Позорный столб это что
Позорный столб
Позорный столб и колодки — средневековая деревянная конструкция с прорезями для головы и рук преступника, выставленного для публичного осмеяния. В средние века являлись наказанием за незначительные преступления, которому местные власти могли подвергнуть осуждённых по приговору поместного или городского суда. Упразднены во Франции в 1832 г., в Англии в 1837 г.
К такому наказанию приговаривались, в частности, писатель Даниэль Дэфо и адмирал Томас Кохрейн.
Литература
Смотреть что такое «Позорный столб» в других словарях:
Позорный столб (наказание) — Позорный столб с колодками … Википедия
Позорный столб и колодки — (pillory and stocks), дерев, рама с отверстиями для головы и рук преступника, выставлявшегося на всеобщее осмеяние. Таким способом в ср. век. местных общинах наказывали по приговору местного или гор. суда мелких нарушителей закона. Но даже во… … Всемирная история
Позорный столб и колодки — средневековая деревянная конструкция с прорезями для головы и рук преступника, выставленного для публичного осмеяния. В Средние века являлись наказанием за незначительные преступления, которому местные власти могли подвергнуть осуждённых по… … Википедия
СТОЛБ — СТОЛБ, солба, муж. 1. Бревно или толстый брус, вкопанный в землю стоймя. Телеграфный столб. Фонарный столб. Верстовой столб. «Руби столбы, заборы сами повалятся.» (посл.) «Никакой враг уже не сможет сломить наш Cоветский Союз. Любой агрессор… … Толковый словарь Ушакова
Столб (значения) — Столб: Столб (архитектура) Столб (переносное значение) Вольтов столб Солнечный столб Позорный столб Позвоночный столб см. Позвоночник Столб жидкости Столб (геральдика) Столп Творения астрономический термин В Викисловаре есть статья « … Википедия
СТОЛБ (СТОЛП) — Верстовой столб. Волг., Горьк. шутл. ирон. О человеке высокого роста. Глухов 1988, 10; БалСок, 54. Лезть на телеграфный столб. Морд. Шутл. Подчеркивать своё превосходство над кем л. СРГМ 1982, 120. Превратиться в соляной столб. Книжн. Окаменеть… … Большой словарь русских поговорок
Столб позорный — см. Позорящие наказания … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Падран (каменный столб) — Падран, установленный Васко да Гама в г. Назаре Падран (Portuguese: Padrão) каменный столб (часто увенчанный латинским крестом) с изображением королевского герба Португалии и надписью. Падран устанавливался португальскими мореплавателями в ходе… … Википедия
Грин, Александр — Александр Грин Имя при рождении: Александр Степанович Гриневский Дата рождения: 11 (23) августа 1880(18800823) Место рождения: Слободской, Вятской губернии Дата смерти: 8 июля … Википедия
Александр Грин — В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Грин. Александр Грин Имя при рождении: Александр Степанович Гриневский Дата рождения: 11 (23) августа … Википедия
Позорный столб
Позорный столб — средневековая деревянная конструкция с прорезями для головы и рук преступника, выставленного для публичного осмеяния. В средние века был наказанием за незначительные преступления, которому местные власти могли подвергнуть осужденных по приговору поместного или городского суда.
История
Первоначально это был обычный отрезок бревна, к которой привязывали преступника, выставляя его на всеобщее обозрение. Кроме наказания, здесь имело место и желание показать всем лица определенных опасных субъектов — воров, мошенников и т. Д. Естественно после того, как все село увидело лицо карманного вора ему оставалось только менять профессию или место жительства, вряд ли кто в его присутствии теперь бы рискнул отвести глаз от своих карманов. Позже к этому столбу добавили колодки, так что теперь злодея можно было закрепить, а не таская с собой веревку или цепей.
Применяли многочисленные типы этих устройств: деревянные и каменные, на одного или нескольких осужденных. Одним из их разновидностей были колодки, устанавливаемые на площади или в другом людном месте, в них фиксировали руки или ноги преступника и так же выставляли его на всеобщее обозрение.
В своей простейшей форме, колодки использовались как позорный столб, были две толстые доски с прорезями, в которых фиксировались руки или ноги осужденных, накрывались верхней доской с такими же прорезями и обе половинки закрывались на замки, иногда с одного конца верхняя и нижняя половины из ‘ соединялись с помощью шарнира. Если колодки фиксировали человека в положении стоя, то они прикреплялись к столбу, если же замыкали его косточки, то обычно осужденному давали деревянную скамейку. Такое наказание вызвали меньше физических страданий. Иногда у позорного столба закрепляли вторую пару колодок на уровне ног, так что жертва была абсолютно беспомощной, не в силах шевельнуть ни рукой, ни ногой. Иногда позорный столб был оборудован крышей защищало жертву от солнца и дождя.
Часто, чтобы увеличить страдания осужденного женщины, ее выставляли у позорного столба голой, что в те времена было тяжким позором, нередко сравнимой со смертью. Поскольку в те времена обнаженное женское тело было редкостью, то можно при таких наказаниях собирались большие толпы.
Такие публичные наказания применялись вплоть до XIX века. Только в более поздние времена их стали применять в тюрьмах. До XIX века осужденных обычно помещали в людные места, чтобы отвадить других правонарушителей. Нередко их располагали рядом с церквями и выполняли приговор после воскресной мессы, чтобы толпа выходящих из церкви мог полюбоваться на это зрелище.
Публичный позор была основной задачей наказания в колодках и у позорного столба. В маленьких городах или селах того времени в толпе зевак почти всегда находился кто-нибудь знакомый осужденному, что только увеличивало его стыд. Беспомощные жертвы подвергались публичных оскорблениям и насмешкам, в них бросали всем, что попадалось под руку. Это были испорчены фрукты и овощи, грязь, экскременты, дохлые крысы, даже камни.
В качестве дополнительного наказания, людям выставленным у позорного столба иногда прибивали гвоздем ухо к столбу. Это не только было крайне больно, но и делало жертву абсолютно неподвижной. Очень часто ухо разрывалось, когда осужденный пытался хоть как-то скрыть свое лицо от бросаемой у него плохие. Если по истечении положенного срока наказания, ухо жертвы еще прикрепляли его (или ее) голову к столбу, то палачи не особо раздумывая просто отрезали его, прежде чем открыть колодки.
Не всегда позорный столб позволял узнику стоять прямо, нередко он был таким низким, что тому приходилось скорчуватися в три погибели, что вряд ли улучшало его состояние.
Как правило, в каждом, даже самом маленьком селе был позорный столб, не говоря уже о городка и крупные центры. В Англии, парламентским актом от 1405, говорилось, что в каждом городе и селе должен быть установлен позорный столб. Более того, города не получали права открывать рынок, пока его площадь ни была «украшена» позорным столбом. В таких городах, как Лондон, обычно было несколько столбов в разных районах города.
Позорные столбы и колодки служили наказанием за многие проступки. Пьянство, проституция, а не посещение церкви — список был большим. Более и менее регулярно у позорного столба оказывались торговцы и рыночные торговцы, обвешивали и обсчитывали покупателей. Часто наказание показывало за преступление его назначили, так мясник, который продавал тухлое мясо, выставлялся с его куском, привязанным к шее. Того, кто разбавлял водой пиво, обливали его же продуктом, пока он стоял в колодках.
Позорный столб (наказание)
Слово pillory (английское название позорного столба) известно в английском языке с 1274 года (встречается в «английской латыни» с примерно 1189 года) и происходит от старофранцузского pellori (слово известно с 1168 года; современное французское звучание — pilori), которое, в свою очередь, происходит от средневекового латинского слова pilloria неясного происхождения — возможно, уменьшительного от латинского слова pila («столб, каменный барьер»).
Примечания
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Позорный столб (наказание)» в других словарях:
Крест — — евр. цлав. Распятие. Крест. Распятие. Слово крест, лат. «крукс», первоначально обозначало вообще позорный столб или столб мучения, который мог иметь различную форму. У некоторых* древних народов преступников привязывали к столбу за руки над… … Словарь библейских имен
Позор — У этого термина существуют и другие значения, см. Позор (значения). Позор это состояние оценки действия, поступка, поведения человека, группы людей, и др, ставшее известным, наглядным и оцененным другим человеком или группой людей… … Википедия
Позорящие наказания — в обширном смысле наказания телесные, которые у всех народов считались и считаются бесчестящими; в более тесном смысле наказания, исключительно направленные на унижение личности, лишение чести и состоящие обыкновенно в исполнении над виновным… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Грин, Александр Степанович — Александр Грин Александр Степанович Гриневский Дата рождения: 11 (23) августа 1880(1880 08 23) Место рождения … Википедия
История Львова — Львов крупнейший город Западной Украины, который на протяжении многовековой истории было научным, культурным и национальным центром региона. В древнейшие времена столица Галицко Волынского государства, впоследствии … … Википедия
ИЕЗУИТЫ — [офиц. название Societas Jesu (SJ), Об во Иисуса], католич. орден монашествующих регулярных (уставных) клириков, основанный в 1534 г. католич. св. Игнатием Лойолой и утвержденный 27 сент. 1540 г. папой Римским Павлом III буллой «Regimini… … Православная энциклопедия
Хартум и его обитатели — Прежде чем мы перейдем к рассмотрению главного города внутреннего африканского царства, мы должны бросить взгляд на историю тех стран, центральный пункт которых я попытаюсь обрисовать. История Судана начинается только в наше время;… … Жизнь животных
Позорный столб это что
Энциклопедия обо всем
Эта книга — не учебник для рэкетиров и не пособие для политических партий, стремящихся к власти и обещающих быстро и легко решить все проблемы. Прежде всего это книга о человеке, о нас с вами.
В основе всех этих наказаний одно — попытка разжечь чувство страха, испуга. Отсюда появление изощренных действий. К описанным в книге наказаниям хотелось бы добавить следующие случаи наказания.
Особенно жестокие и изощренные издевательства сопровождали классовые конфликты. После подавления восстания «Жакерия» во Франции в 1358 году его руководитель Гильом Каль был перед казнью «коронован» раскаленным железным треножником. Еще более страшной расправе был подвергнут руководитель крестьянского восстания в Венгрии в 1514 году Дьердь Дож. Взятого в плен, его посадили на раскаленный трон и короновали раскаленной короной. Справедливости ради надо отметить, что восставшие тоже не особенно церемонились с бывшими господами. Так, во время крестьянской войны в Германии весной 1525 года по приказу одного из крестьянских вожаков Якова Рорбаха вюртембергский фогт граф Людвиг фон Гельфенштейн и 13 его сторонников были осуждены на позорную казнь — прогон сквозь пики.
«А работника солдаты связали и положили на землю, всунули ему в рот деревянную пялю да влили ему в глотку полный подойник гнусной навозной жижи, кою называли они «шведский напиток», что, однако ж, не пришлось ему по вкусу и произвело на лице его удивительные корчи. Через то принудили они его свести некоторых из них в иное место, где взяли людей и скот и пригнали на наш двор… Тут стали они отвинчивать кремни от пистолетов и на их место ввертывать пальцы мужиков и так» пытать бедняг, как если бы хотели сжечь ведьму, понеже одного из тех пойманных мужиков уже засовали в печь и развели под ним огонь, хотя он им еще ни в чем не признавался. Другому обвязали голову веревкой и так зачали крутить палкой ту веревку, что у него изо рта, носа и ушей кровь захлестала. Одним словом, у каждого из них была своя хитрость, как мучить крестьян, и каждый мужик имел свою отличную от других муку… Отца моего они связали по рукам и ногам так, что он не мог пошевелиться, посадили к огню и натерли ему подошвы мокрой солью, а наша старая коза ее тотчас же слизывала, через что происходило щекотание, так что он, казалось, мог лопнуть со смеху»[1].
Многочисленные факты взаимной жестокости сопровождают революции.
Поскольку книга Брайана Лэйна посвящена главным образом наказаниям в Западной Европе, хотелось бы несколько слов сказать о России.
При подавлении народных восстаний часто применялись виселицы на плоту, которые пускались по течению реки. Подобные случаи отмечены при подавлении крестьянских войн Степана Разина и Емельяна Пугачева.
Двадцатый век, усовершенствование техники создали новые приемы пыток и казней людей. Для умерщвления и издевательства стали применяться электричество, газы, кислоты. Не изменилось только одно:
Жестокость наказания никогда и нигде не способствовала снижению уровня преступности.
Жестокость вызывала ответную жестокость.
Значение книги Брайана Лэйна в том, что описание наказания с древности до наших дней вызывает желание запрета пыток и отмены смертной казни.
Появление и расширение такого движения — вот чем отличается наше время от всех остальных периодов развития общества.
Полное запрещение пыток, отмена смертной казни должны стать основной целью человечества в грядущем тысячелетии. Опыт показывает, что отмена смертной казни, замена ее пожизненным заключением, например, спасает-жизни невиновным (в случае судебной ошибки) и гораздо более эффективно воздействует на преступников, многие из которых не выдерживают наказания жизнью.
Тогда данная энциклопедия будет использоваться по назначению — как историческое пособие, рассказывающее еще об одной победе человека, победе над самим собой.
Энциклопедические работы, подобные этой, скорее составляются, нежели пишутся. Энциклопедия — это подборка фактов, эпизодов и суждений, тщательно проверенных, проанализированных и упорядоченных таким образом, чтобы получилась интересная и познавательная книга. Конечно же, многие люди внесли свою лепту в написание этого исследования, и вправду сказано, что один ум — хорошо, а два — лучше. Здесь невозможно отдать должное всем тем, кто помог мне в работе, но я буду ссылаться на них в дальнейшем. В моем распоряжении имелись работы, написанные более ранними исследователями проблемы преступления и наказания. Их книги оказали мне неоценимую помощь в подборе материала, впрочем, как и их ссылки на своих предшественников, и хотя каждая такая ссылка нуждалась в серьезной проверке, я был избавлен от многих часов утомительных поисков. Одно из самых интересных исследований — книга Эрнста Петтифера «Наказание в дни былые» (Punishment of Former Days). Хотя она повествует только о британских методах ведения следствия и отправления правосудия, автор, прослуживший многие годы секретарем суда в Вест-Райдинге (графство Йоркшир), дает яркую и исчерпывающую картину английского судопроизводства. Неоценимую помощь оказала мне трилогия члена зоологического и философского королевских обществ Джорджа Райли Скотта «История телесных наказаний» (History of Corporal Punishment), «Многовековая история пытки» (History of Torture Throughout the Ages) и «История смертной казни» (History of Capital Punishment). Интересно было прочитать на первой странице, что книга предназначалась для продажи только «врачам, юристам, антропологам, психологам, социологам и криминалистам», дабы уберечь предшествующие поколения от случайной встречи с каким-нибудь нынешним садомазохистом. Забавно и то, что автор этих строк, будучи юношей, видел эту книгу на пыльной витрине одного из тех магазинчиков, в которых когда-то продавались грыжевые бандажи и противозачаточные средства. В книге Джона Свейна «Прелести камеры пыток» (Pleasures of the Torture Chamber) я нашел несколько темных ссылок, проверка которых доставила мне истинное удовольствие как исследователю, а «Наказание в прошлые века» (Bygone Punishment) Уильяма Эндрюса может считаться классической в данной области. Эти и другие книги стали для меня источником знания и вдохновения, когда я писал свое собственное сочинение, которое, надеюсь, также окажется небесполезным для будущих исследователей этой проблемы.
Что русские считали унижением?
Прилюдное попрание чести порой считалось даже более суровым наказанием, нежели смертная казнь, поскольку поруганному гражданину потом приходилось мириться с бесславием, сопровождавшим его на протяжении всего земного пути.
Во все времена подвергнуться унижению могли как мужчины, так и женщины, только в зависимости от пола разнились как методы бесчестья, так и причины позора.
Утративших доверие правителя представителей высших сословий подвергали самой лёгкой в физическом отношении порке, которая наносила непоправимый урон их личному достоинству.
Обычно публичное наказание, регламентированное Судебником 1497 года, проводилось на торговых площадях прямо на глазах у простолюдинов, и поэтому именовалось «торговой казнью».
Если для смертной казни палач пользовался кнутом, то для унижения человека было достаточно применение розга или плети. При этом наказуемый обязательно должен был быть обнажён, иначе эти удары не наносили вреда его чести.
В последний раз «торговая казнь» применялась в Российской империи в 1845 году, однако Екатерина II ещё раньше запретила.
С XVIII века представители привилегированных сословий вместо болезненных телесных наказаний стали подвергаться более гуманному, но не менее унизительному стоянию у позорного столба.
Устанавливаемый в людном месте на специальном помосте позорный столб иногда был снабжён колодками, в которых зажимались руки и голова «преступника», а порой был оборудован только кандалами и висящим на цепи ошейником.
Приговорённого к публичному оскорблению дворянина доставляли к месту всеобщего осмеяния на «позорных» дрогах чёрного цвета, ставили на колени и приковывали к позорному столбу.
Каждому осуждённому предстояло простоять оговорённый в приговоре срок, который отсчитывался с того момента, когда палач ломал над головой наказуемого шпагу, символизировавшую дворянскую честь.
Ритуал преломления шпаги, иными словами шельмование впервые был введён Петром I, причём изначально он применялся только в армии, а затем перешёл в общегражданскую практику.
Это унизительное действо было прелюдией к лишению их сословных прав, воинских званий, титула, состояния и отправки в пожизненную ссылку.
Шельмование, как способ оскорбления человеческого достоинства, обязательно сопровождалось прибиванием к виселице таблички с именем осуждённого.
И хотя официально этот обряд «гражданской казни» применялся в период с 1716-1766 годы, есть исторические сведения, свидетельствующие, что он был совершён даже над Чернышевским и Достоевским.
Перу Петра I принадлежит ещё один резонансный закон, изменивший не только внешний вид, но и сознание русского человека, для которого окладистая борода испокон веков являлась признаком чести и знатности.
Длина бороды была мерилом уважения и аристократичности, поэтому её старательно отращивали и берегли как зеницу ока. Иногда она передавалась как наследство из одного поколения в другое, а о величавости рода судили по сложению длин всех бород в родословной.
Каждый правивший на Руси князь в своём судебном кодексе, который именовался «Правдой», отдельной строкой отмечал наказание, предусмотренное за покушение на бороду.
Ярослав Мудрый за нанесение урона чести путём порчи бороды ввёл штраф в размере 12 гривен, а в «Псковском судебнике» XIV столетия за подобное правонарушение взималась вира в 2 рубля, хотя за убийство человека нужно было уплатить всего 1 рубль.
Царь Иван Грозный унижал неугодных бояр тасканием за бороду, а также её стрижкой.
Повелев боярам устранить на лице растительность, император Пётр I посягнул на нечто священное, на значение которого указывает поговорка: «Режь наши головы, не тронь наши бороды».
Именно поэтому на начальном этапе «реформы» многие бояре согласились платить в казну увесистую «бородовую пошлину», только бы не потерять этот символ достоинства и почёта рода.
Не принадлежащие к элите граждане подвергались куда более тягостным процедурам унижения, которые никак нельзя было скрыть, поскольку к ним применялись такие жестокие меры как вырывание ноздрей и клеймение.
Изначально выступавшее в роли наказания за курение вырывание ноздрей, впоследствии превратилось в популярную процедуру, для метки каторжников-рецидивистов, о биографии которых красноречиво повествовала их внешность.
Уличённого в воровстве простолюдина немедленно осуждали на каторгу, предварительно выжигая на его лбу и щеках буквы «В», «О» и «Р», чтобы каждый умеющий читать, знал, что перед ним стоит мошенник. Избежать этой участи могли только женщины, которых по закону клеймить было не положено.
Сугубо женские унижения
Унизить русскую женщину можно было отрезав волосы, что делали муж или родственники дамы в случае уличения её в измене или блуде.
Однако своевольные помещики часто без всякой причины практиковали этот вид оскорбления достоинства, поскольку видели в крепостных крестьянках не людей, а объект для развлечения.
Чтобы опозорить замужнюю женщину, нужно было просто сорвать с неё головной убор, который после свадьбы становился обязательным атрибутом её одежды. Именно отсюда берёт начало слово «опростоволоситься» в значении опозориться.
Самый большой срам могла навлечь на себя девушка, утратившая целомудрие до брака. В этом случае ворота её дома мазали дёгтем, родные имели право избить её, а шансы выйти замуж резко снижались.
Хотя в Западной Сибири гулявшую девицу осуждали и унижали лишь в том случае, если её благоверный позже отказывался заключать законный союз.
«символизировавшую дворянскую честь»
Хороша дворянская честь, такую хуйню творить. Капец они теми ещё лицемерами были, чувствую живи я пару веков пораньше поддерживал бы коммунистов
До Петра I курение и нюхание табака было вне закона. Сначала курильщикам рвали ноздри, а потом уже рецедивистам стали рвать ноздри. Так что скорее рецедивистов к курильщикам приравняли, а не наоборот.
В древней Руси ворами называли преступников, совершающих государственные преступления, никак не связанные с кражами в привычном понимании.
В разряд государственных преступлений включалось и словесное оскорбление лиц, принадлежащих к власти. Так что, обозвав какое-нибудь высокопоставленное лицо, можно было снискать репутацию вора. Но это еще не все. Ворами также называли предателей.
Изначально выступавшее в роли наказания за курение вырывание ноздрей, впоследствии превратилось в популярную процедуру, для метки каторжников-рецидивистов
Курильщиков приравняли к рецедивистам? Или я что-то не понял?
Зря вы про наказание за курение упомянули, нас же могут читать депутаты
Пятничный выпуск. Правда ли, что Пётр I учредил медаль «За пьянство»?
Во многих книгах и СМИ можно встретить рассказ об очень тяжёлой медали, которой царь в качестве наказания якобы награждал алкоголиков. Мы проверили достоверность этой истории.
(Спойлер для ЛЛ: скорее всего, неправда. Ни в одном документе это не зафиксировано, возможно медаль существовала как локальное наказание, не имеющее отношение к царю. С неумеренным употреблением алкоголя на службе Пётр боролся несколько радикальнее.)
В общих чертах эта необычная история звучит примерно так. Пётр I был недоволен пьяницами и решил отучать их от вредной привычки весьма оригинальным способом. Царь якобы приказал отлить чугунную медаль весом около 7 кг — её надевали на пьяницу в полицейском участке, и тот вынужден был носить эту награду от недели до года. Медаль «За пьянство» в своих текстах упоминают авторы многих крупных российских изданий, в числе которых РИА «Новости», «Коммерсантъ», «Российская газета», «Аргументы и факты», Lenta.ru, журналы Maxim и «Вокруг света». О необычной награде повествуют и авторы нескольких научно-популярных книг — например, Андрей Гальчук в сборнике «Удивительная Россия. 500 фактов о нашей стране, которые вас поразят» и Валерий Анишкин с Екатериной Шманевой в книге «Богатство и бедность царской России. Дворцовая жизнь русских царей и быт русского народа». Её упоминает и писатель Даниил Гранин в книге «Причуды памяти». История не обошла стороной и соцсети — о ней рассказывают, например, крупные паблики во «ВКонтакте»: «Наука и факты» (4,8 млн подписчиков), «История человечества» (4,4 млн), «5 интересных фактов» (4,3 млн), HistoryPorn (1,4 млн) и многие другие. Награде также посвящена небольшая статья в «Википедии».
Начнём с того, что при изучении публикаций, упоминающих медаль «За пьянство», бросаются в глаза отличия во внешнем виде награды. На части предметов мы видим монограмму Петра I и упоминание 1714 года, на других этих элементов нет. В некоторых случаях концы звезды вытянуты больше, в некоторых меньше. На одной из фотографий надпись «За пьянство» сделана по дуге, на других буквы ровные (правда, иногда буква «В» оказывается выше остальных). В одном из случаев на месте привычной нам буквы «Я» стоит буква «Ѧ» (юс малый), упразднённая при Петре I, в других — что-то скорее похожее на современную «А». Отличаются также форма крепления, соединяющего медаль с ошейником, форма звеньев цепи и другие детали.
Вероятно, значительная часть представленных в интернете изображений — либо фотографии современной сувенирной продукции, изготовленной «по мотивам» исторической награды, либо любительские копии. В авторитетных источниках чаще всего можно встретить одно из двух изображений.
Материалы в крупных СМИ о медали «За пьянство» (зачастую вместе с этой фотографией) начали появляться только в конце 2013 года, их иллюстрировал этот снимок. Многие из тех публикаций были посвящены новости — медаль выставили на торги. В каталоге аукционного дома «Знакъ» лот описан так:
«Чугун. Размер 36 х 33 см. Медаль была изготовлена к юбилею Санкт-Петербургского общества попечительства о народной трезвости в 1914 году. Она в точности повторяла медаль «За пьянство», учреждённую Петром I с целью борьбы против пьянства. Вес её составлял 17 фунтов (около 7 кг). Медаль вешали на шею в наказание за чрезмерное употребление спиртных напитков, так что её было невозможно снять самостоятельно. Считается самой тяжёлой медалью в истории».
Несмотря на то что речь идёт о копии начала XX века, а не оригинале, медаль при начальной стоимости в 45 000 руб. ушла с молотка за 220 000 руб. По данным «Коммерсанта», покупателем стал коллекционер и учредитель Музея истории телесных наказаний в Москве Валерий Переверзев.
Значительное число более ранних упоминаний также связаны с разнообразными любительскими музеями. Так, в 2011 году (за два года до аукциона) медаль показали в репортаже «Первого канала» к годовщине отмены телесных наказаний. Съёмки проводили в том же Музее истории телесных наказаний, комментарий давал тот же Валерий Переверзев, а в кадре продемонстрировали сразу две разные медали «За пьянство». В 2009 году эту же награду упоминали в публикации о выставке «Тайны Средневековья» в Волжске, а в 2004-м — в рассказе об открывшемся в Петербурге Музее русской водки. В 2018 году Мемориальный музей купцов Демидовых в Туле представил копию награды, с которой мог сфотографироваться любой посетитель.
Из крупных музеев, насколько нам удалось обнаружить, медаль «За пьянство» упоминает только Государственный исторический музей (ГИМ) в Москве. Там её сфотографировала искусствовед Софья Багдасарова. Об этом экспонате ГИМ нередко рассказывает в соцсетях, при этом в разное время описывает его по-разному. Так, в 2016 году аккаунт ГИМ в Facebook сообщал:
этот «ошейник с чугунной звездой с надписью «За пьянство»» весом 4,1 кг был изготовлен в первой половине XVIII века, а награждались им «рабочие Демидовских заводов».
Это описание совпадает с тем, которым Багдасарова в 2008 году снабдила фотографию в Wikimedia Commons. При этом в 2018 году также в Facebook музей сделал другой пост, в котором описание медали приобрело «канонический» вид: награду весом 6,8 кг ввёл Пётр I в 1714 году с целью борьбы против пьянства, её вешали на шею в полицейском участке, а носить медаль нужно было целую неделю. Эту же версию ГИМ изложил в твите в 2019 году. При этом в каталоге на официальном сайте музея нам не удалось обнаружить такой экспонат.
Мы обратились в ГИМ с просьбой о комментарии, пресс-служба передала наш запрос в отдел металла. Сотрудники этого подразделения в ответ прислали описание экспоната из музейного каталога: «Ошейник с чугунной восьмиконечной звездой и надписью «За пьянство»». По данным хранителей, предмет поступил в коллекцию в 1930 году из Военно-исторического музея и изготовлен во второй половине 1710-х годов из железа и чугуна, его вес — 4,1 кг. Также в ответе отдела металла ГИМ была полностью процитирована статья «Википедии» о медали «За пьянство», в которой изложена распространённая версия об указе Петра I. Каких-либо пояснений о связи экспоната с содержанием статьи наши собеседники не дали. На уточняющие вопросы сотрудники ГИМ не ответили, ограничившись утверждением, что «публикацией информации о предметах в Facebook» они не занимаются.
С. Хлебовский. Ассамблея при Петре I (1858 год, ГРМ)
Более ранние упоминания необычной награды можно встретить в нескольких источниках советского времени. Так, в 1988 году о медали «За пьянство» рассказали в литературно-художественном журнале «Байкал». В 1972 году её упомянули в сборнике «Сельское хозяйство Киргизии», а годом ранее — в работе «Советское административное законодательство на страже общественного порядка». Отметим, что эти тексты не были подготовлены профессиональными историками, а в академических публикациях найти подтверждение нам не удалось.
Самое ранее упоминание медали как введённой Петром I награды, которое мы смогли найти, датируется февралём 1965 года. Тогда в журнале «Огонёк» в рубрике «Забавные мелочи» появилась небольшая заметка за подписью В. Коган:
«Недавно, работая над архивными материалами, я обратил внимание на необычную медаль. Оказывается, при Петре I пьяницам, которые попадали в тюрьмы, вешали на шею чугунную медаль весом в 17 фунтов (6 кг 800 г) с надписью: «За пьянство»».
Текст сопровождался изображением награды — то ли рисунком, то ли фотографией не лучшего качества.
При этом в доступных нам дореволюционных текстах о семикилограммовой награде ничего не сообщается, равно как и в изученных нами академических исследованиях. Указ или любой другой документ об учреждении медали «За пьянство» отсутствует как в «Полном собрании законов Российской империи», так и в сборнике «Законодательные акты Петра I», подготовленном в Академии наук СССР. По словам исследователей, царь, напротив, поощрял продажу спиртных напитков — за счёт этого пополнялась казна. При этом чрезмерное пьянство при несении службы наказывалось куда более жестоко, чем ношением очень тяжёлой медали.
Происхождение необычной награды в прошлом году изучал наш коллега Алексей Бороненко. Кандидат исторических наук Андрей Захаров, к которому он обратился за комментарием, заявил, что «нигде, ни в каких исторических источниках о такой медали не говорится», и высказал гипотезу, что «это могла быть разовая шутка, которую потом преувеличили».
В экспозиции ГИМ, по свидетельству Бороненко, этот экспонат выставлен как медаль, которую вешали рабочим на заводах Демидовых. Опрошенные нашим коллегой работники музея сообщили, что Пётр I к этой награде никакого отношения не имел. Её использовали
«только в отношении пьяных рабочих: они должны были носить её в течение недели, другие рабочие над ними должны были смеяться, и это должно было сделать пьянство не очень привлекательной привычкой».
Вероятно, медаль «За пьянство» существовала в петровское время — в подлинности самого предмета сотрудники ГИМ уверены. Однако её бытование было строго локальным — подобный предмет надевали в качестве наказания на заводах Демидовых. В свою очередь, версия о том, что Пётр I ввёл аналогичную меру повсеместно, впервые прозвучала только в середине 1960-х годов и не подтверждается доступными историческими источниками и академическими исследованиями.
Впрочем, это не помешало ей стать популярной, а владельцам многочисленных любительских музеев — выставлять довольно сильно отличающиеся друг от друга медали якобы времён Петра I под видом подлинных артефактов.
Наш вердикт: скорее всего, неправда
Традиционно уточняю, что в сообществах отсутствуют спам, реклама и пропаганда чего-либо (за исключением здравого смысла), а в день обычно публикуем не больше двух постов.
Школа и наказание
В нашей школе, Crompton House, был один преподаватель, Mr. Grundy. Высокий, строгий, с квадратной челюстью и особым чувством юмора.
Было наказание еще страшнее. Если ты забыл свои вещи для физкультуры, то надо было надевать что-то из коробки забытых и сырых вещей. Это придумал Мистер Вилтон.
Я до сих пор помню этот запах… никто не стирал эти вещи, они просто там лежали, покрыты грязью, потом и ароматом дернового грибка.
Ну, и ты там сидел, надевал эту гадость, вокруг все ухмылялись, хотя мало было там мальчиков, которые ни разу не оставляли дома свой пакет из универсама, с чистыми, нежными и аккуратно сложенными вещами, который мама оставила у двери со словами «не забудь!»
Мама… мама, я забыл. Мама, я покрыт дерновым грибком.
Mamaaaaa, life had just begunnn.
Когда в 2003 я сам метаморфознул в преподавателя, этот дух Филча немного остался во мне.
«Крэйг, а как же Тест на Землетрясение имени Мистера Грунди?»
Ой, простите, увлекся! Ща
Тест делался так: непослушный ребенок стоял лицом к стене, слегка упирая свой нос в стену. Так он и стоял, перед всеми, до конца урока. Кончиком носика, он должен был ощущать происходит ли землетрясение и сразу передать Мистеру Грунди.
Никто ни разу не передал, что есть землетрясение. Все понимали, что так только хуже будет.
Дух Мистера Грунди тоже вселился в меня, вместе с Филчем. Они там в бридж играли, чай пили, детей осуждали.
В 2003, я работал преподавателем английского в школе 241. И неплохо получалось! Я детишкам нравился и у меня получалось заинтересовать большинство из них (11-12 летних) за урок. Остальные занимались открыванием окна. Им нравилось сидеть у открытого окна третьего этажа и смотреть вниз на верную гибель. Russian children…
Мне помогла преподавательница Надежда Валентиновна с этим. Закрыла напрочь окно разбрасывая недовольных детишек и кусочки облезшей краски с подоконника, ругая всех, особенно меня. «Да вы просто оттолкните их от окна и закройте его, госссподи!»
Но я так и давал уроки у окна, пока Н.В. Не закрыла окно на замок, ведь мне нельзя было физически заставлять их что-либо делать.
Зато, мой внутренний Филч был не против наделять детей эмоциональной болью, чтобы мотивировать нужное поведение. Для их блага, конечно. Всегда для их блага.
Четко да ярко я помню один случай в школе 241, когда мой Филч мне подсказал как справиться со сложной ситуацией.
В этом классе училась девочка по имени Эльмира. Отличница, умница, прямо Гермиона по характеру: с косичками, бантиками и блеском в глазах. Но в этот день, она что-то делала, что мне не нравилось. Я не помню что. Может слишком упорно занималась, или слишком хорошо отвечала на вопросы. Только помню, что ничего особо плохого она не делала.
Следующие мгновения напрочь запечатаны в моей зрительной коре. Она сначала смотрела в мои глаза, словно «реально, вы серьезно??».
Приоткрыла рот, чтобы протестовать, но сразу закрыла, дабы не быть выгнанной в незаслуженное ею изгнание в naughty corner. Это правда было несправедливо. Она это знала, а я это осознал слишком поздно.
Она наклонила голову, косички упали на стол и лежали там в поражении. Одна большая слеза нарисовалась в углу ее глаза, сгустилась и упала на стекло ее очков.
Я наблюдал все это в ужасе. Филч, трусливый ублюдок, сбежал обратно в глубинку моей души, и я в классе остался один, лицом к лицу с последствиями своего неумения.
Она тут же сказала что-то лаконичное и мощное. К огромному сожалению, я не помню что! Я записал где-то, но забыл где. И очень жаль. Это было героические слова. Она не жаловалась, она не приняла мою правоту, только признала, что власть у меня, но одновременно тонко передавала, что я ею злоупотребляю.
Это было круто с ее стороны: не прямо “Прислуживаться тошно.”, но это было что-то впечатляющее.
Я перед ней быстро извинился, попросил прощения, принёс ещё извинения и признал свою неправоту. Слава богу, она улыбнулась и перестала плакать.
У меня было немало таких атавизмов когда я приехал в Россию. Как жить, как преподавать, как обращаться к людям. Я до сих пор не совсем понимаю что делать когда дети балуются.
Даже не знаю про наказания, нужны ли они или нет. Дети, правда, иногда нарушают границы, мешают другим заниматься. Не всегда можно словами достучаться, (тут Филч говорит “зачем словами стучаться, когда можно учебником стукнуть??). А надо ли заставлять делать тест на землетрясение и прочие наказания? Это не только физически неприятно, это еще и публичное унижение…
Но я реально не знаю.
Мистер Грунди однажды сказал всем на собрании в школе «Вы должны всегда слушаться своего преподавателя. Не из-за страха. А из-за уважения». Я хорошо помню этот момент и свой когнитивный диссонанс при этом. Он требовал, чтобы мы не боялись, а уважали людей, которые угрожали и наказывали нас.
Я это только осознал когда увидел слёзы и протест Эльмиры.
В общем, я не знаю и продолжаю искать ответы. Только знаю, что я поступил неправильно с Эльмирой. Я знаю, что я не буду работать как Мистер Грунди или Аргус Филч. Остался у меня вопрос “бывает ли у человека уважение без страха?” Без возможного наказания.
Безнаказанность тоже приведет к плохому.
Понимаю, что есть недостатки в моем подходе и продолжаю искать ответы.
Но взрослых я наказываю. 50р за каждое русское слово на уроке. Взрослые только так понимают 😅
Как чиновник с суеверием боролся
Автор: Алиса Фейнман.
Дело было в царстве Вэй (5-4 века до н. э.), это на востоке нынешнего Китая. Уезду Е тогда не очень повезло, как полагали жители: его главой стал чиновник Симэнь Бао. Он был идейным человеком и не особо уважал людей, наживающихся на чужом незнании.
Прибыв на новое место службы, он узнал о местном обряде: свадьбе речного бога. Ежегодно колдунья выбирала невесту местному божеству. До помолвки девушке шили платье и предписывали не есть вина и мяса. Далее около 10 дней она проводила в хижине на берегу реки. Уже после того её клали на циновку, украшали и бросали в реку; проплыв мили, она уходила под воду к «суженому».
Если бы страдала всего одна семья, это ещё можно было бы стерпеть. Но нет: поборы брали со всех, причём большие (до ста раз по 10 тысяч, как пишет источник). На саму свадьбу шла едва ли треть: остальное делили «организаторы».
Мало кому из местных нравилась эта традиция. Однако поделать они ничего не могли, поскольку слишком могущественны были организаторы: три жреца, отшельник и колдунья. Да и поверье гласило: не отдашь речному богу невесту — река выйдет из берегов, утопит людей и их имущество. Приходилось терпеть или уходить.
Не видя иного выхода, семьи с дочерьми бежали из уезда. Да и все более-менее здравомыслящие люди тоже. Постепенно уезд нищал, а людей держали в страхе жулики, уверенные в своём всемогуществе.
«Не в мою смену» — решил чиновник и предложил просителям план. Согласившись с ним, все стали ждать ближайшей свадьбы.
На следующую свадьбу пришёл лично Симэнь Бао. По его приказу туда же были вызваны жрецы, колдунья с ученицами и старейшины. Вместе со зрителями получилось около 3 тысяч человек. А дальше началось веселье.
Рис.1. Колдунья собирается на встречу с речным богом
Чиновник лично осмотрел «невесту» и решил, что она — явно не лучшее, что можно предложить богу. Чтобы отсрочить свадьбу, посланцем на дно была отправлена колдунья — попутно извинится за плохой выбор девушки (рис. 1). Когда через определённое время она не вернулась, к речному богу отослали поочерёдно всех её учениц — пусть поторопят свою наставницу (рис. 2)!
Рис. 2. Ученицы на пути к колдунье
Снова стали ждать. Снова тишина. Снова выбрали посыльных к речному богу: ими оказались три жреца. И они ушли на дно.
Шло время, никто не возвращался. Надо бы поторопить посланцев, а то наверняка уже богу надоели своим присутствием. Послали за ними отшельника и одного из богачей.
Тут местные начали что-то подозревать. Рухнули они на колени и стали «стучать головами по земле так, что раскровянили себе лбы». Пока они этим занимались, прошло время. Посыльные так и не явились. Тогда приказал Симэнь Бао идти собравшимся по домам. Сказал, что снова идти к речному богу бесполезно; видимо, ему понравились гости и отпустит он их нескоро.
Рис. 3. Обложка книги с историей про Симэнь Бао. Она очень популярна в КНР и на Тайване. Каждый школьник знает её как пример победы знания над суеверием. Суют её и в пособия для изучающих язык
Вряд ли Симэнь Бао был наказан за своенравное поведение: с исчезновением заинтересованных в суеверии лиц (колдуньи, отшельника и жрецов) сгинула и сама традиция. Её бы не остановило словесное разъяснение чиновника, пока бы жили организаторы. Стоило бы ему уехать, как всё бы вернулось. А так — и главари пойманы, и шайка обезврежена.
А мне таки интересно, что рассказали бы организаторы о дворце речного бога. Ну и куда деньги ушли с последней свадьбы, естественно.
По материалам книги Х. фон Зенгера «Стратагемы. О китайском искусстве жить и выживать». Эта история относится к стратагеме 18: «Если хочешь поймать разбойничью шайку, надо сначала поймать главаря».
Автор: Алиса Фейнман.
Подпишись, чтобы не пропустить новые интересные посты!
Преступление и наказание. Тюрьма и каторга в Российской империи
Владимир Маковский «Ожидание у острога» (1875)
Одной из характерных особенностей дореволюционных мест лишения свободы было то, что значительная часть денег на содержание заключенных поступала в виде пожертвований, которых было особенно много во время религиозных праздников. Жертвовали и небогатые сердобольные люди, и состоятельные, особенно купцы, ведь «от сумы и от тюрьмы не зарекайся». Щедростью отличались староверы. Пожертвования перечисляли в тюрьмы в виде денег, продуктов питания, одежды. Более того, еще в допетровские времена было официально разрешено выпускать преступников для сбора подаяний. В 1711 году Петр I запретил подобную практику, но полностью искоренить ее не удавалось. Попрошайничество то разрешали, то снова запрещали, но на протяжении всего 18 века одетые в рубища и скованные одной цепью арестанты не редко ходили по улицам под надзором караульных и распевали жалостливые песни. Изменилась ситуация только в 1819 году после учреждения попечительного общества, которое сумело наладить работу с благотворителями и более грамотное распределение поступающих средств. При тюрьмах были столярные, переплетные, швейные, сапожные и другие мастерские. Формально заключенный не имел права иметь при себе больше 3 копеек в день. Остальное должно было переводиться на его счет, с которого он мог оплачивать необходимые ему вещи или забрать деньги после освобождения. Однако на практике это часто не соблюдалось.
Приговоренных к каторге отправляли партиями, к которым по дороге присоединялись «коллеги» из других городов. На европейской части империи группы были до 50 человек, в Сибири их могло быть пару сотен. Начиналось печальное путешествие со сбора подаяний, которые могли быть довольно щедрыми. Уныло звеня кандалами и распевая жалостливые песни, можно было заработать несколько десятков и даже сотен рублей, не считая разных гостинцев от сердобольных жителей. Некоторые приговоренные, чтобы подзаработать, незаметно продавали по дороге одежду, в том числе казенную. За это их наказывали, но потом все же выдавали новую. Женщины и мужчины значительную часть пути шли вместе, разделяли их в Тобольской тюрьме, крупнейшем перевалочном пункте. В дороге заработанные деньги быстро таяли из-за постоянных поборов конвоиров. Купить продукты, чтобы хоть как-то разнообразить скудный паек, заплатить за право добраться до очередного места ночевки раньше других, чтобы успеть занять более удобное и теплое место на нарах, хоть часть пути проехать на подводе, а иногда из-за обычного вымогательства. В 1822 году вес ножных кандалов ограничили пятью фунтами (2кг), носили их мужчины, а женщины только оковы на руках. Но еще долгое время приговоренные шли группами, скованными одной цепью. Помимо каторжан в партиях были в партиях были приговоренные к ссылке, что было более мягким приговором. Это породило еще один способ заработка и злоупотреблений – обмен именами и наказаниями. Так как конвоиры знали в лицо не всех, а сопроводительные документы содержали только описания, то некоторые похожие внешне люди менялись местами. Иногда подмены обнаруживали, и виновных наказывали.
В романе Льва Толстого «Воскресенье» начало мрачного путешествия описано так: «Сначала шли каторжные мужчины, все в одинаковых серых штанах и халатах с тузами на спинах… Звеня кандалами, пройдя шагов десять, останавливались и покорно размещались, по четыре в ряд, друг за другом. Вслед за этими, без остановки, потекли из ворот такие же бритые, без ножных кандалов, но скованные рука с рукой наручнями, люди в таких же одеждах. Это были ссыльные… Они так же бойко выходили, останавливались и размещались также по четыре в ряд. Потом шли женщины, тоже по порядку, сначала – каторжные, в острожных серых кафтанах и косынках, потом – женщины ссыльные и добровольно следующие, в своих городских и деревенских одеждах. Некоторые из женщин несли грудных детей за полами серых кафтанов. С женщинами шли на своих ногах дети, мальчики и девочки. Дети эти, как жеребята в табуне, жались между арестантками. Мужчины становились молча, только изредка покашливая или делая отрывистые замечания. Среди женщин же слышен был несмолкаемый говор… Несмотря на то, что всех арестантов считали в стенах тюрьмы, конвойные стали опять считать, сверяя с прежним счетом. Когда всех вновь перечли, конвойный офицер скомандовал что-то, и в толпе произошло смятение. Слабые мужчины, женщины и дети, перегоняя друг друга, направились к подводам и стали размещать на них мешки и потом сами влезать на них». Только с 1897 года, согласно указу Николая II, приговоренных отправляли в Сибирь только по железной дороге.
Александровская каторжная тюрьма, вечерняя проверка
Условия в тюрьмах и острогах были спартанскими, а жизнь монотонной. «Сидельцы» в свободное от работы время развлекали друг друга байками и рассказами о похождениях знакомых удальцов, злыми проделками (например, прилепить к ноге спящего сокамерника бумажку и поджечь), учились у старших товарищей сомнительным наукам, играли в азартные игры. Среди заключенных официально выбирали старосту (путем прямого голосования, и администрация не имела права отклонить выбранного кандидата). Сергей Максимов в «Сибири и каторге» пишет о тюремной иерархии так: «Каждая тюрьма имеет при себе непосредственного начальника, должностное лицо государственной службы, смотрителя. Каждому смотрителю дается помощник, известный под именем тюремного надзирателя. Кроме того, каждая тюремная артель выбирает из своей среды старосту (на 40 человек арестантов полагается один такой выборный). Староста получает отдельный нумер от прочих, и он же вместе с тем и артельный эконом, обязанный заботиться о пище, и помощник надзирателя (субинспектор), обязанный быть комнатным соглядатаем и фискалом. Старост этих, таким образом, в каждой тюрьме, смотря по числу заключенных, находится 3, 4 и 5 человек. Над ними полагается еще один наибольший, старший староста, который на тюремном языке называется общим. Такова должностная иерархия и тюремная бюрократия. А вот какова и вся процедура их обязанностей, в кратких и общих чертах, набросанных одним из смотрителей карийских тюрем. «Смотритель, — говорит он, — заведует как хозяйственною, так и письменною частью. Надзиратель заботится о пище и об одежде арестантов и, кроме всего этого, ведет отчетность. Поутру, в назначенные часы для работ, он идет на раскомандировку в тюрьму. По приходе с караульным урядником строит арестантов в строй, делает перекличку по имеющейся у него табели, чтобы узнать, все ли арестанты налицо (точь-в-точь, как делалось это на этапах); кончив такую, сдает партии военному караулу, наряженному в конвой. По уходе арестантов на работу он выдает старостам провизию на день».
Вот какие данные Максимов приводит о питании сибирских заключенных: «Каждому арестанту полагается по фунту мяса летом и по 3 /4 ф. в прочее время, 1 /4 ф. крупы и 10 золота, соли. Правда, что они едят и щи, и картофель, и лук, но зато все это покупается на собственные арестантские деньги, зарабатываемые в праздничные дни. На это же идут и те деньги, которые получаются артелями за перевозку тяжестей на артельном рогатом скоте, и те проценты, которые накопляются с разных ссуд, выдаваемых частным лицам из артельной экономической суммы (в 1860 г. остатки ее простирались до 2781 р. 26 3 /4 к.). Весь доход тюрьмы состоит из платы, зарабатываемой арестантами в праздничные дни. Каждый из них получает в месяц из окладов: рабочие по 75 к. и мастеровые третьей статьи — 1 р., второй — 1 р. 50 к., первой — 2 р. Казна дает от себя только кормовые деньги 5 к. в сутки и 4 ф. печеного хлеба. Летом во время промыслов идет 5 ф. хлеба и по 1 ф. мяса. Больным выдается половинный оклад платы без кормовых и провианта; остальная часть удерживается в уплату лазаретной пищи. По выпуске из тюрьмы, следующая из артельных сумма выдается каждому на руки. «Точно так же и тем, которые хорошим поведением заслужили доверие, покупаются одежные вещи и припасы смотрителем. Одежда приготовляется при промысловом цехе и выдается на сроки. На два с половиною месяца; холщовая рубаха, суконные порты, три пары юфтевых чирков (вм. сапог) и пара рукавиц. На год поступают арестанту: шинель сермяжного сукна и поддевка сукменная». Рассчитано примерно, что содержание всякого арестанта на артельные деньги обходится в год в 33 р. 22 к.»
Была и своя «теневая экономика», с регулярными выборами «откупщиков», и тут был принцип аукциона. Деньги шли в уже тогда существовавшие «общаки». Предложивший наибольшую цену получал монопольное право на продажу алкоголя, табака или проведения азартных игр. Как откупщики получали данные товары – уже их проблема, но обычно за деньги договаривались с сотрудниками исправительных учреждений. Встречались и свои «службы безопасности банков», только в те времена их «сотрудники» деньги не выманивали, а делали сами, также как и разные липовые документы. Крупная группа фальшивомонетчиков была выявлена в Бутырской тюрьме в 1873 году.
На европейской части империи тюрьмы часто помещались в замках и крепостях, которые перестали использоваться по назначению. В Сибири места лишения свободы выглядели обычно так: территория огорожена высоким частоколом, а за ней помещение, напоминающую казарму, в которой на нарах спят заключенные, и рядом административное здание, лазарет. Из письма Сони Мармеладовой о жизни каторжанина Раскольникова: «помещение его в остроге общее со всеми; внутренности их казарм она не видала, но заключает, что там тесно, безобразно и нездорово; что он спит на нарах, подстилая под себя войлок, и другого ничего не хочет себе устроить. Видится же она с ним по праздникам у острожных ворот или в кордегардии, куда его вызывают к ней на несколько минут; по будням же на работах, куда она заходит к нему, или в мастерских, или на кирпичных заводах, или в сараях на берегу Иртыша». В остроге помимо него было несколько поляков, один бывший офицер, пара семинаристов, а остальные – из «простых», подтрунивавшие над ним, потому что он «барин», а пускать в ход топор – дело не барское. Осужденные валили лес, работали в шахтах и на рудниках, на винокурнях, заводах. С конца 1860-х силами каторжников началось освоение Сахалина, и попасть на него считалось еще большей бедой. Самих каторжников делили на «воздержанных», то есть благонадежных, вставших на путь исправления и достойных поощрения (выходных, послаблений режима, небольших премий), «невоздержанных», то есть склонных к нарушению дисциплины, и » неисправимых». Последних в виде наказания могли приковать цепью к тачке или даже стене в одиночной камере. Склонным к побегу брили половину головы (обычно так брили при этапировании, а по прибытии на место уже нет). После отбытия срока на каторге многие должны были еще какое-то время остаться на поселении. В итоге очень часто отправка в Сибирь была путешествием в один конец.