Потоки сознания что это
поток сознания
Полезное
Смотреть что такое «поток сознания» в других словарях:
Поток сознания — (англ. Stream of consciousness) приём в литературе XX века преимущественно модернистского направления, непосредственно воспроизводящий душевную жизнь, переживания, ассоциации, претендующий на непосредственное воспроизведение ментальной … Википедия
ПОТОК СОЗНАНИЯ — в литературе модернизма ХХ в. стиль, претендующий на непосредственное воспроизведение ментальной жизни сознания посредством сцепления ассоциаций, нелинейности, оборванности синтаксиса. Понятие П. с. принадлежит американскому философу, одному из… … Энциклопедия культурологии
ПОТОК СОЗНАНИЯ — (английское stream of consciousness), творческий принцип, определившийся в западноевропейской литературе в начале 20 в. Термин заимствован из книги Научные основы психологии (1890) У. Джемса. Как изобразительный литературный прием прямое… … Современная энциклопедия
“Поток сознания” — (английское stream of consciousness), творческий принцип, определившийся в западноевропейской литературе в начале 20 в. Термин заимствован из книги “Научные основы психологии” (1890) У. Джемса. Как изобразительный литературный прием прямое… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
поток сознания — словесное недержание, недержание речи, многословие, понос слов, словесный понос, многоречивость Словарь русских синонимов. поток сознания сущ., кол во синонимов: 8 • ахинея (111) • … Словарь синонимов
Поток сознания — Из труда «Научные основы психологии» (1890) американского философа и психолога Уильяма Джеймса (1842 1910). Основатель философии прагматизма (истинно то, что способствует достижению цели), У. Джеймс понимал под потоком сознания последовательность … Словарь крылатых слов и выражений
ПОТОК СОЗНАНИЯ — (англ. Stream of consciousness ) творческий принцип, определившийся в западноевропейской литературе в нач. 20 в. Термин заимствован из книги Научные основы психологии (1890) У. Джемса. Как изобразительный литературный прием прямое воспроизведение … Большой Энциклопедический словарь
ПОТОК СОЗНАНИЯ — «ПОТОК СОЗНАНИЯ» (англ. Stream of consciousness), творческий принцип, определившийся в западноевропейской литературе в нач. 20 в. Термин заимствован из книги «Научные основы психологии» (1890) У. Джемса. Как изобразительный литературный прием… … Энциклопедический словарь
«поток сознания» — способ повествования, имитирующий работу человеческого сознания и подсознания. В отличие от родственного ему внутреннего монолога, так или иначе организующего и упорядочивающего ход мыслей и переживаний, поток сознания предполагает… … Литературная энциклопедия
Что такое поток сознания (в психологии)?
Далее мы увидим, из чего состоит идея потока сознания Уильяма Джеймса, каковы его атрибуты и как наши мысли соответствуют.
Поток сознания: предыстория и определение
В 1889 году американец Уильям Джеймс опубликовал одну из работ, посвященную ему как одному из отцов психологии: «Принципы психологии» (Принципы психологии). В этой книге он исследовал и описал сознание в терминах «потока» или «потока», то есть как непрерывную последовательность переживаний, посредством которых мы отбираем или направляем наше внимание на определенные стимулы.
Среди прочего Джеймс был заинтересован, как и многие другие ученые и философы того времени, исследовать содержание сознания и знать, как мы выполняем это сложное действие, которое мы называем «мышлением», и что такое подробнее: как получается, что мы понимаем (мы становимся сознательными), что мы думаем.
Он назвал это «потоком» (потокв оригинальном английском), чтобы сделать метафорическую ссылку на своего рода караван идей, образов, чувств, ощущений, мыслей и т. д., которые постоянно появляются и исчезают в нашем сознании.
Согласно этой идее, все предыдущие элементы, в отличие от того, что раньше считалось, не настолько отделены и отличны друг от друга; они являются частью одного и того же сознательного потока, в котором связаны прошлые и текущие мысли.
Тогда есть совпадение наших когнитивных переживаний где текущий опыт может быть легче всего распознать на мгновение, но бывает, что прошлый опыт продолжает присутствовать, а следующий постепенно входит в поток.
То есть психические состояния сменяют друг друга. Не существует «изолированных мыслей», но все они находятся в одном и том же потоке непрерывного сознания, независимо от временности и даже того, что мы можем предвидеть или решить.
4 описательных свойства Потока Сознания
Согласно Tornay and Milan (1999), четыре описательных свойства Джеймса приписывают потоку сознания следующее:
Как мы думаем?
Детерминизм и свободная воля
Из этого неизбежно вытекают некоторые вопросы, вытекающие из детерминизма и свободы воли людей. Мы могли бы быстро сделать вывод, что для Джеймса люди воспринимают, чувствуют и думают как автоматы.
Хотя это было обсуждение, присутствующее в большей части его работы, Джеймс переносит дебаты о свободной воле в области философии, разъясняя, что психология как наука должна быть добавлена к более детерминированной традиции сознания.
Библиографические ссылки:
ПОТОК. Инструкция к абсолютной продуктивности (December 2021).
Поток сознания
Поток сознания (англ. Stream of consciousness ) — приём в литературе XX века преимущественно модернистского направления, непосредственно воспроизводящий душевную жизнь, переживания, ассоциации, претендующий на непосредственное воспроизведение ментальной жизни сознания посредством сцепления всего вышеупомянутого, а также часто нелинейности, оборванности синтаксиса.
Содержание
История и определение
Термин «поток сознания» принадлежит американскому философу-идеалисту Уильяму Джеймсу: сознание — это поток, река, в которой мысли, ощущения, воспоминания, внезапные ассоциации постоянно перебивают друг друга и причудливо, «нелогично» переплетаются («Основания психологии», 1890). «Поток сознания» часто представляет собой предельную степень, крайнюю форму «внутреннего диалога», в нём объективные связи с реальной средой нередко трудно восстановимы.
«Поток сознания» создаёт впечатление, что читатель как бы «подслушивает» свой опыт в сознании персонажей, что даёт ему прямой интимный доступ в их мысли. Включает в себя также представление в письменном тексте того, что не является ни чисто вербальным, ни чисто текстуальным.
Автор же заинтересован в том, чтобы опубликовать воображаемую внутреннюю жизнь его вымышленных героев для ознакомления читателя, обычно невозможное в реальной жизни.
Достигается это в основном двумя путями — повествованием и цитированием, внутренним монологом. При этом часто ощущения, переживания, ассоциации друг друга перебивают и переплетаются, подобно тому, как это происходит в сновидении, чем часто по мысли автора и является на самом деле наша жизнь — после пробуждения от сна мы всё-таки все ещё спим.
Нарративный, повествовательный способ передачи «потока сознания» по большей части состоит из различного типа предложений, включающих «психологическую наррацию», повествовательно описывающую эмоционально-психологическое состояние того или иного действующего лица и свободного косвенного дискурса-косвенных рассуждений как особой манеры представления мыслей и взглядов вымышленного персонажа с его позиций путём комбинирования грамматических и прочих особенностей стиля его прямой речи с особенностями косвенных сообщений автора. Например, не прямо — «Она думала: „Завтра я здесь останусь“», и не косвенно — «Она думала, что она останется здесь на следующий день», а сочетанием — «Она бы осталась здесь завтра», что позволяет как бы стоящему вне событий и говорящему от третьего лица автору выразить точку зрения его героя от первого лица, иногда с добавлением иронии, комментария, и т. д.
Внутренний монолог же является прямым цитированием молчаливой устной речи героя, совсем не обязательно взятой в кавычки. Термин «внутренний монолог» часто ошибочно принимается за синоним термина «поток сознания». Однако полное понимание данной литературной формы возможно только при достижении состояния «чтения между строк», то есть «невербального инсайта» в данную поэзию или прозу, что роднит этот жанр с прочими высокоинтеллектуальными формами искусства.
Примером одной из ранних попыток применения подобного приёма может служить прерывающийся и повторяющийся внутренний монолог главной героини в последних частях романа Льва Толстого «Анна Каренина».
В классических произведениях «потока сознания» (романы М. Пруста, В. Вулф, Дж. Джойса) до предела обострено внимание к субъективному, потайному в психике человека; нарушение традиционной повествовательной структуры, смещение временных планов принимают характер формального эксперимента. Центральное произведение «потока сознания» в литературе — «Улисс» (1922) Джойса, продемонстрировавшее одновременно вершину и исчерпанность возможностей метода «потока сознания»: исследование внутренней жизни человека сочетается в нём с размыванием границ характера, психологический анализ нередко превращается в самоцель.
ПОТОК СОЗНАНИЯ
Полезное
Смотреть что такое «ПОТОК СОЗНАНИЯ» в других словарях:
Поток сознания — (англ. Stream of consciousness) приём в литературе XX века преимущественно модернистского направления, непосредственно воспроизводящий душевную жизнь, переживания, ассоциации, претендующий на непосредственное воспроизведение ментальной … Википедия
поток сознания — 1. Модель сознания, предложенная американским психологом У. Джемсом, в коей сознанию приписываются свойства непрерывности, целостности и изменчивости. Альтернативна предложенной В. Вундтом и Э. Титченером трактовке сознания как набора… … Большая психологическая энциклопедия
ПОТОК СОЗНАНИЯ — (английское stream of consciousness), творческий принцип, определившийся в западноевропейской литературе в начале 20 в. Термин заимствован из книги Научные основы психологии (1890) У. Джемса. Как изобразительный литературный прием прямое… … Современная энциклопедия
“Поток сознания” — (английское stream of consciousness), творческий принцип, определившийся в западноевропейской литературе в начале 20 в. Термин заимствован из книги “Научные основы психологии” (1890) У. Джемса. Как изобразительный литературный прием прямое… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
поток сознания — словесное недержание, недержание речи, многословие, понос слов, словесный понос, многоречивость Словарь русских синонимов. поток сознания сущ., кол во синонимов: 8 • ахинея (111) • … Словарь синонимов
Поток сознания — Из труда «Научные основы психологии» (1890) американского философа и психолога Уильяма Джеймса (1842 1910). Основатель философии прагматизма (истинно то, что способствует достижению цели), У. Джеймс понимал под потоком сознания последовательность … Словарь крылатых слов и выражений
ПОТОК СОЗНАНИЯ — (англ. Stream of consciousness ) творческий принцип, определившийся в западноевропейской литературе в нач. 20 в. Термин заимствован из книги Научные основы психологии (1890) У. Джемса. Как изобразительный литературный прием прямое воспроизведение … Большой Энциклопедический словарь
ПОТОК СОЗНАНИЯ — «ПОТОК СОЗНАНИЯ» (англ. Stream of consciousness), творческий принцип, определившийся в западноевропейской литературе в нач. 20 в. Термин заимствован из книги «Научные основы психологии» (1890) У. Джемса. Как изобразительный литературный прием… … Энциклопедический словарь
«поток сознания» — способ повествования, имитирующий работу человеческого сознания и подсознания. В отличие от родственного ему внутреннего монолога, так или иначе организующего и упорядочивающего ход мыслей и переживаний, поток сознания предполагает… … Литературная энциклопедия
Модернизм в литературе
Поток сознания — главный прием модернистов
Поток сознания имитирует непрерывное течение мыслей. В этой части урока научимся отличать его от внутреннего монолога и посмотрим, у каких писателей он встречается.
Подробно разберем главный прием, открытый литературой модернизма — поток сознания.
📌 Метод потока сознания — это прием, который имитирует непрерывное течение мыслей, чувств и впечатлений, его внутреннюю речь.
🔎 Поток сознания, в отличие от внутреннего монолога, от «диалектики души» Толстого, — это попытка фиксации течения нашего сознания. Этот термин впервые сформулировал американский философ и психолог Уильям Джеймс в своей книге «Принципы психологии» в 1890 году.
🖋 Но на самом деле еще до него эту идею воплотил французский писатель Эдуард Дюжарден в свой книге «Лавры срезаны» (1887), о которой мы еще подробно поговорим.
🔮 В реализме во внутренних диалогах персонажей все жестко распределено: герой подумал это, потому что он сделал то, и так далее. Модернизм привнес в литературу понимание, что наше сознание нелинейно.
➡ Поток сознания — это когда в сознании одновременно существует три пласта:
✔️ то, о чем человек думает (мысль сейчас),
✔️ то, что он видит в этот момент (вывески, например),
✔️ сознание из прошлого (какие-то психологическое травмы прошлого).
📖 Поток сознания довольно сложно читать, ведь перед нами нет главного и неглавного. Главное — все.
✏ Поток сознания эпизодически встречается у Толстого. Рассмотрим два примера. В первом томе «Войны и мира» есть эпизод, когда Николай Ростов едет на лошади и засыпает, вот как это передано у Толстого:
«Он поправился в седле и тронул лошадь, чтобы еще раз объехать своих гусар. Ему показалось, что было светлей. В левой стороне виднелся пологий освещенный скат и противоположный черный бугор, казавшийся крутым как стена. На бугре этом было белое пятно, которое никак не мог понять Ростов: поляна ли это в лесу, освещенная месяцем, или оставшийся снег, или белые дома? Ему показалось даже, что по этому белому пятну зашевелилось что-то. “Должно быть, снег – это пятно; пятно – une tache”, – думал Ростов. “Вот тебе и не таш…” “Наташа, сестра, черные глаза. На…ташка. (Вот удивится, когда я ей скажу, как я увидал государя!) Наташку… ташку возьми”… “Поправей-то, ваше благородие, а то тут кусты”, сказал голос гусара, мимо которого засыпая проезжал Ростов. Ростов поднял голову, которая опустилась уже до гривы лошади, и остановился подле гусара. Молодой детский сон непреодолимо клонил его. “Да, бишь, что я думал? – не забыть. ‹…› Да, да! Наташку, наступить… тупить нас – кого? Гусар. А гусары и усы… ‹…› На-ташку, нас-тупить, да, да, да. Это хорошо”».
✏️ А второй пример — это монолог Анны Карениной в ее последний день:
«Контора и склад. Зубной врач. Да, я скажу Долли все. Она не любит Вронского. Будет стыдно, больно, но я все скажу ей. Она любит меня, и я последую ее совету. Я не покорюсь ему; я не позволю ему воспитывать себя. Филиппов, калачи. Говорят, что они возят тесто в Петербург. Вода московская так хороша. А мытищинские колодцы и блины».
🙇 Толстой «придумывает» поток сознания как художник совершенно естественным образом. А уже в 20 веке Джеймс Джойс, который постоянно находился в поиске новых форм, покупает на рынке книгу Дюжардена на французском, открывает ее и понимает, что там есть все, что ему нужно — так начинается роман «Улисс».
Мы разобрали понятие потока сознания — теперь давайте потренируемся на текстах. Укажите только те фрагменты, в которых встречается этот метод 👇
1️⃣ Наконец вот и переулок; он поворотил в него полумертвый; тут он был уже наполовину спасен и понимал это: меньше подозрений, к тому же тут сильно народ сновал, и он стирался в нем, как песчинка. Но все эти мучения до того его обессилили, что он едва двигался. Пот шел из него каплями; шея была вся смочена. «Ишь нарезался!» — крикнул кто-то ему, когда он вышел на канаву. Он плохо теперь помнил себя; чем дальше, тем хуже. Он помнил, однако, как вдруг, выйдя на канаву, испугался, что мало народу и что тут приметнее, и хотел было поворотить назад в переулок. Несмотря на то что чуть не падал, он все-таки сделал крюку и пришел домой с другой совсем стороны.
2️⃣ Да потому что такого с ним никогда не было требовать завтрак себе в постель скажи-ка пару яиц с самой гостиницы Городской герб когда все притворялся что слег да умирающим голосом строил из себя принца чтоб заинтриговать эту старую развалину миссис Риордан воображал будто с ней дело в шляпе а она нам и не подумала отказать ни гроша все на одни молебны за свою душеньку скряга какой свет не видал жалась себе на денатурат потратить четыре пенса все уши мне прожужжала о своих болячках да еще эта вечная болтовня о политике и землетрясениях и конце света нет уж дайте сначала нам чуть-чуть поразвлечься.
3️⃣ Она подошла и поцеловала у него руку, он поцеловал у нее.
— Прикажи подавать.
Когда поехали дальше, он хмуро думал: «Да, как прелестна была! Волшебно прекрасна!» Со стыдом вспоминал свои последние слова и то, что поцеловал у ней руку, и тотчас стыдился своего стыда. «Разве неправда, что она дала мне лучшие минуты жизни?»
К закату проглянуло бледное солнце. Кучер гнал рысцой, все меняя черные колеи, выбирая менее грязные, и тоже что-то думал.
4️⃣ Оперся на перила гляжу в воду Слышу как он отвязал лошадь уехал и скоро все затихло лишь вода а вот и снова пташка Я сошел с моста сел прислонился спиной и затылком к дереву закрыл глаза Сквозной солнечный луч упал на мои веки я подвинулся уходя от луча Пташка снова пропела вода шумит А затем все
от меня как бы отхлынуло ушло и мне стало почти хорошо после всех этих дней и ночей когда жимолость из темноты накатывает в мою комнату а я заснуть пытаюсь Почти хорошо Хотя чуть спустя мне сделалось ясно что вовсе он меня
не вдвинул что это он солгал ради нее тоже а со мной просто обморок был как с последней девчонкой но даже и это было уже мне все равно Привалился к дереву сижу а солнечные зайчики скользят лицо щекочут желтолистой веткой
5️⃣ Так, но с чего же начать, какими словами? Все равно, начни словами: там, на пристанционном пруду. На пристанционном?
Но это неверно, стилистическая ошибка. Водокачка непременно бы поправила, пристанционным называют буфет или газетный киоск, но не пруд, пруд может быть околостанционным.
Ну, назови его околостанционным, разве в этом дело? Хорошо, тогда я так и начну: там, на околостанционном пруду. Минутку, а станция, сама станция, пожалуйста, если не трудно, опиши станцию, какая была станция, какая платформа: деревянная или бетонированная, какие дома стояли рядом, вероятно ты запомнил их цвет, или, возможно, ты знаешь людей, которые жили в тех домах на той станции?
Разберем подробнее книгу Эдуарда Дюжардена «Лавры срезаны» (1887), которая сыграла огромную роль в формировании литературной техники потока сознания. Именно этом тексте впервые последовательно применен этот прием.
⏰ …Бьют часы ; шесть часов, долгожданный час. Вот и дом, куда я войду, где встречу кого-то ; дом ; вестибюль ; вхожу. Падает сумрак ; приятный воздух ; радостный воздух. Лестница ; первые ступени. Что, если он вышел раньше? с ним бывает ; хочется рассказать ему мой сегодняшний день. Первый этаж ; широкая светлая лестница ; окна. Я доверил этому молодцу тайну моей любви. Что за вечер ждет меня сегодня! Наконец-то он перестанет надо мной смеяться. Какой славный будет вечер! Почему завернут уголок у лестничного коврика? Получается серое пятно на красном подъеме, на красном, которое поднимается по ступенькам. Второй этаж ; дверь налево ; “ Контора ”. Лишь бы он не ушел ; где его тогда искать? ладно, вернусь на улицу, если что. Быстро вхожу. Контора. Где Люсьен Шавен? Просторная комната, полукруг из стульев. А вот и он, склонился к столу ; он в пальто и шляпе ; торопливо раскладывает бумаги вместе с другим секретарем. На полках за его спиной — стопки синих тетрадей, перевязанные бечевкой. Я стою на пороге. Как приятно будет рассказать эту историю! Люсьен Шавен поднимает голову ; видит меня ; привет.
— А, это вы? Вы вовремя ; значит, помните, что мы заканчиваем в шесть. Если подождете меня, спустимся вместе.
— Отлично.
Окно открыто ; за ним серый двор, залитый светом ; высокие серые стены, светлые от хорошей погоды ; приятный день. Как мила была Лея, когда сказала мне : до вечера… Она улыбалась своей хитрой улыбкой, той же, что и два месяца тому назад. За ней, у окна, столик ; она бросает взгляд ; краснеет ; почему? Уходит.
— А вот и я.
Это Люсьен Шавен ; со своей тростью ; открывает дверь ; мы выходим ; спускаемся по лестнице.
👆Типографика этого текста сильно отличается от русской. Переводчик Даниил Лебедев решил сохранить французские пробелы перед знаками препинания, чтобы визуально перевод напоминал французский текст.
👩❤️👨 Сюжет романа проще некуда. Молодой человек, страдающий от эротического влечения, надеется, что его возлюбленная разрешит ему остаться у себя на ночь. В последней главе читатель, наконец, узнает, произошло это или нет (пытаемся обойтись без спойлеров). Весь текст — стремительный вихрь мыслей главного героя, в котором переплетаются размышления, внезапные импульсы, визуальные образы, воспоминания.
👎🏻 Современники книгу Дюжардена не оценили, и «Лавры» были преданы забвению более чем на 30 лет.
🙌 В 1903 году роман Дюжардена почти случайно купил в Париже Джеймс Джойс, который был восхищен техникой, в которой он был написан. Некоторые идеи Дюжардена Джойс тут же взял на вооружение. Джойс, кстати, публично признавался в том, что он в долгу перед французским писателем. И после 35-летнего забвения, благодаря словам Джойса, роман Дюжардена был переиздан.
⏳ Встреча двух авторов состоялась примерно в 1923-1924 годы. Дюжарден подарил Джойсу переиздание «Лавров» с подписью: «Джеймсу Джойсу, известному мастеру, но прежде всего тому, кто сказал умершему и погребенному человеку: Вставай». Сохранился и экземпляр «Улисса» с дарственной надписью Дюжардену: «Эдуарду Дюжардену, провозвестнику внутренней речи. Нераскаявшийся вор, Джеймс Джойс».
📇 Роман «Лавры срезаны» издан по-русски в 2017 году, вы можете прочитать его в электронной версии журнала «Иностранная литература».
Портрет Э. Дюжардена работы Ф. Валлотона, 1896