Потому что я учусь в школе

Диагностика мотивов учебной деятельности

1. Экспериментальная беседа по выявлению внутренней позиции школьника

. Экспериментальная беседа, направленная на выявление внутренней позиции школьника, включает вопросы, косвенным образом позволяющие определить наличие познавательной и учебной мотивации у ребенка, а также культурный уровень среды, в которой он растет. Эксперимент проводится индивидуально в форме беседы «Об отношении к школе и учению». Экспериментатор спрашивает, хочет ли он ходить в школу. В зависимости от ответа задаются вопросы [Ясюкова, Л.А. Методика определения готовности детей к школе: Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе (Часть I): методическое руководство/ Л.А. Ясюкова. – издание 2-е.- СПб: ИМАТОН, 2007. – 208 с.].

Беседа должна содержать вопросы, которые бы косвенным образом позволяли определить наличие познавательных или учебных потребностей.

Вопросы могут быть такими:

Что ты знаешь о школе?

Как ты думаешь, что там будет интересного?

Ты со своими друзьями играешь в школу?

А кем тебе больше нравится быть: учителем или учеником?

Тебе нравятся мультики или фильмы про школу?

А сам ты умеешь читать?

А ты хочешь научиться читать, писать?

Как ты думаешь, зачем детям надо идти в школу?

Как ты думаешь, как лучше учиться: в школе с учительницей или дома с мамой?

Кем ты хочешь быть? А что для этого нужно?

Число положительных ответов 6 и более свидетельствует о наличии познавательных или учебных потребностей.

2. Методика «Мотивы учебной деятельности»

Цель: выявить мотивы учебной деятельности учащихся методом анкетирования.

«Внимательно прослушайте утверждения и отметьте те пункты, которые соответствуют вашим стремлениям и желаниям».

Анкета

1. Учусь потому, что на уроках интересно.

2. Учусь потому, что заставляют родители.

3. Учусь потому, что хочу получать хорошие отметки.

4. Учусь для того, чтобы подготовиться к будущей профессии.(Учусь, чтобы потом хорошо работать;)

5. Учусь потому, что в наше время учатся все, незнайкой быть нельзя.

6. Учусь потому, что хочу завоевать авторитет среди товарищей по учебе. (Чтобы друзья меня считали хорошим учеником)

7. Учусь потому, что нравится узнавать новое.

8. Учусь потому, что нравится учитель.

9. Учусь потому, что хочу избежать плохих отметок и неприятностей.

10.Учусь потому, что хочу больше знать.

11.Учусь потому, что люблю мыслить, думать, соображать.

12.Учусь потому, что хочу быть первым учеником.

Обработка и анализ результатов:

1. Классификация мотивов:

широкие социальные мотивы – 4,5;

мотивация благополучия – 1,11;

престижная мотивация – 6,12;

мотивация содержания – 7,10;

мотивация прессом – 2,9;

узкие социальные мотивы – 3,8.

2. Выделение ведущих мотивов учебной деятельности школьника, проведение качественного анализа на соответствие критериям:

богатство и разнообразие мотивов;

социальная ценность мотивов;

присутствие в структуре мотивации познавательных интересов.

3.Оценка школьной мотивации

Цель: выявить отношение детей к школе, учебному процессу, эмоциональное реагирование на школьную ситуацию.

Для возможности дифференцировки детей по уровню учебной мотивации используется следующая система бальных оценок:

-ответ ребенка, свидетельствующий о его положительном отношении к школе, и предпочтении им учебных ситуаций оценивался в 3 балла;

-нейтральный ответ (не знаю, бывает, по-разному и т.д.) оценивается в 1 балл;

-ответ, позволяющий судить об отрицательном отношении ребенка к той или иной школьной ситуации, оценивался в 0 баллов.

Различия между выделенными группами детей оцениваются по критерию «Стьюдента» и устанавливается 5 основных уровней школьной мотивации:

Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, очень переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога.

Подобные показатели были характерны для большинства учащихся, успешно справляющихся с учебной деятельностью. При ответах на вопросы они проявляли меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.

Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации в школе.

Тебе нравится в школе или не очень?

Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

чаще хочется остаться дома

Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома?

Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-то уроки?

Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

ты часто рассказываешь о школе родителям?

Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

У тебя в классе много друзей?

Тебе нравятся твои одноклассники?

Ответы на вопросы анкеты расположены в случайном порядке, поэтому для упрощения оценки используется специальный ключ:

Данная анкета используется при групповой диагностике учеников. Анкеты в напечатанном виде раздаются всем ученикам, и дети отмечают варианты ответов, которые им подходят.

Форма проведения: индивидуальная.

Оборудование: стимульный материал к методике.

«Сейчас я прочитаю тебе рассказ».

№1. «Мальчики (девочки) разговаривали о школе. Первый мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что меня мама заставляет. Если бы не мама, я бы в школу не ходил».

На стол перед ребёнком психолог выкладывает карточку с рисунком

№1: женская фигура с указывающим жестом, перед ней фигура ребёнка с портфелем в руках. (Внешний мотив.)

№2. Второй мальчик (девочка) сказал: «Я хожу в школу потому, что мне нравится делать уроки. Даже если бы школы не было, я всё равно бы учился».

Психолог выкладывает карточку с рисунком № 2- фигура ребёнка, сидящего за партой. (Учебный мотив.)

№3. Третий мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми можно поиграть».

Психолог выкладывает карточку с рисунком № 3: фигурки двух детей играющих в мяч. (Игровой мотив.)

№4. Четвёртый мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что хочу быть большим. Когда я в школе, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким»

. Психолог выкладывает карточку с рисунком № 4: две фигурки, изображённые спиной друг к другу: у той, что повыше, в руках портфель, у той, что пониже, игрушечный автомобиль. (Позиционный мотив.)

Психолог выкладывает карточку с рисунком № 5: фигурка с портфелем в руках направляется к зданию. (Социальный мотив.)

№6. Шестой мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что получаю там пятёрки».

Психолог выкладывает карточку с рисунком № 6. фигурка ребёнка, держащего в руках раскрытую тетрадь. (Отметка.)

После прочтения рассказа психолог задаёт вопросы:

А как по-твоему, кто из них прав? Почему? (Выбор I)

С кем из них ты хотел бы вместе играть? Почему? (Выбор 2)

С кем из них ты хотел бы вместе учиться? Почему? (Выбор 3)

Дети последовательно осуществляют три выбора. Если содержание недостаточно прослеживается в ответе ребёнка, необходимо задать контрольный вопрос: «А что этот мальчик сказал?», чтобы быть уверенным в том, что ребёнок произвёл свой выбор, исходя именно из содержания рассказа, а не случайно указал на одну из шести картинок.

Обработка результатов. Ответы (выбор определённой картинки) экспериментатор заносит в таблицу и затем оценивает.

1/AppData/Local/Temp/msohtml1/01/clip_image004.jpg» /> 1/AppData/Local/Temp/msohtml1/01/clip_image006.jpg» />1/AppData/Local/Temp/msohtml1/01/clip_image010.jpg» /> 1/AppData/Local/Temp/msohtml1/01/clip_image012.jpg» /> Источник

Опросник мотивации

Опросник мотивации

(Модифицированный вариант Т.А.Нежновой/ Д.Б.Эльконина/ А.Л\Венгера)

Цель: выявление мотивационных предпочтений школьни­ков в учебной деятельности.

Оцениваемые универсальные учебные действия: действие смыслообразования, направленное на установление смысла учебной деятельности для школьника.

Возраст: 8—10 лет.

Метод оценивания: фронтальный письменный опрос.

Описание задания: опросник содержит 27 высказываний, объединенных в 9 шкал:

1 — отметка;

2 — социальная моти­вация одобрения — требования авторитетных лиц (стрем­ление заслужить одобрение или избежать наказания);

3 — познавательная мотивация;

4 — учебная мотивация;

5 — со­циальная мотивация — широкие социальные мотивы;

6 — мотивация самоопределения в социальном аспекте;

7 — праг­матическая внешняя утилитарная мотивация;

8 — социальная мотивация — позиционный мотив;

9 — отрицательное отно­шение к учению и школе.

Ниже приведены высказывания учащихся, соответствую­щие каждой из перечисленных шкал.

1. Отметка:

2. Социальная мотивация одобрения — требования авторитетных лиц:

3. Познавательная мотивация:

4. Учебная мотивация:

5. Социальная мотивация — широкие социальные мотивы:

6. Мотивация самоопределения в социальном аспекте:

7. Прагматическая внешняя утилитарная мотивация:

8. Социальная мотивация — позиционный мотив:

9. Негативное отношение к учению и школе:

Ученик должен внимательно прочитать приведенные ниже высказывания своих сверстников о том, зачем и для чего они учатся. Затем ответить, что он может сказать о себе, о своем отношении к учебе. С некоторыми из этих утверждений он мо­жет согласиться, с некоторыми нет. Учащийся должен оценить степень своего согласия с этими утверждениями по 4-балльной шкале: 4 балла — совершенно согласен; 3 — скорее согласен; 2 — скорее не согласен, чем согласен; 1 — не согласен.

Обработка результатов: подсчитывается количество бал­лов, набранных по каждой шкале. Строится профиль мотивационной сферы, дающий представление об особенностях смысловой сферы учащегося.

Критерии оценивания:

Интегративные шкалы:

учебно-познавательная — суммируются баллы по шкалам (3 — познавательная + 4 — учебная);

социальная — суммируются баллы по шкалам (5 — ши­рокие социальные мотивы + 6 — мотивация самоопределения в социальном аспекте);

внешняя мотивация — суммируются баллы по шкалам (1 — отметка + 7 — прагматическая);

социальная — стремление к одобрению — суммируются баллы по шкалам (2 — требования авторитетных лиц + 8 — социальная мотивация — позиционный мотив);

негативное отношение к школе — 9.

Уровни оценивания:

Источник

Диагностика изучения школьной мотивации и отношения к школьным предметам (2-3 класс)

ДИАГНОСТИКА ИЗУЧЕНИЯ ШКОЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ И ОТНОШЕНИЯ К ШКОЛЬНЫМ ПРЕДМЕТАМ

Актуальность данной диагностики, проводимой во втором классе, в том, что одной из наиболее острых проблем современной школы является рост количества учащихся со школьной дезадаптацией. Очень часто результатом неуспеваемости, повышенной тревожности является пониженная мотивация или её отсутствие у учащегося начальных классов. Педагоги, педагог-психолог, логопед учитывают трудности адаптационного периода и заинтересованы в том, чтобы он прошел для детей менее болезненно. Ребенок должен быть готовым к новым формам сотрудничества со взрослыми и сверстниками, к изменению социальной ситуации развития, своего социального статуса.

Объектом обследования выступают учащиеся 2 класса, в количестве ….. человек.

Диагностические групповые и индивидуальные занятия помогут в решении следующих задач: изучение школьной мотивации, учебной мотивации и отношения учащегося к учебному процессу.

Диагностические задания для проведения группового и индивидуального обследования второклассника в I четверти включают в себя:

2. Методика изучения мотивации учащихся (М.Р. Гунзбург) ; [Приложение 2];

3. Диагностика мотивационной сферы (отношение к учению, мотивы учебной деятельности) ; [Приложение 3].

5. Беседа, наблюдение.

Диагностика по выявлению отношений к учебным предметам через цвет и эмоции

Цель : определение характера обучающихся с помощью цвета и положительного или отрицательного отношения к учебным предметам через предоставляемые эмоции (смайлы). Диагностика адресована обучающимся начальных классов. Она рассчитана на выполнение функций:

Инструкция : 1. Обозначение цветов и эмоций. Диагностика предоставляет значение только основных, базовых цветов:

— белый цвет является «идеальным». Выбирать белый может человек с любым характером, но он и сам готов принять любого, не желая никого отталкивать.

— черный цвет в психологии обычно означает негатив. Люди, предпочитающие черный цвет, считаются неуверенными в себе, имеющими мрачное восприятие жизни и склонными к депрессии. Постоянный выбор черного цвета говорит о наличии кризисного состояния, агрессивном неприятии себя или окружающих.

— серый цвет предпочитают рассудительные и недоверчивые люди, которые привыкли обдумывать каждый свой шаг, боясь оказаться на виду. Иногда этот цвет выбирается с целью защитить себя от окружающего мира, при сильном переутомлении или в стрессовой ситуации.

— коричневый цвет предпочитают люди, ценящие семью и традиции, они стремятся к простым инстинктивным переживаниям и чувственным радостям. Но постоянный выбор этого цвета может говорить о физическом истощении.

— желтый цвет говорит о непринужденности в общении, интеллигентности и спокойствии.

— синий цвет нравится людям, скромным, склонным к меланхолии, они быстро утомляются, поэтому нуждаются в частом отдыхе. Такому человеку очень важно чувство уверенности в себе, расположение окружающих.

— зеленый цвет раскрывает человека, опасающегося чужого влияния, ищущего возможности для самоутверждения. Также зеленый цвет не любят те, кто старается добиться успеха не за счет своих стараний, а благодаря эмоциональному воздействию.

Потому что я учусь в школе— символизирует положительное отношение к учебным предметам;
Потому что я учусь в школе-символизирует отрицательное отношение к учебным предметам. 2. Правила проведения диагностики на бланке №1.

Перед тем как приступить к выполнению диагностики, педагогу необходимо рассказать правила:

Перед тем, как раздать диагностику, обучающимся необходимо выбрать любой из 8 данных цветов;

Выбранным цветом необходимо закрасить тот смайлик, который символизирует его отношение к данному предмету;

После того, как все выполнили, подпишите свою работу.

(Что тебе нравится или не нравится в предмете)

Потому что я учусь в школе Потому что я учусь в школе

Потому что я учусь в школе Потому что я учусь в школе

Потому что я учусь в школе Потому что я учусь в школе

Потому что я учусь в школе Потому что я учусь в школе

Потому что я учусь в школе Потому что я учусь в школе

Потому что я учусь в школе Потому что я учусь в школе

Потому что я учусь в школе Потому что я учусь в школе

Методика изучения мотивации учащихся ( М.Р. Гунзбург)

Цель : Определение мотива учения первоклассников.

Слушайте внимательно: на кого ты хотел бы быть похожим: выбери одного мальчика или девочку и поставь «+» рядом с выбранной картинкой. Все поняли? Готовы?

Потому что я учусь в школеПотому что я учусь в школе Потому что я учусь в школе

Потому что я учусь в школе Потому что я учусь в школе
Потому что я учусь в школе

Диагностика мотивационной сферы

Цель: изучить отношение учащегося к учению.

Инструкция: «Внимательно прочитай вопросы анкеты и ответь на каждый вопрос».

Что ты считаешь самым важным в школе? Почему?

Какой день недели ты больше всего любишь? Почему?

Что в школе для тебя самое интересное?

Чем бы ты хотел заниматься, придя из школы?

Что в школе для тебя самое неинтересное?

А что самое неприятное? Почему?

Цель: изучить мотивы учебной деятельности учащегося.

Инструкция: « Внимательно прочитай анкету и подчеркни только те пункты, которые соответствуют твоим стремлениям и желаниям. Помни, что можешь подчеркнуть не более 3 пунктов».

1. Учусь потому, что на уроках интересно.

2. Учусь потому, что ругают за плохие отметки.

3. Учусь потому, что хочу больше знать.

4. Учусь потому, чтобы потом было легко работать.

5. Учусь потому, чтобы доставить радость родителям.

6. Учусь потому, чтобы не отставать от товарищей.

7. Учусь потому, что нравится учиться.

8. Учусь потому, что хвалит учительница за хорошие успехи.

9. Учусь потому, что родители наказывают за двойки.

10. Учусь потому, что за хорошую учёбу ставят в пример другим.

11. Учусь потому, что узнаю много нового.

Вопросы анкеты выявляют следующие мотивы:

Познавательные (1, 7, 11 вопросы).

— широкие социальные (3, 4)

— узкие социальные (6, 10)

— избегание неприятностей (2, 9)

— ориентация на одобрение (5, 8)

Анализируется доминирование познавательных или социальных мотивов.

Общий вывод о сформированности учебной мотивации делается на основе анализа взаимосвязи общего отношения к школе и сформированности учебных мотивов.

Высокому уровню соответствует высокий уровень общего отношения к школе и преобладание познавательных мотивов учения.

Цель: исследования уровня развития и особенностей понятийного мышления, сформированности важнейших логических операций.

Оборудование: опросник, включающий четыре вербальных субтеста.

Описание методики: в методику входят задания четырех типов, направленные на выявление умений ребенка осуществлять различные логические операции с вербальным материалом. Каждый субтест включает 10 заданий.

В состав первого субтеста входят задания, требующие от школьников навыков дифференциации существенных и несущественных признаков предметов и простейших понятий. По результатам субтеста можно также судить о словарном запасе ‘школьников.

Второй субтест представляет собой словесный вариант методики исключения «пятого лишнего». Результаты его проведения позволяют судить об уровне сформированности операций обобщения, абстрагирования, выделения существенных признаков предметов и явлений.

Третий субтест — задания на умозаключения по аналогии. Они требуют умственных навыков установления отношений и логических связей между понятиями.

Четвертый субтест также направлен на исследование важнейшей для данной ступени интеллектуального развития операции обобщения.

Обработка полученных данных. Прежде всего каждый правильный ответ оценивается определенным баллом, в зависимости от своей изначальной сложности. Ниже мы приводим таблицу, в соответствии с которой оценивается каждый ответ школьника.

Следующим шагом обработки является подсчет общей суммы баллов, полученных каждым школьником по каждому субтесту и всем четырем субтестам вместе. Данные по субтестам сравниваются с максимально возможным результатом, который составляет:

для 1 и 2 субтеста — 26 баллов;

для 3 субтеста — 23 балла;

для 4 субтеста — 25 баллов.

Общий балл сравнивается с максимально возможным баллом по данному тесту в целом (он составляет 100 баллов), и в соответствии с ним устанавливается уровень развития, словесно-логического мышления школьников:

100—75 баллов — высокий уровень развития;

74—50 баллов — средний уровень развития;

49—25 баллов — низкий уровень развития.

Представление и анализ индивидуальных данных. Подробный анализ индивидуальных данных возможен в рамках общей сводной таблицы, в которой фиксируется не только численный результат по каждому субтесту, но и отмечаются номера заданий, с которыми не справился школьник.

Как правило, в первом субтесте многие ученики 2—3-х классов допускают ошибки в заданиях 7—10, так как они требуют не только владения определенной логической операцией, но и конкретными предметными знаниями. Если же в дополнение к ним школьник плохо справился с остальными заданиями субтеста, мы можем говорить не только о низком словарном запасе, но и о несформированной операции выделения существенных признаков.

Во втором субтесте сложности часто возникают при выполнении заданий 4, 5, 8, 10 (по изложенным выше причинам). Наиболее информативными именно с точки зрения владения операцией обобщения и сравнения являются остальные задания.

Третий субтест на практике часто оказывается наиболее сложным для младших школьников. Это связано как с достаточно необычной формой построения заданий, так и с теми требованиями к интеллектуальной деятельности, которые они предъявляют. Данный субтест информативен как с точки зрения развития понятийного мышления, так и с точки зрения понимания инструкции, навыков разнообразной интеллектуальной деятельности, наличия самого опыта подобного рода интеллектуальной внеучебной деятельности.

При выполнении заданий четвертого субтеста дети часто допускают ошибки в 5, 7, 8-м заданиях, требующих не только навыков обобщения, подведения явлений или предметов под понятие, но и конкретных знаний окружающего мира. Они также информативны с точки зрения запаса знаний ребенка.

В целом индивидуальный анализ данных должен позволить выделить детей с общим низким уровнем развития понятийного мышления или его отдельных компонентов.

Качественный анализ данных осуществляется по следующим направлениям:

— преобладающий уровень развития словесно-логического мышления в классе;

— наличие индивидуальных результатов, существенно отличающихся от средних по классу;

— наиболее хорошо развитые компоненты словесно-логического мышления (логические операции);

— наиболее слабо развитые компоненты словесно-логического мышления;

— словарный запас учеников и его особенности;

— интерес к интеллектуальной деятельности, отличающейся от принятых учебных форм.

Продолжи предложение одним из слов, содержащихся в скобках. Для этого подчеркни его.

1. У сапога всегда есть (шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговица)

2. В теплых краях обитает (медведь, олень, волк, верблюд, тюлень)

3. В году (24, 3, 12, 4, 7 месяцев)

4. Месяц зимы (сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март)

5. В России не живет (соловей, аист, синица, страус, скворец)

6. Отец старше своего сына (часто, всегда, иногда, редко, никогда)

7.Время суток (год, месяц, неделя, день, понедельник)

8. Вода всегда (прозрачная, холодная, жидкая, белая, вкусная)

9. У дерева всегда есть (листья, цветы, плоды, корень, тень)

10. Город России (Париж, Москва, Лондон, Варшава, София)

Одно из пяти слов в ряду не подходит к остальным. Вычеркни его:

1. Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка

2. Река, озеро, море, мост, болото

3. Кукла, медвежонок, песок, мяч, лопата

4. Киев, Харьков, Москва, Донецк, Одесса

5. Шиповник, сирень, каштан, жасмин, боярышник

6. Окружность, треугольник, четырехугольник, указка, квадрат

7. Иван, Петр, Нестеров, Макар, Андрей

8. Курица, петух, лебедь, гусь, индюк.

9. Число, деление, вычитание, сложение, умножение

10. Веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный

Найди среди четырех слов, написанных под чертой, одно, которое так же подходило бы к слову, написанному над чертой, как подходят друг к другу слова соседней пары:

Битянова М.Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка. – М.: Образоват.центр “Педагогический поиск”, 1997.

Бурс Р.С. Готовим детей к школе – М: Просвещение, 1997

Дошкольная подготовка. Начальная школа. Основная и старшая школа /Сборник программ 2100 – М.: Баласс, 2004.

Дубровина И.В. и др. Психология. Учебник для студентов средних педагогических учебных заведений – М.: Издательский центр «Академия», 1999 – 464с.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *