Потому что это сочинительный или подчинительный союз
Простые и составные союзы
Содержание:
Союз—служебная часть речи, которая связывает однородные члены предложения, простые предложения в составе сложного.
Почему союз является служебной частью речи?
По значению и употреблению союзы делятся на подчинительны и сочинительные.
Сочинительные союзы связывают однородные члены или равноправные по смыслу простые предложения в составе сложносочиненного предложения.
Подчинительные союзы связывают простые предложения в составе сложноподчиненного, где одна часть по смыслу подчиняется другой.
Анализируя примеры подчинительных союзов, представленных в таблице, можно отметить их разное строение.
Союзы, состоящие из одного слова, являются простыми, из двух и более слов — составными.
Части некоторых составных союзов могут находиться в разных частях сложноподчиненного предложения.
Правописание составных союзов
Придаточная часть в сложноподчиненном предложении может присоединяться к главной с помощью составных подчинительных союзов: ввиду того что, вместо того чтобы, в случае если, несмотря на то что, перед тем как, потому что, прежде чем и др.
Важно. Пунктуационная трудность заключается в том, что такие союзы могут целиком входить в придаточную часть (в этом случае части союза не разделяются запятой) или же расчленяться (в этом случае запятая ставится перед второй частью союза, а первая включается в состав главной части сложноподчиненного предложения как соотносительное слово)
В каких союзах всегда в середине ставится запятая и в каких— не ставится?
Когда составной подчинительный союз расчленяется, и ставится запятая между его частями?
1. Перед составным союзом имеется отрицание «не».
2. Перед составным союзом есть усилительные, ограничительные и другие частицы, вводные слова, наречия.
3. Первая часть составного союза входит в ряд однородных членов предложения или параллельных конструкций.
4. Автор желает подчеркнуть, что на первую часть составного союза падает логическое ударение.
Знаки препинания при составном союзе
Знаки препинания при составном союзе, который целиком входит в придаточную часть сложноподчиненного предложения.
1. Если придаточная часть предложения следует за главной – запятая ставится только перед союзом.
2. Если придаточная часть находится внутри главной – запятые ставятся перед союзом и после всего придаточного предложения.
3. Если придаточная часть предшествует главной – запятая ставится только после всего придаточного предложения.
Союз как часть речи.
Союз – это служебная часть речи, используемая для связи слов в предложении, однородных членов предложения, простых предложений в сложном, отдельных предложений в одном тексте, а также абзацев текста.
Союз как служебная часть речи является неизменной. Также союз, как частица, предлог, междометие и другие служебные части речи не может выступать членом предложения.
Виды союзов.
По способу образования различают:
По морфологическим признакам различают:
По синтаксическому признаку различают:
Сочинительные союзы.
Сочинительные союзы – это союзы, которые связывают между собой равные синтаксические элементы: однородные члены предложения, части сложносочиненного предложения, предложения в тексте или целые абзацы в тексте.
По значению сочинительные союзы бывают следующих видов:
1) Соединительные союзы: а, да, ни…ни, и…и, как…так, не только…но и, также и другие;
2) Противительные союзы: но, да (в значении «но»), а, однако, хотя, зато;
3) Разделительные союзы: или, не то…не то, либо, то ли…то ли;
4) Пояснительные союзы: а именно, то есть;
5) Градационные союзы: не столько…сколько, не только…но и, не то чтобы…а;
6) Присоединительные союзы: да, и, притом, тоже, также, причём.
Подчинительные союзы.
Подчинительные союзы – это союзы, которые образуют связь между неравными компонентами: частями сложноподчиненного предложения или слов внутри простого предложения.
Существуют следующие разряды подчинительных союзов по лексическому признаку:
1) Причинные союзы: потому что, так как, ибо;
2) Временные союзы: пока, когда, в то время как, едва;
3) Целевые союзы: для того чтобы, чтобы, дабы, с той целью чтобы;
4) Условные союзы: коли, если, кабы;
5) Союзы следствия: так что;
6) Изъяснительные союзы: как, что, чтобы;
7) Сравнительные союзы: словно, как, будто, как будто, чем, точно.
План разбора союза как части речи.
Пример морфологического разбора союза.
Из-за туч выглянуло солнце, и мы стали собираться на прогулку. Мне хотелось поскорее выбежать во двор, но сестра долго что-то делала в своей комнате. Чтобы не терять время, я решил подождать снаружи. Я не столько хотел провести время с сестрой, сколько насладиться редким солнышком.
И – союз, неизменяемый, сочинительный, соединительный, простой, соединяет части сложносочиненного предложения.
Но – союз, неизменяемый, сочинительный, противительный, простой, соединяет части сложносочиненного предложения.
Чтобы – союз, неизменяемый, подчинительный, целевой, простой, соединяет части сложноподчиненного предложения.
Не столько…сколько – союз, неизменяемый, сочинительный, градационный, простой, соединяет части сложносочиненного предложения.
Архив форума
Здравствуйте, уважаемые сотрудники «Справочного бюро»! Вопрос вызван объяснением темы «Знаки препинания между частями бессоюзного предложения» в Учебнике грамоты. Дано предложение: «Белка прыгнула с ветки на ветку, поэтому на наши головы хлопьями посыпался снег». Конструкция сопровождается следующим комментарием: «. две части соединены, кроме интонации, союзным словом ПОЭТОМУ. «. Объясните, пожалуйста, в каких источниках ПОЭТОМУ считается союзным словом. С уважением, Охана.
Oxана
Ответ справочной службы русского языка
Конечно же, речь идет о союзе ПОЭТОМУ. Погрешность исправлена.
В словарях «поэтому» наречие. В школьной программе четко обозначено, какие местоименные наречия м.б. союзными словами. Это не про «поэтому». Есть также перечень подчинительных союзов. «Поэтому» в союзах не значится.
Учитывая всеобщность ЕГЭ, надо в _Учебнике_ придерживаться общепринятой (а для меня и единственно верной) концепции.
Вот пример из ЕГЭ: «Определите причину постановки запятой в предложении». Если предложение с «поэтому», то правильным будет ответ «бессоюзное».
>>>>В словарях «поэтому» наречие.
Спорить? С Вами? Эк Вас куда занесло.
>>>>Эмилия: Поскольку я обращаюсь все-таки к Справке, а не к воспоминаниям Сергея Г. о традиции в школе (тем более, насколько я помню, Сергей Г. живет в Крыму)
Так я, оказывается, в калашный ряд залез. Прощеньица просим. Забыл, что Крым у москвичей по низшему разряду проходит.
Но Справку всё же поддержу, а то ещё засуетятся с опровержениями собственных правильностей. Выше голову, товарищи, на всякого Ушакова есть свой Ожегов.
>>>>Так я, оказывается, в калашный ряд залез. Прощеньица просим. Забыл, что Крым у москвичей по низшему разряду проходит.
А в моём Ожегове: ПОЭТОМУ, нареч. И всё.
Сергей Г.! Уж если дело перешло на личные крымско-московские отношения, у вас там есть учебное заведение (в Севастополе), где и я лично, и многие мои коллеги трудятся практически за так.. В первую очередь на пользу РЯ.
Я-то имела в виду лично Ваше обучение по _советским программам_.
А вот школьники на всей тер-рии РФ будут сдавать летом ЕГЭ. Обязательный. С правом/без оного подавать документы в вузы.
И если Грамота (которая сегодня, видимо, не работает) дает Учебник и пропагандирует себя как «для всех» (наверное, и для выпускников школ), то надо _обязательно_ учитывать школьную программу.
>>>>где и я лично, и многие мои коллеги трудятся практически за так
Жду все-таки Справки. Надеюсь, к завтрему кто-то их них осилит 3 комплекта школьных учебников + пособия по ЕГЭ + АГ-80, а также перечитает свой учебник и поймет, что написанное в «правилах БСП» вступает в противоречие со всем остальным (об этом я уже утром говорила).
>Эмилия, лично я лично Вам хотел тоже за так популярно объяснить разницу между союзом и союзным словом применительно к местоименным наречиям, причём не на учительском уровне «а в этом словаре автор Загоскиным зовётся», а на уровне интеллектуальной потребности в алгебре для поверки гармонии. Хотел рассказать, в чём не прав Ушаков, а в чём не прав и Ожегов. Вы отказались. Форму отказа на личный счёт не принял. Других заинтересованных в решении данной задачи не наблюдаю. Сергей Г.
От поэтической лирики Вашей проку мало будет для рассматриваемого вопроса, а вот содержательность Вашей прозы можно использовать, если Вы готовы к диалогу, в котором может родиться истина. И, быть может, мы с Вами постигнем ту самую разницу, которую все, кроме нас с Вами, понимают, оказывается. Итак.
Не вижу, что Вы ждёте.
>>>>> вот содержательность Вашей прозы можно использовать, если Вы готовы к диалогу, в котором может родиться истина
Я не знала, что пишу прозой. Уже готова.
>>>Не вижу, что Вы ждёте.
Что или кого? Ждём акушерку, истину принимать.
>>>>Что или кого? Ждём акушерку, истину принимать.
— Мы тут есть! Ждём!
— Не вижу, что Вы ждёте.
.
Ждём-недождёмся. Дед Мороз, прааативный, выходи уже.
Уважаемая Эмилия, хотели бы обратить Ваше внимание, что в параграфе 3064 «Русская грамматика» все же называет слово «поэтому» союзом. Хотя в остальных параграфах – да, аналогом союза. Это только доказывает сложность и неоднозначность рассматриваемого вопроса.
Интересно отметить также, что предложения с союзом (союзным аналогом) «поэтому» в «Русской грамматике» классифицируются как сложносочиненные (с причинно-следственным значением). А, например, в «Словаре наречий и служебных слов русского языка» (автор – В. В. Бурцева) указано, что «поэтому» – союзное слово, присоединяющее придаточное предложение. Так что вопрос о частеречной принадлежности слова «поэтому» еще ожидает окончательного решения.
Учитывая сказанное, нам представляется разумным написать в Учебнике ГРАМОТЫ так: «. две части соединены, кроме интонации, сююзом (точнее, союзным аналогом) ПОЭТОМУ».
Эмилия, будем рады разместить Вашу статью на портале. Вы можете прислать ее по адресу электронной почты portal@gramota.ru или воспользоваться окном «Добавить публикацию» в «Библиотеке».
А универсальный справочник старшеклассника (для подготовки к ЕГЭ!) называет слова потому, поэтому, следовательно, значит и т.д. «другими».
Они не такие как все. Слова-индиго.
По-прежнему считаю, что определение в учебнике (при условии, что им могут пользоваться и школьники) дано очень непродуманно. Я бы все же «поэтому» из учебника убрала.
[26.12.2008 16:08] – Чеширский Бегемот | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Объясняю-объясняю, сам уже понимать начал. Ой, пардоньте, кажется обедню испортил. Свою среднестатистическую оплошность оплакивать, оплачивать и оплёвывать не буду. Пущай держит хвост морковкиным. В.В. Виноградов («Русский язык») к разряду таких гибридных слов отнес «потом». Помогите составить фразу с «потом» в функции союза: у меня не получается. На самом деле мне неясны две вещи: 1. зачем Грамота решила поместить на сайте в Учебнике дискуссионный для науки (и для каждого исследователя отдельно) пример. >>>>Помогите составить фразу с «потом» в функции союза Ты не пугайся рассказов о том, Наверно, я погиб: глаза закрою — вижу. А потом, на каждом нашем восхождении — А у меня был пример с «потом»? Вот ведь и не заметила. Я тут за «поэтому» дерусь. А с «потом» как с союзом, Речка, легко «расправилась» Бурцева. По-моему, я продемонстрировала «логику» данного словаря. На «потом» у неё так: По-моему, вопрос о качестве словаря-справочника и качестве ссылок на него «без комментарий». (Опять же «ходишь-ходишь в школу. » Зачем нам про местоимения рассказывали, а. ) >>Специально для Речки пример с «а потом» в качестве вводного: А потом, на каждом нашем восхождении — Эмилия, это мой был попутный вопрос в Вашей теме о гибридных словах. Надеюсь, это не помешало развитию темы. В данном предложении «потом», как мне мнится, можно посчитать союзом, приравнивая его (конечно, не к вводному сочетанию «кроме того»), а к «только». Пожалуй, это тот пример, который я искала. Спасибо. С запятой в «А потом, на каждом нашем восхождении —» согласна: «Иначе – никак». Сергей Г., спасибо за примеры. >>>>знаки в этом куске поставлены совершенно вопреки законам РЯ, увы. Речка, не видел Вашего. [26.12.2008 15:31] – Эмилия > Есть мнение, что наличие как «поэтому», так и «так что» всех здесь вопросов не снимут. Для исходной конструкции правомерен только союз «и», должный указывать только на последовательность событий, ибо в доминирующей по адекватности отражения модели ситуации причинно-следственными отношениями можно пренебречь. Вот ещё аналогичные примеры с разной мерой отклонения от «десятки» для иллюстрации вышеизложенного. 01. Бутерброд выпал из рук, поэтому на брюках возникло масляное пятно. Наречие «поэтому» в качестве обстоятельства трюизма может оставаться в исходном предложении при смене местоимения: Сергей Г., ничто не «засмущало». Homo_Nemo, «однокопеечное» опустила в копилочку. Тем более уже почти пора опять провожать и встречать. А потом, на каждом нашем восхождении — Так что ошибки свои всё же сама попроверяю. Вместе со справочниками. А ещё больше рад Вашему обращению ко мне с благородной целью вразумить безграмотного на егэшное правописание. Ей-богу, приятно. >>>>И все же не возьму я Сергея Г. корректором Да ладно, я пока в истопниках похожу. Вот окончательно перекроют газ оранжевым идиотам, тогда и подамся в корректоры. Но на почитать Вашу статью я всё же рассчитываю, если будет дозволено. >>>>Потому как никакого «а потому» вводного не бывает >>>>этот вариант, кстати, используется в большинстве сборников ВВ (печатных) >>>>как у вас с теплом? Пока топят, но зависит от района. Если скажете, где остановитесь, то могу более точно сообщить. Но до конца месяца ещё шах сдохнет, а ишак помрёт. Если что-то резко изменится, то сообщу Вам в этой теме. >>>>Кстати, в качественных изданиях будет ссылка Из того, что у меня есть в электронном виде. Переводчики частенько пользуются. >>>>Еще больше не согласна с расширением понятия «союзное слово». Там нечего расширять: все союзные слова можно по пальцам перечислить. А как можно быть согласным или не согласным, не выслушав оппонента? Это ж не дискуссия получается. Таблица: Сочинительные и подчинительные союзы
Подчинительные союзы (когда, что, чтобы, если, так что, потому что, как, как будто и др.) связывают простые предложения в сложноподчиненное: Я хочу, чтобы вы были хозяевами неба. Подчинительные союзы по значению делятся на следующие разряды:
На наш взгляд, на этом этапе целесообразно вспомнить о видах синтаксической связи или ввести новый для семиклассников термин «виды синтаксической связи». Основные виды синтаксической связи между словами и предложениями — сочинительная и подчинительная.
Сочинительная и подчинительная связь может быть оформлена союзами, например: Союзы и значения сложносочиненных предложенийВ девятом классе ребята узнают, что в сложносочиненных предложениях простые предложения связываются друг с другом интонацией и сочинительными союзами. По характеру сочинительного союза и значению сложносочиненные предложения делятся на три группы:
Подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчиненных предложенияхВ этом же, девятом, классе ребята узнают, что придаточные предложения присоединяются к главному или к другому придаточному подчинительными союзами (простыми и составными) или союзными словами. Под союзными словами авторы учебников учебно-методического комплекса В. В. Бабайцевой понимают относительными местоимения, которые используются для связи простых предложений в составе сложноподчиненного.
Как видим, в некоторых случаях совпадают (по написанию) простые подчинительные союзы и союзные слова. Как девятиклассник сможет отличить союз от союзного слова (например, что, как, когда) в сложноподчиненном предложении? Чтобы отличить союз от союзного слова, необходимо помнить: 1) Подчинительные союзы не являются членами придаточного предложения, а служат только для присоединения придаточных к главному или другому придаточному: Союзные слова не только «прикрепляют» придаточные предложения к главному (или к другому придаточному), но и являются членами придаточных предложений: 2) В некоторых случаях союз можно опустить, а союзное слово нельзя: 3) Союз можно заменить только другим союзом: 4) Союзное слово можно заменить только союзным словом или теми словами из главного предложения, к которым относится придаточное, например: Авторы данного учебника обращают внимание девятиклассников, что умение разграничивать союзы и союзные слова нужно для правильного интонирования предложения, так как нередко союзные слова являются смысловым центром, они выделяются логическим ударением. Закрепляем полученные знания о союзах и союзных словах на практикеВ учебнике «Русский язык. Практика. 9 класс» Ю. С.Пичугова, А. П. Еремеевой, А. Ю. Купаловой дается ряд упражнений, направленных на формирование умения отличать подчинительные союзы и союзные слова. Приведем некоторые такие упражнения. Эту модель или ее фрагменты можно использовать как в 9 классе, так и в 7-8 классах. Полагаем, предложенная модель обучения поможет учителю «расставить все точки над и» при изучении союзов и союзных слов на уроках русского языка: рассмотреть их функции, особенности строения и значения союзов, их использования в сложных предложениях; особенности использования союзных слов в сложноподчиненных предложениях.
|