Пожизненная индульгенция что это
Православная Жизнь
Согласно католическому учению, средством избавления от вечных мук в чистилище, является индульгенция, что в переводе с латыни означает «послабление», «милость», «снисхождение». Согласно современному католическому катехизису «Индульгенция — это отпущение перед Богом временной кары за грехи, вина за которую уже заглажена в Таинстве исповеди. Отпущение получает христианин, имеющий надлежащее расположение, при определенных обстоятельствах через действие Церкви, которая, как распорядительница плодов искупления, раздает удовлетворение из сокровищницы заслуг Христа и святых и правомочно наделяет ими»[1]. Индульгенция ближайшим образом означает разрешение от наложенной церковью епитимии. Корни такого церковного обычая лежат в гражданском римском праве.
Первоначально раскаяние было публичным и его нужно было доказывать «добрыми делами»
Первоначально церковные наказания состояли в публичном, по большей части годичном покаянии, посредством которого согрешивший и исключенный из общины должен был доказать искренность и твердость раскаяния. «Уже на Никейском Соборе (325 г.) епископы получили право сокращать время, назначенное для покаяния, тем отлученным, которых чистосердечное раскаяние было доказано»[1].
Доказательством раскаяния могли служить добрые дела, пост, молитва, милостыня, путешествия к св. местам и т. д., совершенные добровольно или возложенные раньше за маловажные проступки, открытые в тайной исповеди священнику. Этим «добрым делам» приписывалось очень большое значение, в ущерб учению о божией благодати.
По языческо-германским понятиям нужно было «удовлетворить» пострадавшую сторону и тем самым избежать мести
Оставалось сделать один шаг, чтобы признать «добрые дела» удовлетворением за совершенный грех; это и случилось в западной церкви, под влиянием германских правовых понятий. По языческо-германским понятиям можно было «причиненное кому-либо зло, даже убийство, искупить возмездием»[2], т.е. добровольным деянием, которое было бы эквивалентно достоинству потерпевшего или важности преступления. Пострадавшая сторона получала, таким образом, удовлетворение и отказывалась от принадлежащего ей права мести.
Это подход стали использовать и в отношении Бога
Этот гражданский правовой обычай, перенесенный на религиозные отношения, вызвал представление об удовлетворении Бога, как пострадавшей стороны. «Древнегерманские законодательства, оставаясь верными своему гражданско-правовому характеру, дозволяли не только перенесение наказания на другое лицо, но даже замену его денежною вирою»[3], по определенному тарифу.
Церковь, сама страдавшая внешним формализмом и неспособная изменять грубое народное воззрение, нашла в нем опору для того, чтобы добиться, по крайней мере, внешнего признания своей дисциплинарной власти.
Варварская жестокость обычных в Англии и других странах церковных наказаний требовала их смягчения посредством какой-нибудь замены
Варварская жестокость обычных в Англии и других странах церковных наказаний наглядно показывали необходимость их смягчения посредством какой-нибудь замены. «В конце VII в. из Англии пошли в обращение так называемые исповедные книги, которые рекомендовались священникам, как руководство при исповеди. Они заключали в себе таблицу облегчений или замен церковных наказаний; например, поста — пением псалмов или милостынею, а также денежным пожертвованием в пользу церкви и клириков»[4]. Появилась и замена лиц при покаянии; богатый мог семилетний срок покаяния окончить в три дня, наняв соответствующее число людей, которые бы за него постились.
Взгляд, что прощение грехов можно купить за деньги, еще в IX в. казался богохульным
Против такого нововведения поднялся крик негодования во всей западной церкви: взгляд, что «прощение грехов можно купить за деньги, казался еще в IX в. настолько богохульным, что многие провинциальные соборы предписывали сжечь исповедные книги»[5].
Но усиливающийся церковный формализм и позже все возраставшее корыстолюбие духовенства обратили злоупотребление в господствующий обычай
Пожертвования церквам и монастырям, ради искупления грехов, стали обычным явлением. Епископские и папские грамоты щедро наделяли привилегиями церкви, которые всякого жертвовавшего на их учреждение или поддержку освобождали от третьей или четвертой части наказания, иногда даже давали полное очищение от всех грехов.
В XI в., при папе Александре II, впервые появляется название indulgentia
Чтобы поощрить участие в Крестовых походах, на Клермонском соборе (1095–1096 гг.) было объявлено крестоносцам и лицам, поддерживавшим крестовый поход денежною помощью, полное или частичное прощение Божьего наказания, как для них лично, так и для их близких родственников, живых и умерших. Такой способ поощрения пережил крестовые походы.
Постепенно имеющие деньги могли получить прощение даже будущих грехов
Явилась привычка легкого отношения к прощению грехов: его стали давать, например, за посещение известной церкви в известные дни, за слушание проповеди; дошло даже до того, что «за известное благочестивое дело можно было получить прощение будущих грехов и помилование для грешников, страдающих в чистилище»[6].
Со временем право отпущения грехов и полное прощение перешло в руки одного папы
Частью вопиющие злоупотребления в распоряжении индульгенциями, частью иерархические интересы побудили папу Иннокентия III (1215) ограничить епископов в праве отпущения грехов, и полное прощение перешло, мало по малу, в руки одного папы. Но за то тем беззастенчивее практиковал сам Рим такой способ отпущения грехов, так что мало по малу он обратился в налог на христиан; так, напр., на Нюрнбергском сейме (1466 г.) было предложено отпущение грехов, чтобы добыть денег для войны с турками.
Схоластическая философия поспешила теоретически обосновать право церкви на индульгенции
Утверждали, что огромные заслуги Христа, Богородицы и святых перед Богом образовали неисчерпаемую сокровищницу добрых дел, которая предоставлена в распоряжение Церкви, для раздачи из ее благодати достойным. Климент VI, в половине XIV века утвердил это учение, причем признал апостола Петра и его наместников, римских епископов, хранителями накопленного сокровища.
Ужасные злоупотребления в этом деле стали одним из главных поводов к германской и швейцарской реформации
Таким путем злоупотребление получило еще более широкое распространение. Бесстыдство, с которым Лев Х в 1514 и 1516 гг., под предлогом войны с турками, на самом же деле для постройки храма святого Петра в Риме и покрытия издержек своего двора, отдал на откуп индульгенции и наложил контрибуцию почти на всю Европу, было одним из главных поводов к германской и швейцарской реформации.
Знаменитые тезисы, прибитые Лютером в 1517 г. к дверям дворцовой церкви были направлены только против злоупотребления индулигенциями
В споре Лютера против торговли индульгенциями, производившейся преимущественно доминиканцами, схоластическая теория подверглась всестороннему обсуждению. Знаменитые тезисы, прибитые Лютером 31 октября 1517 г. к дверям дворцовой церкви в Виттенберге, были направлены не против индульгенции, а против злоупотребления ими, т.е. против того, что Лютер считал тогда только злоупотреблением.
Индульгенции за крестовые походы
Обнаружившиеся индульгенции в собственном смысле, даровавшиеся верным, начавшись в XIвеке еще только понемногу, «становились более обычными в XIIвеке и позднее»[7]. Иногда было сложно определить в каждом отдельном случае, имеем ли мы дело уже с истинной и прямой индульгенцией, или с одной из форм смягчения епитимьи, поскольку продолжала существовать практика пенитенциалов, к тому же, примерно в это время распространилась традиция монашеской аскезы в виде самобичевания.
Бичевание, как средство покаяния и аскетическое упражнение
Первое, по свидетельству Бурхардасвоим появлением обязано Беде Достопочтенному (735 г.), состояло в том, что «кающийся неистово бил себя в грудь, падал на землю, стоял подолгу на коленях с распростертыми руками»[8]. Касательно второго можно заметить, что бичевание, как средство покаяния и аскетическое упражнение получило особое развитие у итальянских отшельников X–XI веков; считается, что первым совершителем такой практики был «Святой Парадульф, живший во франкском королевстве около 737 года»[9]. Святой Католической Церкви Доминик Закованный (1060 г.), по свидетельству Петра Дамиани (1072 г.), приводимому одним исследователем, учил, что «три тысячи ударов, при пении десяти псалмов соответствуют годовой канонической епитимьи; столетнюю же епитимью можно заменить пятнадцатью тысячами ударов при пении всей псалтири»[10]. Относительно покаянной дисциплины латинских пенитенциариев необходимо сказать, что в них допускаются замены и выкупы, но, как говорит католический ученый Шмитц, выкупы — «специальная принадлежность англо-саксонских и германских поместных Церквей; в пенитенциалах же римской. Церкви находятся инструкции, которые предписывают священникам обращать тщательное внимание на личные качества кающегося и налагать соответствующие наказания, но в них нет и следа подробного изложения общих правил выкупа, напротив, в римских пенитенциалах даже постоянно повторяется определение, что тот, кто чужие грехи возьмет на себя или будет за плату поститься вместо другого, тот должен быть исключаем из церковного общения и недостоин называться христианином»[11].
Кроме принятия участия в Крестовых походах, ндульгенции даровались и за участие в борьбе Церкви против еретиков
Так папа Иннокентий IIIв 1209 г. объявил «полную индульгенцию тем, кто примет участие в крестовом походе против альбигойцев»[12].
Но все, же более частым употреблением пользовались индульгенции по поводу освящения храмов
Дарование означенных индульгенций доходило до злоупотребления настолько, что по этому поводу на «величайшем соборе средневековья» [13], созванном за год до смерти Иннокентия IIIв Латеране, было издано следующее постановление: — «Поскольку через дарование излишних индульгенций, которые не стыдятся расточать церковные прелаты, презирается власть ключей Церкви и ослабляется покаянное рвение, мы постановляем, чтобы при освящении храмов время полученной индульгенции не превышало сорока дней. Также мы предписываем, чтобы число дней, даруемых индульгенций регулировать постановлениями об индульгенциях, издавая которые каждый раз для каждого конкретного случая, сообразовываться с обычаем, соблюдаемым в этом деле, имеющим полноту власти Римским Понтификом»[14].
Индульгенции стали орудием, посредством которого Римские папы боролись с политическими противниками
Так, Иннокентий III, проповедуя крестовый поход против Фридриха II, «обещал прощение даже тяжких грехов, таких как отцеубийство» [15]. Индульгенциями папы возбуждали на Западе энтузиазм в борьбе с врагами христианства, индульгенциями же благотворила Церковь за служение общественным интересам. Так «Алкуин Трирский дал индульгенцию тем, которые сделают пожертвование на постройку моста через Мозель»[16]. Климент IV(1265–1268) трижды в год даровал стодневные индульгенции членам братства Confalone, основной заботой которых было «освобождение плененных сарацинами христиан»[17]. С середины XIIIвека индульгенции в пользу посетителей и благотворителей храмов являются в особом изобилии. В Риме учреждена была даже «особая конгрегация епископов, единственной обязанностью которой было составление индульгенционных грамот»[18].
Значение слова «индульгенция»
[От лат. indulgentia — снисходительность, милость]
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
В эпоху Возрождения получило распространение ошибочное понимание индульгенции как отпущения грехов за деньги, причем независимо от таинства исповеди. В 1567 году папа Пий V полностью запретил предоставление индульгенции за деньги и иные пожертвования. Согласно католическому богословию, отпущение временной кары католики получают через действие Католической церкви из сокровищницы заслуг Христа и святых. Индульгенция может быть частичной или полной, в зависимости от того, освобождает ли она частично или полностью от временной кары за грехи. Каждый католик может получать индульгенции как для себя, так и за умерших.
ИНДУЛЬГЕ’НЦИЯ, и, ж. [латин. indulgentia — прощение] (истор., церк.). В католической церкви — папская грамота об отпущении грехов, выдаваемая за плату верующим.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
индульге́нция
1. религ. в католической церкви — освобождение от временного наказания за грехи, в которых грешник уже покаялся, и вина за которые уже прощена в таинстве исповеди
2. истор. документ, свидетельство об отпущении греха
3. перен. прощение за какие-либо неблаговидные деяния, совершённые ранее или которые могут быть совершены в будущем ◆ Но оснований для выводов, сделанных частью комментаторов (о том, что в послании содержится индульгенция правительству Касьянова до президентских выборов), на мой взгляд, нет. Любовь Шарий, «Послание президента и „политический импульс“», 2003 г. (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова мура (существительное):
Краткая история индульгенции
Как избавление от покаяния превратилось в отпущение греха и каким образом возможность купить себе прощение связана с добрыми делами Богоматери
Слово «индульгенция» происходит от латинского indulgentia («милость», «прощение») и означает полное или частичное освобождение верующего от наказания (poena) и, соответственно, от искупительного действия или покаяния за грехи.
Первые индульгенции появились в XI веке во Франции; в них папы и епископы официально, в форме юридического акта, объявляли о своем заступничестве за верующих перед Богом и на этом основании частично или полностью избавляли их от необходимости покаяния. Отпущение вины (culpa) за совершенный грех считалось подвластным только Богу; индульгенции воспринимались как уступка несовершенству и слабости мирян, неспособных на тяжелую искупительную работу, а «эффективность» грамот объяснялась особой заступнической молитвой высокого церковного иерарха за прегрешивших. Впрочем, тогда индульгенция давала лишь избавление верующего от временной кары — то есть примирение с Церковью, а не полное прощение.
Католицизму в Средние века был свойственен мистический юридизм и своеобразный квантитативный подход: все грехи классифицировались в соответствии с их тяжестью, для каждого из них (не считая смертных) была установлена мера наказания. Считалось, что римский папа имеет право определять степень благодатности того или иного действия и того или иного святого места, а также силу того или иного святого заступника. Исходя из этого основанием для индульгенции признавались некоторые дела — например, паломничество или молитва в определенной церкви.
Поворотным пунктом в развитии индульгенций стало начало Крестовых походов: всем, кто отправлялся в Святую землю, папа даровал indulgentia plenaria («полное прощение»). Позднее, приблизительно с середины XIII века, в работах ученых богословов и в сознании людей утвердилось представление о том, что индульгенции могут избавлять «от вины и наказания» (а culpa et poena), то есть прощать сам грех. В массовом сознании это представление распространялось на все индульгенции, чему немало способствовали злоупотреблявшие порой своей должностью священники — распространители индульгенций (так называемые квестарии).
Следующий перелом пришелся на 1343 год, когда официальный статус приобрела так называемая доктрина сокровищницы церкви: добрые дела Иисуса Христа, Девы Марии и святых составляют некий запас, «сокровищницу», из которой могут черпать другие христиане. Святость одних представителей сообщества христиан превышает греховность других, и именно это делает индульгенцию возможной.
Движение к злоупотреблению торговлей индульгенциями, подвигнувшему Мартина Лютера написать знаменитые «95 тезисов», было постепенным. В XV–XVI веках выплата определенной суммы в пользу Церкви стала повсеместно считаться достаточным основанием для индульгенции. В начале XVI века папа Лев X даровал индульгенции тем, кто жертвовал деньги на строительство собора Святого Петра в Риме, а доминиканец Иоганн Тецель продавал однотипные индульгенции всем желающим — как считается, совершенно не заботясь о том, раскаялись ли покупатели этих грамот в своих грехах.
Католическое духовенство осудило практику использования индульгенций как средства пополнения казны на Тридентском соборе в 1563 году. Впрочем, Собор запретил только продажу индульгенций, но не практику их дарования, подробно описав, каким образом человек может получить грамоту о прощении. Индульгенции существуют в католической церкви и сегодня, однако в ином виде: теперь их регламентирует булла Павла VI Indulgentiarum Doctrina («Учение об индульгенциях»), опубликованная в 1967 году.
Православная Жизнь
Юбилейные индульгенции
В качестве следующего этапа развития индульгенционных даров можно привести традицию Юбилейных годов, известную Католической Церкви с начала XIV века. По рассказам современников, «в конце 1299 года распространился слух, что в 1200 году за посещение храма Петра и Павла в Риме давалась полная индульгенция, и что всякий, кто в 1300 году придет на поклонение святым мощам апостолов, получит такую же индульгенцию».
Папа Бонифаций VIII решил дать утверждаемому народной молвой обычаю твердое каноническое определение. Двадцать второго февраля 1300 года появилась булла «Antiquorumhabet», в которой говорилось: «Праотцев живо достоверное предание, что пришедшим ко чтимой базилике Первоапостола от Города дарованы великие отпущения и прощения (indulgentiae) грехов. Мы же. таковые отпущения и прощения, как все, так и каждое отдельно действенным и благодатным имеем, и своим авторитетом Апостольским подтверждаем и одобряем».
По случаю юбилея папа даровал «прощение грехов не только более изобильное, но и полное». Дарованная по случаю юбилейного года индульгенция простиралась «на все грехи, очищенные покаянием».
Пропагандой индульгенций занимались особые агенты, носившие звание quaestores eleemosynum. Они «разносили по Западу весть о данных папою индульгенциях, убеждали народ к приобретению их и вырученные» от продажи индульгенционных грамот деньги отсылали по назначению.
Не всегда квесторы были способны донести до верных подлинный смысл и назначение индульгенций. Не всегда папские агенты оставались на высоте своего духовного призвания. Порой их деятельность носила деструктивный характер. Вьенский собор 1311 года по этому повод замечал: «. многие квесторы производят в народе величайший соблазн, что за деньги они разрешают от вечных наказаний и греховной вины, что при этом, разрешая дающих им деньги от самых тяжких падений, они обещают им еще освободить их родственников и друзей от чистилища». Именно деятельность квесторов вызвала восстание против индульгенций вальденсов, предтеч Реформации и, наконец, самого Мартина Лютера.
Виды индульгенций
Индульгенции, применявшиеся до недавнего времени в Католической Церкви, были: местные, предметные, личные; временные и постоянные, полные и частные.
В полной индульгенции отпускается все временное наказание за грехи, какое нужно было бы понести человеку для удовлетворения правосудию Божию, если греховная вина (сам грех) очищена в таинстве покаяния. Обычно полные индульгенции даруются по поводу юбилейных годов, при восшествии нового папы на престол и по иным чрезвычайным случаям, как то: обращение неверных, искоренение ересей, прекращение общественных и церковных бедствий, канонизация святых, объявление новых догматов и т.п.
В частной индульгенции отпускается некоторая часть временного наказания при условии прощения греха на исповеди до получения дара. Частные индульгенции называются индульгенциями стольких-то дней или лет, поскольку отпускаемое временное наказание как бы равномерно епитимьи, исполняемой в указанный срок. Так, если для удовлетворения правосудия Божия за какой-либо грех каноны Католической Церкви предписывают сорокадневную епитимью, то посредством сорокадневной индульгенции может быть отпущено временное наказание, соответствующее сорокадневной епитимьи.
По способу действия индульгенции отличаются тем, что живым они даются самовластно, а умершим — ходатайственно. Индульгенции живым — зависимы от ряда условия и ограничений. Так, для получения индульгенции Кодекс Канонического Права 996 каноном предписывает: «. человек должен быть крещен, не отлучен от Церкви, находиться в состоянии благодати, по крайней мере, по завершении предписанных для получения индульгенции трудов. Чтобы человеку можно было приобрести индульгенцию, он должен иметь, по крайней мере, намерение ее получить и выполнить предписанные труды в установленное время должным образом в соответствие со смыслом дара».
Состоянием благодати именуется состояние человека после Таинства Покаяния, когда его совесть не отягчена смертными грехами, ибо дает индульгенцию только искренно раскаивающимся и сокрушающимся. Под интенцией или намерением понимается совершение предписанных трудов (дел) с постоянным осознанием и стремлением, «что это делается ими для получения индульгенций». Кто имеет надлежащее намерение, для того индульгенция имеет полную силу и действенность, но кто не имеет соответствующего расположения, тот и не получит благ, обещанных Церковью в индульгенции.
Сила и действенность индульгенций всегда соразмерна степени расположения к принятию их. Поэтому и полные индульгенции не всегда бывают вполне действительными. «Не имеющие надлежащей диспозиции получают отпущение только известной части временных наказаний. Иные же не получают никакого отпущения». Дела, помимо совершения Таинства Покаяния, молитв и принятия Таинства Причащения, определяются дополнительно.
Местные индульгенции связываются с так называемыми “привилегированными алтарями, церквями и монастырями”. Местные индульгенции могут быть как полными, так и частными.
Предметными индульгенции называются тогда, когда получение их обуславливается ношением при себе каких-либо священных предметов: крестиков, четок, медальонов и т.п. К предметным же относятся индульгенции, приобретаемые чтением молитвенных правил и гимнов, с соблюдением ряда условий (когда, где, сколько раз читать).
Личные индульгенции — это те, которые даются на имя определенного лица, общества или братства.
Временные индульгенции — это те, приобретение которых ограничивается определенным сроком, с истечением определенного срока прекращается и возможность приобретения индульгенции, без сугубого об этом распоряжения церковной власти. Срок рассчитывается со дня подписания папой соответствующего документа о даровании той или иной, полной или частной индульгенции.
И наконец, постоянные индульгенции — это те, которые даются без обозначения времени, в продолжении которого они могут быть приобретены и иметь свою силу. О прекращении срока действия постоянной индульгенции можно говорить только в случае, если церковная власть возьмет ее назад. К разряду постоянных индульгенций относятся местные и предметные индульгенции. Срок их действия прекращается с прекращением существования места или предмета в прежнем виде и назначении.
«Право даровать индульгенции верховной властью Церкви имеют только те, кому эта власть дана по закону или дарована Римским Понтификом. Никакая власть ниже Римского Понтифика не может делегировать другим право дарования индульгенций. Право делегирования этой власти принадлежит исключительно Апостольскому Престолу»14.
Право давать индульгенции имеют:
1) соборы, имеющие генеральный статус, на которых председательствует Папа лично или в лице своих легатов, утвержденных Папой как генеральные;
2) кардиналы могут жаловать стодневную индульгенцию в церквях, значащихся в их титуле, если присутствуют в них при богослужении в торжественные праздники;
3) легаты от ребра апостольского, папские нунции и простые легаты могут жаловать одну семилетнюю и семь сорокадневных индульгенций навсегда в какой-нибудь церкви, где они служат представителями папы, и от стодневной до годичной индульгенции за какое-либо дело благочестия;
4) патриархи, примасы, архиепископы и епископы могут давать индульгенции только в зависимости от папы и под условием различных ограничений по отношению к месту, времени и частным случаям, по сану же им принадлежит право дарования восьмидесятидневной индульгенции, и индульгенций как у епархиальных епископов в пределах своих диоцезов,
5) епархиальные епископы могут давать только годичную индульгенцию при освящении храма и сорокадневную во всякое другое время. Как правило, новохиротонисанные епископы привозят с собой полную индульгенцию на определенный срок.
6) индульгенция юбилея наделяет духовников особыми преимуществами: разрешать от грехов, предоставленных исключительному разрешению папы или епархиального епископа, разрешать от церковных наказаний, переменять частные обеты и т.п.
Индульгенционная практика была пересмотрена в наше время Римским Папой в 1967 году.
Современная интерпретация учения об индульгенциях
Практика выдачи индульгенций существует в Римско-Католической Церкви и в настоящее время. Она была предметом обсуждения на II Ватиканском Соборе (1962–1965 гг.). Некоторые его участники говорили о необходимости сделать практику выдачи индульгенций более приемлемой для религиозного сознания христиан, если уж ее никак нельзя отменить вообще раз и навсегда.
В 1967 г. папа Павел VI издал новую «Доктрину об индульгенциях», согласно которой прямая зависимость между индульгенцией и сроком пребывания в чистилище больше не фиксируется, но сама практика индульгенций сохраняется.
Новые правила несколько ограничивают возможности получения полной индульгенции, ибо то, «что даруется обильно, ценится мало». Согласно новым правилам, «католик может получить только одну полную индульгенцию в день (для себя лично или для кого-нибудь из умерших). Кроме того, отныне для получения полной индульгенции обязательно соответствующее внутреннее настроение, без которого может быть выдана лишь частичная индульгенция».
Согласно новому указанию, частичные индульгенции будут даваться без уточнения срока. Через предметы, освященные простым священником, теперь могут даваться только частичные индульгенции. Несколько сокращена категория священных предметов, имевших до сих пор индульгенцирующую силу; исключенные из этой категории священные предметы потеряли силу 1 апреля 1967 г. В дополнительном разъяснении папы предусмотрена возможность выдачи в исключительных случаях индульгенции, даже полной, без предварительной исповеди.
С 1967 г. практика раздачи индульгенций несколько сократилась, хотя папа Иоанн Павел II в 2000-м (юбилейном) году специальным посланием призывал католиков всего мира позаботиться о получении полной юбилейной индульгенции.
Едва ли нужно доказывать несоответствие всей этой практики учению Древней Церкви и ее несогласие с духом Евангелия. Даже некоторые римо-католики признают сейчас, что от формализма, которым проникнута практика индульгенций, недалеко до фетишизма. «Не умаляя справедливости и правды Божией, которая должна иметь удовлетворение, Православие ставит в центре учения о спасении любовь Божию, не щадившую Сына Божия ради спасения мира через обожение. Боговоплощение, которое совершается непосредственно для искупления падшего человека, его примирения с Богом, в Православии воспринимается, прежде всего, в своем общем и самостоятельном смысле — обожение человека, сообщение ему Божественной жизни. Так как человек пал, то боговочеловечение становится прежде всего путем примирения человека с Богом искуплением, которое имеет последствием спасение в смысле обожения».
Итак, римско-католическое воззрение на спасение и на грех приводит к искаженному пониманию покаяния и личного усвоения спасения. Таким образом, римско-католическая сотериология предстает не простой теоретической богословской ошибкой, которая могла бы сойти за частное богословское мнение, но именно, по патриарху Сергию, искаженным воззрением на смысл жизни человека. Тем самым она является источником претворения в жизнь евангельского учения ущербной аскетики и, в частности, ущербного покаянного делания.