Пожарные риски что это такое
Независимая оценка пожарного риска
В каких случаях должна проводиться независимая оценка пожарного риска? Кто имеет право проводить данную процедуру? В чем преимущества этой услуги? На эти вопросы отвечают специалисты компании «ЛенТехСертификация».
Оглавление
Оценка пожарного риска подтверждает соответствие объекта защиты требованиям пожарной безопасности, которые установлены федеральными законами и техническими регламентами.
Если объект запроектирован с отступлением от норм по пожарной безопасности, производится расчет пожарного риска. При этом, уровень пожарной безопасности объекта не снижается, а оценка риска констатирует реальное состояние объекта и предлагает комплекс противопожарных мероприятий повышающих уровень безопасности объекта.
Оценку пожарных рисков имеет право проводить эксперт, аккредитованный ГУ МЧС России по субъекту и входящий в состав реестра экспертов России в области независимой оценки пожарного риска.
Эта процедура позволяет:
Экспертная оценка пожарных рисков ― обязательная или добровольная процедура?
Расчет пожарных рисков ― не обязательная процедура. Она нужна, чтобы привести объект в соответствие с требованиями пожарной безопасности и реже видеть представителей надзорных органов. К примеру, назначение здания изменилось и, чтобы не оплачивать бесконечные штрафы при проверках инспектора, имеет смысл посчитать пожарные риски и реализовать прописанные в расчете противопожарные мероприятия.
В каких случаях требуется расчет пожарного риска?
Оценка пожарного риска зданий и сооружений необходима в следующих случаях:
Независимая оценка пожарных рисков поможет:
У кого есть право проводить оценку рисков?
Ответ на этот вопрос дан в Постановлении Правительства от 07.04.09 №304.Согласно документу, такой возможностью наделены исключительно независимые аудиторы, имеющие лицензию и аккредитацию МЧС. Никто другой официально этого делать не может. Остерегайтесь недобросовестных подрядчиков, утверждающих обратное.
Дело в том, что каждый аудитор внесен в специальный реестр, что помогает подтвердить законность деятельности проверяющего. Стоимость и сроки определяются на основании ключевых характеристик объекта: класс пожарной безопасности, планировка, этажность, целевое использование, количество сотрудников и посетителей.
Цена за оценку может расти, если требуется разработать дополнительные противопожарные мероприятия, способ построения полей опасных факторов, модели дополнительного времени и пути эвакуации. Кроме этого, если государственный пожарный надзор выявил нарушения при проверке, то они тоже принимаются в аудит. В этом случае оценка будет максимально корректной, но стоимость увеличится.
Какие компенсирующие мероприятия можно обосновать с помощью пожарного аудита?
Когда здание не соответствует заявленному классу функциональной пожарной опасности и нарушения устранить невозможно, разрабатываются компенсирующие мероприятия. К отступлениям относятся:
Почему услуга оценки пожарных рисков востребована и какие вопросы она решает?
С введением независимой пожарной экспертизы у собственников зданий и сооружений появился ряд возможностей, облегчающих отношения с надзорными органами:
Порядок проведения независимой оценки пожарного риска
Организация, проводящая пожарный аудит, выполняет следующие процедуры:
Если на объекте не обнаружены отступления от требований пожарной безопасности, составляется и регистрируется заключение, освобождающее вас от дальнейших проверок.
Для решения спорных вопросов мы можем предложить:
На протяжении многих лет мы успешно оказываем услуги по экспертной оценке пожарных рисков для самых разнообразных объектов. Наши специалисты рассказывают:
Для этого свяжитесь с нами любым удобным образом — позвоните по указанному телефону, напишите на почту или просто заполните форму обратной связи.
Независимая оценка пожарного риска (НОР)
Пожарный аудит — это независимая оценка пожарного риска проводится на основании договора, заключаемого между собственником или иным законным владельцем объекта защиты и экспертной организацией, осуществляющей деятельность в области оценки пожарного риска. Порядок получения экспертной организацией добровольной аккредитации устанавливается МЧС России.
НОР (аудит пожарной безопасности) могут осуществлять только аккредитованные при МЧС экспертные организации. В случае установления соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности, установленным федеральными законами о технических регламентах и нормативными документами по пожарной безопасности, путем независимой оценки пожарного риска, собственник получает Заключение о независимой оценке пожарного риска на срок не более 3 лет.
Порядок проведения НОР регламентирован Постановлением Правительства РФ № 304 от 7 апреля 2009 года «Об утверждении Правил оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска» и включает в себя:
а) анализ документов, характеризующих пожарную опасность объекта защиты;
б) пожарно-техническое обследование объекта защиты для получения объективной информации о состоянии пожарной безопасности объекта защиты, выявления возможности возникновения и развития пожара и воздействия на людей и материальные ценности опасных факторов пожара, а также для определения соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности;
в) в случаях, установленных нормативными документами по пожарной безопасности, — проведение необходимых исследований, испытаний, расчетов и экспертиз, а в случаях, установленных Федеральным законом «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», — расчетов по оценке пожарного риска;
г) подготовка вывода о выполнении условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности либо в случае их невыполнения разработка мер по обеспечению выполнения условий, при которых объект защиты будет соответствовать требованиям пожарной безопасности. Результаты проведения пожарного аудита оформляются в виде заключения о независимой оценке пожарного риска, направляемого собственнику.
Порядок оформления заключения о независимой оценки пожарного риска.
В заключении указываются:
а) наименование и адрес экспертной организации;
б) дата и номер договора, в соответствии с которым проведен пожарный аудит;
в) реквизиты собственника;
г) описание объекта защиты, в отношении которого проводился пожарный аудит;
д) фамилии, имена и отчества лиц (должностных лиц), участвовавших в проведении независимой оценки пожарного риска;
е) результаты проведения пожарного аудита, в том числе результаты выполнения работ, предусмотренных подпунктами «а» — «в» пункта 4 настоящих правил;
ж) вывод о выполнении условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности либо в случае их невыполнения — рекомендации о принятии мер для приведения величины расчетов по оценке пожарного риска к требуемым Техническим регламентом о пожарной безопасности.
Заключение подписывается должностными лицами экспертной организации, утверждается руководителем и скрепляется печатью.
В течение 5 рабочих дней после утверждения заключения экспертная организация направляет копию заключения в структурное подразделение территориального органа МЧС России, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора, или в территориальный отдел (отделение, инспекцию) этого структурного подразделения.
Экспертная организация не может проводить пожарный аудит если:
а) на этом объекте организацией выполнялись другие работы и (или) услуги в области пожарной безопасности;
б) объект принадлежит ей на праве собственности или ином законном основании.
С 1 мая 2009 года вступил в силу Федеральный закон № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», который вводит совершенно новый механизм контроля и надзора за пожарной безопасностью на объектах защиты. В нем объединены многочисленные требования пожарной безопасности, действующие в России до этого. Согласно Закону, каждый объект защиты (здание, сооружение, технологические установки, оборудование и т. п.) должен иметь Систему обеспечения пожарной безопасности, отвечающую заданным нормам пожарного риска.
В ст. 6 указанного закона определены условия соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности, при этом собственник объекта сам принимает решение о выполнении того или иного условия:
1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом;
2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативными документами по пожарной безопасности.
Следует отметить, что оценка пожарного риска — это проведение соответствующих расчетов по специально утвержденным методикам, с помощью которых можно определить, соответствует или не соответствует риск тем значениям, которые установлены Техническим регламентом.
Постановлением Правительства РФ от 31 марта 2009 г. № 272 «О порядке проведения расчетов по оценке пожарного риска» регламентирован порядок проведения расчетов по оценке пожарного риска и включает в себя:
Определение расчетных величин пожарного риска, которое обеспечивается исходя из:
а) анализа пожарной опасности объекта защиты;
б) определения частоты реализации пожароопасных ситуаций (табличные данные);
в) построения полей опасных факторов пожара для различных сценариев его развития;
г) оценки последствий воздействия опасных факторов пожара на людей для различных сценариев его развития;
д) наличия систем обеспечения пожарной безопасности зданий, сооружений и строений (автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, системы противодымной защиты, автоматического пожаротушения и т.д.).
Расчеты по оценке пожарного риска оформляются в виде отчета, в который включаются:
а) наименование использованной методики;
б) описание объекта защиты, в отношении которого проведен расчет по оценке пожарного риска;
в) результаты проведения расчетов по оценке пожарного риска;
г) перечень исходных данных и используемых справочных источников информации;
д) вывод об условиях соответствия (несоответствия) объекта защиты требованиям пожарной безопасности.
Расчеты пожарного риска проводятся по Методикам, утвержденным МЧС России:
— для всех зданий, за исключением многоквартирных жилых домов (функциональное назначение Ф1.3), зданий детских дошкольных образовательных учреждений, специализированных домов престарелых и инвалидов (неквартирные), больниц, спальных корпусов образовательных учреждений интернатного типа и детских учреждений, а также производственных и складских зданий и сооружений – ПРИКАЗ МЧС РОССИИ от 30 июня 2009 г. N 382 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИКИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАСЧЕТНЫХ ВЕЛИЧИН ПОЖАРНОГО РИСКА В ЗДАНИЯХ, СООРУЖЕНИЯХ И СТРОЕНИЯХ РАЗЛИЧНЫХ КЛАССОВ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОЖАРНОЙ ОПАСНОСТИ» (в редакции Приказа МЧС России от 12.12.2011 года №749).
— для производственных и складских зданий и сооружений – ПРИКАЗ МЧС РОССИИ от 10 июля 2009 г. N 404 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИКИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАСЧЕТНЫХ ВЕЛИЧИН ПОЖАРНОГО РИСКА НА ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТАХ»
Если на объекте выполняются все требования пожарной безопасности (своды правил, государственные стандарты и другие нормативные документы в области пожарной безопасности), то расчет по оценке пожарного риска не требуется. При этом расчеты по оценке пожарного риска могут входить в состав НОР.
Существует мнение о том, что при наличии положительного заключения НОР проверка органами Федерального государственного пожарного надзора осуществляться не будет, что полностью не соответствует действительности. В силу действующего Административного регламента МЧС России по исполнению государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, утвержденного Приказом МЧС России от 28.06.2012 года №375 объекты, получившие положительное заключение НОР не могут планироваться к проведению плановых проверок в течение 3 лет. При этом, планы проверок на предстоящий год органами ФГПН подаются в прокуратуру не позднее 1 сентября и в случае представления заключения НОР после 1 сентября, то объект может быть запланирован к проведению проверки. Также, если объект запланирован к проведению проверки и непосредственно перед ней будет представлено заключение НОР, проверка будет проведена.
В случае наличия на объекте защиты расчетов пожарного риска (в том числе в составе НОР) инспекторами проверяются правильность принятых организацией, проводившей расчеты исходных данных и в случае правильного их применения проверяется выполнение на объекте требований Федерального закона от 22.08.2009 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и Правил противопожарного режима, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 года №390.
В случае не соответствия исходных расчетных данных фактическим обстоятельствам на объекте инспектором по пожарному надзору выносится мотивированное решение о непринятии результатов расчета по оценке пожарного риска и при проверке в том числе проверяется выполнение на объекте защиты требований всех нормативных документов по пожарной безопасности.
В настоящий момент времени законодательством не предусмотрена ответственность лиц, проводивших независимую оценку пожарного риска, а ответственность за выявленные нарушения требований пожарной безопасности ложится на собственника объекта, лиц, уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций.
Приказ МЧС РФ от 10 июля 2009 г. N 404
С изменениями и дополнениями от:
В соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании»* и постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2009 г. N 272 «О порядке проведения расчетов по оценке пожарного риска»** приказываю:
Утвердить прилагаемую методику определения расчетных величин пожарного риска на производственных объектах.
Первый
заместитель Министра
* Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 52, (ч. I), ст. 5140; 2005, N 19, ст. 1752; 2007, N 19, ст. 2293; N 49, ст. 6070; 2008, N 30 (ч. II), ст. 3616.
** Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 14, ст. 1656.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 17 августа 2009 г.
Регистрационный N 14541
Приложение
к приказу МЧС РФ
от 10 июля 2009 г. N 404
Методика определения расчетных величин пожарного риска на производственных объектах
С изменениями и дополнениями от:
I. Общие положения
Информация об изменениях:
Приказом МЧС России от 14 декабря 2010 г. N 649 в пункт 1 настоящего приложения внесены изменения
См. текст пункта в предыдущей редакции
3. Определение расчетных величин пожарного риска на объекте осуществляется на основании:
а) анализа пожарной опасности объекта;
б) определения частоты реализации пожароопасных ситуаций;
в) построения полей опасных факторов пожара для различных сценариев его развития;
г) оценки последствий воздействия опасных факторов пожара на людей для различных сценариев его развития;
д) наличия систем обеспечения пожарной безопасности зданий, сооружений и строений.
4. Расчетные величины пожарного риска являются количественной мерой возможности реализации пожарной опасности объекта и ее последствий для людей.
Количественной мерой возможности реализации пожарной опасности объекта является риск гибели людей в результате воздействия опасных факторов пожара, в том числе:
риск гибели работника объекта;
риск гибели людей, находящихся в селитебной зоне вблизи объекта.
Риск гибели людей в результате воздействия опасных факторов пожара на объекте характеризуется числовыми значениями индивидуального и социального пожарных рисков.
5. Для целей настоящей Методики используются основные понятия, установленные статьей 2 Технического регламента.
II. Общие требования к определению расчетных величин пожарного риска
Анализ пожарной опасности объекта
6. Анализ пожарной опасности объекта предусматривает:
а) анализ пожарной опасности технологической среды и параметров технологических процессов на объекте;
б) определение перечня пожароопасных аварийных ситуаций и параметров для каждого технологического процесса;
в) определение для каждого технологического процесса перечня причин, возникновение которых позволяет характеризовать ситуацию как пожароопасную;
г) построение сценариев возникновения и развития пожаров, влекущих за собой гибель людей.
7. Анализ пожарной опасности технологической среды и параметров технологических процессов на объекте предусматривает сопоставление показателей пожарной опасности веществ и материалов, обращающихся в технологическом процессе, с параметрами технологического процесса.
Перечень потенциальных источников зажигания пожароопасной технологической среды определяется посредством сопоставления параметров технологического процесса и иных источников зажигания с показателями пожарной опасности веществ и материалов.
8. Определение перечня пожароопасных аварийных ситуаций и параметров для каждого технологического процесса осуществляется на основе анализа пожарной опасности каждого из технологических процессов, предусматривающего выбор ситуаций, при реализации которых возникает опасность для людей, находящихся в зоне поражения опасными факторами пожара, взрыва и сопутствующими проявлениями опасных факторов пожара.
Не подлежат рассмотрению ситуации, в результате которых не возникает опасность для жизни и здоровья людей. Эти ситуации не учитываются при расчете пожарного риска.
9. Для каждой пожароопасной ситуации на объекте приводится описание причин возникновения и развития пожароопасных ситуаций, мест их возникновения и факторов пожара, представляющих опасность для жизни и здоровья людей в местах их пребывания.
10. Для определения причин возникновения пожароопасных ситуаций рассматриваются события, реализация которых может привести к образованию горючей среды и появлению источника зажигания.
Наиболее вероятными событиями, которые могут являться причинами пожароопасных ситуаций на объектах, считаются следующие события:
выход параметров технологических процессов за критические значения, который вызван нарушением технологического регламента (например, перелив жидкости при сливоналивных операциях, разрушение оборудования вследствие превышения давления по технологическим причинам, появление источников зажигания в местах образования горючих газопаровоздушных смесей);
разгерметизация технологического оборудования, вызванная механическим (влияние повышенного или пониженного давления, динамических нагрузок и т.п.), температурным (влияние повышенных или пониженных температур) и агрессивным химическим (влияние кислородной, сероводородной, электрохимической и биохимической коррозии) воздействиями;
механическое повреждение оборудования в результате ошибок работника, падения предметов, некачественного проведения ремонтных и регламентных работ и т.п. (например, разгерметизация оборудования или выход из строя элементов его защиты в результате повреждения при ремонте или столкновения с железнодорожным или автомобильным транспортом).
11. На основе анализа пожарной опасности объекта при необходимости проводится определение комплекса дополнительных мероприятий, изменяющих параметры технологического процесса до уровня, обеспечивающего допустимый пожарный риск.
В перечне пожароопасных ситуаций применительно к каждому участку, технологической установке, зданию объекта выделяются группы пожароопасных ситуаций, которым соответствуют одинаковые модели процессов возникновения и развития.
Определение частоты реализации пожароопасных ситуаций
13. Для определения частоты реализации пожароопасных ситуаций на объекте используется информация:
а) об отказах оборудования, используемого на объекте;
б) о параметрах надежности используемого на объекте оборудования;
в) об ошибочных действиях работника объекта;
г) о гидрометеорологической обстановке в районе размещения объекта;
д) о географических особенностях местности в районе размещения объекта.
14. Для определения частоты реализации пожароопасных ситуаций могут использоваться статистические данные по аварийности или расчетные данные по надежности технологического оборудования, соответствующие специфике рассматриваемого объекта.
15. Информация о частотах реализации пожароопасных ситуаций (в том числе возникших в результате ошибок работника), необходимая для оценки риска, может быть получена непосредственно из данных о функционировании исследуемого объекта или из данных о функционировании других подобных объектов. Рекомендуемые сведения по частотам реализации инициирующих пожароопасные ситуации событий для некоторых типов оборудования объектов, частотам утечек из технологических трубопроводов, а также частотам возникновения пожаров в зданиях приведены в приложении N 1 к настоящей Методике.
Построение полей опасных факторов пожара для различных сценариев его развития
Информация об изменениях:
Приказом МЧС России от 14 декабря 2010 г. N 649 в пункт 16 настоящего приложения внесены изменения
См. текст пункта в предыдущей редакции
16. При построении полей опасных факторов пожара для различных сценариев его развития учитываются:
тепловое излучение при факельном горении, пожарах проливов горючих веществ на поверхность и огненных шарах;
избыточное давление и импульс волны давления при сгорании газопаровоздушной смеси в открытом пространстве;
избыточное давление и импульс волны давления при разрыве сосуда (резервуара) в результате воздействия на него очага пожара;
избыточное давление при сгорании газопаровоздушной смеси в помещении;
концентрация токсичных компонентов продуктов горения в помещении;
снижение концентрации кислорода в воздухе помещения;
задымление атмосферы помещения;
среднеобъемная температура в помещении;
расширяющиеся продукты сгорания при реализации пожара-вспышки.
Оценка величин указанных факторов проводится на основе анализа физических явлений, протекающих при пожароопасных ситуациях, пожарах, взрывах. При этом рассматриваются следующие процессы, возникающие при реализации пожароопасных ситуаций и пожаров или являющиеся их последствиями (в зависимости от типа оборудования и обращающихся на объекте горючих веществ):
истечение жидкости из отверстия;
истечение газа из отверстия;
двухфазное истечение из отверстия;
растекание жидкости при разрушении оборудования;
выброс газа при разрушении оборудования;
формирование зон загазованности;
сгорание газопаровоздушной смеси в открытом пространстве;
разрушение сосуда с перегретой легковоспламеняющейся жидкостью, горючей жидкостью или сжиженным горючим газом;
тепловое излучение от пожара пролива или огненного шара;
испарение жидкости из пролива;
образование газопаровоздушного облака (газы и пары тяжелее воздуха);
сгорание газопаровоздушной смеси в технологическом оборудовании или помещении;
факельное горение струи жидкости и/или газа;
тепловое излучение горящего оборудования;
вскипание и выброс горящей жидкости при пожаре в резервуаре.
Также, при необходимости, рассматриваются иные процессы, которые могут иметь место при возникновении пожароопасных ситуаций и пожаров.
Процедура построения логического дерева событий приведена в приложении N 2 к настоящей Методике.
При построении логического дерева событий используются:
условная вероятность реализации различных ветвей логического дерева событий и перехода пожароопасной ситуации или пожара на ту или иную стадию развития;
вероятность поражения расположенного в зоне пожара технологического оборудования и зданий объекта в результате воздействия на них опасных факторов пожара, взрыва.
18. Оценка опасных факторов пожара проводится с помощью методов, приведенных в приложении N 3 к настоящей Методике.
Оценка последствий воздействия опасных факторов пожара на людей для различных сценариев его развития
19. Оценка последствий воздействия опасных факторов пожара, взрыва на людей для различных сценариев их развития осуществляется на основе сопоставления информации о моделировании динамики опасных факторов пожара на территории объекта и прилегающей к нему территории и информации о критических для жизни и здоровья людей значениях опасных факторов пожара, взрыва. Для этого используются критерии поражения людей опасными факторами пожара.
20. При оценке последствий воздействия опасных факторов пожара, взрыва на людей для различных сценариев развития пожароопасных ситуаций предусматривается определение числа людей, попавших в зону поражения опасными факторами пожара, взрыва.
Для оценки пожарного риска используют, как правило, вероятностные критерии поражения людей опасными факторами пожара. Детерминированные критерии используются при невозможности применения вероятностных критериев.
Детерминированные и вероятностные критерии оценки поражающего действия волны давления и теплового излучения на людей приведены в приложении N 4 к настоящей Методике.
Анализ наличия систем обеспечения пожарной безопасности зданий
21. При анализе влияния систем обеспечения пожарной безопасности зданий на расчетные величины пожарного риска предусматривается рассмотрение комплекса мероприятий по обеспечению пожарной безопасности объекта.
При этом рассматриваются следующие мероприятия по обеспечению пожарной безопасности:
мероприятия, направленные на предотвращение пожара;
мероприятия по противопожарной защите;
организационно-технические мероприятия по обеспечению пожарной безопасности.
22. Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности учитываются при определении частот реализации пожароопасных ситуаций, возможных сценариев возникновения и развития пожаров и последствий воздействия опасных факторов пожара на людей для различных сценариев его развития.
III. Порядок вычисления расчетных величин пожарного риска на объекте
23. Расчет значений индивидуального и социального пожарных рисков в зданиях и на территории объекта, а также в селитебной зоне вблизи объекта проводится с использованием в качестве промежуточной величины значения соответствующего потенциального пожарного риска.
Потенциальный пожарный риск на территории объекта и в селитебной зоне вблизи объекта
Информация об изменениях:
Приказом МЧС России от 14 декабря 2010 г. N 649 в пункт 24 настоящего приложения внесены изменения
См. текст пункта в предыдущей редакции
— условная вероятность поражения человека в определенной точке территории (а) в результате реализации j-го сценария развития пожароопасных ситуаций, отвечающего определенному инициирующему аварию событию;
Условные вероятности поражения человека определяются по критериям поражения людей опасными факторами пожара, взрыва.
При расчете риска рассматриваются различные метеорологические условия с типичными направлениями ветров и ожидаемой частотой их возникновения.
25. При проведении расчета риска предусматривается рассмотрение различных пожароопасных ситуаций, определение зон поражения опасными факторами пожара, взрыва и частот реализации указанных пожароопасных ситуаций. Для удобства расчетов территория местности может разделяться на зоны, внутри которых величины полагаются одинаковыми.
Условная вероятность поражения человека от совместного независимого воздействия несколькими опасными факторами в результате реализации j-го сценария развития пожароопасных ситуаций определяется по формуле:
— вероятность реализации k-го опасного фактора;
— условная вероятность поражения k-ым опасным фактором.
Потенциальный риск в зданиях объекта
Информация об изменениях:
Приказом МЧС России от 14 декабря 2010 г. N 649 в пункт 27 настоящего приложения внесены изменения
См. текст пункта в предыдущей редакции
— частота реализации в течение года j-го сценария пожара, ;
— условная вероятность поражения человека при его нахождении в i-ом помещении при реализации j-го сценария пожара.
28. Условная вероятность поражения человека определяется по формуле:
— вероятность эффективной работы технических средств по обеспечению безопасности людей в i-ом помещении при реализации j-го сценария пожара.
29. Вероятность эвакуации определяется по формуле:
— вероятность выхода из здания людей, находящихся в i-ом помещении, через аварийные или иные выходы.
При отсутствии данных вероятность допускается принимать равной 0,03 при наличии аварийных или иных выходов и 0,001 при их отсутствии.
30. Вероятность эвакуации по эвакуационным путям определяется по формуле:
— расчетное время эвакуации людей из i-го помещения при j-ом сценарии пожара, мин;
— интервал времени от начала реализации j-го сценария пожара до начала эвакуации людей из i-го помещения, мин.
31. Время от начала пожара до начала эвакуации людей для зданий без систем оповещения определяется по результатам исследования поведения людей при пожарах в зданиях конкретного назначения.
32. Если местом возникновения пожара является зальное помещение, где пожар может быть обнаружен одновременно всеми находящимися в нем людьми, то допускается принимать равным нулю.
В этом случае вероятность определяется по формуле:
33. Время от начала пожара до блокирования эвакуационных путей в результате распространения на них опасных факторов пожара и расчетное время эвакуации определяются по методам, приведенным в приложении N 5 к настоящей Методике.
Расчетное время эвакуации рассчитывается при максимально возможной расчетной численности людей в здании, определяемой на основе решений по организации эксплуатации здания, от наиболее удаленной от эвакуационных выходов точки i-гo помещения. Допускается определение расчетного времени эвакуации на основе экспериментальных данных.
Для определения указанных выше величин и допускается дополнительно использовать методы, содержащиеся в методиках определения расчетных величин пожарного риска, утвержденных в установленном порядке.
34. При определении величин потенциального риска для работников, которые находятся в здании на территории объекта, допускается рассматривать для здания в качестве расчетного один наиболее неблагоприятный сценарий возникновения пожара, характеризующийся максимальной условной вероятностью поражения человека. В этом случае расчетная частота возникновения пожара принимается равной суммарной частоте реализации всех возможных в здании сценариев возникновения пожара.
35. Вероятность эффективной работы технических средств по обеспечению пожарной безопасности i-го помещения при реализации j-го сценария пожара определяется по формуле:
— вероятность эффективного срабатывания (выполнения задачи) k-го технического средства при j-ом сценарии пожара для i-го помещения здания.
При отсутствии данных по эффективности технических средств величины допускается принимать равными нулю.
36. При определении значений следует учитывать только технические средства, направленные на обеспечение пожарной безопасности находящихся (эвакуирующихся) в i-ом помещении здания людей при реализации j-го сценария пожара. При этом учитываются следующие мероприятия:
применение объемно-планировочных и конструктивных решений, обеспечивающих ограничение распространения пожара в безопасную зону (при организации эвакуации в безопасную зону);
наличие систем противодымной защиты рассматриваемого помещения и путей эвакуации;
наличие установок пожаротушения в помещении очага пожара.
При определении условной вероятности поражения людей, находящихся в помещении очага пожара, не допускается учитывать наличие в этом помещении АУПС и СОУЭ (за исключением случаев, когда пожар не может быть обнаружен одновременно всеми находящимися в помещении людьми), а также установок пожаротушения, срабатывание которых допускается только после эвакуации находящихся в защищаемом помещении людей (например, при наличии установок газового пожаротушения).
Индивидуальный пожарный риск в зданиях и на территории объекта
Области, на которые разбита территория объекта, нумеруются:
Работники объекта нумеруются:
Номер работника m однозначно определяет наименование должности работника, его категорию и другие особенности его профессиональной деятельности, необходимой для оценки пожарной безопасности. Допускается проводить расчет индивидуального риска для работника объекта, относя его к одной категории наиболее опасной профессии.
38. Величина индивидуального риска для работника m объекта при его нахождении на территории объекта определяется по формуле:
— вероятность присутствия работника m в i-ой области территории объекта.
39. Величина индивидуального риска () для работника m при его нахождении в здании объекта, обусловленная опасностью пожаров в здании, определяется по формуле:
— вероятность присутствия работника m в i-ом помещении;
40. Индивидуальный риск работника m объекта определяется как сумма величин индивидуального риска при нахождении работника на территории и в зданиях объекта, определенных по формулам (9) и (10).
41. Вероятность определяется, исходя из доли времени нахождения рассматриваемого человека в определенной области территории и/или в i-ом помещении здания в течение года на основе решений по организации эксплуатации и технического обслуживания оборудования и зданий объекта.
Индивидуальный и социальный пожарный риск в селитебной зоне вблизи объекта
Информация об изменениях:
Приказом МЧС России от 14 декабря 2010 г. N 649 пункт 42 настоящего приложения изложен в новой редакции
См. текст пункта в предыдущей редакции
Для людей, находящихся в селитебной зоне вблизи объекта, социальный риск S () определяется по формуле:
— среднее число погибших людей в селитебной зоне вблизи объекта в результате реализации j-го сценария в результате воздействия опасных факторов пожара, взрыва.
44. Величина определяется по формуле:
— условная вероятность поражения человека, находящегося в i-ой области, опасными факторами при реализации j-го сценария;
— среднее число людей, находящихся в i-ой области.
Информация об изменениях:
Приказом МЧС России от 14 декабря 2010 г. N 649 раздел III настоящего приложения дополнен подразделом «Индивидуальный и социальный пожарный риск для линейной части магистральных трубопроводов»
Индивидуальный и социальный пожарный риск для линейной части магистральных трубопроводов
45. Величина потенциального риска Р(r) () в определенной точке на расстоянии r от оси магистрального трубопровода определяется по формуле:
— удельная частота разгерметизации линейной части магистрального трубопровода для j-го типа разгерметизации на участке m магистрального трубопровода, ;
— число сценариев развития пожароопасной ситуации или пожара. При этом подлежат рассмотрению для каждого типа разгерметизации следующие сценарии: факельное горение, пожар пролива (для истечения жидкой фазы), пожар-вспышка, сгорание газопаровоздушной смеси в открытом пространстве;
— число рассматриваемых типов разгерметизации;
— условная вероятность реализации k-го сценария развития пожароопасной ситуации (пожара) для j-го типа разгерметизации;
— условная вероятность поражения человека в рассматриваемой точке на расстоянии r от оси магистрального трубопровода в результате реализации k-го сценария развития пожароопасной ситуации (пожара), произошедшей на участке магистрального трубопровода с координатой х, расположенной в пределах участка влияния k-го сценария развития пожара для j-го типа разгерметизации;
— координаты начала и окончания участка влияния. Границы участка влияния определяются для k-го сценария развития пожароопасной ситуации (пожара) из условия, что зона поражения опасными факторами пожара (взрыва) при аварии на магистральном трубопроводе за пределами этого участка не достигает рассматриваемой точки на расстоянии r от оси магистрального трубопровода. Допускается интегрирование проводить по всей длине трубопровода.
Рекомендуемый метод определения удельных частот различных типов разгерметизации магистрального трубопровода приведен в приложении N 6 к настоящей Методике.
Число рассматриваемых сценариев развития пожароопасной ситуации (пожара) при разгерметизации линейной части магистрального трубопровода, условные вероятности и определяются в зависимости от специфики пожарной опасности магистрального трубопровода и транспортируемого вещества.
46. Индивидуальный риск для работников, обслуживающих линейную часть магистрального трубопровода, определяется в соответствии с пунктами 37 и 40 настоящей Методики.
Для людей, находящихся в селитебной зоне вблизи линейной части магистрального трубопровода, индивидуальный риск определяется в соответствии с пунктом 42 настоящей Методики.
47. Для людей, находящихся в селитебной зоне вблизи линейной части магистрального трубопровода, социальный риск S () определяется по формуле:
— величины социального риска для различных потенциально опасных участков линейной части магистрального трубопровода, (), определяемые в соответствии с пунктами 43 и 44 настоящей Методики;
Количество потенциально опасных участков линейной части магистрального трубопровода определяется на основе анализа плана трассы магистрального трубопровода и прилегающей к ней территории. Границы потенциально опасных участков линейной части магистрального трубопровода определяются из условия расположения вблизи них населенных пунктов, зданий, сооружений и строений, не относящихся к магистральному трубопроводу, расположенных на расстоянии менее значений, регламентированных нормативными документами по пожарной безопасности.
* Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 30 (часть I), ст. 3579.
Информация об изменениях:
Приказом МЧС России от 14 декабря 2010 г. N 649 в настоящее приложение внесены изменения
См. текст приложения в предыдущей редакции
Приложение N 1
к пункту 15 Методики
Сведения
по частотам реализации инициирующих пожароопасные ситуации событий для некоторых типов оборудования объектов, частотам утечек из технологических трубопроводов, а также частотам возникновения пожаров в зданиях
С изменениями и дополнениями от:
Частоты реализации инициирующих пожароопасные ситуации событий для некоторых типов оборудования объектов
Инициирующее аварию событие
Диаметр отверстия истечения, мм
Частота разгерметизации, год(-1)
Резервуары, емкости, сосуды и аппараты под давлением
Разгерметизация с последующим истечением жидкости, газа или двухфазной среды
Разгерметизация с последующим истечением жидкости или двухфазной среды
Диаметр подводящего / отводящего трубопровода
Разгерметизация с последующим истечением газа
Разгерметизация с последующим истечением жидкости в обвалование
Резервуары с плавающей крышей
Пожар в кольцевом зазоре по периметру резервуара
Пожар по всей поверхности резервуара
Резервуары со стационарной крышей
Пожар на дыхательной арматуре
Пожар по всей поверхности резервуара
Примечание: здесь и далее под полным разрушением подразумевается утечка с диаметром истечения, соответствующим максимальному диаметру подводящего или отводящего трубопровода, или разрушения резервуара, емкости, сосуда или аппарата.
При определении частоты разгерметизации фильтров и кожухотрубных теплообменников указанное оборудование допускается рассматривать как аппараты под давлением.
Аппараты воздушного охлаждения допускается рассматривать как участки технологических трубопроводов, длина которых соответствует суммарной длине труб в пучках теплообменника.
Частота реализации сценариев, связанных с образованием огненного шара на емкостном оборудовании со сжиженными газами и ЛВЖ вследствие внешнего воздействия очага пожара определяется на основе процедуры построения логических деревьев событий, приведенной в приложении N 2 к настоящей Методике. При отсутствии необходимых данных допускается принимать частоту внешнего воздействия, приводящего к реализации огненного шара, равной на один аппарат (резервуар).
Частоты утечек из технологических трубопроводов
Диаметр трубопровода, мм
Частота утечек, (м(-1) x год(-1))
Малая (диаметр отверстия 12,5 мм)
Средняя (диаметр отверстия 25 мм)
Значительная (диаметр отверстия 50 мм)
Большая (диаметр отверстия
Частоты возникновения пожаров в зданиях
Частота возникновения пожара, (м(-2) x год(-1))
Склады химической продукции
Склады многономенклатурной продукции
Цеха по обработке синтетического каучука и искусственных волокон
Литейные и плавильные цеха
Цеха по переработке мясных и рыбных продуктов
Цеха горячей прокатки металлов
При использовании данных, приведенных в настоящем приложении, для какого-либо резервуара, емкости, сосуда, аппарата, технологического трубопровода следует учитывать частоты разгерметизации для всех размеров утечек, указанные для этой единицы технологического оборудования.
Процедура построения логического дерева событий
Настоящий метод позволяет определить развитие возможных пожароопасных ситуаций и пожаров, возникающих вследствие реализации инициирующих пожароопасную ситуацию событий. Анализ дерева событий представляет собой «осмысливаемый вперед» процесс, то есть процесс, при котором исследование развития пожароопасной ситуации начинается с исходного события с рассмотрением цепи последующих событий, приводящих к возникновению пожара.
При построении логических деревьев событий учитываются следующие положения:
выбирается пожароопасная ситуация, которая может повлечь за собой возникновение аварии с пожаром с дальнейшим его развитием;
развитие пожароопасной ситуации и пожара должно рассматриваться постадийно с учетом места ее возникновения на объекте оценки риска, уровня потенциальной опасности каждой стадии и возможности ее локализации и ликвидации. На логическом дереве событий стадии развития пожароопасной ситуации и пожара могут отображаться в виде прямоугольников или других геометрических фигур с краткими названиями этих стадий;
переход с рассматриваемой стадии на новую определяется возможностью либо локализации пожароопасной ситуации или пожара на рассматриваемой стадии, либо развития пожара, связанного с вовлечением расположенных рядом технологического оборудования, помещений, зданий и т.п. в результате влияния на них опасных факторов пожара, возникших на рассматриваемой стадии. Условные вероятности переходов пожароопасной ситуации или пожара со стадии на стадию одной ветви или с ветви на ветвь определяются, исходя из свойств вовлеченных в пожароопасную ситуацию или пожар горючих веществ (физико-химические и пожароопасные свойства, параметры, при которых вещества обращаются в технологическом процессе и т.д.), условной вероятности реализации различных метеорологических условий (температура окружающей среды, скорость и направление ветра и т.д.), наличия и условной вероятности эффективного срабатывания систем противоаварийной и противопожарной защиты, величин зон поражения опасными факторами пожара, объемно-планировочных решений и конструктивных особенностей оборудования и зданий производственного объекта. При этом каждой стадии иногда присваивается идентификационный номер, отражающий последовательность переходов со стадии на стадию;
переход со стадии на стадию, как правило, отображается в виде соединяющих линий со стрелками, указывающими направления развития пожароопасной ситуации и последующего пожара. При этом соединения стадий должны отражать вероятностный характер события с выполнением условия «или» или «да», «нет»;
для каждой стадии рекомендуется устанавливать уровень ее опасности, характеризующийся возможностью перехода пожароопасной ситуации или пожара на соседние с пожароопасным участки объекта;
при повторении одним из путей части другого пути развития для упрощения построения логического дерева событий иногда вводят обозначение, представляющее собой соответствующую линию со стрелкой и надпись «на стадию (код последующей стадии)».
При анализе логических деревьев событий руководствуются следующими положениями:
возможностью предотвращения дальнейшего развития пожароопасной ситуации и пожара зависит от количества стадий и времени их протекания (то есть от длины пути развития пожароопасной ситуации и пожара). Это обусловливается большей вероятностью успешной ликвидации пожароопасной ситуации и пожара, связанной с увеличением времени на локализацию пожароопасной ситуации и пожара и количеством стадий, на которых эта локализация возможна;
наличием у стадии разветвлений по принципу «или», одно из которых приходит на стадию локализации пожароопасной ситуации или пожара (например, тушение очага пожара, своевременное обнаружение утечки и ликвидация пролива, перекрытие запорной арматуры и т.п.), свидетельствует о возможности предотвращения дальнейшего развития пожароопасной ситуации и пожара по этому пути.
Значение частоты реализации отдельной стадии дерева событий или сценария определяется путем умножения частоты возникновения инициирующего события на условную вероятность развития по конкретному сценарию.
В таблице П2.1 приводятся рекомендуемые условные вероятности мгновенного воспламенения и воспламенения с задержкой по времени в зависимости от массового расхода скорости истечения горючих газа, двухфазной среды или жидкости при разгерметизации типового технологического оборудования на объекте.
Для легковоспламеняющихся жидкостей с температурой вспышки менее +28°С должны использоваться условные вероятности воспламенения как для двухфазной среды.
При определении условных вероятностей реализации различных сценариев должны приниматься во внимание свойства поступающих в окружающее пространство горючих веществ, условные вероятности реализации различных метеорологических условий (температура окружающей среды, скорость и направление ветра и т.д.), наличие и условные вероятности эффективного срабатывания систем противоаварийной и противопожарной защиты и т.д.