Поучение что это 8 класс

Поучение

Смотреть что такое «Поучение» в других словарях:

поучение — наставление, назидание, нравоучение, мораль, проповедь, нотация, урок; дидактизм, напутствие, рекомендация, наказ, дидактика, поученье, наставленье, рацея Словарь русских синонимов. поучение см. наставление Словарь синонимов русского языка … Словарь синонимов

«ПОУЧЕНИЕ» — «Поучение детям» Владимира Мономаха, памятник древнерус. лит ры и пед. мысли. Автор великий князь киевский, полит, и воен. деятель, писатель (1053 1125). Произведение состоит из трёх, первоначально самостоятельных частей: собственно «Поучения»,… … Российская педагогическая энциклопедия

ПОУЧЕНИЕ — ПОУЧЕНИЕ, поучения, ср. 1. Назидательный совет, наставление (книжн. и разг. ирон.). «И твои останки людям милы, и укор, и поученье в них.» Некрасов. Надоели мне твои поучения. 2. Проповедь, речь, содержащая в себе наставления о жизни (книжн.… … Толковый словарь Ушакова

Поучение — в узком смысле церковная проповедь (см.), в широком же вообще дидактическое высказывание, обращенное к слушателям или читателям; от П. школьная теория различает слово как проповедь, оформленную по правилам ораторского искусства, и беседу как П.,… … Литературная энциклопедия

ПОУЧЕНИЕ — ПОУЧЕНИЕ, я, ср. 1. см. поучать. 2. Наставление, назидательный совет. Родительские поучения. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

поучение — 1) жанр древнерусской литературы дидактическо проповеднического характера. Рубрика: роды и жанры литературы Род: жанры древнерусской литературы Пример: Поучение Владимира Мономаха Заботами о судьбах страны, глубокой человечностью проникнуто… … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

Поучение — ср. 1. процесс действия по гл. поучать 2. Назидательный совет, наставление. 3. Проповедь, речь, содержащая в себе наставление о жизни. отт. Жанр древнерусской литературы, включающий в себя такую проповедь. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф.… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

поучение — поучение, поучения, поучения, поучений, поучению, поучениям, поучение, поучения, поучением, поучениями, поучении, поучениях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

поучение — поуч ение, я … Русский орфографический словарь

поучение — (2 с), Пр. о поуче/нии; мн. поуче/ния, Р. поуче/ний … Орфографический словарь русского языка

Источник

Конспект урока литературы в 8 классе «Поучения Владимира Мономаха»

Методическая разработка урока литературы в 8 классе

по теме: «Духовная литература. «Поучение Владимира Мономаха».

В рамках реализации рабочей программы по предмету «Литература» в 8-м классе предусмотрено 7 часов на изучение раздела «Древнерусская литература. Духовная литература». Данная тема не нова для восьмиклассников (они изучали ее в предыдущем курсе литературы), но, как показывает практика, не всем учащимся интересен этот раздел литературы, а для многих вызывает трудность понимание текстов, написанных на древнерусском языке. Для того, чтобы вызвать интерес учащихся к богатому духовному наследию русской литературы, позволяющему формировать духовно-нравственные качества подрастающего поколения, что стало особенно актуальным в наши дни, считаю необходимым проведение параллелей с реалиями современного мира. Применение информационных технологий позволяет «стереть границы между прошлым и будущим», дать возможность каждому учащемуся окунуться в мир прошлого, понять его и образно представить.

Цель: познакомить с жанром древнерусской литературы «поучение», с одним из шедевров духовной литературы – «Поучением Владимира Мономаха».

— получать знания о взаимовлиянии духовной и светской литературы в Древней Руси, влиянии традиций духовной литературы;

— учиться анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы; ориентироваться в системе знаний и осознавать необходимость нового знания;

— узнать о жизни и деятельности князя Владимира Мономаха;

— продолжать приобретать умение работать с художественными и литературоведческими текстами;

— развивать способность соотносить свои представления с услышанной информацией;

— развивать умение целеполагания, организации своей деятельности;

— получить возможность испытать чувство патриотизма, национальной гордости и уважения к славным деяниям предков.

Реализация разработки рассчитана на один урок.

Ожидаемые результаты реализации разработки: систематизация и получение учащимися необходимых знаний по разделу «Духовная литература»; формирование духовно-нравственных качеств учащихся; получение возможности испытать чувство патриотизма, национальной гордости и уважения к славным деяниям предков. Способом проверки достижения результата является создание на уроке кластера «Жанры духовной литературы», школьный мониторинг по выявлению уровня гражданской позиции учащихся 8 классов.

Данной методической разработкой может воспользоваться любой учитель литературы для проведения урока по данной теме при наличии необходимого оборудования.

Методы, приемы обучения

Формы учебного взаимодействия

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемого результата

Формируемые универсальные учебные действия. Предметные действия

Источник

Работа с текстом «Поучения» Владимира Мономаха в школе

«Поучение Владимира Мономаха»: анализ произведения

Это произведение древнерусской литературы занимает в ней особое место, исследователи признают, что «несколько особняком, как бы вне традиционной системы жанров, стоит один из интереснейших памятников литературы Киевской Руси — так называемое «Поучение Владимира Мономаха». Анализ произведения вы найдете в данной статье.

Интересно, что (это присуще древнерусской литературе) еще не так давно Владимиру Мономаху приписывалось авторство одного из фрагментов памятника, который был переписан вместе с собственно авторским текстом, но сейчас установлено, что князь создал собственно «Поучение», свою автобиографию и письмо к Олегу Черниговскому, которые оказались вписаны в «Повесть временных лет», в текст так называемой Лаврентьевской летописи. Отличие «Поучения» от литературы своего времени заключается в первую очередь в том, что оно создано не духовным лицом, который имел на это право, а государственным деятелем, человеком, обладавшем светской властью и сумевшим использовать эту власть во благо Руси.

Владимир Мономах (1053 — 1125) был в 1113 — 1125-м годах великим князем киевским, он был внуком Ярослава Мудрого по отцовской линии и византийского императора Константина Мономаха по материнской (за что и получил свое прозвище). Это был исключительно деятельный и умный политик, который оставил заметный след в истории Киевской Руси, он был сторонником единения её для организации совместной защиты русской земли от половцев. Долгая и трудная жизнь, посвященная служению интересам родины, убедила князя в том, что его жизненный опыт может оказаться полезным потомкам, поэтому он и создает своё «Поучение», которое называют его «политическим и нравственным завещанием», в котором изложена особого рода «программа» княжеского поведения, целью которого должно стать всемерное служение делу объединения и процветания Киевской Руси.

Уже в самом начале «Поучения» Владимира Мономаха мы видим поэтический образ, с помощью которого князь указывает на завещательный характер своего обращения: «Сидя на санях…» Здесь указывается на ожидание близкой смерти (ведь по древнерусскому обычаю тело усопшего доставляли к месту погребения обязательно на санях — независимо от времени года). Такое начало должно было придать особое значение всему тому, что говорит старый князь, за словами которого стоит честно прожитая жизнь, дающая ему право на «поучение».

Может показаться, что «Поучение» Владимира Мономаха обращено только к «детям» князя, но нельзя забывать, что киевский князь был в то время великим князем, по отношению к которому все остальные князья были «детьми» (позже Святослав так же обратится к Игорю и Всеволоду в «Слове о полку Игореве»), поэтому обращение князя адресовано князьям Киевской Руси, которых он призывает в первую очередь помнить о своём княжеском предназначении, быть скромными и верными служителями интересам родной земли: «Гордости не имейте в сердце и в уме: смертны все, сегодня живы, а завтра в гробу; всё, что мы имеем, дано нам лишь на малое время. Не уклоняйтесь учить увлекающихся властью, ни во что ставьте всеобщий почет». Здесь отчётливо видно обращение князя к Библии, на основе которой он строит своё понимание княжеского поведения, оценивает сделанное собой и предлагает другим следовать этим же путём. Кроме того, Владимир Мономах предстает в «Поучении» как образованный, знакомый с книжной традицией и владеющий «даром слова» человек, его речь образна и поэтична, он использует ассоциации с миром природы и общекультурные ассоциации, что создаёт особый язык его произведения, являющийся примером владения художественной речью.

Для того, чтобы его речь была более убедительной, автор обращается к примерам из собственной долгой и славной жизни, он приводит «длинный перечень «путей и ловов» (т е. походов и охот), в которых принимал участие с тринадцати лет». Это служит доказательством того, что он сам придерживался в жизни тех же правил, которые рекомендует другим: не злоупотреблял княжьей властью, старался быть справедливым, не давал в обиду слабых, избегал бессмысленного кровопролития, не предавался лени и во всё, что происходило с ним и государством, вникал сам — чтобы понимать причины происходящего и уметь правильно вести себя. Такое завершение «Поучения» Владимира Мономаха показывает нам действительное желание князя оставить после себя след, передать свой жизненный опыт тем, кто после него будет ответственен за судьбу Руси.

Именно потому, что он сам в своей жизни следовал таким принципам, он мог со спокойной совестью закончить «Поучение» следующим наставлением: «Прочитав эту грамотку, постарайтесь, дети, совершать всякие добрые дела. Смерти, дети, не бойтесь, ни войны, ни зверя, дело исполняйте мужское, как вам Бог даст». Не случайно здесь обращение к Богу — ведь княжья власть, как считалось, дается свыше, поэтому и ответственность за то, как ты будешь править, необходимо нести перед Богом.

Исследователи древнерусской литературы находят определенную связь между «Поучением» Владимира Мономаха, анализ которого мы провели, и произведениями подобного рода, созданными в других средневековых литературах. Однако нужно помнить, что русский князь не писал литературное произведение, он пытался сохранить для потомков свой духовно-политический опыт, который дался ему слишком дорогой ценой, он хотел предостеречь от повторения своих ошибок тех, на ком лежала ответственность за укрепление на Руси «братолюбия», от которого зависела судьба Руси; «Поучение», таким образом, «не столько опиралось на традиции разных литературных жанров, сколько отвечало политическим потребностям своего времени». И, как оказалось, не только своего, потому что проблема единства народа и страны — проблема вечная, ведь именно от единства зависит, какой будет их, народа и страны, жизнь.

Источник: Гладышев В.В. Краткий справочник по литературе. — М.: ФЛИНТА, 2014

Работа с текстом «Поучения» Владимира Мономаха в школе

Работа с текстом «Поучения» Владимира Мономаха в школе

«Поучение князя Владимира Всеволодовича Мономаха» (так оно озаглавлено в средневековой рукописи) заслуженно занимает весьма почётное место в ряду памятников исповедального, автобиографического жанра классической русской словесности. Своей известностью произведение обязано прежде всего высоким и личным достоинствам его автора — выдающейся, легендарной фигуры в истории Руси, а также уникальности памятника, который сохранился в единственном рукописном подлиннике-списке пергаменной летописи писца Лаврентия, датированной 1377 годом.

Важной чертой «Поучения» Мономаха является его гуманистическая направленность, обращённость к Человеку, его духовному миру, что тесно связано с гуманистическим характером авторского мировоззрения. Более того, защищённое на 100 процентов как надёжный рукописный литературный источник, «Поучение» по своему содержанию высоко-патриотично и высоко-пристрастно к судьбам Русской земли в целом и каждого человека в отдельности — будь то князь, духовное лицо или любой мирянин. Кроме того, «Поучение» прочно вписано в общеевропейскую средневековую литературную традицию королевских, императорских наставлений наследникам и потомкам — английским и французским, византийским (например, трактат византийского императора Константина Багрянородного «Об управлении империей» X в. написан в форме наставления сыну-наследнику).

Отмеченные качества «Поучения» Владимира Мономаха позволяют считать его своего рода образцовым произведением древнерусской книжной словесности для изучения в высшей или средней школе. Если говорить о современной средней школе, где проблемы образования и воспитания идут рука об руку, «Поучение» Мономаха, казалось бы, не может быть широко востребовано. Между тем дело обстоит как раз наоборот. В 9 классе курс литературы включает традиционно из средневековой русской книжности лишь «Слово о полку Игореве», как, впрочем, и программа литературы 8 класса. В общем литературном обзоре, правда, учебник 8 класса под редакцией Д.С.Лихачёва всё же уделяет «Поучению» Мономаха полстраницы текста, где на бытовом уровне князь Владимир Мономах охарактеризован как образец уступчивости и миролюбия, умения прощать личные обиды. Речь идёт об очень узком комментарии к известному посланию Владимира Мономаха к князю Олегу Святославовичу Черниговскому — убийце его сына князя Изяслава. Что же касается фрагмента текста «Поучения» в школьном учебнике 7 класса, то там речь не идёт даже и об эпизоде, а дан сюжетно нивелированный набор общедидактического характера, главным образом высказываний Владимира Мономаха, направленных против лени, причём речь отнюдь не заходит о лености души, то есть, о том, что имел прежде всего в виду автор, подбор опять же исполнен чисто в бытовом ключе. Лучше было бы уж совсем не делать этого, нежели представлять «Поучение» Мономаха и его автора в искажённом свете! Между тем, отдельным продвинутым школьникам наверняка известны созвучные самой сути «Поучения» Мономаха строки великого русского поэта XX в. Н.Заболоцкого:

Не позволяй душе лениться!

Чтоб воду в ступе не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь.

Встаёт естественный вопрос: если включать «Поучение» Мономаха в программу литературы средней общеобразовательной школы (чего оно в высшей степени заслуживает), то как подобрать научно-методические ключи к тексту произведения, чтобы по необходимости кратко и внятно, с пользой для литературного образования и духовного воспитания детей, уважительно и достойно, без искажений представить бессмертное творение Владимира Мономаха. Задача непростая, но разрешимая, и такой ключ на самом деле существует.

Школьников во все времена (особенно в гимназические) обучали на примерах из жизни великих людей. Нет основания сомневаться в величии личности князя Владимира Всеволодовича Мономаха как исторического, военного, государственного и литературного деятеля. Содержит ли «Поучение» (исповедь или автобиография Владимира Мономаха) рассказ о событиях его жизни? Да, конечно. Больше того, каждая из 3-х частей произведения (видимо, сознательно) строилась как бы вокруг одного из событий, но не простых, а судьбоносных, значимых в том числе и по своему жизненному уроку и лично для князя и для Русской земли в целом. Для того, чтобы в школе лучше понять великие духовные откровения «Поучения» Мономаха (а не некий бытовой суррогат), необходима предметность, которая позволила бы раскрыть содержание и нравственный урок трёх ключевых жизненных ситуаций, реальных опытов жизни, положенных Владимиром Мономахом в основу каждой из 3-х частей своего произведения. Охарактеризуем эти три событийные ситуации.

В первой части своего произведения Владимир Мономах как бы отталкивается от драматической коллизии столкновения с братьями-князьями, которые прислали к нему (он при этом, по словам автора «Поучения», находился зимой на санном пути по Верхней Волге) посла с ультиматумом: «Или ты присоединяешься к нам в походе против Ростиславичей, чтобы отобрать их земли, или между нами всё кончено». За этой фразой — целая драматическая эпоха междукняжеских отношений: клятва князей 1097 года на съезде в Любече жить в мире, любви и согласии, нарушение этой крестной клятвы-ослепление одного из братьев, участников съезда, князя Василька Ростиславича Теребовльского, последовавшие распри, возмездие от Бога крестопреступникам (Владимир Мономах в этой трагической истории — инициатор съезда, жертва клеветы, миротворец, выстрадавший и восстановивший согласие и любовь в Русской земле). На предложение князей идти и отобрать земли у ослеплённого Ростиславича Мономах ответил отказом, что неизбежно было связано с душевными терзаниями и муками сомнений. Чтобы заглушить боль души, исцелить душевные раны, Мономах обращается к гаданию на Псалтири (так было принято тогда на Руси, да, кстати, и в более поздние времена). Он открывает наугад святую книгу, и вот что ему вынулось: «Что печалуеши, душе, что тревожишь меня. Уповай на Бога, яко исповедуемся ему,» — вынулась исповедь души Богу. И Мономах исполняет обет — создаёт своё «Поучение» — исповедь души, подборку выписок учительного характера из книг Писания, направленных против творящих зло и беззаконие.

Во второй части — другие записки: хроника его дружинных путей-походов-деяний. И снова только один эпизод как бы развёрнут — добровольный уход из Чернигова, осаждённого войсками князя Олега Святославича и половцами, чтобы спасти, не дать им загубить невинные души осаждённых мирян и окрестных крестьян, а также монахов близлежащих монастырей. Снова — душевная рана, принятая во спасение людей, снова гуманистический поступок. Заканчивается 2-я часть характерной фразой: «Душа ми моя выше всего света сего». Третья часть — особенная, заключительная (если не считать молитвенного обращения, в принадлежности которого Владимиру Мономаху, кстати, некоторые учёные сомневаются). Мономах даже не пишет эту часть заново (в 1117 г.), а использует своё же старое послание (1096 г.) к князю Олегу Святославичу — убийце его сына, молодого князя Изяслава. И снова — о драматическом событии из личного опыта жизни, и снова о душе: «О многострастный и печальный азъ! Долго боролась моя душа с сердцем, и одолела душа сердце мое». Внутреннее единство «Поучения» достигается не механическим сцеплением разновременных и разножанровых частей этого произведения, а единым духовным стержнем, характеризующим те разнообразные жизненные ситуации, которые автор выделяет в каждой из 3-х частей. Духовный поступок, нравственнная позиция христианина — вот истинный стержень, сюжетно и жанрово скрепляющий все части произведения.

Вообще «Поучение» старается воздействовать на читателя простыми, но сильными по средневековым (и не только средневековым) понятиям эпизодами, событиями из собственного опыта жизни автора. Драматичные сами по себе, эти факты, принадлежащие истории Руси, вместе с тем составляют и эпизоды биографии самого автора, пропущенные жизнью через его судьбу и душу. Поэтому личное и общечеловеческое переплетены в «Поучении» так тесно, делая его гениальным человеческим документом. А это всегда способно волновать душу, особенно детскую. Потому и для школы подобный путь раскрытия литературного и историко-культурного своеобразия «Поучения» Владимира Мономаха и интересен и полезен.

В заключение приведём вопросы возможной игры-викторины, организуемой в классе школы, лицея или гимназии по тексту «Поучения» князя Владимира Мономаха на 7-м или во 8-м уровне. Задача подобной игры: развить познавательные способности учащихся, их нравственно-культурный кругозор через подключение «Поучения» Мономаха к историко-культурному контексту русского и мирового Средневековья, его литературы и культуры [1].

1. Как вы датируете историко-документальные эпизоды, особо отмеченные автором «Поучения» соответственно в 1, 2, и 3 частях своего произведения? Найдите соотносительные моменты в тексте «Повести временных лет».

2. Какова, по вашему мнению, внутренняя логика их следования в едином тексте «Поучения»?

3. Почему в тексте «Повести временных лет» её редактор обозначил произведение Владимира Мономаха словом «Поучение», а не словом «Исповедь»? Дайте соответствующее обоснование.

4. В каком году умер Владимир Мономах и какова, по вашему мнению, продолжительность его жизни?

5. Каковы были, по вашему мнению, самые выдающиеся военные заслуги князя Владимира Всеволодовича Мономаха?

6. Имел ли отношение образ Владимира Мономаха к образу князя Владимира Красное Солнышко русских былин? Если имел, то какое?

7. Почему князь Владимир Всеволодович имел прозвание («прирок» по-древнерусски) «Мономах»? Обоснуйте ваш ответ.

8. Почему старший сын Владимира Мономаха Мстислав имел второе княжеское имя «Гаральд»? Ответ обоснуйте.

9. Мог ли, по вашему мнению, Владимир Мономах быть соредактором «Повести временных лет» (одной из её основных редакций)? Если да, то почему? Обоснуйте.

10. Существует ли жанровая связь «Поучения» Владимира Мономаха с каким-либо кругом произведений мировой литературы Средневековья? Если да, то с какими, приведите несколько примеров.

Примечания

1. Лихачёв Д.С. Владимир Всеволодович Мономах //Словарь книжников и книжности Древней Руси. XI — первая половина XIV вв. Вып. I /Отв. ред. Д.С.Лихачёв. Л., 1987. С.98-102 (там и список научной литературы по «Поучению» Мономаха).

Источник

Поучение

Поучение что это 8 класс

Поучение это литературный жанр наставительного характера, произведения которого содержат моральные, нравственные советы и указания, отцовские заветы, увещания для правителей; вид церковной проповеди, полагающий в объяснении катехизиса для народа.

Происхождение литературных поучений

Поучения составлялись еще в эпоху Древнего Царства в Египте и чаще всего были написаны в качестве наставления отцов сыновьям. Для большей значимости и влиятельности произведений авторство поучений приписывалось выдающимся древнеегипетским личностям, обладающим множеством титулов. Создателем первого литературного поучения «Поучение Имхотепа» считается Имхотеп – строитель первой египетской пирамиды, верховный сановник первого фараона III династии Джосера Нечерихета (правил ок. 2635-2611 гг. до н. э.) В истории также упоминаются поучения Джедефгора, сына фараона IV династии Хуфу, или Хеопса (правил ок. 2589-2566 гг. до н. э.). Тексты этих произведений не сохранились до настоящего времени.

Наиболее яркими образцами жанра в литературе являются: «Поучения Птаххопета» (XXV в. до н. э.), «Поучение» Агапита» (VI в.), «Поучение Владимира Мономаха» (XII в.).

«Поучения Птаххопета»

Первым древнейшим образцом жанра, дошедшим до современности, является философский труд «Поучения Птаххотепа», написанный от имени сановника фараона V династии Джедкара Исеси (правил ок. 2414-2375 гг. до н. э.) Сочинение содержит наставления отца сыну, в которых осуждается алчность, стяжательство и присутствует призыв к добрым поступкам, познанию, дружбе и заботе о возлюбленной.

Пример поучения

Ученостью зря не кичись!
Не считай, что один ты всеведущ!
Не только у мудрых —
И неискушенных совета ищи.
(отрывок из «Поучений Птаххотепа»; перевод Анны Ахматовой)
«Поучения Птаххотепа» сохранились на «папирусе Присса», который был записан во время правления XII династии фараонов Среднего царства (ок. 1991-1783 до н. э.).

«Поучение» Агапита

Опираясь на эллинистическую традицию назидательной литературы, средневековые византийские мыслители советами пытались обучить новых правителей мудрому и справедливому царствованию. Подобные сочинения относились к жанру назидательного трактата, обращённого к императору.

Наиболее ранним и известным сборником руководств по власти государю является «Поучение» Агапита, диакона Константинопольского Софийского храма. Произведение предназначалось византийскому императору Юстиниану І (правил в 527-565 гг.) и состояло из 72 глав, которые содержали основные христианские представления об идеальном правителе.

«Поучение Владимира Мономаха»

Выдающийся образец нравоучительного жанра в литературе представляет собой «Поучение Владимира Мономаха своим детям», написанное в XII в. великим князем киевским Владимиром Всеволодовичем Мономахом как обращение к потомкам. Князь поучает своих детей восхвалять и прославлять Бога, быть благодарными, милостивыми, помогать нуждающимся, каяться, трудиться, совершать только добрые дела. В качестве наставлений автор также приводит изречения из Псалтыря.

Источник

Поучение что это 8 класс

Владимир Мономах, великий князь Киевский, был сыном Всеволода Ярославича и византийской царевны, дочери императора Константина Мономаха. Сочинения Владимира Мономаха написаны в XI–начале XII века и известны под названием «Поучение». Они входят в состав Лаврентьевской летописи. «Поучение» — это своеобразное собрание сочинений князя, включающее само Поучение, автобиографию и письмо Мономаха князю Олегу Святославичу. Поучение явилось политическим и нравственным завещанием князя, адресованным не только его сыновьям, но и широкому кругу читателей.

Перед нами моральные наставления, высокие нравственные заветы, которые имеют непреходящее значение и ценны по сей день. Они заставляют нас задумываться о взаимоотношениях между людьми, совершенствовать свои нравственные принципы. Но «Поучение» – это не только свод бытовых нравственных советов, но и политическое завещание князя. Оно выходит за узкие рамки семейного документа и приобретает большое общественное значение.

Владимир Мономах выдвигает задачи общегосударственного порядка, считая обязанностью князя заботу о благе государства, о его единстве. Междоусобные распри подрывают экономическое и политическое могущество государства, только мир приводит к процветанию страны. Поэтому в обязанность правителя входит сохранение мира.

Автор «Поучения» выступает перед нами как высокообразованный книжный человек, эрудированный, прекрасно разбирающийся в литературе своего времени, что видно по многочисленным цитатам, которые он приводит.

Постепенно «Поучение» перерастает в автобиографию, в которой князь рассказывает, что был участником 82 больших воинских походов. Свою жизнь он старался строить по тем же правилам, о которых пишет сыновьям. Мономах предстает в своем сочинении человеком необычайно деятельным, ревностным поборником просвещения. Он считает, что в быту князь должен быть образцом для окружающих, семейные отношения нужно строить на уважении. В «Поучении» Мономах охватывает широкий круг жизненных явлений, дает ответы на многие социальные и нравственные вопросы своего времени.

Сам же Мономах эмоционально поглощен религиозными чувствами, воспевая божественную гармонию всего сущего, провозглашая человеколюбие, милосердие Бога, сотворившего своей милостью множество великих чудес и благ, подарившего людям землю и весь окружающий мир.

Социальная практика и трудовая деятельность князя раскрывается в следующем его замечании: что надлежало делать отроку его, то сам делал — на войне и на охотах, ночью и днем, в жару и стужу, не давая себе покоя. Сам делал, что было надо.

В целом «Поучение» раскрывает облик незаурядного государственного деятеля русского средневековья,

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Читайте также другие темы главы «Литература Киевской Руси»:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *