Пояс богородицы что это
Пояс Пресвятой Богородицы
Поя́с Пресвято́й Богоро́дицы (греч. Ζώνη τῆς ὑπεραγίας Θεοτόκου) — христианская святыня, принадлежавшая Божией Матери. Согласно Преданию, пояс был соткан из верблюжьей шерсти самой Девой, и после Успения при Вознесении она отдала его апостолу Фоме. В честь реликвии в Православной церкви установлено празднование — «Положение честного Пояса Пресвятой Богородицы» (греч. Μνήμη τῆς καταθέσεως τῆς τιμίας Ζώνης τῆς ὑπεραγίας Θεοτόκου), совершаемое 13 сентября (н.ст.).
В X веке Пояс Богородицы был разделён на части, которые со временем оказалась в Болгарии, Грузии (Зугдиди), на Афоне (Ватопедский монастырь), на Кипре (монастырь Троодитисса). Частички Пояса также есть в России: в Серапионовых палатах Троице-Сергиевой лавры, в Казанском соборе в Петербурге и в храме Илии-Пророка в Обыденском переулке в Москве, где к ним можно приложиться в любое время.
Содержание
Исторический экскурс [ править ]
В X веке Пояс Богородицы был разделён на части, которые со временем оказалась в Болгарии, Грузии (Зугдиди) и на Кипре (монастырь Троодитисса). Елена, племянница византийского императора Романа III Аргира (Аргиропуло), получила исцеление от пояса Богородицы. Когда в 1028 году после войны с Грузией император заключил с ней мир, он выдал Елену за грузинского царя Баграта IV Куропалата, чтобы скрепить политический союз. С разрешения императора невеста привезла с собой в дальнюю страну часть Пояса. Известно, что в начале XIX века правительница Мегрелии Нино, дочь грузинского царя Георгия XII, после принятия российского подданства, прислала святыню в дар российскому императору Александру I. Удивительна реакция российского царя. Украсив ковчег драгоценными камнями, он послал его обратно и повелел построить в Зугдиди каменную церковь для хранения святыни. И доныне эта часть Пояса хранится в кафедральном соборе Влахернской иконы Божией Матери в драгоценном киоте.
Местонахождение. Доступность для паломников [ править ]
После падения Константинополя известно о нескольких местах нахождения частей этой реликвии:
Чудеса [ править ]
Чудеса, явленные посредством святого Пояса во все века, неисчислимы. Вот лишь несколько примеров.
Однажды жители Эноса попросили, чтобы для них доставили святой Пояс, и монахов, сопровождавших реликвию, приютил у себя дома священник. Его жена тайком отрезала лоскут от Пояса. Когда отцы собрались обратно и сели на корабль, он не тронулся с места, хотя на море стояла тишь. Жена священника, завидев это странное происшествие, поняла, что поступила неправедно, и вернула монахам часть Пояса. Корабль тотчас же отплыл.
Лоскут так и остался отделенным. Впоследствии произошел похожий случай.
Во время войны за независимость Греции святой Пояс был доставлен на Крит по просьбам его жителей, страдавших от чумового поветрия. Но когда монахи собирались вернуться в свою обитель, турки их арестовали и увели на казнь. Тем временем британский консул Доменикос Санантонио выкупил святой Пояс, и его отвезли в Санторин, где была новая резиденция дипломата.
Сразу же эта новость разнеслась по острову. Местный епископ известил Ватопедский монастырь, и его настоятель Дионисий отправился в Санторин. Консул запросил 15000 пиастров выкупа за Пояс. Островитяне проявили единодушие и смогли собрать эту сумму. Так святой Пояс был возвращен, и игумен Дионисий отвез его в Ватопед.
Жена консула поступила так же, как супруга священника в Эносе. Она втайне от мужа отрезала небольшой лоскут от святого Пояса, прежде чем его вернули игумену Дионисию. Через недолгое время ее муж скоропостижно преставился, а ее мать и сестра тяжко заболели. В 1839 г. она послала в монастырь письмо с просьбой, чтобы из монастыря прислали нарочных, которые получили бы от нее отрезанный лоскут.
В 1864 г. святой Пояс привезли в Константинополь, когда в нем свирепствовала холера. Едва только судно, на котором был Пояс, приблизилось к гавани, пагуба прекратилась, и никто из пораженных ею не умер.
Это странное чудесное событие возбудило любопытство султана. Он повелел, чтобы Пояс доставили в его дворец, и он смог бы его почтить.
Во время пребывания святого Пояса в Константинополе один грек из квартала Галата обратился с просьбой, чтобы его принесли к нему домой. Сын его тяжело болел, но когда святой Пояс доставили, тот уже скончался. Однако монахи не теряли надежды. Они попросили, чтобы им показали останки, и как только на них положили Пояс, юноша восстал из мертвых.
В 1894 г. жители города Мадита в Малой Азии пожелали, чтобы туда привезли святой Пояс, поскольку саранча опустошала их посевы и портила плодовые деревья. Когда судно, на котором находился Пояс, подошло к гавани, небо затмили тучи саранчи, которая вслед за тем ринулась в море, и корабль не мог отдать якорь. Мадитяне на берегу, увидев чудо, стали непрерывно петь гимн «Кирие елейсон» (Греческое Κύριε ελέησον – «Господи, помилуй!»).
Вплоть до нашего времени посредством святого Пояса совершается множество чудес. Ватопедские монахи делают маленькие пояски, освящают их на Поясе Пресвятой Богородицы и раздают верующим. Известно, что благодаря Предстательству Пресвятой Богородицы эти пояски помогают в исцелении раковых и других больных, а также бесплодия у женщин. Монахи раздают верующим своеобразную памятку о том, как надо пользоваться освященными поясками. В ней говорится, что «больной опоясывается этим пояском на какое-либо время, живя в покаянии, исповедуясь и причащаясь Святых Тайн. Таким же образом поступают и супруги, прибавляя к этому по возможности пост и супружеское воздержание во время ношения пояска». При этом отмечается, что «духовная жизнь в покаянии и постоянном участии в Таинствах Церкви должна, конечно, продолжаться в течение всей жизни, поскольку она является единственным способом нашего общения и единения с Богом».
Пояс Пресвятой Богородицы — чудеса [+ фото]
В Россию прибывает Пояс Пресвятой Богородицы
Пояс Богородицы будет находиться
Святой Пояс Богородицы и Ватопедский монастырь
Богородица отдает пояс апостолу Фоме
Пояс Пресвятой Девы Марии, который в наши дни разделен на три части, – единственная сохранившаяся реликвия ее земной жизни. Согласно Преданию, пояс был соткан из верблюжьей шерсти самой Девой, и после Успения при Вознесении она отдала его апостолу Фоме.
В первые века христианской эры он находился в Иерусалиме. Известно, что в IV веке он хранился в каппадокийском городе Зела, и в этом же веке император Феодосий Великий вновь привез его в Иерусалим. Оттуда его сын Аркадий доставил Пояс в Константинополь.
Поначалу святыню поместили в храм Халкопратион, откуда в 458 г. император Лев I перенес его во Влахернскую церковь. В царствование Льва VI Мудрого (886-912) Пояс принесли в императорский дворец, и с его помощью исцелилась супруга василевса Зоя.
Она была обуреваема нечистым духом, и император молился Богу об исцелении. Было ей видение, что она излечится от своей слабости, если на нее положат Пояс Богородицы. Тогда император попросил патриарха открыть раку.
Патриарх снял печать и открыл раку, в которой хранилась реликвия. Пояс Божией Матери оказался целым и невредимым от времени. Патриарх приложил Пояс к больной императрице, и тотчас она избавилась от своего недуга.
Эммануил Тзанес. Чудо святого Пояса.
В знак благодарности Божией Матери императрица вышила весь Пояс золотой нитью. Так он приобрел тот вид, который имеет сегодня. С благодарственными гимнами он вновь был помещен в раку, а рака запечатана.
В XII веке, в царствование Мануила I Комнина (1143-1180), официально был учрежден праздник святого Пояса, проводимый 31 августа. До того его чествовали 1 июля, в совместном праздновании с Честными Ризами Богородицы.
Пояс оставался в Константинополе до конца XII века. Но среди последствий поражения Исаака Ангела от болгарского царя Асана в 1185 г. было и то, что Пояс оказался выкраден и доставлен в Болгарию. Позже он попал к сербам.
Князь Лазарь I отдал Пояс вместе с частицей истинного Креста в дар Ватопедскому монастырю. С тех пор он хранится в святилище, расположенном в кафоликоне, главном монастырском соборе.
В правление турок братия монастыря брала с собой Пояс при своих отъездах на Крит, в Македонию, Фракию, Константинополь и Малую Азию. Они делали это с целью распространить благодать святыни, поднять дух порабощенных греков и избавить их от случавшихся эпидемий.
Чудеса, явленные посредством святого Пояса во все века, неисчислимы. Вот лишь несколько примеров.
Однажды жители Эноса попросили, чтобы для них доставили святой Пояс, и монахов, сопровождавших реликвию, приютил у себя дома священник. Его жена тайком отрезала лоскут от Пояса. Когда отцы собрались обратно и сели на корабль, он не тронулся с места, хотя на море стояла тишь. Жена священника, завидев это странное происшествие, поняла, что поступила неправедно, и вернула монахам часть Пояса. Корабль тотчас же отплыл.
Лоскут так и остался отделенным. Впоследствии произошел похожий случай.
Во время войны за независимость Греции святой Пояс был доставлен на Крит по просьбам его жителей, страдавших от чумового поветрия. Но когда монахи собирались вернуться в свою обитель, турки их арестовали и увели на казнь. Тем временем британский консул Доменикос Санантонио выкупил святой Пояс, и его отвезли в Санторин, где была новая резиденция дипломата.
Сразу же эта новость разнеслась по острову. Местный епископ известил Ватопедский монастырь, и его настоятель Дионисий отправился в Санторин. Консул запросил 15000 пиастров выкупа за Пояс. Островитяне проявили единодушие и смогли собрать эту сумму. Так святой Пояс был возвращен, и игумен Дионисий отвез его в Ватопед.
Жена консула поступила так же, как супруга священника в Эносе. Она втайне от мужа отрезала небольшой лоскут от святого Пояса, прежде чем его вернули игумену Дионисию. Через недолгое время ее муж скоропостижно преставился, а ее мать и сестра тяжко заболели. В 1839 г. она послала в монастырь письмо с просьбой, чтобы из монастыря прислали нарочных, которые получили бы от нее отрезанный лоскут.
В 1864 г. святой Пояс привезли в Константинополь, когда в нем свирепствовала холера. Едва только судно, на котором был Пояс, приблизилось к гавани, пагуба прекратилась, и никто из пораженных ею не умер.
Это странное чудесное событие возбудило любопытство султана. Он повелел, чтобы Пояс доставили в его дворец, и он смог бы его почтить.
Во время пребывания святого Пояса в Константинополе один грек из квартала Галата обратился с просьбой, чтобы его принесли к нему домой. Сын его тяжело болел, но когда святой Пояс доставили, тот уже скончался. Однако монахи не теряли надежды. Они попросили, чтобы им показали останки, и как только на них положили Пояс, юноша восстал из мертвых.
В 1894 г. жители города Мадита в Малой Азии пожелали, чтобы туда привезли святой Пояс, поскольку саранча опустошала их посевы и портила плодовые деревья. Когда судно, на котором находился Пояс, подошло к гавани, небо затмили тучи саранчи, которая вслед за тем ринулась в море, и корабль не мог отдать якорь. Мадитяне на берегу, увидев чудо, стали непрерывно петь гимн «Кирие елейсон» (Греческое Κύριε ελέησον – «Господи, помилуй!»).
