Потешки и прибаутки что это такое 2 класс литературное чтение

Прибаутки для 2 класса: подборка русских народных шуток прибауток для детей и взрослых

Потешки и прибаутки что это такое 2 класс литературное чтение

Сборник детских прибауток для второго класса это подборка стихотворных шуток с поучительным смыслом, весёлым содержанием и увлекательным языком. В начальной школе дети не всегда знакомы с русским фольклором, народным творчеством, а в частности с прибаутками.

Для детей во 2 классе мы приготовили самые простые, короткие и понятные стишки о разнообразных явлениях и предметах жизни.

На улице
Две курицы
С петухом дерутся.
Две девушки-красавицы
Смотрят и смеются:
— Ха-ха-ха. Ха-ха-ха!
Как нам жалко петуха!

Как у нашего соседа
Весела была беседа!
Гуси — в гусли,
Утки — в дудки,
Овцы — в донцы,
Тараканы — в барабаны.

Наш козел — стрекозел
Что-то умный был:
Он и по воду ходил,
Он и кашу варил,
Он и кашу варил,
И козляток кормил.

Ай, лады-лады-лады,
Начерпал медведь воды
Целое корытце,
Захотел помыться!
Надо, надо чистым быть,
Чистым по лесу ходить!

Сорока-белобока
Жила одиноко,
Скакала, скакала,
Гостей поджидала,
Кашку сварила,
Гостей угостила!

Коровушка-буренушка,
Встает она до солнышка,
Травку в полюшке жует,
Молочко домой несет!
Девочкам и мальчикам —
Всем нальет в стаканчики:
«Пейте, пейте, пейте,
И еще налейте!»

Сорока-белобока
Жила одиноко,
Скакала, скакала,
Гостей поджидала,
Кашку сварила,
Гостей угостила!

Ехали медведи на велосипеде,
А за ними кот — задом наперед,
А за ним комарики на воздушном шарике,
А за ними раки на хромой собаке,
Волки на кобыле, львы — в автомобиле,
Зайчики в трамвайчике, жаба — на метле.
Едут и смеются, и пряники жуют!

Собака на кухне
Пироги печет.
Кот в углу
Сухаpи толчет.
Кошка в окошке
Платье шьет.
Курочка в сапожках
Избушку метет.

Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому,
Кому в платок,
Кому в зобок,
Кому в лапочку.

Тень, тень, потетень,
Выше города плетень.
Под плетнем мальчик
Обжег пальчик,
Побежал на базар,
Всему миру рассказал.
Оглянулся назад —
Три копеечки лежат.
Три копеечки поднял,
Молодичке отдал.
Молодичка-молода
Калачей напекла.
Калачи горячи
Под окошко мечи.
Приехали торгачи,
Подобрали калачи.
Ударили в доску,
Поехали в Москву,
Искали гребенку,
Чесали Матренку.
Чеши, чеши гладко,
Приехал Захарка:
Сам на лошадке,
В красной шапке,
В скрипочку играет,
Матренку забавляет.

Мишка косолапый по лесу идет,
Шишки собирает, песенки поет
Шишка вдруг упала — прямо мишке в лоб.
Мишка рассердился, и ногою — топ!

Бабка, бабка,
Рваные тапки,
Дай нам кашки,
Кашки-малашки.
Кому кашки дашь,
Тот и князь наш!

Бабка, бабка,
Красная шапка,
Дай нам блинчики,
Дай гостинчики,
Сладкой кашки
В золотые чашки.
Если кашки нету,
То давай конфету!

Как на Ванькины именины
Испекли пирог былинный —
Вот такой вышины!
Вот такой ширины!
Кушай, Ванечка-дружок,
Именинный пирожок —
Вот такой вышины!
Вот такой ширины!
Кушай-кушай хорошо,
Скоро вырастешь большой —
Вот такой вышины!
Вот такой ширины!

Прилетели птички,
Принесли водички.
Надо просыпаться,
Надо умываться,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки горели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок!
Ты вода-водица,
Всех морей царица,
Пузыри пускай,
Мой и полоскай!
Моем глазки, моем щечки,
Моем сына, моем дочку,
Моем кошку, моем мышку,
Моем серого зайчишку!
Моем, моем наугад,
Перемоем всех подряд!
С гуся-лебедя вода —
С нашей детки худоба!

Раз, два, три, четыре, пять!
Негде зайчикам гулять!
Всюду ходит волк-волк!
Он зубами щелк-щелк!

Ходит козочка по лугу
Вокруг колышка по кругу.
Глазками хлоп-хлоп!
Ножками топ-топ!
Хвостиком-то машет,
И поет, и пляшет.
Малых деток веселит,
Маму слушаться велит!

Я коза-дереза,
Всему свету гроза!
Кто Ваню будет бить,
Тому худо будет жить!
Дождь из тучи выжимать,
Огород наш поливать!
Вырастай большой,
Да не будь лапшой!
Кашу кушай,
Маму слушай!

Шла коза-козища,
Вылупив глазища,
С бородой небритою
С рожею немытою
Кувырнулась через пень —
Встали роги набекрень.

Рева-корова
Разревелась снова.
Вот как слезки льются —
Можно захлебнуться.
Тихо, ревушка, не плачь,
Подарю тебе калач!
Хватит плакать, ревушка,
Ревушка-коровушка!

Ты расти-расти, сынок,
Как пшеничный колосок,
Чтоб тебя отец любил,
За проказы не бранил,
Чтобы мамка берегла,
Каждый день блины пекла!
Ну, а я тебе пока
Дам парного молока!

Хватит плакать, рева,
Вот, смотри, корова!
Говорит она: «Му-му!
Что ты плачешь, не пойму?
Я пришла издалека,
Принесла я молока,
Хватит нам на кашку
И еще на чашку!
Молоко мое ты пей,
Сразу станешь веселей!»

У дитяти царского,
Княжьего, боярского,
Люлька новоточена,
Густо позолочена,
Как лебедушка летит,
Да высоконько висит
На серебряных крюках,
Да на шелковых ремнях.
Положки-то из парчи,
Вместо цацек калачи,
Одеяло из бобра,
Из павлиньего пера.
Повернись-ка на бочок,
Высыпайся, дурачок!

Источник

Конспект урока литературного чтения, 2 класс. Потешки, прибаутки

Литературное чтение во 2 классе по ФГОС «Школа России»

УМК Л. Ф. Климановой

Цели: познакомить учащихся с малыми фольклорными жанрами; учить различать жанры; развивать память, внимание; обогащать словарный запас; прививать интерес к чтению.

Планируемые результаты: учащиеся должны научиться различать виды (жанры) устного народного творчества; находить созвучные окончания слов в песне, различия в потешках и прибаутках, сходных по теме.

Оборудование: диапозитивы, открытки, альбомы, дающие представление об изделиях из дерева, бересты, глины, созданных народными умельцами и ремесленниками; изделия с гжельским узором, хохломской росписью; карточки с потешками, прибаутками; учебники.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

1. Чтение наизусть русских народных песен, показ иллюстраций к ним.

2. Чтение колыбельных песен собственного сочинения.

III. Речевая разминка

— Прочитайте текст. Попробуйте определить его жанр. (Приговорка.)

Коршун, коршун, колесом,

Твои дети за селом

— Прочитайте с ускорением.

— Прочитайте с грустной интонацией.

— Прочитайте с веселой интонацией.

IV. Актуализация знаний. Постановка целей урока

— Ребята, что мы только что читали? (Это приговорка.)

— Какие еще жанры устного народного творчества вы знаете? Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с ними.

V. Работа по теме урока

— Ребята, для чего создавались народные песни? Издавна наш народ умел не только трудиться, но и веселиться.

Так родились веселые народные песенки — потешки и прибаутки. Названия эти происходят от слов «потешаться», «веселиться». Детские песни называют пестушками.

— Прочитайте тексты на с. 20 самостоятельно.

— Какие слова помогают вам представить петушка? Какой он?

— Обсудите с другом, какой текст потешка, какой — прибаутка. (Ответы детей.)

