Потому что я так вижу
Откуда пошло выражение: «Я художник, я так вижу»?
Я предположил бы, что одно из первых обоснований духе: ”я художник, я так вижу” принадлежит внецианскому маньеристу Паоло Веронезе.
Этот виднейший художник написал, в числе прочего, ряд крупных полотен и фресок. На которых позволил себе некоторые вольности. вероятно, работай он во Флоренции или Риме, это воспринималось бы нормально. Венеция же имела свою специфику. В частности, здесь довольно сильно влияние византийского искусства.
В 1573 году Веронезе заканчивает для одной из венецианских церквей крупное полотно “Тайная вечеря”.
Все знают “ Тайную вечерю” работы Леонардо да Винчи. Все знают, и наверное, потому эту фреску можно условно считать “эталонной”.
У вас появились вопросы?
Вот и у приемной комиссии они появились. а заодно у инквизиции.
Основной вопрос звучал примерно так:
“ Что здесь делают все эти люди?”.
На что что Веронезе да, по-моему, замечательный и исчерпывающий ответ в стиле: “ я художник, я так вижу!”.
Впрочем, он действительно был художником. И великолепным.
Так что члены инквизиции поняли его тонкую душу и вошли в положение, не наложив никаких особых санкций. А всего-навсего распределив их исправить работу, приведя ее в соответствие с традиционным пониманием сюжета.
Так, что с тех пор полотно именуется “Пир в доме Левия”.
«Если человек не умеет рисовать, то это ещё совсем не значит, что он гений.»
Прилагательные «честный» и «честной» образованы от существительного «честь», восходящего к старославянскому «чьтѫ, чисти».
Особенностью этого слова является ударение, обусловленное двуплановостью значения слова: с одной стороны честь – это (1) внутреннее моральное достоинство, с другой стороны – это (2) социальное (т.е. со стороны окружающих) достоинство человека.
Так, например, в сочетаниях «дело чЕсти», «долг чЕсти» основной смысл связан с честностью, порядочностью, чистой совестью человека (1). А вот выражение «этот человек в честИ у кого-либо» означает, что он пользуется уважением извне, он в почёте у других (2).
По-видимому, эти оттенки значений нашли отражение и в этимологии производных слов.
Честный человек – это человек безупречный, неподкупный, совестливый, с чистой совестью, добросовестный, правдивый, прямой, прямодушный, безукоризненный, чистосердечный. Эти определения могут относиться также и к характеру человека, к его поступкам и др.
Честной (устар.) – это почтенный, уважаемый. Первоначальное употребление «почитаемый по связи с религией, например, честной отец (к духовному лицу), клятва «Вот тебе честной крест!». Вот другие примеры в обращении: честной народ, честные гости, честная кампания, при всём честном народе, мать честная (восклицание при удивлении) и др.
Это особенности в значениях и в употреблении слов «честный» и «честной» достаточно различимы, чтобы относить их и в словарях к разным лексическим единицам.
Как появился аргумент: «Я художник, я так вижу»?
Обычно это ироническое выражение применяют к художникам, работающим в некоторых жанрах т.н. «современного искусства». А точнее, того, которое можно условно назвать абстрактным, изображающим или представляющим всем привычное в, скажем так, нетипичном и подчас трудно узнаваемом виде.
Кажется, этот аргумент существует столько же, сколько существуют сами художники. А именно художники не слишком умелые и потому изображающие мир так… «как видят».
Весьма возможно, так и обстоит дело. Однако история сохранила имя одного художника, прибегнувшего к этому аргументу. Выраженному немного иными словами, но имеющему тот же смысл.
Больше того, известны и повод, и место, даже дата произнесения исторического аргумента, внесенная в официальный протокол:
Дата и место, по-моему, принципиальны: речь об Италии рубежа эпох Возрождения и Барокко. Где наверняка имелись слабые живописцы и скульпторы, но и в мастерах недостатка не было. И даже в Мастерах с большой буквы.
Одним из которых и был Паоло Веронезе, то есть «Веронец» и по происхождению, работавший в Венеции. Мастер, признанный не только потомками, но и современниками.
На самом деле, уже первая большая работа, участие в росписи Дворца дожей, принесла 25-летнему художнику известность. Так что с тех пор Веронезе почти постоянно работает в Венеции, не испытывая недостатка в заказах. Причем работает он, большей частью, в монументальной живописи: фреска, панно, большие картины, алтарные образы.
Заказчики соответствующие: аквилейский патриарх (епископ) — росписи палаццо Тревизан и виллы Барбаро; все то же правительство Венецианской республики; бенедектинский монастырь Сан-Себастьяно, для которого Веронезе выполняет ряд заказов на протяжении примерно 15 лет. Больше того, спустя годы мастер нашел здесь последний приют.
Напоминаю, что речь об Италии эпохи Ренессанса. А именно о Венеции, одном из ведущих государств, уже знакомых с творчеством старших современников Веронезе — Джорджоне, Тициана и Тинторетто. Как полагаете, разбирались ли заказчики в искусстве?
При этом Веронезе успешно «отметился» почти во всех жанрах живописи: религиозной, мифологической, портрете, пейзаже. Он по праву считается одним из лучших колористов, мастером работы с цветом.
Да и в целом произведения Веронезе отличаются удивительной натуралистичностью, жизнеподобием. И эмоциональностью… Впрочем, вообще свойственной позднему Ренессансу, или маньеризму. Паоло Веронезе, «Брак в Кане»
Фото: ru.wikipedia.org
И все-таки именно Веронезе пришлось прибегнуть к тому самому аргументу, которым художники оправдывают странности своей живописи.
Дело в том, что в 1560−70 годах он, уже знаменитый, востребованный и не очень юный мастер, пишет серию «пиров» — больших многофигурных композиций. Собственно, и изображающих сцены (главным образом, библейские) с пирующими гостями.
Первая из них — «Брак в Кане». Затем два варианта «Пира в доме Симона Фарисея», и «Пир в доме Григория Великого».
Уже первая из этой серии работ отличается необычайной многофигурностью: огромный, 6,5 на почти 10 метров, холст буквально заполнен фигурами, вписанными… в интерьер эпохи Ренессанса. По крайней мере, часть фигур изображает видных современников Веронезе, знаменитых художников. Включая самого автора. Паоло Веронезе, «Пир в доме Симона Фарисея»
Фото: ru.wikipedia.org
Но эта «натяжка» еще вполне укладывается в нормы той эпохи, да и антуражу самой новозаветной сцены как бы не противоречит:
«На третий день был брак в Кане и Матерь Иисуса была там. И был зван Иисус и ученики Его на брак».
То есть свадьба имеет право быть многолюдной. Правда, самого центрального персонажа, Иисуса, среди этой сутолоки не сразу заметишь… Но заказчиков-монахов такая интерпретация устроила. Вероятно, монахам виднее?
А вот с последней работой этой серии вышло нехорошо.
Предыдущие панно с «Пирами» отклонялись от соответствующих текстов в, скажем так, привычную сторону и в допустимых пределах. Во всяком случае, тот же «Брак в Кане», действительно, формально изображает Марию и Иисуса на свадьбе. А «Пир в доме Симона» — Христа на пиру.
Вот только в 1573 году художник, как считается, получил вполне конкретный заказ…
За два года до того в венецианской базилике Са́нти-Джова́нни-э-Па́оло сгорела «Тайная вечеря» работы Тициана. Не знаю, почему новую картину снова не заказали Тициану. Будучи весьма пожилым, знаменитый мастер все еще работает!
Тем не менее работу поручают Веронезе. Возможно, благодаря его специализации на монументальной декоративной живописи. А может быть, поскольку Веронезе выполняет для этого собора целый ряд заказов.
Откуда такой интерес? Давайте сравним знаменитую «Тайную вечерю» работы Леонардо да Винчи (1498 г.), другую сохранившуюся одноименную работу Тициана (1544 г.) и картину Веронезе. Леонардо да Винчи, «Тайная вечеря»
Фото: ru.wikipedia.org
Вот, через полвека, Тициан. Тициан, «Тайная вечеря»
Фото: ru.wikipedia.org
А вот Веронезе… Паоло Веронезе, «Тайная вечеря» или «Пир в доме Левия»
Фото: ru.wikipedia.org
По-моему, отличия бросаются в глаза?
Вот и представители инквизиции обратили внимание. Тем более что картина написана для собора, принадлежащего доминиканскому ордену. Главному оплоту инквизиции…
В Википедии приведен фрагмент протокола «беседы» Паоло Кальяри из Вероны (именно так, настоящим именем, он именуется в официальном документе!) с представителями трибунала инквизиции.
Попытаюсь привести свою подборку цитат из того же документа. Где, кстати, сам Веронезе называет свою картину именно «Тайной Вечерей».
«мне было сказано… настоятелем Санти Джованни э Паоло… что ваши светлости приказали ему, чтобы в картине была изображена Магдалина вместо собаки. Я ему ответил, что весьма охотно сделаю все, что нужно сделать ради моей чести и для славы картины, но что, по-моему, фигура Магдалины не может быть здесь исполнена хорошо».
В о п р о с. Написали ли вы людей в этой вечере господа нашего?
О т в е т. Да.
В о п р о с. Сколько людей вы изобразили и что каждый из них делает?
О т в е т. Прежде всего — хозяина постоялого двора, Симона; затем, ниже него, решительного оруженосца, который, как я предполагал, пришел сюда ради собственного удовольствия поглядеть как обстоят дела с едою. Там много еще и других фигур, но их я теперь уже не припоминаю, так как прошло много времени с тех пор, как я написал эту картину.
В о п р о с. А для чего изобразили вы на этой картине того, кто одет, как шут, с попугаем на кулаке?
О т в е т. Он там в виде украшения, так принято это делать.»
Следующая серия вопросов касается изображений апостолов. По-моему, это феерично:
В о п р о с. Что делает следующий за ним?
О т в е т. Он держит блюдо, чтобы получить то, что дает ему святой Петр.
В о п р о с. Скажите, что делает третий?
О т в е т. Он чистит себе зубы вилкой.
А вот более чем логичный и по делу вопрос, идущий вразрез с популярным мнением об инквизиции как исключительно карательном органе:
В о п р о с. Разве те украшения, которые вы, живописец, имеете обыкновение добавлять на картинах, не должны подходить и иметь прямое отношение к сюжету и главным фигурам.
И пояснение к нему:
В о п р о с. Известно ли вам, что в Германии и в других местах, наводненных ересью, существует обыкновение при помощи картин, полных непристойности и подобных вымыслов, унижать и осмеивать положения святой католической церкви, чтобы внушать таким образом ложное учение людям невежественным и глупым?
В о п р о с. В «Вечере», сделанной вами для Санти Джованни э Паоло, что обозначает фигура того, у кого кровь идет из носа?
О т в е т. Это слуга, у которого случайно пошла носом кровь.
В о п р о с. Что обозначают эти люди, вооруженные и одетые, как немцы, с алебардою в руке?»
Основной вопрос звучал примерно так: «Что здесь делают все эти люди?»
На что что Веронезе дал прекрасный и исчерпывающий ответ. В стиле: «я художник, я так вижу!»:
О т в е т. Мы, живописцы, пользуемся теми же вольностями, какими пользуются поэты и сумасшедшие, и я изобразил этих людей…
Он действительно был прекрасным художником, чьи работы украшали множество зданий в Венеции. Так что члены инквизиции поняли мастера. И единственной санкцией стало:
«названный Паоло обязан исправить и улучшить свою картину в течение трех месяцев, считая со дня приговора, и это — соответственно решению и постановлению священного трибунала, и все за счет самого художника. А если он не исправит картину, он будет подвергнут наказанию, налагаемому священным трибуналом».
И Веронезе — куда ж деваться! — исправил. Правда, и здесь отличившись новизной подхода, поскольку исправил… название. С «Тайной Вечери» на «Пир в доме Левия».
Согласно евангельскому тексту:
«И сделал для Него Левий в доме своем большое угощение; и там было множество мытарей и других, которые возлежали с ними».
Что Святая Инквизиция, как ни странным это покажется, вполне приняла.
Я- художник, я так вижу
Это Мортен Вискум, он современный датско-норвежский художник-маргинал, использующий отрезанные руки мертвецов вместо художественных кистей.
Автор текста Валерий Рублёв. 22 декабря 2017 года.
Мортен Вискум (Morten Viskum) — это современный датско-норвежский художник-маргинал, использующий отрезанные руки мертвецов вместо художественных кистей. Живёт и работает в Норвегии.
Мортен родился 2 февраля 1965 года в городе Хельсингёр (Дания).
Свою «художественную» деятельность Мортен начал в 1995 году с крайне неприятного перфоманса: он выбрал около 20 супермаркетов в пяти самых крупных городах Норвегии. В этих супермаркетах Вискум подменил несколько банок с оливками — вместо оливок в новых банках находились мёртвые новорожденные крысята.
В скором времени после своего перформанса художник освоил новую технику, благодаря которой он наиболее известен — он рисует руками мертвецов. В коллекции Мортена Вискума находится 6 рук, которыми они рисует свои живописные произведения. В нерабочее время они хранятся в формалине.
В настоящее время Мортен занимается различными инсталляциями, а также перфомансами, пародирующими известных людей. За многие из своих псевдохудожественных выходок Мортен Вискум неоднократно подвергался обвинениям в насилии над животными и хулиганстве.
«Будто я весенней гулкой ранью
проскакал на розовом коне»
Что же произошло сотни лет тому в городе Ковентри,
мэром которого был граф Леофрик?
Ведь это событие вошло в мировую
легенду древнебританской истории и создало национальную героиню
Англии.
А произошло то, чего и сегодня везде полным-полно.
Народ жил тяжко разоряли непомерные пошлины.
«Аппозиция» вышла на улицы, умоляя Леди Годиву
упросить мужа, графа Леофрика, снизить непомерные налоги.
Но услышав мольбы жены, граф рассвирепел!
____O tempora, о mores!
В переводе с латыни: — О времена, о нравы!
Фраза констатирует упадок нравов целого поколения,
подчёркивая неслыханный характер события.
Был город Ковентри не столь велик.
Гнездилась всюду бедность, зло и нужды.
«Жизнь становилось с каждым годом хуже!».
А мэром в городе был Лео-фрик.
Налоги поднимали до небес.
Все стало слишком нищенским и пошлым.
Взымали столько мзды, и столько пошлин,
Как будто в графа поселился бес!
Графиня попросила перемен
И милосердия для бедных граждан.
Граф разразился бурей эпатажной
И в гневе, не подняв ее с колен,
Издал указ: — Ступай, средь бела дня,
Пусть в окна смотрят и мужья, и жены,
Как ты проедешь напрочь обнаженной
Сев, без одежд на белого коня!
И тот народ, о ком молилась ты,
Воскликнет: «Боже, как она блудлива!»
Презреньем обольёт тебя спесиво
И сплетни разнесёт до хрипоты!
*
Но граждане узнали, что она
Садится обнаженною на лошадь,
Закрыли двери, ставни и дома,
И леди вышла на пустую площадь!
Граф обещанье данное сдержал.
Наладилась житьё в его предместье.
Мир сохранил понятие о чести
И в Ковентри никто не пострадал.
*
А в наши дни – моральная война,
Упадок сил духовных всей державы.
Век двадцать первый – ну, и времена!
О Времена, как говорят, о нравы!
Ведь зрители программ: «Пусть говорят»,
Чьи души в желтой прессе свили кокон –
Небось повыпадали бы из окон,
Без исключений, просто все подряд!
__________РАЗМЫШЛЕНИЯ НА ТЕМУ___________
Один из читателей восхитился в отзыве:
— здорово ты «зарифмовал легенду»!
«Для кого пишем, подумал я для кого работаем?»
Каждое произведение только тогда искусство, когда в нем звучит
АВТОРСКИЙ ГОЛОС, а не камуфляж зарифмованных Википедий.
Белая кобыла с карими глазами,
с челкой вороною. Красная попона,
Крылья за спиною, как перед войною.
Б.Окуджава.
Интересно уловить исторический дух творческих ассоциаций,
наблюдая, как один шедевр, порождает другой!
Кроме того авторская метафора о » ДУШЕ, что СВИВАЕТ КОКОН В ЖЕЛТОЙ ПРЕССЕ »
говорит о духовном «ОКУКЛИВАНИЕ «, что само по-себе, достояние
лирики, далекое от понятия: «зарифмованная легенда».
Интересно проанализировать:
Какое значение для автора имеет отклик?
Чем ценен читателю только что созданный стиш?
Едва созданное произведения отличается от давно написанного
трепетом еще не остывшего вдохновения!
Будто автор в одиночестве поймал восход Солнца и вдруг, кто-то воскликнул:
– Я тоже это вижу!
– Радость совместного узнавания чудесного творческого начала воодушевляет!
В то время, как строки, ушедших поэтов, при всей
их прелести, не дают чувства реального соприкосновения с личностью автора.
____________ПРАВДА О ЛЕГЕНДЕ_______________
Что же до самой легенды, ну уж не лживым британцам «МИ-6» учить нас благородству!
Ибн эта знаменитая история имеет несколько совершенно разных трактовок.
Самая добрая повествует, что у леди Годивы
мгновенно выросли волосы до пят и скрыли ее наготу от чужих глаз.
Но поскольку мне нравится картина Джона Кольера,
но не шибко нравится сама легенда, я придумал свой финал,
облагородив граждан: «Народ закрыл глаза и ставни окон!»
Ведь любая легенда, в любом случае, вымысел.
Надо сказать, что в стихотворение поэта Теннисона под
названием «Годива», речь идет о позоре, уготованном ей супругом.
На это желание восхитится толпой, меня навел один из любимых
виршей Надсона, о котором шла речь намедни
http://www.stihi.ru/2017/02/19/13304 :
Воты живописал «Не жалкую рабу с продажною душою
но божество толпу! Титан толпу…»
А аллитерация с латинским афоризмом:
«O tempora! O mores!», передает месседж,
который я оставляю читателю на автоответчике своего произведения:
«Закройте окна!
СТЫДИТЕСЬ своей БЕСПАРДОННОСТИ, ГОСПОДА!»
___________КАЗУС УКАЗАТЕЛЬНО ПАЛЬЦА _________
Вообще-т, образ женщины-жертвы,
размусоленный в литературе, АФФТОРАМИ МУЖЧИНАМИ доведен до абсурда!
Не так давно в разговоре о «Бесприданнице»,
препод литературы доказывал мне, что героиня безнравственна,
потому что с пьяными мужиками пошла на «Ласточку».
В результате таких ИСКРИВЛЕННЫХ нравственных ориентиров,
мужчины, позволяют себе быть чудовищными негодяями, но
возносят собственную мерзость в культ достоинств,
и при этом требуют от женщины, несуществующей в природе моральной стерильности.
___ «Я ТАК ВИЖУ» – НОВЫЙ АЛГАРИТМ ВОСПРИЯТИЯ____
Бесприданница, будучи христианкой, взяла на себя грех, преступление чужое убийства.
Это означает, что ее будут считать самоубийцей и даже в церкви не отпоют. значит душа останется неприкаянна.
Великодушие, которое своим всепрощением проявила
бесприданница, свойственно только поистине благородным людям.
И не понимать этого, значит опримитивить и само произведение,
и образ героини до местечковых оценок, ибн мирское и божественное
слишком разные ипостаси.
Сегодня очередная суббота и пока жители России голосуют «за» или «против» изменений в Конституцию, я хочу поговорить вот о чем. Вы когда нибудь видели людей, которые с энтузиазмом брались за что-то, но, в итоге, они выглядели так, словно делают это из-под палки? Они были выжаты, как последний лимон и больше не хотели ничего создавать.
Он больше никогда не станет гениальным художником, потому, что в школе ему все говорят, что он это делать не умеет, но ему НУЖНО этому учиться, а все, что он делал до этого, это неправильно, а правильно вот так, как в книжке написано. Ребенок начинает беспокоиться по поводу того, что у него не получается рисовать так, как рисовал кто-то другой!
Конечно, он в расстройстве, потому, что он, это Он. Чтобы быть известным, нужно быть самим собой, нужно рисовать так, как НИКТО другой еще не рисовал. Но этому-то, в 99 процентах случаев, его никто не учит. Если, так никто до ребенка не рисовал, то методики, как научить тому, что еще никем не придумано, просто не существует.
Даже, если он и закончит художественную школу, физкультурный институт, литинститут, да, что угодно, в итоге, он получит диплом, который будет означать, что он полная посредственность, умеющая делать что-то хорошо, как делают другие классики, но при этом, весьма вероятно, утратит свою собственную индивидуальность.
Индивидуальность, вот что делает человека Гением. Способность делать что-то не как все, делает человека известным.
Некоторые, кому в жизни повезло настолько, что они достаточно долгое время делали что-то незаметно, а потом явили это миру, становятся известными. Счастливы те упрямцы, которые, несмотря на все попытки заставить их делать что-то, как все классики и кумиры, плюют на это и делают что-то свое. Квадрат Малевича, картины Васи Ложкина, это все из этой оперы.
Это относится ко всем сферам жизни, строите вы свой дом, свою семью или свою компанию, например. Как только человека заставляют создавать что-то и говорят, ты молодец, у тебя это хорошо получается, теперь ты обязан каждый день ходить на работу и делать это за деньги. Если, ты не хочешь этого делать, тебе, все равно надо это делать, через «не хочу», потому, что это твое призвание. «Внучка, ты уже выросла, пора тебе замуж. Пора тебя научить печь пироги, как моя бабушка пекла» Понимаете? «Ага, я уже плачу от счастья, лишь бы выйти за дедушку и кормить его пьяного пирогами с луком.»
Ужасно, но никому не нужна вторая Ахматова, Есенин или второй Маяковский, потому, что они уже были. Как бы ты хорошо не писал стихи, ты никогда не забудешь, что ты не Есенин, а главное, окружающие никогда не дадут этого забыть своими восторженными оценками, «Ах, какие прекрасные стихи, напоминает раннего Есенина! Вы, такой молодец!» В ответ мысль:»Да, идите вы в пень с такими оценками. Я не Есенин и не хочу им быть. К черту эти стихи, пойду еще чем-нибудь займусь». Вот, что думает по-настоящему гениальный человек.
Есть еще одна вещь, которая губит гениев, они могут начать САМИ заставлять себя делать что-то новое. Они создали что-то необычное, получили свою порцию славы, а потом, рукоплещущая толпа переключилась на кого-то еще. Так появляется беспокойство, хочется вернуть себе это утраченное внимание. Гений предпринимает попытку создать что-то похожее и терпит поражение. Все мы видели фильмы, которые от серии к серии, становятся все хуже и хуже. Это происходит, потому, что гениальные вещи не подлежат тиражированию. Да, они приносят деньги, потому, что зритель идет испытать тоже самое чувство, что и во время первого просмотра. Однако, полностью это не возможно, это только отголоски прошлого, отсюда разочарование и падение кассовых сборов..
К чему я все это? Возможно, кто-то, читая все это, заново поймет библейскую фразу «Не сотвори себе кумира»? Индивидуальность, стремление быть не как все, вот, что приносит истинное удовольствие. Каждый раз, когда вы видите, что у кого-то что-то хорошо получается, не убивайте его своим, «пойдем со мной, я дам тебе денег и ты будешь это делать для меня каждый день и ни в чем не будешь нуждаться.» Не убивайте ребенка, своими идеями, что надо срочно научить его делать то, что он сам и без вас уже делает. Не лишайте его счастья творчества.