Пожуй овса что значит

Во имя Овса и Сыра и Свиного Уха: зачем верующие Средневековья высмеивали религию

В массовой культуре Средние века зачастую предстают страшными, темными временами с безграничной властью церкви, запрещающей любое веселье. Однако шуток про религию из XII века до нас дошло не меньше, чем богоборческих лозунгов из СССР. Да-да, не удивляйтесь: пусть цели у них и были разные, средства не менялись веками. Более того, средневековые авторы, чьи имена нам известны, не сгорели на костре инквизиции из-за оскорбления чувств верующих, а жили в почете и уважении, были достойными клириками и писали теологические труды наряду с богохульными стишками. Как такое было возможно? Рассказывает историк Дарья Ахапкина.

Религиозные мемы и храм наоборот

Дыма без огня, как известно, не бывает, и, говоря о Средневековье, мы должны понимать, что большую часть литературных произведений той эпохи составляли религиозные сочинения. Мессы, литургии, псалмы и жития окружали средневекового человека так же, как современного русского человека окружают стихи Пушкина и Лермонтова: они звучали повсюду, их угадывали по первым строкам, а по устоявшимся словесным формулам любой образованный человек без труда узнавал известные тексты.

Такая благодатная среда превратила многие религиозные произведения в прямом смысле в мемы. Признак хорошего мема — его способность видоизменяться, сохраняя узнаваемость, поэтому со временем появились пародийные литургии, полностью перенявшие форму церковной службы. Они переворачивали ее содержание с ног на голову, в чем, собственно, и заключалась шутка. Мы рассмотрим две наиболее известные — «Всепьянейшую литургию» XIII века и «Богослужение игроков» XIV века.

Почему в пародиях используются именно образы пьянства и игры?

Прежде всего, сложно представить что-нибудь более далекое от церкви, чем кабак, и занятие, менее достойное христианина, чем проигрыш в кости последней рубашки.

На самом деле само представление о кабаке как об «антихраме» было изначально задано серьезными христианскими произведениями: и в проповедях, и в моралите таверна изображалась как «храм Диавола», населенный грешниками и одушевленными пороками — вместо гимнов там распевались застольные песни, а недостойные падали на колени от чрезмерных излияний. В пародийных текстах авторы создавали настоящий мир пьянства и игры, антимир со своей собственной религией, которая последовательно копировала и трансформировала постулаты христианства.

Пожуй овса что значит

Кроме того, пьянство и азартные игры — довольно яркие пороки: в отличие от более прозаичных грехов вроде уныния им присущ весьма привлекательный набор ритуалов и правил.

Грешник имеет особые атрибуты: кружки, вино, игральные кости, таверна, целовальник и собутыльники.

Ну и потом, кто знает, вдруг пьянство клира и в самом деле было насущной проблемой в Средние века?

Читайте также

«Скорбные» замены

Пародийные тексты, как мы уже упомянули выше, заимствуют форму реальных богослужений. По правде сказать, способов создания комизма в них не так уж и много, но зато работают они безотказно (если, конечно, вы считаете, что шутка, повторенная десять раз за мессу, становится от этого только смешнее). Самый распространенный вариант — паронимическая аттракция : ситуация, когда близкие по звучанию слова стоят рядом или заменяют друг друга. Чаще всего такая словесная игра напоминает забавы школьников, которым очень скучно читать учебник: например, oremus («помолимся») заменяется на ornemus («украсим»), amen («аминь») — на stramen («соломенная подстилка»), justitia («справедливость») — на iusta («шутка»).

Иногда слова меняются на противоположные по значению — и мир будто бы выворачивается наизнанку: gaudeamus («возрадуемся») — lugeamus («восплачем»), festus («праздник») — mestus («скорбный, траурный»), in secula seculorum («во веки веков») — in pocula poculorum («в кружки кружек»). Всё многообразие шуточных эпитетов и слов-заместителей можно наблюдать в пародии на молитву «Отче Наш» из «Всепьянейшей литургии»: Pater Noster («Отче Наш») превращается в Pater Bacche («Отче Вакх»), он перемещается с небес (coelis) в кружку (schyphis), и восхваляется не Имя Его (sanctificetur nomen tuum), а хорошее вино (sanctificetur bonum vinum). В результате получается нечто подобное:

«Отче Вакх, иже еси в винной смеси. Да испьется бремя твое, да приидет царствие твое, да будет недоля твоя, яко же в зерни, тако же и во хмелю. Хмель наш насущный даждь нам днесь и остави нам куски наши, яко и мы оставляем бражникам нашим».

Подобному пародийному переосмыслению подвергались не только молитвы, но и гимны, и входные песнопения, и фрагменты Евангелия.

Атрибуты кутежа заменяют в них подлинную иконографию христианства: верующие пропойцы славят своего Бога, Бахуса, в храме пьянства (таверне) — и под этот незамысловатый паттерн перелицовываются все входящие в литургию тексты.

Таким образом выстраивается целая пародийная религия со своими священными обрядами, включающими пьянство, обрастание долгами, потерю одежды, рвоту и, главное, искреннюю преданность пьяницы своему Богу из бутылки, несмотря на сопутствующий ущерб.

Однако нужно понимать, что средневековая пародия не являлась, в отличие от современной, критическим инструментом или сигналом о том, что пародируемая форма потеряла актуальность: чаще всего тот факт, что определенные жанры или образы начинали помещать в комический контекст, означал всего лишь их повсеместную узнаваемость. Сама церковь не считала богохульством такие пародии: во-первых, как известно, сильной общественной институции нет смысла вводить какие-либо санкции (основные религиозные гонения начинались в периоды, когда святой престол не чувствовал себя в безопасности), а во-вторых, с большой вероятностью запрещенные тексты до нас бы просто не дошли, пергамент — штука дорогая.

И введи их во разорение, но не избави нас от фалернского сухого

Иногда пародии содержат оригинальные фрагменты, которые не повторяют ни один известный литургический текст. Например, в конце «Богослужения игроков» есть молитва, в которой играющие призывают Господа излить свой гнев на корыстолюбцев и скупцов, носящих с собой кошельки с деньгами (и здесь авторы любезно уточняют, что кошельки эти отвратительные богачи носят iuxta culum — прямо на заднице).

Во «Всепьянейшей литургии» также присутствуют четыре оригинальных гимна. Их авторство приписывают поэтам-вагантам, в частности Вальтеру Мапу, чей жизненный путь не очень согласуется с распространенным представлением о голиардах как этаких средневековых панках: видный дипломат, архидьякон, придворный писатель Генриха II — в общем, уважаемый человек. Казалось бы, он и его не менее именитые коллеги должны писать что-то приличное. Однако из-под их пера выходили, в частности, такие строки:

Meum est propositum in taberna mori
Et vinum apponere sitienti ori,
Ut dicant cum venerint angelorum chori:
«Deus sit propitius huic potatori».

Я собираюсь умереть в таверне,
И поднести вино ко рту жаждущего,
Чтобы сказать, когда явится хор ангелов:
«Господь, будь милостив к этому пьянице».

Magis quam ecclesiam diligo tabernam:
Illam nullo tempore sprevi neque spernam
Donec fratres grisei veniant Falernam,
Ut cantent cum ebriis requiem aeternam.

То, что подобные шутки создавали именно образованные люди, доказывает: латинские произведения, как и богослужения, были доступны для понимания далеко не каждому, а значит, и порадовать такими пародийными текстами друзей из деревни вряд ли бы получилось. Ведь, как известно, если мем слишком сложный, «орать» с него не получится.

Святые продукты и массовая литература

С развитием книгопечатания в XV веке религиозная литература начала издаваться массовыми тиражами, и, поскольку латынь всё еще оставалась языком ученого клира, большинство произведений для широкого круга читателей — например, жития святых — писались на народных языках. Примерно в это же время во французской (точнее, среднефранцузской — до формирования современного французского было еще далеко) литературе появился новый жанр религиозной пародии — sermons joyeux (веселые проповеди) : больше людей постигли каноны житийной литературы и ход проповедей, следовательно, еще больше народу могло понять шутки на эту тему. До XVII века родилось очень много вариантов пародийных гомилий (проповедей), но мы обратимся к так называемой продуктовой агиографии — историях о еде, возведенной в ранг святых: святой Селедке, святой Сосиске и святом Окороке.

Веселые проповеди, в отличие от литературных латинских пародий, рассмотренных нами ранее, были, скорее всего, рассчитаны на представление или как минимум выразительное чтение, поэтому в текстах время от времени появляются обращения к слушателям. Повествование о жизни святой Сельди открывается восклицанием Bonnes gens, oyez mon sermon! («Люди добрые, послушайте мою проповедь!»), а затем рассказчик периодически вставляет заверения в подлинности истории. Проповедник в тексте о святых Окороке и Сосиске часто обращается к своей аудитории, включая в ее число «господ знатных и не очень», а также дам, и поминутно завлекает слушателей, обещая, что проповедь будет им полезна и приятна.

Он божится, что всё сказанное им — чистая правда, а если рассказ выходит слишком уж неправдоподобным, заявляет, что тот, кто захочет, поверит в его истинность.

Вклиниваясь с самого начала в, казалось бы, серьезный жанр проповеди, эти высказывания задают вектор «переворачивания», и слушатель готовится к тому, что дальше обычную логику и критическое мышление можно будет отключить, поэтому не возмущается, а весело смеется, когда, например, в «Житии святой Сельди» страдания святого Лаврентия (здесь стоит заметить, что святой, подобно героине проповеди, принял мученичество, поскольку был заживо зажарен на железной решетке) ставятся ниже страданий рыбы на сковородке.

Пожуй овса что значит

В этих текстах также встречаются фольклорные выражения: например, рассказчик из «Жития святой Сельди» воспроизводит поговорку Si harenc put, c’est sa nature; Si fleure bon, c’est adventure («Если сельдь воняет, то это естественно; если же источает аромат, то это неожиданность»), отмечая, впрочем, что бедные люди эту поговорку не используют и сельдь для них всегда хороша. В истории о святых Окороке и Сосиске проповедник часто делает лирические отступления, в частности рассказывает о том, как ел святую Сосиску с горчицей, из-за чего чуть было не умер и сильно заболел, и отговаривает слушателей от столь неразумного поведения. Не знаю уж, сосиска или горчица довели его до жизни такой, но если что — вас предупреждали.

Может быть интересно

Чем святая Селедка лучше Святой Троицы

Итак, как мы уже поняли, псевдоагиографические тексты повествуют о жизни, мученичестве и вознесении святых, а также об их чудесах.

Под видом жития святой Сельди рассказывается история короткой жизни морской рыбы, попавшей в сети к рыбакам и кончившей свои дни на кухне; в проповеди о святых Окороке и Сосиске идет речь об их появлении на свет, родителях, детстве (святые — родные брат и сестра), об их мучениях и посмертных чудесах, также она содержит некоторые вставные эпизоды из взрослой жизни святого Окорока.

Эти пародийные тексты опираются на приемы христианской риторики, описанные в трактатах, посвященных искусству составления проповедей: они заимствуют оттуда характерные черты, а также используют темы (вводные фразы на латыни, передающие краткое содержание дальнейшей проповеди; иногда, впрочем, они заменяются латинским благословением или назиданием слушателям). Оба рассматриваемых произведения написаны в стихах, и оба они начинаются с прозаического латинского фрагмента. Так начинается «Житие святой Сельди»:

Graticulus Harengio,
Super ignem tribulatio,
Vinaigria, sinapium.

Прославленная Сельдь,
На огне мучимая
Уксусом, горчицею.

В традиционной агиографии, помимо указаний на сходство святого с Христом в страдании и благочестии, является обязательной демонстрация чудес. Одно из них и в самом деле происходит в начале проповеди о святой Сельди: когда Сельдь и сто ее сестер оказываются пойманы в рыбацкие сети, поднимается такой сильный ветер, что корабль едва не тонет. Тем не менее даже это чудо, сулившее Святой избавление от мук, не срабатывает: буря не имеет должного эффекта, и корабль с рыбой всё-таки пристает к берегу, а несчастный товар продолжает свой путь в город, а там — в таверну.

Святая Селедка, безусловно, очень уважаемая героиня, но достоинства ее по большей части гастрономические: она не проявляет себя, в отличие от героев традиционных житий, как существо милосердное или богобоязненное, не совершает никаких деяний, а лишь страдает от рук людей и, умерев мучительной смертью, приносит им избавление от голода.

Спасение и насыщение человека оказываются возможны только после смерти Святой, и обязательность гибели Сельди и ее сородичей не раз подчеркивается в тексте, равно как и ее святость, и уважение к ней, вытекающие исключительно из ее вкусовых достоинств. Подобное двоякое, «кроваво-благочестивое» отношение было у средневекового человека и к настоящим святым: известен случай, когда жители одного города, не желая лишиться благословения святого, собравшегося покинуть их, решили подослать к нему убийц, чтобы навсегда сохранить у себя его мощи.

Святые Окорок и Сосиска — более активные персонажи, чем Сельдь. Главным деянием святого Окорока оказывается его путешествие в Испанию к сестре, случившееся, по заверениям рассказчика, во времена Карла Великого. В чужой земле святой принялся проповедовать веру пьяниц и служение богу Вакху, что, безусловно, отсылает к произведениям, которые упоминались в начале статьи (а также говорит о том, что автор пародийного жития был с ними знаком). Однако в мире святых Окорока и Сосиски такое поведение считается недостойным, и обоих святых за эти проповеди помещают в тюрьму и приговаривают к смерти, что является частым мотивом жития подлинных святых. Казнь святых, как и в «Житии святой Сельди», расписана во всех кровожадно-кулинарных подробностях: одного засолили, другую подвесили, а затем обоих отдали торговцам, которые намеревались закатить большой пир для народа. После этого их сварили, подрумянили на углях, затем святого Окорока порубили на кусочки, а святую Сосиску отнесли в коптильню. Тут стоит оговориться, что, хотя мы и читаем про приготовление пищи, иногда настоящие жития не уступают пародийным в жестокости описания мучений святых.

Важным также является тот факт, что в народном сознании в Средние века каждому святому был традиционно отведен определенный «ареал», где его чтили больше всего и на который его милость распространялась особенно сильно.

Тело святой Сельди находится посреди моря, где она равно удалена от любой земли, что делает ее «покровительницей» всех желающих.

Перечисляя земли, где ее почитают, рассказчик тем самым демонстрирует, насколько велика народная любовь к великомученице: ее чтят в Риме, Англии, Фландрии, Провансе, Ломбардии и во многих других землях, что ставит святую Сельдь в какой-то мере выше святых, чья «область покрытия» ограничена всего лишь несколькими городами. Святым Окороку и Сосиске, подобно другим средневековым святым, приписаны определенные роли: рассказчик предлагает слушателям взывать к ним для приобретения титулов и продвижения по службе, заверяя, что святые с удовольствием удовлетворят их просьбы.

Пожуй овса что значит

Завершается проповедь призывом к «пастве»: в финале повествования о святых Окороке и Сосиске прихожан призывают молиться им, чтобы они послали им здоровья и хорошую погоду, а также чтобы вино и зерно не переводились. Рассказчик из «Жития святой Сельди» просит слушателей всех вместе преклонить колени и помолиться о даровании богатства и помощи нуждающимся, но и здесь не обходится без мотива «переворачивания». Призывая молиться, рассказчик предлагает просить у Господа, чтобы он отвернулся от епископов, архиепископов, кардиналов и палачей и повернулся лицом в другую сторону (к бедным).

Таким образом, «Житие святой Сельди» и «Проповедь о святом Окороке и святой Сосиске» во многом опираются на фольклор. Будучи написанными на народных языках, они открывают больший простор для смеховых приемов, чем литература на латыни.

Ведущим из них оказывается травестийное сравнение: благодаря снижению заведомо высокого и возвышению заведомо низкого, становится возможным сравнение мелкой рыбешки с подлинным святым, разрешающееся в пользу Сельди, или наделение Окорока способностью исцелять страждущих, подобно Христу. Но главное в этих текстах — сочетание трепетной веры и комизма, которое является ключевым моментом для понимания мировоззрения средневекового человека.

Источник

Восстановление легких после коронавируса

Восстанавливаются ли легкие после COVID-19? Да. Но нужно не пропустить сроки реабилитации и серьёзно отнестись к рекомендациям врача.

Новая коронавирусная инфекция, вызванная SARS-CoV-2, недостаточно изучена, однако ясно, что она наносит вред всем органам и тканям человека. Вирус проникает в организм через слизистые оболочки носа, глаз, глотки. Первые симптомы появляются на 2-14 день. Обычно это повышение температуры выше 37.5 градусов Цельсия, насморк, потеря обоняния, сухой кашель, послабление стула, слабость и головная боль. На 6–10 сутки от момента появления первых симптомов могут начать беспокоить одышка, боль в груди, усиление кашля. Это тревожные симптомы, говорящие о поражении легких и требующие проведения дополнительного обследования: компьютерной томографии легких, измерения насыщения крови кислородом (сатурации).

Легкие после COVID-19

Попадая в организм человека через слизистые оболочки дыхательных путей SARS-CoV-2 вызывает мощнейшую воспалительную реакцию. Активируются иммунные клетки, вырабатывается колоссальное количество воспалительных веществ (воспалительных цитокинов). Интенсивность этой реакции скорее всего обусловлена генетически. Именно интенсивностью воспалительной реакции и определяется тяжесть поражения легочной ткани по данным исследований. В легочной ткани поражение при COVID-19 обусловлено как поражением самих альвеол (в которых происходит газообмен и кровь насыщается кислородом из воздуха) нашими собственными иммунными клетками так и поражением легочных сосудов, оплетающих альвеолы. Степень поражения легких можно определить при помощи КТ (компьютерной томографии).

Таблица 1. Поражение лёгких при COVID-19

Процент поражения легочной ткани

Поражена часть лёгкого. Небольшое затруднение дыхания.

Источник

Симптомы и лечение дисфункции печени

Пожуй овса что значит

Заболевание под названием «дисфункция печени» – не на слуху. Гораздо чаще мы слышим об избыточном весе или нарушении обмена веществ, хотя за симптомами этих недугов могут скрываться именно проблемы с печенью. В результате человек годами сидит на разных диетах и принимает лекарства, а лишние килограммы никуда не уходят, да еще и продолжают накапливаться.

Рано или поздно пациент разочаровывается во всех испробованных методах похудения и нормализации обмена веществ. Многие начинают с диет и спорта, затем переходят на лекарственные препараты, а порой доходит и до хирургических вмешательств с целью уменьшить объем желудка. Тратятся огромные деньги, прикладываются колоссальные усилия, а результата нет.

Что такое дисфункция печени? Как она влияет на вес?

Основная роль печени – ликвидировать жир. Эта «неутомимая труженица» занимается очисткой организма. Если печень по каким-то причинам начинает работать с перебоями, то возникают симптомы, схожие с признаками ожирения: избыточный вес, одышка, сосудистые заболевания. Поэтому лишние килограммы свидетельствуют не только о превышении среднесуточной калорийности рациона, но и о возможных неполадках с печенью.

Почему возникает дисфункция печени? Это влияние нашего образа жизни и пищевых привычек, а также наследственных факторов. Печень – это наша маленькая «мусоросжигательная фабрика». Если «мусор» поступает в умеренных количествах, то печень работает в штатном режиме и хорошо справляется с нагрузкой. А если «мусора» оказывается больше, чем печень способна переработать, то она начинает функционировать в «аварийном режиме», и в организме откладывается жир.

Фастфуд, полуфабрикаты, обилие сладкой, мучной и жирной пищи, алкоголь – это огромная ежедневная нагрузка на печень. Если такой рацион сохраняется годами, то печень начинает «барахлить» и провоцирует жировые отложения в проблемных зонах. И наоборот, если придерживаться принципов здорового питания, ограничивать вредную пищу и алкоголь, соблюдать специальную диету для печени, то обмен веществ постепенно нормализуется, и Вы начнете худеть.

Источник

Мочегонные препараты и снижение веса

Как же хочется убрать лишние килограммы быстро! И кажется логичным принять мочегонную таблетку и «слить» 1,5-2 кг за пару дней! И многие делают так, особенно в преддверии какого-то важного события или открытия пляжного сезона.

Но, давайте, разберемся, так ли все просто.

Что такое мочегонные препараты?

Пожуй овса что значит

Мочегонные препараты являются лекарствами и применять их без прямого назначения не следует.

Мочегонные препараты (диуретики) – настоящие лекарственные препараты. У них есть четко обозначенные, подтвержденные большими исследованиями показания. Они помогают лечить сердечную недостаточность, артериальную гипертонию, болезни почек, некоторые заболевания легких. Назначение диуретиков порой спасает жизнь.

Человеку с лишним весом врачом могут быть назначены препараты этой группы, если для этого есть медицинские показания – заболевания сердца, почек. В первые дни приема будет и желаемое снижение веса за счет удаления избыточной жидкости. Ключевое слово «избыточной».

Принцип работы мочегонных препаратов – увеличение выведения жидкости через почки, стимуляция их работы. По точке приложения диуретики разделяются на классы: петлевые, калийсберегающие, тиазидные, ингибиторы карбоангидразы, осмотические.

Что за собой влечет применение мочегонных препаратов?

Ни в одном руководстве к их использованию нет такого показания к применению, как «снижение веса». При этом есть перечень побочных действий и противопоказаний, связанных с потерей как жидкости, так и солей (калия, магния, натрия).

Бесконтрольный прием диуретиков опасен осложнениями:

Описаны даже смертельные исходы при непродуманном использовании препаратов этой группы.

Несмотря на то, что человек на 2-3 состоит из воды, считать ее лишней в большинстве случаев нельзя и пытаться «выгнать» в погоне за быстрым изменением цифры на весах особенно.

Подводя итог: все лекарственные формы мочегонных препаратов должны приниматься строго по назначению врача!

Если есть объективная причина снижать массу тела (а мочегонные часто используют пациенты с анорексией – без необходимости терять вес), то целью будет потеря жировой ткани. А любой «водувыводящий» метод никак не затронет эту самую ткань.

Эффективность мочегонных препаратов против избыточного веса

После приема мочегонных препаратов вес, действительно, уменьшается довольно быстро. Но также быстро возвращается снова.

Длительный прием препаратов этой группы без медицинских показаний чреват тяжелыми осложнениями. И никакое платье, в которое непременно нужно поместиться завтра, не стоит здоровья.

Волшебной таблеткой для стойкого снижения веса могут быть только адекватное питание и регулярная физическая нагрузка.

Пожуй овса что значит

Лучшее лекарство против избытка веса — регулярные физические упражнения.

Что же делать, если признаки задержки жидкости все-таки есть: небольшая отечность кистей, лодыжек, становятся тесными к вечеру привычные туфли?

Такие явления часто встречаются в жаркую погоду, после соленой пищи, в предменструальный период.

Есть несколько естественных способов уменьшить количество жидкости в организме:

Чтобы не допустить накопления лишней жидкости полезно включать в диету продукты, обладающие мягким мочегонным действием. В основном он связан c солями калия, а также с другими, специфичными для каждого, компонентами, относящимся к полифенолам, антоцианам.

Употребление каких продуктов станет профилактикой нежелательных отеков:

Пожуй овса что значит

Многие натуральные продукты можно использовать для регулировки водного баланса в организме, хотя у здорового человека организм с этим справляется самостоятельно.

Как еще можно наладить водный баланс в организме

Конечно, быстрого и заметного мочегонного эффекта при употреблении в разумных количествах они не окажут, это не лекарства. Но свой вклад в сохранение водного баланса внесут. А ломтики огурца и листья капусты можно даже прикладывать к проблемным отечным зонам — голени и нижним векам.

Относительно безопасно с мочегонной целью можно использовать различные травяные сборы. Они могут быть собраны самостоятельно или приобретены готовыми в аптеке. Научных доказательств их эффективности нет и работать они могут неодинаково у разных людей.

Мочегонным эффектом обладают:

Но даже в случае растительных препаратов нужно соблюдать рекомендованную дозировку, пропорции и принимать курсом не более 5-7 дней подряд.

Если все домашние средства испробованы, а отечность сохраняется или сопровождается другими симптомами (одышка, частое мочеиспускание и др.) – обязательно обратитесь к врачу, чтобы не пропустить более серьезную причину задержки жидкости.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *