Потешки и прибаутки что это 2 класс литературное чтение

Конспект урока литературного чтения, 2 класс. Потешки, прибаутки

Литературное чтение во 2 классе по ФГОС «Школа России»

УМК Л. Ф. Климановой

Цели: познакомить учащихся с малыми фольклорными жанрами; учить различать жанры; развивать память, внимание; обогащать словарный запас; прививать интерес к чтению.

Планируемые результаты: учащиеся должны научиться различать виды (жанры) устного народного творчества; находить созвучные окончания слов в песне, различия в потешках и прибаутках, сходных по теме.

Оборудование: диапозитивы, открытки, альбомы, дающие представление об изделиях из дерева, бересты, глины, созданных народными умельцами и ремесленниками; изделия с гжельским узором, хохломской росписью; карточки с потешками, прибаутками; учебники.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

1. Чтение наизусть русских народных песен, показ иллюстраций к ним.

2. Чтение колыбельных песен собственного сочинения.

III. Речевая разминка

— Прочитайте текст. Попробуйте определить его жанр. (Приговорка.)

Коршун, коршун, колесом,

Твои дети за селом

— Прочитайте с ускорением.

— Прочитайте с грустной интонацией.

— Прочитайте с веселой интонацией.

IV. Актуализация знаний. Постановка целей урока

— Ребята, что мы только что читали? (Это приговорка.)

— Какие еще жанры устного народного творчества вы знаете? Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с ними.

V. Работа по теме урока

— Ребята, для чего создавались народные песни? Издавна наш народ умел не только трудиться, но и веселиться.

Так родились веселые народные песенки — потешки и прибаутки. Названия эти происходят от слов «потешаться», «веселиться». Детские песни называют пестушками.

— Прочитайте тексты на с. 20 самостоятельно.

— Какие слова помогают вам представить петушка? Какой он?

— Обсудите с другом, какой текст потешка, какой — прибаутка. (Ответы детей.)

— Найдите и прочитайте слова, которые звучат напевно. Похоже ли второе произведение на сказку?

— Прочитайте песенки-прибаутки на с. 21. Кто ведет в них диалог? (Дети читают самостоятельно, затем разыгрывают диалог в парах.)

VI. Физкультминутка

Дождь

Приплыли тучи дождевые:

Дождинки пляшут, как живые:

И рожь, склонясь к земле зеленой,

А теплый дождь неугомонный

VII. Продолжение работы по теме урока

1. Чтение потешек

1. Ваня, Ваня-простота

Купил лошадь без хвоста,

2. Шла лисичка по мосту.

Несла вязанку хворосту,

Дала сладкий пирожок.

3. Вова, Вова-карапуз

Съел у бабушки арбуз.

2. Чтение прибауток

— На что ему перышки?

3. А лады, лады, лады.

VIII. Рефлексия

— Выберите и продолжите любое предложение.

• На сегодняшнем уроке я узнал.

• На этом уроке я похвалил бы себя за.

• После урока мне захотелось.

IX. Подведение итогов урока

— С какими жанрами народного творчества вы познакомились на уроке?

— Когда люди особенно использовали потешки и прибаутки?

Домашнее задание

1. Подготовить выразительное чтение потешек и прибауток. Найти другие.

2. Попробовать сочинить три потешки про щенка — игривого, задиристого, спящего.

Источник

Прибаутки для 2 класса: подборка русских народных шуток прибауток для детей и взрослых

Потешки и прибаутки что это 2 класс литературное чтение

Сборник детских прибауток для второго класса это подборка стихотворных шуток с поучительным смыслом, весёлым содержанием и увлекательным языком. В начальной школе дети не всегда знакомы с русским фольклором, народным творчеством, а в частности с прибаутками.

Для детей во 2 классе мы приготовили самые простые, короткие и понятные стишки о разнообразных явлениях и предметах жизни.

На улице
Две курицы
С петухом дерутся.
Две девушки-красавицы
Смотрят и смеются:
— Ха-ха-ха. Ха-ха-ха!
Как нам жалко петуха!

Как у нашего соседа
Весела была беседа!
Гуси — в гусли,
Утки — в дудки,
Овцы — в донцы,
Тараканы — в барабаны.

Наш козел — стрекозел
Что-то умный был:
Он и по воду ходил,
Он и кашу варил,
Он и кашу варил,
И козляток кормил.

Ай, лады-лады-лады,
Начерпал медведь воды
Целое корытце,
Захотел помыться!
Надо, надо чистым быть,
Чистым по лесу ходить!

Сорока-белобока
Жила одиноко,
Скакала, скакала,
Гостей поджидала,
Кашку сварила,
Гостей угостила!

Коровушка-буренушка,
Встает она до солнышка,
Травку в полюшке жует,
Молочко домой несет!
Девочкам и мальчикам —
Всем нальет в стаканчики:
«Пейте, пейте, пейте,
И еще налейте!»

Сорока-белобока
Жила одиноко,
Скакала, скакала,
Гостей поджидала,
Кашку сварила,
Гостей угостила!

Ехали медведи на велосипеде,
А за ними кот — задом наперед,
А за ним комарики на воздушном шарике,
А за ними раки на хромой собаке,
Волки на кобыле, львы — в автомобиле,
Зайчики в трамвайчике, жаба — на метле.
Едут и смеются, и пряники жуют!

Собака на кухне
Пироги печет.
Кот в углу
Сухаpи толчет.
Кошка в окошке
Платье шьет.
Курочка в сапожках
Избушку метет.

Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому,
Кому в платок,
Кому в зобок,
Кому в лапочку.

Тень, тень, потетень,
Выше города плетень.
Под плетнем мальчик
Обжег пальчик,
Побежал на базар,
Всему миру рассказал.
Оглянулся назад —
Три копеечки лежат.
Три копеечки поднял,
Молодичке отдал.
Молодичка-молода
Калачей напекла.
Калачи горячи
Под окошко мечи.
Приехали торгачи,
Подобрали калачи.
Ударили в доску,
Поехали в Москву,
Искали гребенку,
Чесали Матренку.
Чеши, чеши гладко,
Приехал Захарка:
Сам на лошадке,
В красной шапке,
В скрипочку играет,
Матренку забавляет.

Мишка косолапый по лесу идет,
Шишки собирает, песенки поет
Шишка вдруг упала — прямо мишке в лоб.
Мишка рассердился, и ногою — топ!

Бабка, бабка,
Рваные тапки,
Дай нам кашки,
Кашки-малашки.
Кому кашки дашь,
Тот и князь наш!

Бабка, бабка,
Красная шапка,
Дай нам блинчики,
Дай гостинчики,
Сладкой кашки
В золотые чашки.
Если кашки нету,
То давай конфету!

Как на Ванькины именины
Испекли пирог былинный —
Вот такой вышины!
Вот такой ширины!
Кушай, Ванечка-дружок,
Именинный пирожок —
Вот такой вышины!
Вот такой ширины!
Кушай-кушай хорошо,
Скоро вырастешь большой —
Вот такой вышины!
Вот такой ширины!

Прилетели птички,
Принесли водички.
Надо просыпаться,
Надо умываться,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки горели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок!
Ты вода-водица,
Всех морей царица,
Пузыри пускай,
Мой и полоскай!
Моем глазки, моем щечки,
Моем сына, моем дочку,
Моем кошку, моем мышку,
Моем серого зайчишку!
Моем, моем наугад,
Перемоем всех подряд!
С гуся-лебедя вода —
С нашей детки худоба!

Раз, два, три, четыре, пять!
Негде зайчикам гулять!
Всюду ходит волк-волк!
Он зубами щелк-щелк!

Ходит козочка по лугу
Вокруг колышка по кругу.
Глазками хлоп-хлоп!
Ножками топ-топ!
Хвостиком-то машет,
И поет, и пляшет.
Малых деток веселит,
Маму слушаться велит!

Я коза-дереза,
Всему свету гроза!
Кто Ваню будет бить,
Тому худо будет жить!
Дождь из тучи выжимать,
Огород наш поливать!
Вырастай большой,
Да не будь лапшой!
Кашу кушай,
Маму слушай!

Шла коза-козища,
Вылупив глазища,
С бородой небритою
С рожею немытою
Кувырнулась через пень —
Встали роги набекрень.

Рева-корова
Разревелась снова.
Вот как слезки льются —
Можно захлебнуться.
Тихо, ревушка, не плачь,
Подарю тебе калач!
Хватит плакать, ревушка,
Ревушка-коровушка!

Ты расти-расти, сынок,
Как пшеничный колосок,
Чтоб тебя отец любил,
За проказы не бранил,
Чтобы мамка берегла,
Каждый день блины пекла!
Ну, а я тебе пока
Дам парного молока!

Хватит плакать, рева,
Вот, смотри, корова!
Говорит она: «Му-му!
Что ты плачешь, не пойму?
Я пришла издалека,
Принесла я молока,
Хватит нам на кашку
И еще на чашку!
Молоко мое ты пей,
Сразу станешь веселей!»

У дитяти царского,
Княжьего, боярского,
Люлька новоточена,
Густо позолочена,
Как лебедушка летит,
Да высоконько висит
На серебряных крюках,
Да на шелковых ремнях.
Положки-то из парчи,
Вместо цацек калачи,
Одеяло из бобра,
Из павлиньего пера.
Повернись-ка на бочок,
Высыпайся, дурачок!

Источник

2 класс литературное чтение Потешки и прибаутки

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ФРАГМЕНТА УРОКА

Ф.И.О. участника Ставенчук Дарья Александровна

Тема урока: Потешки и прибаутки

Цель фрагмента урока: познакомить учащихся с малыми жанрами устного народного творчества: потешками, прибаутками; учить различать жанры; развивать память, внимание; обогащать словарный запас; развивать интерес к чтению.

1. Сформировать представление детей о прибаутках и потешках.

2. Научить различать прибаутки и потешки.

1.Развивать монологическую речь учащихся, мышление, умение добывать новые знания

1. Воспитывать интерес к изучению литературы.

2.Формировать умение работать в паре, группе; слушать и понимать речь других; договариваться с товарищами о правилах поведения и сотрудничества.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап фрагмента урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Форма организации учебной деятельности (Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая)

Проверка готовности к уроку.

-Сейчас у нас урок литературного чтения!

Посмотрите внимательно все ли готово к уроку.

Поднимите руку, кто готов к уроку.

День сегодня расчудесный

И урок наш интересный.

Потому что на уроке собрались ученики.

Эти дети не простые

Им открыть большую дверцу на уроке предстоит.

В мир чудеснейших познаний

В мир открытий, испытаний

Всех нас манит, как магнит.

Я желаю вам успеха и удачи на пути,

Знания новые найти!

Приветствие учителя. Готовность к уроку.

2.Актуализация опорных знаний.

— А начнем мы наш урок с речевой разминки.

1.Хоть куда у хрюшек хор!

В нём Хавронья – дирижёр.

А в хорошую погоду

Хрюшки водят хороводы.

2.Раз в г алошу села Лошадь

И сказала: «Я – Г алошадь,

На г итаре, на г армошке

Буду делать и г о – г ошки!»

Выполнение речевой разминки.

3.Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, план, сроки, способ, средство).

-Какой раздел мы начали изучать?

(Слайд) Устное народное творчество.

-Как вы понимаете слово устное?

— Что означают слова творчество и народное?

-Как они дошли до наших дней?

— На прошлом уроке мы знакомились с русскими народными песнями.

— Сегодня нас ждет знакомство с новыми видами устного народного творчества.

— А чтобы нам узнать с какими видами устного народного творчества мы сегодня познакомимся, нужно отгадать ребусы.

Молодцы, ребята, вы правильно отгадали ребусы.

А теперь кто сможет озвучить тему сегодняшнего урока?

Какова будет цель нашего урока?

— Мы начали изучать раздел «Устное народное творчество».

— Передаваемое из уст в уста, т.е. без записи текста. Один человек рассказывал другому: отец-сыну, бабушка-внучке и т.д. А так как текст не записывался, то каждый рассказчик мог вносить свои изменения в него, потому что рассказывал так, как запомнил, своими словами.

-Творчество от слова творить, т.е. создавать;

-Народное, значит, что создал народ, а не кто-то один.

-Их передавали из поколения в поколение.

— Тема нашего урока: «Потешки и прибаутки».

— Узнать, что такое потешки и прибаутки, научиться правильно их читать.

· Л: формирование ориентации на нравственное содержание и смысл поступков как собственных, так и окружающих людей,

формирование картины мира, как порождение трудовой предметно-преобразующей деятельности человека

Открытие новых знаний

Знакомство с потешками

-Какие ещё произведения можем отнести к устному народному творчеству?

-Как вы думаете, зачем их создавали?

— Да совершенно верно ребята. Издавна наш народ умел не только трудиться, но и веселиться.

Так родились веселые народные песенки — потешки и прибаутки.

Давайте поразмышляем от каких слов происходят названия «потешки» и «прибаутки».

Потешка, прежде всего, учит маленького ребенка понимать человеческую речь и учит выполнять различные жесты, движения.

Чтение потешек на слайде

Только не горелого.

2. Козонька рогатая,

Убежала за плетень,

Проплясала целый день.

Щечки моет, глазки трет

Подметает хомка хатку

И выходит на зарядку.

Раз два три четыре пять

Хомка сильным хочет стать

Знакомство с прибаутками

Прибаутка – маленькое напевное стихотворение, имеющее яркий положительный сюжет. Очень короткий стихотворный рассказ, понятный ребёнку. В прибаутке часто используется звуковые образы. Например, изображая звук колокольчика, мама говорит: «Тили- бом, тили-бом, загорелся кошкин дома…». Изображая медведя, произносит: «Топ-топ-топ, идет мишка во лесок, несет мишка туесок…»

— Загадки, поговорки, колыбельные песни, считалочки, потешки, прибаутки.

— Чтобы развлекать маленьких детей, использовать в народных играх.

— Названия эти происходят от слов «потешаться», «веселиться».

П: Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели поиск и выделение необходимой информации применение метода информационного поиска,

передача содержания прочитанного или прослушанного, произвольное и осознанное владение приёмами деления текста на части

Закрепление изученного материала

Чтение потешек (с. 20)

— Какие слова помогают тебе представить петушка? Какой он?

-Найдите и прочитайте слова, которые звучат напевно. Похоже ли второе произведение на сказку?

Вывод: потешки – стихи для детей, для того, чтобы их развеселить, распотешить.

Чтение прибауток (с. 21)

-Разыграйте с другом прибаутку.

Чтение прибауток на слайде.

Начерпал медведь воды

Надо, надо чистым быть,

Чистым по лесу ходить!

Встает она до солнышка,

Травку в полюшке жует,

Молочко домой несет!

Всем нальет в стаканчики:

Дети читают потешки и прибаутки.

В парах разыгрывают прибаутки.

Р: контроль и оценка процесса и результата деятельности

умение обнаруживать ошибки и отклонения и вносить соответствующие исправления

готовность к преодолению трудностей и поиск способов преодоление трудностей

Рефлексия. Оценка работы.

— С какими жанрами народного творчества мы познакомились на уроке?

Р: умение контролировать свою деятельность по результату, адекватно понимать оценку взрослого и сверстника

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Похожие материалы

Интерактивный тест по сказу Бажова «Серебряное копытце»

Интерактивный тест Аксаков «Аленький цветочек»

Урок литературного чтения по теме «Пришвин. Осеннее утро»

Конспект урока по литературному чтению на тему «В.Ю.Драгунский » Главные реки».

Урок литературного чтения на тему «С.А. Есенин «Черемуха душистая».

Тема: В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович»

Презентация по литературному чтению по теме » В.В.Бианки » Музыкант»(2 класс)

3 класс Литературное чтение «В. Бианки «Мышонок Пик»»

Не нашли то что искали?

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5413905 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Потешки и прибаутки что это 2 класс литературное чтение

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Потешки и прибаутки что это 2 класс литературное чтение

В российских школах могут появиться «службы примирения»

Время чтения: 1 минута

Потешки и прибаутки что это 2 класс литературное чтение

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Потешки и прибаутки что это 2 класс литературное чтение

При детском омбудсмене в России создадут платформу для взаимодействия с родителями

Время чтения: 2 минуты

Потешки и прибаутки что это 2 класс литературное чтение

Пик использования смартфонов приходится на 16 лет

Время чтения: 1 минута

Потешки и прибаутки что это 2 класс литературное чтение

Дума приняла закон о бесплатном проживании одаренных детей в интернатах при вузах

Время чтения: 1 минута

Потешки и прибаутки что это 2 класс литературное чтение

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Потешки и прибаутки: в чем разница и как их придумывать

Потешки и прибаутки что это 2 класс литературное чтениеПотешка, пестушка, прибаутка, небылица — все это малые жанры народного фольклора. Как отличить одно от другого?

Разбираемся сами и приводим тексты 40 народных прибауток. Школьникам — для уроков чтения, а малышам — просто так, для радости.

Отличие прибаутки от потешки и пестушки

Тексты всех этих трех жанров — короткие стишки. Пестушки (от слова пестовать, то есть нянчить, холить) сопровождают действия младенца: физические упражнения, гигиенические процедуры, поглаживания. Например:

Потягунюшки, порастунюшки,
В ножки ходюнюшки,
В роток говорок,
А в головку разумок.

Потешки — это игровые песенки для детей постарше, от 6 месяцев до 3 лет. Их главная особенность в том, что они сопровождаются игровыми действиями, движениями пальчиков, рук и ног. Потешки могут учить ребенка счету, поведению, соотношению размеров. Самые известные образцы жанра: «Сорока-ворона», «Идет коза рогатая», «Ладушки», «По кочкам, по кочкам». Эти и другие потешки собраны у нас на сайте:

И это далеко не все!

Прибаутки (от слова «баять», т.е. говорить, приговаривать) — это более сложные юмористические стишки и приговорки для детей. Главное их отличие от потешек в том, что они не связаны с игрой и определенными движениями. Прибаутка обычно имеет увлекательный сказочный сюжет. Часто это небылица, перевертыш, иногда — смешной диалог.

Русские народные прибаутки

Потешки и прибаутки что это 2 класс литературное чтение

Потешки и прибаутки что это 2 класс литературное чтение

Потешки и прибаутки что это 2 класс литературное чтение

Потешки и прибаутки что это 2 класс литературное чтение

Потешки и прибаутки что это 2 класс литературное чтение

Потешки и прибаутки что это 2 класс литературное чтение

Потешки и прибаутки что это 2 класс литературное чтение

Как придумать потешку или прибаутку

Второклассникам часто задают сочинить собственную потешку или прибаутку по картинке. Предлагаем несколько советов.

Если вы с ребенком сочиняли свои потешки и прибаутки, делитесь ими в комментариях!

Потешки и прибаутки что это 2 класс литературное чтение Потешки и прибаутки что это 2 класс литературное чтение Потешки и прибаутки что это 2 класс литературное чтение Потешки и прибаутки что это 2 класс литературное чтение Потешки и прибаутки что это 2 класс литературное чтение Потешки и прибаутки что это 2 класс литературное чтение

Потешки и прибаутки что это 2 класс литературное чтение

Потешки и прибаутки что это 2 класс литературное чтение

🎉 Потешка, пестушка, прибаутка — все это малые жанры народного фольклора. Как отличить одно от другого? Разбираемся сами и приводим тексты 40 народных прибауток. Школьникам — для уроков чтения, а малышам — просто так, для радости.

Потешки и прибаутки что это 2 класс литературное чтение

Потешки и прибаутки что это 2 класс литературное чтение

Потешки и прибаутки что это 2 класс литературное чтение

Потешки и прибаутки что это 2 класс литературное чтение

Потешки и прибаутки что это 2 класс литературное чтение

Потешки и прибаутки что это 2 класс литературное чтение

Потешки и прибаутки что это 2 класс литературное чтение

Потешки и прибаутки что это 2 класс литературное чтение

Потешки и прибаутки что это 2 класс литературное чтение

Возможно, вам будет интересная новая статья, размещенная на нашем сайте:

Потешки и прибаутки что это 2 класс литературное чтение

Потешки и прибаутки что это 2 класс литературное чтение

Нам такая тоже очень нравилась Потешки и прибаутки что это 2 класс литературное чтение,а еще любим эту:

(загибаем пальчики)
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик лёг в кровать,
Этот пальчик лишь вздремнул,
Этот пальчик уж заснул.
Этот крепко, крепко спит.
Тише! Тише, не шумите!
Солнце красное взойдёт,
Утро ясное придёт.
Будут птички щебетать,
Будут наши пальчики вставать!
(пальчики разгибаются)

Потешки и прибаутки что это 2 класс литературное чтение

Купим мы, бабушка, себе курочку. (2 раза) (1)
Курочка по зернышку: Кудах-тах-тах. (2)

Купим мы, бабушка, себе уточку. (2 раза)
Уточка: Та-та-та-та,
Курочка по зернышку: Кудах-тах-тах.

Купим мы, бабушка, себе индюшонка, (2 раза)
Индюшонок фолды-болды,
Уточка та-та-та-та,
Курочка по зернышку кудах-тах-тах.

Купим мы, бабушка, себе собачонку, (2 раза)
Собачонка гав-гав,
А кисонька мяу-мяу,
Индюшонок фолды-болды,
Уточка та-та-та-та,
Курочка по зернышку кудах-тах-тах.,

Купим мы, бабушка, себе поросенка, (2 раза)
Поросенок хрюки-хрюки,
Собачонка гав-гав,
А кисонька мяу-мяу,
Индюшонок фолды-болды,
Уточка та-та-та-та,
Курочка по зернышку кудах-тах-тах.,
Купим мы, бабушка, себе коровенку, (2 раза)
Коровенка муки-муки,
Поросенок хрюки-хрюки,
Собачонка гав-гав,
А кисонька мяу-мяу,
Индюшонок фолды-болды,
Уточка та-та-та-та,
Курочка по зернышку кудах-тах-тах.

Купим мы, бабушка, себе лошаденку, (2 раза)
Лошаденка нуки-нуки,
Коровенка муки-муки,
Поросенок хрюки-хрюки,
Собачонка гав-гав,
А кисонька мяу-мяу,
Индюшонок фолды-болды,
Уточка та-та-та-та,
Курочка по зернышку кудах-тах-тах.

Потешки и прибаутки что это 2 класс литературное чтение

Потешки и прибаутки что это 2 класс литературное чтение

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *