Пожарный поезд что это
История пожарного поезда
В условиях возникновения опасных пожарных ситуаций на железнодорожном транспорте незаменимой техникой остаётся пожарный поезд. Он существует в России уже около ста лет, однако мы видим и знаем о нём не так много, как, например, о пожарном автомобиле.
Первые пожарные поезда были созданы в России в 1921 году. Они были оснащены паровыми насосами и другими противопожарными инструментами. Для борьбы с огнём в поезде имелись: мотопомпа, 2 бака с водой, пожарные рукава. Необходимость создания пожарных поездов была обусловлена участившимися пожарами на железнодорожном транспорте. Со временем, стали выделять категории такого противопожарного транспорта.
Так, существуют две категории: в первой относятся специализированные пожарные поезда с повышенными тактико-техническими возможностями. Они должны предотвращать утечку и осуществлять перекачку легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, выполнять задачи по тушению пожаров и проведению связанных с ними аварийно-спасательных работ. Пожарные поезда второй категории используются при необходимости ликвидации аварийных пожарных ситуаций. Впоследствии, в России постепенно налаживается производство такой «тяжёлой» транспортной противопожарной техники. Происходит развитие: у поездов обеих категорий появляется по две стационарные и одной переносной мотопомпе и по одной переносной электростанции. Современный пожарный поезд имеет пожарные рукава длиной до 1,5 км., 5-10 тонн пенообразователя и 100-150 куб. м. воды.
Для того, чтобы своевременно пополнять резервы, на закреплённом за конкретным пожарным поездом участке имеется специальный пункт заправки водой. Сегодня большинство таких поездов имеют звенья газоды-мозащитной службы. Они функционируют при помощи аппаратов сжатого воздуха.
Цистерны пожарного поезда внешне сходны с аналогичными ёмкостями для транспортировки нефтепродуктов, но отличаются наличием запорно-регулировочными приспособлениями. Огнетушащее вещество подаётся от цистерн к помпе по трубопроводу большого диаметра. В нижней части служебного вагона устроены коллекторы, для подсоединения пожарных рукавов. Современный пожарный поезд может также иметь стационарные водомёты, установленные на вагонах.
Светлана Овсянникова
Управление по ЮАО ГУ МЧС России по г. Москве
Пожарный поезд РЖД — его задачи, категории и характеристики
Пожа́рный по́езд — поезд, формируемый из специальных вагонов, используемых для тушения пожаров на объектах инфраструктуры железнодорожного транспорта и в полосе отвода железных дорог. Пожарные поезда относятся к мобильным средствам пожаротушения.
Назначение
Пожарные поезда предназначены для:
Запрещено привлекать пожарные поезда для выполнения иных задач.
Пожарные поезда создаются, передислоцируются и ликвидируются по решению ОАО «РЖД», согласованному с ФГП ВО ЖДТ России, с учетом пожарной опасности перевозочного процесса. Формирование, содержание и использование пожарных поездов определяется Положением «Эксплуатация и содержание пожарных поездов в ОАО «РЖД», а также приказами и. инструкциями ФГП ВО ЖДТ России Пожарные поезда являются средствами военизированной охраны железных дорог. Они дислоцируются на отделениях железных дорог.
Пожарные поезда содержатся на железнодорожных станциях (грузовых, пассажирских, сортировочных и участковых), на которых имеется рабочий парк локомотивов и устройства для заправки цистерн-водохранилищ водой.
За каждым пожарным поездом закрепляются участки обслуживания который определяется приказом начальника железной дороги по согласованию с филиалом ФГП ВО ЖДТ России из расчета максимального удаления от станции постоянной дислокации пожарного поезда на расстояние от не более80 км для 1 класса железнодорожной линии до не более160 км. Для 5 класса железнодорожной линии.
В непосредственной близости от железнодорожных путей постоянной стоянки пожарного поезда выделяется территория пожарного поезда на которой оборудуются стационарные объекты, включающие отдельные группы помещений:
Классификация и состав
Пожарные поезда железных дорог общего пользования
Пожарный поезд оснащается средствами связи, источниками электрической энергии.
Категории пожарных поездов
Пожарные поезда в зависимости от используемого железнодорожного подвижного состава и соответствующих тактико-технических характеристик и подразделяются на:
первой категории (специализированный) В специализированный поезд входит дополнительно:
второй категории Поезд второй категории формируется из:
Железнодорожный подвижной состав пожарных поездов
Транспортная система комбинированного пожаротушения
Транспортная система комбинированного пожаротушения (ТСКП) представляет собой 4-х осную железнодорожную платформу, на которой размещены узлы, предназначенные для пожаротушения и нейтрализации жидких и газообразных токсических веществ в открытых и закрытых вагонах и прирельсовых складах. ТСКП относится к железнодорожному подвижному составу и входила в состав некоторых пожарных поездов. Единственный поставщик — Алексеевский завод химического машиностроения (ранее назывался — Алексеевский машиностроительный завод) ТСКП не производит. Из состава пожарных поездов Российской Федерации ТСКП выведены, т.к. срок их эксплуатации истек.
Пожарные поезда узкоколейных железных дорог
Пожарный поезд на узкоколейной железной дороге
Пожарные поезда использовались на узкоколейных железных дорогах.
В состав пожарного поезда торфяной промышленности РСФСР входили:
История
РСФСР (1921—1923)
На заседании Совета Труда и Обороны РСФСР (СТО) 20 апреля 1921 г. обсуждался вопрос о проведении противопожарной кампании в текущем году. Наркомвнуделом был предложен ряд проектов постановлений по этому вопросу, в их числе — об организации дежурных пожарных поездов. СТО предложил междуведомственной комиссии из представителей Наркомвнудела, Наркомтруда и ВЧК с привлечением заинтересованных ведомств рассмотреть проекты и через неделю представить в СТО заключения. Центральной комиссией по рабочему снабжению была внесена поправка в 3 пункт. На заседании СТО 4 мая проект с этой поправкой был утверждён.
СССР (1923—1991)
В 1930 г. проведена военизация личного состава пожарной охраны транспорта, на базе которой создана военизированная пожарная охрана НКПС. Срок службы военизированного состава составлял не менее двух лет.
2 декабря 1933 г. НКПС утвердило Положение о пожарных поездах на железнодорожном транспорте, согласно которому пожарный поезд состоял из насосной станции (4-хосный товарный вагон с агрегатами), двух оборудованных и утеплённых цистерн или тендеров для воды.
Российская Федерация (с 1991 года)
Пожарные поезда отнесены к силам и средствам функциональной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Виды и их состав
Пожарный состав разделяются на две категории. Начнем со второй категории, потому что эти железнодорожные составы имеют типовую комплектацию. В них входят:
Пожарный поезд первой категории
Теперь о железнодорожных пожарных поездах первой категории. У них увеличенная комплектация, соответственно они могут выполнять более сложные задачи. Дополнительно в комплектацию входят:
В принципе, пожарные поезда первой категории можно доукомплектовать чем угодно. Все зависит от желания руководства РЖД. К примеру, в вагон можно установить мини компрессоры или установки порошкового пожаротушения мобильного типа и прочее современное оборудование и инструменты. Не помешают обычные лопаты, топоры или ломы. Ситуации на пожаре встречаются разные, так что любой инструмент будет кстати.
Надо отметить и тот факт, что комплектовать пожарные поезда можно до бесконечности. И чем больше у него возможностей и потенциала, тем эффективнее можно бороться с пожарами разного типа. Ведь поезд можно сравнить с небольшим пожарным гарнизоном. Но при этом железнодорожная техника более мобильная. И вывозить с собой она может любое количество сил и средств. В этом плане поезда ничем не лимитированы.
Комплектовать пожарный поезд можно чем угодно
Тактико-технические характеристики разных категорий
Характеристики | Категории | |
первая | вторая | |
Объем водяных цистерн, м³ | 50 или 72,3 | 25 или 50 |
Длина напорных рукавов диаметром 51 мм, м | 700 | 500 |
Длина напорных рукавов диаметром 66 мм, м | 1000 | 800 |
Пенообразователь, л | 10000 | 5000 |
Дежурный расчет, чел. | 7 | 6 |