Познавательная деятельность что это такое
Познавательная деятельность
Смотреть что такое «Познавательная деятельность» в других словарях:
познавательная деятельность — pažįstamoji veikla statusas T sritis švietimas apibrėžtis Intelektinė mokinių veikla įsisavinant mokymo dalykus, suvokimo, mąstymo, vaizduotės ir atminties procesų tikslingas aktyvumas mokantis. Mokantis plačiau ir giliau pažįstamas pasaulis,… … Enciklopedinis edukologijos žodynas
УЧЕБНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ, ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ТЕОРЕТИКО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — вид самостоятельной аналитической работы по систематизированному изучению какого то вопроса или практически актуальной проблемы, заключающийся в постановке проблемы, выдвижении и проверке гипотез, проведении или моделировании эксперимента.… … Профессиональное образование. Словарь
УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — освоение знаний и способов их применения в целях познания и лучшего понимания реалий окружающей действительности … Профессиональное образование. Словарь
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — специфически человеч. форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование. Д. человека предполагает определ. противопоставление субъекта и объекта Д.: человек… … Философская энциклопедия
деятельность детская — активное взаимодействие ребенка с внешним миром, в ходе коего происходит онтогенетическое формирование его психики. В ходе деятельности за счет подстраивания ее к разным, в том числе социально моделируемым условиям, происходит ее обогащение,… … Большая психологическая энциклопедия
Деятельность — Деятельность процесс (процессы) активного взаимодействия субъекта с объектом, во время которого субъект удовлетворяет какие либо свои потребности, достигает цели. Деятельностью можно назвать любую активность человека, которой он сам придает … Википедия
Познавательная функция правосознания — способность правосознания выступать инструментом познания права и одновременно хранилищем правовых знаний. Правосознание в этом смысле есть правовая память социального субъекта. Познавательная функция проявляется через интеллектуальную… … Элементарные начала общей теории права
познавательная спортивная деятельность — pažintinė sportinė veikla statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Uolus asmeninis darbas, kuriuo sportininkas įgyja žinių, mokėjimų ir įgūdžių, kad galėtų siekti gerų sportinių ir profesinio darbo rezultatų. atitikmenys: angl.… … Sporto terminų žodynas
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — в социальной философии: специфически человеческий способ отношений к миру, процесс творческого преобразования действительности, в котором человек выступает как субъект деятельности, а осваиваемые им явления мира – как ее объекты. Различают такие… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь
ПОЗНАНИЕ КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — это специфическая деятельность человека, ориентированная на открытие законов природы и общества, тайн бытия человека и мира вообще, обнаружение возможных способов действия с предметами и явлениями, это деятельность по производству новых знаний,… … Философия науки и техники: тематический словарь
Определение и основные понятия
Развитие индивидуальности у человека происходит через познание. Оно помогает освоить новые знания, навыки и умения, которые необходимы для жизни в обществе и мире в целом.
Познавательная деятельность определяется в обществознании как активное изучение индивидом окружающей среды. В этом процессе человек получает новую информацию, узнаёт о законах мира и учится не только взаимодействовать с ним, но и влиять на него.
Проблемами познавательной активности занимается гносеология. Процесс познания субъектом определённого объекта, на который направлено познание, можно объяснить кратко в две ступени:
Эти уровни находятся в единстве, дополняя и сменяя друг друга. Чувственное восприятие и мышление, которые лежат в основе познавательной функции, всегда сочетаются с практикой. Она происходит в любых социальных отношениях и видах деятельности. Её считают источником и целью познания, поскольку всё, что человек узнаёт, он применяет на практике. Познавательные задачи возникают в тот момент, когда человек сталкивается с проблемой в практической деятельности.
Однако за пределами общественного изучения мира бывают иные ситуации. К примеру, учёный может иметь только желание узнать о чём-то и не планировать применить полученные знания на практике.
Целью познания является достижение истины. Она должна быть объективной, поскольку не зависит от субъекта изучения, однако она субъективна по форме, так как не может существовать вне человеческого сознания.
Виды истины:
В процессе познания также используются такие формы мышления, как предвидение, интуиция и воображение. Они дают возможность предугадать будущее развитие предметов и явлений на основании имеющихся знаний.
Задачи и мотивы
Познавательная активность предполагает, что индивид должен осознавать используемые средства и методы целенаправленной деятельности. Познание может осуществляться индивидуальным субъектом или коллективной группой с определёнными способами коммуникации.
При осуществлении познавательной функции решаются следующие задачи:
Значительную роль в познавательной активности отводят факторам, которые на неё влияют. Их необходимо выявлять, чтобы обеспечить качественные преобразования познания.
В педагогике выделяют 5 уровней познавательного интереса, которые зависят от степени их выраженности:
Пятый уровень характеризуется полным отсутствием заинтересованности учащегося. В этом случае у ребёнка нет желания решать поставленные задачи, которые обычно становятся причинами, заставляющими индивида действовать.
Разновидности познания
Полученная информация создаёт ориентировочную основу поведения людей. Знания могут быть научными, художественными, житейскими и т. д. Их свойства зависят от вида познания:
Особым типом познания выступает самопознание. Человек осмысливает собственные психические и физические свойства. В этом ему помогают самоанализ, формирование своей личности и сравнение себя с окружающими.
Научно-познавательная форма
Научное познание заключается в необходимости получения достоверного знания, которое направлено на отражение закономерностей реальной жизни. Оно основано на логике, рациональных подходах и выводах.
Научное познание связано с описанием, объяснением и предсказанием различных явлений окружающего мира. Оно помогает регулировать человеческую деятельность. На ранних этапах развития социума объектная и предметная стороны практики рассматривались как единое целое. Люди первобытного общества сравнивали явления природы с силами человека, а её процессы — с их действиями. Только в процессе эволюции познание позволило исключить эти факторы из предметных связей. Способствовало этому развитие практической деятельности.
Чтобы выявить законы, в соответствии с которыми развиваются и изменяются объекты и явления, люди обращаются к естественным, техническим и общественным наукам. Последняя группа исследует изменения социальных объектов и их отношения. Наука ориентирована на изучение объектов и субъектов по отдельности. Именно эта особенность отличает научное познание от других форм.
Процесс научно-познавательной деятельности обусловлен свойствами изучаемых объектов и различными социально-культурными факторами. С помощью науки люди могут исследовать любые феномены жизни: культуру, психику, деятельность. Однако все эти явления изучаются как предметы, подчиняющиеся определённым законам. Именно ракурс предметности выражает отсутствие границ в научно-познавательной активности. Но в то же время она не всегда способна найти ответы в процессе изучения объектов и заменить остальные формы познания.
Научно-познавательная деятельность не ограничивается способами изучения предметов и явлений, существующими на современном этапе развития социума. Наука должна предвидеть возможные изменения имеющихся объектов, а также те, которые могут возникнуть в будущем и стать незаменимыми для общества.
Изучение окружающего мира формирует у каждого индивида определённый стиль познания. Познавательная деятельность имеет важное значение в решении разных проблем в интеллектуальном, эмоционально-волевом и деятельностном развитии как ребёнка, так и взрослого. Поэтому человеку необходимо уделять достаточно внимания этому процессу не только в учебный период, но и в течение всей жизни.
Виды познавательной деятельности
Познавательная деятельность представляет один из главнейших путей овладения знаниями, составляя основу его высших психических процессов. К тому же она играет значительную роль в развитии личности человека, делая возможным его обучение, формирование навыков и усвоение нового опыта.
Познавательная деятельность — что это такое
Познавательная деятельность – это процесс усвоения и совершенствования знаний, их непрерывное преумножение и развитие.
Это вид деятельности присущ только человеку, и относится к высшей форме психического познания. Он представляет собой симбиоз сенсорного восприятия, теоретического осознания и практических действий. Сопровождая все виды деятельности, он только в момент обучения приобретает чёткую ярко выраженную форму и становится осознанным.
Основой познавательной деятельности является процесс познания, как психической обработки и опосредования информации, обеспечивающий получение и накопление знаний.
Процесс познания — один из трёх составляющих человеческое сознание процессов наряду с переживанием и отражением. Он реализуется с помощью таких психических процессов как:
Для его осуществления необходимы следующие составляющие:
Результат такого воздействия — полученные знания как четвёртая составляющая этого процесса. Знания могут быть истинными или ошибочными, но они всё равно являются результатом познания.
