Пожизненное долговое рабство в египте было отменено раньше чем в вавилоне
Рабство в Египте
Вы будете перенаправлены на Автор24
Характеристики рабства в Древнем Египте
Рабство в Древнем Египте было очень неоднозначным. К слову, в то время в целом не существовало такого понятия, как «раб», и, соответственно, не было оформлено рабовладение. Тем не менее, существовали высшие слои населения и те, кто был обязан этим слоям подчиняться, полностью посвящая себя этому поприщу. На крестьянах и крепостных рабочих покоились следующие сферы жизни:
Когда происходили завоевательные войны, то к крестьянам и крепостным рабочим присоединялись также толпы военнопленных, которые выполняли физически самую сложную работу на строительных площадках и в рамках сельскохозяйственной деятельности. Военнопленные также становились рабами в храмах или жаловались участникам войны за отличие, о чем можно найти в биографиях последних. Но такие случаи были нечастыми: на строительных площадках огромных размеров не хватало рабочей силы, поэтому всех рабов преимущественно сгоняли туда для осуществления работы в срок.
Рабы в Египте – это люди, которые стояли под покровительством законов, могли меть собственную семью и даже владения – собственность. В основном в Египте также присутствовало патриархальное рабство, при котором раб занимал положение самого младшего члена семьи, исполнял все поручения владельца и получал за это определенные привилегии. Храмовые и казенные рабы, которые также существовали в Египте, отличались выжженным клеймом с печатью своего присутственного места. Они были обязаны вести это место, сохранять его в целости и сохранности, заботиться о его процветании.
Что касается численности рабов, то об этом достаточно сложно судить. Особенно это касается рабов, которые происходили из отдаленных хозяйств у частных лиц. Известно, что во время так называемого Среднего царства люди среднего достатка могли не только владеть рабами, но и передаривать их друг другу. Максимальное числа рабов – 4 человека. Что касается храмовых рабов, то в завещании, которое было оставлено Рамзесом Третьим, приведены колоссальные цифры. Объясняется это тем, что во время войн число рабов резко увеличивалось за счет военнопленных. Одни фиванские храмы в свое время получили более 3500 рабов.
Готовые работы на аналогичную тему
Рабство в Позднем Египте
Что касается времен Позднего Египта, а также времен новой истории (преимущественно исламский период), то в это время также применялся рабский труд, но в крайне ограниченных масштабах. Например, Коран предоставлял свободу рабат и поощрял это. Также он предусматривал специальные молитвы за тех людей, кто против своей воли оказался в рабстве и нуждается в утешении. Ребенок, который рожден в результате союза хозяина и рабыни, обязательно должен получить свободу, так же, как и его мать. Если ребенок родился у рабов, которые живут в семье, то он считается членом семьи. Его нельзя перепродать другим хозяевам, если только в более зрелом возрасте он не совершил какое-либо преступление. По религиозным соображениям хозяева должны взять на себя ответственность и заботиться об уже состарившихся рабах. Они также должны содержать их жен и детей.
Таким образом, в Египте рабство имеет неоднозначную оценку. Одни утверждают, что труд рабов использовался настолько активно, что число эксплуатированных переваливало за десятки тысяч. Другие же утверждают, что по религиозным соображениям рабов нельзя было использовать в особо сложном труде, и для этого использовали специально найденных наемных рабочих. При этом рабы занимали особую нишу в обществе. Конечно, они обязаны были исполнять большой объем работы, которая не могла быть выполнена господами. Но, с другой стороны, в Египте всегда присутствовала патриархальная форма рабства. Рабы считались полноправными членами семьи, могли проживать вместе со своими хозяевами, есть с ними за одним столом и спать в одном доме.
Такая неоднозначная оценка связана с тем, что нет достоверных источников, которые трактовали бы рабство в Египте с одной конкретной точки зрения. Все источники указывают на разную роль рабов в жизни общества, и непосредственно в жизни своих господ. Кто-то пишет о том, что рабы несли тяжелую ношу, в редких случаях могли претендовать на освобождение. Преимущественно целые семьи находились в рабстве, их могли разлучать, могли передаривать и перепродавать друг другу. Иные источники указывают, что роль рабов сильно преувеличена: они жили так же, как и все низшие слои населения, работу вели нерегулярную, имели свое жилье, собственность, семьи, которые жили достаточно свободно от жестокого гнета рабской жизни.