— Найдите и прочитайте слова, которые звучат напевно. Похоже ли второе произведение на сказку?

— Прочитайте песенки-прибаутки на с. 21. Кто ведет в них диалог? (Дети читают самостоятельно, затем разыгрывают диалог в парах.)

VI. Физкультминутка

Дождь

Приплыли тучи дождевые:

Дождинки пляшут, как живые:

И рожь, склонясь к земле зеленой,

А теплый дождь неугомонный

VII. Продолжение работы по теме урока

1. Чтение потешек

1. Ваня, Ваня-простота

Купил лошадь без хвоста,

2. Шла лисичка по мосту.

Несла вязанку хворосту,

Дала сладкий пирожок.

3. Вова, Вова-карапуз

Съел у бабушки арбуз.

2. Чтение прибауток

— На что ему перышки?

3. А лады, лады, лады.

VIII. Рефлексия

— Выберите и продолжите любое предложение.

• На сегодняшнем уроке я узнал.

• На этом уроке я похвалил бы себя за.

• После урока мне захотелось.

IX. Подведение итогов урока

— С какими жанрами народного творчества вы познакомились на уроке?

— Когда люди особенно использовали потешки и прибаутки?

Домашнее задание

1. Подготовить выразительное чтение потешек и прибауток. Найти другие.

2. Попробовать сочинить три потешки про щенка — игривого, задиристого, спящего.

Источник

Конспект по литературному чтению 2 класс на тему: «Потешки и прибаутки»

Конспект по литературному чтению

Тема урока: Потешки и прибаутки

Цель урока: ознакомить учащихся с жанром устного народного творчества: потешками, пестушками, прибаутками.

Задачи урока: Дать представление о разнообразии фольклорных жанров, их назначении и основных признаках; вести детей в мир народного искусства как источника обогащения их ума и чувств и как средство развития у них интереса к чтению и потребности в нём;

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели поиск и выделение необходимой информации применение метода информационного поиска

передача содержания прочитанного или прослушанного

произвольное и осознанное владение приёмами деления текста на части

контроль и оценка процесса и результата деятельности

умение контролировать свою деятельность по результату, адекватно понимать оценку взрослого и сверстника

умение обнаруживать ошибки и отклонения и вносить соответствующие исправления

готовность к преодолению трудностей и поиск способов преодоление трудностей

ориентация на партнёра по общению умение

слушать собеседника понимание возможности различных позиций и точек зрения

формулировать собственное мнение и позицию

использовать речь для регуляции своего действия

формирование ориентации на нравственное содержание и смысл поступков как собственных, так и окружающих людей

формирование картины мира, как порождение трудовой предметно-преобразующей деятельности человека

Постановка темы и целей урока

Работа по теме урока

Дорогие ребятишки!
И я взял нынче в руки книжки.
Приглашаю я вас путешествовать,
Знания свои совершенствовать.

(учитель либо скоморох)

ребята, прослушайте внимательно музыку

— звучит русская народная песенка «во поле березка стояла)

— знакома ли вам эта песенка?

— как вы думаете, кто автор этой песенки?

— а с каким разделом мы с вами познакомились?

— устное народное творчество

— почему называется устно народное творчество?

— передавалось из уст в уста

— приведите примеры фольклорных жанров.

— а с каким жанром мы с вами познакомились на прошлом уроке?

— с народными песенками

— что это были за песни?

— русские народные (обычные) и колыбельные

— а вот узнать, с каким новым жанром фольклора мы познакомимся, нам поможет учебник. Открываем учебник на стр. 20.

— Прочитайте тему урока

— Потешки и прибаутки

— (Учитель приводит пример потешки «Сорока»)

— известна ли вам эта потешка?

— что детки обычно делают под эту потешку?

— играют с пальчиками

— давайте вместе с вами поиграем

(Учитель приводит пример прибаутки)

— А теперь давайте с вами поработаем с учебником. Читаем текст в верху и определяем, что же мы с вами прочитали?

— что она напоминает?

— обратите внимания на описание петушка. Чем он необычен?

— золотой гребешок, обычно у всех петушков он красный

— с чем сравнивают бороду петушка?

— Давайте прочитаем следующий текст.

— что вы сейчас прочитали?

— как вы определили, что это потешка

— можно изобразить, как кошка рубашку шьет, а курочка в сапожках избенку метет

— А теперь мы с вами поработаем со стр. 21.

Обратите внимание, как оформлен текст?

— как вы думаете, что это потешка или прибаутка?

— просмотрите глазками самостоятельно и скажите, сколько здесь героев?

— давайте прочитаем по ролям.

-Прочитайте следующую прибаутку.

— Как вы думаете, сколько здесь героев?

— два: автор и заинька

(прочитайте по ролям)

— куда же бежит заинька?

— к медведю на свадьбу

— км приходится медведь зайцу?

— с каким разделом мы продолжили знакомство?

— с устным народным творчеством

— а с какими жанрами мы познакомились?

— потешками и прибаутками

— что такое прибаутка?

— что нового вы узнали для себя?

— что бы вам хотелось узнать?

— оцените свою работу на уроке

— как вы думаете, какая тема урока?

— мы продолжим знакомство с устным народным творчеством

— Ребята, кто из вас знает, что такое потешки?

— Потешки песенки, сопровождающие игры, забавы с малышами, которых учат ходить или выполнять разные действия с пальцами, ручками, ножками.

— а кто из вас знает, что такое прибаутки?

Потешки и прибаутки что это такое 2 класс литературное чтение

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Потешки и прибаутки что это такое 2 класс литературное чтение

Курс повышения квалификации

Скоростное чтение

Потешки и прибаутки что это такое 2 класс литературное чтение

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Потешки и прибаутки что это такое 2 класс литературное чтение

Номер материала: ДБ-185956

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Потешки и прибаутки что это такое 2 класс литературное чтение

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Потешки и прибаутки что это такое 2 класс литературное чтение

Петербургский Политех перевел студентов на дистанционку

Время чтения: 1 минута

Потешки и прибаутки что это такое 2 класс литературное чтение

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Потешки и прибаутки что это такое 2 класс литературное чтение

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Потешки и прибаутки что это такое 2 класс литературное чтение

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Потешки и прибаутки что это такое 2 класс литературное чтение

В российских школах могут появиться «службы примирения»

Время чтения: 1 минута

Потешки и прибаутки что это такое 2 класс литературное чтение

АСИ организует конкурс лучших управленческих практик в сфере детского образования

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Цель: познакомить учащихся с малыми жанрами устного народного творчества: потешками, прибаутками; учить различать жанры; развивать память, внимание; обогащать словарный запас; развивать интерес к чтению.

I . Организационный момент.

А) Проверка готовности к уроку.

Сейчас у нас урок литературного чтения!

Посмотри внимательно все ли готовы к уроку.

Поднимите руку, кто готов к уроку.

День сегодня расчудесный

И урок наш интересный.

Потому что на уроке собрались ученики.

Эти дети не простые

Им открыть большую дверцу на уроке предстоит.

В мир чудеснейших познаний

В мир открытий, испытаний

Всех нас манит, как магнит.

Я желаю вам успеха и удачи на пути,

Знания новые найти!

ІІ . Актуализация опорных знаний.

-С чего всегда начинаем урок литературного чтения?

( с речевой разминки)

Тёплая весна сейчас, Любит в речке посидеть.

Виноград созрел у нас. А зимой среди ветвей

Летом прыгает в снегу. Быстро дайте мне ответ:

Поздней осенью медведь Это правда или нет?

2. Работа над скороговоркой

Хоть куда у хрюшек хор!

В нём Хавронья – дирижёр.

А в хорошую погоду

Хрюшки водят хороводы.

-Какой раздел мы начали изучать?

— С какими произведениями мы будем знакомиться в этом разделе? (пословицы, поговорки, загадки, игры, потешки, небылицы)

-Что сейчас произнесли? (скороговорку)

-Для чего нужны скороговорки?( Они помогают научиться чётко произносить все звуки)

— Все эти произведения живут в огромной литературной стране.

Как она называется?( Устное народное творчество)

На доске: Устное народное творчество.

-Как вы понимаете слово устное?(передаваемое из уст в уста, т.е. без записи текста. Один человек рассказывал другому: отец-сыну, бабушка-внучке и т.д. А так как текст не записывался, то каждый рассказчик мог вносить свои изменения в него, потому что рассказывал так, как запомнил, своими словами.)

— Что означают слова творчество и народное? ( Творчество от слова творить, т.е. создавать; Народное, значит, что создал народ, а не кто-то один)

-Как они дошли до наших дней? (Их передавали из поколения в поколение.)

— На прошлом уроке мы знакомились с русскими народными песнями.

— Сегодня нас ждет знакомство с новыми видами устного народного творчества.

— Попробуйте сформулировать задачу урока по алгоритму, написанному на доске.

III. Работа по теме урока.

1. Знакомство с потешками

-Какие ещё произведения можем отнести к устному народному творчеству?

(Загадки, поговорки, колыбельные песни, считалочки, потешки, прибаутки)

-Как вы думаете, зачем их создавали? ( Чтобы развлекать маленьких детей, использовать в народных играх)

Потешка, прежде всего, учит маленького ребенка понимать человеческую речь и учит выполнять различные жесты, движения.

2. Чтение потешек (с. 20)

Какие слова помогают тебе представить петушка? Какой он?

-Найдите и прочитайте слова, которые звучат напевно. Похоже ли второе произведение на сказку?

3. Чтение потешек на слайде

Только не горелого.

2. Козонька рогатая,

Убежала за плетень,

Проплясала целый день.

Вывод: потешки – стихи для детей, для того, чтобы их развеселить, распотешить.

Хомка-хомка хомячок
Полосатенький бочок

Хомка рано встает
Щечки моет, глазки трет
Подметает хомка хатку
И выходит на зарядку.
Раз два три четыре пять
Хомка сильным хочет стать

4. Знакомство с прибаутками

Прибаутка маленькое напевное стихотворение, имеющее яркий положительный сюжет. Очень короткий стихотворный рассказ, понятный ребёнку. В прибаутке часто используется звуковые образы. Например, изображая звук колокольчика, мама говорит: «Тили- бом, тили-бом, загорелся кошкин дома…». Изображая медведя, произносит: «Топ-топ-топ, идет мишка во лесок, несет мишка туесок…»

5. Чтение прибауток (с. 21)

-Разыграйте с другом прибаутку.

6. Чтение прибауток на слайде

V.Рефлексия. Оценка работы.

-С какими жанрами народного творчества мы познакомились на уроке?

VI.Домашнее задание: придумать потешку.

Потешки и прибаутки что это такое 2 класс литературное чтение

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Потешки и прибаутки что это такое 2 класс литературное чтение

Курс повышения квалификации

Скоростное чтение

Потешки и прибаутки что это такое 2 класс литературное чтение

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Потешки и прибаутки что это такое 2 класс литературное чтение

Цель: познакомить учащихся с малыми жанрами устного народного творчества: потешками, прибаутками; учить различать жанры; развивать память, внимание; обогащать словарный запас; развивать интерес к чтению.

Номер материала: ДБ-1403745

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Потешки и прибаутки что это такое 2 класс литературное чтение

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Потешки и прибаутки что это такое 2 класс литературное чтение

В российских школах могут появиться «службы примирения»

Время чтения: 1 минута

Потешки и прибаутки что это такое 2 класс литературное чтение

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Потешки и прибаутки что это такое 2 класс литературное чтение

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Потешки и прибаутки что это такое 2 класс литературное чтение

В Москве новогодние каникулы в школах могут начаться с 27 декабря

Время чтения: 1 минута

Потешки и прибаутки что это такое 2 класс литературное чтение

В Думу внесли законопроект об обязательном образовании для находящихся в СИЗО подростков

Время чтения: 2 минуты

Потешки и прибаутки что это такое 2 класс литературное чтение

Дума приняла закон о бесплатном проживании одаренных детей в интернатах при вузах

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *