Поющие стихи есенина 5 класс что это
Стихотворение и анализ «Поет зима, аукает…»
Мохнатый лес баюкает
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Как детки сиротливые,
Озябли пташки малые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.
И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Краткое содержание
Стихотворение «Поет зима, аукает…» считается одним из лучших в творчестве Сергея Есенина. В нем начинающему поэту удалось простыми словами так красочно и образно описать зимний день, что оно получилось похожим на детскую сказку.
В. Беднов. Воробушки. 1973
Образ зимы меняется на протяжении повествования. Вначале она напоминает ласковую мать, убаюкивающую мохнатый лес. Однако это впечатление обманчиво. Уже в следующих строках зима сбрасывает с себя эту личину и предстает во всей своей грозной красе. Свирепая вьюга и леденящая стужа помогают ей взять в плен всю природу. Над всей этой мрачной картиной нависают суровые облака.
На этом описание леса заканчивается, и действие перемещается в один из заснеженных дворов. Автор отмечает, что снежный покров напоминает красивый шелковый ковер, только уж «больно холодный». Особый трепет вызывает у поэта стайка замерзших и голодных птичек, которых он называет нежными. Они борются с неукротимой вьюгой за свое выживание, поэтому прижались как можно ближе друг к другу, сидя у самого окошка.
В самом конце стихотворения возникает образ красавицы весны. Но она приходит к птичкам пока еще только в их снах. Заснувшие воробышки радуются первым лучам ласкового солнца, которое Есенин описывает довольно лаконично. Но эта картина настолько контрастирует с разбушевавшейся непогодой, что этих нескольких слов достаточно, чтобы почувствовать весеннюю атмосферу.
Анализ
История создания
К моменту написания стихотворения Есенину было всего пятнадцать лет. Юноша с детских лет был влюблен в родную природу, и это очень хорошо отразилось в данном произведении. В его представлении природа обладает таким же волшебством, как те сказки и легенды, которые он слышал в раннем возрасте. Поэтому все образы его пейзажных стихотворений наделены человеческими чертами. Стихотворение «Поет зима, аукает…» было написано в 1910 году, а впервые опубликовано через четыре года, и называлось оно «Воробышки».
Персонажи и образы
В стихотворении нет выраженного лирического героя, но есть свидетель происходящего, который испытывает жалось к крохотным птичкам. Основные персонажи – леденящая метель и воробышки, которые пытаются выжить в жестокие морозы. Метель – это большая, безжалостная стихия. Ей неведомо сочувствие к маленьким существам, похожим на «деток сиротливых», которые пытаются сохранить последнее тепло, плотно прижавшись друг к другу. Эта трогательная картина говорит об их взаимной поддержке.
Промежуточным образом между птичками и бушующей метелью является сон. Зимняя стихия «баюкает» «мохнатый лес», а пташки «дремлют у окна». Природа покорно пережидает эту суровую пору и ждет счастливого пробуждения долгожданной весной.
Композиция
Композиция стихотворения последовательная, линейная. Текст включает в себя четыре строфы, в каждой из которых по шесть строчек. Каждая строфа своеобразно закольцована определенным событием.
В первых двух шестистишиях идет описание зимней природы, после этого действие перемещается во двор. Наблюдается переход от общего к частному. Читатель видит маленьких воробышков, ютящихся у окна деревенской избы.
Третья строфа содержит кульминацию. Вьюга достигает невиданной силы и злобно обрушивается на оконные ставни. Птички под ее натиском плотнее прижимаются друг к другу. В последней строфе напряжение ослабевает: под вой ветра птички погружаются в сон, в котором им грезится наступившая весна.
Литературное направление стихотворения – реализм. Своим звучанием оно похоже на народную песню. По жанру это лирическое пейзажное произведение, созвучное работам крестьянского поэта А. Кольцова.
Размер и средства художественной выразительности
В стихотворении использован четырехстопный ямб. Рифма чередующаяся – дактилическая и мужская (ААБВВБ), то есть параллельная рифма сочетается с перекрестной.
Произведение написано простым, понятным языком. В тексте преобладают прилагательные и глаголы – автор не только описывает явления, но и придает им движение, наполняет определенным действием. Стихотворение насыщено разнообразными выразительными средствами. Для усиления воздействия автор использует инверсию (обратный порядок слов): «с ревом бешеным», «пташки малые», «вихри снежные» и просторечие «но больно холодна!»