В связи с этим мы также не можем однозначно судить о рабстве в Египте. Полагаясь на источники, можем точно сказать, что рабство существовало, но немного в видоизмененной форме. Оно не было жестоким ко всем рабам, так как они подразделялись на категории – классы. Рабы в строительной сфере были эксплуатированы полностью, но затем, с точки зрения религии, это было запрещено, так как считалось, что ненависть рабов, их боль и страдания передавались в энергетику постройки, из-за чего страдали сами господа Фараоны и правители.
Рабство в Древнем Египте
Рабство в Древнем Египте — общественно-экономическая формация в Древнем Египте, имеющая на сегодняшний день спорные характеристики, от определяющей облик общества во всех его аспектах, до, согласно наиболее современным исследованиям, незначительно влияющей на хозяйственные процессы и представляющей из-себя прослойку патриархальных рабов.
Содержание
Общие характеристики
Отношения рабов и господ в Египте отличались патриархальностью. Рабы считались и назывались людьми, стояли под покровительством законов, имели свою законную семью и собственность. Храмовые и казённые рабы отличались выжженным клеймом с печатью присутственного места, ведению которого они подлежали. Они были организованы на военную ногу, считались частью войска, шли под начальством своих офицеров и под собственным знаменем. [1]
В российской египтологии существуют два противоположных взгляда на проблему рабства в Древнем Египте. Широко известна рабовладельческая концепция древнего Востока В. В. Струве, наиболее решительным противником которой выступал Н. М. Никольский, [2] указывавший на малочисленность рабов, упоминаемых в египетских и ассиро-вавилонских документах, и на то, что они не играли важной роли в производстве. [3] [4] [5] [2] Однако после того как в 1938 году рабовладельческая формация Древнего Египта была зафиксирована в Кратком курсе истории ВКП(б) альтернативные мнения в советской историографии стали постепенно исчезать. После XX съезда КПСС дискуссия в научных кругах возобновляется. [2]
Династический период
Одним из источников рабства была война. Во время войн между племенами победители захватывали пленников. Первоначально не было смысла заставлять их работать: всё, что пленный мог добыть своим трудом, ушло бы на его же пропитание. Поэтому пленных в Египте убивали и называли «убитые». Когда труд людей стал производительнее, пленников начали оставлять в живых. Обычно их, как и другую военную добычу, забирали себе вождь племени и другие знатные египтяне. Называть пленников стали «живые убитые».
Раннее царство вело войны и подавляло восстания внутри страны. Тема связанных пленников часто встречается в изобразительном искусстве того времени. [6] Но прямого ответа на вопрос об использовании пленных египетские источники не дают. [6] Фараон Хор Сом хвалился добычей из «быков 400 000, мелкого скота 1 422 000, пленников 120 000». Превращение такого количества людей в рабов на самой заре фараоновского царства маловероятно. Даже при учете завышения цифр, скорее всего имелось в виду переселение. [6]
В. В. Струве считал, что основную строительную работу и работу по поддержанию ирригационных систем в Древнем царстве производили рабы. [7] Однако он предлагает отличать древневосточных рабов от античных, поскольку большая территориальная община владела рабами коллективно. [8] По мнению доктора исторических наук И. М. Дьяконова, не известно ни одного достоверного случая применения рабского труда вне домашнего хозяйства в период Старого царства. Ведущим сектором в экономике Старого царства было «вельможеское хозяйство». Непосредственные производители материальных благ, работавшие на вельможу, как отмечает Дьяконов, в основной своей массе, не были рабами. На вельможу работало коренное население страны, и обращались с этими людьми не как с рабами. Однако вельможеское хозяйство имело много общего с рабовладельческим производством, поскольку непосредственные производители работали в принудительном порядке и с помощью хозяйского инвентаря. [6]
В эпоху Среднего царства кроме рабов как таковых («баку»), игравших второстепенную роль в производстве, [3] в государстве существовали «царские хемуу» [9] (обычно переводится как «рабы», «слуги» [10] ), рабочие, [3] но они не были рабами в традиционном понимании. Царские хемуу охватывают почти все эксплуатируемое коренное население Египта и противопоставляются работникам, ввозимым в страну извне. [9] Они составляли основную массу трудящегося населения [3] [9] и являлись «рабами» или «слугами» не своего непосредственного господина, а царя. [9] По достижении определенного возраста, хемуу распределялись по профессиям, становились земледельцами, ремесленниками, воинами. Хемуу работали в царских и храмовых хозяйствах, но и частные хозяйства представителей знати также набирали работников из их числа. [3]
В период Нового царства из-за наличия сильной армии количество рабов в Египте увеличилось. [6] [5] Рабовладельческие отношения проникли почти во все слои египетского общества. Рабами могли владеть даже люди скромного общественного положения: пастухи, ремесленники, торговцы. [6] Несомненно, мелкие рабовладельцы использовали своих невольников не только для личных услуг, но и как непосредственных производителей. [6] Иногда отношение к рабам было гораздо гуманнее, чем в экономически более развитых древних обществах, что объясняется сохранением патриархального рабства, предусматривавшего интеграцию раба в общину. [6]
Меньше информации об использовании иноземных рабов в государственном и царском хозяйствах. На изображении времени Тутмоса III показано, как пленные изготовляют кирпич и кладут стены под надзором надсмотрщиков, вооруженных палками. Вещественным доказательством зверского обращения с подневольной рабочей силой может служить тяжелое кнутовище, найденное возле поминального храма фараона-женщины Хатшепсут. [6] В то же время рядового землепашца-египтянина от посаженного на землю раба отличала только относительная свобода, то, что он не был «вещью» хозяина. [6]
Эллинистический и римский периоды
Для Египта эллинистической эпохи, как и для других эллинистических государств, было характерным сохранение наряду с развитым рабовладением старинных форм рабства: самопродажи свободных людей, долгового рабства и пр.
Число рабов и их роль в производстве возросли, рабский труд применялся в поместьях, возникших на царских землях и землях клерухов, и в ремесленных мастерских. А. Б. Ранович и В. В. Струве считают, что в эллинистическом Египте рабство являлось преобладающим элементом производительных сил. По мнению К. К. Зельина, для подобных выводов нет достаточных оснований, и античные формы рабства развивались главным образом в полисах и крупных землевладениях, он указывает, что «рабский труд в области сельского хозяйства применялся в Египте прежде всего крупными землевладельцами». [11]
Сохранились специальные указы Птолемеев о регистрации рабов, запрещении вывоза их из Египта, о розыске беглых рабов, наказании рабов и др. В завещаниях и в брачных контрактах рабы упоминаются как вид имущества. Однако исследователь А. И. Павловская утверждает, что папирусы дают весьма противоречивую картину социально-экономической ситуации в эллинистическом Египте: среди юридических документов этой эпохи законодательство о рабах занимает видное место, но в то же время папирусы, касающиеся рабства, составляют небольшую часть деловых документов, что свидетельствует о малом значении рабства для экономики. По мнению Павловской одной из причин ограниченного использования рабского труда были высокие цены на невольников. К. К. Зельин пишет, что период притока рабов в эллинистический Египет и особой заинтересованности в операциях с ними длился недолго, и во II—I вв. до н. э. практически не встречается указаний на использование рабской рабочей силы в сельском хозяйстве. [11]
Также для эллинистического Египта характерно существование различных зависимых категорий населения, находящихся между рабами и юридически свободными людьми: гиеродулов — храмовые работники; батраков, работавших в принудительном порядке и не имевших права права уйти с места работы раньше определенного срока; десмотов — осужденные за преступления, военнопленные. [11]
А. Б. Ранович считает, что в Римский период больше всего рабство получило распространение в Александрии Египетской, которая была типичным для рабовладельческого общества крупным центром. Рабство занимало здесь не меньше места, чем в Эфесе и Риме. Но Ранович замечает, что делать какие-либо обобщения или пытаться установить процент рабов по отношению ко всему населению затруднительно. [12]
Египетское рабство в Библии
В Библии ярко обрисовано тяжёлое положение рабов-земледельцев и строителей: [1]
И восстал в Египте новый царь, который не знал Иосифа, и сказал народу своему: вот, народ сынов Израилевых многочислен и сильнее нас; перехитрим же его, чтобы он не размножался; иначе, когда случится война, соединится и он с нашими неприятелями, и вооружится против нас, и выйдет из земли [нашей]. И поставили над ним начальников работ, чтобы изнуряли его тяжкими работами. И он построил фараону Пифом и Раамсес, города для запасов. Но чем более изнуряли его, тем более он умножался и тем более возрастал, так что опасались сынов Израилевых. И потому Египтяне с жестокостью принуждали сынов Израилевых к работам и делали жизнь их горькою от тяжкой работы над глиною и кирпичами и от всякой работы полевой, от всякой работы, к которой принуждали их с жестокостью. И. М. Дьяконов в своей книге «История Древнего Востока» (1988) замечает, что археологические находки, подтверждающие рабство израильтян в Египте и их уход оттуда, пока не обнаружены. [6] СОДЕРЖАНИЕГаремное рабствоФатимидский халифатОсманский Египет: 1517–1805 гг.Династия Мухаммеда Али: 1805–1914 гг.Королевский гарем во времена династии Мухаммеда Али из египетского хедивата (1805-1914) был смоделирован по примеру Османской империи, причем хедивы были египетскими наместниками османских султанов. Подобно гарему Османской империи, гарем хедива был смоделирован по системе многоженства, основанной на наложничестве рабов, в котором каждая жена или наложница имела только одного сына. Порабощенные служанки гарема хедивате были освобождены и выданы замуж за троссо в стратегических браках с рабами-мужчинами ( кулами или мамлюками ), которые были обучены стать офицерами и государственными служащими, чтобы гарантировать верность своего мужа хедиву. когда они начали свою военную или государственную служебную карьеру. Меньшинство рабынь было выбрано, чтобы стать личными слугами (наложницами) хедива, часто выбираемыми его матерью: они могли стать его женами и в любом случае стали бы свободными как ум-валад (или муставлада ), если бы имели дети с ним. Эта система медленно и постепенно начала меняться после 1873 года, когда Тевфик-паша женился на Эмине Ильхами, у него была единственная супруга, что сделало моногамию модным идеалом среди элиты после того, как престолонаследие было изменено на потомство, которое способствовало моногамии. Примерно в то же время реформы Османского танзимата отменили обычай обучать рабов-мужчин, чтобы они стали военными и государственными служащими, и заменили их свободными студентами. Военное рабствоЭпоха мамлюковВ 1250 году мамлюк стал султаном. Мамлюкский султанат просуществовал в Египте с 1250 по 1517 год, когда Селим захватил Каир 20 января. Османская империя, хотя и не в той форме, в какой была при султанате, сохранила мамлюков в качестве правящего класса Египта, а мамлюкам и семье Бурджи удалось восстановить большую часть своего влияния, но в качестве вассалов османов. Династия Мухаммеда Али: 1805–1914 гг.После 1823 года приоритетом Мухаммеда Али было сокращение расходов на размещение гарнизона в Судане, где было задействовано 10 000 египетских пехотинцев и 9 000 кавалеристов. Египтяне все чаще использовали порабощенных суданских солдат для поддержания своего правления и очень полагались на них. Было установлено более или менее официальное соотношение, согласно которому Судан предоставлял 3000 рабов на каждые 1000 солдат, посланных для его порабощения. Однако это соотношение не могло быть достигнуто, потому что уровень смертности рабов, доставленных в Асуан, был очень высоким. Турецкие и албанские войска Мухаммеда Али, участвовавшие в суданской кампании, не привыкли к погодным условиям в этом районе и заболели лихорадкой и дизентерией, когда возникла напряженность и потребовали вернуться в Египет. Кроме того, трудности с захватом и поднятием армии из суданских рабов-мужчин во время кампании были причинами, которые привели Мухаммеда Али к тому, чтобы в конечном итоге вербовать местных египтян в свои вооруженные силы. Сельскохозяйственное рабствоДинастия Мухаммеда Али: 1805–1914 гг.ОтменаОсманская империя предоставила Египту статус автономного вассального государства или хедивата в 1867 году. Исмаил-паша (хедив с 1863 по 1879 год) и Тевфик-паша (хедив с 1879 по 1892 годы) управляли Египтом как квазинезависимым государством под османским сюзеренитетом до тех пор, пока британская оккупация 1882 года, после чего она попала под британское влияние. Это повлияло на политику в отношении рабства в Египте. Англо-египетская конвенция о работорговле или англо-египетская конвенция об отмене рабства в 1877 году официально запретила работорговлю в Судан, тем самым формально положив конец ввозу рабов из Судана. Судан в то время был основным импортером рабов-мужчин в Египет. За этим запретом в 1884 г. последовал запрет на ввоз белых женщин; этот закон был направлен против ввоза белых женщин (в основном с Кавказа и обычно черкесов), которые были предпочтительным выбором для наложниц гарема среди египетского высшего сословия. Ввоз рабов-мужчин из Судана в качестве солдат, государственных служащих и евнухов, а также ввоз женщин-рабов с Кавказа в качестве гаремных женщин были двумя основными источниками ввоза рабов в Египет, поэтому эти законы были, по крайней мере, на бумаге, основными. удары по рабству в Египте. Само рабство не было запрещено, только ввоз рабов. Однако запрет на продажу существующих рабов был введен вместе с законом, дающим существующим рабам законное право подавать заявление на увольнение. Пожизненное долговое рабство в египте было отменено раньше чем в вавилонеабство в Древнем Египте — общественно-экономическая формация в Древнем Египте, имеющая на сегодняшний день спорные характеристики, от определяющей облик общества во всех его аспектах, до, согласно наиболее современным исследованиям, незначительно влияющей на хозяйственные процессы и представляющей из-себя прослойку патриархальных рабов. 1. Общие характеристикиЕгипетские рабы (рельеф II тысячелетия до н. э.) Отношения рабов и господ в Египте отличались патриархальностью. Рабы считались и назывались людьми, стояли под покровительством законов, имели свою законную семью и собственность. Храмовые и казённые рабы отличались выжженным клеймом с печатью присутственного места, ведению которого они подлежали. Они были организованы на военную ногу, считались частью войска, шли под начальством своих офицеров и под собственным знаменем. В российской египтологии существуют два противоположных взгляда на проблему рабства в Древнем Египте. Широко известна рабовладельческая концепция древнего Востока В. В. Струве, наиболее решительным противником которой выступал Н. М. Никольский, указывавший на малочисленность рабов, упоминаемых в египетских и ассиро-вавилонских документах, и на то, что они не играли важной роли в производстве. Однако после того как в 1938 году рабовладельческая формация Древнего Египта была зафиксирована в Кратком курсе истории ВКП(б) альтернативные мнения в советской историографии стали постепенно исчезать. После XX съезда КПСС дискуссия в научных кругах возобновляется. 2. Династический периодОдним из источников рабства была война. Во время войн между племенами победители захватывали пленников. Первоначально не было смысла заставлять их работать: всё, что пленный мог добыть своим трудом, ушло бы на его же пропитание. Поэтому пленных в Египте убивали и называли «убитые». Когда труд людей стал производительнее, пленников начали оставлять в живых. Обычно их, как и другую военную добычу, забирали себе вождь племени и другие знатные египтяне. Называть пленников стали «живые убитые». Раннее царство вело войны и подавляло восстания внутри страны. Тема связанных пленников часто встречается в изобразительном искусстве того времени. Но прямого ответа на вопрос об использовании пленных египетские источники не дают. Фараон Хор Сом хвалился добычей из «быков 400 000, мелкого скота 1 422 000, пленников 120 000». Превращение такого количества людей в рабов на самой заре фараоновского царства маловероятно. Даже при учете завышения цифр, скорее всего имелось в виду переселение. В. В. Струве считал, что основную строительную работу и работу по поддержанию ирригационных систем в Древнем царстве производили рабы. Однако он предлагает отличать древневосточных рабов от античных, поскольку большая территориальная община владела рабами коллективно. По мнению доктора исторических наук И. М. Дьяконова, не известно ни одного достоверного случая применения рабского труда вне домашнего хозяйства в период Старого царства. Ведущим сектором в экономике Старого царства было «вельможеское хозяйство». Непосредственные производители материальных благ, работавшие на вельможу, как отмечает Дьяконов, в основной своей массе, не были рабами. На вельможу работало коренное население страны, и обращались с этими людьми не как с рабами. Однако вельможеское хозяйство имело много общего с рабовладельческим производством, поскольку непосредственные производители работали в принудительном порядке и с помощью хозяйского инвентаря. Рабы-ушебти в коллекции египетского музея в Лейпциге (Германия) В эпоху Среднего царства кроме рабов как таковых («баку»), игравших второстепенную роль в производстве, в государстве существовали «царские хемуу» (обычно переводится как «рабы», «слуги»), рабочие, но они не были рабами в традиционном понимании. Царские хемуу охватывают почти все эксплуатируемое коренное население Египта и противопоставляются работникам, ввозимым в страну извне. Они составляли основную массу трудящегося населения и являлись «рабами» или «слугами» не своего непосредственного господина, а царя. По достижении определенного возраста, хемуу распределялись по профессиям, становились земледельцами, ремесленниками, воинами. Хемуу работали в царских и храмовых хозяйствах, но и частные хозяйства представителей знати также набирали работников из их числа. В период Нового царства из-за наличия сильной армии количество рабов в Египте увеличилось. Рабовладельческие отношения проникли почти во все слои египетского общества. Рабами могли владеть даже люди скромного общественного положения: пастухи, ремесленники, торговцы. Несомненно, мелкие рабовладельцы использовали своих невольников не только для личных услуг, но и как непосредственных производителей. Иногда отношение к рабам было гораздо гуманнее, чем в экономически более развитых древних обществах, что объясняется сохранением патриархального рабства, предусматривавшего интеграцию раба в общину. Меньше информации об использовании иноземных рабов в государственном и царском хозяйствах. На изображении времени Тутмоса III показано, как пленные изготовляют кирпич и кладут стены под надзором надсмотрщиков, вооруженных палками. Вещественным доказательством зверского обращения с подневольной рабочей силой может служить тяжелое кнутовище, найденное возле поминального храма фараона-женщины Хатшепсут. В то же время рядового землепашца-египтянина от посаженного на землю раба отличала только относительная свобода, то, что он не был «вещью» хозяина. 3. Эллинистический и римский периодыДля Египта эллинистической эпохи, как и для других эллинистических государств, было характерным сохранение наряду с развитым рабовладением старинных форм рабства: самопродажи свободных людей, долгового рабства и пр. Число рабов и их роль в производстве возросли, рабский труд применялся в поместьях, возникших на царских землях и землях клерухов, и в ремесленных мастерских. А. Б. Ранович и В. В. Струве считают, что в эллинистическом Египте рабство являлось преобладающим элементом производительных сил. По мнению К. К. Зельина, для подобных выводов нет достаточных оснований, и античные формы рабства развивались главным образом в полисах и крупных землевладениях, он указывает, что «рабский труд в области сельского хозяйства применялся в Египте прежде всего крупными землевладельцами». Чернокожий раб. Эллинистический Египет, I в. до н. э., бронза, Лувр, Париж Сохранились специальные указы Птолемеев о регистрации рабов, запрещении вывоза их из Египта, о розыске беглых рабов, наказании рабов и др. В завещаниях и в брачных контрактах рабы упоминаются как вид имущества. Однако исследователь А. И. Павловская утверждает, что папирусы дают весьма противоречивую картину социально-экономической ситуации в эллинистическом Египте: среди юридических документов этой эпохи законодательство о рабах занимает видное место, но в то же время папирусы, касающиеся рабства, составляют небольшую часть деловых документов, что свидетельствует о малом значении рабства для экономики. По мнению Павловской одной из причин ограниченного использования рабского труда были высокие цены на невольников. К. К. Зельин пишет, что период притока рабов в эллинистический Египет и особой заинтересованности в операциях с ними длился недолго, и во II—I вв. до н. э. практически не встречается указаний на использование рабской рабочей силы в сельском хозяйстве. Также для эллинистического Египта характерно существование различных зависимых категорий населения, находящихся между рабами и юридически свободными людьми: гиеродулов — храмовые работники; батраков, работавших в принудительном порядке и не имевших права права уйти с места работы раньше определенного срока; десмотов — осужденные за преступления, военнопленные. А. Б. Ранович считает, что в Римский период больше всего рабство получило распространение в Александрии Египетской, которая была типичным для рабовладельческого общества крупным центром. Рабство занимало здесь не меньше места, чем в Эфесе и Риме. Но Ранович замечает, что делать какие-либо обобщения или пытаться установить процент рабов по отношению ко всему населению затруднительно. 4. Египетское рабство в БиблииВ Библии ярко обрисовано тяжёлое положение рабов-земледельцев и строителей: И восстал в Египте новый царь, который не знал Иосифа, и сказал народу своему: вот, народ сынов Израилевых многочислен и сильнее нас; перехитрим же его, чтобы он не размножался; иначе, когда случится война, соединится и он с нашими неприятелями, и вооружится против нас, и выйдет из земли [нашей]. И поставили над ним начальников работ, чтобы изнуряли его тяжкими работами. И он построил фараону Пифом и Раамсес, города для запасов. Но чем более изнуряли его, тем более он умножался и тем более возрастал, так что опасались сынов Израилевых. И потому Египтяне с жестокостью принуждали сынов Израилевых к работам и делали жизнь их горькою от тяжкой работы над глиною и кирпичами и от всякой работы полевой, от всякой работы, к которой принуждали их с жестокостью. И. М. Дьяконов в своей книге «История Древнего Востока» (1988) замечает, что археологические находки, подтверждающие рабство израильтян в Египте и их уход оттуда, пока не обнаружены.
|