Поясните что есть мораль в кантовском ее понимании
Учение Канта о морали
Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 17:44, реферат
Описание работы
Работа содержит 1 файл
Учение Канта о морали.docx
Федеральное агентство по образованию.
Московский государственный университет экономики, статистики и информатики.
Кафедра философии и гуманитарных наук.
Эссе по курсу «философия»
«Учение Канта о морали»
Михалева Ольга Евгеньевна
Моральная философия И. Канта знаменует собой переход от описания, объяснения морали, к теоретическому анализу нравственности как особого, специфического явления. Замысел Канта — выявить «чистоту» морали, освободив ее от всех «загрязнивших» ее уникальную сущность наслоений. В осуществлении этой задачи следует ориентироваться не на природу человека и обстоятельства его жизни, а на «понятия чистого разума», избирая умозрительный путь построения моральной теории, Кант неоднократно подчеркивает ее практическую значимость: «Если существует наука, действительно нужная человеку, то это та, которой я хочу, а именно: подобающим образом занять указанное человеку место в мире — и из которой можно научиться тому, каким надо быть, чтобы быть человеком».
Уже в этом высказывании отчетливо просвечивается основная этическая ориентация Канта, предполагающая восприятие морали как долженствования.
Мораль, как считает Кант, нельзя рассматривать лишь как способ достижения какого-то результата. При такой интерпретации нравственность превращается в чисто техническую, прагматическую задачу, в вопрос о “благоразумии”, умении и способности эффективно достигать поставленные цели. Такие принципы действия, конечно, имеют место в человеческой жизни; Кант называет их условными, гипотетическими императивами: если желаешь достичь такого-то результата, следует поступать так-то. Но все дело в том, что такие правила, определяя средства (методы, способы, пути, технику) осуществления искомой цели, оставляют в стороне вопрос об определении самих целей. Действительно, моральные требования к человеку нельзя свести к каким-то техническим предписаниям, которые указывают лишь то, как можно наиболее эффективно достигнуть преследуемую цель. Во-первых, далеко не каждая цель может быть признана нравственной; успешное действие может иметь и противоморальную направленность. Во-вторых, даже во имя благой цели могут быть применены средства, притом эффективные, кои могут быть аморальными.
Кант сторонник приоритета долженствования над ценностью в морали, в этом он видит специфику нравственности, кроме того, он первым в истории этики обратил внимание на всеобщий характер нравственных требований, на то, что они в своем обязующем значении распространяются на человечество в целом. Кант обращает особое внимание на то, что в морали человек должен сам осознавать необходимость (долженствование) определенных действий и сам понуждать себя к этому. В этом он и видит специфику моральности, отличая ее от легальности (просто исполнения вменяемых человеку требований, внешнего подчинения). Из отождествления Кантом морали и свободы (как способности человека давать себе самому законы) вытекает его формализм в понимании нравственности.
Кант заботится о чисто интеллектуальном “строгом образе мыслей”, подчиняющем эмпирические суждения и действия “принципу исключения между добрым и злым”. По Канту, из двух добродетелей, если они конфликтуют друг с другом, действительно добродетелью может быть только одна, та, что составляет долг. Либо долг не может противоречить долгу, либо он не есть истинный долг и может относиться к области морали только как негативное, аморальное. Речь здесь идет о диктатуре долга, которая может вести к обострению “разорванности” человека, вразрез его целостности, вразрез гуманности. Но Кант знает о разрушающей веление долга естественной диалектике, под которой он разумеет “наклонность умствовать наперекор строгим законам долга и подвергать сомнениям их силу, по крайней мере их чистоту и строгость, а также, где это только возможно, делать их более соответствующими нашим желаниям и склонностям, то есть в корне подрывать их и лишать всего их достоинства, что в конце концов не может одобрить даже обыденный практический разум”. Кант знает и “другую диалектику, которая возникает в обычном нравственном сознании, тогда оно развивает свою культуру и восходит к практической философии, чтобы избавиться от двусмысленности, рассматривающей нравственные принципы”.
Кант часто апеллирует к совести. Действительно, совесть человека является наилучшим судьей в вопросах морали, высшей способностью нахождения моральной истины и выработки правильного решения и подлинно нравственной точкой зрения.В учении Канта понятие совести неразрывно связано с дуализмом его философской системы, которым проникнута вся человеческая жизнь
На мой взгляд, Канту удалось обозначить целый ряд специфических черт морали. Одна из исторических заслуг Канта в развитии понятия морали состоит в его указании на принципиальную всеобщность нравственных требований, которая отличает мораль от многих иных схожих с ней социальных нормативов (обычаев, традиций).
Иммануил Кант
Философия морали: категорический императив
Кант вывел простую формулу поведения, следуя которой можно создать идеальный мир. В этой части узнаем, что это за формула.
В «Критике практического разума» Иммануил Кант отвечает на второй главный вопрос философии из его списка: «Что я должен делать?». По сути, Кант рассуждает о философии морали.
🧠 Философия морали Канта отличается рационализмом. Кант выводит мораль из законов разума, он рассматривает практический разум как некую отдельную способность. Практический разум — это разум, который обращен на применение своих законов в поступках. Разум не созерцающий, теоретизирующий, описывающий, а такой разум, который выносит оценки, формирует идеалы, принимает решения, проявляет свободу, берет на себя ответственность.
💡 Кант формулирует ответ на вопрос «Что я должен делать?» в виде так называемого категорического императива.
Императив — повеление или какая-то норма, которую нельзя нарушать. Категорический — безапелляционный, безусловный.
❗️ Анализируя предшествующую историю морали, Кант говорит, что она полна гипотетических императивов. Все предыдущие философии морали требовали от человека чего-то в каких-то условиях и взамен на что-то. Кант впервые четко осознает, что в основе морали не должны лежать гипотетические императивы, в основе морали должен лежать категорический императив.
Гипотетические нормы — нормы вида «если А, то нужно Б», например, «если хочешь, чтобы общество тебя одобряло, то поступай альтруистично» или «если хочешь заслужить право на спасение души, то соблюдай божественные заповеди».
➡️ Кант формулирует революционную концепцию морали, в основе которой лежит единственный безусловный и очень точно сформулированный принцип.
Первая формулировка категорического императива, самая распространенная и известная: «Поступай так, чтобы максима твоего поступка посредством твоей воли могла стать принципом всеобщего законодательства». Рассмотрим ее подробнее.
🧐 Максима — чистый мотив. Понятие «максима» ближе всего к современному понятию «мотив», внутри поступка лежит какой-то мотив, ради которого поступок и совершается. Например, если человек украл деньги, его мотив — обогащение. Когда Кант использует понятие максимы, он берет не просто мотив, как он постфактум выглядит в конкретных обстоятельствах, а мотив в его чистом виде, то есть как ответ на моральный вопрос «насколько далеко ты готов сейчас зайти?».
Чтобы лучше понять, что такое чистый мотив, рассмотрим пример 👇
Человек заходит в помещение, оглядывается по сторонам — никого нет, видеонаблюдения тоже нет, он уверен, что за ним никто не наблюдает. На столе плохо лежит чей-то кошелек, человек принимает решение и прячет его себе в карман, фактически ворует его. Позднее он открывает кошелек и видит там 100 рублей. Постфактум он описывает свой поступок как нехороший, но говорит себе, что украл не так уж много. Кант обращает наше внимание на то, что неважно, сколько денег было в кошельке, там могла быть гораздо большая сумма, банковский чек или безлимитная карточка, мотив состоял не в том, чтобы украсть 100 рублей, а украсть столько денег, сколько получится — это и есть чистый мотив.
🙌🏼 Извлечение чистого мотива. Человек планирует поступок, при помощи анализа извлекает его чистый мотив, максиму, и спрашивает — что было бы, если бы эта максима стала всеобщим правилом? Если бы все люди так всегда поступали со всеми?
Как бы выглядел мир, в котором все воруют у всех? Если ты что-то украл, то у тебя тоже это украдут, сколько бы ты ни воровал, ты обречен, на то, что у тебя тоже украдут, и тот, кто украдет, обречен на то, что и у него тоже украдут. Получается, что в таком мире нет собственности как таковой и само воровство лишается смысла. Следовательно, воровать нельзя.
🌏 Универсализация максимы — попытка спроецировать максиму на все человечество. Подобным образом при помощи категорического императива можно проверить и другие нравственные правила. Например, не убивай. Если бы все всегда всех убивали, то общество бы исчезло. Не обманывай. Если бы все всегда бы всех обманывали, то исчезло бы само понятие правды как таковой, тогда и понятие обмана лишилось бы смысла.
👀 Хотел бы ты, чтобы мир стал таким? На категорический императив можно возразить следующим образом: от того, что один человек один раз солжет, все люди не станут друг другу лгать. Универсализация максимы — это мысленный эксперимент. Кант говорит, что неважно может или нет одна ложь привести к тому, что все станут лгать, важно, что человек должен представить такой мир и ответить себе на вопрос: хотел бы ты, чтобы мир стал таким?
Вторая формулировка категорического императива звучит следующим образом: «Относись к человечеству и в своем лице и в лице всякого другого не только как к средству, но и как к цели». Здесь используются другие категории — цель и средство. Как можно понять этот императив?
🤑 «Цель оправдывает средства»? Кант жил в эпоху позднего Просвещения, когда французские просветители пытались низвергнуть религию и сделать мораль более прагматичной, более эгоистичной. Расцветают такие концепции, как разумный эгоизм, утилитаризм, главной целью морали становится — достижение своих интересов и получение пользы. Становится популярным девиз «Цель оправдывает средства». Многие моральные учения той эпохи позволяли человеку относиться к другим людям как к средствам, то есть заниматься манипуляциями, обманом, вымогательствами, шантажом, угрозами.
🙅🏻♂️ Нельзя относиться к человеку как к средству. Кант утверждал, что когда наш поступок обращен на других людей, категорически нельзя сводить человека до уровня средства. Например, нельзя продавать человека в рабство, превращать его в говорящее орудие, делать его слепым исполнителем своей воли. Надо всегда относиться к человеку как к цели.
🎯 Что значит относиться к человеку как к цели? Относиться к человеку как к цели — значит относиться как к чему-то, что равноценному целому миру, целой Вселенной. Человек может быть хорошим или плохим, умным или глупым — это неважно, любой человек абсолютно уникален, неповторим, поэтому он фактически — целый мир, внутри него, в его голове целый мир. Как будто каждый человек не только «вещь-для-меня», но и «вещь-в-себе».
👆 Нельзя превращать себя в средство для других людей. Например, жить только ради детей и полностью в них раствориться, лечь грудью на амбразуру и пожертвовать своей жизнью ради жизни других. Многие моральные учения одобряют такой альтруизм и самопожертвование, но Кант не считает такие поступки моральными.
❗️ Не только как к средству. Может сложиться впечатление, что к человеку можно относиться либо как к средству, либо как к цели. Но это не совсем так, поскольку мы живем в обществе, где все друг другу зачем-то нужны. Когда человек принимает услуги других людей, он, конечно, в какой-то степени использует их как средства ради достижения своих целей.
Говоря про «Критику практического разума» важно понять, как Иммануил Кант трактует свободу.
💡 Свобода в характеристике воли. Без свободы у человека не бывает моральной ответственности и невозможна мораль. Но Кант считает, что принцип альтернативных возможностей необязателен для свободы воли, то есть, чтобы человек был свободным необязательно, чтобы в будущем была развилка из двух сценариев. Главное для Канта в свободе — это свобода в характеристике воли.
Воля — это способность желать чего-то, стремиться к чему-то, принимать решения.
🙆🏻♂️ Воля всегда чем-то определена. Для Канта это аксиома, он утверждает, что абсолютной свободы, то есть воли, которая ничем не определена и абсолютно спонтанна не существует. Воля может быть определена извне какими-то обстоятельствами, например, приказами других людей или изнутри сама собой, самим человеком. Человек сам себе говорит: я этого делать не должен. Получается, что ограничение воли есть всегда.
📌 Два вида воли. Когда все ограничения приходят только изнутри, Кант называет такое состояние свободой. Но, чтобы избежать двусмысленности он применяет более точное понятие — автономная воля. Таким образом, он утверждает, что бессмысленно рассуждать о свободе и предлагает говорить про волю — гетерономную, определенную внешними обстоятельствами, и автономную.
Поговорим о том, как категорический императив соотносится с теорией общественного договора.
🤝 Общественный договор. С 17 века в Европе расцветает так называемая теория общественного договора, согласно которой государство оправдывается не божественной волей, а общественным договором. То есть власть происходит не от бога и не от традиций. Легитимная власть в обществе происходит оттого, что люди договорились пожертвовать часть своей свободы в обмен на стабильность, безопасность, порядок, законность, соблюдение их прав. Общественный договор — мыслительная конструкция, его нельзя рассматривать как историческое событие.
🤔 Категорический императив как перезаключение общественного договора. Иммануил Кант утверждает, что, когда человек применяет к своему поступку категорический императив и перед совершением поступка проверяет его с точки зрения нравственного долга, фактически в этот момент он перезаключает с другими людьми общественный договор. Таким образом, общественный договор превращается в гипотетическую конструкцию. Позднее такая разновидность теории общественного договора получила название гипотетического контрактуализма (от слова контракт, договор).
➡️ Кант превратил теорию общественного договора из метафорической формы в очень строгую и научную концепцию, которая используется и сегодня.
⚖️ Законность и легитимность. Для Канта важнее всего автономия человека, свободная воля. Кант утверждает, что мы бы хотели, чтобы в идеале все люди в обществе были автономными индивидами, чтобы каждый поступал только исходя из такого закона, на который дал свое согласие — такая формулировка есть не что иное, как определение легитимности. Поступать по закону — это законность, а поступать по закону, применение которого ты бы хотел пожелать для всех, — это легитимность.
Согласно Канту, человек оказывается «гражданином двух миров»:
1️⃣ Царства причин и следствий. Человек — гражданин физического мира, то есть царства причин и следствий, в котором у человека нет свободы воли, потому что у любого поступка есть физическая причина.
2️⃣ Царства целей. Человек ставит цели, у его поступков есть внутренние измерения, мотивации, которые не сводятся к физическим причинам.
🌐 Категорический императив как идея международного права. Кант переносит категорический императив на все общество и говорит, что все люди должны его применять, потому что это и есть наш общественный договор, это то, что делает нас людьми и единым обществом. Кант фактически предвосхищает идеи международного права, он уверен, что в отношениях между государствами тоже надо соблюдать категорический императив, не в отношениях человека к человеку, но и государства к государству. Одно государство не должно видеть в другом только средство. Эти идеи он развивает в небольшой работе под названием «К вечному миру», в которой фактически представлен проект международного права, основанного на категорическом императиве.
Реферат на тему: Теория морали И. Канта
Содержание:
Введение
Изучение этики Канта продолжало развиваться с 1920-х годов. Есть много разных оценок этики Канта. С точки зрения метафизики наиболее ценными являются идеи Канта о свободе и автономии этики.
Этика долга
Кант является сторонником приоритета обязательства над ценностью в морали, в этом он видит специфику морали, кроме того, он первым в истории этики обратил внимание на универсальность нравственных требований, на то, что они, в своем обязательном смысле, применяются ко всем людям, в конечном счете, ко всему человечеству в целом. Кант обращает особое внимание на то, что в морали человек сам должен осознавать необходимость (обязанность) определенных действий и сам заставлять себя к этому. В этом он видит специфику морали, отличающую ее от законности (просто выполнение требований, предъявляемых к человеку, внешнее подчинение). Мораль не выводится Кантом из анализа человеческого существования, истории, общества, а просто постулируется как нечто изначально заданное разумом и как своего рода особое измерение мира. Отождествление Канта морали и свободы (как способности человека устанавливать себе законы) подразумевает его формализм в понимании морали. Согласно Канту, «безусловная добрая воля, принцип которой должен быть категорическим императивом, неопределенным по отношению ко всем объектам, будет содержать только форму воли вообще и, более того, как автономию»; это «единственный закон», не имеющий другого содержания. Он считает, что только один возможный вывод, рецепт к действию, принцип всегда следует из чисто формального закона при решении любой конкретной моральной проблемы.
Мораль и религия
По Канту, есть много хороших моральных качеств, моральных чувств, которые можно даже оценить как благородные, хотя в собственном смысле слова они не относятся к настоящим добродетелям. Например, чувства сострадания или доброжелательности прекрасны, но при этом слепы и слабы.
«Напротив, если доброжелательность по отношению ко всему человечеству стала для вас принципом, которому вы всегда подчиняете свои действия, тогда любовь к нуждающимся остается, но теперь, с определенной более высокой точки зрения, она помещена в истинное отношение к совокупности ваших обязательств ». Ведь невозможно, чтобы наши сердца были наполнены нежной симпатией ко всем, иначе добродетельный человек, вечно проливая слезы, превратился бы в доброго бездельника; готовность помочь, сострадание, доброта к одним превращается в несправедливость по отношению к другим людям. Вот почему, согласно Канту, «истинная добродетель может опираться только на принципы, и чем они шире, тем более возвышенной и благородной становится добродетель». Именно эти общие принципы Канта и являются истинной добродетелью, а сострадание, услужливость и т. д. Заслуживают названия только адаптированной (так сказать, облегченной) добродетели. Так рождается антиномия чувств и разума, счастья и долга.
Невозможно замкнуть все многообразие проблем, поставленных Кантом в этике, на деятельности чистого разума. Поэтому в последние годы появилась тенденция рассматривать физические, социальные, терминологические аспекты его практической философии. В частности, большое внимание уделяется анализу проблемы деятельности, условий реализации свободы.
Свобода, нравственность, мораль
Кантовская концепция свободы допускает неоднозначную интерпретацию и может пониматься, во-первых, как «позитивная свобода», в которой человек свободен только тогда, когда его действия определяются нравственным законом, и, во-вторых, как «нейтральная свобода», которая принимает место в случаях, когда человек выбирает правильные или неправильные действия именно тогда, когда он предпочитает действие, противоречащее долгу. Для теории Канта оба эти аспекта свободы очень значимы, поскольку, с одной стороны, только обусловленность действия категорическим императивом, то есть чисто рациональное действие, согласуется с истинной природой ноуменальных сущностей, и т. д. с другой стороны, необходимость оставить возможность моральной ответственности для людей, действующих вопреки закону морали, что делает концепцию нейтральной свободы существенной. Однако эти две концепции свободы несовместимы, когда субъект действует вопреки велению долга, он будет свободен в нейтральном смысле и несвободен в позитивном.
Кантовская философия истории с идеей прогресса, его учение о вечном мире, государства и права тесно связаны с вопросом о свободе. Кант видел значение идеала общественного развития «в торжестве универсальных форм права», в преодолении антагонизма этики и политики на пути вечного мира. Настоящим воплощением этого идеала может стать кантовский лозунг «Дисциплинируй, взращивай, цивилизуй».
Заключение
Парадокс этики Канта состоит в том, что, хотя моральное действие направлено на реализацию естественного и морального совершенства, достичь его в этом мире невозможно. Кант пытался очертить и разрешить парадоксы своей этики, не обращаясь к идее Бога. Он видит в морали духовный источник радикального преобразования и обновления человека и общества.
Постановка Кантом проблемы автономии этики, рассмотрение этического идеала, размышления о практической природе морали и т. д. признаны неоценимым вкладом в философию.
Теория морали Канта
Связь этики Канта с его теоретической философией, генезис его этических идей, становления его мысли в рамках учения о свободе и этике. Концепция свободы у Канта, его философия истории с идеей прогресса, его учение о вечном мире, о государстве, о праве.
Рубрика | Философия |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 03.06.2009 |
Размер файла | 33,2 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Свобода, нравственность, мораль
Этика является одной из древнейших философских дисциплин, объектом изучения которой служат мораль, нравственность. С трехсотых годов до н.э., когда этику впервые обозначили как особую область исследования, до сегодняшних дней интерес к ее осмыслению не ослабевает. В разное время к проблемам этики обращались такие философы, как Аристотель, Спиноза, Кант, Маркс.
Изучение этики Канта продолжает развиваться с 20-х годов. Существует много разнообразных оценок этики Канта. С точки зрения метафизики, наиболее ценными являются идеи Канта о свободе и об автономии этики.
Современные исследования кантовской этики являются попыткой дать новые способы ее переосмысления и новые подходы реконструкции критической этики. Критическая этика Канта своим исходным пунктом имеет осознание практики, в которой воплощается разумное поведение человека. Подобно тому как теоретическая философия выясняет вопрос о возможности истины и научного знания, вся практическая философия посвящена человеческой практике, причем рассмотрение соотношения действительной свободы и морального закона является одной из существенных проблем осмысления кантовской практической философии. По Канту, единство критической философии с кантовской философией морали следует искать в фундаментальном положении человека в мире и в понимании единства его и раздвигающего границы знания поведения. Действительно, моральное поведение требует не только осознания долженствования, но и практического выполнения долга.
Кант сторонник приоритета долженствования над ценностью в морали, в этом он видит специфику нравственности, кроме того, он первым в истории этики обратил внимание на всеобщий характер нравственных требований, на то, что они в своем обязующем значении распространяются на всех людей, в конечном счете, на человечество в целом. Кант обращает особое внимание на то, что в морали человек должен сам осознавать необходимость (долженствование) определенных действий и сам понуждать себя к этому. В этом он и видит специфику моральности, отличая ее от легальности (просто исполнения вменяемых человеку требований, внешнего подчинения). Мораль не выводится Кантом из анализа человеческого бытия, истории, общества, а просто постулируется как нечто изначально данное разумом и как некое особое измерение мира. Из отождествления Кантом морали и свободы (как способности человека давать себе самому законы) вытекает его формализм в понимании нравственности. По Канту “безусловно добрая воля, принципом которой должен быть категорический императив, неопределенная в отношении всех объектов, будет содержать в себе только форму воления вообще, и притом как автономию”; это и есть “единственный закон”, не имеющий никакого другого содержания. Он считает, что из чисто формального закона в решении любой конкретной моральной проблемы всегда следует только один возможный вывод, предписание к действию, принцип.
Кант заботится о чисто интеллектуальном “строгом образе мыслей”, подчиняющем эмпирические суждения и действия “принципу исключения между добрым и злым”. Он пишет: “Для учения о нравственности вообще очень важно не допускать, насколько возможно, никакой моральной середины ни в поступках, ни в человеческих характерах, так как при такой двойственности всем максимам грозит опасность утратить определенность и устойчивость”. По Канту, из двух добродетелей, если они конфликтуют друг с другом, действительно добродетелью может быть только одна, та, что составляет долг. Либо долг не может противоречить долгу, либо он не есть истинный долг и может относиться к области морали только как негативное, аморальное. Речь здесь идет о диктатуре долга, которая может вести к обострению “разорванности” человека, вразрез его целостности, вразрез гуманности. Но Кант знает о разрушающей веление долга естественной диалектике, под которой он разумеет “наклонность умствовать наперекор строгим законам долга и подвергать сомнениям их силу, по крайней мере их чистоту и строгость, а также, где это только возможно, делать их более соответствующими нашим желаниям и склонностям, то есть в корне подрывать их и лишать всего их достоинства, что в конце концов не может одобрить даже обыденный практический разум”. Кант знает и “другую диалектику, которая возникает в обычном нравственном сознании, тогда оно развивает свою культуру и восходит к практической философии, чтобы избавиться от двусмысленности, рассматривающей нравственные принципы”.
Согласно Канту, существует множество хороших нравственных качеств, нравственных чувств, которые можно даже оценить как благородные, хотя в собственном смысле слова они не относятся к настоящим добродетелям. Например, чувства сострадания или благожелательности прекрасны и, однако, слепы и слабы.
Невозможно замкнуть все многообразие проблем, поставленных Кантом в этике, на деятельности чистого разума. Поэтому в последние годы отмечается тенденция рассматривать физические, социальные, терминологические аспекты его практической философии. В частности, большое внимание уделяется анализу проблемы деятельности, условия реализации свободы.
Свобода, нравственность, мораль
С вопросом о свободе тесно связана кантовская философия истории с ее идеей прогресса, его учение о вечном мире, о государстве, о праве. Значение идеала общественного развития Кант видел “в торжестве всеобщих форм права”, в преодолении антагонизма этики и политики на путях вечного мира. Реальному воплощению этого идеала может служить кантовский лозунг “дисциплинировать, культивировать, цивилизовать”.
Учение о нравственности находится в центре всей системе Канта.
Парадокс кантовской этики состоит в том, что, хотя моральное действие и направлено на осуществление природного и морального совершенства, достичь его в этом мире невозможно. Кант пытался наметить и разрешение парадоксов своей этики, не прибегая к идее Бога. Он видит в нравственности духовный источник коренного преобразования и обновления человека и общества.
Постановка Кантом проблемы автономности этики, рассмотрение этического идеала, размышления о практическом характере нравственности и т. д. признаются неоценимым вкладом в философию.