Познотоническое утомление что это такое
Роспотребнадзор (стенд)
Роспотребнадзор (стенд)
Утомление и его профилактика
Утомление и его профилактика
Профилактика утомления, перенапряжения и сохранения здоровья работников физического труда должна включать комплекс мероприятий.
Наиболее радикальным средством в профилактике физического перенапряжения является совершенствование техники и технологии, направленное на соответствие конструктивных особенностей оборудования, ручного инструмента и других средств труда, а также организации рабочих мест современным требованиям эргономики. Иными словами, оборудование и рабочие места, предназначенные для работников различных профессий, должны соответствовать антропометрическим данным, физиологическим и психологическим особенностям человека и отвечать требованиям ГОСТ на работы, выполняемые в положении сидя или стоя (ГОСТ 12.2.033-78; ГОСТ 12.2.032-78). Большое значение в профилактике мышечных напряжений имеет своевременная проверка (метрологическая и т.п.) величин прилагаемых усилий на различные органы управления (рычаги, маховики и т.д.) и ручные инструменты (гайковерты, перфораторы, отбойные молотки и др.), которые должны отвечать соответствующей нормативно-технической документации.
Особую значимость для предупреждения перенапряжения НМА имеют рациональные режимы труда и отдыха, установленные в соответствии с характером и условиями труда, динамикой функционального состояния работающих. Рациональный режим помимо перерыва на обед (который не входит в длительность cмены) должен включать регламентированные перерывы, общая продолжительность которых зависит от вида физической нагрузки. Чем тяжелее работа, тем раньше после начала смены должны быть введены регламентированные перерывы, а продолжительность их должны быть больше. Регламентированные перерывы входят в длительность рабочего дня.
Для профессиональных групп, трудовая деятельность которых связана с локальными мышечными нагрузками (оператоторы ВДТ, перфораторщики, наборщики типографий и др.), в режим труда и отдыха целесообразно включать 2-3 регламентированных перерыва продолжительностью 15-20 минут.
Для профессий, связанных с региональными нагрузка (станочники, штукатуры, формовщики мелких изделий и многие другие), в режим труда и отдыха следует вводить не менее 3-х peгламентированных перерывов общей продолжительностью не менее 20 минут.
Для профессиональных групп, трудовая деятельность которых связана с общими (глобальными) мышечными нагрузками (шахтеры, грузчики, формовщики крупных изделий и др.), в режим труда и отдыха целесообразно включать не менее 3-х регламентированных перерывов общей продолжительностью не менее 35 минут.
Регламентированные перерывы следует заполнять производственной гимнастикой, направленной на расслабление основных работающих мышц, проведение самомассажа, гидромассажа рук (ног) или пассивного отдыха.
Для лиц физического труда, связанных с непрерывным производственным процессом и имеющих сменный график работы, следует предусматривать полноценный отдых между сменами.
Большое значение в комплексной профилактике профессиональной и общей заболеваемостей, укрепления здоровья работающих имеют занятия, проводимые во вне рабочее время в специально созданных «Центрах восстановления работоспособности» (ЦВР). Занятия в ЦВР проводятся под контролем врача. Подготовленные инструкторы составляют комплексы физических упражнений на тренажерах, обновляют и совершенствуют программы целенаправленной гимнастики и нервно-мышечной релаксации с учетом характера физического труда и физической подготовленности работающих. Физические упражнения целесообразно выполнять стоя, если работать приходится в позе сидя; сидя и лежа, когда работа осуществляется в позе стоя.
В целях предупреждения развития профессиональной патологии опорно-двигательного аппарата и периферической нервной системы следует проводить (в соответствии с приказом МЗ и СР РФ № 83 от 16.08.2004г.) предварительный медицинский осмотр для отбора лиц, принимаемых или переводимых с другой специальности в профессии, связанные с физическим трудом. Кроме того, для выявления ранних проявлений поражений ОДА профессионального и общего характеров, предупреждения их прогрессирования и осложнений следует проводить периодические медицинские осмотры (1 раз в 1-2 года) лиц, работающих с физическими нагрузками (приказ Минздравсоцразвития РФ № 83 от 16 августа 2004 г. «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения этих осмотров (обследований)).
