Потрясающая риторика что значит
Ораторское искусство: зачем его осваивать и с чего стоит начать
Первые мастера ораторского искусства появились в Древней Греции. Они участвовали в дебатах, играли на сценах театра и выступали с речами перед народом. В XXI веке умение красиво говорить помогает продвигаться по карьерной лестнице и заражать людей своими идеями. Этот навык необходим не только актерам, журналистам и адвокатам, но и всем тем, чья деятельность так или иначе связана с публичными выступлениями. Преподаватели ораторского искусства рассказали РБК Трендам тонкости этого мастерства.
Аудиоверсия материала:
Теперь материалы РБК Трендов можно не только читать, но и слушать. Ищите и подписывайтесь на подкаст «Звучит как тренд» в Apple Podcasts, «Яндекс.Музыке», Castbox или на другой платформе, где вы слушаете подкасты.
Что такое ораторское искусство
Это практика убедительных публичных выступлений. Оратор, который способен создать яркий текст и качественно его передать, способен привлечь внимание аудитории и склонить ее на свою сторону. Великими ораторами называли Уинстона Черчилля, Льва Троцкого и Стива Джобса. Эти люди умели вдохновлять остальных своими идеями и вести за собой толпы, как в прямом, так и переносном смысле.
Ораторское мастерство основывается на риторике — искусстве эффективного использования слов. Но если риторика состоит из правил построения художественной речи для создания текстов любых направлений, от поэзии до художественной литературы, то ораторское искусство носит практический характер. Оно помогает доступно и убедительно излагать свою позицию и пригодится как в работе, так и в повседневной жизни. Это один из мягких надпрофессиональных навыков (soft skills), помогающих в решении разнообразных жизненных задач.
Почему важно развивать ораторское искусство
Публичное и деловое общение активно вошло в повседневную жизнь современного человека. Мы выступаем на конференциях, участвуем в собраниях, общаемся через голосовые мессенджеры и читаем поздравительные речи. Этот процесс стал очень активным, и успешному человеку важно работать над подачей своей речи.
считает Александр Эпштейн, основатель школы ораторского мастерства «Культура речи». — Я буду не оригинальным если скажу, что человек стал более публичным. Еще совсем недавно предприниматели, бизнесмены, политики не обучались искусству публичных выступлений. Сегодня мы наблюдаем, как среди них значительно вырос спрос на все виды услуг: корпоративные тренинги, персональных коучей и работу в группах».
Елена Полякова, тренер спикеров TEDxSadovoeRing, автор курса «Слово как искусство» и основатель культурного салона «Маяк» в Тбилиси добавляет:
«Само по себе произнесенное слово — лишь итог. Речь человека начинается с его способности к восприятию, к интуитивному познанию мира, к глубокому проживанию собственной жизни. Затем идет умение обрабатывать полученный опыт, ясно мыслить и выражать мысли во всей полноте и убедительности.
Ораторское искусство — это глубокая, целостная работа личности над собой. Такая работа обогащает, делает человека многомерным. Затрагивает все грани внешней и внутренней жизни не менее (а может и более) глубоко, чем, скажем, чтение, рисование, занятия музыкой или танцами. Это инструмент познания себя, и это важно для каждого, я полагаю».
Основные принципы ораторского искусства
Александр Эпштейн рассказывает, что искусство ярких выступлений состоит из трех основных направлений: ясная, разумная и свободная речь.
Ясная речь — это про технику: дыхание, голос, дикция, артикуляция. В интернете много упражнений, тренировок в этом направлении. Разные скороговорки, вокальные и логопедические техники. Можно, к примеру, поработать над дикцией, использовав пробку от вина. С этим направлением все просто — его легко можно натренировать.
Разумная речь — это про логику и структуру. Нужно учиться выстраивать композицию, свои мысли и писать речь, которую вам самим будет интересно произносить. В хорошем тексте должна быть завязка, интрига, кульминация и месседж. Это несколько сложнее, чем техника. Логика речи — это основа драматургии.
Любой оратор или человек, который попадает в публичное пространство, становится в каком-то смысле актером, который дает моноспектакль. И у этого моноспектакля есть свои «ингредиенты». Драматург пишет пьесы для театра, но и оратору было бы неплохо помочь себе хорошей пьесой. Для этого нужно знать, как выстраивать свои мысли в композицию. Как выработать привычку структурно мыслить и структурно говорить.
Свободная речь — это про психотехнику и основы актерского мастерства. Новичкам помимо техники речи стоит изучить, какие техники используют актеры. Допустим, почитать систему Станиславского. Понять, что такое вера в предлагаемые обстоятельства с включением темперамента и с понятием речевого действия. Что актер должен на сцене действовать, а не просто произносить текст. И что с одним и тем же текстом можно совершать разные речевые действия. Можно унизить публику или возвысить, произнося один и тот же материал.
Как развить ораторское искусство
«Навык заключается не только в постижении внешних приемов риторики или сценической грамотности, — рассказывает Елена Полякова. — Когда мы что-либо произносим, мы всегда выражаем себя. Вопрос в том, как и что выражаем».
Еще Самуил Маршак говорил, что «нельзя чувствовать и знать слово, если не чувствуешь и не знаешь действительности».
Сколько бы техник и приемов вы не изучили, дело не в красоте или форме слов, а в их содержании. Как только вы ясно поймете свое «зачем», вы будете точно знать, что следует сказать. И даже без изучения науки речи, вы сможете стать убедительными, а ваша речь — сильной.
Где учиться ораторскому искусству
Перед новичком, который только начал интересоваться ораторским мастерством, встает вопрос: где лучше заниматься, дома или с преподавателем. Александр Эпштейн рекомендует начинать обучение в группе в специальном центре, вживую, а потом добирать необходимые навыки самостоятельно.
«По моему опыту — это идеальный сценарий, — продолжает Александр. — Занятие в офлайн-группах дает аудиторию. Можно пробовать различные форматы, которые невозможно потренировать индивидуально. Допустим, провести дебаты и организовать выступления в жанре монолога с видеозаписью и последующим разбором. Аудитория и живое общение дают энергию, эмоции и обратную связь. Самостоятельно такую работу провести невозможно».
В группе можно освоить необходимую теорию, основанную на актерских или журналистских техниках, теорию с психологических факультетов. Поняв некоторую систему и методику публичных выступлений, пройдя это на практике в группе и получив обратную связь от компетентного тренера, в дальнейшем, имея эти инструменты, можно добирать навыки самостоятельно.
Допустим, у человека появляется новый творческий вызов, нужно выступить на форуме или его повысили в должности. Он может обратиться за углубленными доработками, но уже имея базис, который был получен в группе. Это идеальная картина мира.
Практические упражнения
Елена Полякова рекомендует упражнения для новичков, которые можно выполнять постоянно, не отрываясь от повседневных дел. Они направлены на развитие внутренних навыков человека — метанавыков.
Читайте медленно. Возьмите любой отрывок текста. Это может быть проза или стихи — не важно. Достаточно даже одного предложения.
Сядьте ровно и постарайтесь ощутить свое тело целиком: стопы, позвоночник, живот. Затем, читайте слова крайне медленно, будто вы произносите их всем своим телом, буквально пробуя каждое слово «на вкус».
Не нужно никаких специальных интонаций, выразительности. Даже наоборот. Читайте монотонно, все внимание направив внутрь себя. Ваша задача — сначала почувствовать отклик. Это удивительное чувство. Вы его ни с чем не спутаете: будто слова развернулись в вас во всей полноте. И там есть не только понимание смысла слова, но и некое многомерное проживание этого смысла.
Если повторять это упражнение хотя бы по пять минут в день, можно научиться чувствовать красоту слова и особенную связь со своим внутренним миром.
Будьте внимательны к тому, как разговариваете в течение дня. Наблюдайте за собой. Для этого я предлагаю говорить медленнее. Если вам задали вопрос, прежде чем ответить, сделайте паузу, хотя бы секундную. Но не для того, чтобы обдумать ответ. Замрите, снова «нырните» внутрь себя и, почувствовав отклик, отвечайте. Но медленнее, чем привыкли. При этом старайтесь договаривать предложения до конца, аккуратно подбирая слова.
Эта практика научит вас точному выражению мыслей и приведет к ясной речи. Есть большая разница между выражениями «я был рад» и «я был в восторге». Постепенно вы научитесь чувствовать эту разницу, расширите свой словарный запас. А также избавитесь от большого количества ненужных слов, усилителей и речевых шаблонов.
Приучите себя к мысленному рассуждению. Для этого вам нужно иногда ставить под сомнение известные вещи и задавать самому себе вопросы. Очень простые. Что такое свобода? Всегда ли нужно помогать другим? Пусть вам будет интересно об этом думать.
Такая практика поможет развить способности к выстраиванию логических цепочек, приходить к собственным умозаключениям и интуитивно схватывать главное. Ваше сознание станет более гибким. Но самое главное — это навык интуитивного познания мира и путь к настоящему творчеству.
Чёрная риторика,или как выиграть любой спор
Как-то повелось с незапамятных времен, что риторика — это удел мастеров слова: ораторов, юристов, коучей, актеров. Обычная риторика — да, там есть свои правила, и чтобы иметь право называться специалистом, надо их учитывать. А вот нам, простым смертным, в этом плане повезло больше — у нас есть более простой и, в то же время, более изощренный метод воздействия на аудиторию. Это черная риторика, и здесь одно правило — нет никаких правил.
Кому и для чего это нужно?
Если ты думаешь, что по жизни никого убеждать не нужно — считай, тебе повезло; возможно, даром внушения ты обладаешь лучше, чем даром убеждения. Дальше можешь не читать — иди и наслаждайся своими талантами :). Если ты уже слышал это слово, но не знаешь, где и как его применить, сейчас я открою тебе глаза.
Итак, где может понадобиться убеждение:
уговорить девушку на …. (выбор за тобой 🙂 );
запудрить мозги преподу на экзамене;
впарить чукче холодильник (или какомунибудь кулхацкеру — троян);
убедить кого-то в интернете, что он не прав;
обоснованно объяснить шефу, почему тебе нужно повышение зарплаты и личный кабинет;
и еще куча бытовых мелочей типа выдвижения своей кандидатуры на депутатскую должность или организации революции. По сути, везде, где нужно добиться своей цели речью, можно применять черную риторику.
Итак, если хоть один пункт тебя заинтересовал — поехали.
Черная риторика
Теоретически это использование различных речевых приемов с целью убедить, направить разговор в нужное русло, подвести собеседника или публику к требуемому выводу. Практически она играет не только словами, но и мыслями, представлениями и даже мировоззрением. Ее приемы дезориентируют, сбивают с толку, вызывают всплеск эмоций, увлекают в создаваемые образы, открывают новые горизонты и разрушают привычные стереотипы, развенчивая разумные доводы и создавая из абсурдных фактов логически четкую картину. Отличие черной риторики от белой в том, что белая — это убеждение оппонента с соблюдением правил спора, а черная нарушает все возможные рамки. Цель одна — во что бы то ни стало достичь требуемого результата.
Специалисты пишут, что в течение первого года после женитьбы распадается около 30% пар». Следующий шаг — призыв к логике (только не переборщи, она ведь девушка): «И это понятно, ведь пока мы не скреплены штампом, мы можем потерять друг друга, и поэтому дорожим и пытаемся быть интересными. Как только терять будет нечего — пропадет и желание что-то делать ради любимого человека». Не забудь поиграть с чувством вины: «Ты меня будешь любить, только если я официально на тебе женюсь?». И в конце — тяжелая артиллерия: «Я слишком люблю тебя, чтобы потерять из-за какой-то печати на 10-й странице паспорта…». После этого, если она сразу не бросится тебе на шею со слезами благодарности, просто молча выйди хотя бы на минутку — она ей понадобится для того, чтобы побыть наедине со своими мыслями и переварить услышанное. Это очень хороший манипулятивный прием.
Как видишь, у всех тезисов смысл одинаковый, но поданы они по-разному: один апеллирует к логике, второй — к эмоциям, третий задейст вует доверие к авторитетам. Кстати, если оперативная память подруги медленнее, чем память твоего компа — подавай ей информацию с перерывами: один утром, второй за ужином, третий при общении в компании…
Вопросы и ответы
Если ты видишь, что собеседник откровенно лукавит, прямо скажи: «Представь себя на моем месте: ты бы поверил тому, что и как ты говоришь?».
Почаще задавай уводящие в сторону вопросы — чем чаще оппонент будет отвлекаться, тем труднее ему будет сконцентрироваться на внушении своей идеи. Как вариант: можно застопориться на какой-нибудь неправдоподобной или неоднозначной мелочи и долго пытаться прийти к истине — в итоге конечная цель его речи будет либо отсрочена, либо забыта.
Если же такие вопросы задают тебе, постарайся вернуть оппозиционера в русло: «Я отвечу на твои не относящиеся к теме вопросы в любое время, как только мы решим поставленные на данный момент задачи. А сейчас давай сконцентрируемся на них». Или «Ты задал этот вопрос, чтобы сменить тему разговора, поэтому я его пока проигнорирую».
Или «Прежде чем отвечать на вопрос, давай определимся, что ты подразумеваешь под …» и дальше перечисляй все понятия, озвученные в вопросе.
Можно уходить от ответа, откладывать его, выдвигать встречные вопросы или обвинения.
Создание пространства
Если между тобой и собеседником нет противостояния, и ты просто хочешь его в чем-нибудь убедить, увлечь, создай образ, в котором ты видишь и чувствуешь каждую деталь. Здесь не нужно никого убеждать в привычном смысле слова; позитивный результат достигается за счет «соблазнения». Другими словами, при прямом убеждении ты аргументами принуждаешь человека сделать что-то; в случае с увлечением в созданное тобой пространство — ты делаешь так, что человек сам захочет сделать это.
Использование специфической терминологии
Во-первых, запутывает собеседника. Мало кто может сказать: «Стоп-стоп, я не понял, разъясни значение этого термина». Даже если кто-то и осмелится, то 1-2 раза смотрится нормально. Но если он будет переспрашивать каждые 10 минут — это выглядит смешно.
Во-вторых, это подчеркнет твой профессионализм и компетенцию в обсуждаемом вопросе. Обычные слова в иностранном варианте тоже рулят. Под словами иностранного происхождения я имею в виду не «сенкс, плиз, рандом, сорри, хай, тру», а что-то более экстравагантное, полилитеральное, комплицирующее семантическую и лексическую адаптацию индивидуума в обсуждаемых вопросах, например, бизнес эвалюэйшн или эппрайзал аппроуч.
Надеюсь, ты понял. Ибо, если не понял — то ты на собственном примере ощутил, как будет чувствовать себя твой оппонент, когда ты применишь прием использования специфической терминологии.
Софистика
Очень радует способ обхода объективной реальности с помощью псевдологических конструкций, другими словами, «гибкость понятий, примененная субъективно» © Ленин.
Применяя софистику, ты можешь обосновать, что черное — это белое, и наоборот. Самый простой и популярный пример софизма: «То, что ты не терял, ты имеешь. Рога ты не терял. Значит, у тебя есть рога». Вроде бы все логично, но в итоге — ерунда какая-то. Логичными в софизмах доводы кажутся потому, что они вырваны из контекста, или закономерности одной группы применяются к другой. В основе такой логической ошибки лежит непроверенность одного из суждений, и в дальнейшем результат логической цепочки противоречит истине.
Часто к софистическим ловушкам прибегают журналисты (для создания слона из мухи или сенсации из пустого места) и адвокаты (для оправдания подзащитных). Один из наиболее ярких случаев — это судебное разбирательство по делу скандала Киркорова и Ароян (да-да, тот, после которого журналисты начали ассоциироваться с розовыми кофточками). После привлечения филологов и лексикографов выяснилось, что оскорбление вовсе не было оскорблением.
Однако обвинитель оказался не дураком и сразу распознал злоупотребление софизмами. Он доказал псевдонаучность каждого из приведенных доказательств, под конец парировав тем, что оскорбление в виде плевка в лицо не содержит ни одной из перечисленных характеристик. В подобного рода спорах кто умнее — тот и прав :).
Чёрная риторика. Часть первая. 7 правил хитроумной риторики
Эта статья открывает цикл материалов о чёрной риторике. Что это вообще такое? Бредемайер даёт определение: «Черная риторика – это облеченная в слова доминанта победителя, убедительная благодаря последовательному использованию всех средств и инструментов, доступных в языковой сфере: вербальных, паравербальных и невербальных, то есть речевых, телесно-речевых сигналов и сигналов, сопровождающих речь». Звучит многообещающе, правда?
Тезисы о нашей речи
Поскольку чёрная риторика это в первую очередь речь, разговор, Бредемайер подчёркивает некоторые пункты:
Что есть что?
О нашей речи и способах её использования существует целый ряд наук. Необходимо в них разобраться.
Риторика – наука об эффективном использовании речевых компонентов для публичного выступления. Свод техник и навыков, помогающих убедить слушателей в чём-либо.
Об эристике и полемике вы можете прочитать отдельно.
Рабулистика – искусство изощренной аргументации. Поможет вам построить свою систему аргументов и разрушить чужую.
Чёрная риторика – это некая солянка, конгломерат риторики, эристики, рабулистики, полемики и всего остального, что поможет вам доминировать в любом разговоре, максимального эффективно использовать свою речь и добиваться желаемого с помощью силы слова. Чёрная риторика поможет вам как в атаке, так и в защите: вы научитесь избегать манипуляций и влияния магии слова других людей.
Научитесь управлять словом и вы научитесь управлять всем остальным.
С терминологией разобрались, давайте перейдем к первым практическим советам. Начнём с семи правил хитроумной риторики, которые помогут вам одержать верх в дискуссии или убедить группу слушателей в чём-либо.
7 правил хитроумной риторики
«Смотреть в рот народу»
Выражать свою мысль нужно просто и чётко, живо и ясно. Всё, что вы хотите сказать, должно быть доступно для понимания каждого человека.
Учитывайте, что сложно построенная речь, множество абстрактных понятий и незнакомых для большинства слов утомляют. Даже если люди будут вас понимать, они просто устанут слушать. Не так нужно зажигать толпу.
Не говорите «консолидация», говорите «объединение», не составляйте предложения на 3-4 строки, изъясняйтесь короче и без воды, вычурности и шелухи.
Учитесь упрощать, учитесь говорить о сложных вещах простым языком, учитесь быть лаконичным.
Выделение основных положений
По ходу своей речи вы должны подчеркивать, всячески выделять свои основные выводы.
Например, вы можете прямо подводить итог. «Из этого следует, что…», «Таким образом, мы можем сказать, что…» и т.д.
Не бойтесь повториться, гораздо хуже, если кто-то не поймёт, к чему вы вели. Тогда он не только не усвоит этот конкретный тезис, но и может потерять интерес ко всему выступлению.
Чёткое обозначение главной мысли
Основную мысль нужно высказать как можно быстрее, желательно в первые секунды.
Она должна быть сформулирована коротко, чётко и понятно. Она должна быть убедительной. Старайтесь избегать лишних обобщений и абстракций. Только конкретика. Что, когда, для чего и зачем.
Текст вашей речи забудут, но главную мысль будут помнить. Поэтому нужно как следует поработать над тем, как она будет звучать.
«Карфаген должен быть разрушен»
Вы должны постоянно повторять свою главную мысль, возвращаться к ней, напоминать. Она должна передавать одно и то же, но звучать по-разному: синонимы, перестановка слов и другие средства вам в помощь.
Не забывайте, что чем чаще человек что-то слышит, тем охотнее он начинает в это верить. И помните об эффекте края: необходимо начать и закончить повторением главной идеи вашей речи.
Прочно впишите своё главное послание в сознание слушателей. И не раз.
Контраст
Да или нет, чёрное или белое, или то, или другое. В контрасте проявляется убежденность, направленность мнения говорящего.
«Необходимость выбора затрудняет доступ к главной мысли, и не случайно слово презентация означает «предъявление» (своей позиции)», – пишет Бредемайер.
Стирание границ – преимущество
Вы можете не утруждать себя придумыванием сложной и убедительной аргументации, проверкой фактов, формулировкой доказательств. Достаточно размыть границу между правдой и ложью, информацией и дезинформацией или её утаиванием, и вы добьётесь своего – сможете убедить слушателей в чём угодно.
Детальная и замысловатая аргументация отпугивает слушателей. Им не хочется разбираться в тонкостях, напрягать извилины. Им нужна простота.
Доходчивость, красноречие и простота важнее логики, последовательности и честности.
Адресность
Вы должны возражать не аргументам и доводам противника, а самому противнику. В этом ключ к успеху.
Вы должны ввести оппонента в замешательство, заставить его говорить, оправдываться. Это серьёзный шаг к победе.
Выступая же публично, пытаясь убедить людей в чём-то, обращайтесь именно к ним. В зависимости от публики и посыла вашей речи вы должны выделить группу, к которой обращаетесь. Это может быть нация, население города, социальный слой, группа по профессиональному или религиозному признаку и т.д.
Обращайтесь к слушателям, называйте их, дайте почувствовать, что они участники дискуссии, а не случайные свидетели. Это даст огромное преимущество.
Применяйте эти риторические хитрости и пожинайте их плоды.
Автор: Игорь Болтовнин
Весь цикл статей об эвристических уловках:
Риторика и ораторское мастерство убеждать любого — советы
Вы узнаете, что такое риторика и зачем она нужна в современном мире.
В статье раскрою многие приемы ораторского искусства, которые помогут вам убедить любого.
Заодно узнаете, как развить свою речь и научиться говорить красиво.
Что такое риторика
Самый первый профессор из Рима Квинитилиан назвал риторику как «искусство хорошо разговаривать». Однако Платон, который жил 500 лет до него, говорил, что риторика — это искусство убеждать. Но не искусство, которое базируется на знаниях и на правде, а на кажущемся.
Его ученик Аристотель утверждал следующее. Каждый раз, когда пытаемся убедить кого-то или отговорить от чего-то, мы сознательно, подсознательно или несознательно пользуемся риторикой.
Можно посмотреть на то, как развивалась риторика в интернациональном масштабе. Или посмотреть на разные парламенты в мире. Тогда быстро находишь разницу между тем, на каком уровне (к примеру, политики) убеждают публику и электорат.
Например, в Англии и Америке, где есть долгая традиция риторики аргументации, парламент интересен. Там есть настоящие спонтанные дебаты.
А если посмотреть на немецкий бундестаг или русскую думу, то там политики просто считывают речь с листа.
Но как бы то ни было, в разных странах есть правила риторики, которые стоит соблюдать. И именно о них мы поговорим ниже.
Ораторское искусство перед публикой
Ораторское искусство предполагает, что оратор и его аудитория должны быть полностью совместимы друг с другом. Ведь каждая публика другая и каждой аудитории нужна иная речь.
Если я говорю перед специалистами, мне стоит пользоваться более профессиональными фразами и терминами.
А если идет разговор перед неопытной аудиторией, тогда нужно более педагогически построить речь. Лучше начать с самых базовых концептов и только медленно продвигаться вперед.
Если это разговор перед молодой публикой (студенты и академики), то стоит выступать динамично и быть более смешным.
Но если выступаем перед профессорами и деканами, то нужно быть более серьезней и чуть меньше шутить.
И вот, что самое интересное в риторике! Одна и та же речь будет любимой и пользоваться огромным успехом перед одной аудиторией. Однако при этом будет полностью отвергнута другой.
Поэтому если у вас есть презентация, то всегда имейте ее различные варианты для разной публики. К примеру, для специалистов, молодой публики, новичков и для престарелых.
Как убедить свою публику аргументами?
Аргументы нужно делать весомыми, а не просто перечислять. Обычно, когда люди аргументируют, они стараются принести больше аргументов.
К примеру, говорят по экономическим причинам то-то, по политическим то-то и так далее. В итоге, они вообще, не развивают свой аргумент, а просто дают перечисление. Не идут вглубь.
А если хотим убедить людей, то очень важно идти вглубь и именно выстроить красивый аргумент.
Виды аргументов в риторике
Вот основные виды аргументов в риторике:
Схема хорошего аргумента
SEXI — это схема аргументации. Эти буквы репрезентируют один элемент в аргументации. Его ни в коем случае нельзя забывать.
S (statement) — утверждение. К примеру, нам стоит открыть новый филиал на Украине. Или я считаю, что вы мне должны платить больше за работу.
E (explanation) — объяснение или обоснование. То есть насколько мы сможем обосновать свое утверждение. К сожалению, у многих обоснование очень короткое. Как правило, 2 — 3 логических обоснования.
Но часто оно не убеждает потому, что человек не понимает точку зрения другого лица. Поэтому нужно давать минимум десять (а лучше двадцать) предложений.
Чем глубже обоснование, тем больше вероятности убедить собеседника. Но на самом деле еще нужен третий элемент аргументации в риторике.
X (eXample) — пример. Всегда хорошо иметь конкретный пример того, о чем вы говорите. Это может быть фиктивный (придуманный) пример. Но желательно, чтобы был из реальной жизни.
Вы приводите пример какой-то конкурирующей фирмы, которая открыла филиал в другой стране. Или же вы говорите о коллеге, который получил на 10% больше зарплаты, чем вы.
I (impact) — значимость. Стоит объяснить почему то, что мы говорим не только правильно, но еще и значимо для собеседника.
Можно представить, что мы говорим о формуле, которая в жизни не играет никакой роли. Но если сможем показать, что это правило имеет большой вес, тогда человек изменит свое мышление и действие.
То есть мало просто объяснить и дать пример почему правильно утверждение. В конце речи нужно сказать почему это важно в повседневной жизни.
Помните, что правда лежит в глубине!
Поэтому аргумент нужно представлять так, как будто мы роем глубокую яму. И чем больше даем информации на обосновании, примере и значимости, тем больше вероятности в убеждении.
Какие аргументы особенно эффективны
Есть сотни возможностей аргументации и объяснения. Но все же, самый эффективный тип, это аргумент к выгоде. Если покажем какое-то преимущество, то человек с охотой согласится.
У людей есть разные потребности и нужды. Для некоторых самое главное, это деньги. Можно показать, что он больше заработает или меньше потеряет. В таком случае, этот аргумент будет иметь главную силу.
Есть люди, которым важна репутация. Можно объяснить в обосновании, что если сделать то-то, то у него поднимется репутация. Тогда такой человек нам быстрее поверит.
Есть люди, которые верят в свободу. В таком случае, нужно доказать, что если сделать это, то у него будет больше свободы. Тогда этот человек нам поверит.
В общем, зацикливайтесь не только на то, чтобы был глубокий аргумент (утверждение + обоснование + пример + значимость). Но обращайте внимание на то, какая потребность (интерес) у целевой аудитории.
Ведь аргументов очень много. Однако лишь некоторые из них действительно, смогут убедить публику.
А важное для оратора — распознать, какая есть главная выгода для аудитории. Потому что если он правильно найдет выгоду, то у публики появится естественный интерес поверить аргументу.
Как научиться красиво говорить
Сейчас вы узнаете, как научиться говорить красиво и грамотно. Эти методики и законы риторики помогут вам преодолеть барьеры в речи. Особенно это важно в ораторском искусстве для начинающих. Правила вроде бы и банальные, но мало кто их соблюдает.
Говори свободно
Прочитанная речь гарантирует, что вас не будут слушать. Поэтому говорите свободно и не считывайте с листа.
Проблема в том, что люди не уверены и не знают, как держать себя перед публикой. В таком случае они берут скрипт и пишут всю речь слово в слово. Затем все считывают.
Но такой считанной речью никого нельзя убедить!
Если у вас 10 пунктов, вы свободно выступите, не будите считывать с листа и забудете три пункта, то это не страшно. Публика все равно вспомнит максимум три пункта из того, что вы сказали.
А тем, кто неуверенно чувствует себя перед публикой и не может все запомнить, советую сделать шпаргалку.
Возьмите маленький лист бумаги и выпишите туда основные слова или концепты. Этот лист положите перед собой на стол или спрячьте в кармане. Если не хватит содержания, то достаньте лист и быстро просмотрите его.
Но самое главное, это не пользоваться скриптом. Потому что именно с его помощью вы усыпите аудиторию. Запомните этот один из важных уроков ораторского искусства.
Говори, как можно короче
В риторике говорите, как можно короче. Ведь чем дольше говорит спикер, тем менее интересной кажется его речь.
Это правило можно проверить на самом себе. Если вы себя спросите, насколько вам интересно слушать человека 90 минут. Вы скажите, что это долго. И даже 45 минут покажется относительно долгим.
Поэтому старайтесь делать свое выступление не более 20 минут.
Ораторское мастерство с эмоциями
Ораторское мастерство обязательно должно быть с эмоциями. Многие перед публикой хотят полностью казаться серьезными и значимыми. Они забывают, что говорить с эмоциями, это очень важно. Ведь эмоции сподвигают людей дальше слушать и запоминать, что говорил спикер.
Вместо этого нужно показывать свое отношение к теме.
Если радуемся, то нужно говорить с улыбкой. Или если грустим, то нужно говорить с грустным лицом. А если злы и недовольны, то покажите, что вы злитесь и вам что-то не нравится.
Так публика запомнит вас!
Структура выступления оратора
Почему должна соблюдаться структура выступления оратора? Во-первых, это очень хорошо помогает целевой аудитории понять то, что мы скажем. Если есть разделы в речи, то люди будут знать, о чем вы сейчас говорите и будете говорить.
Если структуры нет, то аудитория теряется в вашей речи. Она вообще, не знает, где вы сейчас, за что или против чего аргументируете.
Но структура важна и для вас самих. Если в голове есть ясная структура риторики, то вам не понадобиться скрипт. Ведь вы точно знаете, в каком порядке будете говорить и приводить аргументы.
Но не всегда обязательно структурировать речь в классическом фасоне. Можно иногда приступать с самого главного (основная часть).
К примеру, структурировать речь исторически (в виде хронологии). То есть, что было раньше, что есть сейчас и что будет потом.
Или к примеру, есть структура pro-contra. В ней вы сначала приводите аргументы «за», потом «против». В конце взвешиваете их и говорите, что для вас оказалось самым главным.
Однако, чтобы вы не выбрали для своей речи, важно иметь ее структуру. Подготовьте ее дома и потом придерживайтесь плана. Это тоже важное правило оратора.
Риторические фигуры
Каждый блестящий оратор будет не просто работать над своими аргументами и содержанием речи. Он также будет разрабатывать стиль. Последний — это риторические фигуры. То есть то, как мы формулируем свои идеи. Какие мы приводим сравнения, метафоры, параллели и так далее.
В какое-то время риторика в античном мире ориентировалась почти исключительно на риторических фигурах. Здесь я покажу три главные из них.
Первым будет повторение. Если есть главный аргумент, который мы повторяем на первой, двенадцатой и восемнадцатой минуте, то повышается вероятность, что аудитория запомнит именно то, что нужно.
Повтор, это очень простая особенность риторики. Все что нужно сделать, это просто повторить свою главную мысль. И как хороший оратор, вы зададите себе такой вопрос.
Где я захочу повторять и в каком конкретном месте презентации это стоит сделать?
Пауза — это вторая риторическая фигура. Часто, когда нервничаем перед публикой, мы думаем о том, как побыстрее закончить. И склоняемся к тому, чтобы быстро разговаривать и вообще, не делать пауз.
Однако пауза дает возможность публике подумать о том, что вы ей сказали. Хороший спикер всегда подумает, в каком ключевом месте ему сделать паузу. Она должна длиться около 2 — 3 секунд.
Кстати, с паузой вы, как спикер кажитесь наиболее самоуверенно. Ведь вы не боитесь сделать паузу в ожидании, что кто-то спросит у вас что-то.
Метафора — это третья риторическая фигура, которая визуализирует идею. К примеру, если сказать, что он боролся как лев, звучит более впечатляюще. Это лучше, чем просто сказать, что он очень сильно боролся.
Поэтому нужно найти метафору (картину) для своей главной мысли. Это отличная идея для любого оратора.
Подумайте, в каком месте нужно визуализировать главную идею. Что и какую картину нужно нарисовать публике, чтобы она запечатлелась в их памяти.
Голос оратора
Именно голос оратора определяет настроение. По нему мы воспринимаем человека и можем представить, как он себя чувствует.
Допустим, есть информация, которая транспортируется неподходящим голосом. В таком случае, мы больше доверяем настроению голоса, чем содержанию сказанного.
К примеру, разговариваем с родителями по телефону и говорим, что у нас все хорошо. Однако при этом интонация идет вниз. В таком случае родители переспрашивают у нас, все ли нормально. Они не верят нам и спрашивают, что не так. Почему такое безразличное и плохое настроение.
Поэтому именно по интонации мы оцениваем, как можно доверять тому, что было сказано.
Ударение
Когда слушаем людей, можно отлично чувствовать, с какими эмоциями говорит спикер. Какое у него настроение и что он от нас хочет.
К примеру, если с кем-то говорите по телефону, то быстро почувствуете настроение и намерение человека. То есть мы очень хорошо можем анализировать голоса других людей. Но мы плохо контролируем свой голос.
Давайте начнем с ударения.
В каждом предложении мы подсознательно ставим конкретное ударение. С его помощью полностью меняем значение предложения.
К примеру, давайте возьмем простое предложение.
Интересно то, что если поставить ударение на другую частицу предложения, то значение полностью поменяется. Можно поставить ударение на первую букву «я».
Это означает, что я не хочу, но может быть другие люди хотят. Но именно я не хочу. Можно сделать ударение на «это». Тогда значит, что с этим предложением я не согласен и именно это я не хочу.
Если поставить ударение на слово «сейчас», то принципиально я может и хотел бы. Однако сейчас на данный момент этого не хочу.
И если сделать ударение на «не хочу», то я действительно, не хочу. Не то, что я не могу или мне это не подходит. А именно у меня нет желания это сделать.
Что теперь это все значит? У меня не правильное ударение? Теперь я должен при каждом слове думать? Или при каждом предложении себя спрашивать на какое слово лучше поставить ударение?
Пристально обращать внимание на каждое предложение не нужно. Только на ключевых моментах подумайте, где лучше поставить ударение.
Что самое важное в моей речи и что я хочу, чтобы аудитория меня смогла запомнить? И именно в этом предложении я себя бы спросил, на какое слово поставлю ударение.
Мелодичность
Стоит упомянуть и про мелодичность голоса. Есть люди, которые говорят монотонно и без эмоций. В основном, это мужчины.
Все идет в одном или двух тонах. Практически нет подвижности в голосе. Как правило, через 15 минут весь зал засыпает.
Женщины часто говорят слишком эмоционально. Они от самого высокого тона могут переходить на самый низкий. Такое количество нот очень сильно мешает слушать.
Поэтому нужно найти баланс между монотонным (3 — 4 ноты) и слишком мелодичным движением голоса.
А если есть проблема с уверенностью в себе, следите за направлением интонации. Если делаете утверждение, то в конце предложения идите интонацией вниз. Это звучит более уверенно. А если хотите поставить вопрос, то в конце можно идти интонацией вверх.
Как избавиться от «ээм»
Также стоит упомянуть о специфическом звуке речи. К примеру, «аам» или «ээм». Люди, когда не знают, что сказать дальше, вставляют вот это «аам» или «ээм».
Это сильно мешает и нервирует. Есть люди, которые в течении минуты могут 30 — 40 раз издавать такие раздражающие звуки. Если мы риторически захотим украсить речь, то нужно полностью избавиться от таких звуков.
Например, нельзя в течении 15 минут сказать больше 20 раз слово «эм». Если спорите первый раз, то ставьте цифру повыше. Потом в дальнейшем сокращайте число. Например, не 20, а 5 раз.
Еще в качестве упражнения запишите свой голос на диктофон. Возьмите какую-нибудь статью и прочитайте ее 2 — 3 минуты. Просто читаете статью и обращаете внимание на то, о чем выше говорили. Проделайте так несколько раз, чтобы отточить навык красиво говорить.
Практикуем искусство речи
Если плохо готовимся к своей речи оратора, то почти гарантированно мы будем слабо ее презентовать. Поэтому практикуйте искусство речи минимум один раз в слух.
К сожалению, многие так не делают. Они считают, что достаточно просто подготовить слайды.
А проговаривая речь в слух, мы можем хорошо оценить и просчитать время. Также понимаем, в каких переходах нам не хватает слов, аргументов или конкретных примеров. Именно тогда у нас появляется чувство презентации. С каким настроением говорим и заканчиваем.
Если хотите стать искусным оратором, то тренируйте речь не только в теории и на слайдах. Но проговаривайте ее минимум один раз. Для особо важных презентаций советую держать речь 2 или 3 раза перед зеркалом. Или еще лучше, запишите себя на камеру и дайте оценку выступлению.
Одежда оратора
Людей встречают по одежке, а провожают по уму. Поэтому первая картина человека создается в первые 20 — 40 секунд. Вначале видно то, в чем вы одеты.
Перед тем, как открывать рот, человек, с которым мы разговариваем, уже имеет первое представление. Поэтому всегда одевайтесь красиво! Это хорошо не только для того, чтобы изменить восприятие своей аудитории. Но это также психологически полезно для нас самих.
К примеру, есть интересный эксперимент. В одни выходные людям сказали просто пробежать 30 минут по парку. У них была обычная спортивная одежда. За пол часа они пробежали одну конкретную дистанцию.
На следующей неделе этим же людям сказали пробежать еще раз. Однако в этот раз им дали самые лучшие спортивные вещи от топовых брендов. На этот раз они все пробежали намного быстрее более длинную дистанцию за эти пол часа.
В общем, в красивых вещах мы себя чувствует более комфортно. Из-за этого мы более способны физически и интеллектуально. Поэтому обращайте внимание на одежду оратора. Это тоже один из хитрых приемов риторики.
Язык мимики и жестов
Обращайте внимание на язык мимики и жестов оратора. Это тоже лежит в основе риторики. Расскажу об одном эксперименте.
А именно, как профессоров в одном университете снимали на камеру. Затем показывали студентам эту картину, но уже без звука.
Самое интересное, что эти студенты хорошо смогли определить насколько симпатичен тот или иной профессор. Хотя вообще, они не знали, о чем человек говорит, так как не было звука. Кроме того, студенты определили, насколько компетентным они считали профессора.
Поэтому язык мимики и жестов важен для того, как вас определяет и оценивает целевая аудитория.
Зрительный контакт с публикой
Современная риторика очень похожа на кухню. Если мы не самые лучшие повара, то все равно сможем оценить, насколько вкусно приготовлено блюдо. И также можем говорить об ораторе.
Даже если мы сами не лучшие ораторы, то можем хорошо определить насколько хорош спикер. Насколько он себя уверенно чувствует перед публикой.
К сожалению, не многие смотрят на свою публику!
Вместо этого они обращают внимание на пол, стол или всматриваются в потолок. И делают это особенно тогда, когда люди думают о следующей мысли.
Именно в этот момент оратор, как спикер не кажется компетентным. Ведь если человек не знает, что хочет сказать, тогда он смотрит совсем в другую сторону. А если он знает, тогда смотрит именно в публику.
Если перед нами сидит публика, то часто плохие ораторы смотрят именно в одну сторону. А если и смотрят в публику, то на пару человек, которые им симпатичны. Но они не смотрят на всех участников семинара.
Ведь хорошим визуальным контактом мы можем интегрировать публику в свою презентацию. И сделать это как будто мы говорим в диалоге с человеком, а не группой.
Поэтому важно не просто смотреть вверх, вниз или прямо в одну сторону. Нужно смотреть на абсолютно всех людей в помещении. Это еще одна хитрость в искусстве оратора.
Где и как стоять во время презентации
Многие не знают, где стоять во время презентации. Слева, справа или по центру. Ответ прост. Стоять нужно в центре того места, которое предрасположено для спикера. То есть не сбоку, не далеко или близко от публики.
Если человек не центрально стоит на ожидаемом для спикера месте, то он воспринимается как неуверенный в себе.
А как именно нужно стоять?
Стойте фронтально к публике.
Не бойтесь немного сдвигаться вправо, влево, вперед и назад. Не нужно все время стоять на одном месте, как вкопанный.
В больших помещениях лучше немного подвигаться в стороны. Это полезно для глаз аудитории. Нужно иногда прогуливаться по своей сцене.
Однако не нужно все время передвигаться, как маятник.
Сделайте к примеру, два шага влево и там остановитесь. Оттуда поговорите 30 — 50 секунд и снова поменяйте позицию в помещении. При этом оставайтесь вблизи публики и не уходите сильно вдаль.
В общем, такие легкие движения в сторону тоже хороши. Но стоять центрально еще лучше.
Жесты оратора
Очень часто люди вообще, не жестикулируют. Некоторые держат руки за спиной. В таком случае нет связи со спикером и доверия к нему. Кажется, что он что-то прячет.
Поэтому руки должны быть в активной зоне. Это примерно перед своим животом. Для политиков есть еще агрессивная зона. Это, где жесты на уровне головы или еще выше. Но этого вам не нужно делать!
Еще жесты должны быть конкретными и визуализировать то, что говорите словами.
Особенно это полезно при сравнении разных опций. Можно хорошо визуализировать каждую характеристику своими руками.
Если взвешиваете их, то руками можно показать весы и уровень ладоней для каждой опции. Как будто вы взвешиваете на весу.
Если говорите, что нужно быть точным, то рукой поставьте точку в воздухе. При этом скажите, что в этом пункте нужно быть очень точным. Вот этот жест точки в воздухе поможет вам визуализировать свою идею.
Или если говорите, что где-то проходит лимит, то нарисуйте рукой линию в виде границы. Покажите слушателям ту стену, через которую нельзя переступать.
Нужно ли каждую идею визуализировать жестами?
Нет, не нужно. Визуализируйте только самые главные идеи. К примеру, если хотите дистанцироваться от какой-то компании, то сделайте отталкивающий жест. Как будто отталкиваете кого-то руками от себя.
Как спонтанно придумывать жесты если акцент идет на другом?
Скажу, что в своей ораторской речи хорошо иметь хотя бы один конкретный и продуманный жест. Для важных моментов придумайте, какую визуализацию и с каким жестом можно подчеркнуть сказанное.
90% смотрят нам в лицо. 10% смотрят на жесты. Казалось бы, причем тут ноги. Но на самом деле люди обращают внимание на свою верхнюю часть тела.
Они стараются контролировать жесты и взгляд. Однако при этом забывают, что у них есть еще и ноги. В итоге с ногами случаются всякие казусы.
Поэтому ноги должны быть прямые и не перекрещиваться. Публика сознательно может и не смотреть на ваши ноги. Однако она подсознательно будет чувствовать, что в этот момент вы не уверены.
Вот вам еще одно упражнение.
Рекомендую дома записать себя на камеру и посмотреть выступление, но уже без звука. Это нужно чтобы сконцентрироваться на языке своего тела. Так можно проверить, насколько точно вы смотрите в камеру. Насколько жесты подчеркивают, то что говорили.
Если не понравилось, то повторите упражнение несколько раз.
Как побороть боязнь сцены
Вот советы, которые помогут вам побороть боязнь сцены. Эти правила тоже очень важны при выступлении. Особенно перед большой аудиторией. Если будете соблюдать ниже приведенные рекомендации, то никаких проблем со страхом у вас не возникнет.
Почему у многих есть сценический страх?
Откуда возникает сценический страх? Первая проблема заключается в том, что люди всегда боятся нового или того, что редко делают. Если вы практикуете выступления еженедельно, то у вас не будет такого страха. Вам уже не страшно стоять перед группой людей и что-то им объяснять.
А для стандартного человека, который не выступает, это очень непривычная ситуация. В ней люди часто чувствуют себя неловко.
Поэтому нужно постоянно практиковаться и как можно чаще выступать перед публикой. Так ситуация станет для вас ординарной и знакомой.
Вторая причина, почему люди боятся выступать перед публикой, это боязнь сделать ошибку. Наша культура построена на том, чтобы вылавливать ошибки и за них давать негативные баллы.
К примеру, в школе из-за ошибок ставят более плохую оценку. Дома нас родители наказывали за плохое поведение. Поэтому мы и боимся сделать ошибку.
Отсюда в купе и возникает страх!
Рекомендую не обращать внимание на ошибки и относится к ним спокойно. Ошибка — это нормально. Из нее вы извлекаете урок. И если вдруг опять сделаете оплошность, то это только перенесет вас к следующей ступени знаний.
Эффект компетентности
Эффект компетентности — это первый совет против сценического страха. Если компетентны в теме, то будете чувствовать себя более уверенно во время презентации. Если ты владеешь темой, то слова автоматом будут следовать за тобой.
Поэтому если в своей теме вы не большой эксперт, то лучше заранее подготовится к презентации. Иначе просто не будете знать, с чего начать.
Вот такая многократная подготовка позволит постепенно влиться в тему. Это намного лучше, чем подготовится один раз за час. Так мозг привыкает к материалу. В результате сценический страх сильно убавляется, и вы начинаете чувствовать себя увереннее.
Акклиматизация
Следующий метод, который помогает побороть страх сцены перед публикой, это эффект акклиматизации.
Когда держим презентацию в не знакомом помещении, то оно дает о себе знать. Если точно не знаем, где окна, двери и вход, то мы не акклиматизируемся к помещению. Это опять создает неуверенность.
Как подготавливаются олимпийские чемпионы?
Они заранее приезжают на то место, где будут соревноваться. К примеру, проверяют, как выглядит бассейн. Какая температура воды в нем. Бегуны обычно хотят пробежаться несколько раз и почувствовать дорожку.
Поэтому если будете выступать в каком-то новом помещении, то попросите заранее его осмотреть.
Еще будет хорошо, если за день до мероприятия вы попросите выступить в этом помещении. Это нужно чтобы узнать эффект звучания своего голоса и сколько людей вас смогут слушать.
Да и просто ознакомиться со всеми параметрами зала. Где находятся двери. Откуда обычно заходят люди. Какую дистанцию вы захотите принять к публике и так далее.
Если за день не разрешат, то хотя бы на 40 минут придите пораньше и подготовьтесь.
Контакт с публикой
Третий совет, который поможет уменьшить сценический страх, это эффект контакта с публикой. Обычно мы боимся незнакомых людей с детства. Отсюда и боязнь сцены перед чужими людьми.
Поговорите о маленьких и не тяжелых темах. Можно поговорить о погоде, откуда вы приехали и так далее.
Вот такой первый контакт имеет интересный эффект. Психологически такие люди, с которыми вы начали разговаривать, для вас становятся уже знакомыми.
Потом начинать презентацию будет намного легче. Вы знаете, что с некоторыми людьми уже знакомы. Поэтому именно к ним вы можете адресовать начало речи. На них вы можете смотреть.
Конечно же, будет большая вероятность, что они на вас будут смотреть с улыбкой. Ведь они с вами уже знакомы. Для них вы не чужой человек.
Если есть возможность, то входите в контакт не с 1 — 2 людьми, а берите больше. На одной стороне зала поговорите с двумя людьми. Потом переключитесь на другую сторону. Так вы сможете редуцировать свой сценический страх.
Теперь вы знаете, что изучает риторика и для чего она нужна. Для этого мы рассмотрели важные основы и секреты ораторского искусства. Также знаем, как научиться правильно и красиво говорить на своих выступлениях перед публикой. Остается только соблюдать правила и практиковать упражнения для ораторов.