Позиция ктру что это
Код позиции КТРУ: как правильно указать в документации
КТРУ в госзакупках — это специальный каталог. В нем приведены наименования и типовые характеристики товарных позиций, работ и услуг.
Где найти
Чтобы проще было понять, что такое КТРУ в госзакупках и где его найти, следует перейти к главной странице Единой информационной системы на портале zakupki.gov.ru. Каталог вывели в основное меню ЕИС.
Есть еще один способ найти каталог КТРУ на 2021 год — перейти по ссылке, напрямую ведущей в справочник. Вам станут доступны все функциональные возможности реестра.
Расшифровка
Для каждого товара, работы или услуги в перечне заведена отдельная запись. Некоторые из них объединяют по общим признакам в ассортиментный набор. Для каждой строки реестра КТРУ 2021 года с расшифровкой с поиском по наименованию выглядит так:
Эксперты КонсультантПлюс разобрали административную практику применения КТРУ. Используйте эти инструкции бесплатно.
Код содержит и необходимые сведения дополнительного характера (о ТРУ, условиях поставки и т. п.). Когда прошло согласование описания объекта между Минфином, Минэкономразвития и ФАС, в конкретную запись справочника КТРУ 2021 вносятся сведения (в соответствии с требованиями ст. 33 44-ФЗ) в части:
Как применять
Если план-график утвердили до даты, с которой использование позиции из каталога стало обязательным, то при закупке разрешается не учитывать сведения из реестра. Но если потребовалось внести какие-либо изменения в план-график, то следует обязательно брать в работу характеристики из каталога (п. 7, 9 правил использования реестра, утвержденных ПП № 145 от 08.02.2017).
Наименование объекта и кодировка берутся из каталога. Причем первые цифры классификатора кодов КТРУ с поиском по названию совпадают с начальными цифрами идентификатора по ОКПД 2, они включаются в состав ИКЗ. При составлении плана-графика используются единицы измерения и описательные характеристики объекта закупки из справочника. В процессе проведения госзакупки следует указывать те же сведения в извещении, информации о госконтракте и документации по закупке. Каталог непрерывно пополняется.
Для всех записей из каталога указывается дата. Начиная с нее, заказчики обязательно должны применять эти сведения. Такое правило закрепляется в п. 10 постановления правительства № 145. В п. 3 этого документа указывается, что если дата начала еще впереди, то использовать информацию из реестра не обязательно.
Как формируется код
КТРУ — это уникальная последовательность символов. Для тех ТРУ, что присутствуют в справочнике лекарств (ЕСКЛП), этот идентификатор содержит 13 разрядов. Не путайте их с математическими, в отношении кода ТРУ разряды формируются по другому принципу. Они представляют собой отдельные части всего большого кода, каждая часть содержит несколько цифр. В шифре всего присутствует 21 знак. Расшифровка такова:
С 2020 года позиции приобрели другой вид. Теперь они содержат 17 разрядов. Начальные 9 — это персонифицированные сведения о товаре (работе или услуге), имеющие в основе код ОКПД 2. Последующие 8 разрядов — это номер конкретной позиции, присваиваемый в порядке возрастания.
Если нужной позиции нет в каталоге
Краткая инструкция, как найти КТРУ по ОКПД 2 или названию объекта закупки:
Если не нашли ОКПД 2, укажите наименование товара, работы или услуги.
Проверьте результат поиска и найдите нужный объект заказа.
Для поиска позиции по ОКПД 2 впишите весь код или его часть.
После этого выберите нужную позицию.
Если в КТРУ нет нужной позиции, тогда описание следует составлять в соответствии со ст. 33 44-ФЗ, где законодатели в качестве идентификатора рекомендуют использовать показатель из классификатора ОКПД 2.
Ошибки и проблемы
При работе со справочником случаются ошибки и проблемы. Вот основные из них:
Чтобы не совершать ошибок, используйте инструкцию по работе с реестром. Найдете ее в руководстве пользователя в ЕИС.
КТРУ — каталог товаров, работ и услуг в ЕИС: как им пользоваться?
В статье расскажем как формируется единый каталог товаров, работ и услуг (КТРУ) в ЕИС, а также покажем как им пользоваться.
Что такое КТРУ?
КТРУ — это систематизированный перечень всех товаров, работ и услуг, которые могут закупаться в интересах государственных и муниципальных заказчиков. Закон 44-ФЗ ссылается на Каталог в статье 23. В части 3 сказано, что на основе содержащихся в нем наименований объектов формируется идентификационный код закупки (ИКЗ). А в части 6 установлено, что порядок формирования и ведения КТРУ, а также правила его использования, определяются Правительством.
Назначение КТРУ заключается в стандартизации наименований и описаний объектов закупки. Это значит, что в закупках любого заказчика во всех документах, относящихся к закупке определенного товара, он будет поименован и описан одинаково. Благодаря этому исключаются какие-либо разночтения и ситуации, когда из описания объекта не до конца следует, что же именно заказчик желает приобрести.
Важно! Названия позиций каталога формируются на основе ОКПД2.
Каталог ввели, чтобы все заказчики описывали объекты закупки по одному образцу. С одной стороны, это упрощает подготовку документов закупки, а с другой — не дает использовать дополнительные характеристики, которые могут ограничить конкуренцию.
Описание объектов закупки из КТРУ необходимо использовать при формировании:
Чтобы получить бесплатную консультацию и помощь в торгах, заполните форму обратной связи или позвоните по номеру: 8 (800) 201-12-78
Что включает в себя КТРУ в 2021 году?
В карточке товара, работы, услуги указывают:
Рассмотрим пример описания:
Код позиции КТРУ — 10.20.13.110-00000007, код по ОКПД2 — 10.20.13.110: Рыба пресноводная мороженая. Единицы измерения — килограмм.
Характеристики:
Вид разделки — тушка полупотрошеная.
Сорт рыбы — Второй, Первый.
Дата начала обязательного применения — 14.02.2019, срок — бессрочно.
Цен из завершенных контрактов не найдено.
Как регулируется КТРУ?
Все, что касается содержания Каталога, входит в зону ответственности Правительства. Своим постановлением от 08.02.2017 № 145 оно закрепило правила ведения и использования КТРУ. В документе, в частности, определено, что за формирование каталога отвечает федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок (в настоящее время — Минфин). Кроме того, установлено, какая информация в отношении каждого объекта должна включаться в КТРУ, как формируется каждая его позиция и прочие моменты.
Также в постановлении № 145 подробно расписано, в каких документах и по каким правилам заказчики должны использовать данные Каталога.
Обязательное использование описания из КТРУ, когда оно необходимо?
В каждой позиции каталога есть точная дата, с которой нужно использовать описание товара, работы или услуги:
Пока каталог заполнен только частично, но в нем уже есть описания, обязательные для применения. Проверьте, нужно ли использовать структурированное описание объектов ваших закупок. Найти позицию в каталоге можно по ОКПД2, названию или конкретным характеристикам.
Где найти КТРУ?
В статье 23 закона 44-ФЗ сказано, что Каталог ведется в ЕИС. То есть найти его можно на сайте госзакупок. Ссылка на него дана непосредственно на главной странице (нужно промотать ее немного вниз). При переходе по ссылке откроется форма поиска по Каталогу.
На первой странице сайта системы госзакупок есть ссылка на Каталог:
В отношении каждой позиции в КТРУ указывается такая информация:
О каждом товаре, работе и услуге должны быть даны общие сведения:
Кроме того, приводится описание объекта закупки, которое может включать конкретные значения характеристик, сведения техрегламентов, спецификации, чертежи, эскизы, фотографии, цены, производителя, условия поставки и так далее.
Применение КТРУ
В верхней части КТРУ размещена строка поиска, по которой можно осуществить быстрый переход к нужной позиции. Например, если известно ее точное наименование, код по ОКПД2 или какие-либо иные характеристики.
Также можно воспользоваться расширенным поиском, где можно указать:
Окно расширенного поиска по КТРУ
Нет позиции в КТРУ – описываем по ст.33 закона
Можно «смешивать» КТРУ и ОКПД
В случае внесения изменений в план-график закупок в части закупки, в отношении объекта которой наступила дата начала обязательного применения соответствующей позиции каталога, информация в плане – графике закупок, форме обоснования закупок по такой закупке указывается согласно соответствующей позиции каталога.
КТРУ для заказчиков
Упомянутое выше постановление № 145 обязывает заказчиков применять позиции каталога при составлении закупочных документов, а именно:
Обратите внимание! У каждой позиции каталога указана дата, с которой ее необходимо применять заказчикам. До этой даты они могут пользоваться сведениями каталога по желанию.
При формировании документов заказчики должны брать из каталога такую информацию:
Однако помимо признаков и характеристик, содержащихся в каталоге, заказчики могут использовать и другие элементы описания. Но с 1 января 2018 года включение дополнительных характеристик в документацию необходимо обосновывать.
Обратите внимание! Изначально предполагалось, что в части лекарственных средств каталог будет наполнен к марту 2017 года, а в части иных товаров и услуг — к октябрю 2017 года. Однако на сегодняшний день работа над КТРУ не завершена.
Учитывая то, что каталог только начал наполняться, многих позиции в нем пока нет. Вместе с тем закон обязывает заказчика применять позиции КТРУ, которые уже в него внесены. А в отношении прочих объектов закупок следует действовать так:
Как правильно указать код позиции КТРУ в документации
Каталог КТРУ на 2021 год — это подсистема единой информационной системы в сфере госзакупок, в которой содержатся наименования и стандартные характеристики товаров, работ и услуг. Информация из нее применяется в обязательной порядке, а за нарушение правил описания объекта грозит штраф в размере до 50 000 рублей.
Как найти каталог товаров, работ, услуг в ЕИС
Если хотите найти КТРУ 2021 года с расшифровкой с поиском по наименованию, зайдите на главную страницу ЕИС на сайте zakupki.gov.ru и найдите вкладку «Каталог». В п. 2 правил, которые утверждены постановлением правительства № 145 от 08.02.2017, указана расшифровка, что такое КТРУ в госзакупках, — систематизированный перечень товаров, работ, услуг, которые приобретаются для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Этот перечень формируется на основе общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) и включает закрытый перечень информации для описания объекта закупки. Или перейдите по прямой ссылке. Она ведет напрямую в ЕИС. Там оцените весь функционал реестра товаров, работ, услуг.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как разработать техническое задание без ошибок и нарушений. Используйте эти инструкции бесплатно.
Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: ПОЛУЧИТЬ БЕСПЛАТНО НА 2 ДНЯ .
Что содержит каталог
Каждый товар, работа или услуга в каталоге имеет конкретную запись, некоторые из них объединяют по общим признакам и составляют ассортиментный набор. Каждая строка справочника КТРУ в 2021 году состоит из следующих частей:
В п. 5 письма Минфина № 24-06-05/74463 от 25.08.2020 указано, что если нет позиции в КТРУ или запись каталога не содержит описания товара, работы, услуги, то необходимо самостоятельно установить характеристики объекта закупки.
Когда информация для описания объекта заказа согласована между Минэкономразвития, Минфином и ФАС, то конкретная запись в перечне ТРУ включает требования ст. 33 ФЗ-44 в части:
Как применять на стадии планирования
Если план-график утвердили до даты, когда обязательно применяются параметры из каталога, то в процессе закупки не учитывайте информацию из каталога. Но если для закупки придется изменить план-график, то характеристики из каталога обязательно принимайте в работу по п. 7, 9 правил, которые утверждены постановлением правительства № 145 от 08.02.2017.
Из каталога берите наименование объекта закупки и код каталога при формировании плана закупок. Первые цифры, кода позиции каталога в плане закупок совпадают с первыми цифрами кода ОКПД 2, и включаются в состав идентификационного кода закупки (ИКЗ). Когда составляете план-график, то используйте единицы измерения и описание объекта закупки из КТРУ.
По ходу проведения закупки используйте эту же информацию в извещении, закупочной документации и данных о госконтракте.
Как работать с КТРУ в 2021 году
Каталог активно пополняется, по состоянию на 15.08.2021 в нем представлены сведения о более чем 80 000 записей. Если товар, который закупаете, уже есть в реестре, то на всех этапах закупочного процесса указывайте наименование, характеристики и другую информацию.
У всех записей в каталоге есть дата, с которой всем заказчикам обязательно придется применять сведения. Это правило закреплено в п. 10 постановление правительства № 145 от 08.02.2017 о правилах формирования КТРУ.
В п. 3 постановления правительства № 145 указано, что если день обязательного применения еще впереди, то используйте сведения из каталога по желанию.
Код позиции КТРУ: что это
В 2021 году код позиции КТРУ — это цифровой код, который состоит из 17 разрядов. Первые 9 разрядов — персонифицированные данные товара (работы, услуги) на основе кода ОКПД2; оставшиеся 8 — последовательный номер позиции, присвоенный в порядке возрастания.
Рассмотрим код 01.11.71.110-00000004.
1.11.71.110 — это ОКПД2 для зерна фасоли.
Как найти позицию
Чтобы найти нужную запись в каталоге, используйте 2 способа поиска по КТРУ: код ОКПД2 или наименование товара, работы, услуги по коду, так называемый контекстный поиск.
Вот инструкция, как найти КТРУ по названию товара в 2021 году:
Чтобы найти позицию по ОКПД2, перейдите в «Классификацию».
В списке выберите классификатор ОКПД2.
Затем выберите нужный ОКПД2 из дерева классификатора.
Как найти позицию в личном кабинете заказчика
Пошаговая инструкция, как определить КТРУ по ОКПД2 в закрытой части ЕИС:
Шаг 1. Зайдите в личный кабинет.
Шаг 2. Используйте для поиска позиций и шаблонов по кодам и наименованиям товаров, работ, услуг, по кодам ОКПД2, по классификаторам и значениям классификаторов блок быстрого поиска на главной странице раздела КТРУ.
Шаг 3. Если введете три и более символа, то в строке быстрого поиска появится контекстный поиск. В итоге отобразятся 10 записей (сначала шаблоны, затем бесшаблонные позиции). В поле «Рубрикатор» ищите по наименованию рубрики (при вводе 3 и более символов отображаются результаты контекстного поиска). Выбирайте рубрику или подрубрику (при наличии) из справочника, нажав на пиктограмму с изображением книжки.
Шаг 4. Ищите нужный код классификатора КТРУ, используя коды ОКПД2, которые указаны в общих сведениях позиции и в справочной информации позиции. В результатах поиска показывается список позиций, которые содержат ОКПД2.
Шаг 5. Укажите полностью или часть кода или наименования товара, работы, услуги и нажмите на пиктограмму поиска в виде лупы для поиска позиции в КТРУ в строке быстрого поиска.
Или на клавишу Enter на клавиатуре. Система осуществляет поиск позиций по этому значению.
Если сбрасываете параметры, которые установили, нажмите на пиктограмму крестика.
Шаг 6. В блоке поиска «Классификация» отображаются общероссийские и международные классификаторы в виде гиперссылок.
Шаг 7. Если нажмете на гиперссылку «Отобразить все классификаторы», в блоке поиска в виде гиперссылок в алфавитном порядке появятся все классификаторы.
Шаг 8. Если ищите позиции с большей детализацией параметров, используйте расширенный поиск позиций КТРУ. Для этого на главной странице раздела КТРУ кликните на гиперссылку «Расширенный поиск». Отобразится форма расширенного поиска позиций КТРУ.
Видео: как искать товары с помощью КТРУ
В 2009 году закончила бакалавриат экономического факультета ЮФУ по специальности экономическая теория. В 2011 — магистратуру по направлению «Экономическая теория», защитила магистерскую диссертацию.
Позиция ктру что это
Рассмотрим, какую информацию включает в себя каталог и когда ее обязательно использовать при описании закупки
Подберите закупочную позицию сами
Что такое КТРУ?
КТРУ расшифровывается как каталог товаров, работ и услуг. Он формируется на основе общероссийского классификатора ОКПД2 и содержит структурированное описание объекта закупки. За наполнение каталога отвечает Минфин.
Каталог ввели, чтобы все заказчики описывали объекты закупки по одному образцу. С одной стороны, это упрощает подготовку документов закупки, а с другой — не дает использовать дополнительные характеристики, которые могут ограничить конкуренцию.
Описание объектов закупки из КТРУ необходимо использовать при формировании:
Что включает в себя позиция КТРУ в 2019 году?
В карточке товара, работы, услуги указывают:
С какого момента обязательно использовать описание из КТРУ?
В каждой позиции каталога есть точная дата, с которой нужно использовать описание товара, работы или услуги:
Пока каталог заполнен только частично, но в нем уже есть описания, обязательные для применения. Проверьте, нужно ли использовать структурированное описание объектов ваших закупок. Найти позицию в каталоге можно по ОКПД2, названию или конкретным характеристикам.
Чтобы быстро организовать закупку без ошибок, воспользуйтесь сервисом для госзаказчиков Контур.Снаб. Он подберет актуальные коды в классификаторах ОКПД-2 и КТРУ, рассчитает НМЦК и спланирует сроки закупки.
Статьи
КТРУ: применяем без ошибок
КТРУ осложнил работу большинства заказчиков, работающих по Закону № 44-ФЗ. Точнее не сам КТРУ, а то, как он в настоящее время реализован. В данной статье мы подробно разберем порядок использования КТРУ, проблемы, с которыми сталкиваются заказчики при его применении, а также пути их решения. Для удобства мы разбили предлагаемый материал на разделы. Даже если Вы давно используете КТРУ в своей закупочной деятельности, мы рекомендуем ознакомиться со всеми из них. Убеждены, что Вы не зря потратите время.
Содержание:
Правила применения КТРУ
Для лучшего понимания порядка применения КТРУ предлагаем вспомнить основные из Правил, которые установлены вышеназванным постановлением. Цветом выделены те моменты, на которые стоит обратить особое внимание.
Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога … с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Пунктами 5 и 6 Правил установлено:
Однако, заказчики с 1 июля 2020 года не могут дополнять характеристики, указанные в КТРУ, при составлении технического задания в следующих 2 случаях:
Разберем первое исключение:
Буквально постановление Правительства РФ от 08.02.2017 № 145 говорит только про перечень, установленный постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 № 878. Иными словами, сам факт совпадение кодов ОКПД 2 закупаемой заказчиком продукции с кодами, указанными в перечне, делает невозможным указание каких-либо дополнительных характеристик без учета того, применяется ли заказчиком само постановление Правительства РФ от 10.07.2019 № 878 и включена ли закупаемая им продукция в реестр российской радиоэлектронной продукции. Вместе с тем, эксперты центра полагают, что запрет на указание дополнительных характеристик должен применяться только в случае применения заказчиком постановления Правительства РФ от 10.07.2019 № 878.
Дело в том, что при отсутствии необходимой заказчику продукции в реестре российской радиоэлектронной продукции заказчик не вправе применять постановление Правительства РФ от 10.07.2019 № 878 (см. п. 4 данного постановления). В указанном случае он обязан составить и разместить в ЕИС обоснование невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств (см. п. 5 того же постановления). Постановление Правительства РФ от 08.02.2017 № 145 не исключает возможность заказчика на составление указанного обоснования, соответственно заказчик по-прежнему вправе отступать от соблюдения названного ограничения.
Если ограничение на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, не установлено, то нельзя говорить о том, что перечень, установленный постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 № 878, действует. Соответственно нельзя считать, что закупаемая заказчиком продукция включена в такой перечень и установленный постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145 запрет применяется. Иной подход будет вести к полной невозможности заказчика купить необходимую радиоэлектронную продукцию.
Например, заказчику необходима радиоэлектронная продукция, которая отсутствует в реестре российской радиоэлектронной продукции. В частности, она может отсутствовать в таком реестре именно потому, что заказчик предъявляет к ней повышенные требования, которых нет и в КТРУ. Делает это он не потому, что желает ограничить круг участников и осуществить «заточку» технического задания под конкретного производителя, а потому, что не указав дополнительные требования в техническом задании он приобретет совершенно иную продукцию, не удовлетворяющую его потребностям. Указание дополнительных характеристик и отступление от установленного ограничения заказчик готов письменно обосновать.
В связи с изложенным, мы полагаем, что решение вопроса о применении или о неприменении запрета на указании дополнительных характеристик, установленного постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145, должно решаться контролирующими органами исходя из конкретных обстоятельств дела и содержания подготовленного заказчиком обоснования.
Разберем второе исключение:
На день подготовки настоящей статьи к публикации особенности описания установлены только для закупок лекарственных средств (постановление Правительства РФ от 15.11.2017 № 1380). Мы их подробно разобрали в отдельной статье. В частности, при осуществлении закупок лекарственных средств постановлением Правительства РФ от 15.11.2017 № 1380 установлено требованием о том, что заказчиком должны указываться эквивалентные лекарственные формы и дозировки. Раньше указание эквивалентных лекарственных форм и дозировок должно было обосновываться со ссылкой на данное постановление, т.к. они не были указаны в соответствующей позиции КТРУ. Теперь этот недочет исправлен.
Где найти КТРУ?
Полная и актуальная версия КТРУ размещена в ЕИС. Для открытия КТРУ необходимо в главном меню ЕИС выбрать раздел «Каталог».
КТРУ состоит из обычных и укрупненных позиций. Последние объединяют в себе позиции, регулирующие один предмет, но устанавливающие разные характеристики по нему. При формировании технического задания используются только обычные позиции.
Бывают ситуации, когда заказчику для определения предмета закупки подходят сразу несколько позиций из КТРУ. В связи с этим возникает вопрос о том, какую из них выбрать. Например, лекарственные препараты одной дозировки, одного способа введения, но имеющие разные лекарственные формы.
Ответ следующий: заказчик вправе выбрать любую из подходящих ему позиций.
Если необходимая в КТРУ продукция никак не находится, то ее, скорее всего, нет в КТРУ. Однако, при осуществлении поиска заказчик должен использовать все возможные синонимы, которые могли бы использоваться для определения предмета контракта. Также следует помнить, что КТРУ постоянно обновляется. Поэтому КТРУ должен проверяться заказчиком каждый раз при осуществлении соответствующей закупки.
КТРУ и ОКПД2
КТРУ формируется на основании ОКПД2. Однако, ОКПД 2 не является определяющим при решении заказчиком вопроса о применении или не применении КТРУ, а также при решении вопроса о соответствии предложенной поставщиком продукции установленным требованиям. Например, участник закупки предлагает заказчику медицинское изделие, полностью отвечающее требованиям заказчика.
Вместе с тем, в государственном реестре медицинских изделий такое изделие может быть классифицировано по другому коду ОКПД2, чем тот код КТРУ, который был использован при формировании технического задания. Отличия в ОКПД2 в данном случае не препятствуют заказчику признать предложенную поставщиком продукцию соответствующей установленным требованиям.
Приведем еще один случай: заказчик закупает продукцию, отнесенную к определенному коду ОКПД 2, на основании которого построены соответствующие позиции КТРУ. Более того, наименование закупаемой продукции в КТРУ совпадает с предметом закупки. При этом заказчик может не использовать КТРУ вовсе, если в нем фактически отсутствует необходимая ему продукция (прим.: указанную ситуацию не нужно путать со случаем, когда заказчика просто не устраивают содержащиеся в КТРУ характеристики).
Например, заказчик планирует осуществить закупку монитора для компьютера. Цель закупки: организация видеонаблюдения, а не просто использование на настольном ПК. Соответственно монитор малого диаметра заказчику не подойдет, т.к. на приобретаемый монитор нужно выводить изображение с многочисленных видеокамер. В КТРУ минимальное значение по диагонали монитора установлено «42 дюйма».
При этом заказчику нужен монитор не меньше 45 дюймов для своих целей. Соответственно он не может использовать КТРУ, иначе может получит монитор диагональю 42 дюймов ровно, что не будет отвечать его потребностям. В данном случае заказчику остается только не использовать КТРУ, ссылаясь на то, что необходимая ему продукция в КТРУ отсутствует.
КТРУ и формирование лотов (компьютеры)
КТРУ никак не влияет на формирование лотов. Соответственно продукция, включенная и не включённая в КТРУ, может быть объединена в один лот при условии, что такое объединение не приведет к ограничению числа участников закупки (существует функционирующий рынок в отношении предмета закупки). При этом описание продукции, включенной в состав единого лота, но подпадающей под действие КТРУ, должно составляться в соответствии с КТРУ. Укрупнение лота в данном случае не должно исключать применение КТРУ. Приведем следующий пример.
Заказчик планирует осуществить закупку «автоматизированных рабочих мест». Фактически закупается поставка компьютеров в сборе. Автоматизированные рабочие места не содержатся в КТРУ, однако составные элементы таких рабочих мест (монитор, системный блок, клавиатура, мышь) в КТРУ есть. Следовательно, при составлении технического задания заказчику необходимо указать предмет закупки как «поставка автоматизированных рабочих мест», которые включают в себя «монитор, подключаемый к компьютеру» (+ описание в соответствии с КТРУ), «системный блок» (+ описание в соответствии с КТРУ) и т.д.
КТРУ и бумага офисная
Правила применения КТРУ лучше всего рассматривать на конкретных примерах. Бумага для принтеров как нельзя лучше подходит для этого, т.к. каждый заказчик ее закупает в том или ином объеме.
Предположим, что заказчику необходима бумага SvetoCopy формата А4 в упаковке 500 листов в пачке. На сайте одного из поставщиков данная бумага имеет следующие характеристики.
Указанным характеристикам соответствует позиция КТРУ 17.12.14.129-00000025, которая содержит следующие показатели:
При этом из всех представленных показателей такой важный показатель как «количество листов в пачке» не является обязательным! Без его указания в техническом задании заказчик может лишиться того объема бумаги, на который расчитывал.
Попробуем из имеющихся у нас исходных данных сформировать правильно техническое задание. В первую очередь определим предмет закупки. Он может быть любым: «поставка офисной бумаги», «поставка бумаги SvetoCopy или эквивалент», «поставка бумаги формата А4», «поставка бумаги для принтеров» и т.д. Вместе с тем важно, чтобы в техническом задании нашло отражение наименование закупаемого товара так, как оно указано в КТРУ: «Бумага для офисной техники белая«.
Иными словами, предмет закупки в извещении может быть сфомулирован любым образом. При этом в структурированной форме извещения об осуществлении закупки должна быть сделана ссылка на соответствующую позицию КТРУ и в техническом задании заказчика наименование закупаемой позиции товара (работы, услуги) должно быть указано в строгом соответствиии с КТРУ.
После определения предмета контракта заказчик должен определить объем закупаемой продукции. Тут начинается самое интересное. Согласно позиции 17.12.14.129-00000025 единицей измерения является одна «пачка». При этом, как мы отмечали выше, «количество листов в пачке» не является обязательным показателем по КТРУ, хотя обостись без него невозможно.
Соответственно для заказчика показатель «количество листов в пачке» и, например, показатель «белизна» равны. Их использование в техническом задании должно быть обосновано. Таким образом, использование заказчиком показателя «количество листов в пачке» без соответствующего обоснования может расцениваться контрольными оргами как нарушение установленных Правил.
КТРУ и бензин
Еще одним часто встречающимся предметом закупки, включенным в КТРУ, является ГСМ. Рассмотрим применение КТРУ на примере закупки бензина АИ-95. Но в этот раз мы не будем приводить пример того, как правильно описать предмет закупки, а разберем те ошибки, которые обычно допускают заказчики. Указанные ошибки могут служить основанием для обжалования действий заказчика со стороны участников закупки. Итак, начнем.
КТРУ устанавливает следующие требования к наименованию, единицам измерения и характеристикам бензина.
А вот пример одного из технических заданий, которое мы нашли в ЕИС после вступления в силу данной позиции КТРУ:
Заказчик в описании нарушил не только требования КТРУ, но и ст. 33 Закона № 44-ФЗ. Вот его ошибки:
Ответ: Мы считаем, что нет, т.к. в КТРУ отдельно включаются описания товаров и отдельно работ, услуг. Если закупаемые работы или услуги сами по себе в КТРУ не включены, то описывать товары, используемые при оказании таких работ и услуг нет необходимости, т.к. они не выступают самостоятельным объектом закупки. При этом мы не исключаем, что проверяющие могут придерживаться иного мнения и излагаем исключительно нашу позицию по данному вопросу.
Ситуация 2. КТРУ не содержит каких-либо характеристик закупаемой продукции, а только лишь ее наименование и единицу изменения. Необходимо ли в указанном случае обосновывать каждую характеристику, указываемую заказчиком в техническом задании? Пример, выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства в сфере здравоохранения (код позиции КТРУ 41.20.40.000-00000023).
Ответ: Обоснование таких характеристик точно не требуется. Причина в том, что Правила прямо предусматривают необходимость составления обоснования только при наличии описания товара, работы, услуги в КТРУ.
Ситуация 3. Должен ли КТРУ применяться при осуществлении закупок у единственного поставщика?
Ответ: Мы считаем, что применение КТРУ при осуществлении закупки у единственного поставщика напрямую зависит от основания ее осуществления. Если осуществление такой закупки не формирует извещение (например, при осуществлении закупки на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ до 300 000), то КТРУ не применяется, т.к. его попросту невозможно применить.
Если же закупка у единственного поставщика требует формирование извещения (например, при осуществлении закупки на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ до 3 000 000 рублей посредством электронной площадки), то КТРУ должен применяться.
Ситуация 4. Отдельные позиции КТРУ помимо наименования, единицы измерения и характеристик содержат дополнительное описание. В частности, такое дополнительное описание приведено в позиции КТРУ 32.50.13.190-01024 «Стент для коронарных артерий рассасывающийся, выделяющий лекарственное средств». Обязан ли заказчик переносить указанное описание в свое техническое задание и если да, то что с ним делать в дальнейшем?
Ответ: Мы считаем, что данное описание не должно переносится в техническое задание, т.к. данная информация является справочной и не содержиться непосредственно в разделе «Описание товара, работы, услуги». Вместе с тем, проверяющие могут придерживаться иного мнения. Если заказчик и переносит указанное описание в техническое задание, то в инструкции по заполнению заявки участниками нужно четко объяснить, что никакие характеристики из данного описания не нужно включать в заявку.
Обоснование заказчика
Выше мы отмечали, что обоснование должно составляться при указании заказчиком в техническом задании дополнительных характеристик, не предусмотренных в КТРУ, а также тех, которые в КТРУ предусмотрены, но при этом не являются обязательными. Такое обоснование должно приводиться по каждой дополнительной характеристике в отдельности. Обоснование не может носить формальный характер. Например, не должно быть обоснования из серии «указание заказчиком дополнительных характеристик обусловлено потребностью учреждения».
Обоснование должно раскрыть суть потребности заказчика в указании тех или иных параметров, с описанием процессов использования закупаемой продукции. Какой-то конкретной формы обоснования не существует. Поэтому оно формируется в свободной форме. Также еще раз повторим: обоснование может аргументировать уточнение (конкретизацию) и дополнение характеристик, содержащихся в КТРУ, но при этом не может служить оправданием изменения таких характеристик.
Пример неправильного обоснования:
Обоснование использования заказчиком при описании объекта закупки дополнительных потребительских свойств, в том числе функциональных, технических, качественных, эксплуатационных характеристик товара, которые не предусмотрены в позициях каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд | В соответствии с п. 5 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145), ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, в целях обеспечения соответствия закупаемых товаров (поз. 1,2,4) потребностям заказчика, а также обеспечения взаимодействия закупаемых товаров с товарами, используемыми заказчиком, в описании объекта закупки заказчиком использовались дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, которые не предусмотрены в позициях каталога. |
Пример правильного обоснования:
Будущее КТРУ
Будущее КТРУ закреплено в Концепции повышения эффективности бюджетных расходов в 2019-2024 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 31 января 2019 г. № 117-р. Основной посыл Концепции – использование КТРУ для расчета референтных цен, которые должны будут применяться при обосновании начальных (максимальных) цен для основной массы закупок.
Напомним, применение референтных цен уже предусмотрено при осуществлении закупок лекарственных средств. В ближайшей перспективе референтные цены будут применяться при осуществлении иных закупок.
Остались вопросы? Получите ответы на них прямо сейчас в WhatsApp!