Потребность осознаваемый психологический или физиологический чего либо отраженный в
Уровни основных человеческих потребностей по А.Маслоу и потребности повседневной жизни по В.Хендерсон.
Потребность-это осознанный психологический или физиологический дефицит чего-либо, отражённый в восприятии человека, который он испытывает на протяжении всей своей жизни и должен его восполнять для достижения здоровья и благополучия.
Первый уровень потребностей человека.. Физиологические основные потребности. Выживание. Это низшие, управляемые органами тела потребности, такие как дыхание, пищевая, сексуальная, потребность в самозащите.
2.Потребность есть-обеспечивает организм питательными веществами, необходимыми для сохранения здоровья. Рациональное и адекватное питание помогает исключить факторы риска многих заболеваний.
3.Потребность пить – удовлетворяя потребность пить, человек осуществляет доставку воды в организм для поддержания водно – солевого обмена.
4.Потребность выделять – обеспечивает выведение продуктов жизнедеятельности, шлаков, вредных для организма веществ.
5.Потребность спать, отдыхать – удовлетворение данной потребности обеспечивает восстановление истощённой нервной системы и нарушенного функционального состояния организма, тем самым нормализуется физическая и психическая активность человека.
6.Потребность быть чистым. Кожа и слизистые человека выполняют защитную функцию, выводят из организма продукты жизнедеятельности, участвуют в процессах терморегуляции. Поэтому человеку необходимо заботиться о поддержании чистоты тела.
7.Потребность одеваться, раздеваться. В зависимости от состояния организма и климатических условий человеку необходимо поддерживать и регулировать температуру тела одеждой, обеспечивая комфортное состояние организма независимо от времени года. Для этого важно подбирать одежду по возрасту, полу, сезону, окружающей обстановке.
8.Потребность поддерживать температуру тела. Постоянная температура тела (в пределах физиологических колебаний) создаётся процессом терморегуляции, в результате которого в организме поддерживается равновесие между теплопродукцией и теплоотдачей. Для этого необходимо поддержание микроклимата в помещениях, где находится человек и контроль выбора одежды по сезону.
10.Потребность избегать опасности, болезней, стрессов – обеспечивает человеку избежание факторов риска, которые приводят к возникновению заболеваний. Важно избежать безразличия к своему состоянию здоровья.
Третий уровень. Социальные потребности. Принадлежность – это потребности в семье, друзьях, их общение, одобрение, привязанность, любовь и т. д. Удовлетворение потребности этого уровня необъективно и трудноописуемо. У одного человека потребность в общении выражается очень сильно, другой ограничивается очень немногими контактами. Помогая человеку решить социальную проблему, можно значительно улучшить качество его жизни.
12.Потребность общаться. Общение как сложный, многоплановый процесс установления контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности, нужно пациенту для нормальной жизнедеятельности, особенно психоэмоционального равновесия. Нарушение социальных контактов человека может привести его к замкнутости, стремлению к самоизоляции или, наоборот, к раздражительности и повышенному требованию к себе.
Четвёртый уровень. Сознание собственного достоинства – достижение успеха.
13.Потребность в достижении успеха. Общаясь с людьми, человек не может быть равнодушным к оценке своего успеха со стороны окружающих. У человека появляется потребность в уважении и самоуважении. Чем выше уровень социально – экономического развития общества, тем более полно удовлетворяются потребности в самоуважении.
Пятый уровень. Осуществление самого себя, служение. Потребность в развитии личности, в осуществлении самого себя, в самореализации, самоактуализации, в осмыслении своего назначения в мире.
Потребности влияют на переживания, волю человека, формируют направленность личности. Доминирующая потребность подавляет остальные потребности, определяет основное направление деятельности человека. Человек сознательно регулирует потребности и этим отличается от животных.
В 1977 году иерархия потребностей человека по А. Маслоу претерпевает изменения. В результате этих изменений увеличивается количество уровней пирамиды до 7, появляются познавательные, эстетические потребности, изменяется и перечень потребностей.
Вирджиния Хендерсон, разрабатывая свою модель сестринского дела в середине 60-х годов прошлого столетия, основывалась на теории А. Маслоу об иерархии основных человеческих потребностей. Потребностей по В. Хендерсон значительно меньше в каждом уровне, чем по А. Маслоу.
В. Хендерсон предлагает 14 потребностей для повседневной жизни:
1. Нормально дышать
2. Употреблять достаточное количество пищи и жидкости
3. Выделять из организма продукты жизнедеятельности
4. Двигаться и поддерживать нужное положение
6. Самостоятельно одеваться и раздеваться, выбирать одежду
7. Поддерживать температуру тела в нормальных пределах, подбирая соответствующую одежду и изменяя окружающую среду
8. Соблюдать личную гигиену, заботиться о внешнем виде
9. Обеспечивать свою безопасность и не создавать опасностей для других людей
10. Поддерживать общение с другими людьми, выражая свои эмоции, мнение
11. Отправлять религиозные обряды в соответствии со своей верой
12. Заниматься любимой работой
13. Отдыхать, принимать участие в развлечениях и играх
14. Удовлетворять свою любознательность, помогающую нормально развиваться
Дата добавления: 2017-01-29 ; просмотров: 11946 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
ОСНОВНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
Человек — целый мир, было бы только основное побуждение в нем благородно.
Потребность — состояние, вызванное необходимостью в определенных условиях жизни и развития человека.
Потребности — источник активности и деятельности людей. Формирование потребностей происходит в процессе воспитания и самовоспитания — приобщения к миру человеческой культуры.
Потребности могут быть самыми различными, неосознанными, в форме влечений. Человек только чувствует, что ему чего-то недостает или испытывает состояние напряженности и беспокойства. Осознание потребностей проявляется в форме мотивов поведения.
Потребности определяют личность и направляют ее поведение.
Потребность — осознаваемый психологический или физиологический дефицит чего-либо, отражаемый в восприятии человека.
Основные потребности человека: иметь, быть, делать, любить, расти. Мотивом деятельности людей служит желание удовлетворить эти потребности.
Иметь — проявление потребности на двух уровнях:
1- й — люди хотят иметь вещи, необходимые для выживания (жилье, еду, одежду), для себя и своих семей и поддержания уровня жизни, приемлемого для себя. Основной источник мотивации в этом случае — возможность зарабатывать деньги;
2- й — люди делают престижные приобретения (произведения искусства, антиквариат).
Быть — большинство людей вырабатывают, часто подсознательно, желаемый образ человека, каким они хотят быть и выглядеть в глазах других (знаменитым, могущественным).
Делать — каждый человек хочет, чтобы его ценили, жить наполненной жизнью (профессиональные успехи, воспитание детей).
Любить — каждый человек хочет любить и быть любимым, желанным.
Этот перечень потребностей основан на взглядах Абрахама Маслоу. В 1943 году американский психофизиолог русского происхождения А. Маслоу проводил исследования побудительных мотивов поведения человека и разработал одну из теорий потребностей поведения человека. Он классифицировал потребности по иерархической системе — от физиологических (низший уровень) до потребностей самовыражения (высший уровень). Маслоу изобразил уровни потребностей в виде пирамиды. Основание пирамиды (а это фундамент) — физиологические потребности — основа жизнедеятельности.
Возможность удовлетворять свои потребности у людей различна и зависит от следующих общих факторов: возраст, окружающая среда, знания, умения, желания и способности самого человека.
Иерархия потребностей человека по А. Маслоу
Многие люди тратят практически все свое время на удовлетворение потребностей первых двух уровней.
Маслоу своей теорией определил: любому человеку присущи не только низшие потребности, но и высшие. Эти потребности человек самостоятельно удовлетворяет на протяжении всей жизни.
Устройство личности человека
А — социальная активность
3 + А — М = карьеризм
З+ М — А = «гнилая интеллигенция»
Воспитать человека можно только в деятельности, давая знания.
1 тип — потребность власти и успеха (или оказания влияния) — желание воздействовать на других людей; хорошие ораторы, организаторы, откровенны, энергичны, отстаивают первоначальные позиции, отсутствует склонность к тирании и авантюризму, главное — проявить свое влияние.
2 тип — потребность успеха (или в достижениях) — стремление выполнить свою работу наилучшим образом, это «работяги». Перед такими людьми необходимо ставить определенные задачи, а по достижении — обязательно поощрять.
3 тип — потребность причастности — самое главное — человеческие взаимоотношения, для них важно не достигать, а принадлежать, хорошо ладят с окружающими, избегают руководящих постов.
Чтобы жить в гармонии с окружающей средой, человеку надо постоянно удовлетворять свои потребности:
— соблюдать здоровый образ жизни;
— жить в гармонии с социальным и культурным окружением, самим собой;
— повышать материальные и духовные ценности. Медсестра должна побуждать пациента и членов его семьи к удовлетворению потребностей в самоуходе, помогать сохранить самостоятельность и независимость.
В. Хендерсон приводит 14 фундаментальных потребностей:
1 — нормально дышать;
2 — употреблять достаточное количество жидкости и пищи;
3 — выделять из организма продукты жизнедеятельности;
4 — двигаться и поддерживать нужное положение;
5 — спать и отдыхать;
6 — самостоятельно одеваться и раздеваться, выбирать одежду;
7 — поддерживать температуру тела в нормальных пределах;
8 — соблюдать личную гигиену, заботиться о внешнем виде;
9 — обеспечивать свою безопасность и не создавать опасности для других людей;
10 — поддерживать общение с другими людьми;
11 — отправлять религиозные обряды в соответствии со своей верой;
12 — заниматься любимой работой;
13 — отдыхать, принимать участие в развлечениях, играх;
14 — удовлетворять свою любознательность, помогающую нормально развиваться.
Здоровый человек, как правило, не испытывает трудностей при удовлетворении своих потребностей.
В своей модели сестринского дела, в отличие от Маслоу, В. Хендерсон отвергает иерархию потребностей и считает, что сам пациент (или вместе с сестрой) определяет приоритетность нарушенных потребностей, например: достаточное питание или полноценный сон, дефицит общения или соблюдение личной гигиены, учиться/работать или отдыхать.
Учитывая особенности российского здравоохранения, отечественные исследователи С.А. Мухина и И.И. Тарновская предложили сестринскую помощь по 10 фундаментальным потребностям человека:
1) нормальное дыхание;
2) адекватное питье и питание;
3) физиологические отправления;
6) личная гигиена и смена одежды;
7) поддержание нормальной температуры тела;
8) поддержание безопасности окружающей среды;
По теории Д. Орем, «уход за собой» — определенная, целенаправленная деятельность индивида либо на себя, либо на свое окружение во имя жизни, здоровья и благополучия. Каждый человек имеет определенные потребности для поддержания своей жизнедеятельности.
Д. Орем выделяет три группы потребностей в самоуходе:
1) универсальные — присущи всем людям в течение жизни:
— достаточное потребление воздуха;
— достаточное потребление воды;
— достаточное потребление пищи;
— достаточная возможность выделения и потребности, связанные с этим процессом;
— сохранение баланса между активностью и отдыхом;
— предупреждение опасности для жизни, нормальной жизнедеятельности, хорошего самочувствия;
— стимулирование желания соответствовать определенной социальной группе в соответствии с индивидуальными способностями и ограничениями;
— время одиночества сбалансировано со временем в обществе других людей.
Уровень удовлетворения каждой из восьми потребностей для каждого человека индивидуален.
Факторы, влияющие на эти потребности: возраст, пол, стадия развития, состояние здоровья, уровень культуры, социальная среда, финансовые возможности;
2) потребности, связанные с фазой развития, — удовлетворение людьми своих потребностей на разных жизненных этапах;
3) потребности, связанные с нарушением здоровья — виды нарушений:
— анатомические изменения (пролежни, отеки, раны);
— функциональные физиологические изменения (одышка, контрактура, паралич);
— изменение поведения или повседневных жизненных привычек (апатия, депрессия, страх, беспокойство).
Каждый человек обладает индивидуальными способностями и возможностями по удовлетворению своих потребностей. Основные потребности должны быть удовлетворены самими людьми, и в этом случае человек ощущает себя самодостаточным.
Если пациент, его родственники и близкие не могут сохранить равновесие между его потребностями и возможностями в самоуходе и потребности самоухода превышают возможности самого человека, возникает необходимость в сестринском вмешательстве.
Шпаргалка по основам сестринского дела
2) попытайтесь определить, что нормально для пациента, как он видит свое нормальное состояние здоровья и какую помощь может себе оказать сам;
3) определите неудовлетворенные потребности пациента в уходе;
4) установите эффективное общение с пациентом и привлеките его к сотрудничеству;
5) обсудите с пациентом потребности в уходе и ожидаемые результаты в уходе;
6) определите степень независимости пациента в уходе (независим, частично зависим, полностью зависим, с помощью кого);
7) проявите заботу и внимание к пациенту;
8) выявите проблемы пациента или поставьте сестринские диагнозы. Помните, что сестринский диагноз – это состояние здоровья пациента (нынешнее и потенциальное), установленное в результате проведенного сестринского обследования и требующее вмешательства со стороны сестры;
9) планируйте сестринскую помощь на основе нарушения удовлетворения потребностей пациента, а не на основе медицинского диагноза, т. е. заболевания;
10) заполните документацию с целью ее использования в качестве основы для сравнения в дальнейшем;
11) не допускайте возникновения новых проблем у пациента.
17. Основные потребности человека
Основные потребности человека по А. Маслоу.
Потребность – это осознанный психологический или физиологический дефицит чего-либо, отраженный в восприятии человека, который он испытывает на протяжении всей своей жизни. Американский психофизиолог А. Маслоу, русского происхождения, в 1956 г. выделил 14 основных потребностей человека: 1) дышать;
7) одеваться, раздеваться;
8) поддерживать температуру тела;
10) избегать опасности;
13) иметь жизненные ценности, материальные и духовные;
14) играть, учиться, работать.
Сестринская теория потребностей человека
Эта теория пользуется популярностью во всем мире и лежит в основе сестринской диагностики. Она имеет характеристики каждой потребности и методики оценки уровня их удовлетворения. Потребности рассматриваются в четырех аспектах:
2) общество (окружающая среда);
3) сестринское дело;
Потребности разделены на три класса:
1) потребности выживания;
2) потребности близости;
3) потребности свободы.
Авторами потребностно-информационной теории, которая объясняет причины и движущие силы поведения человека, являются отечественные ученые Симонов и Ершов. Сущность теории состоит в том, что потребности побуждаются условиями существования организма в постоянно меняющейся окружающей среде.
Переход потребности в поступки и действия сопровождается эмоциями.
Эмоции – это индикаторы потребностей. Они могут быть положительными и отрицательными на удовлетворение потребностей.
Симонов и Ершов все потребности разделили на три группы:
1 группа – витальные (потребность жить и обеспечивать свою жизнь);
2 группа – социальные (потребность занять определенное место в обществе);
3 группа – познавательные (потребность познавать внешний и внутренний мир).
Без удовлетворения низших физиологических потребностей нельзя удовлетворить более высшие, психосоциальные потребности.
Несмотря на то что потребности у всех людей одинаковые, удовлетворяем мы их по-разному. Поэтому и состояние здоровья у всех нас разное.
Опираясь на знания о потребностях человека, медсестра должна уметь определить нарушенные потребности пациента, установить доминирующую потребность с целью удовлетворения потребности в порядке первоочередности, используя сестринский процесс.
Раздел 3. Перечень основных манипуляций, которыми должна владеть медицинская сестра
I. Прием пациента в стационар
18. Прием пациента в стационар
Прием пациента в различные отделения стационара осуществляется через приемное отделение. Исключением являются инфекционное и родильное отделения, которые имеют самостоятельные приемные отделения. В приемном отделении производят регистрацию, врачебный осмотр и санитарную обработку пациентов.
Устройство приемного отделения соответствует последовательности его работы и состоит чаще всего из вестибюля, зала ожидания, гардероба и регистратуры со справочной, смотровых комнат, изоляторов (боксов), диагностических палат и санитарного пропускника. Санитарный пропускник должен состоять из трех комнат: комнаты для раздевания пациента, ванной (душевой) и комнаты для одевания пациента. В приемном отделении имеются процедурный кабинет, малая операционная, перевязочная, рентген-кабинет, лаборатория, кабинет дежурного врача, туалетная комната и некоторые другие помещения, обеспечивающие круглосуточную работу приемного отделения.
В приемное отделение стационара пациенты поступают в экстренном и плановом порядке. Все пациенты, требующие неотложной медицинской помощи, поступают в экстренном порядке. Их доставляют машиной «скорой помощи», переводят из других лечебных учреждений или принимают в стационар без направления. В зависимости от тяжести состояния пациента всю информацию при заполнении истории болезни получают от самого пациента, а если он без сознания – от сопровождающих его лиц или родственников. При поступлении пациента без документов и сопровождающих его лиц необходимо сообщить в органы милиции о том, что поступил неизвестный. Персонал приемного отделения обязан известить родственников пациента, если он был доставлен машиной «скорой помощи», по поводу заболевания, наступившего вне дома. Плановые пациенты поступают по направлению врача территориальной поликлиники. После регистрации пациент направляется в смотровой кабинет для осмотра врачом и постановки диагноза. Если диагноз неясен, врач может назначить дополнительные исследования (лабораторные, эндоскопические, УЗИ) или консультацию узкого специалиста. Дежурный врач решает, в какое отделение должен быть направлен пациент. Если диагноз остается неясным, пациента после санитарной обработки помещают в диагностическую палату приемного отделения, где обследуют, наблюдают, диагностируют, а затем уже направляют в соответствующее отделение. Пациенту, не нуждающемуся в стационарном лечении, оказывают помощь и направляют на лечение в поликлинику по месту жительства. Результаты осмотра, обследования, назначения врача, а также характер санитарной обработки и вида транспортировки пациента вписываются врачом в историю болезни пациента. После осмотра пациента врачом и оценки его состояния он переводится в другое помещение, где проводится санитарная обработка пациента: осмотр волосистой части головы на педикулез, кожи на наличие гнойничковой сыпи, верхних и нижних конечностей на наличие грибковых заболеваний. В зависимости от состояния пациента ему назначают гигиеническую ванну, душ или обтирание наиболее загрязненных участков кожи, а также производят антропометрические измерения температуры тела с целью оценки функционального состояния и профилактики внутрибольничной инфекции.
19. Определение массы тела пациента
1. Антропометрия – это комплекс методов изучения морфологических особенностей человеческого тела, изучение измерительных и описательных признаков. К измерительным методам относятся определение массы тела, роста, измерение окружности грудной клетки и некоторые другие.
Показания для определения массы тела:
1) выявление дефицита веса;
2) выявление ожирения;
3) выявление скрытых отеков;
4) наблюдение за динамикой веса;
5) поступление пациента в стационар.
1) тяжелое состояние пациента;
2) постельный режим.
1) отрегулировать весы и установить гири весов в нулевом положении;
3) предложить пациенту осторожно встать в центре площадки на продезинфицированную клеенку без тапочек;
5) произвести взвешивание путем передвижения разновесов и установить равновесие;
7) предложить пациенту осторожно сойти с весов;
8) записать данные взвешивания;
9) оценить результат (в норме по формуле Брокка масса тела примерно равна росту минус 100).
2. Измерение роста пациента: рост пациента измеряется при поступлении в стационар, и проводиться после снятия обуви и головного убора.
1) встать сбоку от ростомера и поднять планку выше предполагаемого роста пациента;
2) предложить пациенту встать на площадку ростомера на клеенку так, чтобы он касался вертикальной планки ростомера затылком, лопатками, ягодицами, пятками;
3) установить голову пациента так, чтобы наружный угол глазницы и наружный слуховой проход были на одном горизонтальном уровне;
4) опустить планку ростомера на темя пациента;
5) предложить пациенту сойти с площадки ростомера;
6) по шкале ростомера определить рост пациента и записать результат.
3. Измерение окружности грудной клетки
1) пациент встает лицом к медицинской сестре с опущенными вниз руками;
2) охватить тело пациента сантиметровой лентой сзади на уровне нижних углов лопаток, спереди по 4 ребру по сосковой линии у мужчин или выше грудной железы у женщин;
3) определить окружность грудной клетки в состоянии покоя, максимального вдоха, полного выдоха;
20. Полная санитарная обработка пациента
Санитарная обработка может быть полной или частичной. Ее характер определяет врач.
Перед санитарной обработкой медицинская сестра приемного отделения осматривает волосистую часть тела пациента для выявления педикулеза.
Санитарная обработка пациента при выявлении педикулеза
Цель обработки — уничтожение вшей и гнид на волосистой части головы (профилактика сыпного тифа).
Данная обработка не проводится у беременных, рожениц, родильниц и кормящих матерей, детей до пяти лет, пациентов с заболеваниями кожи головы.
Обработку проводят в специальном, хорошо вентилируемом помещении, соблюдая права пациента,
конфиденциальность, инфекционную безопасность.
1) сообщить пациенту о наличии педикулеза и получить согласие на обработку;
2) надеть дополнительный халат, косынку, тапочки, перчатки, маску, фартук;
3) усадить пациента на кушетку, покрытую клеенкой;
4) укрыть плечи пациента клеенчатой пелериной;
5) обработать волосы одним из дезинсектицидных растворов (например, смочить волосы и втереть 20 %-ную эмульсию бензилбензоата и оставить на 30 мин или ниттифор на 40 мин);
6) накрыть волосы пациента полиэтиленовой косынкой, обвязать полотенцем (20 мин);
7) промыть волосы водой, затем моющим средством, осушить полотенцем;
8) обработать волосы пациента 6 %-ным раствором столового уксуса;
9) накрыть волосы полиэтиленовой косынкой, обвязать полотенцем на 20 мин;
10) промыть волосы проточной водой, высушить полотенцем;
11) вычесать волосы гребнем, наклонив голову над белой бумагой, разделяя волосы на пряди и вычесывая каждую прядь;
12) осмотреть волосы пациента повторно. Убедиться, что вшей и гнид нет;
14) снять и сложить белье и одежду пациента, спецодежду медсестры в клеенчатый мешок;
15) отправить мешок в дезкамеру, обработать гребень 70°-ным спиртом или обдать кипятком, помещение – инсектицидным средством;
16) сделать отметку на титульном листе истории болезни пациента о выявленном педикулезе («Р») или в амбулаторной карте и в журнале осмотра на педикулез;
17) отправить экстренное извещение об инфекционном заболевании в ЦГСЭН, зарегистрировать факт выявления педикулеза по месту жительства пациента;
18) провести повторный осмотр волосистой части головы пациента через 7 дней. При необходимости провести санитарную обработку;
19) если необходимо подстричь волосы, делают это над тазом. Волосы сжигают.
21. Обработка волосистой части головы при педикулезе механическим способом
Такую обработку проводят для уничтожения вшей и гнид на волосистой части головы (профилактика сыпного тифа) у пациентов при заболеваниях кожи головы, беременных, рожениц, родильниц и кормящих матерей, детей до пяти лет.
Обязательные условия проведения процедуры:
1) обработку проводить в специальном, хорошо вентилируемом помещении;
2) соблюдать права пациента, конфиденциальность, инфекционную безопасность.
1) сообщить пациенту о наличии педикулеза и получить согласие на обработку или стрижку волос;
2) надеть дополнительный халат, косынку, тапочки, перчатки, маску, фартук;
3) усадить пациента на кушетку, покрытую клеенкой;
4) укрыть плечи пациента клеенчатой пелериной;
5) обработать волосы, а не кожу головы теплым столовым уксусом, выбирая механическим способом живые формы вшей и уничтожая их.
Примечание: необходимо следить, чтобы уксус не попал в глаза пациента, а волосы были равномерно смочены;
6) накрыть волосы пациента полиэтиленовой косынкой, обвязать полотенцем (20 мин);
7) пропустить ватный жгутик или нитку сквозь зубцы частого гребня, обильно смоченный уксусом, и также смочить обильно уксусом;
8) промыть волосы теплой водой, затем с моющим средством, осушить полотенцем;
9) вычесать волосы частым гребнем, наклонив голову над белой бумагой, последовательно, разделяя волосы на пряди и вычесывая каждую прядь. Обработать гребень методом протирания 70°-ным спиртом или обдать кипятком;
10) промыть волосы теплой проточной водой, высушить полотенцем;
12) осмотреть волосы пациента повторно. Убедиться, что вшей и гнид нет;
13) снять и сложить белье и одежду пациента, спецодежду медсестры в клеенчатый мешок;
14) отправить мешок в дезкамеру, обработать помещение инсектицидным средством;
15) сделать отметку на титульном листе истории болезни пациента (медицинской карты стационарного больного), о выявленном педикулезе («Р») или в амбулаторной карте и в журнале осмотра на педикулез;
16) отправить экстренное извещение об инфекционном заболевании в ЦГСЭН, зарегистрировать факт выявления педикулеза по месту жительства пациента;
17) повторить осмотр волосистой части головы пациента через семь дней. При необходимости провести санитарную обработку.
Примечание: если необходимо подстричь волосы, делают это над тазом и волосы сжигают.
22. Гигиеническая ванна
Цель: предупреждение внутрибольничной инфекции. Выполнение процедуры:
1) наполнить ванну водой на половину ее объема, температура равна 35–37 °C, исключить сквозняки. Необходимо обязательное наблюдение медсестры. Температура воздуха в ванной комнате не менее 25 °C, на полу резиновый коврик;
2) предупредить пациента о возможных неприятных ощущениях (могут возникнуть сердцебиение, одышка и т. п.) и о необходимости сообщить об этом медсестре;
3) усадить пациента в ванну, поддерживая его сзади под локти так, чтобы ноги упирались в подставку, а уровень воды доходил до мечевидного отростка грудины пациента;
4) предложить пациенту мыться самостоятельно, если он это может сделать сам. А если не может, то надеть фартук, вымыть пациента в следующей последовательности: голова, туловище, верхние конечности, нижние конечности, паховая область, промежность, используя мочалку индивидуальную и душ;
5) помочь пациенту выйти из ванны.
II. Оценка функционального состояния пациента
23. Пульс, его характеристика, определение его свойств
Артериальный пульс – это ритмичные колебания стенки артерии, обусловленные выбросом крови в артериальную систему в течение одного сокращения сердца. Различают:
1) центральный (на аорте, сонных артериях);
2) периферический (на лучевой, тыльной артерии стопы и некоторых других артериях) пульс.
Чаще пульс исследуют на лучевой артерии, которая расположена поверхностно между шиловидным отростком лучевой кости и сухожилием внутренней лучевой мышцы.
При исследовании артериального пульса определяют его частоту, ритм, наполнение, напряжение и другие характеристики.
Частота – это количество пульсовых волн в 1 минуту. В норме у взрослого здорового человека пульс 60–80 ударов в минуту. Учащение пульса более 85–90 ударов в минуту – тахикардия. Урежение пульса менее 60 ударов в минуту – брадикардия. Отсутствие пульса – асистолия. При повышении температуры тела на 1 °C пульс увеличивается у взрослых на 8—10 ударов в минуту.
Ритм пульса определяют по интервалам между пульсовыми волнами. Если они одинаковые – пульс
ритмичный (правильный), если разные – пульс аритмичный (неправильный). У здорового человека сокращение сердца и пульсовая волна следуют друг за другом через равные промежутки времени.
Дефицит пульса – разница между количеством сердечных сокращений и пульсовых волн (при мерцательной аритмии). Подсчет проводят два человека: один считает пульс, другой выслушивает тоны сердца.
Наполнение пульса определяется по высоте пульсовой волны и зависит от систолического объема сердца. Если высота нормальна или увеличена, то прощупывается нормальный пульс (полный); если нет – то пульс пустой.
Напряжение пульса зависит от величины артериального давления и определяется по той силе, которую необходимо приложить до исчезновения пульса. При нормальном давлении артерия сдавливается умеренным усилием, поэтому в норме пульс умеренного (удовлетворительного) напряжения. При высоком давлении артерия сдавливается сильным надавливанием – такой пульс называется напряженным.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Здесь представлен ознакомительный фрагмент книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста (ограничение правообладателя). Если книга вам понравилась, полный текст можно получить на сайте нашего партнера.