Поучение что это такое в древнерусской литературе

ПОУЧЕНИЕ

Смотреть что такое «ПОУЧЕНИЕ» в других словарях:

поучение — наставление, назидание, нравоучение, мораль, проповедь, нотация, урок; дидактизм, напутствие, рекомендация, наказ, дидактика, поученье, наставленье, рацея Словарь русских синонимов. поучение см. наставление Словарь синонимов русского языка … Словарь синонимов

«ПОУЧЕНИЕ» — «Поучение детям» Владимира Мономаха, памятник древнерус. лит ры и пед. мысли. Автор великий князь киевский, полит, и воен. деятель, писатель (1053 1125). Произведение состоит из трёх, первоначально самостоятельных частей: собственно «Поучения»,… … Российская педагогическая энциклопедия

Поучение — в узком смысле церковная проповедь (см.), в широком же вообще дидактическое высказывание, обращенное к слушателям или читателям; от П. школьная теория различает слово как проповедь, оформленную по правилам ораторского искусства, и беседу как П.,… … Литературная энциклопедия

ПОУЧЕНИЕ — ПОУЧЕНИЕ, я, ср. 1. см. поучать. 2. Наставление, назидательный совет. Родительские поучения. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

поучение — 1) жанр древнерусской литературы дидактическо проповеднического характера. Рубрика: роды и жанры литературы Род: жанры древнерусской литературы Пример: Поучение Владимира Мономаха Заботами о судьбах страны, глубокой человечностью проникнуто… … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

Поучение — ср. 1. процесс действия по гл. поучать 2. Назидательный совет, наставление. 3. Проповедь, речь, содержащая в себе наставление о жизни. отт. Жанр древнерусской литературы, включающий в себя такую проповедь. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф.… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

поучение — поучение, поучения, поучения, поучений, поучению, поучениям, поучение, поучения, поучением, поучениями, поучении, поучениях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

поучение — поуч ение, я … Русский орфографический словарь

поучение — (2 с), Пр. о поуче/нии; мн. поуче/ния, Р. поуче/ний … Орфографический словарь русского языка

Источник

поучение

Смотреть что такое «поучение» в других словарях:

поучение — наставление, назидание, нравоучение, мораль, проповедь, нотация, урок; дидактизм, напутствие, рекомендация, наказ, дидактика, поученье, наставленье, рацея Словарь русских синонимов. поучение см. наставление Словарь синонимов русского языка … Словарь синонимов

«ПОУЧЕНИЕ» — «Поучение детям» Владимира Мономаха, памятник древнерус. лит ры и пед. мысли. Автор великий князь киевский, полит, и воен. деятель, писатель (1053 1125). Произведение состоит из трёх, первоначально самостоятельных частей: собственно «Поучения»,… … Российская педагогическая энциклопедия

ПОУЧЕНИЕ — ПОУЧЕНИЕ, поучения, ср. 1. Назидательный совет, наставление (книжн. и разг. ирон.). «И твои останки людям милы, и укор, и поученье в них.» Некрасов. Надоели мне твои поучения. 2. Проповедь, речь, содержащая в себе наставления о жизни (книжн.… … Толковый словарь Ушакова

Поучение — в узком смысле церковная проповедь (см.), в широком же вообще дидактическое высказывание, обращенное к слушателям или читателям; от П. школьная теория различает слово как проповедь, оформленную по правилам ораторского искусства, и беседу как П.,… … Литературная энциклопедия

ПОУЧЕНИЕ — ПОУЧЕНИЕ, я, ср. 1. см. поучать. 2. Наставление, назидательный совет. Родительские поучения. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Поучение — ср. 1. процесс действия по гл. поучать 2. Назидательный совет, наставление. 3. Проповедь, речь, содержащая в себе наставление о жизни. отт. Жанр древнерусской литературы, включающий в себя такую проповедь. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф.… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

поучение — поучение, поучения, поучения, поучений, поучению, поучениям, поучение, поучения, поучением, поучениями, поучении, поучениях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

поучение — поуч ение, я … Русский орфографический словарь

поучение — (2 с), Пр. о поуче/нии; мн. поуче/ния, Р. поуче/ний … Орфографический словарь русского языка

Источник

Значение слова «поучение»

Поучение что это такое в древнерусской литературе

1. Действие по знач. глаг. поучать. Если литература ставит себе целью поучение — она должна учить образами, фактами, вскрывать смысл жизни и противоречия ее. М. Горький, Письмо Репертуарной секции Большого Драматического театра [?], 1919—1920.

