Поурочный план по однкнр 5 класс что такое культура
Разработка урока ОДНКНР в 5 классе на тему «Понятие культура. Виды культуры»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МЕЛЕУЗОВСКИЙ РАЙОН
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Гимназия №3
Разработка урока по ОДНКНР в 5 классе
Понятие культура. Виды культуры
Составила:
учитель высшей квалификационной категории
Вагапова Регина Ильдаровна
5 класс. Тема «Понятие о культуре. Материальная и духовная культура»
Цель урока:__познакомить учащихся с источниками, создающими нравственные установки, вкладом отдельных личностей в культуру, формировать у учащихся умение извлекать существенную информацию из источников, систематизировать её, обобщать, представлять в графическом виде; развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сопоставление, классификация), творческое воображение; воспитывать желание внести вклад в развитие культуры своей Родины.
Задачи урока: через работу с материалами учебника рассмотреть вопросы о жизни человека вне культуры, о процессе усваивания человеком культуры и внесением своего вклада в культуру; выявить, что законы нравственности – это часть культуры общества; уяснить источники формирования нравственных законов общества, пробуждать желание учащихся защищать природу, помочь осознать личную сопричастность в деле охраны природы.
1. Что значит «духовный мир»?
Предлагает прочитать поговорку: «Не хлебом единым жив человек»
–Как вы понимаете эти слова?
– Слово «хлеб» здесь употребляется в переносном смысле, под ним
подразумевается материальные блага. Духовно богатый человек добр и
красив, знает и любит искусство, природу, культуру своего народа, уважает язык и обычаи других народов.
Задание на карточках в парах
— Все мы знаем, что означает материально богатый человек, а что означает – духовно богатый человек?
Духовность человека в немалой степени зависит от его образованности, нравственных качеств. Она проявляется в высоких чувствах доброты, любви, веры, справедливости, в чувстве собственного достоинства и в уважении к достоинству других. Духовное богатство человека не даётся ему при рождении. Каждый из нас способен сам творить и создавать свой духовный мир.
2. Твоя образованность
Огромную роль в жизни человека и общества играет образование. Кроме передачи накопленного опыта, знаний, образование способствует развитию личности. С его помощью человек приобщается к культуре.
— Кого мы можем назвать образованным человеком?
На данном этапе жизни основное образование вы получаете в школе. Выберете школьные предметы (не менее 3-х), которые вам наиболее всего нравятся, и объясните, каким образом они обогащают ваш духовный мир?
3. Книга и чтение – важная часть культуры человека
Создание письменности значительно ускорило развитие человеческой культуры. Появление печатных книг, открытие библиотек способствовало тому, что число грамотных людей увеличивалось, а это, в свою очередь, определяло развитие науки, техники, искусства. Книга давала возможность использовать опыт прошлого, познавать законы природы и общества.
Предлагает ученикам проанализировать поговорки, которые лежат у них на парте
Соедини две части и объясни смысл пословиц и поговорок.
Хлеб питает тело, а книга питает разум.
Хорошую книгу читать не в тягость, а в радость.
Книга не самолёт, а за тридевять земель унесёт.
Предлагает подумать над проблемой:
В последнее время число читателей библиотек снизилось. Школьники больше увлекаются «сидением» в Интернете и компьютерными играми. Выскажи своё мнение: может ли Интернет заменить книги и чтение?
Большую роль в получении знаний играет твой личный интерес. Без него процесс обучения становится принудительным трудом.
Интерес всегда пробуждает активность. Когда человеку интересно, учёба и работа становятся для него источником радости. Он творит, создаёт, узнаёт что-то новое.
Интересы человека могут быть очень разнообразны. Иногда они становятся «второй профессией» человека, в которой он достигает больших высот. У каждого из нас есть увлечения. Интересы и увлечения — это неотъемлемая часть нашего духовного мира.
