Потому что не дает
Потому что не дает
В русском языке есть слова, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному и обладают разным смыслом. Одними из таких слов являются наречие «потому» и словосочетание «по тому». Но как разобраться, какой из вариантов когда употреблять? Об этом мы расскажем в статье.
В блокгаузе было тёмно, потому я не сразу разглядел спящих на полу пиратов.
Солнце быстро опустилось в океан, и потому в лесу сгустились сумерки.
— Ватсон, пригнитесь! — закричал Холмс и припал к земле. Я, недолго думая, последовал за ним.
— Не вздумайте ходить по тому болоту! — предостерёг нас Стэплтон. — Это часть знаменитой Гримпенской трясины. Незнакомый с местностью человек там мигом на дно уйдёт.
Сочетание «потому что» необходимо писать в два слова, если оно выполняет функцию составного союза, соединяющего части сложно-подчинённого предложения с придаточным причины.
Сочетание «потому что» предусматривает два варианта постановки запятой — перед словом «что» и после него. Разница в данном случае будет чисто смысловой. Если вы хотите сделать акцент на причине, то запятая должна ставиться перед «что», если на результате — то после.
Рассмотрим на примерах:
Последние недели я плохо спал потому, что ещё с Афганистана привык вставать рано, а последние недели мы с Шерлоком засиживались допоздна. — Ватсон подчёркивает, почему именно он плохо спал.
Ватсон, вы понравились мисс Морстон, потому что вели себя как настоящий джентльмен. — Холмс делает акцент на том, что Ватсон понравился мисс Морстон.
Знаете, Ватсон, говорят, по тому, что лежит у человека в карманах, можно составить очень точное представление о его характере.
Судя по тому, что я услышал, сидя в бочке из-под яблок, шансов выбраться с «Эспаньолы» живыми у нас не было.
Существует довольно простой способ отличить, когда стоит писать «потому что», а когда «по тому, что». Достаточно лишь задать вопрос «почему», и если та часть предложения, что следует после сочетания «потому что» даёт на него ответ, значит, перед нами сложный союз «потому что». Если логичного ответа нет, значит, перед нами конструкция «по тому, что».
Есть ещё один вариант проверки правописания — местоимение «тот» в сочетании «по тому, что» можно заменить на существительное, на которое оно указывало.
Поиск ответа
Вопрос № 282775 |
В справочнике Лопатина читаем:
«В начале предложения не разделяются запятой сочинительный и подчинительный союзы, а также подчинительный союз и союзное слово: Денис помер. И когда я уезжал, старуха его вынесла мне гуся. (Пришв.); И прости, и уже навсегда, навеки. Потому что где же они теперь могут встретиться? (Бун.)».
Интересует последний пример. А если в начале предложения будет не союзное слово (типа «где»), а, например, союз «если», нужна ли запятая?
«Потому что (?) если бы вы позвонили заранее, я бы вас подождал».
Ответ справочной службы русского языка
В приведенном Вами примере действует общее правило о постановке запятой на стыке союзов: запятая ставится, если подчинительный союз не имеет в главной части предложения слова то. Ср.: Потому что, если бы вы позвонили заранее, я бы вас подождал. Потому что если бы вы позвонили заранее, то я бы вас подождал.
Здравствуйте! Помогите, пожалуйста: нужна ли запятая между словами то, что? Например: То, что они увидели, показалось им необыкновенным. Или: Делаю то, что хочу. В этих примерах запятая ставится как в обычных сложноподчиненных предложениях или не ставится, потому что если опустить часть предложения с союзом что, получится бессмыслица? (то. показалось им необыкновенным, или «делаю то. «) Заранее благодарна!
Ответ справочной службы русского языка
Запятая ставится по правилу обособления придаточных предложений.
Как пишется «потому что», где нужна запятая
Затруднение в написании этого сочетания возникает по той причине, что в русском языке существуют одинаково звучащие слова «потому» и «по тому», но различающиеся своим написанием. Рассмотрим, к какой части речи они принадлежат.
Чтобы выяснить, как правильно пишется «потому что», слитно или раздельно, определим часть речи, к которой оно принадлежит, и составляющие его компоненты.
Слово «потому что» пишется раздельно. Запятая ставится как перед союзом «потому что», так и разделяет его на две части в зависимости от условий в контексте.
Какая часть речи «потому»?
Слово «потому» является местоименным наречием, тождественным слову этой же части речи «поэтому», или союзом.
Рейсовый автобус прошел чуть раньше. Потому (поэтому) я опоздал на лекцию.
Опоздал (почему?) потому. Это наречие синонимично выражению «по этой причине», «из-за этого».
Солнце село за лес, и потому быстро сгустились сумерки.
Союз «и потому» соединяет два простых предложения в сложное.
Слово «потому», наречие или союз, пишется слитно.
Раздельное написание слова «по тому»
Отличаем в контексте слово «по тому», которое является падежной формой указательного местоимения «тот» («то»).
Оратор явно волновался. Это было заметно по тому, как он строил свою речь.
Было заметно (по чему?) по тому.
Слово «по тому» находится в форме дательного падежа с предлогом.
В контексте оно часто указывает на какой-то предмет и употребляется с существительным в дательном падеже.
Смотри, как по тому окну бегает солнечный зайчик.
Указательное местоимение «по тому» пишется раздельно.
Различаем написания наречий и омонимичных местоимений с предлогом:
Часть речи слова «потому что»
Сочетание «потому что» является составным союзом, который соединяет части сложноподчиненного предложения с придаточным причины.
Девушка весело засмеялась, (почему?) потому́ что шутка была, действительно, удачной.
В придаточном предложении, присоединенном этим подчинительным союзом, указывается причина действия, о котором говорится в главной части. Составной союз можно заменить аналогичными по смыслу союзами «так как», «поскольку», «из-за того что»:
Девушка весело засмеялась, так как (поскольку) шутка, действительно, была удачной.
Правописание слова «потому что»
Этот подчинительный союз состоит из двух слов:
Как видим, самостоятельные компоненты союза пишутся всегда в два слова, как и ряд составных союзов:
Подчинительный союз «потому что» пишется раздельно.
Примеры
Ему было грустно, потому́ что шел нескончаемый дождь и не видно было даже просвета между нависшими свинцовыми облаками.
Мы быстро собрались в дорогу, потому́ что за нами уже выехала машина.
В спящей деревне было тихо, потому́ что ничего не тревожило собак.
Раздельное написание «по тому, что»
Отличаем слитное написание слова «потому» в составе союза «потому что» от раздельного написания указательного местоимения «по тому» и последующего подчинительного союза «что».
Стало ясно, насколько она взволнована, по тому, что её голос задрожал.
Приближение осени видно по тому, что на березе становится все больше желтых листьев.
Говорят, что по тому, что лежит в сумочке, можно составить представление о наклонностях её владелицы.
В этих высказываниях логическое ударение делается на местоимение в падежной форме «по тому». К нему можно присоединить существительное:
Запятая с союзом «потому что»
Часто возникает вопрос, где ставится запятая, если в предложении имеется подчинительный союз «потому что». Нужно ли расчленить его на две части?
В сложноподчиненном предложении возможны два варианта постановки запятой с этим составным союзом.
Чаще запятая ставится согласно общему пунктуационному правилу перед союзом, который присоединяет придаточную часть причины, находящуюся, как правило, в постпозиции после главной.
Мне всё было здесь интересно, потому что я впервые был в этом таежном краю.
Запятая может делить составной союз на две части, если по воле автора логический акцент делается на слово «потому».
Сравним:
Я быстро прошла мимо соседки, потому что не хотела вступать в длинный разговор.
Я быстро прошла мимо соседки потому, что не хотела вступать в длинный разговор.
Во втором примере «потому» включается в состав главного предложения и является относительным словом.
Укажем также некоторые грамматические условия для обязательной постановки запятой между компонентами этого составного союза:
Примеры
Я вернулся сюда не потому, что вспомнил что-то важное.
С утра небо было ясно лишь потому, что поднявшийся ветер прогнал облака за горизонт.
Тропинка быстро заросла чертополохом и крапивой, видимо, потому, что никто давно здесь не ходил.
Этому клоуну удаются веселые импровизации, надо полагать, потому, что он талантливый артист.
В лесу уже было довольно темно потому, что солнце уже зацепилось за макушку леса, и еще потому, что тесно переплетенные ветви деревьев не давали проникнуть вниз последним лучам.
Читайте также: Полдня или пол дня – правила слитного или раздельного написания.
Что делать, если невинна, потому что никому не нужна?
Приблизительное время чтения: 6 мин.
Вопрос читателя:
В духовной литературе много пишут о красоте девства, хранении целомудрия, хвалят хранящих целомудрие. Священники сетуют, что люди, молодежь часто стесняются своего целомудрия.
Мне кажется, что не целомудрия стесняются, а НЕВОСТРЕБОВАННОСТИ. Даже письма на православные сайты пишут, что ненавидят себя именно за невостребованную девственность. Грубо говоря, что кто-то не сумел понравиться хотя бы просто для одноразового интима. Не потому невинен, что отказывается от непристойных предложений, храня целомудрие, а просто никто не предлагает даже. Этого и стесняются.
Конечно, читать о красоте невинности хорошо, но ведь часто оно просто вынужденно, поэтому не является добродетелью. Ты просто никому не нравишься, вот и всё. Никакой красоты в этом нет. И сейчас в православной среде очень много незамужних девушек уже в таком возрасте, что советуют лучше быть одной, как есть, потому что возраст. Потому что православных мужчин уже нет неженатых в окружении в подходящем возрасте. Вообще подходящих мужчин нет в окружении.
И вот такая вынужденная невинность — обуза и унизительное свойство, не добродетель, а просто подчеркивает никчемность, неинтересность, «бракованность», особенно когда человек хотел любить и быть любимым. Но даже не смог никому понравиться для одноразового интима. Хотелось бы спросить именно о вынужденном целомудрии, которое ты не защищаешь, не хранишь, потому что никто не посягает.
Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:
Божие на Вас благословение!
Вы подняли, наверное, актуальную тему. Давайте попробуем о ней поговорить.
Думаю, всем уже понятно, что целомудрие — это не только девственность, а такое состояние человека, при котором он имеет совершенную целостность внутреннего и телесного мира. Если человек в браке по любви, он целомудрен, потому что его физическое и внутреннее состояние соответствуют брачным, если он не в браке, естественным выражением целомудрия на физическом уровне является девство. В этом смысле целомудрие прекрасно, потому что цельный человек, не растерзанный грехами, какими-то разнонаправленными внутренними размышлениями и конфликтами поистине прекрасен. Таких людей очень мало. Про внутренний мир вообще говорить тяжело, и искушений и помыслов тут много, но если человек на телесном уровне сохранил цельность, это уже кое-что. Почему же не писать о красоте этого? Это прекрасно, потому что правильно и соответствует Божьему замыслу, по части телесной — в том, что вне брака телесных отношений у человека нет.
Не состоялся ли брак по причине нежелания самого человека или просто не вышло, сути не меняет: телесная цельность остается, и это намного более правильно и по-человечески (в свете Божественного замысла), чем любые внебрачные связи. Это точно.
А дальше — вопрос о том, в каком состоянии человек пребывает внутренне. Конечно, если телесно он девственен, ну внутри разжигается, то о целомудрии говорить не приходится, или если он завидует, или тщеславится, или делает какие-то козни, обманывает, лукавит — все это не украшает человека, и он невинен, но не целомудрен.
Теперь далее, речь о юношах и девушках, мужчинах и женщинах (в смысле возраста), которые не создали пару, потому что никто не захотел с ними быть или не сложилось. И вот тут возникает то самое сожаление о своей невостребованности. Да, это очень грустно, очень печально видеть, что кто-то лучше тебя или кому-то повезло больше, это правда. И раз мы говорим о том, чтобы честно себе самому признаться в том, что вышло, давайте и попробуем очень аккуратно немного продолжить этот разговор дальше.
Человек стесняется своей невостребованности на брачном рынке. Но ведь никому не нужна просто востребованность, всем нужен один-единственный человек, который будет любить и которого будете любить Вы сами. Если Вам нужен брак просто ради брака, уверяю Вас, при желании онлайн можно найти людей, которым брак нужен «для галочки», для продвижения в карьере, например, или потому что родители говорят, что пора жениться, или надоело жить одному и нужна хозяйка в доме (это для мужчин), или хочется переехать в другой город, и девушка готова вести хозяйство на правах жены, с тем чтобы мужчина был от этих хлопот свободен. Это называется брак по расчету, и если Вас устроит такой, все, что Вам нужно — это четко подойти под определенные критерии. Это определенный труд, это значит признаться себе, что брак Вам нужен сам по себе как брак, и Вы не ждете от супруга или супруги ответных чувств, а будете просто выполнять условия договора. Такие браки при обоюдном соблюдении сторонами условий могут быть очень крепкими и на всю жизнь. Иногда в них появляется и любовь, но не всегда.
Другое дело — если Вы ищете чувств. Вот тут сложнее, как Вы понимаете, не все, кто в браке, в браке по любви. Найти близкого по духу человека — это не всегда просто. Не знаю, стоит ли размышлять тут именно в разрезе конкуренции. Если брак по расчету — да, тут надо быть готовым, что это как на рынке, и если кого-то предложил условия лучше Ваших, что ж, это реальность и надо быть к ней готовым, раз уж Вы вышли на «рынок». Если брак по чувствам — тут надо стараться жить честно перед Богом и собой, потому что только при таком подходе есть шанс встретиться с другим близким человеком, потому что иначе сердце будет покрыто грехами, тщеславием, неверным мнением о себе, взгляд будет неясный, и своего человека можно просто не увидеть. При таком подходе человек идет от очень глубокой духовной жизни, через саморефлексию, через очень строгую и внимательную духовную жизнь. И когда он живет таким образом, он учится очень многому, в том числе и с миром принимать то, что ему дает или не дает Господь. Да, он будет печалиться, если останется один, но он будет и понимать, что, значит, такова правда воля Божия, потому что он-то сделал со своей стороны все возможное, чтобы не пропустить встречу. А если воля Божия, значит, это самое лучшее, что может быть в жизни, к тому же, исполнения воли Божией не стесняются.
Я бы советовал все воспринимать спокойно, максимально честно и с молитвой к Богу анализировать свою ситуацию и положиться на волю Божию, только не внешне и на словах, а в глубине сердца. Это сложно, но попробуйте.
А что касается вынужденной добродетели, так о чем речь. И пост ценится, когда он добровольный, а не вынужденный (например, по причине войны или просто Вы переехали в какое-то православное общежитие, где еда только постная), и смирение ценно не на словах или вынужденное, а в ситуации, когда возможен выбор между ним и чем-то еще. С целомудрием, кажется, разобрались выше: оно вынужденным не бывает, потому что является результатом большой внутренней работы с собой.
Что же касается единичных связей, ну не надо поддаваться на это лукавство. Для единичных связей особенно девушке не нужно обладать никакими особыми качествами, кроме согласия в эту связь вступить. Но я не думаю, что какой-то девушке интересно послужить просто инструментом удовлетворения физиологической потребности мужчины, который не ищет ничего иного, кроме как этого удовлетворения. Это вообще не про ценность девушки. Мужчинам в этом смысле сложнее, но и женщин, которые искали бы подобного удовлетворения, меньше, чем мужчин. И, положа руку на сердце, ни к чему хорошему такие удовлетворения не приводят, так что этот пример надо сразу отбросить, он не про «нравится» вообще, а часто про «подвернуться под руку».