2. Назидательный совет, наставление. [Мамаев:] Хотел ему, знаете, в шутку поучение прочесть: «в гимназию-то, мол, тихо идешь, а из гимназии домой бегом, а надо, милый, наоборот». А. Островский, На всякого мудреца довольно простоты. Поучения Лютикова не были назойливо-дидактическими, навязчивыми, они были плодом его труда и размышлений и именно так и воспринимались людьми. Фадеев, Молодая гвардия.

3. Лит., церк. Проповедь, сочинение, содержащие в себе наставления о жизни. В старинные годы, рядом с благочестивыми поучениями и житиями святых, списывались у нас и ходили по рукам романические сказания. Добролюбов, О русском историческом романе. Никон [патриарх] сам любил и был мастер произносить поучения собственного сочинения. Ключевский, Курс русской истории.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Поучение — назидательный совет, наставление.

Катихизические поучения — вид церковной проповеди.

Поучение — жанр литературы с наставлением о жизни; сочинения такого жанра:

«Поучения Птаххотепа» (XXV век до н. э.) — первый дошедший до нашего времени философский труд;

«Поучение Агапита» (VI век) — об идеальном христианском императоре, популярный учебник по искусству государственного управления;

«Поучение Владимира Мономаха» (XII век)

«Перевод поучений» (254 тома) — канонизированный свод комментариев к тибетскому канону Ганджур.

ПОУЧЕ’НИЕ, я, ср. 1. Назидательный совет, наставление (книжн. и разг. ирон.). И твои останки людям милы, и укор, и поученье в них. Некрасов. Надоели мне твои поучения. 2. Проповедь, речь, содержащая в себе наставления о жизни (книжн. лит.). П. Владимира Мономаха.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

поуче́ние

2. книжн. филол. проповедь, речь, содержащая в себе наставления о жизни ◆ Поучение Владимира Мономаха.

Делаем Карту слов лучше вместе

Поучение что это такое в древнерусской литературеПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: наркотрафик — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

ПОУЧЕНИЕ

Библиография:
Общей монографии о русском П. как жанре нет. Библиографию отдельных вопросов по авторам и эпохам см. в пособиях: Шляпкин И. А., История русской словесности (Программа университетского курса), изд. 2, П., 1915; Виноградов В., Наблюдения над стилем Жития протопопа Аввакума, ст. в сб. «Русская речь», П., 1923, I.

Смотреть что такое ПОУЧЕНИЕ в других словарях:

ПОУЧЕНИЕ

ПОУЧЕНИЕ

поучение ср. 1) Процесс действия по знач. глаг.: поучать. 2) Назидательный совет, наставление. 3) а) Проповедь, речь, содержащая в себе наставление о жизни. б) Жанр древнерусской литературы, включающий в себя такую проповедь.

ПОУЧЕНИЕ

поучение с.precept, lesson; (наставление) lecture, sermon; (скучное) homily

ПОУЧЕНИЕ

ПОУЧЕНИЕ

ПОУЧЕНИЕ

в узком смысле церковная проповедь (см.), в широком же — вообще дидактическое высказывание, обращенное к слушателям или читателям; от П. школьная теория различает слово как проповедь, оформленную по правилам ораторского искусства, и беседу как П., наоборот, безыскусственное, с привносными элементами диалогизма между автором и теми, к кому он обращается. Русская письменность очень рано получила ряд П., большей частью переводных с греческого (как напр. «Златоструй» — болгарский текст X в. сборника слов Иоанна Златоуста). Этот вид лит-ры оказал влияние на разного рода оригинальные композиции, в том числе на автобиографическое П. Владимира Мономаха детям и братии [начало XII в., «Моление Даниила Заточника» [первая половина XIII в., подбор советов «чадам», вошедший в сборник XIV в. «Златая цепь». Церковное проповедничество домонгольского, частью монгольского периода распадается на два главных течения, определившихся в основном социальным составом слушателей и степенью образованности самого автора: в то время как одни говорили и писали в торжественно-панегирическом стиле, употребляя ораторские приемы и прибегая к символу, другие не шли дальше элементарных предписаний, чуждых книжности, но вызывавшихся повседневною жизненной практикой. Из панегиристов и символизаторов известны Иларион («Слово о законе и благодати», ок. 1050), Кирилл Туровский — епископ XII—XIII вв., составитель «слов» на праздники и «притч», так же как «слов», насыщенных символикой, иногда иносказательно-полемических; как ученый истолкователь писания, присоединивший к своей экзегезе и светскую мудрость Гомера, Платона и Аристотеля, в XII в. славился митрополит Климент Смолятич. От представителей безыскусственной практической проповеди сохранились П. Луки Жидяты, Ильи (новгородских епископов XI и XII вв.) и киево-печерского игумена Феодосия [до 1073, дающие ценный бытовой материал вплоть до упоминаний об игре в бабки. В монгольский период к этой манере проповеди примыкают напр. П. с именем Моисея (вероятно тоже новгородского архиепископа XIV в.) «О ротах и о клятвах», «О безвременном пьянстве»; до некоторой степени слияние обеих манер поучения дает во второй половине XIII в. владимиро-суздальский епископ Серапион. Масса анонимных П. с течением времени [конец XIV и XV вв.]входит в сборники церковного и домашнего чтения: «Пролог», «Измарагд», «Златоустник» и др. Небольшая их часть может быть выделена по своему антииерархическому тону и содержанию. Таковы: переделки в проповедь «Епистолии о неделе» [XV—XVI вв., «Слово о лживых учителях» [XIV в., которое несомненно связано с движением псковско-новгородских сектантов «стригольников». В этом «Слове», позже использованном старообрядцами, оспаривается кастовый характер духовенства. Еще социальнее насыщен тот же протест в XVI в. в учении беглого холопа Феодосия Косого [ок. 1552, к-рый обвинял духовенство в том, что оно учит «земских властей бояться и дани даяти им» (т. е. платить налог). Консервативное вообще, проповедничество поповской массы подавлено компиляцией и чтением по готовому, о чем для XVI в. упоминает в своем мемуаре Гейденштейн. Наиболее яркий автор эпохи — митрополит Даниил [1522—1539]с его бытовыми картинками московского позднефеодального общества, оригинальным, вульгаризующим стиль П. языком. Частичный сдвиг П. создан во второй половине XVII в. расколом. В «Беседах» начинателя нового просторечного стиля П., протопопа Аввакума, возобладал протест личности, не считающейся с традицией. Библиография: Общей монографии о русском П. как жанре нет. Библиографию отдельных вопросов по авторам и эпохам см. в пособиях: Шляпкин И. А., История русской словесности (Программа университетского курса), изд. 2, П., 1915; Виноградов В., Наблюдения над стилем Жития протопопа Аввакума, ст. в сб. «Русская речь», П., 1923, I. А. С. смотреть

ПОУЧЕНИЕ

-я, ср. 1. Действие по знач. глаг. поучать.Если литература ставит себе целью поучение — она должна учить образами, фактами, вскрывать смысл жизни и пр. смотреть

Источник

Жанр поучений

Аннотация. В статье рассмотрены аксиологические и эстетические установки поучений древнерусской литературы: раскрываются духовно-нравственные и художественные ценности жанра, проявляющиеся в позициях авторов и героев, традиционно передающих христианские идеалы новым поколениям.

Аксиологическое изучение литературы позиционируется в современном литературоведении как новое направление в филологии. Между тем и фольклор, и русская литература, и история их изучения были связаны с ценностным мировосприятием от исходных жанровых форм, особенностей их функционирования и восприятия в обществе.

Дидактизм как важнейшая особенность художественного метода древней литературы способствовал формированию жанров, нацеленных на введение в национальное сознание русского человека ценностного мира христианской культуры в органичном её соединении с вековечными ценностями русского и других народов России и соседствующих народов.

Поучение как жанр литературы отразило и само отношение к книге как к «учению книжному», в котором и раскрывается «неизмеримая глубина» всех жизненных ценностей каждого человека как члена общества.

Ценностные основы авторского мировосприятия (создателя поучений) развиваются в тех нравственных постулатах, которые оставляются современникам и потомкам, считающим книги «реками, наполняющими вселенную». Эти «реки» вобрали в себя все «ручейки» системы ценностей каждой конкретной эпохи, каждого литературного жанра, пронеся их в новые времена.

Эстетические установки художественного метода древней русской литературы связаны с ориентацией на идеальные духовные ценности: отсюда «чинность, урядность», «ритуальность», «литературный этикет», понуждающие писателя блюсти традицию, особенно в части мировоззренческой, духовной, где и определяются незыблемые ценности книжника, любого человека, нации, а затем уже эпохи. Наиболее показательным в этом аспекте для эпохи Киевской Руси можно считать жанр поучений.

Рассмотрим духовно-нравственный, ценностный мир жанра поучений, проявляющийся в позициях авторов и героев, мировосприятии средневекового русского человека, показывающих идеальную духовно-нравственную традицию, передающуюся новым поколениям людей.

Вопрос о том, чему же учила древняя литература, был поставлен в литературоведении хх века Лихачёвым, но учёный был вынужден оговориться: «Оставим в стороне те религиозные и церковные вопросы, которыми она была занята. Светская стихия древней русской литературы была глубоко патриотична. Она учила деятельной любви к Родине, воспитывала гражданственность, стремилась к исправлению недостатков общества.

В те годы подробно была изучена светская составляющая древней русской литературы, но сосредоточить внимание на единстве религиозных и светских представлений по идеологическим соображениям в то время не было возможности. До революции не было разделения словесности на светскую и духовную: был единый литературный процесс. Тем более это важно учитывать в постижении ценностных смыслов древней русской литературы) её жанров.

Поучение, созданное светским человеком или монахом, по своим глубинным устремлениям связано с христианским мировоззрением, которое было доминантой духовной жизни общества в целом. Большинство книжников, писателей Древней Руси были людьми воцерковлёнными и глубину жанра поучения и ценностный мир сограждан оценивали с таких позиций.

Постигнуть ценностные пласты древней русской культуры) в том числе и патриотическую составляющую, возможно только на основе системного постижения её духовных принципов в их единстве. «Глубоко патриотичная светская стихия» имела глубинный фундамент, и его изучение — насущная проблема современного литературоведения. Жанр поучений, религиозных и светских, в полной мере обнажает эти системные основы ценностного мира древнерусской культуры, обращённой к христианскому вероучению.

Авторы поучений концентрировали духовный, душевный и бытовой опыт не одного поколения для передачи или, как принято говорить трансляции традиции новым наследникам, сознательно решающим для себя, что из традиции нужно им воспринять.

Причём трудно представить более терпимого отношения между поколениями, какое открывается в поучениях. Владимир Мономах отмечает в самом начале повествования: «Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь) но кому из детей моих она будет люба, пусть примет её в сердце своё..» или: «Не осуждайте меня, дети мои или другой, кто прочтёт: не хвалю ведь я ни себя, ни смелости своей, но хвалю Бога и прославляю милость его за то, что Он меня, грешного и худого, столько лет оберегал от тех смертных опасностей и не ленивым меня, дурного, создал, на всякие дела человеческие годным».

Мономах не настаивает на обязательности и непреложности восприятия своих принципов и правил жизни новыми поколениями, оставляя выбор за потомками, но просит принять их в сердце по закону любви. Основа всего ценностного духовного мира с точки зрения древнерусского писателя — любовь и диалог с людьми, Божий закон в душе.

В поучениях сходятся два мира: мир вечный — небесный и временный — земной. Ещё ранее, в 1054 году, летописец приводит наставления сыновьям, которые давал и при жизни) и перед смертью великий князь русский Ярослав: «Вот Я покидаю мир этот, сыновья мои; имейте любовь между собой … если будете жить в любви между собой, Бог будет в вас и покорит вам врагов. И будете мирно жить».

Основная забота авторов поучений направлена на воспитание православного человека «с Богом в душе», ибо такой человек может сохранить любовь, защитить гонимого: «Если кто захочет обидеть брата своего, ты помогай тому, кого обижают». Защищать обижаемого, вне разбора и суда (прав — виноват), по справедливости, — это также заповедь любви.

Жить мирно — следующая ценностная доминанта для книжника и любого русского человека, что неоднократно подчёркивается в разновременных произведениях древней литературы. Мирная жизнь — это величайшая ценность, к которой стремились люди из поколения в поколение: «худой мир лучше доброй ссоры». Мирная жизнь – это тот идеал, который будут воспевать новые поколения русских писателей и в иные времена. По мнению Ломоносова, «тишина» принесёт процветание родине.

Тысячу лет назад и князь Ярослав предупреждал: «будете в ненависти жить, в распрях и ссорах, то погибните сами и погубите землю отцов своих и дедов своих, которые добыли её трудом великим … ». Истоки этого ценностного посыла очевидны: «стяжите дух мирен, и тысячи вокруг вас спасутся».

Владимир Мономах особое внимание уделяет воспитанию и самовоспитанию доброты и ответственности, ибо только на их основе возможно строительство того ценностного мира, который представлялся ему идеальным.

Сбережение родной земли, земли дедов и отцов, для детей, внуков и правнуков — важнейшая нравственная задача, завещанная новым поколениям древнерусскими писателями в поучениях. Земля отцов — отчизна, «светло светлая и красно украшенная» — это важнейшая ценность, на сбережение которой должны быть направлены все духовные силы современников. Воспитать такое отношение потомков на примерах жизни предков, современных поколений и собственным примером — основная задача автора поучений.

В древнейшем литературном жанре вырабатывались и основные ментальные принципы воспитания: научить «жить в любви» и прощении — основной завет предков. Так наставляли своих сыновей и Ярослав, и Мономах, так они жили и сами. Мономах в знаменитом письме к Олегу Святославичу (Гориславичу) раскрывает величие своего духовного мира и в умении подняться над личным мщением даже за погибель сына.

Принимая за основу отношений договор и примирение, Мономах руководствовался христианскими правилами, которые не устаёт повторять в поучении и в письме: «Если не простите прегрешений брату, то и вам не простит Отец ваш небесный».

И в политической своей деятельности Мономах руководствуется духовными принципами: «А мы не будем за него мстителями, но положим то на Бога, когда предстанут перед Богом; а Русскую землю не погубим».

Авторы поучений стремятся направить читателей на сохранение души в чистоте и верности Божьим заповедям: «Если же кто из вас не хочет добра и мира христианам, пусть тому от Бога мира не видать душе своей на том свете! Не от нужды говорю я это, не от беды какой-нибудь, посланной Богом, но душа своя мне дороже всего света сего».

С устройством души каждого конкретного человека Мономах связывает и всё устройство русского мира: «не хочу я зла, но добра хочу братии и Русской земле».

Подведём итоги. Высшей ценностью для писателей Древней Руси, проявившейся и в жанре поучений, было воспитание и сбережение души человека, от которой только и зависит состояние государства. Деятельная любовь к Отечеству возможна, по мнению авторов поучений, только на основаниях духовных ценностей христианства. Все жанры древней русской литературы раскрывают эту взаимозависимость личного, духовного, и общественного патриотического настроя.

Поэтому изучить древние жанры, оставляя в стороне религиозную составляющую их ценностного мира, невозможно. Каждое произведение средневековой литературы соединяет в себе богословские, исторические и художественные ценности, требуя адекватных методологических подходов. «Истинное просвещение есть разумное просветление всего духовного состава в человеке или народе», — писал А.С.Хомяков. Вот этому духовному просветлению и способствовал жанр поучений древней русской литературы.

Жанр поучений пронизывают гуманные принципы, тот «нравственный И духовный закон», В котором из поколения в поколение воспитывались русские люди. Именно эти традиционные принципы жизнеустройства России способствовали укреплению России как государства.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *