Пожар на борту самолета что делать
Пожар в самолёте: что делать, чтобы выжить
Кто-то боится летать, а сообщения о ЧП с самолётами повергают его в состояние ужаса. Особенно, если в ближайшее время предстоит перелёт. После трагедии в Шереметьево 5 мая, где при аварийной посадке загорелся «Суперджет» Аэрофлота, и в пожаре погиб 41 человек, в социальных сетях и прессе заговорили о правилах поведения пассажиров на борту в случае возгорания. Что нужно делать в самолёте, а чего категорически нельзя в момент ЧП, как себя вести, какую одежду и обувь надевать в полёт, как спускаться по аварийному трапу — читайте в инструкции «Новосибирских новостей».
Клуб пожарных и спасателей fireman.club сформулировал чёткие правила, как действовать в самолёте в случае его возгорания:
Сохраняйте спокойствие
Главное правило в чрезвычайной ситуации — не паниковать, сохранять самообладание и внимательно слушать указания бортпроводников. Помните, что на эвакуацию из горящего самолёта у всех пассажиров есть всего 1-2 минуты.
Найдите выходы
Садясь в самолёт, внимательно посмотрите, где находятся запасные выходы. Запомните расстояние до них, посчитайте кресла, чтобы иметь возможность ориентироваться на ощупь в задымленном салоне.
Послушайте стюардессу
Внимательно слушайте стюардессу, которая объясняет расположение не только центральных входов на борт, но и где находятся запасные (аварийные) выходы. Как правило, давка возникает из-за того, что все стремятся не к аварийным выходам, а к основным.
Двигайтесь к выходу
После приземления и остановки лайнера немедленно направляйтесь к ближайшему аварийному выходу, так как высока вероятность взрыва. Не берите свою ручную кладь. Это может стоить жизни вам и другим пассажирам. Действуйте собранно и быстро.
Преодолейте препятствия
Если проход завален, пробирайтесь через кресла, опуская их спинки вперёд. Делайте это внимательно, чтобы не травмировать других пассажиров, особенно детей.
Избегайте огня
Избегайте выхода через люки, вблизи которых вы видите открытый огонь или плотный дым.
Остерегайтесь дыма
В случае пожара на борту наибольшую опасность представляет дым, а не огонь. Защищайте голову и дыхательные пути от продуктов горения. В случае сильного задымления необходимо пригнуться к полу или ползти к выходу. Дышите только через хлопчатобумажные или шерстяные элементы одежды, по возможности, смоченные водой.
Правильно оденьтесь
Возьмите за правило: отправляясь в полёт, надевайте одежду из натуральных тканей, избегайте синтетики. Если всё-таки на вас есть легковоспламеняющаяся одежда, то избавьтесь от неё.
Разуйтесь
Снимите обувь на высоком каблуке, чтобы избежать вывихов, не нанести травму другим пассажирам и не повредить аварийный трап. Держите её в руках, чтобы быстро обуться, когда окажетесь на земле.
Прыгайте и убегайте
Не задерживайтесь у надутого трапа. Не нужно садиться на корточки и тихонько съезжать. Просто прыгайте на него, съезжайте на землю, быстро вставайте и убегайте в безопасную сторону как минимум на 100 метров.
Подписывайтесь на нашу страницу в Facebook — будьте в курсе актуальных новостей Новосибирска.
Действия при пожаре в самолете
Авиасообщение считается самым безопасным видом перевозок, однако если на борту самолета возникает пожар, в условиях ограниченного пространства борьба с огнем оказывается в разы сложнее, чем в типичных ситуациях на земле. От персонала и пассажиров судна требуется строгое соблюдение порядка действий при возгорании в салоне самолета.
Особенности пожаров на воздушных судах
Пожары в самолетах возникают:
Благоприятными факторами для быстрого распространения огня считаются:
Опасные зоны самолета, наиболее подверженные пожару:
Алгоритм действий при пожаре в самолете
Тактика тушения пожара в самолете и порядок действий персонала и пассажиров зависит от того, в какой зоне возникло возгорание:
Пожар из-за повреждения топливной системы
В результате авиакатастрофы, при столкновении самолета с препятствием в зоне ВВП, при выкате за пределы полосы часто происходит разгерметизация топливной системы с последующей утечкой горючего. Для таких ситуаций характерно:
Действия по купированию ситуации и предупреждению распространения пожара в салон самолета:
Пожар в салоне
Опасными факторами при пожарах в салоне считаются:
Основные действия при тушении пожара в салоне самолета:
Краткая инструкция по действиям бортпроводников и пассажиров при пожаре в самолете:
Возгорание силовых установок
Происходит после воспламенения топливных и масляных баков, а также баков с гидрожидкостью. Неблагоприятный сценарий – возгорание при работающем двигателе, что провоцирует горение топлива под давлением. При выключенном двигателе силовые установки горят медленно, и ситуация характеризуется как локальная.
Порядок действий при пожаре силовых установок в самолете:
Для тушения силовых установок применяют пену, порошок и газы объемного тушения.
Возгорание шасси
При жесткой посадке и при выкате за взлетно-посадочную полосу возрастает риск возгорания шасси. Причина – наличие в системе гидрожидкостей и сплава магния в сочетании с большим количеством резины. Тактика тушения при этом следующая:
Пожар в самолете и возгорание в основных узлах воздушного судна всегда сопровождается повышенными рисками. Чтобы снизить их, моделируют ситуации развития катастрофы, которые отрабатываются на тренажерах. Это позволяет сформировать определенный алгоритм действий и предупредить развитие масштабной трагедии.
Аварии на воздушном транспорте
Авиационные аварии и катастрофы возможны по многим причинам. К тяжёлым последствиям приводят разрушения отдельных конструкций самолёта, отказ двигателей, нарушение работы систем управления, электропитания, связи, пилотирования, недостаток топлива, перебои в жизнеобеспечении экипажа и пассажиров.
Как действовать при декомпрессии
Декомпрессия – это разряжение воздуха в салоне самолёта при нарушении его герметичности. Быстрая декомпрессия обычно начинается с оглушительного рёва (уходит воздух). Салон наполняется пылью и туманом. Резко снижается видимость. Из лёгких человека быстро выходит возд3ух, и его нельзя задержать. Одновременно могут возникнуть звон в ушах и боли в кишечнике. В этом случае, не дожидаясь команды, немедленно наденьте кислородную маску. Не пытайтесь оказать кому-либо помощь до того, как сами наденете маску, даже если это Ваш ребёнок: если Вы не успеете помочь себе и потеряете сознание, вы оба окажетесь без кислорода. Сразу же после надевания маски пристегните ремни безопасности и подготовьтесь к резкому снижению.
Как действовать при пожаре в самолете
Как дейстовать при «жёсткой» посадке и после нее
Перед каждым взлётом и посадкой тщательно подгоняйте ремень безопасности. Он должен быть плотно закреплён как можно ниже у Ваших бёдер. Проверьте, нет ли у Вас над головой тяжёлых чемоданов.
Аварии на взлёте и посадке внезапны, поэтому обращайте внимание на дым, резкое снижение, остановку двигателей и т.д. Освободите карманы от острых предметов, согнитесь и плотно сцепите руки под коленями (или схватитесь за лодыжки). Голову уложите на колени или наклоните её как можно ниже. Ноги уприте в пол, выдвинув их как можно дальше, но не под переднее кресло. В момент удара максимально напрягитесь и подготовьтесь к значительной перегрузке. Ни при каких обстоятельствах не покидайте своего места до полной остановки самолёта, не поднимайте панику.
В МЧС рассказали, как должны вести себя пассажиры при пожаре в самолете
МЧС советует не паниковать при аварийных ситуациях на борту воздушного судна и при эвакуации в случае пожара избавляться от ручной клади. Правила поведения при авариях на авиатранспорте размещены на сайте министерства.
Авиационные аварии и катастрофы возможны по многим причинам, отмечается на сайте. К тяжелым последствиям приводят разрушения отдельных конструкций самолета, отказ двигателей, нарушение работы систем управления, электропитания, связи, пилотирования, недостаток топлива, перебои в жизнеобеспечении экипажа и пассажиров.
В случае пожара на борту наибольшую опасность представляет дым, а не огонь, предупреждает МЧС.
«Дышите только через хлопчатобумажные или шерстяные элементы одежды, по возможности, смоченные водой, — говорится в тексте. — Пробираясь к выходу, двигайтесь пригнувшись или на четвереньках, так как внизу салона задымленность меньше. Защитите открытые участки тела от прямого воздействия огня, используя имеющуюся одежду, пледы и т.д.
После приземления и остановки самолета немедленно направляйтесь к ближайшему выходу, так как высока вероятность взрыва. Если проход завален, пробирайтесь через кресла, опуская их спинки. При эвакуации избавьтесь от ручной клади и избегайте выхода через люки, вблизи которых имеется открытый огонь или сильная задымленность».
Главное — не допускать паники и действовать решительно.
После выхода из самолета необходимо отойти от него как можно дальше и лечь на землю, прижав голову руками — это поможет защититься от возможного взрыва.
Спасатели советуют перед каждым полетом подогнать и пристегнуть ремень безопасности — это особенно важно при жесткой посадке. Также следует проверить, нет ли над головой тяжелых чемоданов.
«Аварии на взлете и посадке внезапны, поэтому обращайте внимание на дым, резкое снижение, остановку двигателей и т.д. Освободите карманы от острых предметов, согнитесь и плотно сцепите руки под коленями (или схватитесь за лодыжки). Голову уложите на колени или наклоните ее как можно ниже. Ноги уприте в пол, выдвинув их как можно дальше, но не под переднее кресло. В момент удара максимально напрягитесь и подготовьтесь к значительной перегрузке. Ни при каких обстоятельствах не покидайте своего места до полной остановки самолета, не поднимайте панику», — советуют в МЧС.
Вечером 5 мая самолет Sukhoi SuperJet 100, выполнявший рейс Москва — Мурманск, совершил аварийную посадку в «Шереметьево» спустя 28 минут после взлета. По предварительным данным, в самолет ударила молния, которая привела к сбою бортовых приборов. В результате лайнер на высокой вертикальной скорости врезался во взлетно-посадочную полосу. Произошло возгорание, которое перекинулось на всю хвостовую часть SSJ-100. В результате трагедии погиб 41 человек. 37 пассажиров спаслись — часть из них госпитализированы.
После катастрофы поток критики со стороны экспертов и обывателей обрушился на спасшихся пассажиров самолета, которые попали на кадры видеосъемки бегущими от самолета с ручной кладью.
Их обвинили в том, что, спасая свои вещи, они стали причиной гибели тех пассажиров, которые остались в салоне далее 12 ряда.
Чем быстрее человек выберется из салона горящего самолета, тем выше его шансы на спасение.
В итоге 169 человек спаслись за 60 секунд, после чего самолет взорвался».
По словам эксперта, сейчас прорабатываются предложения о нововведениях в плане безопасности полетов. Так, пассажирам при входе в самолет предлагается давать надеваемый на шею герметичный пластиковый конверт, в который бы можно было поместить самое необходимое – телефон, документы, кредитные карты. А бортпроводникам перед рейсом предлагается убеждаться не только в том, что ремень застегнут, но и в том, что на груди у пассажира есть этот конверт с важными личными вещами.
Возможно, предложат и строго наказывать за попытки пассажиров брать ручную кладь в случае нештатной ситуации. Сегодня ни одна российская авиакомпания не предупреждает об этом при инструктаже пассажиров, говорит он.
В поведении пассажиров в штатной и нештатной ситуации играет роль и различия в «культуре» западных и российских авиапутешественников.
«Почему те спаслись, а наши не спаслись? Да потому что там чаще летают, и они очень внимательно смотрят на стюардессу и затем они читают листочки с инструкцией – где находится запасной выход, и прочее, — пояснил Шелковников. – А наши люди делают что угодно, слушают музыку, когда стюардесса объясняет, где находятся аварийные выходы, выкидывают буклеты с инструкциями».
Действия при ЧС на борту самолета: аварийном взлете, посадке, разгерметизации и пожаре
По результатам официальной статистики самолет признан не только самым быстрым и комфортным, но и безопасным видом пассажирского транспорта. Количество человек, погибающих в авиакатастрофах значительно меньше, чем в тех же автомобильных авариях. Кроме того, массовые ДТП происходят практически ежедневно, а вот крупные аварии с участием пассажирской авиации раз в несколько лет.
Однако многие люди бояться перелетов, и всячески пытаются их избежать. Причина кроется в том, что самолет представляет собой ограниченное пространство с большим скоплением людей, и его работа предполагает нахождение на большой высоте над землей. Во время падения, пожара в салоне самолета или жесткой посадке выжить удается далеко не всем. Виной этому недостаток информации о том, как следует себя вести при ЧС на борту самолета, а также невнимательное отношение к указаниям бортперсонала. В статье описаны наиболее распространенные чрезвычайные ситуации, которые могут возникнуть во время полета. Дан порядок действий, который поможет вам действовать более уверенно и грамотно, что значительно увеличит ваши шансы на благополучный исход авиапутешествия.
Аварийное открытие двери
Дебошир на борту: что делать в случаи конфликта или драки
Агрессивное поведение пассажиров на борту в последнее время становится все более частой ЧС на самолете. Часто это происходит из-за сильного алкогольного опьянения или наличия фобии перед полетом. Страх и беспокойство принимает паническую форму, и удержать эти чувства внутри человек просто не в силе. Чаще всего инициатором конфликта выступают мужчины, но и женщина может проявить себя во всей красе.
В авиации даже существует такое понятие, как «пьяные чартеры». Применяется оно чаще всего к туристическим полетам в Турцию, Таиланд, Египет и ОАЭ.
Наибольшую опасность представляет собой ситуация, когда на борту самолета оказываются группы спортивных болельщиков. Массовые конфликты с эмоционально возбужденными людьми уладить сложнее.
Ни в коем случае не ввязывайтесь в конфликт. Не отвечайте на провокации, особенно, если человек находится в нетрезвом состоянии. Следите за своими движениями и тембром голоса. Любой резкий взмах руки или крик может стать спусковым механизмом для дебошира, и он перейдет в атаку. Если вы стали свидетелем драки, то пригласите бортпроводника и сохраняйте спокойствие.
На борту зарубежных авиакомпаний присутствуют специально – обученные маршалы. Именно они занимаются усмирением агрессивных пассажиров. В России подобной практики, пока нет. Однако нововведением стало обучение бортперсонала некоторым приемам самообороны. Они заключаются в умении быстро, эффективно, и главное, нетравматично для самого дебошира, успокоить его.
Следует знать, что наказание за подобное поведение может включать как насильственное снятие пассажира с борта самолета и занесение его в «черный» список, так и выписку штрафа и арест.
Действия при захвате самолета террористами
Захват или угон авиалайнера – это крайне редкий случай, поэтому особо беспокоиться о нем не нужно. Однако в истории авиации случались такие ситуации, и повторы их гарантированно исключать нельзя. Рассмотрим основные рекомендации, которые могут спасти вам жизни, если захват самолета все – таки произошел.
Помните, что если переговоры спецслужб с захватчиками не увенчаются успехом, то скорее всего будет проведен захват самолета сотрудниками правоохранительных органов. В таком случае следует упасть вниз или спрятаться за спинками кресел. Не бегайте по салону. Вы можете попасть под перекрестный огонь.
Получив распоряжение покинуть салон самолета, делайте это быстро. Не ищите и не собирайте свои вещи. Будьте психологически готовы к тому, что вас будут опрашивать. Попробуйте собраться, и ответить максимально точно на все вопросы.
Турбулентность: поведение при попадании в воздушную яму
Во время полета над водной поверхностью или населенным пунктом возможны смещения воздушных потоков, так как воздух в таких местах прогревается неравномерно. Самолет может подниматься и опускаться на несколько метров, возникает небольшая тряска и качка в салоне.
Обычно большой опасности подобное явление не представляет, но пассажиров оно может изрядно напугать. Следует помнить, что при прохождении зоны турбулентности необходимо пристегнуться, чтобы не получить ушибы и травмы.
Все вещи должны быть хорошо закреплены, иначе при сильной встряске они попадают на сидящих пассажиров. При посадке и занятии своего места, убедитесь, что рядом с вами и над вами нет тяжелых, острых предметов.
Карманы одежды лучше освободить от содержимого, особенно следует вытащить ручки, ключи, зажигалки. Вы можете случайно наткнуться на них и получить травму.
Пожар в самолете: правила поведения
Возгорание во время полета может возникнуть по разным причинам. Этому может способствовать поломка на борту, непредвиденная ситуация при посадке или взлете, замыкание электрооборудования. Кроме того, часто виновниками такой страшной и опасной ситуации становятся сами пассажиры. Некоторые люди просто игнорируют запреты курение на борту и пользование источниками открытого огня.
Действия при пожаре в самолете предусматривают следующее:
Если возгорание произошло во время полета, то следует приготовиться к жесткой посадке. С небольшим огнем можно справиться с помощью имеющихся огнетушителей на борту. Помните, что бортпроводники и экипаж делают все для спасения пассажиров и самолета, поэтому не игнорируйте их указания, не паникуйте и не мешайте их работе.
Разгерметизация в самолете: что делать, чтобы выжить
Утрата самолетом герметичности под воздействием внутренних или внешних факторов называется разгерметизацией. В данной ситуации крайне опасной является декомпрессия. Она представляет собой резкое падение давления воздуха в салоне. При этом она может быть крайне быстрой, сопровождающейся громким шумом и звуком выходящего из салона воздуха и медленной, когда ее признаки обнаруживаются только при возникновении гипоксии.
При разгерметизации в самолете, действия должны быть четкими и быстрыми, так как потеря даже нескольких минут может стоить вам жизни. Данная ситуация часто приводит к авариям, в которых не удается никому выжить. Однако современные самолеты предусматривают систему безопасности, которая сможет помочь пассажирам даже в такой, казалось бы, безнадежной ситуации.
Маска даст возможность нормально дышать в течение 15 минут. Этого времени может хватить пилотам, чтобы опустить борт на высоту 3 км, на которой воздух не так сильно разряжен. В таком случае, люди смогут дышать самостоятельно без нанесения сильного вреда здоровью.
Аварийная ЧС на самолете при взлете или посадке
В данном случае следует следовать указаниям бортпроводников. Пристегните ремни и отрегулируйте их под свой вес. Правильно, чтобы они находились на уровне бедер, а не на животе, и плотно прилегали к телу.
Принять следующую позу:
Любые аксессуары на шее могут представлять опасность. Рекомендуется перед полетом снять цепочки, шарфы, галстуки. При ударе немного подайтесь вперед и вниз. До окончательной остановки самолета не вставайте с кресел и не расстегивайте ремень безопасности. За первым ударом часто следуют еще толчки, обладающие гораздо большей разрушительной силой.
При остановке будет объявлена эвакуация. Надувные трапы растягиваются у всех выходов, включая аварийные. Действовать необходимо быстро, так как авария может сопровождаться пожаром и взрывом.
Покинув самолет, отойдите на безопасное расстояние. Не мешайте остальным пассажирам и сотрудникам чрезвычайных служб.
Общие правила при аварийной посадке самолете
Как себя вести при посадке на сушу
Как себя вести пассажиру при посадке на водную поверхность
При ЧС на борту самолета может возникнуть необходимость в срочной посадке, даже если полет проходит над водой.
В таком случае пилоты постараются посадить борт так, что он оставался на поверхности как можно дольше. При горизонтальной мягкой посадке самолет будет находиться на плаву в течение 30-40 минут.
Система безопасности авиации для таких случаев предусматривает наличие на борту индивидуальных (спасжилеты) и коллективных спасательных средств (надувной плот). Жилеты находятся под каждым креслом.
Если полет долгое время будет проходить над водой, то перед взлетом обязательно проводится инструктаж по правильному использованию жилетов. Обычно одевать его следует через голову. Заранее оденьте многослойно теплую одежду. Отрегулируйте размер с помощью специальных ремней. Не надувайте его пока, не выберетесь из салона самолета. Оказавшись в воде, используйте свисток и фонарь для привлечения спасателей.
Плот для коллективного спасения, как правило, начинает надуваться самостоятельно при соприкосновении с водой. Если этого не происходит, воспользуйтесь специальным рычагом сбоку плота.
Фотографии полных инструкций доступны по кнопке «СКАЧАТЬ»