Потребкооперация что это такое

Закон РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» от 19.06.1992 N 3085-1 (последняя редакция)

19 июня 1992 года N 3085-1

О ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ

(ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ОБЩЕСТВАХ, ИХ СОЮЗАХ)

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Список изменяющих документов

(в ред. Федеральных законов

от 11.07.1997 N 97-ФЗ, от 28.04.2000 N 54-ФЗ,

от 21.03.2002 N 31-ФЗ, от 23.04.2012 N 37-ФЗ,

(см. Обзор изменений данного документа)

Настоящий Закон определяет правовые, экономические и социальные основы создания и деятельности потребительских обществ и их союзов, составляющих потребительскую кооперацию Российской Федерации.

Основными задачами потребительской кооперации в Российской Федерации являются:

создание и развитие организаций торговли для обеспечения членов потребительских обществ товарами;

закупка у граждан и юридических лиц сельскохозяйственных продукции и сырья, изделий и продукции личных подсобных хозяйств и промыслов, дикорастущих плодов, ягод и грибов, лекарственно-технического сырья с последующей их переработкой и реализацией;

производство пищевых продуктов и непродовольственных товаров с последующей их реализацией через организации розничной торговли;

оказание членам потребительских обществ производственных и бытовых услуг;

пропаганда кооперативных идей, основанных на международных принципах кооперации, доведение их до каждого пайщика всех потребительских обществ, в том числе через средства массовой информации.

(абзац введен Федеральным законом от 28.04.2000 N 54-ФЗ)

Настоящий Закон гарантирует потребительским обществам и их союзам с учетом их социальной значимости, а также гражданам и юридическим лицам, создающим эти потребительские общества и их союзы, государственную поддержку.

Отношения, возникающие в области создания и деятельности потребительских обществ и их союзов, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Источник

Потребительская кооперация

Потребительская кооперация – система, созданная в России в 1831 году для продвижения интересов отечественных производителей, специалистов и потребителей товаров и услуг, которые объединились в кооперативы, управляемые демократическим путем.
Потребительские общества функционируют в рамках рыночной экономики независимо от государства как форма взаимопомощи, ориентированная не на прибыль, а на обслуживание населения. Потребкооперация отстаивает ответственный и этический подход к вопросам производства, реализации продукции и оказания услуг.

Сегодня, как и в течение вот уже двух веков, Центросоюз РФ – это голос кооператоров России. Центросоюз РФ представляет систему потребкооперации на национальном уровне, отстаивая интересы кооперативного движения в государственных структурах и привлекая молодых лидеров к участию в кооперативном движении.

География потребительской кооперации

Формирование структуры кооперативной системы произошло в начале XX века по территориальному принципу. Сегодня в её состав входят 2 300 потребительских обществ из 71 региона России, которые объединяют 102 районных потребсоюза и около 1,3 млн. пайщиков. Предприятия потребительской кооперации предоставляют товары и услуги жителям 89 000 населенных пунктов по всей стране.

Предприятия потребительской кооперации

Потребительская кооперация России обладает развитой сетью магазинов, складов, заготовительных пунктов и производственных предприятий. В общей сложности в системе Центросоюза имеется более 3500 цехов по производству продукции, около 8 000 объектов для организации закупки сырья у населения, его хранения и первичной переработки, а также около 29 000 розничных торговых предприятий и более 3500 предприятий общественного питания. На базе 13 000 стационарных и передвижных мастерских кооператоры предоставляют сельскохозяйственные, бытовые и строительные услуги населению. Организации потребкооперации, входящие в систему Центросоюза, обеспечивают постоянной работой 103 000 человек по всей стране.

Образовательная система потребительской кооперации

Потребительская кооперация России обладает собственной системой образования, с более, чем 100-летней историей. Она включает в себя три федеральных вуза: «Российский университет кооперации», «Сибирский университет потребительской кооперации», «Белгородский университет кооперации, экономики и права», а также 40 специальных учебных заведений. Всего в учебных заведениях потребительской кооперации России получают образование 70 тысяч студентов. Центросоюз регулярно принимает участие в федеральных и региональных проектах, направленных на улучшение качества обучения.

Закон о потребительской кооперации

Деятельность Центросоюза, потребительских обществ и их союзов регулируется Законом Российской Федерации «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации». Центросоюз проделал большую работу по разработке и принятию основополагающих законов: «О потребительской кооперации в Российской федерации» от 23 июля 1992 г.; «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» от 13 июня 1997 г.; «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» от 29 марта 2000 г.

Социальная миссия

Российская потребкооперация выступает за комфортный для жизни мир с устойчивой экономикой, основанной на осознанном выборе каждого члена общества и совместных ценностях – честности, открытости деятельности, уважительном отношении, заботе о людях и окружающей среде. Кооператоры поддерживают производство экологически чистых продуктов питания, создают социально ответственные предприятия на местном, региональном и национальном уровнях. Потребкооперация ориентирована на формирование заботливого, творческого и гуманного общества, справедливой и инновационной социальной экономики. Потребкооперация уделяет много внимания развитию социальной инфраструктуры сельских территорий, обеспечению продовольственной безопасности сельского населения. Кооператоры организуют обмен знаниями и создают культуру взаимной поддержки, в которой члены могут способствовать успеху, социальному росту, экономической независимости других членов, а общество осознает положительное влияние кооперативов на экономику и общество.

Будьте с нами!

Центросоюз России

Центросоюз РФ представляет систему потребкооперации на национальном уровне, отстаивая интересы кооперативного движения в государственных структурах и привлекая молодых лидеров к участию в кооперативном движении.

В структуру потребкооперации России входят добровольные объединения потребительских обществ и союзов потребительских обществ разного уровня, иерархию которых и возглавляет Центросоюз.

Центральный офис:
107996, г. Москва, ул. Гиляровского, 57
Единый многоканальный номер: (495) 684-18-03

Как стать кооператором?

Создание кооператива состоит из шести шагов. Что потребуется сделать:

1. Собрать КОМАНДУ;
2. Выбрать ИДЕЮ;
3. Подготовить устав;
4. Провести учредительное собрание;
5. Зарегистрировать кооператив в ИФНС;
6. Сформировать паевой фонд;
7. Можно начинать работать!

Источник

Потребительская кооперация: история, особенности. Закон о потребительской кооперации

Потребительская кооперация предполагает добровольное объединение физических и юрлиц на основе членства. Ее целью выступает удовлетворение нужд субъектов в услугах и товарах. Первоначальное имущество таких объединений формируется из паевых взносов. Рассмотрим далее, как происходило развитие потребительской кооперации. Потребкооперация что это такое

Зарождение

История потребительской кооперации началась в 19-м столетии. Родиной первых объединений была Великобритания. В то время предприятия потребительской кооперации открывались благотворителями. Они стремились улучшить условия труда и положение рабочих. С 1820-1830 гг. владельцами кооперативных магазинов, хлебопекарен, мельниц становились сами трудящиеся. Создававшиеся объединения позволяли приобретать продукцию по сниженным ценам. В 1844-м английскими ткачами был открыт кооператив, принципы формирования которого стали основными для последующих предприятий этой категории. К этим основам относят следующие положения:

Организации потребительской кооперации в СССР

В советское время распространение получили торгово-заготовительные объединения. Сельскохозяйственная потребительская кооперация, существовавшая в СССР, решала ряд актуальных задач. В их числе, в частности, были вопросы по:

К 1990 году объединения обслуживали около 40 % населения. Их членами было порядка 30 млн человек. На долю объединений приходилась 1/4 розничного товарного оборота, около 1/2 заготовок картофеля, 1/3 овощных закупок, больше трети хлебной продукции. На сегодняшний день в стране действует порядка 20-25 потребительских кооперативов.

Основы современных объединений

Российская потребительская кооперация сегодня представляет собой многоотраслевую социально-экономическую структуру. Целью ее функционирования выступает удовлетворение индивидуальных, общественных и прочих нужд членов-пайщиков в услугах и товарах. Кроме этого, потребительская кооперация в России обеспечивает обслуживание финансовых интересов производителей продукции, объединившихся в ней. Вместе с этим достигается определенная выгода остальных участников. Потребкооперация что это такое

Особенности потребительской кооперации

Структурная специфика

Потребительская кооперация включает в себя следующие управленческие схемы:

Организационная форма выступает в качестве конструктивного элемента, который:

Социальный статус

Характеризуясь перечисленными выше отличительными чертами, потребительская кооперация обладает в определенной степени самобытностью. Каждое объединение представляет собой некоммерческую структуру, которая выполняет общественные задачи. При этом свою хозяйственную деятельность предприятие планирует на базе кооперативной идеологии, ценностях и принципах, что определяет его потенциал и преимущества по отношению к прочим субъектам рынка.

Выступая в качестве некоммерческого, объединение закрепляет и фиксирует сферу экономических взаимодействий между администрацией и пайщиками по вопросам реализации объектов общей собственности. Вместе с этим потребительская кооперация устанавливает порядок осуществления взаимосвязи с внешней средой. К ней, в частности, относят муниципальные структуры власти и государство. Это взаимодействие обеспечивается через страховые и финансовые компании, налоговую службу и так далее. В этой связи потребительская кооперация рассматривается в качестве единственной структуры, тесно интегрирующей государственный интерес с социальными группами.

Элементы структуры

Нормативные акты о потребительской кооперации в РФ характеризуют ее как комплекс обществ и союзов, сформированных для удовлетворения материальных и прочих нужд их участников. В этой связи выделяют следующие ее элементы:

Самоорганизация

Системный характер, которым обладает потребительская кооперация, позволяет сформулировать ее основные свойства. Они, собственно, составляют содержание социальной и экономической функций структуры. Одним из таких свойств выступает самоорганизация. Она является основным способом формирования кооперативов любого вида. Самоорганизация базируется на инициативности и собственных средствах граждан, которые они объединяют добровольно для решения насущных вопросов. Именно этот механизм позволяет сконцентрировать и внедрить в экономический оборот неиспользуемые запасы на национальном, региональном и местном уровнях для скорейшего удовлетворения текущих нужд населения и самих пайщиков.

Структурность

Свойство системности предполагает, что те или иные формы потребительских объединений (общества и их союзы) определенным образом взаимодействуют друг с другом. Эта взаимосвязь обеспечивается сохранением вертикальных уровней управления и власти, коммуникационных каналов и механизма решения задач. Это позволяет проанализировать деятельность разных структурных элементов кооперации, например, относительно выпуска товаров, совокупных трудовых ресурсов, реализации единых стратегических планов и так далее.

Специфика обществ

Потребительское объединение представляет собой добровольную структуру. Оно формируется гражданами и юрлицами по территориальному признаку на основе членства. Общество объединяет имущественные паевые взносы для осуществления производственной, заготовительной, торговой и прочей деятельности для удовлетворения потребностей участников материального характера. Данное определение отражает следующие специфические черты объединений:

Классификация

Потребительские общества разделяются по:

1. Территориальному признаку на:

2. Профессиональному или социальному составу участников на:

Потребительские общества считаются первичными структурными элементами. Они объединяют участников и формируют более крупные элементы. Проще говоря, если не будет потребительских обществ, не будет и союзов, а следовательно, и самой кооперации. Комплекс объединений разного уровня обеспечивает более устойчивое правовое положение в стране в целом и регионе в частности. Социально-экономическая деятельность обществ, состоящих в союзах, отличается лучшей организованностью и обеспечена защищенностью в рамках рынка.

Структурные уровни

Организационное построение потребительской кооперации основывается на принципе административно-территориального разделения в стране. Каждое объединение или их группа располагается на том или другом вертикальном уровне. Первый сформирован потребительскими обществами, выступающими в качестве добровольных объединений физических (реже юридических) лиц в одном либо нескольких населенных пунктах (горпо, сельпо). На следующей ступени находятся районные союзы. Они сформированы объединениями обществ на территории определенных районов.

На третьем уровне располагаются республиканские, краевые, областные союзы. На четвертой ступени находится добровольное объединение всех обществ страны. Оно представлено Центральным союзом. Переход с четырех- на трехуровневую структуру способствует уменьшению количества обществ, их укрупнению. Это, в свою очередь, упрощает управляемость всей системы. Большая часть районных союзов и объединений, присутствующих в них, преобразованы в райпо. Основным преимуществом создания районных обществ считается концентрация капитала. Это способствует упрочению положения объединений. Райпо сегодня выступают как крупные конкурентоспособные структуры, действующие на рынке. Потребкооперация что это такое

Участники обществ

Потребительские объединения и их союзы как юрлица имеют специфические контрольные органы и управленческий аппарат. В зависимости от числа участников и территориального расположения выделяют:

Следует отметить, что Закон «О потребительской кооперации» не устанавливает пределы по количеству пайщиков. Так, в обществе могут состоять как несколько сотен, так и тысяч участников. На сегодняшний день преобладают крупные объединения. В таких обществах созвать общее собрание невозможно. В этой связи для обеспечения участия всех членов в принятии решений формируются кооперативные участки. Высшим управленческим органом в таких объединениях выступает собрание пайщиков от каждой местности. В качестве кооперативного участка может выступать село, несколько (или один) населенных пункта, городская улица или иная территориальная структура, в которой состоит не более 300 человек.

Органы контроля и управления

Для потребительского общества без участков характерна следующая административная система:

Потребительское общество с участками включает в себя:

Источник

Потребительский кооператив

Потребительский кооператив — это одна из разновидностей кооперативов. Потребительским кооперативом является добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства в целях удовлетворения собственных потребностей в товарах и услугах, первоначальное имущество которого складывается из паевых взносов.

Содержание

Зарождение

Первые кооперативные предприятия были основаны в Великобритании в самом начале XIX века благотворителями, стремившимися улучшить положение рабочих. Но уже с 1820-1830-х годов хозяевами кооперативных магазинов, мельниц, хлебопекарен становятся сами рабочие. Кооперативы давали возможность рабочим покупать товары по низким ценам.

В 1844 году английские ткачи из города Рочдейла открыли потребительский кооператив на принципах, ставших основными для кооперации. Этими принципами были:

В СССР

В СССР получила распространение торгово-заготовительная сельская потребительская кооперация (потребкооперация). Она решала следующие задачи:

В 1990 году в РСФСР потребкооперация обслуживала 40 % населения страны, членами ее были 30 миллионов сельских жителей России. На ее долю приходилось четверть розничного товарооборота, около половины заготовок картофеля, треть закупок овощей, более трети выпечки хлеба. В настоящее время в каждой области России в среднем действует около 20-25 районных кооперативных организаций. [1]

В Российской Федерации

Правовое положение потребительского кооператива в современной России определяется статьей 116 Гражданского кодекса и рядом специальных законов, наиболее важным из которых является закон РФ «О потребительской кооперации в РФ» и Федеральный закон (Россия) «О сельскохозяйственной кооперации».

Правовое положение потребительского кооператива во многом схоже с производственным кооперативом. Высшим органом управления является общее собрание его членов, а в промежутках между заседаниями общего собрания его функции выполняет наблюдательный совет. Коллегиальный исполнительный орган называется правлением. В отличие от производственных кооперативов, члены потребительского кооператива не обязаны принимать личное трудовое участие в его деятельности, и не отвечают по его долгам.

Основным учредительным документом любого потребительского кооператива является его устав. Наименование потребительского кооператива должно содержать указание на основную цель его деятельности и слова «кооператив», «потребительское общество» или «потребительский союз».

Участниками потребительских кооперативов могут быть как физические, так и юридические лица, причем наличие хотя бы одного физического лица обязательно, иначе кооператив превратится в объединение юридических лиц.

В изъятие от общих норм о статусе некоммерческих организаций потребительским кооперативам предоставлено право распределять доходы от предпринимательской деятельности между своими участниками. Таким образом, он занимает промежуточное положение между коммерческими и некоммерческими организациями.

Потребительские общества объединяются в потребительские союзы.

В настоящее время в Российской Федерации насчитывается около 3 тыс. потребительских обществ, входящих в систему Центросоюза.

В широком смысле слова к потребительским кооперативам относят также жилищно-строительные кооперативы, гаражно-строительные кооперативы, дачно-строительные кооперативы, жилищные накопительные кооперативы, кредитные потребительские кооперативы.

Источник

Потребкооперация что это такое

Понятие потребительского кооператива по ГК РФ и закону о ПК

Основные положения о потребительском кооперативе содержатся в ст. 123.2 Гражданского кодекса РФ:

Правовые основы деятельности ПК также содержатся в законе о потребительских кооперативах, т. е. законе РФ «О потребительской кооперации…» от 19.06.1992 № 3085-I (далее — закон о потребкооперации).

Стоит признать, что большая часть ПК в России действует в специализированных сферах и на них закон о потребкооперации не распространяется. Часть областей потребкооперации урегулирована специальными законами:

Однако есть и пробелы в законодательстве. Так, выведя гаражные кооперативы из-под действия закона о потребкооперации (см. ст. 2 указанного закона), законодатель не создал для них специального нормативного акта.

Порядок создания ПК. Устав потребительского кооператива образца

Потребительский кооператив создается в соответствии со ст. 7, 8 закона о потребкооперации.

ПК создается решением учредителей-пайщиков. Число пайщиков должно быть не меньше 5 граждан, достигших 16-летнего возраста, и/или 3 организаций (для специальных видов ПК установлено другое количество участников).

Одновременно с решением о создании ПК учредители на собрании утверждают:

Содержание устава ПК регулируется:

Плюсы и минусы потребительского кооператива

Итак, что такое потребительский кооператив по ГК РФ, мы рассмотрели, давайте определим, в чем состоят его плюсы и минусы.

К плюсам можно отнести то, что:

Минусами ПК являются:

Потребительский кооператив, как и всякая некоммерческая организация, создается для решения общественно полезных задач. Порядок его создания детально регламентирован законодательством. Деятельность же в ряде случаев (как ЖК и ЖСК) подробно урегулирована законом, в большинстве же областей деятельность должна быть урегулирована уставом кооператива.

Плюсов у этого вида организации достаточно много, а существенный минус 1 — обязанность членов ПК покрывать убытки своими средствами и нести субсидиарную ответственность по его долгам.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *