Потешки и прибаутки в чем отличие

Потешка, пестушка, прибаутка: функции этих жанров, их речевые особенности

Потешки и прибаутки в чем отличие Екатерина Захаркина
Потешка, пестушка, прибаутка: функции этих жанров, их речевые особенности

Потешки – первые художественные произведения, которые слышит ребенок. Знакомство с ними обогащает его чувства, речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Устное народное творчество широко используется в воспитании детей. Особую значимость приобретает оно в первые дни жизни малыша в дошкольном учреждении. Ведь в период привыкания к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. Хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потешка порой помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку – воспитателю. Ведь многие народные произведения позволяют вставить любое имя, не изменяя содержания. Педагоги используют в адаптационный период различные потешки.

Пестушки – это маленькие фольклорные произведения (стишки, песенки, в которых выделяют две главные особенности:

-Ритмичная, с четким произнесением звуков и слогов и с утрированным протягиванием гласных звуков речь мамы или бабушки.

-Действия мамы – поглаживание ручек и ножек малыша, массаж, покачивание ребенка – которые дают новые тактильные ощущения младенцу.

В пестушках в отличие от потешек нет активных действий самого ребенка. В них ребенок только «принимает» то, что «дает» ему мама.

Что же дают пестушки малышу?

1. Эмоциональный диалог с мамой. Мамин голос знаком ребенку с периода внутриутробного развития. Современные исследования свидетельствуют, что совсем крохотные малыши отличают голос мамы от голосов других людей и разнообразных звуков. При этом именно голос мамы вызывает у них максимальную активность – зрительную, слуховую, двигательную. Поэтому очень важно, чтобы пестушки произносил не голос диктора с аудиодиска, а голос мамы. И маму для ребенка не заменит никто!Ведя в пестушках диалог с малышом с первых дней его жизни, мама закладывает предпосылки для полноценного развития речи и речевого общения. Кроме того, она налаживает эмоциональный контакт с ребенком, от которого будет зависеть, насколько быстро и успешно будет развиваться малыш.

2. Развитие движений у ребенка, обогащение двигательного опыта малыша и его тактильного опыта. Пестушки сопровождаются движениями тела младенца, массажем. Эти тактильные ощущения очень важны для развития младенца! Чем более они разнообразны, тем лучше развивается ребенок!

3. В пестушках мама говорит с малышом именно таким языком,который им наиболее хорошо воспринимается ребенком и который стимулирует развитие речи малыша:Мама тянет гласные звуки, и ребенок начинает выделять их из речевого потока: «Потягуууууууууунюшки, порастууууууууунюшки», «Ай – да – дааааааа! Ай – да – даааааааа!» Фактически этот способ говорения с ребенком говорит малыша к его собственным первым попыткам речевой активности – гулению, гуканью, лепету, стимулирует его вслушивать в речь взрослых, а затем и повторять за мамой звуки и слоги. Следующим этапом таких диалогов будет уже перекличка, когда мама тянет звук или слог, а малыш его будет повторять. А потом мама прислушается к звукам, которые говорит малыш и тоже станет их повторять за ним.

Речь мамы в пестушках ритмична. А ведь как легко дети запоминают ритмичные стихи и песенки! (и не только на родном, но и на других языках). Слоги и звуки в пестушках часто повторяются, что опять же помогает малышу вслушиваться в них и быстро запоминать. В пестушкахможно менять интонацию речи: то вопрос, то ответ, то сердито, то ласково, то весело, то низким голосом, то высоким. Именно тон, тембр, интонацию ребенок в первую очередь выделяет из речевого потока.

4. В пестушках мама «программирует» счастливое будущее малыша, проговаривая это вслух, настраивает себя на то, что жизнь ребенка сложится удачно и желает этого своему сыну или дочке. Это тоже очень важный психологический момент.

Особую роль в развитии детей младшего дошкольного возраста играют потешки. Неповторимое своеобразие потешки особенно ценно для ребёнка. Активизирующее воздействие оказывает звуковой речевой поток. Дети выделяют речь из всех других звуковых сигналов, оказывают ей предпочтение. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся слова, восклицания и эмоциональное обращение невольно заставляют малыша прислушаться, повторять слова. Повторяющиеся звукосочетания, слова, их напевность создают эффект музыкальности. С их помощью у ребёнка развивается речевой слух, произношение звуков. Потешки всегда забавны и лаконичны. Они отлично развивают речевой слух ребенка: умение слушать, различать звуки, близкие по звучанию, ритмичность и плавность речи, ее интонацию и выразительность, улавливать повышение и понижение голоса.

Фольклорные произведения содержат много красочных и ярких словесных картинок, что позволяет обогащать детский словарный запас. Частое прослушивание их помогают усвоить новые формы слов, обозначающих предметы. Накопление подобных речевых образцов в дальнейшем способствуют переходу к языковым обобщениям. Чтение потешек происходит со множеством повторов, где неоднократно произносятся отдельные слова, словосочетания, предложения и даже четверостишия. Всё это способствует запоминанию слов, а затем активному их употреблению. Еще ценность потешек в том, что слово можно соединить с действием ребенка. Содержание многих потешек богато глаголами. С их использованием демонстрируются действия, обозначенные словами, тем самым, связывая само слово с действием. В результате у ребёнка происходит:

-формирование грамматического строя речи;

-развитие монологической и диалогической речи;

-развитие мелкой моторики; обогащение словаря;

-воспитание звуковой культуры речи.

Важную роль в чтении потешки играет ритм. Речь детей сопровождается движением рук. Доказано, что между речевой функцией и общей двигательной системой существует тесная связь. Совокупность движения тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует снятию напряжения, учит соблюдению речевых пауз, помогает избавиться от монотонности речи, нормализует ее темп и формирует правильное произношение. Заучивание стихотворных текстов и потешек с участием рук и пальцев приводит к тому, что ребенок лучше запоминает, развивается воображение и активизируется мыслительная деятельность малыша.

Регулярное использование потешек в детском саду позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.

Большое значение имеют потешки для воспитания у малышей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания.В результате общения с фольклорными произведениями ребенку передаются их настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, грусть, нежность. Они расширяют словарный запас малыша, активизируют познавательное и умственное развитие, способствуют ознакомлению с окружающим миром, в результате чего развивается их восприимчивость и чувствительность, формируется гуманное отношение к миру.

Потешки и прибаутки в чем отличие

Потешки и прибаутки в чем отличиеСборник малых фольклорных жанров Карелии о воде. «Вода в решете» Пословицы, поговорки Пословицы, поговорки- это краткие устойчивые образные народные изречения, в которых выражается многовековой опыт народа. Каждая из них.

Потешки и прибаутки в чем отличиеДидактические игры для закрепления знаний жанров живописи (портрет, натюрморт, пейзаж) Уважаемые гости моей странички! Решила показать Вам дидактические игры, которые использую в своей работе для закрепления знаний детей жанров.

Потешки и прибаутки в чем отличиеФотоотчет о проведении музыкально-образовательного проекта «Русская потешка» С началом учебного года, во 2 младшей группе нашего детского сада, начался среднесрочный музыкально – образовательный проект «Русская.

Источник

Отзывы к статье
Потешки и прибаутки: в чем разница и как их придумывать.
Cтраница 3

Вернуться к статье

Потешки и прибаутки в чем отличие

Потешки и прибаутки в чем отличие

Игpы с кистями pук

Маленькие детишки, игpая в игpы, в котоpых участвуют кисти их pук и пальцы,
упpажняют мышцы, что так важно для их дальнейшего общего pазвития.
Здесь даются пpостые упpажнения для кистей pук:

Опустите пальцы вниз и шевелите ими, изобpажая стpуйки дождя.
Сложите пальцы каждой pуки колечком и пpиложите их к глазам, изобpажая
бинокль
Двигайте пальцами так, как если бы они были кисточками для pисования
«Hаpисуйте» кpужки на щеках pебенка, пpоведите свеpху вниз линию на его
носике, сделайте пятнышко на его подбоpодке.
Стукните кулаком, похлопайте в ладошки: эти действия сопpовождаются pазными
звуками. Чеpедуйте такие действия и, следовательно, звуки или же создайте
опpеделенную последовательность, напpимеp: стукхлоп, стукстукхлопхлоп,
стукхлопхлоп и т.п.
Смыкайте и pазводите большой и указательный пальцы, легонько пощипывая и
отпуская носик малыша.
\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\
Декламиpуйте этот стишок, сопpовождайте его действиями pук. Пусть pебенок
подpажает вашим движениям
Здесь стоит большая миска
(пpидайте своим pукам фоpму кpуга и соедините большие пальцы со
сpедними)
А на ней большая кpышка
(вытяните ладони, соедините вместе, паpалельно полу)
Пиpога кусок под ней
(сделайте кpуг пальцами)
Hука съешь его скоpей!
(сделайте вид, что едите пиpог)
Амамам
Побеседуйте с pебенком о pазных видах пищи: овсянной каше, шоколадке,
сахаpе и т.д.
Когда будете игpать в эту игpу в следующий pаз, постаpайтесь заменить слова
«пиpога кусок» чемнибудь еще, напpимеp конфеткой и т. п.

Чему же научится ваш pебенок? Подpажанию
\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\

Потешки и прибаутки в чем отличие

А мы любим,когла купаемся такой стишок.Кто там делал купи-купи,по водичке хлюпи-хлюпи.В ванну быстро прыг-прыг-прыг.В ванне ножкой дрыг-дрыг-дрыг.Мыло будет пениться,грязь кудато денется!

Добавлено спустя 7 минут:

ой, какие мы большие,
не малюсенькие!
вот такие, вот такие,
вот такуууусенькие!
это кто уже проснулся?
кто так сладко потянулся?
потягуни-потягушечки
от носочков до макушечки.
мы потянемся-потянемся,
маленькими не останемся.
\\\\\\\\\\\\\
Веселая зарядка
Раз, два, три, четыре, пять,
Время ножкам побежать,
Спинке бодро разогнуться,
Ручкам кверху потянуться.
Десять раз присесть и встать,
Чтобы расхотелось спать.
Десять раз вперед нагнуться,
Десять раз назад прогнуться.
Нет нужней зарядки дела,
Чтоб окрепли мышцы тела.
Упражнений нет важней,
Чтобы стал малыш сильней.

Добавлено спустя 2 минуты 41 секунду:

Потешки и прибаутки в чем отличие

Потешки и прибаутки в чем отличие

НадЁнок
про капусту хорошая игра. доча из садика ее «принесла», мне очень понравилась

любим про пальчики стишки.

еще такую потешку любим:

Кисонька-Мурысонька, где была?
(дочка отвечает)-На мельнице!
Кисонька-Мурысонька, что там делала?
Муку молола!
Кисонька-Мурысонька, что из муки пекла?
Прянички!
Кисонька-Мурысонька, с кем прянички ела?
Одна!
Не ешь одна, не ешь одна. и щекотать начинаю ее, она хохочет Потешки и прибаутки в чем отличие

Потешки и прибаутки в чем отличие

Потешки и прибаутки в чем отличие

Потешки и прибаутки в чем отличие

Потешки и прибаутки в чем отличие

Потешки и прибаутки в чем отличие

Это, правда, не народная потешка, но моей дочке очень нравилась:
Ножками потопали, топ-топ-топ,
Ручками похлопали, хлоп-хлоп-хлоп,
Сели, встали, снова сели,
А потом всю кашу съели (ам).

Дочка с удовльствием все показывала, где-то в 1,5 года.

А еще пальчиковая игра, дочка тоже с удовольствием показывала все:
Мы капусту рубим, рубим (показывать как будто рубишь руками).
Мы капусту солим, солим (показывать как будто солишь пальчиками),
мы капусту трем, трем (потереть ладошки),
Мы капусту жмем, жмем (сжимать и разжимать кулачки).

Потешки и прибаутки в чем отличие

Потешки и прибаутки в чем отличие

Потешки и прибаутки в чем отличие

Потешки и прибаутки в чем отличие

Разные потешки и пальчиковые игры, например,
Мяч
Мой весёлый круглый мяч, (Одной рукой бьём по воображаемому мячу.)
Щёки круглые не прячь! (Смена рук.)
Я тебя поймаю, (Двумя руками, соединив одноимённые пальцы, показываем мяч.)
В ручках покатаю! (Покатали воображаемый мяч между ладоней.)

Потешки и прибаутки в чем отличие

Хомка, хомка, хомячок,
Поласатинький бочок,
Хомка раненько встает,
Щечки моет,
Спинку трет,
Подметаем Хомка хатку
И выходит на зарядку,
Раз, два, три, четыре, пять,
Хомка сильным хочет стать.

Добавлено спустя 6 минут 7 секунд:

Ладушки, ладушки
Я пеку оладушки
Я мешаю тесто
Тесту в миске тесно
Тесто выпало на стол
Тесто шлепнулось о пол
Тето убежало
Начинай сначала.

Добавлено спустя 4 минуты 31 секунду:

Источник

Малые жанры фольклора детям

Русские песни пестушки, потешки, прибаутки, игровые

Потешки и прибаутки в чем отличие Дети, играющие в мастерской — Маковский Константин

Малые жанры фольклора. Такие народные произведения входят в жизнь человека очень рано, задолго до овладения речью.

Общая история
Устное народное творчество (фольклор) существовало ещё в дописьменную эпоху. Произведения фольклора (загадки, скороговорки, небылицы и др.) передавались устно. Запоминали их со слуха. Это способствовало возникновению разных вариантов одного и того же фольклорного произведения.

Устное народное творчество являет собой отражение жизни, быта, поверий древних людей. Произведения народного творчества с самого рождения сопровождают человека. Они способствуют формированию и развитию ребёнка.
Колыбельная песня — один из древнейших жанров фольклора, на что указывает тот факт, что в нём сохранились элементы заговора-оберега. Люди верили, что человека окружают таинственные враждебные силы, и если ребёнок увидит во сне что-то плохое, страшное, то наяву это уже не повторится. Вот почему в колыбельной можно найти «серенького волчка» и других пугающих персонажей. Позже колыбельные песни утрачивали магические элементы, приобретали значение доброго пожелания на будущее. Итак, колыбельная песня — песня, с помощью которой убаюкивают ребёнка. Поскольку песня сопровождалась мерным покачиванием ребёнка, в ней очень важен ритм.

Пестушка (от слова пестовать, то есть нянчить, холить) — короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, каким они сопровождают действия ребёнка, которые он совершает в самом начале своей жизни. Например, когда ребёнок проснётся, мать гладит, ласкает его, приговаривая:

Потягунюшки, порастунюшки,
Поперёк толстонюшки

А в ручки хватюнюшки,
А в роток говорок,
А в головку разумок.

Когда ребёнок начинает учиться ходить, говорят:

Большие ноги
Шли по дороге:
Топ, топ, топ,
Топ, топ, топ.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ, топ, топ, топ,
Топ, топ, топ, топ!

Потешка
Потешка — элемент педагогики, песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, руками и ногами ребёнка. Потешки, как и пестушки, сопровождают развитие детей. Небольшие стишки и песенки позволяют в игровой форме побудить ребёнка к действию, одновременно производя массаж, физические упражнения, стимулируя моторные рефлексы. В этом жанре детского фольклора заложены стимулы к обыгрыванию сюжета с помощью пальцев (пальчиковые игры или Ладушки), рук, мимики. Потешки помогают привить ребёнку навыки гигиены, порядка, развить мелкую моторику и эмоциональную сферу[1].

Сорока-ворона, (водя пальчиком по ладошке)
Сорока-ворона,
Деткам отдала.
(загибают пальчики)
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала:
— Зачем дров не пилил?
— Зачем воду не носил?[1]

«Сорока» (вариант, фигурирующий в мультфильме «Песенка мышонка»):

Сорока-ворона
Кашу варила,
Деток кормила:
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала.

«Ладушки» (на ударных слогах хлопают в ладоши)

Ладушки-ладушки, где были? У бабушки!
А что ели? Кашку!
А что пили? Бражку!
Кашка масленька!
Бражка сладенька!
(Бабушка добренька!)
Попили, поели, ш-у-у-у…
Шуууу. (Домой) Полетели!
На головку сели! («Ладушки» запели)
Сели посидели,
Дальше (Домой) полетели. [2]

Это вариант игр на коленках: качайте ребенка на коленях и напевайте одну из этих потешек.

Скок, да поскок,
Молодой дроздок
По водичку пошел,
Молодичку нашел.
Молодиченька —
Невеличенька:
Сама с вершок,
Голова с горшок.

Скок-поскок!
Молодой дроздок
По водичку пошел,
Молодичку нашел.
Молодиченька
Невеличенька –
Сама с вершок,
Голова с горшок.
Молодичка-молода
Поехала по дрова,
Зацепилась за пенек,
Простояла весь денек.

Скок-поскок!
Молодой дроздок,
По водичку пошел,
Молодичку нашел.
Молодиченька,
Невеличенька:
Сама с вершок,
Голова с горшок.
Шу-вы! Полетели,
На головушку и сели!

Скок-поскок,
Молодой груздок,
По водичку пошел
Молодичку нашел,
Молодиченьку –
Круглоличеньку,
Сама с вершок,
Голова с горшок.

Скок,скок-поскок,
Молодой дроздок
По водичку ходил,
Коромысло носил.
Да неловко ступил,
Сапожок водой залил.
Зацепил ногой ведро —
Всё вокруг залило.
Испугался дроздок
И пустился наутек. 3.4.

ПРИБАУ́ТКА — шутливое народное выражение, полное безобидного юмора; иногда короткий рассказец в виде расширенной поговорки, часто с рифмами и аллитерациями. Например, известная П. — «Ах, как сладки гусиные лапки! — А ты их едал? — Нет, не едал, но мой дядя видал, как наш барин едал».
Прибаутка Квятковский А. П. Поэтический словарь / Науч. ред. И. Роднянская. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — 376 с.5.
Прибаутка (от баять, то есть рассказывать) — стихотворная короткая весёлая история[3], которую рассказывает мама своему ребёнку, например:

Сова, совинька, сова,
Большая голова,
На колу сидела,
В стороны глядела,
Головой вертела.

Пословицы и поговорки
Основные статьи: пословица и поговорка
Поучают чему-то.

Дорога ложка к обеду.
Волка бояться — в лес не ходить.
Рыбак рыбака видит издалека.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
У страха глаза велики.
Глаза боятся, а руки делают.
Под лежачий камень вода не течёт.
Не надобен клад, коли в семье лад.
Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.
Старый друг лучше новых двух.
Друзья познаются в беде.
Знал бы, где упадёшь — соломки бы подстелил.
Мягко стелет, да жёстко спать.
Родина — мать, умей за неё постоять.
Семеро одного не ждут.
За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь.
Пчела мала, но и та работает.
Хлеб всему голова.
В гостях хорошо, а дома лучше.
Волка ноги кормят.
Дело мастера боится.

Игра́ — тип осмысленной [1] непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в её результате, а в самом процессе.
Для игр были специальные песни. Игры могли быть:

Сезонные игры. Особо распространены среди детей, особенно в зимнее время. Играли в так называемые «Согревалки»: ведущий показывает какие-либо движения, а все остальные повторяют. Либо традиционные «воротики» и «ручеёк».
Пример целовальной игры:

Селезень
Селезень утку загонял,
Молодой серу загонял,
Пойди, Утица, домой,
Пойди, Серая, домой,
Утя семеро детей,
А восьмой Селезень,
А девятая сама,
Поцелуй разок меня!

В этой игре «Утка» становилась в центр круга, а «Селезень» снаружи, и играли подобно игре «кошки-мышки». При этом стоящие в хороводе пытались не впускать в круг «селезня».

Заклички и приговорки
Подробнее по этой теме см. Заклички весенние.
Подробнее по этой теме см. Заклички про дождь.
Заклички — один из видов закликательных песен языческого происхождения. Они отражают интересы и представления крестьян о хозяйстве и семье. Например, через все календарные песни проходит заклинание богатого урожая; для себя же дети и взрослые просили здоровья, счастья, богатства.

Заклички представляют собой обращение к солнцу, радуге, дождю и другим явлениям природы, а также к животным и особенно часто — к птицам, которые считались вестниками весны. Притом силы природы почитались как живые: к весне обращаются с просьбами, желают её скорейшего прихода, на зиму сетуют, жалуются.

Жаворонки, жавороночки!
Прилетите к нам,
Принесите нам лето теплое,
Унесите от нас зиму холодную.
Нам холодная зима надоскучила,
Руки, ноги отморозила.

Приговорки – обращения к насекомым, птицам,
животным. Это могут быть не только прямые обращения, но и
звукоподражания, например, птицам. К приговоркам относится и
всем известное обращение к кукушке: «Кукушка-кукушка, сколько
мне жить?».
По своему происхождению заклички и приговорки восходят к
древним заклинаниям и заговорам, с помощью которых наши
предки пытались повлиять на силы природы. Сейчас они перешли в
детский фольклор.
* * *
Пчелка, пчелка, дай нам меда,
Чтоб полна была колода!
Будем мы медок едать, приговаривать:
«Ах, какая наша пчелка работящая!»

* * *
Травушка-муравушка,
Зелена, пахуча — нет тебя лучше!
На полянке и в лесу
Не тупи мою косу,
Сена в зиму запасу
И коровке принесу!

* * *
Бабочка-красавица,
Что ж тебе не нравится?
Кружишься, не садишься,
Чего же ты боишься?
Вот тебе ладошка,
Отдохни немножко!
* * *
Птичка-птичка — соловей,
Прилетай к нам поскорей!
Тирли-тирли-тирли-лей,
Жить нам станет весел

Считалка
Подробнее по этой теме см. Считалка.
Считалка — небольшой стишок, форма жеребьёвки, с помощью которой определяют, кто водит в игре. Считалка — элемент игры, который помогает установить согласие и уважение к принятым правилам. В организации считалки очень важен ритм.

Аты-баты, шли солдаты,
Аты-баты, на базар.
Аты-баты, что купили?
Аты-баты, самовар.
Аты-баты, сколько стоит?
Аты-баты, три рубля
Аты-баты, он какой?
Аты-баты, золотой.
Аты-баты, сколько стоит?
Аты-баты, три рубля.
Аты-баты, кто выходит?
Аты-баты, это я!

Скороговорка
Подробнее по этой теме см. Скороговорка.
Скороговорка — фраза, построенная на сочетании звуков, затрудняющих быстрое произношение слов. Скороговорки ещё называют «чистоговорками», поскольку они способствуют и могут использоваться для развития дикции. Скороговорки бывают как рифмованные, так и нерифмованные.

Ехал грека через реку.
Видит грека: в реке рак,
Сунул грека руку в реку —
Рак за руку греку — цап!

Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка губа бела была тупа.

От топота копыт пыль по полю летит.

В печурке — три чурки, три гуся, три утки.
***
Бобр Добр для бобрят.
***
Бобры Добры идут в боры.
***
Дятел дуб долбил, да не додолбил.
***

На иве галка,
На берегу галька.

Загадка
Подробнее по этой теме см. Загадка.
Загадка, как и пословица, представляет собой краткое образное определение предмета или явления, но в отличие от пословицы она даёт это определение в иносказательной, нарочно затемнённой форме. Как правило, в загадке один предмет описывается через другой на основе схожих черт: «Висит груша — нельзя скушать» (лампа). Загадка может представлять собой и простое описание предмета, например: «Два конца, два кольца, а посередине гвоздик» (ножницы). Это и народная забава, и испытание на смекалку, сообразительность.

Роль загадок и прибауток играли и небылицы-перевертыши, которые для взрослых предстают как нелепицы, для детей же — смешные истории о том, чего не бывает, например:

Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор.
Он на сивой на телеге,
На скрипучем на коне,
Топорищем подпоясан,
Ремень за пояс заткнут,
Сапоги нараспашку,
На босу ногу зипун.

Дразнилки – это прибаутки, песенки или стишки, в которых
предметом вышучивания и иногда издевки являются имена, физические
недостатки, внешность, черты характера. Дразнилка учит детей умению
подмечать плохое, развивает чувствительность к нелепым ситуациям в
жизни. Они высмеивают лень, жадность, трусость, хвастовство и другие
плохие привычки.
***
Любопытному на рынке
Прищемили нос в корзинке.
Любопытному на днях
Прищемили нос на днях.
Любопытной Варваре
Нос на рынке оторвали.
***
Дядя хрюша — повторюша,
А по имени Индюша.
Все тарелки облизал,
А спасибо не сказал!
***
Я скажу тебе на ушко
Про зеленую лягушку.
Никому не говори,
Потому что это ты.
***
Дядя Степа с длинным носом
Приходил ко мне с вопросом:
— Как убавить этот нос,
Чтобы больше он не рос? –
Вы купите купоросу
И приставьте его к носу,
Ковыряйте долотом –
Нос отвалится потом.

Примечания
1.Детские потешки и прибаутки. Ладушки. Пальчиковые игры. Детский фольклор — русские стихи потешки для детей. Пестушки, потешки (недоступная ссылка). Дата обращения 13 сентября 2012. Архивировано 4 декабря 2010 года.
Ладушки

3.Морохин В.Н. Введение // Малые жанры русского фольклора / Сост. В.Н. Морохин. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Высшая школа, 1986. — С. 5—27. — 352 с.
3. Потешки https://allforchildren.ru/kidfun/poteshki34.php
4. Шейн. Русские народные песни.pdf
h.tp://lib2.pushkinskijdom.ru/Media/Default/PDF/%D0%92ook%20collection%20writers%20PD/Ostrovsky_collection/%D0%A8%D0%B5%D0%B9%D0%BD.%20%D0%A0%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5%20%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D0%BF%D0%B5%D1%81%D0%BD%D0%B8.pd

5.Прибаутка // Квятковский А. П. Поэтический словарь / Науч. ред. И. Роднянская. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — 376 с.

Приложение.
Пословицы для второго класса школы
Век живи — век учись.

Где кто родился, там и пригодился.

В здоровом теле – здоровых дух.

Делу — время, потехе — час.

Глаза страшатся, а руки делают.

Утро встречай зарядкой, вечер провожай прогулкой.

Язык болтает, а голова не знает.

У кого есть бабушка и дед, тот не ведает бед.

Вода с гор потекла — весну принесла.

Все за одного, а один за всех.

Всё хорошо, что хорошо кончается.

Без корня и трава не растёт.

Хороший друг — отрада для души.

В каждой шутке есть доля правды.

Видно птицу по полёту — человека по делам.

Нет друга — ищи, а найдёшь — береги.

Береги нос в большой мороз.

Слово не воробей: вылетит не поймаешь.

Учись доброму, так худое на ум не пойдёт.

Чего себе не хочешь, того и другому не делай.

Береги землю родимую, как мать любимую.

Повторенье — мать ученья.

Лучше поздно, чем никогда.

Без труда не вытащишь и рыбки из пруда.

Дружбу помни, а зло забывай.

Хорошая книга — лучший друг.

Нет земли краше, чем Родина наша.

Как оса, лезет в глаза.

Всякой матери своё дитя мило.

Любишь кататься, люби и саночки возить.

Хочешь есть калачи — не лежи на печи.

Умный не тот, кто много говорит, а тот, кто много знает.

Вся семья вместе — и душа на месте.

Мудрым никто не родился, а научился.

На деньги ума не купишь.

Детство — время золотое.

Семь раз отмерь, один отрежь.

Жизнь дана на добрые дела.

Добрый человек добру и учит.

Дерево держится корнями, а человек — друзьями.

При солнышке тепло, при матушке добро.

Малые жанры фольклора детям: 2 комментария

Нашла у Вас очень актуальное для сегодняшнего дня — » Родина — мать, умей за неё постоять».

Постоять за Родину-актуально как никогда.

Добавить комментарий Отменить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *