важнейшей целью психодиагностики является добывание психологической информации о человеке или группе, конкретных знаний о конкретном человеке, полученных на основе обобщенной научной теории.
5. Психотерапия направлена на оказание помощи клиенту при решении серьезных психологических проблем в переструктурировании личности в тех случаях, когда отсутствуют проявления психического заболевания.
Перечисленные направления практической психологии расположены в порядке возрастания ответственности психолога за результаты своей профессиональной деятельности и усложнения комплекса средств, используемых в процессе работы. Каждое из направлений характеризуется специфическими задачами. Отличия между направлениями можно увидеть и в степени стандартизации применяемых психологом средств. Наиболее стандартизированной можно считать психодиагностику, наименее стандартизированными являются психол. консультирование и психотерапия, поскольку они открывают простор для творчества психолога и постоянного поиска неординарных решений в каждом конкретном случае.
Платонов выделил 2 основания для дифференциации психологических наук:
1. Внутренние – разнообразие проявлений психики
2. Внешние – связь психологии с другими науками.
Соответственно этим основаниям психологию можно разделить на:
· Теоретическую: общая ψ, история ψ, философия ψ, методология ψ
· Отраслевая: ψ развития, зоопсихология, психогенетика, нейропсихология, психофармакология, педагогическая ψ, ψ обучения, ψ воспитания, медицинская ψ, детская ψ, клиническая ψ, ψ труда, ψ спорта, военная ψ, космическая ψ, авиационная ψ, юридическая ψ, общественная (социальная) ψ (включает в себя и ψ личности).
Ананьев – схема основных проблем и наук о человеке:
1. Индивид и его онтогенез – общая ψ, дифференциальная ψ, возрастная ψ, психофизиология, онтопсихология
3. Субъект деятельности – ψ познания, ψ творчества, ψ труда, общая ψ, генетическая ψ
Ганзен – на основе пентабазиса:
Ψ деятельности ψ развития
(труда, познания, (онтогенеза, сравнительная,
общения, поведения) филогенеза, антропогенеза)
животных, групповых субъектов)
ψ различий социальная ψ
(типологических, индивидуальных, (историческая, личности,
анатомических, этнических) межличностных отношений,
Практическая психология– интеграция знаний и методов из различных областей психологии с целью решения проблем, возникающих у человека в различных сферах его жизнедеятельности.
В целом появление практической психологии можно связать с формированием социального заказа на обоснованное воздействие на человека и группы людей. Это вызвано тем, что по мере развития общества резко возросла зависимость больш8их групп людей от действий одного человека. Решения и действия одного человека или группы людей ведут к последствиям, измеряемым в пределах не только одной страны, но и в масштабе всей планеты.
Исторически первой развитой формой психологической помощи людям был психоанализ.
Практическая психология может быть разделена на:
1. Ψ индивидуальности
2. Ψ взаимоотношений и взаимодействий в группе
3. Ψ профессиональной деятельности
4. Ψ личной и обыденной жизни
Каждая часть практической психологии имеет свой набор методов и способствует достижению определенных результатов.
Дата добавления: 2016-07-18 ; просмотров: 5570 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Раздел I. ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА
Глава 1. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА ОБРАЗОВАНИЯ
Практическая психология образования и ее технологии. — Правовой статус практического психолога образования. — Квалификационная характеристика педагога-психолога. — Профессиональная этика практического психолога.
1.1.1. Практическая психология образования и ее технологии
Практическая психология — отрасль психологической науки, предметом изучения которой является индивидуальность, неповторимость человека и конкретных обстоятельств его жизни [1]. Она также ставит своей задачей обоснование воздействий на личность с целью проявления ее потенциальных возможностей. Практическая психология одновременно является видом профессиональной деятельности, цель которой — решение конкретных психологических задач и оказание психологической помощи отдельным людям и группам людей.
Объектом практической психологии как профессиональной деятельности является индивидуальность человека и его психологической ситуации.
Социальный заказ ориентирован на работу, с учащимися разного возраста, относящимися к категории психической нормы.
Клиентом практического психолога становится человек (взрослый или ребенок), который сообщает о себе психологическую информацию и включен в процесс ее получения.
Заказчик на работу практического психолога (педагог, родитель и т.д.) сообщает психологическую информацию о клиенте, будучи отчужденным от нее. Информация о конкретном человеке дополняет и уточняет обобщенное психологическое знание и обеспечивает обоснование для воздействия на него в работе практического психолога.
Психологическая служба также рассматривается как вид научной и практической деятельности, представляя собой часть практической психологии. Ее целью является решение проблем психологического обеспечения учебно-воспитательного и управленческого процессов в образовании. И.В.Дубровина выделяет три аспекта психологической службы:
Доклад: «Практическая психология в образовании»
Слайд №1 (титульный лист).
Добрый день. Разрешите обосновать актуальность темы итоговой аттестационной работы.
Слайд №2 (объект, предмет, цели исследования).
Объект, предмет и цели которого вы можете видеть на экране
Актуальность нашего исследования состоит в недостаточной изученности взаимосвязей личностных особенностей и статуса подростков группы риска в школьном коллективе. В связи с актуальностью проблема исследования заключается в выявлении особенностей личности подростков группы риска в учебной и досуговой деятельности и специфики их статуса в школьном классе. Школьные психологи, социальные педагоги, учителя, классные руководители часто сталкиваются с ситуациями, в которых взаимоотношения в классе влияют на проявление личностных особенностей подростков группы риска, что приводит к их отторжению со стороны сверстников. Знание особенностей личности и их взаимосвязи со статусом в группе позволяют разработать эффективные программы оказания психологической помощи и поддержки подростков группы риска
Слайд №3 (гипотеза, задачи)
1. Существует взаимосвязь между личностными особенностями подростков группы риска и их статусом, которая существенно обусловлена негативным стилем взаимоотношений в семье и их Я-концепцией.
2. Личностные особенности подростков группы риска по-разному проявляются в досуговой и учебной деятельности класса.
В соответствии с целью и гипотезами были определены задачи исследования:
1. Осуществить теоретический анализ подходов к изучению личностных особенностей и статусного положения в педагогической и психологической литературе, определить цели и задачи, обосновать методы исследования.
2. Изучить особенности взаимосвязи личностных особенностей и статуса подростков группы риска в учебной и досуговой деятельности.
3. Выявить тендерные особенности личности подростков группы риска.
4.Разработать и апробировать психокоррекционную программу, направленную на изменение личностных особенностей подростков группы риска, взаимосвязанных с их статусом в классе.
6. Разработать практикоориентированные рекомендации для педагогов, родителей и психологов.
Эмпирическая база исследования. В исследовании приняли участие 20 учащихся образовательного учреждения, а также их родители. Школьники 1-9 классов в возрасте от 7 до 14 лет (среди них 8 мальчиков и 12 девочек).
Третий этап — разработка и внедрение психокоррекционной программы, направленной на формирование у подростков позитивных личностных особенностей, нормализацию их межличностных отношений, групповой структуры.
На четвертом этапе исследования было проведено контрольное измерение показателей после формирующего эксперимента, статистическая обработка полученных результатов, интерпретация материалов, обобщение и систематизация.
На пятом этапе исследования были разработаны рекомендации для психологов, учителей, социальных педагогов и родителей по проведению работы с подростками группы риска, имеющих отклоняющееся поведение, для более успешной их социализации.
Практическая психология в образовании что это
Инструментарий
Программы обучения
Вторичная выгода клиента, или Как преодолеть сопротивление изменениям в процессе психотерапии
ВЕБИНАР: Психологическая коррекция нарушений пищевого поведения (избыточной массы тела)
Скоро
Съезд дошкольных и школьных психологов в области образования
Международная научно-практическая конференция «Общение в эпоху конвергенции технологий»
«Рахимовские чтения — 2021. 20 лет факультету психологии БГПУ им. М. Акмуллы: преемственность поколений»
Всероссийская научно-практическая онлайн-конференция «Социальная психология личности и группы в трансформирующейся России»
Международная научная конференция «Психологическое время и жизненный путь: каузометрия и другие подходы»
Практическая психология в образовании 2019: настоящее и будущее
Автор
После публикации в «Психологической газете» статьи «Служба практической психологии в системе образования: ещё есть время остановиться» на меня обрушился поток вопросов, а также просьбы конкретизировать, раскрыть некоторые положения, высказанные в ней. В том числе, я получил письмо из Минпросвещения от куратора этого направления. Для того, чтобы отчасти ответить на вопросы, предлагаю вашему вниманию следующий материал:
В 2017-2018 годах произошло несколько значимых для развития практической психологии образования событий, которые трудно переоценить:
Современность динамична и это ее свойство иногда приводит к серьезным противоречиям между требованиями к качеству создаваемого (внедряемого) продукта и срочной необходимостью внедрения «инноваций». Сегодня это хорошо видно по ситуации, сложившейся в том сегменте образования, который сфокусирован на работе по психологическому обеспечению процессов, происходящих в учреждениях этой системы. В качестве конкретного примера возьмем события, связанные с необходимостью реформы Службы практической психологии образования.
Понятно, что здесь речь идет не о радикальных изменениях в содержании такой специфической работы (предмет здесь относительно стабилен – внутренний мир ребенка, особенности его развития в условиях образования), а об изменении текстов основных документов, регламентирующих деятельность Службы, т.к. с момента их последнего принятия изменилась нормативная база образования в целом. И вот тут возникает очень важная управленческая и профессиональная задача: привести в соответствие с новыми реалиями нормативную документацию так, чтобы не исказить (размыть, расширить и т.п.) специфику предметного поля этой области?
Начиная с 2012 года, когда был изменен Закон об образовании, появился Указ Президента «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 г.г.», возникла необходимость приведения в соответствие с ними и документов, регламентирующих деятельность Службы практической психологии в системе образования РФ. Как-то так получилось (причины мне не известны), что этот процесс затянулся и только в конце 2017 года (14 декабря) Министр образования и науки Российской Федерации О.Ю. Васильева подписывает текст «Концепции развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года». Сразу видно, что подписывает не глядя, т.к. в нем есть даже ошибки в нумерации разделов. А уж про содержание говорит сейчас не будем. Назовем его «очень странным». Но документ – это тот ориентир, который обязывает исполнителей строго ему следовать. Ровно через год появляется Проект «Положения о Психологической Службе в системе образования РФ» (31.11. 2018) и Проект Приказа Министра просвещения «О главных внештатных педагогах-психологах в системе образования Российской Федерации». Понятно, созданные, по всей видимости, в такой же спешке. (сроки исполнения Указа вышли).
Теперь посмотрим, каковы могут быть последствия такой управленческой деятельности?
Такие изменения в управлении, несомненно, приведут к «избыточному контролю» и «размыванию ответственности». Разработчики упомянутых документов назвав их «внештатными» видимо хотели избежать финансовых затрат на их содержание. Анализ опыта отечественной бюрократии показывает, что как только будет утверждено Положение, то ни один документ, ни одно официальное предложение, не сможет пройти выше, если не будет согласовано со всеми внештатными «Главными психологами». Да и сам, добровольно согласившийся стать Главным психологом специалист, получает «бесплатно» в нагрузку множество дополнительных обязанностей. В том числе и чисто бюрократических, реализуя которые, он обязательно «загрузит» соучастием всех нижестоящих, использует всех специалистов на местах, добавляя им объем работы.
«…22. Основными функциями главного внештатного педагога-психолога в субъекте Российской Федерации являются:
Второе – существенные изменения в содержании предметной области работы специалиста (достаточно сравнить текст и Концепции и Проекта Положения с описанием целей, задач, содержания работы и т.п. с содержанием ныне действующих ФГОС; профессионального стандарта педагога-психолога, текстами всех учебных пособий, по которым готовят педагогов-психологов). Метафорически мое впечатление после прочтения этих разделов в текстах Концепции и Проекта Положения можно выразить известной цитатой: «Поэт в России больше, чем поэт». Как только это все приобретет юридический статус, то Служба и ее специалисты будут ответственны практически за все: от «….решения стратегических задач развития образования Российской Федерации, направленному на сохранение и укрепление здоровья; …. профилактике социального сиротства… » до «… обеспечения доступной профессиональной помощи в преодолении фобических, аффективных и личностных расстройств у обучающихся»
Если в контексте упомянутых документов оценивать то, что происходит в этой сфере, то можно констатировать попытку «размывания содержания предметной области» специалиста и содержания работы Службы. Для примера сравним то, что было прописано в целях и задачах Службы пока еще действующих документов с тем, что предлагается (см. Табл 1).
А если все это еще сравнить с тем, что написано во ФГОС, в профессиональных стандартах и учебниках, по которым готовят практических психологов образования, то картина будет совсем удручающая: столько обнаружится «нестыковок», а иногда и противоречий, взаимоисключающих утверждений и т.п.
Анализ накопленного не только в нашей стране за последние 30 лет опыта создания и работы Службы показывает, что нынешнему руководству образованием необходимо срочно пересмотреть не только то, как происходит процесс принятия судьбоносных для Службы решений, но и использовать в разработке содержания, определяющего специфику работы ее специалистов, не только тех, кто формально имеет отношение к данной области, а прежде всего тех, кто к сегодняшнему дню имеет существенный опыт непосредственной ПРАКТИЧЕСОКОЙ работы в данной сфере. Хочется верить, что профессиональное сообщество сможет не вслепую профессионально дискутировать с авторами Проектов, а активно (интерактивно, дистанционно, удаленно и непосредственно) соучаствовать в обязательном публичном обсуждении таких важных документов.
Если бы меня спросили, с чего бы я начал, получив такое задание, то ответ был бы такой
Надеюсь, что еще не поздно сделать все, чтобы судьба развития Службы не зависела от стремления некоторых «далеких от реальной жизни» чиновников «вовремя отреагировать на постановления Правительства», а определялась бы в первую очередь профессионалами-практиками, имеющими большой и результативный опыт деятельности на местах. Если внимательно читать Законы и нормативные акты, то управленцы – те, кто создает условия, обеспечивающие эффективность оказания психологической помощи в соответствии с положениями Статьи 42 Закона об образовании.
Предлагаю всем заинтересованным сторонам объединиться для конструктивного диалога и обеспечить научно-обоснованное и построенное на накопленном позитивном отечественном опыте практики развитие Службы. Начиная от Положения и заканчивая разработкой отдельных технических вопросов, например – требованиями к экспертизе, процессу и т.п.