Как бороться с утомлением?
Нагрузки на работе, стресс, неотложные дела, плохое питание и неумение правильно отдыхать и грамотно распределять свое время могут привести к возникновению довольно распространенной проблеме – хроническому утомлению.
Утомление – состояние, при котором наблюдается уменьшение работоспособности, ухудшение самочувствия, вызванное трудовой деятельностью человека, часто имеет временный характер.
К утомлению может привести ряд факторов. Мы часто ощущаем утомление, но отмахиваемся от неприятных ощущений. Мы не задумываемся о том, что утомление может привести к ряду опасных заболеваний, не говоря уже о постоянном стрессе и чувстве подавленности, которое значительно ухудшает качество жизни.
Признаки утомления. Как часто вы чувствуете усталость и бессилие? Замечаете ли вы, что часто не можете вспомнить мелкие детали или быстро забываете услышанное? Это может указывать на проявление хронического утомления. Обратите внимание, нет ли у вас каких-либо из перечисленных признаков утомления:
1) Чувство неуверенности, бессилия;
2) Снижение внимания;
3) Расстройство сенсорной области;
4) Дефекты кратковременной памяти;
5) Снижение самоконтроля, нервозность;
6) Нарушения в моторике;
7) Появление сонливости.
Эти симптомы могут быть признаками многих заболеваний, но диагноз может подтвердить только врач.
Обратите внимание: существует несколько стадий утомления. Возможно, эти описания помогут вам точнее дать определение вашему физическому состоянию.
Стадии утомления:
1. Присутствует усталость, но не снижается производительность труда. Снять усталость поможет хороший отдых и несколько часов сна.
2. Незначительное снижение продуктивности, присутствуют ярко выраженные психологические изменения (человек становится более раздражительным, может резко повысить голос).
3. Сильное утомление. Наблюдается значительное снижение производительности труда, проявление всех признаков утомления, которое может переходить в переутомление.
Важно различать понятия утомления и переутомления. Переутомление – это хроническое утомление, которое возникает при длительном отсутствии отдыха у человека или после долгой и напряженной работы.Переутомление опасно для здоровья человека. При переутомлении организм не может отдохнуть даже ночью, ослабевает и не может сопротивляться внешним воздействиям, а в сложных случаях может спровоцировать заболевания нервной системы.
Признаки переутомления:
1. Долгосрочное снижение результативности трудовой деятельности.
2. Снижение иммунитета, частые простудные заболевания.
3. Снижение творческой активности.
4. Ухудшения в работе сердечно – сосудистой системы.
5. В состоянии переутомления человек испытывает усталость, головные боли.
6. Раздражительность или, наоборот, резкий упадок сил, замедление реакций.
Существует четыре стадии переутомления. Легкое и выраженное переутомление можно преодолеть в домашних условиях, однако при тяжелой форме переутомления необходимо специально назначенное лечение.
Не допустите хронической утомляемости. Одним из условий профилактики переутомления является изменение условий труда.
Способы профилактики переутомления:
1. Смена обстановки. Во время перерыва рекомендуется отправиться на прогулку, чтобы обеспечить приток кислорода.
2. Поступление новой информации, которая обеспечивает активную умственную деятельность.
3. Своевременный отдых.
4. Увеличение пауз в рабочем графике. Даже небольшой перерыв в 5-10 минут может ненадолго отвлечь и тем самым переключить внимание.
5. Регулярный медосмотр. Ранняя диагностика выявляет заболевание и облегчает процесс лечения предупреждая развитие осложнений.
6. Также не следует забывать о правильном питании. В зимний период организм особенно нуждается в витаминах.
Хроническое утомление трудно вылечить обычными методами. Затянувшееся состояние усталости может привести к серьезным последствиям. Только здоровый образ жизни и внимательное отношение к своему здоровью поможет предупредить развитие заболеваний.
Зрительное утомление или астенопия
Евгения Васильевна Голубева,
зам.главного врача ОПТИК СИТИ,
детский офтальмолог
Зрительное утомление или астенопия (от греч. asthenes — слабый и ops — глаз) — слабость или быстрая утомляемость зрения, проявляющаяся дискомфортом, болью в глазах, головной болью и снижением остроты зрения. В настоящее время отдельно рассматривается состояние компьютерного зрительного синдрома.
При астенопии обычно не выявляется грубых нарушений зрения, но жалоб у пациента очень много, они разнообразны, могут быть выражены в разной степени и отличаться разной степенью устойчивости.
Факторы риска астенопии (зрительного утомления):
Признаки астенопии можно разделить на субъективные и объективные. Субъективные признаки – это жалобы пациента. Они могут быть:
Список жалоб, с которыми приходят пациенты гораздо длиннее, но вот, наверное, наиболее распространенные:
Компьютерный зрительный синдром
Причины зрительного утомления при работе за компьютером/планшетом/смартфоном:
Диагностика астенопии
Для диагностики астенопии врач проводит обследование, включающее определение остроты зрения вдаль и на близком расстоянии, исследование состояния бинокулярного зрения, мышечного равновесия, подбирает оптималюную коррекцию для различных зрительных задач. Очень важной частью обследования пациентов с жалобами на зрительное утомление является исследование функции аккомодации. Для более точной диагностики используются приборы Компьютерной аккомодографии.Данный метод позволяет графическим образом представить функцию зрительной мышцы, оценить ее состояние, устойчивость к работе и функциональные возможности. По динамике изменения аккомодограммы легко судить и об эффективности принимаемых мер для избавления от астенопических жалоб. В некоторых случаях врачу офтальмологу может потребоваться консультация других специалистов и проведение дополнительных исследований.
Профилактика астенопии
В современной жизни без компьютера уже не обойтись. Но как из «неизбежного зла» превратить его в действительно полезного помощника? Особенно важно соблюдение правил для детей и подростков. Детям рекомендуется проводить время у персонального компьютера лишь с познавательной целью. Поменьше игр и пустого сидения в соцсетях.
Для профилактики астенопии необходимо правильно организовать рабочее пространство. Необходимо установить монитор компьютера таким образом, чтобы сидящий за столом пользователь не «смотрел» в стену. Хорошо, чтобы за монитором была зона свободного пространства. На монитор не должен падать яркий свет, чтобы не создавать бликов. Высокая установка монитора, при которой взгляд пользователя устремлен вверх, также нежелательна(контроль правильности – верхняя строка монитора должна находиться на уровне взгляда). Освещенность рабочего места должна быть достаточной, высота рабочего стола и стула должны соответствовать росту пользователя, рабочее место должно быть максимально удобным, спина должна иметь опору, ноги должны стоять на твердой поверхности.
Важным в профилактике астенопии моментом является режим труда и отдыха: через каждый час зрительной работы следует давать глазам отдых на 5-10 минут, при этом желательно встать, размяться, походить по комнате, посмотреть в окно на далеко расположенные объекты, посидеть с закрытыми глазами.
Что такое астенопия? Причины возникновения, диагностику и методы лечения разберем в статье доктора Сафьянова М. О., офтальмолога со стажем в 10 лет.
Определение болезни. Причины заболевания
Термин «астенопия» (от греч. asthenes — слабый и оps — глаз) дословно переводится как «слабость глаз», «слабость зрения» или «астения глаз». Другими словами, астенопия — это зрительное переутомление.
Заболевание встречается как у детей, так и у взрослых. Возрастающая зрительная нагрузка вызывает утомление мышц глаза, что приводит к ухудшению зрения — становится труднее читать, появляется дискомфорт и даже боль в глазах.
Астенопия у детей
Особенности строения оптической системы у детей (короткая переднезадняя ось и, соответственно, высокая преломляющая сила) требуют постоянного и максимального тонуса цилиарной мышцы. Повышенная нагрузка в школе и частое использование электронных устройств приводит к постоянному перенапряжению глазных мышц, что может стать причиной дезадаптации всей зрительной системы и нарушения психофизиологического развития ребёнка (снижение успеваемости, эмоциональная нестабильность).
Причины астенопии:
Астенопия и компьютер
Кроме того, при работе за компьютером важно правильно организовать рабочее место:
Симптомы астенопии
Основные симптомы астенопии:
Патогенез астенопии
В настоящее время патогенез астенопии, несмотря на её распространённость, недостаточно изучен. В норме аккомодация (способность видеть предметы на разной отдалённости и фокусироваться на них) происходит за счёт изменения формы хрусталика. Когда человек смотрит вдаль, цилиарная мышца расслабляется, а циннова связка напрягается, натягивая капсулу хрусталика. Вытянутая форма хрусталика уменьшает преломляющую силу глаза, что позволяет световым лучам фокусироваться на сетчатке, а человеку видеть предметы вдали. Для отображения на сетчатке изображений объектов, которые находятся вблизи, цилиарная мышца, наоборот, напрягается, а цинновая связка раслабляется, при этом хрусталик, становится более выпуклой формы.
В аккомодации задействованы два отдела вегетативной нервной системы: симпатический и парасимпатический. Ведущая роль в работе цилиарных мышц принадлежит парасимпатическому отделу. Симпатическая нервная система отвечает за процессы обмена, проходящие в цилиарной мышце, противодействуя её сокращению.
При близорукости работа на близком расстоянии совершается почти без напряжения цилиарной мышцы, но требует конвергенции (сведение зрительных осей обоих глаз при фиксации на близко расположенном предмете).
Астенопия при дальнозоркости
Астенопия при пресбиопии
Классификация и стадии развития астенопии
Выделяют три стадии астенопии:
Различают основные формы:
Осложнения астенопии
Диагностика астенопии
Диагностика включает:
Лечение астенопии
Врач разрабатывает комплексную тактику лечения, основанную на индивидуальных показаниях пациента и стадии развития расстройства:
При использовании капель важно знать, что они различаются по составу и свойствам. Необходимо соблюдать дозировку и продолжительность терапии. Некоторые капли не имеют ограничений по длительности применения, другие вызывают привыкание. Лекарства при астенопии подбирает офтальмолог.
При лечении астенопии важно учитывать основные моменты:
Витамины и народное лечение
Гомеопатия
Гомеопатия — это вид альтернативной медицины, научно обоснованных доказательств её эффективности нет.
Физиотерапевтическое лечение
Для тренировки резервов аккомодации применяют методы аппаратного лечения: лазерстимуляцию, цветоимпульсную терапию, магнитотерапию, электростимуляцию. Однако однозначного мнения об эффективности физиотерапевтического лечения в медицинском сообществе нет.
Хирургическое лечение
Хирургическое лечение астенопии не проводится.
Особенности лечения в зависимости от формы заболевания
В случае симптоматической астенопии коррекцию проводят одновременно с лечением основных сопутствующих заболеваний. Лечение мышечной формы глазной астенопии начинается с устранения косоглазия (с помощью ортоптики, диплоптики) и коррекции близорукости. При астенической форме следует определить причину и устранить её, укрепить иммунитет, соблюдать режим труда и отдыха, полноценно питаться. Нейрогенную форму лечит невролог.
Лечение астенопии занимает длительное время. При терапии у детей особое значение имеют профилактические мероприятия и ограничение зрительной нагрузки.
Для расслабления глазных мышц проводится специальная ежедневная гимнастика. Комплекс упражнений для глаз выбирает офтальмолог, исходя из формы астенопии.
Комплекс упражнений
Людям, чья деятельность регулярно связана со зрительным напряжением, рекомендовано ежедневно выполнять следующие упражнения:
Упражнение 1. Зажмуривание. Сидя, зажмурить глаза на пять секунд, затем одновременно открыть оба глаза. Повторить семь раз. Приём поможет расслабить мышцы глаз, укрепить мускулатуру век и нормализовать кровообращение.
Упражнение 2. Моргание. Сидя, смотреть прямо перед собой и интенсивно моргать в течение минуты. Упражнение нормализует кровоснабжение глаз.
Упражнение 3. Перемещение взгляда. Выполняется стоя. Несколько секунд смотреть вдаль, затем поднести указательный палец к лицу на расстоянии тридцати сантиметров от глаз. Переместить взгляд на кончик пальца и удерживать пять секунд. Опустить руку. Повторить десять раз.
Упражнение 4. Массаж век. Принять удобное положение на стуле, закрыть глаза и осторожно помассировать веки подушечками пальцев. При массаже верхнего века двигаются изнутри наружу, нижнего века — в обратном направлении. Выполнять одну минуту. Процедура расслабляет мышцы и стимулирует кровообращение.
Упражнение 5. Чередование глазных упражнений. Стоя, расположить указательный палец на расстоянии тридцати сантиметров от глаз по средней линии. Смотреть внимательно на кончик пальца в течение пяти секунд. Затем ладонью второй руки закрыть левый глаз, не отрывая взгляда от предмета правым глазом. После чего убрать ладонь и смотреть на палец пяти секунд. Повторить манипуляцию другим глазом. Повторять пять раз.
Упражнение 6. Горизонтальные движения глаз. Встать и переместить правую руку в сторону в полусогнутом положении, вытянув указательный палец. Медленно отводить руку в сторону в противоположном направлении, при этом внимательно следить за пальцем. Затем вернуть руку в исходное положение, не отрывая от неё взгляда. Выполнить десять раз. Упражнение помогает укрепить мускулатуру, отвечающую за горизонтальное движение глаз.
Упражнение 7. Надавливание на веки. Сидя на стуле, приложить три пальца к закрытым глазам. Осторожно давить на веки две секунды, затем убрать руки. Повторить пять раз. Приём помогает улучшить циркуляцию внутриглазной жидкости.
Упражнение 8. Фиксация взгляда. Принять удобное положение на стуле и расфокусировать взгляд на пять секунд, затем перенести его на кончик носа. Повторить шесть раз. Упражнение улучшает способность удерживать взгляд на предметах.
Упражнение 9. Вертикальные движения глаз. Стоя, поднять наполовину согнутую руку вверх и вытянуть указательный палец. Зафиксировать взгляд на нём и медленно переместить руку вниз, затем вернуться в исходное положение. Выполнить десять раз. Приём укрепляет мускулатуру, отвечающую за вертикальное движение глазных яблок и тренирует координацию зрительного аппарата.
Упражнение 10. Круговые движения. Сидя, голова неподвижна. Поднять глаза вверх и выполнить движение по часовой стрелке, а затем в противоположную сторону. Повторить пять раз.
Упражнение 11. Движения в разные стороны. Стоя, голова неподвижна. Поднять взгляд как можно выше, затем опустить. Посмотреть вправо и влево. Повторить восемь раз. Упражнение тренирует зрительный аппарат.
Прогноз. Профилактика
Прогноз будет благоприятным при профилактике и правильном лечении, однако в случае развития близорукости изменения необратимы. Зачастую человек не может влиять на причины, способствующие утомлению глаз. Поэтому важны предупредительные меры, чтобы не допустить развитие астенопии. Для этого рекомендуются:
Синдром усталых глаз встречается реже у людей, которые делают перерывы во время длительной зрительной нагрузки, принимают правильную позу при чтении и достаточно освещают рабочее место. Для кабинета следует выбирать лампы с мягким, тёплым светом. Глаза воспринимают такое освещение как естественное, и оно положительно сказывается на зрении. Лампы с холодным светом, наоборот, способствуют дополнительной нагрузке на мышцы глаз.
Научная электронная библиотека
3.3 Состояния человека в труде как следствие особенностей трудовой деятельности
1) Относительно устойчивые и длительные по времени состояния. Такие состояния определяют отношение человека к данному производству и конкретному виду труда. Эти состояния (удовлетворенности или неудовлетворенности работой, заинтересованности работой или безразличия к ней и т.п.) в большинстве случаев отражают общий психологический настрой коллектива.
2) Временные, ситуативные, быстро проходящие состояния. Возникают они под влиянием различного рода неполадок и неурядиц в производственном процессе или во взаимоотношениях в коллективе.
3) Состояния, возникающие периодически в ходе трудовой деятельности. Таких состояний много (например, состояние врабатывания, повышения работоспособности, конечного порыва и т.д.).
Общие подходы к анализу и классификации состояний человека в труде
а) распознать (разобрать, диагностировать, оценить и т.д.);
б) преобразовать (из «чего-то» во «что-то», а также сохранить);
в) изыскать (в том числе найти что-то неизвестное, нетривиальное, дать новое решение производственной, организационной или др. задачи).
В зависимости от соотношения трех указанных элементов деятельности у человека в процессе труда возникают различные состояния, которые будут рассмотрены ниже.
1) Самостоятельно формулировать конкретную цель своих действий в данных условиях (находить ее в должностных или технических инструкциях, получать от руководителя, принимать ответственные решения и т.д.).
2) Вести самостоятельный поиск средств (и способов) деятельности, «конструировать» их или «реконструировать» имеющееся оборудование, знания, информацию применительно к конкретной производственной ситуации.
Составляющие условий труда
Осознание цели
Достаточность средств
Очевидность результата
Разнообразные ситуации, которые возникают в реальной трудовой деятельности, продуцируют достаточно широкий спектр соответствующие им психологических состояний. Ниже приводятся характеристики состояний, находящихся в диапазоне между рассмотренными выше двумя крайними позициями таблицы 3.1. При этом мы исходим из того, что психологические (функциональные, праксические) состояния человека в труде, являясь следствием особенностей выполняемой трудовой деятельности и ее организации в конкретных условиях, выступают в роли индикатора оптимальности взаимной адаптации человека и его трудовой деятельности.
Состояние ожидания результата, отсутствие результата при чрезмерных затрачиваемых усилиях вызывает чувство утомления. Недаром говорят, что нет ничего хуже, чем ждать и догонять. В состоянии психического утомления человек чувствует себя «выжатым лимоном». Он готов работать, так как знает, зачем и что нужно делать, но не имеет для этого достаточно сил: запоминается все с трудом, решения приходят самые тривиальные, трудно надолго сосредоточить внимание. Снижение интенсивности психической деятельности может вызывать депрессию, а вместе с ней приходит раздражительность и вспышки гнева по отношению к ни в чем не повинным людям, чаще всего самым близким.
С точки зрения производственной оценки выполняемой работы утомление сопровождается уменьшением производительности (количественный показатель) и эффективности (показатель, характеризующий качество) труда. Утомление рассматривается с 3-х сторон:
б) со стороны физиологических механизмов;
в) со стороны снижения производительности и качества труда.
В психологии труда утомление рассматривается как особое, своеобразно переживаемое психическое состояние (по Н.Д. Левитову), включающее следующие компоненты:
1. Чувство слабосилия. Утомление сказывается в том, что человек чувствует снижение работоспособности, даже когда производительность труда еще сохраняется на прежнем уровне. Это снижение работоспособности выражается в переживании особого, тягостного напряжения и неуверенности. Человек чувствует, что он не в силах должным образом продолжать работу.
3. Расстройства в сенсорной области. Таким расстройствам под влиянием утомления подвергаются рецепторы, которые принимают участие в работе. (Например, если человек долго читает без перерыва, у него начинают «расплываться» в глазах строчки текста. При продолжительном и напряженном слушании музыки теряется восприятие мелодии. Продолжительная ручная работа может привести к ослаблению тактильной и кинестетической чувствительности).
4. Нарушение в моторной сфере. Утомление сказывается в замедлении или беспорядочной торопливости движений, расстройстве их ритма, в ослаблении точности и координированности движений, их деавтоматизации.
5. Ухудшение памяти и мышления.
6. Ослабление воли.
Степень утомления со временем изменяется, при продолжительной работе усиливается проявление того или компонента, характеризующего фазу утомления, появляются и развиваются последующие (по времени) компоненты. Таким образом, речь идет о динамике утомления, характеризующейся совокупностью стадий.
а) Относительно слабое чувство утомления. Производительность труда падает незначительно. Усталость проявляется нередко тогда, когда человек, несмотря на тяжелую изнурительную работу, чувствует себя еще вполне работоспособным (влияние мотивации). Данная стадия характеризуется нарастанием сопротивляемости утомлению.
б) Понижение производительности становится заметным и все более угрожающим. На рассматриваемом этапе это понижение зачастую относится только к качеству, а не к количеству труда.
в) Остро переживаемое утомление, которое может принимать форму переутомления. Показатели работы либо резко снижаются, или же принимают «лихорадочную» форму, отражающую попытки человека сохранить должный темп работы, который на данной стадии утомления может даже ускориться, но оказаться неустойчивым. В конце концов, рабочие действия могут быть так дезорганизованы, что человек чувствует невозможность продолжать работу, переживая при этом болезненное состояние.
Психическая напряженность
Состояние психической напряженности вызывается чрезмерной величиной психических усилий, необходимых человеку при решении поставленных перед ним задач. Возникает, как правило, в условиях сложной деятельности, вызванной следующими факторами:
— дефицит средств: информации, условий, оборудования (вышло из строя, или «неготовность» средств, имеющихся у специалиста);
— предельная интенсивность психических процессов, связанных с «обеспечением» деятельности.
Ин— необходимое количество информации (для решения поставленной задачи, удовлетворения потребности и т.д.), то есть прогноз;
Ир— реальное (или фактическое) количество имеющейся у человека информации.
Психическая напряженность может по-разному влиять на поведение человека, что в общем случае проявляется в двух формах:
Состояние психической напряженности возникает в случаях повышенной ответственности, дефицита времени или столкновения с особо трудными задачами. Для всех этих ситуаций общим является то, что они требуют от человека новых, нестандартных действий.
В зависимости от степени напряженности, это состояние по-разному влияет на результативность деятельности. В одних случаях оно ухудшает показатели деятельности, приводит к дезинтеграции личности. В других случаях, напротив, оказывает благоприятное воздействие. Более того, некоторые люди могут эффективно работать только в состоянии психической напряженности и поэтому сами создают себе определенные трудности, например, откладывая до последнего момента выполнение важного дела, а потом на волне энергетического подъема («Позади Москва, отступать некуда») за короткое время выполняют множество дел.
Отсутствие мотивации
Состояние отсутствия мотивации (или пониженной мотивации) возникает даже чаще, чем состояния психического утомления или психической напряженности. Это объясняется тем, что встречается довольно много производственных ситуаций, в которых деятельность не имеет внутреннего побуждающего мотива, а цель привносится извне в форме принуждения. Рассматриваемое состояние более характерно для наемных работников, чем для хозяев предприятий или ответственных лиц. Работник обеспечен всеми необходимыми средствами и, следуя требованиям своих руководителей, более или менее легко может получить результат (Таблица 3.1). Но его работоспособность при этом неуклонно снижается. Более того, наблюдаются нежелательные функциональные сдвиги, напоминающие симптомы усталости или субъективное ощущение недомогания.
Несмотря на внешнее сходство с состоянием психического утомления, снижение мотивации отличается от него причинами возникновения и психофизиологическими проявлениями. Поэтому меры профилактики данного состояния принципиально отличаются от профилактики психического утомления. Если в последнем случае человек нуждается в отдыхе, то при падении мотивации он, напротив, нуждается в активности. Часто эта активность заключается в поиске нового или особого смысла деятельности.
Стресс и стрессогенные факторы
При анализе внешних причин возникновения стресса используется понятие стрессоров и экстремальных условий.