Потолки терема были сводчатые и поддерживались крепкими толстыми столбами что это
Урок 14 ИЗО в 4 классе по теме «Узорочье теремов»
Урок 14 ИЗО по теме » Узорочье теремов» 4 класс
Цель: познакомить с русским деревянным зодчеством; пояснить специфику изготовления панно; выяснить связь природных узоров и оформления
Планируемые образовательные результаты: Предметные : расширяют свои представления о красоте деревянного зодчества Руси, смогут познакомиться с русским деревянным зодчеством, ученики повторят специфику изготовления панно; используют навыки рисования; приобретут знания о многообразии оформительского декора
Метапредметные : понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке;
Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
ситуациях, отзывчивы к красоте деревянного зодчества Руси
2.Основная часть урока.
1) Представьте себе, что вы получили жильё, но не в наше время, а в давние времена, например в Россию 18 века. И оформлять своё жилище нужно будет в виде терема.
— Какое сказочное название «терем», «Терем-теремок». Вам знакомо это слово? (Да, терема есть в сказках.)
— Да, в русских народных сказках часто говорится о царских палатах в высоких теремах, где у окна царевна сидит.
Рассматривание иллюстраций в сказках. Я вас хочу пригласить не в сказку, а в терем который и по сей день стоит на земле московской. Перед вами Теремной дворец Московского кремля. Посмотрим, что находится внутри терема. Мы видим Царские палаты.
У стола и лавках резные фигурные ножки.
— Русские мастера с любовью украсили стены и сводчатые потолки передали настроение веселья и радости.
Терем, терем, теремок,
Он затейлив и высок,
В нем окошки слюдяные,
Все наличники резные,
А на крыше петушки
А в перилах на крылечке
Мастер вырезал колечки,
Завитушки да цветки
И раскрасил от руки.
— Как же называется такой рисунок, который служит для украшения архитектуры, интерьера и предметов быта?
Что называют орнаментом. Какие виды орнамента вы знаете?
А вторая задача: рассмотреть розетки, раскрасить покраше, и поучиться самим рисовать по предложенному заданию.
План выполнения рисунка.
1. Разметка : пол, стена, потолок.
2. Рисуем колонны по противоположным сторонам листа.
3. Арку между колоннами и другие архитектурные украшения.
4. Набросок узоров на потолке, стенах, арках, на полу.
5. Изображение мебели. Выразительность работы.
6. Работа с красками. Выбор цвета, раскрашиваем.
Шли по крыше три кота,
Три кота Василия (ходьба).
Поднимали три хвоста
Прямо в небо синее (поднимание рук).
Сели киски на карниз,
Посмотрели вверх и вниз (приседание).
И сказали три кота:
— Красота! Красота! (хлопки в ладоши)
5) Практическая работа. Самостоятельное рисование учащимися. учитель наблюдает за работой детей, оказывает своевременную помощь.
3. Подведение итогов. Рефлексия. Выставка работ.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Пир в теремных палатах
Вспомни, как чаще всего заканчиваются русские сказки. «И садятся все за стол; И весёлый пир пошёл. Я там был, мёд, пиво пил. » Так у А. С. Пушкина. Застолье и пиры воспеты и в народных сказках, песнях, былинах. Праздничным, гостеприимным застольем отмечали важные события и цари, и князья, и крестьяне, и горожане.
В давние времена в княжеских дворцах были большие залы — гридницы. Потолки в них поддерживались крепкими, толстыми столбами. На возвышении стоял княжеский трон. Вдоль лавок расставлялись длинные столы, крытые скатертью.
В. Васнецов. Царевна-лягушка. Масло
Там собирались дружинники князя, помещалось много народа. Они подолгу пировали, закончив ратные дела. Им пел баян-сказитель, подыгрывая себе на гуслях.
В царских палатах под расписными сводами сохранились старинные обычаи, только стали они ещё более пышными и торжественными.
В. Васнецов. Палата царя Берендея. Акварель, гуашь, белила
Грозно застучали в сказочных теремах посохом властные бояре в длиннополых тяжёлых кафтанах с рукавами, висевшими до земли.
Детские работы. Аппликация, гуашь
Задание
В завершение темы сделай яркую, праздничную работу «Пир в теремных палатах».
Не надо бояться изображать людей. Начинать надо с большого пятна — выразительного силуэта.
Одежды того времени были широкие и свободные. По своей форме они напоминали колокол и скрывали фигуру. Зато их украшало богатое узорочье. Движения получались плавными, а осанка — горделивой.
Выполни вместе с ребятами всего класса коллективную работу — панно.
Вклейте фигуры людей в уже написанные красками палаты терема.
ИЗО Урок «Узорочье теремов». 4 класс. ФГОС
В материалы входит конспект урока и подвижная презентация к ходу урока. Это первый урок, далее «Пир в теремных палатах»- смотрите материалы на моем сайте-здесь.
Просмотр содержимого документа
«КОНСПЕКТ узорочье теремов»
ПРЕДМЕТ ИЗО №13 05.12 4 КЛ
Тема: Узорочье теремов.
Цель: 1.познакомить с декором палат и терминов; пояснить разное назначение декора; выяснить связь природных узоров и оформления ;
Начать предварительную работу к комплексному заданию; познакомить с терминами «интерьер», «изразец»;
2.развивать внимание, память, наблюдательность, творческие способности;
3.воспитывать аккуратность, терпение, любознательность.
Планируемые результаты: ученики повторят специфику изготовления панно; используют навыки рисования; приобретут знания о многообразии оформительского декора; создадут основу для изготовления панно.
УУД: уметь работать в группах; уметь организовать работу для каждого члена группы, оценивать свои достижения.
Оборудование: презентация, проектор, листы бумаги А-1 для групповой работы.
1. Актуализация опорных знаний. Слайд 1
-Что такое интерьер? (От французского слова «внутренний», означает убранство помещения и предметы, которые украшают его.)
-Сравните два интерьера. (эпоха, убранство) слайд 3
-Представьте себе, что вы получили новую квартиру и её нужно оформить по своему вкусу. С чего обычно начинает свои действия новосёл?(С ремонта своего жилища.)
2. Мотивация. Сообщение темы урока
-Но давайте силой воображения перенесёмся в давние времена, например в Россию 18 века. И оформлять вам тогда придётся не современную квартиру или комнату, а пространство боярского терема.
-Кто догадался, с чем мы с вами будем сегодня знакомиться?
-Сформулируйте тему урока. Слайд 4
-Сегодня вы сделаете заготовку для панно, работу над которым завершите на следующем уроке. Панно будет представлять собой интерьер боярского терема – живописную картину его внутреннего убранства, Просторное помещение такого терема украшено разнообразными узорами. Поэтому сегодня вы встречаетесь с новым словом «узорочье».
Изучить убранство, украшение русских боярских теремов.
Узнать лексическое значение слова «узорочье»
Сделать заготовку панно-интерьер терема для следующего урока.
3. Первичное понимание нового материала
Слайд 5(изображение древнерусского города)
Город чудный, город дивный
Ты вместил в свои концы
И посады, и деревни,
Показ «сказочного терема» (иллюстрация И.Васнецова к сказке «Сивка-Бурка»)
В старину на Руси возводили зодчие города диковинные, с теремами деревянными и палатами белокаменными, А постройки-то непростые, узорчатые, с нарядными затейливыми украшениями, что глаз радуют своей яркостью и разнообразием!
Найдите ответы на стр.72 учебника
-Но я вас хочу пригласить не в сказку, а в терем, который и по сей день стоит на земле московской. Перед вами Теремной дворец Московского Кремля.
—Блестит расписная в «шахмат» кровля дворца. Даже не верится, что перед тобой не сказка, а явь. В старину здание из камня возводились редко, и Теремной дворец вызвал восторг всей Москвы. Позже знатные бояре, купцы стали строить терема и каменные палаты. Красочность, нарядность окутали дворцы и терема. Белокаменные кружева оплели окна.
-Витые столбики, двойные арочки над крыльцом – всё это создавало новый облик города.
-А теперь давайте войдем внутрь терема.
-Каков же интерьер данного помещения?
—Какие помещения изображены на этих иллюстрациях?(Царские палаты.)
-Что размещено на заднем плане иллюстраций? (Большие фигурные окна.)
-Какую мебель вы здесь видите?
-Как оформлено помещение? (Цветочный рисунок на стенах, окантовка по арке окон.)
-Чем отличаются детали мебели? (У стола и лавках резные фигурные ножки.)
-В каких тонах оформлена палата?
-Какие тона относятся к тёплым, холодным?
-В каком тоне раскрашен потолок? (В холодном тоне с рисунками, изображающими небесные светила и знаки зодиака.)
-Почему для росписи потолка выбран оттенок холодного тона? (Чтобы купол казался выше.)
-В каких тонах раскрашены стены? (В тёплых, с цветочными узорами.)
-Обязательно ли размещать мебель исключительно вдоль стен комнаты?
-Какие ещё варианты сочетания и расположения мебели можно придумать?
-Почему при оформлении интерьера отдавали предпочтение сочетанию жёлтого и красного цветов? (Это передавало ощущение богатства и позолоты при изображении царских покоев.)
— Ребята, поделитесь своими впечатлениями и чувствами, которые пробуждает красота древних палат Московского Кремля.
— Русские мастера с любовью украсили стены и сводчатые потолки, передали настроение веселья и радости.
В терему резные двери,
На дверях цветы и звери,
В изразцах на печке в ряд
Птицы райские сидят,
По стенам резные лавки
И дубовый стол резной.
Возле печки сохнут травки;
Собирали их весной.
-В древней Руси орнаменты имели магический смысл – являлись оберегом, защищали людей по их представлению от «дурного глаза» и «нечистой силы». С принятием христианства на Руси изменился смыл орнамента, теперь он выражает роскошь и богатство.
— В декорирование интерьера теремов, какому виду орнамента отдают предпочтение русские мастера?( Русские мастера для украшения палат отдают предпочтение растительному орнаменту.)
— О чем это говорит?( Мастера стремились показать, красоту певучесть русской природы. Художник словно любуется каждым листочком, цветочком.)
— Правильно вы ребята подметили, что художник любуется красотой природы, показывает через плавные линии певучесть мягкость родной природы. Всюду изгибаются стебли зеленных побегов, цветут сказочные цветы с причудливыми лепестками. Смотрите, среди этих прекрасных цветов примостились сказочные львы и райские птицы. Значит, художник не ограничился только растительным орнаментом.
4. Первичная проверка понимания. Практическая работа. Слайд 11
Рисуем главную стену палаты.
Показываем глубину комнаты.
Наметить сводчатый потолок.
Наметить столбы – колонны, на которых держится свод.
Изображение витых колон.
Последовательное изображение окна.
Наметить рисунок пола.
Украшение элементов интерьера орнаментом.
Цветовое решение фона.
При выполнении практической работы учитель напоминает последовательность выполнения работы.
По необходимости дает индивидуальные рекомендации.
Напоминает об общей аккуратности.
По окончании работы ученики приводят в порядок рабочие места.
5. Рефлексия. Оценивание.
-Назовите вид работы, которым вы занимались сегодня на уроке.(Рисование.)
-Какие принадлежности вам понадобились?
-Чем отличаются царские палаты по своему назначению?
-Какие орнаменты можно использовать при их оформлении?
КИМ по изо для 4 класса
Контрольно изерительные материалы по изо для 4 класса.
Просмотр содержимого документа
«КИМ по изо для 4 класса»
итоговой работы для обучающихся 4 класса УМК «Школа России» по изобразительному искусству (Л.А. Неменская) (для оценки индивидуальных достижений обучающихся)
Назначение КИМ. Итоговая работа по изобразительному искусству предназначается для проверки уровня усвоения учащимися 4-го класса знаний и умений по изобразительному искусству в объёме обязательного минимума содержания образования.
Документы, определяющие содержание КИМ
Содержание и структура итоговой работы по учебному предмету «Изобразительное искусство» разработаны на основе следующих документов:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 33 с. – (Стандарты второго поколения)
2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Изобразительное искусство. [Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Н. А. Горяева и др.] ; под ред. Б. М. Неменского. — 5-е изд. — М.:Просвещение, 2015. — 128 c.
3. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования. Формирование универсальных учебных действий. Изобразительное искусство.
Структура КИМ. Содержание работы соответствует основным требованиям к планируемым результатам освоения программы по изобразительному искусству за 4 класс. Каждый вариант годовой контрольной работы состоит из 20 заданий: 14-и заданий с выбором одного правильного ответа (ВО), 3-х заданий с кратким ответом (КО) и 3-х заданий с развернутым ответом (РО).
В каждом варианте представлены как задания базового уровня сложности, так и задания повышенного уровня сложности.
В каждом варианте представлены как задания базового уровня сложности, так и задания повышенного уровня сложности.
Кодификатор проверяемых элементов содержания и требований к уровню подготовки учеников
На основании документов, перечисленных в п.2 Спецификации, разработан кодификатор, определяющий в соответствии с требованиями ФГОС НОО планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального образования по учебному предмету «Изобразительное искусство».
Кодификатор содержит планируемые результаты, которые характеризуют требования стандарта: «обучающийся 4 класса научится», согласно установкам ФГОС этот тип требований относится к содержанию обучения, подлежащему обязательному изучению и последующему контролю за его усвоением каждым учащимся. Достижение данного типа требований должно проверяться при проведении индивидуальной оценки уровня подготовки обучающихся за курс четвертого класса.
Перечень элементов содержания начального общего образования по учебному предмету «Изобразительное искусство»
Код контролируемого элемента
Восприятие искусства и виды художественной деятельности
Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров национального, российского и мирового искусства. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.
Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Приемы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.
Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами.
Образы природы и человека в живописи.
Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании
выразительного образа. Элементарные приемы работы с
пластическими скульптурными материалами для создания
выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание, набор объема, вытягивание формы). Объем — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.
Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие
материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приемы работы с различными материалами для создания выразительного образа.
Представление о возможностях использования навыков
художественного конструирования и моделирования в жизни человека.
Декоративно прикладное искусство. Истоки декоративно-
прикладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки).
Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отраженные в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративно прикладном искусстве.
Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве Ознакомление с произведениями народных промыслов в России (с учетом местных условий).
Азбука искусства. Как говорит искусство?
Композиция. Элементарные приемы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия:
горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживания. Роль
контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, темное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия.
Цвет. Основные и составные цвета. Теплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и черной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния.
Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые,
волнистые, плавные, острые, закругленные спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного.
Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы.
Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт.
Объем. Объем в пространстве и объем на плоскости. Способы передачи объема.
Выразительность объемных композиций.
Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании
композиции в живописи и рисунке.
Передача движения в композиции с помощью ритма элементов.
Особая роль ритма в декоративно прикладном искусстве.
Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?
Земля — наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний.
Образ человека в искусстве разных народов. Образы архитектуры и декоративно прикладного искусства.
Родина моя — Россия. Роль природных условий в характере традиционной культуры народов России. Пейзажи родной природы.
Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Образ человека в традиционной культуре.
Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отраженные в искусстве.
Образ защитника Отечества.
Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная и художественная выразительность образов, персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества.
Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение.
Искусство дарит людям красоту. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Жанр натюрморта. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек.
Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объемом, фактурой.
Создание моделей предметов бытового окружения человека.
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании.
Передача настроения в творческой работе с помощью цвета,
тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, фактуры материала.
Распределение заданий по темам курса
Конспект урока по изобразительному искусству (4 класс) на тему «Узорочье теремов. Инструктаж по ТБ»
Изобразительное искусство Урок № 40 12.12.2019 4-Б уч. Юсуфова С.С.
Тема: Узорочье теремов. Инструктаж по ТБ
Цели: Узнают особенности украшения жилых теремов и церквей.
Научатся: выражать в изображении праздничную нарядность, узорочье интерьера терема; делать фон для работы; применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности. Вызвать восхищение красотой древнерусской архитектуры. Развитие фантазии, воображения у учащихся.
Предметные: расширяют свои представления о красоте деревянного зодчества Руси; интересуются историей своей страны; усваивают суть понятий «асимметрия», «декор», «композиция»; знакомятся с русским деревянным зодчеством..
Метапредметные: п.- понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; к.- слушают собеседника и ведут диалог; вступают в речевое общение, р.- умеют выбирать средства для реализации художественного замысла оценивают свои достижения на уроке.
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте деревянного зодчества Руси.
Тип урока: изучение нового.
Оборудование: альбом, краски, кисти, карандаш, презентация.
Приветствие. Проверка подготовки к уроку.
— Представьте себе, что вы получили новую квартиру и её нужно оформить по своему вкусу. С чего обычно начинает свои действия новосёл?(С ремонта своего жилища.)
-Но давайте силой воображения перенесёмся в давние времена, например в Россию 18 века. И оформлять вам тогда придётся не современную квартиру или комнату, а пространство боярского терема.
-Кто догадался, с чем мы с вами будем сегодня знакомиться?
-Сформулируйте тему урока.
-Сегодня вы сделаете заготовку для панно, работу над которым завершите на следующем уроке. Пано будет представлять собой интерьер боярского терема – живописную картину его внутреннего убранства, Просторное помещение такого терема украшено разнообразными узорами. Поэтому сегодня вы встречаетесь с новым словом «узорочье».
Город чудный, город дивный
Ты вместил в свои концы
И посады, и деревни,
И палаты, и дворцы! (изображение древнерусского города)
-Я приглашаю посетить вас терема.
— Какое красивое название «терем», «Терем-теремок». Вам знакомо это слово? (Да, терема есть в сказках.)
— Да, в русских народных сказках часто говорится о царских палатах в высоких теремах, где у окна царевна сидит.
Показ «сказочного терема» (иллюстрация И.Васнецова к сказке «Сивка-Бурка»)
-Но я вас хочу пригласить не в сказку, а в терем который и по сей день стоит на земле московской. Перед вами Теремной дворец Московского кремля.
— Блестит расписная в «шахмат» кровля дворца. Даже не верится, что перед тобой не сказка, а явь. В старину здание из камня возводились редко, и Теремной дворец вызвал восторг всей Москвы. Позже знатные бояре, купцы стали строить терема и каменные палаты. Красочность, нарядность окутали дворцы и терема. Белокаменные кружева оплели окна.
-Витые столбики, двойные арочки над крыльцом – всё это создавало новый облик города.
-А теперь давайте войдем внутрь терема.
-Каков же интерьер данного помещения?
-Что такое интерьер? (От французского слова «внутренний», означает убранство помещения и предметы, которые украшают его.)
— Какие помещения изображены на этих иллюстрациях?(Царские палаты.)
-Что размещено на заднем плане иллюстраций? (Большие фигурные окна.)
-Какую мебель вы здесь видите?
-Как оформлено помещение? (Цветочный рисунок на стенах, окантовка по арке окон.)
-Чем отличаются детали мебели? (У стола и лавках резные фигурные ножки.)
-В каких тонах оформлена палата?
-Какие тона относятся к тёплым, холодным?
-В каком тоне раскрашен потолок? (В холодном тоне с рисунками, изображающими небесные светила и знаки зодиака.)
-Почему для росписи потолка выбран оттенок холодного тона? (Чтобы купол казался выше.)
-В кеаких тонах раскрашены стены? (В тёплых, с цветочными узорами.)
-Обязательно ли размещать мебель исключительно вдоль стен комнаты?
-Какие ещё варианты сочетания и расположения мебели можно придумать?
-Почему при оформлении интерьера отдавали предпочтение сочетанию жёлтого и красного цветов? (Это передавало ощущение богатства и позолоты при изображении царских покоев.)
— Ребята, поделитесь своими впечатлениями и чувствами, которые пробуждает красота древних палат Московского кремля.
— Русские мастера с любовью украсили стены и сводчатые потолки передали настроение веселья и радости.
В терему резные двери,
На дверях цветы и звери,
В изразцах на печке в ряд
Птицы райские сидят,
По стенам резные лавки
И дубовый стол резной.
Возле печки сохнут травки;
Собирали их весной.
— Как же называется такой рисунок, который служит для украшения архитектуры, интерьера и предметов быта?( Рисунок, служащий для украшения предметов или архитектуры, состоящий из ритмически упорядоченных элементов называют – узор или орнамент.)
-Какие виды орнамента Вы знаете, и почему они так называются? (Геометрический орнамент состоит из геометрических фигур. Растительный орнамент составлен из трав, листьев, цветов. Поэтому русские мастера изображали красоту русской природы. Зооморфный орнамент всегда состоит из стилизованных птиц, зверей.) Слайд 9
-В древней Руси орнаменты имели магический смысл – являлись оберегом, защищали людей по их представлению от «дурного глаза» и «нечистой силы». С принятием христианства на Руси изменился смыл орнамента, теперь он выражает роскошь и богатство.
— В декорирование интерьера теремов, какому виду орнамента отдают предпочтение русские мастера?( Русские мастера для украшения палат отдают предпочтение растительному орнаменту.)
— О чем это говорит?( Мастера стремились показать, красоту певучесть русской природы. Художник словно любуется каждым листочком, цветочком.)
— Правильно вы ребята подметили, что художник любуется красотой природы, показывает через плавные линии певучесть мягкость родной природы. Всюду изгибаются стебли зеленных побегов, цветут сказочные цветы с причудливыми лепестками. Смотрите, среди этих прекрасных цветов примостились сказочные львы и райские птицы. Значит, художник не ограничился только растительным орнаментом.
Пояснения для самостоятельной работы.
1. Рисуем главную стену палаты.
2. Показываем глубину комнаты.
3. Наметить сводчатый потолок.
4. Наметить столбы – колоны, на которых держится свод.
5. Изображение витых колон.
7. Последовательное изображение окна.
8. Наметить рисунок пола.
9. Украшение элементов интерьера орнаментом.
10. Цветовое решение фона.
11. Изображение мебели.
12. Выразительность работы.
-Назовите вид работы, которым вы занимались сегодня на уроке.(Рисование.)
-Какие принадлежности вам понадобились?
-Чем отличаются царские палаты по своему назначению?
-Какие орнаменты можно использовать при их оформлении?