Праксис что это в нейропсихологии
ПРАКСИС
Праксис (греч. praxis дело, действие) — способность выполнять ряд заученных движений в определенной последовательности, ведущей к достижению намеченной цели, организуемых взаимодействием вторичных и третичных зон ряда областей коры, у правшей преимущественно левого полушария головного мозга.
Для Праксиса необходима сохранность целого ряда систем, участвующих в регуляции движений — путей и центров чувствительности, координации и статики (см. Анализаторы, Афферентный синтез, Головной мозг, Двигательный анализатор, Движения, Функциональные системы). Праксис — одна из самых сложных двигательных функций, присущих человеку. Организация произвольных действий при осуществлении этой функции связана с предметом, его смысловой сущностью. При этом предмет определяется как объект (вне зависимости от его величины, формы и других качеств) в соответствии с его назначением для определенной цели (напр., чашка может быть разных размеров, формы, цвета, может быть сделана из глины, стекла, металла и т. д., но она существует для того, чтобы в нее наливали жидкость или насыпали сыпучие вещества). Иногда П. ошибочно понимают только как возможность осуществления произвольных движений. Произвольные действия вырабатываются на основе П. и реализуются впоследствии на более низких уровнях (автоматизм). Движения по мере их автоматизации все меньше нуждаются в текущих кинестетических коррекциях. Там, где требуется большая экономность и быстрота движений, они могут осуществляться по автоматизированным «матрицам управления». В процессе восстановления двигательной функции, нарушенной вследствие травмы или болезни, большую роль, как и при формировании функции, играет сенсорная коррекция, сигналы о верных и неверных движениях, поступающие в мозг. Эта афферентация имеет значение вплоть до полной автоматизации движения, выработки навыка. Только после этого вновь разработанное движение, действие начинает осуществляться на более низких уровнях.
Праксис представляет собой действия, которые являются смысловыми актами, т. е. это не столько движения, сколько элементарные поступки, определяемые поставленной задачей (надеть и застегнуть пальто, запечатать письмо, накрыть на стол и др.). На основе П. формируются также сложные действия, связанные с производством, спортом, искусством. Все это предметные действия, каждое из к-рых представляет собой совокупность движений, направленных на решение определенной смысловой задачи. Если для движений, осуществляемых на более низких уровнях, характерна четкая локализация в коре головного мозга и подкорковых образованиях, то афферентация действий значительно обобщена, далеко отодвинута от первичных рецепций и в значительной степени опирается на мнестические функции. Расчленить афферентационные уровни, отнести их к определенным полям коры головного мозга и системам проводящих путей очень трудно. Праксис — проявление деятельности всей коры головного мозга. Очаги, вызывающие нарушение П., располагаются в ассоциативных зонах, в к-рых осуществляется сочетание различных функций, необходимых для выполнения действия. Наиболее тесно связаны с П. задние отделы теменной и премоторные отделы лобной долей головного мозга. При повреждении этих отделов развивается апраксия (см.), при к-рой нет стойких моторных выпадений и страдает реализация целенаправленного двигательного акта. Сохранные кинетические фрагменты реализуются анархически с заменами одних движений другими. В одних случаях больной не знает, что нужно делать, в других — как это делать, в третьих — как расположить свои действия в пространстве рт т. д.
Праксис начинает формироваться с первых лет жизни при участии всей коры головного мозга и многочисленных подкорковых механизмов. В возрасте примерно после двух лет развиваются два вида предметных действий — собственно предметные, т. е. манипуляции с вещами и орудиями, и символические, включающие элементарные координации речи и письма. Ребенок осваивает в этот период ряд актов самообслуживания, играет с игрушками, пытается рисовать, начинает овладевать речью. В возрасте 3—8 лет детям свойствен повышенный локомоторный фон и постепенное овладевание навыками. В это же время начинает активно проявляться преимущество правой руки (у правшей). К концу первого десятилетия у ребенка преобладают высшие кортикальные уровни, все более возрастает количество освоенных двигательных навыков и предметных манипуляций, особенно осуществляемых правой рукой.
Исследования Праксиса начинают с определения состояния элементарных функций (движений, чувствительности и др.). Затем исследуют собственно П. Испытуемому предлагают несколько различных поз пальцев, которые он должен повторить. Больной с нарушенным П. может воспроизводить их зеркально с выраженными двигательными персеверациями. Проверяют также возможность выполнения инструкций разной степени сложности. Для проверки состояния премоторного П. больному предлагают выполнить серию движений, меняющихся с достаточной быстротой. Просят также выполнить ряд простых действий — застегнуть пуговицу, снять пиджак, налить воду в стакан. Большое значение имеют пробы с воображаемыми предметами (показать, как зажигают спичку, как расчесывают волосы, как солят хлеб) и пробы на выполнение символических действий (погрозить, поманить пальцем).
Для проверки орального Праксиса больному предлагают надуть щеки, облизать губы, высунуть язык, вытянуть губы, произвести свист, жевание и другие действия, а также выполнить несколько подобных движений одно за другим.
Возможность выполнения действия в реальных условиях и невозможность его воспроизведения по словесной инструкции может говорить о снижении уровня организации действия. Проверяют также конструктивный П.: складывание кубиков, фигур из спичек и др.
Для правильного выполнения действия необходимы сохранность и слаженность работы целой функциональной системы с участием 39—40 корковых полей, в т. ч. полей премоторных отделов лобных долей мозга.
Библиография: Бернштейн Н. А. О построении движений, М., 1947; Кроль М. Б. и Федорова Е. А. Основные невропатологические синдромы, М., 1966; Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга, М., 1969, библиогр.; он же, Основы нейропсихологии, М., 1973; Handbook of clinical neurology, ed. by P. J. Yinken a. G. W. Bruyn, y. 4, p. 48, Amsterdam a. o., 1975.
Праксис что это в нейропсихологии
Тактильный гнозис — это способность распознавать на ощупь поверхность, текстуру материала; узнавать форму предмета; а также принимать тепловые и болевые сигналы.
Глава 5. Праксис
5.1. Понятие праксиса и его неречевые виды
Гностические функции, в свою очередь, служат базисными для овладения связанными с ними действиями, т.е. различными видами праксиса. Термин праксис обозначает практическое (предметное) действие. Таких действий человек осваивает великое множество: от самых простых (еда, одевание и пр.) до сложнейших, представленных, например, профессиональными навыками и прочим.
Учение о праксисе и его нарушениях — апраксии — было создано немецким неврологом К. Липманном, который развил и уточнил положения, выдвинутые еще неврологом К Вернике, впервые описавшим моторную афазию и введшим ее в науку.
К. Липманн подчеркивал, что праксис — это система не только предметных, но и произвольных действий Нарушение способности воспроизводить эти действия носит название апраксии Принципиально важно, что больные с апраксией теряют способность выполнять движения и действия именно произвольно. Непроизвольно эти же действия могут быть ими легко выполнены Подробнее об этом будет сказано в разделе «Апраксии».
К. Липманн обратил внимание и на то, что для выполнения какого-либо двигательного акта необходимо совершить серию отдельных движений, соответствующих его общему замыслу. Такой замысел К. Липманн назвал «идеаторным эскизом (наброском)». По существу, он представляет собой план действия, который разворачивается в отдельные двигательные акты («кинетические мелодии»). Чтобы действие совершилось, необходима также передача представлений о нем в исполнительный (моторный) центр.
Таким образом, в структуру праксиса как высшей психической функции входит три звена: идеаторное, передаточное и исполнительное.
А.Р. Лурия, основываясь на учении К Липманна о праксисе и апраксии, существенным образом развил его. Он разделил все праксические действия на кинестетические (чувствительные) и кинетические (двигательные), постулируя таким образом наличие двух видов праксиса — кинестетического и кинетического. Кинестетический праксис А.Р. Лурия обозначил как афферентный, а кинетический — как эфферентный Это уточнило понимание праксиса — как одной из высших психических функций, и апраксии — как его патологии.
Формирование праксиса и диспраксия у детей
Диспраксия у детей (диспраксия развития) – это несформированность произвольных предметных движений и действий при сохранном интеллекте. Если мы говорим про взрослых, то аналогичное нарушение, возникшее после инсульта или черепно-мозговой травмы называется апраксия (это утрата уже сформированного навыка).
Этапы развития двигательной сферы у детей:
Таким образом, в основе праксиса, то есть произвольных движений, лежит восприятие и сенсорная интеграция.
С 2 лет уже можно говорить о формировании первичного праксиса. По мнению доктора психологических наук, профессора Т.Г. Визель, мануальный, пальцевый праксис можно оценивать с 2.5 лет. Оральный праксис – с 3 лет. Артикуляторный – с 4 лет.
Виды нарушений двигательной сферы у детей:
Также можно выделить диспраксии по видам деятельности: конструктивная, графомоторная, диспраксия выражения эмоций, диспраксия еды и т.д., но это уже частные случаи.
Виды диспраксии по локализации:
Рекомендации родителям при диспраксии у детей
Диспраксия – это нарушение формирования навыков. Тренируя конкретный навык, будь то произнесение звуков или езда на велосипеде, диспраксия не устраняется. Но формировать жизненно важные навыки необходимо, а также важно преодолевать психологическую установку неуспешности у ребенка. Родителям нужно многократно повторять действия вместе с ребенком, ободряя его и снимая фокус внимания с самого действия, чтобы не акцентировать внимание на том, что не получается. Не ругать и не сравнивать с другими.
Также важно формировать предпосылки к формированию праксиса, заниматься видами активности, которые приводят в порядок «нижние уровни» организации моторной сферы (ствол — вестибулярные ядра – мозжечок — кора).
Примеры занятий: ортоковрики, полусферы, различные балансиры, прыгуны, беговел, батут, игры с мячом, «классики», «жмурки», «догонялки», методика занятий с кинезиологическими мешочками и мячиками BAL-A-VIS X, бассейн, коньки, ролики, ЛФК, АФК, кинезиология, логоритмика, барабаны, игры на подражание движениям («зеркало», «попробуй, повтори»), действия по устной инструкции (сложное действие дробить на части и проговаривать пошагово, как в игре «Робот», сложные можно в виде квеста), развитие новых способов использования игрушек и вещей.
Запишитесь на консультацию нейропсихолога по телефону (812) 642-47-02 или заполните форму на сайте.
Понятия «гнозис», «мнезис», «праксис»
Общие положения теории системной динамической локализации ВПФ. Основные понятия в нейропсихологии
В понятийном аппарате нейропсихологии можно выделить два класса понятий. Первый — это понятия, общие для нейропсихологии и общей психологии; второй — это собственно нейропсихологические понятия, обусловленные спецификой ее предмета, объекта и методов исследования.
К первому классу понятий относятся такие, как «высшая психическая функция», «психическая деятельность», «психологическая система», «психический процесс», «речевое опосредование», «значение», «личностный смысл», «психологическое орудие», «образ», «знак», «действие», «операция», «интериоризация» и многие другие. Содержание этих понятий излагается в ряде руководств и монографий, посвященных общепсихологическим проблемам (Л.С.Выготский, 1960, А.Н.Леонтьев, 1972, 1977; А.Р.Лурия, 1973, 1979; Б.Ф.Ломов, 1984; А.В.Петровский, М.Г.Ярошевский, 1996 и др.).
Второй класс понятий составляют собственно нейропсихологические понятия, в которых нашло отражение применение общепсихологической теории к нейропсихологии – конкретной области знания, предметом которой является изучение мозговой организации психических процессов, эмоциональных состояний и личности на материале патологии и прежде всего – на материале локальных поражений головного мозга. Все вместе эти понятия составляют определенную систему знаний или теорию, с единых позиций объясняющую закономерности нарушений и восстановления высших психических функций при локальных поражениях мозга и обосновывающую представления об их мозговой организации. Данная теория, с одной стороны, способна объяснить разнообразную клиническую феноменологию нарушений психических функций, а с другой – удовлетворительно предсказывать новые факты и закономерности.
Понятия «гнозис», «мнезис», «праксис»
Гнозис— собирательное понятие для процессов перцептивной категоризации (опознания) стимулов разной модальности.
Предметный зрительный гнозис — наиболее важный для ориентации в окружающей действительности. Благодаря ему человек различает предметы.Формирование зрительного гнозиса начинается с узнавания реальных предметов и реалистических изображений.
Цветовой гнозис также развивается постепенно. Вначале осваиваются яркие цвета спектра (красный, синий, зеленый), затем — менее яркие — белый, черный, коричневый, оранжевый.
Лицевой гнозис — особый вид зрительного гнозиса. Он формируется относительно изолированно от остальных видов зрительно-гностической деятельности. Первым, что усваивает ребенок зрительно — это лицо матери или близкого ему человека. Затем приобретается способность различать и запоминать другие лица. Излишне говорить, что память на лица необходима для общения с окружающими людьми в течение всей жизни.
Симультанный гнозис — это способность видеть сложные изображения целиком, укладывать детали в единое целое, выделяя существенные и второстепенные признаки.
Слуховой гнозис характеризуется необходимостью восприятия последовательности стимулов, реализующихся во времени.
Тактильный гнозис — это способность распознавать на ощупь поверхность, текстуру материала; узнавать форму предмета; а также принимать тепловые и болевые сигналы.
Нарушение способности воспроизводить эти действия носит название апраксии
Принципиально важно, что больные с апраксией теряют способность выполнять движения и действия именно произвольно.Непроизвольно эти же действия могут быть ими легко выполнены
Он разделил все праксические действия на кинестетические (чувствительные) и кинетические (двигательные), постулируя таким образом наличиедвух видов праксиса — кинестетического и кинетического.
Кинестетический праксис А.Р. Лурия обозначил как афферентный, а кинетический — как эфферентный. Это уточнило понимание праксиса — как одной из высших психических функций, и апраксии — как его патологии.
Термин афферентныйозначает «центростремительный»,подразумевающий направление нервных импульсов от периферии к центру».
Термин эфферентныйозначает «центробежный»,подразумевающий направление нервных
Способность совершать смысловые предметные действия без предметов (по имитации) носит название символического праксиса.
Особое место занимает пальцевыйпраксис.Он свидетельствует о значительной степени дифференцированности кистевых действий.
Еще более сложным, чем пальцевый, является оральный праксис. Он формируется на основе менее предметных, а следовательно, более абстрактных действий. К движениям орального праксиса относится умение по заданию подуть, поцокать, пощелкать языком, надуть щеки и прочее.
Наиболее сложный из всех видов праксиса — артикуляционный, т.е. способность произносить звуки речи и их серии (слова).
Афферентный артикуляционный праксис — это способность воспроизводить изолированные звуки речи, их артикуляционные уклады (позы), которые часто называют также речевыми кинестезиями или артикулемами.
Эфферентный артикуляционный праксис — это способность произносить серии звуков речи.
Понятие праксиса и его неречевые виды
Гностические функции, в свою очередь, служат базисными для овладения связанными с ними действиями, т.е. различными видами праксиса.
Термин праксис обозначает практическое (предметное) действие. Таких действий человек осваивает великое множество: от самых простых (еда, одевание и пр.) до сложнейших, представленных, например, профессиональными навыками и прочим.
Учение о праксисе и его нарушениях — апраксии — было создано немецким неврологом К. Липманном, который развил и уточнил положения, выдвинутые еще неврологом К Вернике, впервые описавшим моторную афазию и введшим ее в науку.
К. Липманн подчеркивал, что праксис — это система не только предметных, но и произвольных действий. Нарушение способности воспроизводить эти действия носит название апраксии Принципиально важно, что больные с апраксией теряют способность выполнять движения и действия именно произвольно.
Непроизвольно эти же действия могут быть ими легко выполнены Подробнее об этом будет сказано в разделе «Апраксии».
К. Липманн обратил внимание и на то, что для выполнения какого-либо двигательного акта необходимо совершить серию отдельных движений, соответствующих его общему замыслу. Такой замысел К. Липманн назвал «идеаторным эскизом (наброском)».
По существу, он представляет собой план действия, который разворачивается в отдельные двигательные акты («кинетические мелодии»). Чтобы действие совершилось, необходима также передача представлений о нем в исполнительный (моторный) центр.
Таким образом, в структуру праксиса как высшей психической функции входит три звена: идеаторное, передаточное и исполнительное.
А.Р. Лурия, основываясь на учении К Липманна о праксисе и апраксии, существенным образом развил его. Он разделил все праксические действия на кинестетические (чувствительные) и кинетические (двигательные), постулируя таким образом наличие двух видов праксиса — кинестетического и кинетического.
Кинестетический праксис А.Р. Лурия обозначил как афферентный, а кинетический — как эфферентный Это уточнило понимание праксиса — как одной из высших психических функций, и апраксии — как его патологии.
Добавим к этому, что термин афферентный означает «центростремительный», подразумевающий направление нервных импульсов от периферии к центру», а термин эфферентный означает «центробежный», подразумевающий направление нервных импульсов от центра к периферии».
Таким образом, один вид праксиса — кинетический по способу приобретения и использования — кинестетический и афферентный по направленности нервных импульсов. Второй вид праксиса по способу приобретения и использования и эфферентный по направленности нервных импульсов.
Для того чтобы пояснить сказанное, обратимся к тому, что посредником между человеком и его произвольными действиями является предмет, понимаемый как объект действительности в самом широком смысле слова.
Вначале это был предмет, предоставляемый природой (камень, ветка дерева, плоды, шкуры убитых животных и т.д.), а затем появился предмет, являющийся продуктом деятельности самого человека, т.е. рукотворный. И те и другие предметы сыграли решающую роль в формировании праксических действий людей.
Для тог, чтобы сорвать плод с дерева, нужно принять соответствующую позу, поднять руку вверх и сделать движение отрыва плода от ветки; для того чтобы поймать мяч, нужно протянуть обе руки вперед и сделать захватывающее движение; для того, чтобы взять иголку, нужно соединить два пальца — большой и указательный — на одной руке.
Так, мы можем не срывать плод с дерева, а показать, как это делается, не ловить реальный мяч, а показать, как ловят воображаемый мяч.
Совокупность рукотворных предметов составила значительную часть созданной человеком цивилизации. В современном мире роль предмета не столь доминантна, как ранее, однако остается еще очень важной, особенно в детском возрасте.
Современный ребенок с его ранней готовностью к сложным видам отвлеченной деятельности не обходится тем не менее без предмета, без оперирования им. Взрослый человек также пользуется предметом повсеместно и ежеминутно, однако многие секреты предметной деятельности им утеряны.
Достаточно вспомнить колоссов острова Майя, пирамиды Хеопса, которые сделаны руками человека, но как именно, теперь нам не понятно. Секрет сотворения этих «чудес» утерян. Но даже если бы человек и оставался таким же искусным в ручной деятельности, вряд ли он стал делать подобные предметы.
Они перестали быть столь необходимыми, как ранее (и в эстетическом, и в практическом смысле). В результате нас уже не окружают люди в костюмах, ручная отделка которых изумляет и умиляет, дома и их убранство упростились до геометрических форм.
Стили помпадур, барокко, рококо — историческая данность, переставшая быть реальностью сегодняшнего дня. Правда, сохранились еще православные храмы, готические соборы, «кружевные» мечети Востока, которыми мы можем любоваться, но создавать в том первозданном виде уже не будем, да и не можем.
В «предметный» период онтогенеза ребенку, как и нашим предкам, необходимо разнообразие предметов, которыми он может оперировать. В первую очередь, это игрушки, затем — бытовые предметы, а затем и все остальные. «Королевой» игрушек, по праву, можно считать погремушку.
Она стимулирует и зрительный, и слуховой гнозис, и кистевой праксис, вырабатывает направленность внимания и деятельности в целом.
Не менее «великими» являются куклы, кубики и пирамидки. Это незаменимые стимулы для развивающегося гнозиса и праксиса.
Способность совершать смысловые предметные действия без предметов (по имитации) носит название символического праксиса. К нему относятся все смысловые жесты (как едят, как пьют, рубят дрова, водят машину и пр.).
Известно, что именно символические жесты составляют особый язык глухих — амслен. Вербальная способность слышащих людей оттеснила язык жестов на второй план, однако всем известны ситуации, когда вместо слов приходится использовать жесты (нельзя кого-то разбудить, нужно что-либо неслышно подсказать, наконец, что-либо сообщить, когда слов не слышно, например, в момент отправления поезда).
Особое место занимает пальцевый праксис. Он свидетельствует о значительной степени дифференцированности кистевых действий. Маленький ребенок очень рано (начиная с 5—6 месяцев) проявляет любовь к игре с пальчиками.
В это же время у него появляется осмысленный указательный жест, делающий ребенка принципиально отличающимся от всех животных, даже от примата, который, если и может что-то обозначить, то рукой, а не пальцем.
Своего апогея любовь ребенка к действиям с пальцами достигает в широко известной игре «Сорока-ворона».
Еще более сложным, чем пальцевый, является оральный праксис. Он формируется на основе менее предметных, а следовательно, более абстрактных действий. К движениям орального праксиса относится умение по заданию подуть, поцокать, пощелкать языком, надуть щеки и прочее.
Так, больной, который не может по заданию подуть, тут же задувает горящую спичку, поднесенную к его губам.
Овладение оральным праксисом составляет весьма важную подготовительную фазу речевого развития. От качества и объема оральных навыков во многом зависит усвоение нормативного звукопроизношения.