Эпитеты представлены выражениями: «воробышки игривые», «мохнатый лес», «ковром шелковым», «седые облака», «пташки нежные». Украшают текст олицетворения: «облака плывут … с тоской глубокою», «поет зима, аукает … лес баюкает», вьюга «злится все сильней», «стучит по ставням».
Очень выразительны в этом стихотворении метафоры: «ковром шелковым стелется», «стозвоном сосняка», «в улыбках солнца» и сравнение: «воробышки игривые, как детки сиротливые». Основано произведение на антитезе – злая вьюга противопоставлена озябшим и беззащитным птичкам.
Аллитерации («з», «с», «ц») и ассонансы («о», «у») создают звуковые образы разбушевавшейся непогоды, способствуют созданию тревоги, возникновению мрачных мыслей о чем-то ужасном и неизбежном.
Проблематика и основная идея произведения
Основная идея стихотворения – желание выжить в суровых условиях жестокой зимы. Такое чувство присуще каждому живому существу, и Есенин наглядно демонстрирует это в своем произведении. Несмотря на то, что зима – прекрасное время года, обладающее неповторимой красотой, она бывает очень беспощадна к тем, кто остался без крова и пищи.
Если человек может позаботиться о себе, заготовив на холодный период еду и дрова, то маленьким птенчикам остается надеяться только на добрых людей. Они терпеливо сидят у окошка и мечтают о приходе весны. Стихотворение учит быть добрым, уметь проявлять сострадание и заботу о тех, кто остался один на один со своим тяжелым положением, кто голодает и лишен теплого угла, где можно согреть свое тело и душу.
Презентация к уроку музыки «Поэзия Сергея Есенина в музыке»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Поэзия Сергея Есенина в музыке. Грустный, словно музыка из сада, Нежный, словно лепет звездопада, Вечный, словно солнечный восход. Кто же он, как не сама природа,- Юноша, пришедший из народа И ушедший песнею в народ! «Эх, песня, песня! Есть ли что в мире чудесней?» Сергей Есенин
Почему так много стихов Есенина положено на музыку? Называем ли мы их песнями или романсами – не столь важно. Важно то, что они настолько лиричны, настолько проникновенны и образны, что как бы сами ложатся на музыку. Есенин умел средствами поэзии вселить в человека веру в свет, раскрыть для него радость земного бытия, дать надежду несчастному и сказать ему слово участия.
На стихи Есенина создано множество песен и романсов. 15 его стихотворений стали романсами, благодаря композитору, народному артисту СССР, Григорию Федоровичу Пономаренко (1921-1996). Среди них наиболее известны: «Отговорила роща золотая…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Я по первому снегу бреду», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Выткался над озером», «Сыпь, тальянка, звонко», «Пускай ты выпита другим», «Заметался пожар голубой», «Вот оно, глупое счастье», «Королева», «Несказанное, синее, нежное…», «Никогда я не был на Босфоре».
Кроме Г. Пономаренко, на стихи Сергея Есенина писали песни-романсы А. Вертинский («В том краю, где жёлтая крапива»), В. Липатов («Письмо к матери»), Е. Попов («Над окошком месяц»), А. Покровский («Песни, песни, о чём вы кричите?»), Н. Кутузов («Берёза»), Г. Свиридов («Есть одна хорошая песня у соловушки»), Муслим Магомаев («Прощай, Баку!») и многие другие. Авторы некоторых песен и вовсе неизвестны, например, неизвестен автор всеми любимого романса «Клён ты мой опавший», а также песен «Устал я жить в чужом краю», «Пой да пой, на проклятой гитаре…», эти песни считаются народными.
Исполнителей песен и романсов на стихи Сергея Есенина тоже невозможно всех перечислить: здесь и академические, и оперные певцы, исполнители эстрадных песен, исполнители романсов, народные и академические хоры: Академический хор русской песни Всесоюзного радио, Рязанский русский народный хор, Кубанский казачий хор, певцы Георг Отс, Муслим Магомаев, Александр Малинин, ВИА (вокально-инструментальные ансамбли), известный исполнитель романсов Борис Штоколов, Лауреат международных конкурсов Сергей Русанов и многие другие. Очень любят песни и романсы на стихи Есенина в Японии.
Одно из самых известных стихотворений Сергея Есенина – «Письмо матери» – первым стало всенародно любимым романсом. Оно было опубликовано весной 1924 года в журнале «Красная новь». Проникновенные строки произвели впечатление на молодого композитора Василия Николаевича Липатова (1897-1965), кстати, уроженца той же Рязанской губернии. Именно эту душевную музыку, которую многие сегодня помнят по выступлениям Юрия Гуляева, Вадима Козина и Александра Малинина, композитор Василий Липатов написал всего за один день. «Письмо матери»
Интерес к творчеству Сергея Александровича Есенина вспыхнул с новой силой в 50-х годах XX века. Была проведена большая работа по сохранению всего материала, связанного с жизнью и творчеством поэта, опубликованы воспоминания о нем. Это оживило и музыкальный интерес к его поэзии, композиторы вновь обратились к его поэтическим работам. Появились новые произведения различных вокальных жанров — песни, романсы, поэмы, кантаты. Песни на стихи С. Есенина
Из наиболее популярных песен-романсов можно назвать песню «Клён ты мой опавший» (музыка неизвестного композитора), в которой лирическая интонация есенинской поэзии, её искренность и теплота переданы с особым чувством. Также можно назвать песню-романс «Над окошком месяц» композитора Яна Френкеля, где в мягкой, неторопливой мелодии, напоминающей образы старинных русских вальсов, раскрывается истинная красота поэзии Есенина, воспевающая Россию (песня звучит в фильме «Корона Российский империи»). Песни на стихи С. Есенина Ян Френкель (1920-1989)
Стихотворения Сергея Есенина, удивительно органичные и музыкальные, продолжают свою жизнь в песнях, а значит, поэт не умер, не произошло того, чего он так боялся: «Без меня будут юноши петь, не меня будут старцы слушать». По словам самого Есенина, он шел «к поэзии от песен», слышанных в детстве. А благодаря многим композиторам, его поэзия превращалась в песни. Есенинская поэзия всегда привлекала к себе композиторов разных поколений и вдохновляла их на создание всё новых и новых песен, романсов и других произведений музыкального творчества. Песни на стихи С. Есенина
Вокально-симфоническая поэма «Памяти С. А. Есенина» (1956). Состав исполнителей: тенор, хор, оркестр. Г. В. Свиридов (1915-1998) «В ноябре 1955 года я встретился в Ленинграде со знакомым поэтом, и он долго читал мне Есенина. И тут есенинские стихи как-то особенно запали мне в душу. Воротясь домой, я долго не мог заснуть, все повторял про себя запомнившуюся строфу. И неожиданно родилась музыка. Просидел я за фортепиано не вставая, почти пятнадцать часов!
Так была написана первая песня на есенинский текст, ставшая потом ключевой в моей «Поэме памяти Сергея Есенина». Остальные песни сочинились за две недели, залпом». Первоначальным замыслом было — написать цикл романсов для голоса и фортепиано, но вскоре композитор понял, что создаваемое сочинение далеко выходит за рамки камерного. Получилась, по существу, оратория для солиста, хора и оркестра, хотя и названная поэмой. Так она и осталась существовать в двух вариантах — симфоническом и фортепианном. Г. В. Свиридов (1915-1998) Стихотворение «Поёт зима, аукает»
Свиридов отобрал девять стихотворений и отрывков разных лет: «Край ты мой заброшенный» (1914), «Поёт зима, аукает» (1910), «В том краю, где желтая крапива» (1915), «Молотьба» (1916), «Ночь под Ивана Купала» (его композитор разделил на две части, «За рекой горят огни купальные» и «Матушка в купальницу», редакторская дата 1914—1916), фрагмент поэмы «Песнь о великом походе» (1925), названный композитором «Крестьянские ребята», «Я — последний поэт деревни» (1920) и строфы, начиная со строки «Небо — как колокол», из большого стихотворения «Иорданская голубица» (1918). Ключевой Свиридов считал часть «Я — последний поэт деревни», с которой и начал сочинение. Г. В. Свиридов (1915-1998)
Первое исполнение Поэмы состоялось 31 мая 1956 года в Москве, в зале имени Чайковского. Выступая по радио перед премьерой, композитор сказал: «В этом произведении мне хотелось воссоздать облик самого поэта, драматизм его лирики, свойственную ей страстную любовь к жизни и ту поистине безграничную любовь к народу, которая делает его поэзию всегда волнующей. Именно эти черты творчества замечательного поэта дороги мне. И мне хотелось сказать об этом языком музыки. Эпиграфом к поэме я взял слова С. Есенина: Г. В. Свиридов (1915-1998) «. Более всего Любовь к родному краю Меня томила, Мучила и жгла».
«Поэма памяти Сергея Есенина» — одно из самых значительных сочинений Г.В. Свиридова. Состоящая из десяти частей, она делится на три крупных раздела. Первый, из четырех частей, посвящен старой крестьянской Руси. Второй, включающий в себя пятую и шестую части, — рисует пленительные картины ночи. Последний раздел посвящен приходу новой эры в жизни Руси. 2-я часть, «Поёт зима», почти полностью посвящена столь символичному для русского искусства образу вьюги, метели — то удалой, полной богатырской силы, то яростной, то, наконец, утихающей. «Поёт зима, аукает»
Поэтическому дару Есенина дано было слышать музыку природы. Вместе с ним и мы внемлем «снежному звону», прислушиваемся к «песне вьюг», верим, что «неровные луга… поют крапивой», что «скрипкой поёт луна». И «плачет метель, как цыганская скрипка». Он обладал «необычайным чувством ритма, но нередко, прежде чем положить свои лирические стихи на бумагу, проигрывал их… видимо, для самопроверки, на рояле, испытывая их на звук и на слух, а, в конечном счёте, на простоту, кристальную ясность и доходчивость до сердца человеческого, до души народной». Вся поэзия Есенина — музыка. В ней — плач флейты, хохот бубенцов, задорный напев тальянки, гитарный перебор с цыганским надрывом, песня соловья, шум деревьев, говор речушки и перезвон колоколов!
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы преподавания музыки в условиях реализации ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-363121
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
При засыпании человеческий мозг может решать сложные задачи
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор разрешил провести ВПР по некоторым предметам на компьютерах
Время чтения: 0 минут
Минздрав включил вакцинацию подростков от ковида в календарь прививок
Время чтения: 1 минута
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Урок литературы «Есенин и музыка» с использованием информационных технологий
Разделы: Литература
Цель урока: познакомить учащихся с особенностями творческого метода С.Есенина; показать близость его творчества к народному.
Методические приемы: беседа с классом; наблюдение над поэтическим текстом и выявление лексических выразительных возможностей языка в произведениях С.Есенина.
1. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством С.Есенина.
2. Развить умение находить в поэтическом тексте примеры лексических изобразительных средств.
3. Показать учащимся музыкальность поэзии С.Есенина.
Слайд №1. Звучит инструментальная мелодия “Клен ты мой опавший” в исполнении Ю.Мухина. На экране портрет Сергея Есенина.
Слайд №2 Звучит песня “Звездочки ясные” в исполнении трио “Реликт”.
Учащиеся читают 2-3 полюбившихся им стихотворения.
Слово учителя. С самого рождения жизнь Сергея Есенина была связана с песнями (дед-книжник, бабушка-рассказчица, мать-певунья).
“Эх, песня, песня! Есть ли что в мире чудесней?” Сергей Есенин
Слайд№3 Звучит песня “Над окошком месяц” в исполнении В.Ивашова
Анализ одного из первых стихотворений С.Есенина, написанного в 1910 г.
“. Стихи он принес завязанными в деревенский платочек. С первых же строк мне было ясно, какая радость пришла в русскую поэзию. Начался какой-то праздник песни.” С. Городецкий
“Стихи Есенина музыкальны и красочны, они взяты прямо от пашни, от нивы, от сенокоса, в них — жизнь деревни с ее буднями и праздниками”,—Есенинский пейзаж глубоко эмоционален.
Он то задумчив, то весел, его язык метафоричен и обладает яркой образностью. Понаблюдайте над поэтическим текстом.
По-осеннему кычет сова
Над раздольем дорожной рани.
Облетает моя голова,
Куст волос золотистых вянет.
Полевое, степное “ку-чу”,
Здравствуй, мать голубая осина!
Скоро месяц, купаясь в снегу,
Сядет в редкие кудри сына.
Скоро мне без листвы холодеть,
Звоном звезд насыпая уши.
Без меня будут юноши петь,
Не меня будут старцы слушать.
Новый с поля придет поэт,
В новом лес огласится свисте.
По-осеннем усыплет ветр,
По-осеннему шепчутся листья.
Учащиеся указывают выразительные средства, посредством которых и создается мелодичность, музыкальность стихотворения.
Звучит стихотворении “Клен ты мой опавший”
(Левитский И. – чтец, Куликовский К. – гитара)
В стихотворениях Есенина происходит удивительная вещь, почти чудо: звук и цвет словно меняются местами – мелодия приобретает цвет, а цвет начинает звучать.
Слово учителя.Хорошая музыка не оставляла поэта равнодушным, она возбуждала его поэтический дар, вдохновляла его. Случай, произошедший с Есениным в мастерской скульптора Сергея Конёнкова.
“В стихах Есенина пленяет какая-то “сказанность” слов, слитость звука и значения, которая дает ощущение простоты”. Зинаида Гиппиус
Посмотрим на название некоторых стихотворений Сергея Есенина, и становится очевидным его неразрывная связь с песней, с музыкой.
“Поет зима, аукает”… (1910)
“Подражание песне” (1910)
“Заиграй, сыграй, тальяночка, малиновы меха” (1912)
“Песнь о собаке” (1915)
“Колокольчик среброзвонный” (1916)
Запели тесаные дроги” (1916)
“Песни, песни, о чем вы кричите?” (1917)
“Сыпь, тальянка, звонко, сыпь, тальянка, смело. ”(1925)
“Ты запой мне ту песню, что прежде… ” (1925)
“Пой же, пой на проклятой гитаре” (1925)
“Плачет метель, как цыганская скрипка”
“Песнь о великом походе” (1924)
Но идут годы, и меняется эмоциональная доминанта в стихах поэта на смену трогательной влюбленности в природу приходит мотив осени, прощания.
Слайд №4. Звучит песня “Мне осталась одна забава” в исполнении А. Малинина
Слово учителя о встрече С.Есенина и рязанского композитора Липатова.
“В русской поэзии трудно найти другие стихи о матери, написанные с такой любовью, искренностью и кристальной чистотой”. Композитор А.Глазунов
Слайд№5. Звучит песня “Письмо к матери” в исполнении Александра Малинина.
Слово учителя. Поэтическому дару Есенина дано было слышать музыку природы. Вместе с ним и мы внемлем “снежному звону”, прислушиваемся к “песне вьюг”, верим, что “неровные луга… поют крапивой”, что “скрипкой поёт луна”. И “плачет метель, как цыганская скрипк Он обладал “необычайным чувством ритма, но нередко, прежде чем положить свои лирические стихи на бумагу, проигрывал их…видимо, для самопроверки, на рояле, испытывая их на звук и на слух, а, в конечном счёте, на простоту, кристальную ясность и доходчивость до сердца человеческого, до души народной”.
Вся поэзия Есенина — музыка. В ней — плач флейты, хохот бубенцов, задорный напев тальянки, гитарный перебор с цыганским надрывом, песня соловья, шум деревьев, говор речушки и перезвон колоколов!
Слайд№6 В исполнении трио “Реликт” звучит песня “Не жалею, не зову, не плачу”.
Домашнее задание. Подготовиться к уроку-практикуму “Тема Родины в творчестве Сергея Есенина”, используя стихотворения “Выткался на озере алый свет зари” 1910, “Шел Господь пытать людей в любови” 1914, “О, Русь, взмахни крылами” 1917, “Низкий дом с голубыми ставнями” 1924, др.
Конспект урока чтения в 5 классе. С. А. Есенин «Поет зима-аукает…»
Тема: С. Есенин «Поет зима-аукает…»
Цель урока: знакомство с произведением С. Есенина «Поет зима-аукает…».
Образовательные: отрабатывать навыки выразительного и осознаного чтения, учить элементам анализа лирического произведения, учить видеть красоту русской природы в стихах, на картинах, в музыке.
Коррекционно-развивающие: коррекция памяти, мышления, творческого выражения.
Воспитательные: Воспитывать интерес к чтению, любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование: портрет С.Есенина, музыкальная подборка песен на стихи С. Есенина, музыкальное сопровождение: звуки ветра, завывание вьюги. Иллюстрация картины И. Шишкина «Зима». Кормушки для птиц.
I. Организационный момент.
2. Речевая разминка: звук (Р). Проворонила ворона вороненка
II . Основной этап урока.
1. Сообщение темы урока и цели урока.
Сегодня на уроке мы будем изучать творчество русского поэта С. Есенина, познакомимся с интересными моментами из его жизни и его стихотворением «Поет зима-аукает…», будем анализировать и отвечать на вопросы по этому произведению, работать над выразительностью чтения лирического произведения.
2. Вступительная беседа (Портрет С. Есенина)
Сергей Есенин родился в 1895 году, умер в 1925 году. Детство и юность провел среди красот русских полей и лесов. Есенин, будучи впечатлительным, не мог остаться равнодушным к этой красоте (Иллюстрации картин с изображением природы)
Любуясь картинами родной природы, он стремился передать свое восхищение в своих стихах.
Стихотворения Есенина очень мелодичные, душевные, и поэтому многие из них положены на музыку. Сейчас мы прослушаем отрывки известных песен на стихи С. Есенина.
(Звучит отрывок песни «Над окошком месяц»).
3. Подготовка учащихся к активному и сознательному восприятию нового материала. Анализ зимнего пейзажа (Иллюстрация картины И. Шишкина «Зима» )
Посмотрите на иллюстрацию картины.
Какое время года изображено?
Что конкретно изображено на ней?
4. Выразительное чтение стихотворения «Поет зима-аукает…» учителем.
Послушайте, как певец русской природы, поэт Сергей Есенин, описал зимний лес в своем стихотворении «Поет зима-аукает…».
5. Анализ произведения. Первичная проверка понимания нового материала.
а) Работа над первой строфой: читаем «про себя», отвечаем на вопросы, анализируем текст, выразительное чтение текста.
Мохнатый лес баюкает
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Как вы понимаете выражение «поет зима-аукает»?
С кем сравнивает автор зиму?
Какие слова доказывают такое сравнение?
Как вы понимаете выражение «лес баюкает»?
Как вы понимаете выражение «стозвоном сосняка»? (словарная работа)
б) Работа над второй строфой: читаем «про себя», анализируем, отвечаем на вопросы, выборочное чтение, выразительное чтение.
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Как детки сиротливые,
Найдите строчки, в которых описывается метель. С чем она сравнивается. Почему?
Найдите строчки, в которых говорится о воробушках. Как автор характеризует воробьев?
Как вы понимаете слово «игривые».
Почему воробышков сравнивают с «детками сиротливыми»?
Почему воробьи прижались именно у окна?
Еще раз прослушайте второю строфу. Какой звук ясно слышится?
Что напоминает вам звук (Р)
Автор использует слова, в которых часто встречается звук (Р), чтобы ярче передать характер метели.
Порычите грозно, постарайтесь передать голосом свирепость и сварливость метели.
А сейчас представьте себя воробышками. Встаньте.
(Звучит музыкальное сопровождение: звуки ветра, завывание вьюги).
Как вы себя чувствуете в такую погоду? Покажите, как вы замерзли. Что нужно сделать, чтобы согреться?
Среди белых голубей (прыжки на месте)
Скачет шустрый воробей (прыжки на месте)
Серая рубашка (руки на поясе, повороты туловища влево-вправо)
Вылетай-ка, не робей (машем крылышками).
в) Работа над третьей строфой: читаем «про себя», анализируем, отвечаем на вопросы, читаем выразительно.
Озябли пташки малые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.
Как автор называет воробышков?
Как вы понимаете слово «пташки»? (словарная работа)
Как вы понимаете слово «озябли»? (словарная работа)
Как греются птички?
Какое чувство вызывают у поэта воробушки?
Сергей Есенин использовал в стихотворении слова воробушки, детки, пташки, чтобы выразить свое отношение к бедным птичкам – любовь и жалость.
Найдите в этой строфе строчки, в которых описана вьюга. С кем сравнивает автор вьюгу?
г) Прочитаем четвертую строфу «про себя», ответим на вопросы. Выразительное чтение 4-ой строфы учащимся 1 группы.
И дремлют пташки нежные
Под эти вихры снежные
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Почему «пташки дремлют у мерзлого окна»?
Какой снится воробышкам в студеную зимнюю пору весна?
Почему воробышкам снится весна?
6. Закрепление нового материала. Вывод по анализу произведения.
Прослушайте это стихотворение на фоне музыки (Звучит романс на стихи Есенина «Поет зима-аукает…»)
Какова тема этого стихотворения? Зима.
Какова главная мысль стихотворения? Птицам зимой холодно и голодно.
Как мы можем помочь нашим пернатым друзьям?
III . Подведение итогов урока.
1. Домашнее задание.
Подготовить выразительное чтение на оценку стихотворения С. Есенина «Поет зима-аукает» и нарисовать рисунок к стихотворению.
2. Выставление оценок за урок с комментарием.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.