Вплоть до нашего времени посредством святого Пояса совершается множество чудес. Так, женщины, страдающие бесплодием, получают тесьму от ковчежца, где хранится Пояс. Если у них есть вера, то обретают во чреве.
Чудеса, происходившие при посредстве святого Пояса Пресвятой Богородицы
Прекращение мора
22 августа 1827 г. Отец Савва пишет:
«В Эносе моровое поветрие чумы прекратилось благодатным действием святого Пояса Богородицы».
Из Эноса святой Пояс перевезли в Дидимотихон. В другом письме, от 12 сентября, этот же отец сообщает:
«Здесь, как и в Эносе, мор прекратился благодатью святого Пояса».
Избавление от нашествия саранчи
Отец Косма Хрисулас в отчете для монастыря пишет:
«В 1915 г. мы попросили, чтобы в наше село Неохори, а также в Каллиполеос принесли святой Пояс из Ватопедской обители. Причиной тому было нашествие саранчи. Когда Пояс доставили, в небе появились стаи птиц, которые принялись саранчу поедать. Так мы были спасены от этого бедствия».
Святой Пояс на Итаке
На острове Итака реликвию – светло-коричневый пояс, вышитый золотой нитью, хранила г-жа Евфимия Софиану из Вафу. Эту святую реликвию св. Иоаким дал ее бабушке по матери Марии Молфеси-Софиану.
Пояс помещался возле домашнего иконостаса, и его давали девушкам, которые повязывали его вокруг головы или живота во время таинства венчания в качестве своего рода знака девственности. Это считалось великим благословением. Затем его возвращали семье Софиану.
Пояс Пресвятой Богородицы
В последний раз его отдали семье беженцев в 1935 г. В этой семье был обычай перекрещивать этим поясом больных детей. К несчастью, реликвия была утрачена при разрушительном землетрясении в 1953 г.
Cпасение от засухи
В 1957 г. несколько жителей Фасоса прибыли в монастырь. Они просили о том, чтобы святой Пояс доставили на их остров. Дело в том, что несколько лет там не выпадал дождь, и засуха грозила обезлюдением. Отцы согласились и решили отправиться на Фасос несколько дней спустя.
По монастырской традиции, когда святой Пояс покидает стены обители, отцы сопровождают святой Пояс в торжественном ходе к небольшому порту. Они держат хоругви и кадило, разносится звон церковных колоколов. По пути к морю поют молебный канон Божией Матери.
Так было и в тот день, и отцы взошли на борт небольшого судна, отходившего на Фасос, который был на расстоянии 2-3 часов плавания. Погода стояла ясная, и не было никаких знаков, что надвигается дождь.
Когда они добрались до порта Фасоса, там уже шел ливень, столь сильный, что они не могли покинуть судно. И они вернулись в монастырь, воздавая хвалу Пресвятой Богородице, которая вмешалась и спасла благочестивых островитян, видя благость их намерений и внемля их призывам.
Перевод Сергея Акишина специально для «Православие и мир».
Молитвы к поясу Пресвятой Богородицы
Тропарь Положения честного пояса Пресвятой Богородицы
Богородице Приснодево, человеков покрове,/ ризу и пояс пречистаго Твоего телесе,/ державное граду Твоему обложение даровала еси,/ безсеменным рождеством Твоим нетленна пребывающи,/ о Тебе бо и естество обновляется и время./ Темже молим Тя мир граду Твоему даровати/ и душам нашим велию милость.
Кондак Положения честного пояса Пресвятой Богородицы
Богоприятное Твое чрево, Богородице,/ объемший пояс Твой честный/ держава граду Твоему необорима/ и сокровище есть благих неоскудно,/ едина рождшая Приснодево.
Кондак Положения честного пояса Пресвятой Богородицы
Честнаго пояса Твоего положение/ празднует днесь Твой, Препетая, храм/ и прилежно взывает Ти:/ радуйся, Дево,/ христиан похвало.
Пояс Пресвятой Богородицы
Благодарим монастырь Ватопед на Святой горе Афон за предоставленные фотографии.
Пояс Пресвятой Богородицы
Наконец, Иван III отправился к своей армии. И тут все закончилось, причем вообще уж как-то прозаически. В конце октября неожиданно и очень быстро наступила зима, лед сковал реки, снег покрыл поля. Опасаясь того, что по вставшим рекам и зимним дорогам ордынцы быстро переберутся на московский берег, великий князь повелел войскам отходить к Кременцу. И вдруг, 9 ноября, ордынцы поднялись и стали отходить в степь. Летописец записал: «Бежали же татары с Угры, а были наги и босы, ободрались». 11 ноября 1480 года ушел и Ахмат. Всё, власть Орды над Русью закончилась…
Но… И тогда, и позднее, как-то мало обращалось внимание на тот факт, что государю Ивану III удалось решить столь грандиозную задачу — освобождение от ордынского ига — «малой кровью», без каких-либо серьезных жертв. Не придается большого значения и поведению московского боярства, часть которого уговаривала великого князя покориться Ахмату и заново начать ему выплачивать дань: «Не смеешь-де с царем биться!» Не принимается во внимание и то, что Ахмат не просто так стоял на Угре, он поджидал войска польского короля Казимира для совместного похода по русским землям. Благодаря мудрой политике Ивана III, заключившего договор с Крымской ордой, крымчаки напали на Польшу, и Казимиру стало не до русских дел. Иван Васильевич вообще, как никто другой из князей московской династии, умел ждать, умел терпеть и очень часто именно это умение приносило ему победу… Государь Иван III, в этом смысле, был не столько полководцем, сколько истинным правителем государства, старавшимся выигрывать не отдельную битву, а всю войну.
Пояс Богородицы – святыня или талисман?
Что такое Пояс Богородицы?
Пояс Богородицы – предмет одеяния Девы Марии, который Она, согласно, Преданию, сама соткала из верблюжьей шерсти. После окончания земной жизни Богоматери Её пояс стал христианской святыней. Прежде чем узнать историю и особенности почитания этой реликвии, ознакомимся с кратким житием Богородицы.
Житие Девы Марии
Дева Мария – земная Мать Сына Божьего, Спасителя человечества Иисуса Христа. Она была простой еврейской девушкой из Назарета, в детстве воспитывалась при храме. Позднее обручилась с богобоязненным плотником Иосифом, но оставалась благочестивой девственницей. Бог избрал Марию для величайшего служения, и Она со смирением приняла Его волю.
Посредством Святого Духа Мария непорочно зачала и родила долгожданного Спасителя, о Котором пророчествовал Ветхий Завет. Святой мученик Иустин Философ пишет:
«Сила Божья, нашедшая на Деву, осенила Её и сделала плодоносящей» («Апологии»).
В течение земной жизни Сына Мария дольше, чем кто-либо из людей, пребывала рядом с Ним, напитываясь Божественным Словом и Благодатью. Во время казни Христа на кресте Богоматерь находилась рядом и разделяла Его страдания. Позднее воскресший Спаситель явился Матери и Своим ученикам. Также Богородица была свидетельницей Его Вознесения.
Своим Воскресением Богочеловек Христос искупил наши грехи, а Вознесением – проложил человеку дорогу в Царствие Небесное. Преподобный Ефрем Сирин называет Марию дочерью Света, через Которую озарился весь омраченный грехопадением мир («Творения»). После Вознесения на апостолов и Марию сошёл Святой Дух. Они обрели дар проповеди и чудотворения, с помощью которого распространяли Христову веру по всему миру.
Богоматерь скончалась в преклонном возрасте, в окружении учеников Своего Сына. Позднее они обнаружили Её гробницу пустой. Там лежало лишь благоухающее одеяние Марии. Церковь учит, что Господь воскресил и торжественно вознёс Матерь на небо, где Она продолжила Своё служение Богу и людям. Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет:
«Ей даны особенная власть и особенное дерзновение ходатайствовать пред Богом о человечестве».
Церковь не обожествляет Богоматерь. Но христиане почитают Деву Марию как Царицу Небесную, которая превыше всех ангелов и святых. Иерей Александр Пикалёв отмечает:
«Христос назвал Ее матерью, а Она Его – Сыном. Что может быть ближе этого? Будучи связанными со Христом в Таинстве Крещения, христиане теснейшим образом духовно связаны и с Его Матерью».
Пояс Богородицы: история святыни
Существует несколько версий обретения ранними христианами Пояса Богоматери. Согласно первой, Пречистая ещё в земной жизни передала реликвию апостолу Фоме. Другое же предание гласит, что Она послала апостолу Пояс с неба, уже после Своей смерти и воскресения. Это был утешительный подарок Фоме. Ведь он оказался единственным из ближайших учеников Христа, кто не успел проститься с Марией перед Её кончиной.
Сюжет с Фомой нашёл отражение в православной иконографии и католической живописи. Также на монашеской горе Афон (Греция) есть фреска 6-го века, на которой изображён Фома, приносящий Пояс другим апостолам. Богоматерь посетила Афон в земной жизни и благословила это место. Поэтому оно издревле называется Святой Горой.
В первые века христианства Пояс Пресвятой Богородицы хранился в Иерусалиме или Малой Азии. Примерно в 4-6 веках святыню торжественно перенесли в столицу Византии – Константинополь. Это было первое торжественное положение Пояса. В конце 9-го столетия святой Иосиф Песнописец составил канон в честь этого события.
Второе положение святыни произошло на рубеже 9-10 веков при византийском императоре Льве VI. Согласно преданию, его супруга была одержима бесом. Было открыто свыше, что она исцелится от Пояса Девы Марии. Император и патриарх открыли ковчег с тысячелетней реликвией и увидели, что та не поддалась тлению. Императрица приложилась к Поясу и исцелилась. Святыню вновь с почестями поместили в храмовую сокровищницу.
В память о чуде и двух положениях Пояса был установлен ежегодный праздник – Положение честного пояса Пресвятой Богородицы. Он совершается Православной Церковью 13 сентября.
Местоположения реликвии
В 10 веке Пояс Богоматери разделили на несколько частей, позднее увезенные в разные страны. Сегодня различные части Пояса находятся на Афоне, Кипре, во Франции, Грузии, России и других государствах. В нашей стране приложиться к частицам святыни можно в московском храме пророка Илии Обыденного, а также в Казанском соборе Санкт-Петербурга.
Якобы принадлежавший Богоматери верблюжий пояс хранится также в сирийском городе Хомс. Существует предание, что апостол Фома взял эту реликвию в Индию, где проповедовал и принял мученическую кончину. Там пояс находился до 5 века, пока не был привезён в Сирию. Долгое время он считался утраченным. Но в середине прошлого столетия святыня случайным образом была обретена и выставлена в церкви для поклонения.
Пояс Богородицы: пребывание в России
Осенью 2011 года крупный фрагмент Пояса Богородицы, принадлежащий афонскому монастырю Ватопед, был торжественно привезён в Россию для поклонения верующими. В Средние века византийские императоры брали святыню в военные походы. Однажды болгарское войско отбило реликвию у византийцев. Позднее она перешла в руки сербского князя Лазаря. В 14 веке он преподнёс Пояс в дар монастырю Святой Горы.
С тех пор афонский Пояс Богоматери не покидал пределы Греции. И хотя святыню приглашали к себе многие страны, исключение было сделано лишь для России. Святой Пояс находился в нашей стране в течение 39 дней. Он побывал в 14 городах, а также в Серафимо-Дивеевском монастыре. Реликвию перевозили в поездах и на специальном самолёте в сопровождении афонских монахов. Святыне поклонилось более 3 млн российских верующих, среди которых и первые лица государства. В Москве живая очередь к христианской реликвии растянулась на 8 км. Всего в столице к святыне пришло около 500 тыс. человек.
Из-за большого количества паломников срок пребывания Пояса в России продлевали, а расписание дополняли новыми городами. Множество волонтёров участвовало в раздаче верующим освящённых иконок Богородицы и миниатюрных поясков. В честь прибытия святыни в российских городах служились молебны и проводились крестные ходы.
Пребывание афонского Пояса Богоматери в России стало беспрецедентным религиозным событием. Вышедшее далеко за пределы внутрицерковной жизни, оно обрело общенациональный характер. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл тогда отметил:
«Разве эти бесконечные очереди [к Поясу], которые поразили сознание современных россиян, не являются выражением великой веры народа, в ответ на которую Бог дает нам чудо?».
Пояс Богородицы — чудеса
За две тысячи лет истории Пояса Богородицы было явлено неисчислимое множество связанных с ним чудес. В древности жители одного селения попросили привезти к ним эту великую святыню. Их желание было исполнено. Некоторое время монахи с реликвией пребывали в доме местного священника. Его супруга тайком отрезала для себя часть Пояса. Когда же монахи собрались покидать селение на корабле, он не смог сдвинуться с места. Море при этом было спокойное. Жена священника осознала свою вину, раскаялась и вернула украденное. После этого судно смогло отойти от берега.
Кому помог пояс Пресвятой Богородицы? В середине 19 века Константинополь страдал от эпидемии холеры. Стоило лишь кораблю со Святым Поясом подойти к берегам города, как зараза исчезла. В конце того же столетия жители селения в Малой Азии позвали монахов со Святым Поясом, чтобы Богородица избавила их поля и сады от нашествия саранчи. Когда корабль со святыней прибыл в местную гавань, полчища насекомых поднялись в небо и навсегда улетели в сторону моря.
В Константинополе некий житель попросил принести Святой Пояс к нему домой. Он хотел, чтобы его сын исцелился от страшной болезни. Когда святыню принесли, юноша уже был мёртвым. Пояс приложили к почившему, и он ожил.
Афонские монахи изготавливают маленькие пояски, освящают их на Поясе Богоматери и распространяют среди верующих. Неоднократно отмечалось, что через эти благодатные предметы Богоматерь исцеляла бесплодных женщин и тяжело больных.
В российских СМИ распространился рассказ священнослужителя об исцелении от привезённого Святого Пояса мужчины, который был болен раком в последней стадии. А слабовидящая христианка из Екатеринбурга отметила, что после поклонения святыне у неё значительно улучшилось зрение. СМИ сообщали о всплеске рождаемости в России после пребывания в стране Пояса Богоматери. Также отмечались случаи рождения детей у пар, которые испытывали трудности с зачатием.
Не талисман или амулет, а святыня
Пояс Богородицы – для чего нужен? Православным христианам следует помнить, что сама по себе религиозная реликвия не может исцелять людей и исполнять их просьбы. Это не оберег, не талисман, не амулет, а святыня. То есть носитель Божественной благодати. Чудеса происходят именно по воле Господа, который смотрит на душу человека. Патриарх Кирилл наставляет:
«В Церкви не никакой магии, человек ничего не получает автоматически. Он получает в ответ на свою молитву, на свою веру и на свое стремление и готовность жить по Божиему закону».
Афонские монахи, распространяя миниатюрные освящённые пояски, прикладывают к ним памятку, которая учит правильно относиться к святыне и чуду. В ней указано, что Господь и Богоматерь помогают, прежде всего, тем, кто живёт в покаянии и участвует в Церковных Таинствах. Таким образом, нам необходимо прикладывать собственные усилия для связи с Богом и спасения, а не беспечно ждать помощи свыше.
Также в афонских памятках говорится, что после чудесной помощи Бога нужно не расслабляться, а продолжать трудиться над собой в течение всей жизни. Игумен Нектарий (Морозов) отмечает:
«Источник чудес – не Пояс, не икона и не какая-то иная святыня. Чудеса творит живой Бог по молитвам Божией Матери и святых. Но когда человек прикасается к святыне, открываются какие-то потаенные двери его собственного сердца. Господь получает возможность войти в жизнь этого человека и что-то в ней изменить».
Игумен Нектарий добавляет, что совершенно неважно, как мы приложимся ко святыне: головой, руками или просто постоим рядом. Главное – прикоснуться к ней своим сердцем.
Молитвы Богородице в честь Её Святого Пояса
Тропарь, глас 8
Богоро́дице Присноде́во, челове́ков покро́ве, ри́зу и по́яс пречи́стаго Твоего́ телесе́, держа́вное гра́ду Твоему́ обложе́ние дарова́ла еси́, безсе́менным рождество́м Твои́м нетле́нна пребыва́ющи, о Тебе́ бо и естество́ обновля́ется и вре́мя. Те́мже мо́лим Тя мир гра́ду Твоему́ дарова́ти и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.
Кондак, глас 4
Честна́го по́яса Твоего́ положе́ние пра́зднует днесь Твой, Препе́тая, храм, и приле́жно взыва́ет Ти: ра́дуйся, Де́во, христиа́н похвало́.
Молитва
О Пресвята́я Госпоже́ Влады́чице Богоро́дице, вы́шши еси́ всех А́нгел и Арха́нгел, и всея́ тва́ри честне́йши, Помо́щница еси́ оби́димых, ненаде́ющихся наде́яние, убо́гих Засту́пница, печа́льных утеше́ние, а́лчущих корми́тельница, наги́х одея́ние, больны́х исцеле́ние, гре́шных спасе́ние, христиа́н всех поможе́ние и заступле́ние.
О Всеми́лостивая Госпоже́, Де́во Богоро́дице Влады́чице, ми́лостию Твое́ю спаси́ и поми́луй Вели́каго Господи́на и Отца́ на́шего Кирилла, Святе́йшаго Патриа́рха Моско́вскаго и всея́ Руси́, и святе́йшия патриа́рхи правосла́вныя, и преосвяще́нныя митрополи́ты, архиепи́скопы и епи́скопы, и весь свяще́ннический и и́ноческий чин, Богохрани́мую страну́ на́шу Росси́йскую, град сей, вла́сти и во́инства ея́, и вся правосла́вныя христиа́ны ри́зою Твое́ю честно́ю защити́, и умоли́, Госпоже́, из Тебе́ без се́мене воплоти́вшагося Христа́ Бо́га на́шего, да препоя́шет нас си́лою Свое́ю свы́ше, на неви́димыя и ви́димыя враги́ на́ша.
О Всеми́лостивая Госпоже́ Влады́чице Богоро́дице, воздви́гни нас из глубины́ грехо́вныя и изба́ви нас от гла́да, губи́тельства, от тру́са и пото́па, от огня́ и меча́, от нахожде́ния иноплеме́нных и междоусо́бныя бра́ни, и от напра́сныя сме́рти, и от нападе́ния вра́жия, и от тлетво́рных ветр, и от смертоно́сныя я́звы, и от вся́каго зла.
Пода́ждь, Госпоже́, мир и здра́вие рабо́м Твои́м, всем правосла́вным христиа́ном, и просвети́ им ум и о́чи серде́чныя, е́же ко спасе́нию; и сподо́би ны, гре́шныя рабы́ Твоя́, Ца́рствия Сы́на Твоего́, Христа́ Бо́га на́шего, я́ко держа́ва Его́ благослове́нна и препросла́вленна, со Безнача́льным Его́ Отце́м, и с Пресвяты́м, и Благи́м, и Животворя́щим Его́ Ду́хом, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в, ами́нь.