Чувственное и рациональное познание
В момент усвоения знаний каждый человек пользуется определённой структурой, одинаковой у всех людей. Она основана на органах чувств, как структурных элементах познавательных способностей, идентично задействующихся, диктуя общие законы познания.
Познание каждого человека включает в себя 2 ступени:
Чувственное познание включает в себя три разноуровневые формы устанавливающиеся от низшей к более высшей:
Ощущения — первичные сведения, о предметах получаемые с помощью анализаторов, они же самые примитивные и не отражающие целостность объекта:
Восприятие — это уже совокупность нескольких ощущений и более сложная форма чувственного освоения. Отрывочные ощущения сливаются в целостно определяемый образ. Возникает отделение одного объекта от другого. Посредством восприятия осуществляется адекватное опознание предмета и соотношение его образов.
Представление — переходное звено между чувственным и рациональным постижением, вмещающее чувственные и рациональные элементы изучения. Его специфической чертой является отделение образа от предмета: возможность представлять предмет в его отсутствие. Возможность мысленно оперировать предметом без непосредственного контакта с ним. Другими словами: использовать воображение и фантазии в отношении объекта.
Предпосылками рациональности являются:
Однако такой процесс неосуществим без таких специфических приёмов абстрактно-логического мышления, как:
Благодаря им и выстраиваются выводы. Сравнивая, анализируя и синтезируя полученные данные, человек формирует свои умозаключения. Сравнение – основной метод мыслительной деятельности.
Обе ступени находятся органичном единстве, взаимосвязи и взаимопроникновении переходя одна в другую подобно диффузному явлению. Система анализаторов человека, как ступень чувственного освоения создана для восприятия ощущений, а рациональное мышление, — для формирования выводов на основании полученной информации. Это позволяет получать наиболее объективные выводы на постоянном следовании к основной цели познания — поиску истины.
Какие виды познавательной деятельности существуют
В зависимости от средств изучения и самого объекта изучения наука выделяет четыре основных вида познавательной деятельности:
Обыденное познание (оно же обыденно-практическое) – это первичный вид познавательной деятельности, предоставляющий наибольшее количество знаний об окружающем мире и составляющий базу для возникновения остальных видов.
Оно может иметь, как осознанный, так бессознательный (спонтанный) путь реализации. Его основой является собственный повседневный опыт человека, получаемый в результате разного рода деятельности, а также обмен им и обобщение своего и чужого опыта. Для поиска истины используется практическая деятельность, на основании результатов которой и формируются выводы.
Обыденное познание занимается единичным постижением объекта с выделением только ему присущих свойств, позволяющих отличаться ему от других объектов.
Научное познание — изучает общие свойства предметов и явлений и общие законы их взаимодействия. Единичные категории, заменяются общими и свойства единичных объектов осознаются как общие, присущие всей группе.
Доминантой научного познания является логическое мышление и сделанные на его основании выводы.
Существуют 2 уровня научного познания:
Им соответствуют методы, применяемые в зависимости от уровня. Теоретические методы базируются на эмпирических фактах, что определяет их единство и взаимодополнение.
Художественное познание – представляет приёмы как обыденного познания, отражая действительность через единичные художественные образы, так и научного, обобщая отображаемые объекты. Проявляется через искусство и его предметы.
Основной проблемой художественного познания является поиск единичного, отражающего общее в наиболее полном объёме. Оно занимается как самопознанием, так и изучением мира.
Существенной особенностью такого вида постижения истины является одиночность восприятия творцом отображаемой ситуации. Однако, несмотря на своеобразный «художественный язык» передачи информации, то общее, что представлено в произведениях, может дать иногда больше знаний, чем исследования научных деятелей.
Религиозное познание — главнейшим понятием является Бог, как сверхъестественное явление. Он кладезь и носитель окончательной истины, которую можно постичь только с помощью божественного откровения, которое может быть как результатом долгого самоотречения и самопознания, так и божьей благодатью.
Целью религиозного познания является не открытие окончательных истин, а духовное преображение человека на пути к ним, его путь к вере. Поэтому большое внимание уделяется нравственным проблемам человечества.
Каждый из видов познавательной деятельности предлагает своё специфическое знание об окружающем мире, имеет собственное толкование истины и собственный способ её поиска. Именно благодаря такому разнообразию картина мира предстаёт перед человеком наиболее полной и объективной.
Лекция №3 Познавательная деятельность для дисциплины ОП.02 Психология
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Лекция №3. Сознательная деятельность личности. Познавательная деятельность.
Подструктура форм отражения – познавательные процессы..
Ощущение как первичный этап познания мира.
Восприятие как действие.
Сознательная деятельность человека гораздо отличается от индивидуально изменчивого поведения животных, по основным особенностям. Эти отличия сознательной деятельности человека можно отнести к трем основным чертам, противоположным поведению животного.
Первая особенность – сознательная деятельность человека может быть не связана с биологическими мотивами. В деятельности человека присутствуют сложные потребности, которые называют «высшие», или «духовные», к ним отнесем познавательные потребности, которые толкают человека на получение новых знаний, потребность в общении, потребность быть полезным обществу, занимать в обществе определенное положение и т.д.
Часто встречается ситуация, в которой сознательная деятельность человека не только не подчиняется биологическим влияниям и потребностям, а также входит в конфликт с ними, подавляя их.
Вторая особенность, в отличие от поведения животного, может не определиться наглядными впечатлениями, полученными от среды, либо следами непосредственного индивидуального опыта.
Человек может отражать условия среды гораздо глубже, чем животное. Он может абстрагироваться от непосредственного впечатления, проникнуть в глубокие связи и отношения вещей, познавая причинную зависимость событий и, разобраться в них, ориентируясь не на внешние впечатления, а на более глубокие закономерности.
Сознательная деятельность человека может руководиться не непосредственным впечатлением от внешней ситуации, а более глубоким познанием стоящих за ней внутренних законов, значит, поведение человека, основанное на познании необходимости, свободно.
Третья черта: поведение животного имеет только два источника:
1) заложенные в генотипе наследственные программы поведения;
2) результаты личного, индивидуального опыта.
Также сюда можно отнести и третий источник – подавляющее число знаний и умений человека формирующиеся путем усвоения общечеловеческого опыта, накопленного в процессе общественной истории и передающегося в процессе обучения.
Итак, с переходом к общественной истории коренным образом меняется структура поведения.
наряду с биологическими мотивами поведения возникают высшие («духовные») мотивы и потребности, наряду с поведением, зависящим от непосредственного восприятия среды.
Познание – творческий процесс получения и постоянного обновления знаний, необходимых человеку. Знания – результаты познания окружающего мира и самого человека, обоснованные процессом практики.
Этапы познания
I этап. Чувственное познание. Включает в себя такие процессы как ощущение, восприятие и представление.
Чувственное познание позволяет человеку получить информацию о предметах и явлениях окружающего мира на основе органов чувств, но оно не всегда даёт истинное знание, нередко искажает действительность.
II этап. Рациональное познание. Представлено такими процессами как понятие, суждение, умозаключение
Рациональное познание обеспечивает постижение сущности познаваемых предметов и явлений, отличается от чувственного познания своим понятийным, абстрактно-теоретическим характером, неразрывно связано с мышлением.
Сегодня мы приступаем к изучению важного раздела психологии: «Познавательные процессы».
Все мы имеем возможность воспринимать красоту, чувствовать запах цветов, анализировать события и свои поступки, забывать плохое и запоминать хорошее и многое другое.
Благодаря чему, мы имеем такую возможность? Эту возможность нам обеспечивают познавательные процессы.
Что же такое познавательные процессы?
Важнейшая функция всех познавательных процессов состоит в том, чтобы сообщать сведения разного толка об окружающей действительности и о нас самих для планирования дальнейших действий. Наша задача разобраться и понять содержание и особенности различных познавательных процессов.
Мир широк. Мир многообразен. Мир сложен. Мир запутан.
Но ориентацию в мире с чего-то надо начинать! И вот выделен один психологический процесс, который выполняет функцию ориентации субъекта в самых простых, самых непосредственных и самых элементарных свойствах бытия. Этот процесс и носит название «ощущения».
Что же такое ощущения?
Ощущениями обладают все живые существа, имеющие нервную систему. Но осознают свои ощущения только те, которые имеют головной мозг, а главное кору головного мозга.
Так, человек обладает зрением. Сетчатка глаза фиксирует цвета, их яркость, контраст, движение и величину предметов. Ясной темной ночью человек способен увидеть пламя свечи, находящейся на расстоянии 27 км.
Для того чтобы ощущение возникло, необходимо воздействие раздражителя определенной силы.
Сколько, например, нужно положить в стакан с водой крупинок сахара, чтобы вы почувствовали сладость? Правильно, у каждого будет свой ответ.
Какая же связь между величиной порога и чувствительностью?
Порог и чувствительность находятся в реципрокных отношениях:
Чем выше порог, тем ниже чувствительность;
Чем ниже порог, тем выше чувствительность
Вспомните наш пример с сахаром: у кого будет чувствительность выше? Чем меньше величина порога, тем выше чувствительность.
Каков механизм возникновения ощущения?
Уже в древней Греции знали пять органной чувств и соответствующие им ощущения.
Какие? Зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые и обонятельные.
В настоящее время известны тактильные (ощущения прикосновения, давления, шероховатости, твердости), болевые, температурные, вестибулярные (равновесия и ускорения), вибрационные и другие.
По месту расположения рецепторов ощущения подразделяются на три группы:
Итак, мы говорили, что каждый из нас имеет свой порог чувствительности. Как вы думаете, можно ли изменить порог чувствительности? Как?
Как вы думаете, а если слепота развилась с возрастом, наступила после 70 лет. В этом случае изменится чувствительность других органов? Почему?
Может ли медработник использовать свои ощущения в профессиональной деятельности?
Медработнику необходимо отличать цвет кожных покровов больного, выслушивать звук дыхания, работы сердца, перистальтики кишечника; наощупь определять форму, размеры, плотность различных органов тела. Следует знать, какие обонятельные и вкусовые ощущения могут возникать у больного, особенно у ребенка, при приеме тех или иных лекарств. Изменения, происходящие в организме человека, не всегда доступны внешнему наблюдению. Сигнализировать о внутреннем неблагополучии может боль. Именно ощущение боли всегда свидетельствует о серьезном нарушении в работе организма человека.
Таким образом, медработник не просто может, но и должен всячески совершенствовать свою чувствительность, чтобы поставить ее на службу своей профессиональной деятельности.
Возьмите любую вещь. Дайте, мне, пожалуйста, вашу тетрадь. Посмотрите. Вы видите нечто. Однако видите, как целостную вещь. Вещь, обладающую определенной формой, цветом, размерами. В жизни мы отражаем вещи в целостности их свойств. Итак.
В процесс восприятия включаются помять, мышление, раннее приобретенные опыт и знания. Восприятие всегда является активным и даже творческим процессом.
Как вы думаете, почему, посещение одной и той же выставки вызовет совершенно разные рассказы о ней? Восприятие работает избирательно. В зависимости от интересов, значимости тех или иных событий и объектов для конкретного индивида.
Большое влияние на процесс восприятия оказывает эмоциональное состояние. Если человек находится в состоянии депрессии, он пессимистичен, предчувствует какие-то неприятности, при этом склонен даже радостные события видеть в черном цвете. И наоборот. Если человеку хорошо и приятно, то окружающий мир и людей, он склонен воспринимать как?
Такие качества восприятия, как быстрота, точность и полнота, во многом зависят от знания и опыта человека. Поэтому, опытный медработник и начинающий, могут видеть неодинаковые проявления болезни. Теперь вы понимаете, почему так важно хорошо знать теорию. Кто-то из мудрых сказал: «Теория без практики пуста, а практика без теории преступна».
Восприятие, проводимое с определенной целью, называется наблюдательностью. Для медработника наблюдательность является профессионально-важным качеством, которое нужно постоянно развивать в себе.
Вспомните, кто из литературных героев обладал исключительной наблюдательностью?
Наблюдательность медицинского работника поможет увидеть изменения болезненных проявлений пациента: цвет лица, особенности мимики, походки и других признаков, что имеет большое значение для диагностики.
Для хирурга, который манипулирует на ощупь, важна тактильная чувствительность.
Итак, восприятие, в отличие от ощущения, отражает предмет в целом, в совокупности его свойств, а не отдельные свойства.
К основным свойствам восприятия относят:
1) Предметность восприятия
2) Целостность восприятия
Из отдельных ощущений восприятие синтезирует целостный образ объекта, это свойство восприятия и называют целостностью.
Целостный образ складывается на основе обобщения получаемой в виде различных ощущений информации об отдельных свойствах и качествах предмета. Мы не воспринимаем отдельно: глаза, уши, рот, нос человека, перчатки, пальто, галстук, шапку, брюки, ботинки, шнурки и т.д., а также голос человека и его запах. Для нас всё это объединяется в один целостный образ человека. При этом образ даже получается как бы многослойным: мы воспринимаем не голову, приставленную сверху к рубашке или платью, но рубашку или платье, надетые на человеческое тело, хотя самого этого тела не видим.
3) Структурность восприятия
Структурность воспринимаемых образов облегчает работу нашего сознания. Оно не работает непосредственно с визуальной и аудиальной информацией. Мы воспринимаем фактически абстрагированную от этих ощущений обобщенную структуру, которая формируется в течение некоторого времени.
Кстати, момент структурности восприятия, когда мы не различаем фактурности вещи и берем ее схематично, обнаруживается вот в чем. В знаменитом утверждении: все китайцы на одно лицо.
А почему? Потому что вы смотрите на определенный тип отношений частей тела и берете его схематично, не выделяя индивидуальности.
Правда, китайцы говорят, что мы все тоже на одно лицо.
Вот в этом примере, когда вы можете предмет воспринимать без реальной фактуры и без различий, связанных с этой фактурой, т.е. схематично — показано качество восприятия, которое мы называем структурностью. Схватывается структура, а не детали, не фактура, не внешнее выражение данной структуры. Это очень важное качество.
Пример с китайцами показывает, что нужно поставить специальную задачу наблюдения и классификации вещей, чтобы от схематического отношения к вещи перейти к детальному.
А вместе с тем, если бы мы всё детализировали, могли бы мы жить? Конечно, нет! Чтобы воспринимать вещи такими, какие они есть, нужно воспринимать их и схематично.
4) Константность восприятия
Константностью восприятия называется относительное постоянство некоторых свойств предметов при изменении условий их восприятия. Например, движущийся вдали грузовой автомобиль будет нами по-прежнему восприниматься как большой объект, несмотря на то, что его изображение на сетчатке глаза будет значительно меньше, чем его изображение, когда мы стоим возле него.
Таким образом, уже в акте восприятия отражение любого предмета приобретает определенное обобщение, предмет определенным образом соотносится с другими.
6) Осмысленность восприятия
Наше восприятие и мышление устроены так, что они теснейшим образом между собой связаны. Восприятие поставляет мышлению информацию для анализа, мышление поставляет восприятию задачи и схемы.
Это условный термин. Осмысленность означает, что, хотя вы вещи видите внешне, непосредственно, вы их всегда относите к определенным категориям. Это нечто совпадающее с предметностью. Но существует отличие, тонкое.
Если вы говорите: это книга! Это означает предметность восприятия.
Но когда вы знаете, для чего книга, когда вы знаете способ ее употребления, то это означает, что ваше восприятие осмысленно.
Осмысленность — это восприятие вещи, слитое с пониманием способа ее употребления. Вы не только воспринимаете вещь как предмет, как схематичную структуру. В отношении воспринимаемой вещи присутствует момент способа ее использования.
Это очень важно. Вы смотрите на стул. Вы же видите не только вещь как она есть. Вы одновременно воспринимаете способ употребления стула.
Вы видите ручку. Вы не просто видите такую-то вещь. Вы одновременно воспринимаете способ ее употребления.
Избирательность. На наши анализаторы действует, конечно, ряд объектов. Однако не все эти объекты мы воспринимаем одинаково четко и ясно. Эта особенность характеризует избирательность восприятия.
Особого внимания так же достойна такая особенность восприятия, как апперцепция. С предыдущим опытом человека связаны его интересы, установки, стремления, чувства, взгляды и убеждения, которые также влияют на восприятие им предметов и явлений окружающей действительности. Известно, что восприятие картинки, мелодии, кинокартины у разных людей неодинаково. Бывают случаи, когда человек воспринимает не то, что есть, а желаемое ему. Так, уходя лугом, биолог может обратить внимание на разнообразные растения, совокупность которых дает полную структуру травяного покрова. Художник-пейзажист, уходя тем самым лугом, останется равнодушным к этим объектам, однако его внимание привлечет соотношения цветовых пятен, которые образуют живописный пейзаж этой местности.
И еще пример. Вспомним роман в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин». В образ Ольги влюблен Ленский, увидел «деву красоты», а для равнодушного к ней Онегина, Ольга «круглая, красная она, как эта глупая луна на этом глупом небосклоне».
Зависимость восприятия от прежнего опыта человека, его предпочтений является важной закономерностью, которую нужно учитывать в организации учебной деятельности. В педагогической практике учителю важно учитывать опыт и знания ученика, направленность его интересов, наличие или отсутствие установок на восприятие, чтобы обеспечить основательное усвоение учебного материала.
К, сожалению, есть тяжелое заболевание, при котором, люди не могут классифицировать вещь иначе, как нечто.
Такой пример приводил в своей лекции выдающийся отечественный психолог В.В. Давыдов
Вы ему показываете книгу и спрашиваете:
— Иван Иванович, это что?
Вы можете его еще раз спросить:
— Иван Иванович, но все-таки, что перед вами?
Когда он был студентом и проходил патопсихологию, то иногда с другими студентами проделывали подобные шутки. Очень любили упражняться с такими больными.
«… Помнится, брали мы новогодний номер журнала «Крокодил» (новогодний «Крокодил» — красный, Дед Мороз в зипуне что-то тащит в мешке) и начинали показывать такому больному.
— Иван Иванович, что это такое?
И от него нельзя было добиться никакой предметной характеристики. Он видел лишь отдельные стороны объекта и синтезировать их в реальную вещь не мог.
Более того, мы показываем на медсестру и спрашиваем:
— Ну, а на что похоже?
Причем это не значит, что он не пользуется услугами медсестры. Он с ней, как с вещью, имеет дело, но предметности восприятия у него нет…»
Как видите, налицо нарушение процессов восприятия. Человек не может дать никакой предметной характеристики, видит лишь отдельные стороны объекта и синтезировать их в реальную вещь не может.
Существуют и иные нарушения восприятия, а также ощущений. Описание этих нарушений вы найдете в учебнике психологии. Это будет вашим домашним заданием. Ваша задача найти нарушения ощущений, восприятия, записать название, дать определение.
Что такое ощущение, восприятие?
Опишите физиологический механизм возникновения ощущения.
Что такое порог чувствительности?
Какие пороги чувствительности существуют.
Чем восприятие отличается от ощущений?
Что такое избирательность восприятия?
Какие свойства восприятия вы знаете?
Основные виды нарушений ощущений и восприятия
1. Нарушения ощущений
Гиперестезия – повышенная чувствительность к действию на органы чувств физических стимулов.
Гипостезия – снижение восприимчивости к действующим раздражителям.
Анестезия – это полная нечувствительность одного или нескольких анализаторов при формальной их сохранности.
Сенестопатия – трудно локализуемые, тягостные, не поддающиеся точному описанию ощущения, не имеющие в своей основе какой-либо соматической патологии.
Парестезия – ощущения жжения, потягивания, стягивания.
2. Нарушения восприятия
Иллюзии – неправильное, извращённое восприятие реально существующего объекта. Могут наблюдаться при эмоциональном напряжении, переутомлении, приёме некоторых лекарств. Подразделяются по органам чувств.
Галлюцинации – восприятие без объекта, ложные восприятие. При галлюцинациях человек видит, слышит, ощущает при отсутствии реального раздражителя. Выделяют псевдогаллюцинации, которые проецируются не во внешнем пространстве, а во внутреннем (голоса «внутри головы»).
Агнозия – нарушение узнавания предметов и явлений. Это всегда симптом грубого органического поражения головного мозга.
Дереализация – чувство неопределённого изменения окружающего («что-то стало не так»). Дереализация часто сочетается с деперсонализацией – чувство неопределённого изменения собственного «Я».