— Представь, что у тебя есть два часа свободного времени. Как ты им распорядишься? Сколько времени потратишь:
На просмотр телевизора ________
Игру на компьютере________
Разговор по телефону _________
Прогулку и игры с друзьями _________
Проанализируй полученный результат: сколько времени ты отдаешь чтению книг? Не тратишь ли его на пустое времяпрепровождение? Правильно ли организуешь свой досуг? Что нужно тебе изменить в организации своего свободного времени, чтобы стать более образованным человеком?
5. Твоя культура поведения
Культура поведения тесно связана с нравственностью, с общим развитием человека, его интересами, увлечениями, знаниями — со всем, что составляет внутренний мир человека. Многие правила поведения характеризуют отношение человека к другим людям и самому себе. Это правила учтивости, вежливости, внимательности, точности — то, что принято называть этикетом.
Современный этикет определяет поведение людей в быту, в общественных местах, на улице, в гостях и на различного рода важных мероприятиях (вечерах, приёмах).
Работа с наглядностью. Проанализируй иллюстрации на слайде и назови правила этикета, которые на них нарушают.
6. Дается понятие о культуре
-Культура – это все то, что создано человеком.
— Вспомните, ребята, каждый день мы с вами встречаемся с мусором. Где мы его можем увидеть? (у подъезда, в коридоре школы, вдоль дороги, в лесу, везде)
Возникает спор, которым руководит учитель, он просит детей доказать свою точку зрения.
— Культура – это все то, что создано, сделано человеком. А кто как не человек сделал свалку или мусорку? Конечно человек, все люди. Поэтому свалка – это и есть культура.
Далее рассматривается материальная и духовная культура, где также включается свалка. Детям предстоит самостоятельно разделить то, что относится к материальной и духовной культуре.
План-конспект урока ОДНКНР в 5 классе на тему «Величие российской культуры. Российская культура – плод усилий разных народов»
урока ОДНКНР в 5 классе
по теме: Величие российской культуры. Российская культура – плод усилий разных народов.
Цель урока: изучение духовно-нравственной культуры многонационального народа России, её нравственных и моральных норм.
Развить представление учащихся о значении нравственных норм;
Изучение базовых принципов духовной культуры российского народа;
Обобщение знаний учащихся о духовной культуре и морали;
Развитие способности к общению;
Формирование этического самосознания;
Укрепление духовного единства многонационального народа России;
Воспитание толерантности, взаимоуважения к традициям, культуре и нормам нравственного поведения народов России.
Тип урока: вводный урок-лекция с элементами беседы.
Вступительное слово (3 минуты)
Великая культура России – плод труда разных народов. Многонациональная культура укрепляла дружбу и добрососедство. Она учила понимать и уважать друг друга независимо от национальности, вероисповедания и убеждений. Веками взаимопонимание и взаимопомощь людей разных национальных культур были основой исторического развития России. Мир российской культуры велик и разнообразен. На уроках истории, литературы, изобразительного искусства, музыки вы будете говорить о различных областях культуры. В рамках данного курса речь пойдёт о духовно-нравственной культуре — о нравственных ценностях, идеалах, религиозных верованиях, то есть о том, что составляет внутренний мир человека.
Лекционный материал (35 минут)
Взгляните на фотографии известных памятников Российской культуры.
На первой фотографии изображен Московский Кремль и Покровский собор, начало строительства которых было заложено в 1156 году Юрием Долгоруким (долгие годы Московский Кремль страдал от пожаров (первый вариант был построен из дерева), пока однажды не было приказано его перестроить).
На второй фотографии изображен Казанский кремль. Казанский Кремль — главная сокровищница Республики Татарстан. Расположенный на 13 га, музейный комплекс представляет собой культурно-исторический ансамбль из зданий Благовещенского собора, Спасо-Преображенского монастыря, мечети Кул Шариф и Кремля. История создания Казанского Кремля относится к XI-XII вв. Первоначально крепость строилась как оборонительное сооружение Волжской Булгарии для защиты от вражеских нападений. Здесь размещались торговые ряды, была построена мечеть, главным украшением площади был Кремль. Но все было разрушено и сожжено в 1552 году во время нападения войска Ивана Грозного. После завоевания Казани новый правитель распорядился заново отстроить на Казанском холме здание Кремля и восстановить облик административного центра.
Вещественные памятники и памятники архитектуры способствуют развитию национальной культуры, становлению и развитию ощущения принадлежности к народу, способствуют развитию патриотизма. Архитектурные памятники напоминают нам об истории нашей страны, связывают поколения минувших лет и нынешнее.
Ребята, узнаете ли вы кого-нибудь на этих портретах? (показать учащимся портреты известных деятелей культуры и науки, внесших вклад в развитие российской культуры)
Михаил Васильевич Ломоносов – великий русский ученый, химик, физик, художник, историк, поэт и писатель, труды которого стали известны во всем мире. Движимый стремлением к знаниям, он пешком приходит в Москву (1731 г.), где поступает в Славяно-греко-латинскую академию. Благодаря упорству ему удается за 5 лет пройти весь 12-летний курс обучения. В числе лучших студентов в 1736 году отправляется учиться в Германию, где изучает технические и естественные науки, а также иностранные языки и литературу. Вклад Ломоносова в такие науки, как физика, химия, география, астрономия, минералогия, почвоведение, геология, картография, геодозия, метеорология очень велики. Литературное творчество Ломоносова содержит произведения на разных языках. Это – «История Российская», трагедии «Тамара и Селим», «Демофонт», и многие стихотворения Ломоносова. Он разработал проект Московского университета, названный позже в его честь университетом Ломоносова. Кроме того, краткая биография Ломоносова знаменательна открытием закона сохранения материи, написанием работ по теории цвета, построением множества оптических приборов. Большой вклад Ломоносов внес также в историю. Ученый создал «Краткий российский летописец с родословием», где описал главные события истории России с 862 по 1725 год. Это издание облегчило работу с историческими документами и стало очень популярно среди читателей. Отец М. Ломоносова принадлежал к поморам – небольшой по численности этнографической группе русского населения, которые имели свою культуру и обычаи. Семья жила с доходов от рыбной ловли.
Александр Сергеевич Пушкин прославился как первый национальный русский поэт и родоначальник русской литературы. Роль Пушкина в развитии русского литературного языка громадная: он поднял свои творения на качественно новый, эстетический уровень, показав национальную самобытность литературы и поставив ее на одну ступень с западной.
Шолом Алейхем – известный российский писатель. Автор рассказов о жизни евреев. Внес огромный вклад в развитие российской культуры и литературы. По национальности – еврей.
Дмитрий Шостакович — один из крупнейших композиторов XX века, является автором 15 симфоний и 15 квартетов, 6 концертов, 3 опер, 3 балетов, многочисленных произведений камерной музыки, музыки для кинофильмов и театральных постановок (участник польского восстания, боролся за права евреев).
Предлагаю вам прослушать отрывок из 7 симфонии, написанной Дмитрием Шостаковичем.
15 симфоний Шостаковича составляют одно из величайших явлений музыкальной литературы ХХ столетия. Несколько из них несут определенную «программу», связанную с историй или войной. Замысел «Ленинградской» возник из личного опыта.
В июне 1941 года фашистская Германия вторглась в Советский Союз и, вскоре Ленинград оказался в блокаде, которая длилась 18 месяцев и повлекла за собой бесчисленные лишения и смерти. Помимо погибших во время бомбежек, более чем 600 000 советских граждан умерли от голода. Многие замерзли или погибли из-за нехватки медицинской помощи – количество жертв блокады оценивается почти в миллион. В осажденном городе, претерпевая страшные лишения вместе с тысячами других людей, Шостакович начал работу над своей Симфонией №7.
Юрий Рытхэу – известный писатель (создавал произведения на чукотском и русском языках). Внес огромный вклад в развитие литературы и культуры, описывая быт и непростую жизнь малых коренных народов севера. Много путешествовал с лекциями в рамках культурной миссии, работал в ЮНЕСКО. Уделял много внимания фольклору, традициям малых народов с целью их популяризации.
Подведение итогов, домашнее задание
Культура России всегда находила признание, высокую оценку во всём мире. Российские писатели, художники, композиторы, архитекторы создавали бессмертные произведения. Учёные совершали выдающиеся открытия в науке и технике. Режиссёры, артисты, постановщики ставили спектакли и снимали фильмы, становившиеся известными и популярными не только в нашей стране, но и в других странах. Каждое произведение искусства обогащает культуру многонациональной России.
Вашим домашним заданием будет – подготовить небольшой словесный портрет (сообщение) о представителе науки и искусства России, рассказать, в чем же состоит его вклад в развитие культуры нашей многонациональной страны.
Религия и культура. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Конспект урока. 5 класс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа №11 им. А.В. Преснякова Г.Феодосии Республики Крым»
Роль религии в развитии культуры .
Основы духовно-нравственной культуры народов России.
учитель истории и обществознания
Чистякова Валерия Владимировна
Тема: Роль религии в развитии культуры.
5 класс. Основы духовно-нравственной культуры народов России.
Цель урока: объяснить значение религии в жизни человека, взаимосвязь культуры и религии.
способствовать развитию мыслительной деятельности учащихся, выполнять творческие задания, сравнивать различные произведения культуры, развивать умение анализировать полученную информацию;
воспитание нравственности, толерантности и веротерпимости, воспитание культуры речи; чувства гордости за достижения культуры народов России и Крыма.
– характеризовать понятие «духовно-нравственная культура»;
– сравнивать нравственные ценности разных народов, представленные в
фольклоре, искусстве, религиозных учениях;
– различать культовые сооружения разных религий;
– формулировать выводы и умозаключения на основе анализа учебных текстов.
– рассказывать о роли религий;
– кратко характеризовать нравственные ценности
– оценивать различные ситуации с позиций «нравственно», «безнравственно»;
– анализировать и оценивать совместную деятельность (парную, групповую работу) в соответствии с поставленной учебной задачей, правилами коммуникации и делового этикета.
– анализировать информацию, представленную в разной форме (в том числе графической) и в разных источниках (текст, иллюстрация, произведение искусства).
Характеристика основных видов деятельности ученика
Оживление имеющегося опыта и знаний: высказывания на тему: «О каких религиозных праздниках мы уже знаем? Что мы можем рассказать о православном храме, мечети, синагоге и пагоде? Восприятие и анализ информации, представленной в рассказе и видеоклипах.
компьютер и проектор.
https://www.youtube.com/watch?v=mG6VfGnmAWQ- библейский сюжеты в религиозной русской живописи – видео.
Мотивация и актуализация.- на доске – репродукции православных храмов и монастырей, мечетей Крыма, буддийской пагоды.
C кажите, являетесь вы сторонником какой-либо религии?иХодите ли вы в церковь? Мечеть? Молитвенный дом?
Определите тему сегодняшнего урока.
Вы наверно уже догадались, что сегодня мы будем говорить о Религии и ее связи с культурой.
Как вы понимаете слово «религия»? (вера в Бога)
Какие религии называются мировыми?
Какие религии считаются традиционными для России?
Какие религии преобладают в нашем крае? В нашем городе?
Религия – сфера жизни, отличительной чертой которой является вера в сверхъестественное, в Бога.
Ритуал – участие людей в религиозных действиях.
Мировые религии – это буддизм, христианство, ислам.
В истории культуры особое значение имело возникновение трех мировых религий: буддизма, христианства и ислама. Эти религии внесли существенные перемены в культуру, вступив в сложное взаимодействие с различными ее элементами и сторонами.
Итак, мы с вами поговорили о религии. Но мы еще не ответили на вопрос: как же связана религия с культурой? Для этого мы должны разобрать само понятие « Культура». «Что такое культура?»
В повседневной речи слово «культура» часто связано с представлениями о дворцах и музеях, театрах и библиотеках. Порой мы употребляем такие выражения, как «культурный человек», «культурно себя вести». Это тоже связано со словом «культура».
игра «Подбери слово».- слайд 2
Беседа. Давайте вспомним.
Что такое культура? Слайд 3
В науке есть такое определение: «Культура – это материальные и духовные ценности, которые создает человек на протяжении своей истории».
Под культурой понимают исторически определённый уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.
Задание : приведите примеры – Что относится к материальной культуре? К духовной?
— Мы говорим о ком-то, что он культурный человек? Что это означает?
— Что входит в понятие « культура поведения »? Какие черты присущи культурному человеку?
Каким словом в русском языке выражается благодарность? (спасибо)
— Я предлагаю вам послушать небольшой рассказ об этом слове.
Во время войны одна верующая в Бога женщина работала в столовой военного госпиталя – кормила раненых. Работать приходилось с утра до вечера, и поэтому она не успевала сходить в храм помолиться. Она пришла к батюшке с просьбой, благословить её уйти с этой работы. Он выслушал её и строго сказал:
— А что тебе говорят раненые, когда ты даёшь им еду?
— Говорят «спасибо», что же ещё?
— Это слово имеет великую силу – оно равносильно молитве «Спаси Бог». Если тебе три раза за день сказали искреннее «Спасибо», то Бог обязательно услышит и позаботится о тебе.
Женщина поблагодарила священника и с ещё большим старанием стала ухаживать за ранеными солдатами.
— Что означает слово спасибо?
Мы всегда считали это слово культурным, а оказывается у верующих людей это маленькая молитва.
— За что в ваш адрес произносят «спасибо»?
— Кому и за что вы сами говорите «спасибо»?
— Женщина в рассказе названа верующей. Что доказывает, что она действительно верила в Бога? (она ходила в храм и молилась)
— Зачем людям нужны храмы? ( место для молитвы, т.е. ониприходят в храм, чтобы помолиться.)
— Как называют людей, посещающих храм? ( прихожане)
6. «Влияние религии на культуру».
Многие памятники материальной и духовной культуры возникли в связи с религией, они необходимы для ее существования.
Религия и культура. Чтобы понять всю глубину и значение духовно-нравственной культуры, представим её в виде живописного озера с чистейшей водой. Уже многие тысячелетия воды озера утоляют жажду человека в красоте и гармонии, доброте и справедливости, любви и сострадании. Множество рек питают это озеро, не давая ему пересохнуть, но две из них делают его более глубоким и прекрасным. Имя одной из них — Нравственные традиции, другой — Религиозная вера. Живительные воды этих рек составляют подлинное богатство духовно-нравственной культуры, они не позволяют иссякнуть источнику человеческих добродетелей.
В каждой религии нужно было иметь место для совершения ритуалов. Так возникли специальные здания, которые должны были служить этим целям.
В древние времена возникли и первые христианские храмы, некоторые из них сохранились до наших дней. В Арабских странах были построены первые священные сооружения мусульман. ( КОАБА)
В настоящее время эти замечательные сооружения считаются культурными памятниками. Они охраняются государством. И у нас в Республике Крым имеются великолепные храмы. ( например храм Владимира в Херсонесе, собор Александра Невского и др.). Туристы со всей России приезжают полюбоваться их красотой. Давайте полюбуемся на эти замечательные сооружения
Чем отличаются эти сооружения?
Что вы узнали о живописце Иванове?
Какова судьба художника? Как религия отразилась на сюжете картины Иванова?
2 часть с 9.20 – об И.К.Айвазовском.
Какие картины нашего земляка написаны на библейские сюжеты?
В буддизме и христианстве, а также в ряде других религий во время ритуальных обрядов используется музыка. Сегодня нам известно немало музыкальных произведений, написанных как специально для религиозных целей, так и на религиозные темы и сюжеты. ( музыка Рахманинова, Баха, Генделя и др композиторов, о ней вы узнаете подробно на уроках музыки)
Религиозные праздники в современной России. Мир культуры богат и разнообразен. Человек не только является творцом культуры, но и сам изменяется в процессе создания и восприятия культурных ценностей. Неотъемлемой частью культуры являются законы нравственности. Законы этики, нравственности, пополнялись из разных источников: традиций, обычаев, религии. Житейские этические представления отразились в фольклоре — пословицах и поговорках, сказках и былинах, обрядовых и народных песнях.
Скажите ребята в понедельник, 7 января какой праздник был у православных? (Рождество), перед Рождеством – Святки.
Святки – 25 декабря по 6 января
В праздновании Святок (по православному календарю Святки продолжаются с 25 декабря по 6 января) тесно переплелись языческие и христианские традиции. В глубокой древности с днём зимнего солнцестояния был связан языческий праздник Коляда. Позже к нему были приурочены христианские праздники Рождество и Крещение (Богоявление).
Этим слиянием объясняется своеобразие Святок, которые насыщены древними магическими обрядами, гаданиями, приметами и обычаями.
Особенностью Коляды было исполнение песен-заклинаний.
Эти песни называли «колядки». Молдавские колядки являются мировым достоянием и внесены в список мирового наследия ЮНЕСКО.
К (Ивану Иванову) на двор.
Лошадь с жеребёнком,
Свинью с поросёнком…
Но со временем эта традиция превратилась в весёлую детскую игру, забаву, целью которой было получение подарков.
Пирожка с начинкой,
Обязательно желали хозяевам всего доброго:
Или курочку с хохлом,
Петушка с гребешком.
К празднику Святки мастерили Рождественскую звёздочку, с которой ходили славить Христа. Она имела восемь лучиков и напоминала солнышко. Звёздочку прикрепляли к ручке, при ходьбе даже от небольшого ветерка она вертелась. Звёздочки могли сделать из соломы и бумаги, они были маленькими и большими — до полуметра в диаметре.
В Новый год ранним утром дети бегали по дворам и проводили обряд посевания: в красный угол избы сыпали зёрна. ( на Старый Новый Год)
С Новым годом поздравляю!
На Новый год, на ново счастье
На столе — пирогами!
Раз в крещенский вечерок
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали;
Снег пололи; под окном
Счётным курицу зерном,
В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой,
Расстилали белый плат
И под чашей пели в лад
( В. А. Жуковский. Отрывок из поэмы «Светлана» )
Беседа. А какие еще религиозные праздники вы знаете? Православные? Мусульманские?
Связаны ли культура и религия между собой?
Религия оказала огромное влияние на развитие культуры общества. Она вдохновляла художников и архитекторов, музыкантов и писателей. Без использования религиозных образов и сюжетов наша культура была бы во много раз беднее. А разве можно представить культуру России без православных икон и мусульманских орнаментов, без причудливой буддийской архитектуры и полотен выдающихся художников, созданных на основе сюжетов из истории иудейского народа? А кто может оспорить роль религии в возникновении письменности распространении грамотности, развитии образования? Ответ очевиден: религия всегда питала духовную культуру нашей страны.
Религия дала человечеству священные книги, они учат любви, доброте, милосердию, терпению, состраданию. Законы этики не зависят от принадлежности человека к религии или национальности. Нравственный человек, будь он верующим или неверующим (атеистом), всегда честен, справедлив, милосерден. Нравственный человек совестлив. Совесть — это внутренний голос, который предупреждает человека о безнравственности тех или иных поступков, будит чувство стыда за плохое поведение. Поэтому нам с вами необходимо уважать религии различных национальностей проживающих на территории нашей огромной страны! Россия – многоконфессиональная страна!
Религия оказала огромное влияние на развитие культуры общества.
Она вдохновляла художников и архитекторов, музыкантов и писателей.
Без использования религиозных обрядов и сюжетов наша культура была бы во много раз беднее.
Закрепление основных понятий урока
Сегодня на уроке я узнал…
Меня заинтересовал вопрос…
Хочу узнать больше о ….
Домашнее задание: прочитать параграф
Индивидуальное задание: подготовить сообщение или презентацию по теме (на выбор):
1) «Памятники духовной культуры Крыма, Феодосии»,
2) «Памятники материальной культуры Крыма, Феодосии».