Поясните что такое мононормы приведите примеры конкретных видов мононорм

Мононормы как социальные регуляторы

Поясните что такое мононормы приведите примеры конкретных видов мононормВозникновение и развитие социальных норм в первобытном обществе

Первые правила человеческого поведения возникают с появлением первых социальных организацийрода и племени в первобытном обществе. В этот период поступки людей регулировались на уровне биологического отбора, например, право на потомство имели только здоровые и сильнейшие представители племени.

По мере развития орудий труда биологическое равновесие между родом и отдельной личностью разрушалось, что требовало новых, надбиологических, социальных регуляторов отношений. Важно, что эти новые правила поведения стали касаться уже всех членов рода, а не только биологически сильнейших или слабейших.

Такие нормы поведения, как правило, выражались в запретах (табу), были выгодны для всего коллектива, поскольку помогали дисциплинировать членов общества с целью выживания всего сообщества с максимальным комфортом.

В процессе жизнедеятельности общества вырабатывались определенные правила, регулирующие отношения в социальной группе. Эти правила, ежедневно и многократно повторяясь, приводили к положительным результатам. Поэтому в дальнейшем они были приняты всеми членами общества, стали общими правилами поведения, то есть обычаями. Такие обычаи были подкреплены религиозно-мифологическим коллективным сознанием.

В дальнейшем люди стали понимать, какие из этих обычаев являются наиболее правильными и справедливыми с точки зрения всех ее членов, что хорошо, а что плохо для рода. Тем самым, стали выделяться зачатки моральных норм.

Таким образом, постепенно на протяжении продолжительного времени был сформирован феномен социальной нормы, условиями формирования которой стали биологические, производственные, экономические, религиозно-обрядовые и другие предпосылки.

Понятие, признаки, цель и функции мононорм в первобытном обществе

Такие сформировавшиеся в процессе исторического развития социальные нормы, регулирующие поведение людей в первобытном обществе, получили название «мононорм». Этот термин ввел в оборот русский историк — этнограф А.И. Першиц.

Мононормы – это первые социальные регуляторы поведения людей в первобытных обществах, которые включали в себя зачаточные элементы религии, морали и права в едином, неразделенном составе.

Мононормы находятся в органической связи с экономикой и идеологией первобытного общества, в котором человек по-прежнему является частью природы.

Основные признаки мононорм:

Цель мононорм – обеспечить гармоничное существование и воспроизводство конкретных сообществ в естественной среде обитания.

Основные функции мононорм:

Способы регулирования и содержание мононорм

Хотя, как указывалось выше, мононормы имели синкретический, нераздельный характер, однако, уже в перво­бытных обществах обозначилась их внутренняя структура в виде запретов, дозволений, позитивных обязываний.

Поведение первобытных людей регулировалось по определенной формуле: «нельзя-можно-должно»:

Содержание мононорм:

1. Мононормами разрешалось — «можно»:

2. Монормами запрещалось — «нельзя»:

3. Мононормами было дозволено — «должно»: позитивное обязательство было направлено на:

Формы выражения мононорм

Первые социальные нормы нашли свое выражение в мифологии, в традициях, обычаях, ритуалах, обрядах и других формах. В связи с чем эти общества часто называются традиционными обществами.

Мифы — это представления людей о происхождении всего сущего на земле (людях, явлениях природы, богах и т.д).

Обычай — традиционно установленная процедура поведения, основанная на привычке и относящаяся к коллективным формам действий.

Традиция — все, что унаследовано от предшественников. Это ценности, нормы, образцы поведения, идеи, вкусы, взгляды и т.д. рассматриваются как традиция.

Ритуал — набор стилизованных и тщательно подготовленных жестов, слов действий, которые выражают некоторые религиозные представления или бытовые традиции. Ритуал имеет символическое значение. Он призван инсценировать какое-либо событие (например, проведение ритуала для вызова дождя).

Обряды сопровождают важные моменты жизни человека от рождения до смерти.

Табу — абсолютный запрет, накладываемый на любое действие, слово, предмет. Он регламентировал важнейшие стороны жизни человека: обеспечивал соблюдение брачных норм, защищал от связанных с ним опасностей, в частности, существовал запрет прикосновения к трупу.

Если у Вас нет времени или возникли трудности с написанием любой научной работы по юриспруденции, обратитесь к нам, и Вы гарантированно получите уникальную авторскую работу, выполненную профессионалами.

Источник

Мононормы

Мононормы складывались стихийно, методом проб и ошибок. В процессе отбора сохранялись только те правила поведения, кото­рые в лучшей степени способствовали выживанию рода, племени, обеспечению их целостности. Среди мононорм можно выделить нормы-запреты и нормы-ожидания, которые различались по харак­теру санкций. Нормы-запреты существовали в виде табу, нарушение их каралось жестокими наказаниями. Нормы-ожидания находили свое выражение в традициях, обычаях, обрядах, ритуалах, мифах и формировали у индивида установку на положительное поведение.

У многих первобытных народов были установлены строгие пра­вила поведения, в числе которых было много норм-запретов, на­правленных на ограничение произвола сильных, господства живот­ного эгоизма первобытного человека. Запреты, т.е. недопустимость совершать те или иные поступки, основывались на религиозных ве­рованиях. Считалось, что за нарушение установленных запретов ду­хи или различные божества карали людей болезнями и смертью. Поскольку впервые такую систему запретов ученые обнаружили в Полинезии, то для обозначения слова «запрет» стали использовать полинезийское слово «табу».

Например, в книге Д.Д. Фрэзера «Золотая ветвь» описаны табу на общение с иноплеменниками (людьми из другого племени), на прием пищи и питья, который связан с особой опасностью (в это время душа могла выскользнуть через рот); табу на обнажение ли­ца, на остатки пищи, людей, носящих траур, и даже на воинов, ко­торые вступали на тропу войны. До и после военных действий вои­ны исполняли особые обряды и считались неприкосновенными. Наконец, существовало табу на браки между кровными родствен­никами (запрет на инцест).

Многие табу у некоторых народов сохраняются до сих пор. Это касается табу на прикосновение к священным особам, вождям пле­мен, императорам.

Известен случай, когда в июле 1874 г. камбоджийский король вы­пал из перевернувшегося экипажа. Он без сознания лежал на земле, но никто из свиты не осмеливался к нему прикоснуться, пока не подоспел один из европейцев, который или не знал о табу на коро­левскую особу, или счел, что к нему это не относится. Он-то и по­мог раненому монарху добраться до дворца.

В прошлом существовал запрет, согласно которому никто не мог прикоснуться к императору Кореи. Если он все-таки дозволял ко­му-то прикоснуться к своей особе или сам прикасался к кому-то, то счастливчик удостаивался большой чести: всю оставшуюся жизнь он должен был носить особый знак отличия: как правило, это был шнурок из красного шелка.

Среди норм-ожиданий особое место занимали мифы. Они в об­разной форме (мистической, религиозной) отражали окружающий мир и помогали человеку ориентироваться в нем. Из мифов чело­век узнавал о хороших и плохих способах поведения и их последст­виях. Мифы содержали накопленный предшествующими поколе­ниями социальный опыт. Через мифологические обряды и действия первобытный человек лучше усваивал социальные нормы, опыт, знания природных и общественных явлений. На основе получен­ных знаний человек определял свое поведение, строил взаимоот­ношения с людьми.

Например, у индейцев племени яномаме, проживающих на юге Венесуэлы и севере Бразилии, сформировалась следующая систе­ма представлений об окружающем мире, обусловливающая их по­ведение в быту. Согласно мифу племя яномаме произошло от крови Духа Луны, который часто спускался на землю, где питался душами детей и хлебом из маниоки. Однажды человек рассердил­ся за это и в гневе ранил стрелой Духа в живот. Кровь брызнула на землю, и ее капли превратились в людей. Дух Луны передал людям племени яномаме такие качества, как воинственность и жестокость. Они должны проявлять эти качества в жизни. Так, ес­ли мужчину обвиняли в трусости или жадности, то ожидалось, что он вызовет обидчика на поединок. При этом противники должны были обмениваться ударами в грудь. Споры относительно женщин или воровство пищи являлись основанием для драки на палках, когда группы мужчин избивали друг друга дубинками длиной от 8 до 10 футов. Таким образом, благодаря мифу формировалось оп­ределенное представление о системе ценностей, на основе кото­рой строятся взаимоотношения в племени яномаме. Главной цен­ностью считалась жестокость, поэтому ожидание, что мужчина защитит свою честь в поединке, являлось нормой, соответствую­щей этой ценности.

К нормам-ожиданиям, в соответствии с которыми первобытный человек «выстраивал» свое поведение, кроме мифа относятся нор­мы морали, религиозные нормы, ритуалы, традиции и обычаи.

Очень древний обычай наносить на тело или лицо татуировку со­хранился у некоторых первобытных племен до сих пор. Для перво­бытных племен татуировка, во-первых, представляла собой незыб­лемую традицию, а во-вторых, была проявлением магических сил. Полинезийское племя маорми украшает татуировкой лицо.

В последнее время этот древний обычай получил распространение среди европейцев. Существуют целые каталоги нательных рисунков. Внимание подростков к этому обычаю связано с их стремлением подражать рок-певцам, разукрашенным цветными татуировками. Распространенность татуировок в армии преследует отчасти прак­тическую цель: нанося татуировку, солдаты обозначают на теле свою группу крови и резус-фактор.

Характер санкций во многом определялся тем, что первобытный человек не был самостоятельным субъектом, а представлял собой органическую часть рода. Его желание выжить защищалось прави­лом талиона (от лат. talionis — возмездие, равное по силе преступ­лению). Смысл наказания заключался в причинении виновному та­кого же вреда, который был нанесен им. В обиходе этому соответ­ствовал принцип «око за око, зуб за зуб».

Источник

Социальные нормы (мононормы) в первобытном обществе

Особенностью социальных норм в догосударственный период являлось то, что они, по сути дела, включались в саму жизнедеятельность людей, выражая и обеспечивая социально-экономическое единство рода, племени. Это было связано с несовершенством орудий труда, его низкой производительностью. Отсюда проистекала необходимость в совместном проживании, в общественной собственности на средства производства и в распределении продуктов на основе равенства.

Подобные обстоятельства оказывали существенное влияние на природу власти и нормы первобытного общества.

Социальные нормы первобытного общества обеспечивали существование присваивающей экономики и продолжение рода, регулировали определенные способы добывания пищи и сохраняли брачно-семейные отношения. Эти нормы по большому счету выражали главный интерес людей того общества – выжить. Этот интерес собирал силы в обществе для того, чтобы противостоять стихии, различным опасностям.

Мононормы выступали и нормами организации социальной жизни, и нормами первобытной морали и ритуалами и т.п. Так, естественное разделение функций в трудовом процессе между мужчиной и женщиной, взрослым и ребенком рассматривалось одновременно и как производственный обычай, и как требование нравственности, и как веление первобытной религии.

Для мононорм характерным было то, что они закрепляли «первобытное равенство». Но суть этого равенства состояла в поглощении человека сообществом, в жесточайшей регламентации всей его деятельности, в консервативности и застойности форм, закрепляющих существующие связи и отношения. Эта т.н. нормативная избыточность, свойственна обществам с относительно бедной культурой, для которых важнейшей задачей является поддержание равновесия и общественного спокойствия.

Люди на практическом опыте убеждались в полезности и целесообразности определенных правил, запретов, предписаний.

Социальные нормы, существовавшие в первобытном обществе:

1) регулировали отношения между людьми, что стало отличать их от норм несоциальных – технических, физиологических и других, которые регулировали и регулируют отношения человека к природным, материальным объектам, орудиям труда и т.п. Так, первобытные люди, зная, что ночью в жилище понижается температура, старались поддерживать огонь и в темное время суток. Делая это, они руководствовались не социальными нормами, а скорее инстинктом сохранения жизни и здоровья. Но кто из сородичей в это время будет следить за огнем, решалось уже на основе социальной нормы первобытного общества.

2) реализовались в виде обычаев (т.е. исторически сложившихся правил поведения, вошедших в привычку в результате многократного применения в течение длительного времени), ритуалов, обрядов, мифов. В мифах закреплялись способы создания средств производства, знания о местах стоянок, о правилах брачно-семейных отношений и т.п. В сравнении с табу миф представляет более сложный нормативный регулятор. В мифе выделялось несколько составляющих – познавательно-идеологический, нормативно-регулятивный, обрядовый, воспитательный. Мифы были примитивной формой общественного сознания, средством мышления первобытного человека и познания окружающего мира. В мифах сохранялись знания человека об окружающей среде, о своем месте в природе и обществе. Главным элементом мифа считается нормативно-регулятивный, т.е. те правила поведения, которые закреплялись мифом и в которых аккумулировался тысячелетний практический опыт человечества. Содержа в себе набор положительных и отрицательных примеров, миф показывал правила поведения в отношениях с природой и людьми. Миф, как правило, сопровождался соответствующими обрядами, ритуалами, которые способствовали закреплению мифа в сознании первобытного человека;

3) существовали в поведении и в сознании людей, не имея, как правило, письменной формы выражения;

4) обеспечивались в основном силой привычки, а также соответствующими мерами убеждения (внушения) и принуждения (изгнание из рода). Соблюдение норм, содержащихся в мононормах, на ранних стадиях развития общества обеспечивалось такими мерами общественного воздействия на нарушителей, как изгнание из рода или племени, лишение огня и воды, и пр.;

5) имели в качестве ведущего способа регулирования запрет (систему табу) как самый простой и элементарный прием воздействия; права и обязанности как таковые отсутствовали;

6) были продиктованы естественно-природной основой присваивающего общества, в котором и человек являлся частью природы;

7) выражали интересов всех членов рода и племени.

Источник

Понятие и признаки социальных норм первобытного общества. Понятие, признаки и формы существования мононорм.

Признаки социальных норм:

Практическое взаимодействие людей в обществе осуществляется в их поведении. Поэтому с точки зрения своего содержания социальные нормы представляют как общие (обладающие многократностью действия и обращенные к неопределенному кругу лиц) правила, устанавливающие характер и границы возможного или должного поведения человека в отношении других людей, и таким образом являются правилами именно социального взаимодействия. При этом термин « правила» трактуется широко и относится как к развернуто сформулированным предписаниям требуемого или допустимого поведения, так и к не имеющим строгих формулировок нравственных идеалам, моральным принципам.

2. Это правила социального взаимодействия, которые связаны с волей и сознанием людей.

Само наличие социальных норм как одного из элементов общества, необходимого условия его существования объективно обусловлено и от воли и сознания конкретных людей, разумеется не зависит. Указанная связь заключается в том, что социальные нормы возникают и реализуются в рамках волевой, сознательной деятельности людей. Причем характер и степень связи различных социальных норм с волей и сознанием неодинаковы. Одни создаются в процессе целевого нормотворчества и оформляются как развернутые требования к поведению. Другие складываются в многократно повторяющихся актах поведения, не отделяются от него и выступают как образцы и стереотипы такого поведения (обычаи). Третьи формируются в результате осмысления основополагающих этических идеей, фундаментальных ценностей человеческого существования, закрепляясь в общественном сознании, в основном, в виде принципов ( мораль) и т.д. Таким образом, социальные нормы по- разному соотносятся с волей и сознанием людей, однако всегда возникают и функционируют в связи с ними.

3. Они формируются в процессе исторического развития общества и являются как его результатом, так и фактором данного процесса.

С одной стороны, социальные нормы, являясь элементом общества, возникают в процессе его развития. Так, историческое усложнение социальной организации, появление относительно самостоятельных сфер жизни, таких как экономика, политика, государства, религия и т.д., проводит к содержательной дифференциации первичных «мононорм», появлению различных по- своему социальному содержанию норм, регламентирующих поведение людей в той или иной сфере общества, то есть приобретающих отличный от других предмет регулирования. Так возникают политические, экономические, религиозные и другие нормы, различающиеся по сфере своего действия, типу регулируемых отношений. Причем вместе с историческими изменениями в сферах регулируемых отношений меняется и содержание соответствующих норм, которое, в свою очередь, влияет на изменения в общественных отношениях.

4.Социальные нормы соответствуют определенному типу культуры, определяющему особенности организации конкретного общества.

Соответствие социальных норм определенному типу культуры проявляется, прежде всего, через особенности их содержания. С этой точки зрения нетрудно заметить различия социальных норм в обществах, принадлежащих различным культурных традициям, например, основанным на христианстве и исламе. Можно сказать, культурные различия данных обществ выражены в социальных нормах так же определено, как и в их религиозных учениях и философских традициях. Однако и в правовых системах особенности культурных традиций присутствуют достаточно отчетливо.

5. Социальные нормы направлены на организацию общественных отношений.

Поясните что такое мононормы приведите примеры конкретных видов мононорм

Одной из фундаментальных характеристик любого общества является упорядоченность, организованность его отношений. На обеспечение такой организованности и направлены социальные нормы. Поэтому, с точки зрения их функций и назначения, социальные нормы представляют собой сформировавшуюся в процессе социальной эволюции систему регламентации жизни общества, обеспечивающую его организацию, формирующую определенной социальный порядок.

Следует иметь в виду, что в своем поведении человек далеко не всегда руководствуется только социальными нормами. Существует множество других правил, определяющих поведение людей в различных сферах их деятельности. Так, порядок и способы обращения с природными объектами нормируются знаниями о свойствах окружающего мира, существующими в форме научных законов и принципов1.

Реальное состояние социального порядка конкретного общества складывается под влиянием не только социальных норм, но и ряд иных факторов, многие из которых могут оказывать на него дестабилизирующее влияние.

К таковым относятся, в частности, так называемые « стихийные регуляторы» как непосредственное проявление объективных законов природы и общества. Регулятивное влияние стихийных факторов носит естественный характер и может проявляться в виде достаточно резкого изменения отдельных параметров жизни общества, феноменов массового поведения, экономических колебаний и т.п. это, например, увеличение или уменьшение продолжительности жизни людей, эпидемии и пандемии, демократические процессы, миграционные всплески, инфляционные ожидания. В своем стремлении к стабильности, порядку общество и государство стремится контролировать данные факторы, прежде всего, посредством управленческих решений разного уровня масштаба. Однако нередко дестабилизирующее влияние стихийных факторов осознается неадекватно или не сознается вообще, что делает невозможной его компенсацию за счет конкретных управленческих действий. Именно поэтому необходимый уровень стабильности в организации жизни общества обеспечивается, главным образом, социальными норами как сформировавшейся в процессе регулятивной системой.

6. В юридической литературе социальные нормы рассматриваются, в основном, как регуляторы общественных отношений. Но в более общем плане их роль не ограничивается только одной функцией. Исходя из вышеизложенного можно назвать, по меньшей мере, три функции социальных норм( регулятивная, оценочная, трансляционная)1.

Внутренне присущим признаком любой социальной общности, любого человеческого общества являются урегулированность и упорядоченность общественных отношений. Возьмем ли мы первобытное общество, современное, либо те или иные формальные и неформальные объединения людей (включая любые преступные группировки) мы всегда обнаружим тот или иной порядок2.

Понятно, что способы осуществления власти и социальная направленность этих норм в различных общностях будут различны, но их наличие является столь же необходимым, сколь необходимы для отдельного человека и тело.

Урегулированность и порядок – это и есть такое качество социального организма, которое объективно требует социального регулирования. В противном случае общество не только не сможет нормально и прогрессивно развиваться, оно не сможет существовать.

Регулировать в переводе с латинского означает подчинять определенному порядку, правилу, упорядочивать; устанавливать правильное взаимодействие частей механизма.

Выделяют два вида социального регулирования: индивидуальное и нормативное. Индивидуальное– это упорядочение поведения людей при помощи приказов, велений, относящихся к конкретному лицу и к конкретной ситуации. Например, старейшина приказал какому-то конкретному члену родовой общины в ближайшую ночь поддерживать огонь. Нормативное– это упорядочение поведение людей при помощи социальных правил поведения, которые распространяются на всех членов общины. Именно социальные нормы первобытного общества явились прообразом будущего права.

Любопытно, что в отдельных случаях возникновение социальных норм детерминировали антиалкогольные причины. Так, в отдельных религиозных течениях ( адвентисты седьмого дня) существует запрет есть зайчатину. Объясняется это следующим образом.

Организм зайца устроен таким образом, что в процессе переваривания пищи в нем выделяется большое количество алкоголя.

А поскольку алкоголь употреблять запрещено, запрещается употреблять зайчатину1.

А вот причина возникновения другой, весьма распространенной в древние время, социальной нормы. Поскольку люди работали сообща, взаимопомощь была естественным явлением, она распространялась на все другие стороны жизни рода или племени. Социальные нормы имели огромную роль в первобытном обществе, они регулировали поведение людей и благодаря этим нормам устанавливался характер и границы возможного или должного поведения человека в отношении других людей, и таким образом являются правилами именно социального взаимодействия.

Понятие «мононормы» и его содержание, понятие «Табу»

Существовавшие в первобытном обществе социальные нормы называются мононормами. Впервые понятие «мононорма» ввел видный советский специалист по этнографии А.И. Першиц: « Мононорма (от греч. monos- один, единый и лат. norma- правило) – обязательное правило поведения, в котором еще не дифференцировались различные нормы социальной регуляции : права, нравственности и этикета и т.п.»1. Вне всякого сомнения, в сознании первобытного человека не могло возникнуть вопроса, какой именно социальной нормой в данном случае он руководствуется, но это отнюдь не означает, что с позиции современных представлений нельзя достаточно отчетливо выделить основные разновидности социальных норм того периода времени обозначить их особенности Основными разновидностями социальных норм первобытного общества являются обычаи, нормы морали, религиозные нормы, табу, агрокалендари и мифология.

Обычаи – исторически сложившиеся правила поведения, которые в результате многократного повторения вошли в привычку.

Особенность обычаев является то, что их никто не придумывает, не устанавливает, не навязывает обществу. Они возникают как результат наиболее целесообразного варианта поведения, которому бессознательно следовали все члены рода, а многократная повторяемость делала такое поведение привычкой. Затем обычаиосознавались людьми как необходимые условия их жизни и передавались из поколения в поколение.

Нормы первобытной морали- правила поведения, регулировавшие отношения между людьми на основе первобытных представлений о добре и зле.

Нормы морали возникают значительно позже обычаев, а именно на том этапе развития человеческого общества, когда у людей появляется способность оценивать свои собственные поступки и поступки других людей с точки зрения добра и зла

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *