Потешка что это 3 класс литературное чтение

Потешки

Ваш малыш еще не умеет говорить, смотрит на вас и на окружающий мир удивленными глазками, словно хочет что-то понять, о чем-то спросить. А вам так хочется поскорее рассказать ему о жизни, полной чудес, о значении слов и предметов, о том, как сильно вы его любите и всегда-всегда будете рядом пока он не станет большим и сильным… Как же начать разговаривать со своим крохотным ребенком так, чтобы он понял вас и счастливо улыбнулся в ответ? Для этого издавна в народе придуманы ласковые стишки-приговорки, так называемые потешки, призванные помочь родителям общаться с малышом в доступной для него форме.

Потешки для новорожденных

Многие спросят: «Зачем читать потешки недавно появившемуся на свет крохе? Ведь он еще мал, чтобы что-нибудь понять. » Однако не зря потешки для новорожденных существуют на протяжении многих веков и пользуются неизменной популярностью по сей день. Ведь малыш положительно реагирует на ласковый спокойный голос мамы, он перестает плакать и внимательно прислушивается, когда ему рассказывают потешку. Со временем детки привыкают к тому, что все ежедневные процессы ухода за ними сопровождаются веселыми стишками, начинают радоваться и улыбаться как только услышат знакомые слова. Тем более, что как правило потешки для самых маленьких сопровождаются приятным ласковым поглаживанием ручек, животика, ножек и спинки ребенка, а также своеобразной речевой зарядкой. При этом маленький человек налаживает контакт с мамой, учится понимать человеческую речь, знакомится со своим телом и окружающей действительностью.

Потешка что это 3 класс литературное чтение

Ой, качи, качи, качи,
В головах-то калачи,
В ручках пряники,
В ножках яблочки,
По бокам конфеточки,
Золотые веточки.
(Поочередно касаемся головы, рук, ног.)

Потешка что это 3 класс литературное чтение

Широка река,
Высоки берега.
(На первой строчке руки в стороны, на второй строчке потянуться руками вверх.)

Потешка что это 3 класс литературное чтение

Потешка что это 3 класс литературное чтение

Вот проснулись, потянулись,
С боку на бок повернулись!
Потягушечки! Потягушечки!
Где игрушечки, погремушечки?
Ты, игрушка, погреми, нашу детку подними!

Потешка что это 3 класс литературное чтение

— Мы проснулись, мы проснулись.
(Ручки в стороны, затем скрестить на груди).
— Сладко, сладко потянулись.
(Тянем ручки вверх)
— Маме с папой улыбнулись.

Потешки для детей до года

Растущий малыш все больше интересуется всем, что его окружает. Все это время он открыт к общению. Веселые потешки для детей до года принесут море удовольствия обоим участникам «диалога» если будут простыми, короткими и рассказывающими об интересных и понятных малышу вещах. К середине первого года жизни детишки вполне осваиваются со своими частями тела. Они понимают, где у них носик, где глазки, где ручки, ножки, пальчики… Усвоить и закрепить эти знания в игровой форме им помогают потешки для малышей, такие как всем известные «Ладушки» и другие.

Потешка что это 3 класс литературное чтение

Тень-тень-потетень,
Выше города плетень.
Сели звери на плетень.
Похвалялися весь день.
Похвалялася лиса:
— Всему свету я краса!
Похвалялся зайка:
— Пойди, догоняй-ка!
Похвалялися ежи:
— У нас шубы хороши!
Похвалялся медведь:
— Могу песни я петь!

Потешка что это 3 класс литературное чтение

Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка,
Что ты рано встаешь,
Голосисто поешь,
Деткам спать не даешь?

Потешка что это 3 класс литературное чтение

Как у нашего кота
Шубка очень хороша,
Как у котика усы
Удивительной красы,
Глаза смелые,
Зубки белые.

Потешка что это 3 класс литературное чтение

Совушка-сова
Совушка-сова,
Большая голова,
На пеньке сидит,
Головой вертит,
Во все стороны глядит,
Да ка-а-ак
Полетит!
(Руки ребенка поднимаем вверх.)

Потешка что это 3 класс литературное чтение

Вот лежат в кроватке
Розовые пятки.
Чьи это пятки –
Мягки да сладки?
Прибегут гусятки,
Ущипнут за пятки.
Прячь скорей, не зевай,
Одеяльцем накрывай!

Потешка что это 3 класс литературное чтение

Где же наши ушки?
Слушают пестушки!
А где глазки?
Смотрят сказки!
А где зубки?
Прячут губки!
Ну а ротик на замочек!

Потешка что это 3 класс литературное чтение

— Ладушки, ладушки,
Где были?
— У бабушки.
— Что ели?
— Кашку.
— Что пили?
— Бражку.
Кашка масленька,
Бражка сладенька,
Бабушка добренька,
Попили, поели,
Домой, полетели!(машем ручками, а затем кладём их на головку)
На головку сели!
Ладушки запели.

Потешки на все случаи жизни

Из глубины веков дошли до нас потешки для детей, которые придумали заботливые мамочки и нянюшки для использования в самых различных ситуациях. Их хорошо регулярно проговаривать, когда ребенок просыпается, умывается, кушает.

Потешка что это 3 класс литературное чтение

Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.

Ай, лады, лады,
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся.

Потешка что это 3 класс литературное чтение

Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнись.
(Зарядку делать вместе с ребенком. Исходное положение
– ноги на ширине плеч. Декламировать стихотворение, выполняя движения.)

Потешка что это 3 класс литературное чтение

Буратино потянулся,
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Три – нагнулся.
Руки в сторону развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
(Вместе с ребенком декламировать стихотворение,
выполняя все движения по тексту.)

Потешка что это 3 класс литературное чтение

Этот пальчик — в лес пошёл,
Этот пальчик — гриб нашёл,
Этот пальчик — занял место,
Этот пальчик — ляжет тесно,
Этот пальчик — много ел,
Оттого и растолстел.

Потешка что это 3 класс литературное чтение

Паучок, паучок,
Аню хвать за бочок.
Лягушка, лягушка,
Аню хвать за ушко.
Олени, олени,
Аню хвать за колени.
Песик, песик,
Аню хвать за носик.
Бегемот, бегемот,
Аню хвать за живот.
Оса, оса,
Аню хвать за волоса.
Кузнечики, кузнечики,
Аню хвать за плечики.

(подставляйте имя своего ребенка)

Потешка что это 3 класс литературное чтение

Кто тут будет куп-куп,
По водичке – хлюп-хлюп?
В ванну быстро – прыг, прыг,
В ванне ножкой – дрыг, дрыг!
Будет мыло пениться,
И грязь куда-то денется.

Потешка что это 3 класс литературное чтение

Ах, кокля-мокля,
Глазоньки промокли.
Кто будет детку обижать,
Того коза будет бодать.

Не плачь, не плачь,
Куплю калач.
Не хныч, не ной,
Куплю другой.
Слезы утри,
Дам тебе три.

Потешка что это 3 класс литературное чтение

У киски болит,
У собачки болит,
А у моего малыша
Заживи-заживи-заживи.

Потешка что это 3 класс литературное чтение

Рельсы, рельсы(проводим одну, потом другую линии вдоль позвоночника)
Шпалы, шпалы(проводим поперечные линии)
Ехал поезд запоздалый(«едем» ладонью по спине)
Из последнего окошка
Вдруг посыпались горошки(стучим по спине пальцами обеих рук)
Пришли куры, поклевали(стучим указательными пальцами)
Пришли гуси, пощипали(щипаем спинку)
Пришла лисичка,(гладим спинку)
Хвостиком помахала
Прошёл слон,(«идём» по спине тыльной стороной кулаков)
Прошла слониха,(«идём» кулаками, но с меньшим усилием)
Прошёл маленький слонёнок.(«идём» тремя пальцами, сложенными в щепоть)
Пришёл директор магазина,(«идём» по спине двумя пальцами)
Всё разгладил, всё расчистил.(поглаживаем спину ладонями вверх-вниз)
Поставил стол,(изображаем — стол кулаком)
Стул,(стул — щепотью)
Печатную машинку.(печатную машинку — пальцем)
Стал печатать:(«печатаем» по спине пальцами)
Жене и дочке,
Дзинь-точка.(на этих словах каждый раз щекочем бочок)
Шлю вам чулочки,
Дзинь-точка.
Прочитал, (водим пальцем, как будто читаем)
Помял, разгладил, (щипаем, а затем поглаживаем спинку)
Прочитал,
Помял, разгладил,
Сложил,
Отправил.(«кладем письмо» за шиворот)

Потешка что это 3 класс литературное чтение

Розовый животик
Мурлычет, словно котик,
Заурчал щеночком
Забулькал ручеечком.
Ах животик ты, живот,
Кто же там внутри живёт?
Кто мешает баиньки
Маленькому заиньке?
Мы погладим пузики,
Толстые арбузики.
Спит щеночек, спит котёнок.
Улыбается ребёнок.

Потешка что это 3 класс литературное чтение

Потешка что это 3 класс литературное чтение

Утка утенка,
Кошка котенка,
Мышка мышонка
Зовет на обед.
Утки поели,
Кошки поели,
Мышки поели.
А ты еще нет?
Где твоя ложечка?
Скушай, хоть немножечко!

Сорока-ворона
Кашку варила,
На порог скакала,
Гостей созывала.
Гости не бывали,
Каши не едали,
Всю свою кашу
Сорока-ворона
Деткам отдала.(загибаем пальчики)
Этому дала
Этому дала
Этому дала
Этому дала
А этому не дала:
— Зачем дров не пилил
— Зачем воду не носил!

Пышка, лепёшка
В духовке сидела,
На нас глядела,
В рот захотела.

Когда и как использовать потешки?

Также потешки используются:

Для лучшего восприятия читать потешки нужно ласково, выразительно, сопровождая слова соответствующей мимикой и движениями. Важно использовать их тогда, когда малыш не устал и готов к активному восприятию.

Кроме названных выше положительных моментов использования потешек в воспитании маленьких деток, они способствуют формированию чувства юмора, ритма, творческих способностей. На этой страничке мы представляем вам любовно собранную нами коллекцию детских потешек. Будем рады, если они помогут вам с вашим малышом лучше понять друг друга. Общайтесь с удовольствием!

Источник

Русские народные потешки для детей

Потешка что это 3 класс литературное чтение

Водичка-водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок

Ветер, ветерок,
Натяни парусок!
Кораблик гони
До Волги-реки!

Наши уточки с утра:
— Кря-кря-кря!
— Кря-кря-кря!
Наши гуси у пруда:
— Га-га-га!
— Га-га-га
А индюк среди двора:
— Бал-бал-бал!
— Бал-бал-бал!
Наши гуленьки вверху:
— Грру-грру-у-грру-у!
Наши курочки в окно:
— Ко-ко-ко!
— Ко-ко-ко!
А как Петя-петушок
Рано-рано по утру
Нам споет «Ку-ка-ре-ку!»

Зайка серенький сидит
И ушами шевелит.
Вот так, вот так
Он ушами шевелит!

Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Вот так, вот так
Надо лапочки погреть!

Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Вот так, вот так
Надо зайке поскакать!

Зайку волк испугал!
Зайка тут же убежал!
***

Куда бежите, ножки?
— Куда бежите, ножки?
— По летней дорожке,
С бугра на бугор
За ягодой в бор.
В зеленом бору
Тебе наберу
Черной черники,
Алой земляники.

Радуга-дуга

Ах ты, радуга-дуга,
И туга, и высока!
Не давай нам дождичка,
Подавай нам ведрышко.
Чтоб ребятам погулять,
Чтоб телятам поскакать,
Нужно солнышко,
Колоколнышко!

Ваня, Ваня, где ты был?
— Ваня, Ваня, где ты был?
Куда Ванечка ходил?
— Я ходил в лесочек.
— Что видал?
— Пенечек.
Под пенечком грибок!
Хвать, да в кузовок!

Куша, куша, кушечка
Куша, куша, кушечка…
Где моя кукушечка?
У кукушки горюшко –
Потеряла перышко:
Серое,
И белое,
И в крапинку.

Куша, куша, кушечка,
Не горюй, кукушечка,
Позабудь про горюшко,
Мы отыщем перышко:
Серое,
И белое,
И в крапинку…

Кошку грамоте учили
Раз, два, три, четыре,
Кошку грамоте учили:
Не читать, не писать,
А за мышками скакать.

Совушка-сова
Совушка-сова,
Большая голова,
На пеньке сидит,
Головой вертит,
Во все стороны глядит,
Да ка-а-ак
Полетит!

Как растаял месяц
Как растаял месяц, золотые рожки,
Как у нашей Тани солнышко в окошке,
Яркие у солнышка лучики горят,
Русые у Танюшки косыньки висят

Чешу, чешу, волосыньки,
Расчесываю косыньки.

Расти, коса
Расти, коса, до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти, косынька, до пят –
Все волосыньки в ряд.
Расти, коса, не путайся,
Маму, дочка, слушайся.

Ты умница, розумница

Ты умница, розумница,
Про то знает все улица,
Петух да кошка,
Да я немножко.

Не плачь

Не плачь, не плачь,
Куплю калач.
Не хныч, не ной,
Куплю другой.
Слезы утри,
Дам тебе три.

Разденьте меня
Разденьте меня,
Разуйте меня,
Уложите меня,
Укройте меня,
А засну
Я сам!

Заиньки перебегают
То лужок, то лесок.
Землянику собирают,
Скок да скок! Скок да скок!
Здесь полянка мягче шелка,
Оглянись, оглянись!
Берегись лихого волка,
Берегись, берегись!
Заиньки уснули сладко,
Лес шумит! Лес поет!
— Убегайте без оглядки:
Волк идет, волк идет!

(Для игр, массажа и гимнастики)
Ой, качи, качи, качи,
В головах-то калачи,
В ручкая пряники,
В ножках яблочки,
По бокам конфеточки,
Золотые веточки.
(Поочередно касаемся головы, рук, ног)

Тушки-тушки,
Сели на подушке,
Пришли подружки,
Столкнули с подушки.
Подниму дочушку (сыночка)
На крутую горку.
Бух! Покатились!
С горки свалились!

Большие ноги
шли по дороге:
То-оп, то-оп, то-оп.
Маленькие ножки
бежали по дорожке:
топ-топ-топ-топ,
топ-топ-топ,
топ-топ-топ.

***
Уточки, уточки,
Плавали, плавали,
Полетели, полетели,
На Оленьку сели!

Байки-побайки,
Прискакали зайки.
Стали прыгать и скакать,
И сыночка забавлять.

На заре в лесу спросонок
Умывается ежонок.
Мать-ежиха таз берет,
Мордочку ежонку трет.

Петушок-петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка,
Что ты рано встаешь,
Голосисто поешь,
Деткам спать не даешь?
Петушок-петушок,
Золотой гребешок,
Ты подай голосок
Через темный лесок,
Через лес за реку
Покричи: ку-ка-ре-ку!

Выйди-выйди, солнце,
Над моим оконцем,
Выйди-выйди, солнышко,
Мы посеем зернышко.

Источник

Русские народные потешки и прибаутки 3 класс

Тема : Русские народные потешки и прибаутки.

Цель урока : знакомство с малыми фольклорными жанрами (колыбельными песнями,потешками,прибаутками,побасенками,загадками), пробудить интерес к произведениям устного народного творчества.

Термины и понятия: потешки, прибаутки.

получение представления о разнообразии малых жанров детского фольклора; об устном народном творчестве.

Личностные : формирование позитивного отношения к чтению, бережное отношение к устному творчеству русского народа, развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

Регулятивные : формулировать и удерживать учебную задачу, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей,освоение способов работы с книгой.

Познавательные : умение различать колыбельные песни, потешки, прибаутки.

Коммуникативные : умение взаимодействовать в парах и группах, читать по ролям,распределять роли в инсценировках.

Оборудование:учебник «Литературное чтение. 2 класс» (автор Л.Ф.Климанова,В.Г.Горецкий);

1.Создание учебной ситуации.

Прочитайте слова (на экране): фольклор, фольклорист.

А что такое “фольклор”? Может быть, кто-то знает или догадался, глядя на название раздела учебника?

Это устное народное творчество.

-Термин «фольклор», который впервые в 1846 году ввел в науку английский ученый У.Дж.Томс, в переводе означает «народная мудрость». Понимают этот термин по-разному: иногда под ним подразумевают любое народное искусство (танцы, музыку, резьбу по дереву и т.д.) Российские ученые традиционно называют фольклором только словесное искусство.

Раздел учебника называется «Устное народное творчество».

Творчество – от слова «творить, создавать».

Устное –означает передачу из уст в уста, т.е без записи текста.

— А почему народное? Может быть, был автор?

Дети рассуждают, дают ответы.

Верно. Произведения устного народного творчества создавались всем народом. Но народные песни и сказки, разные прибаутки и загадки, поговорки и пословицы не могли складываться сами собой, без авторов. Каждое произведение в основе своей создавалось каким-нибудь одним певцом или рассказчиком, имя которого обычно никем не запоминалось. Но если это произведение бывало удачным, правильно передавало народные мысли и чувства, то оно сразу подхватывалось, запоминалось, передавалось из уст в уста. Безымянное творчество, живущее в народе.

— Но откуда же появились книги, в которых мы находим произведения устного народного творчества?

Дети высказывают свои предположения.

Народное творчество всегда привлекало внимание людей. Работают неутомимые собиратели фольклора и в наши дни. Люди, которые собирают фольклор и изучают его, называются фольклористами. Интерес к фольклору – одно из проявлений интереса к своей истории, к жизни народа в разные времена, к его думам, надеждам, мечтам, к его языку и поэзии. Народ всегда выражал себя в труде и в творчестве. Из поколения в поколение передаётся народная мудрость, народное поэтическое слово, и эта преемственность может прерваться, если только мы с вами разучимся петь, мечтать о будущем, ценить прошлое.

А что же можно отнести к произведениям устного народного творчества?

2. Постановка учебной задачи.

Учитель: Как вы думаете, какова же цель нашего урока?

Дети высказывают предположения.

— верно, сегодня мы познакомимся с некоторыми жанрами устного народного творчества : детскими колыбельными песенками, потешками, прибаутками

. Они украшают нашу речь, делают ее выразительной и поэтичной. Слушайте! Исполняйте сами! Удивляйтесь! Запоминайте!

3.Решение учебной задачи.

Оказывается, народное творчество входит в нашу жизнь очень рано, намного раньше, чем мы овладеваем родной речью. Сначала это колыбельные песенки.

Послушайте колыбельные песенки в исполнении детей(заранее подготовленное задание):

Ходит кошка по краю.

А кот лапти износил

2) Ходит Сон у окон,

Ходит к Дрёме на поклон.

Приходи к нам, Дрёма, в дом,

Принеси нам Угомон.

Для чего создавались колыбельные песенки?

Для того, чтобы навеять ребёнку крепкий спокойный сон.

Поэтому колыбельные песенки поются монотонно, спокойно, плавно.

Вместе с колыбельными песенками в жизнь ребёнка входят потешки – песенки и стишки к первым играм ребёнка с пальцами, ручками и ножками. Слово в потешке неразрывно связано с жестом.

Послушайте потешки в исполнении детей(заранее подготовленное задание).

Когда учат ребёнка ходить, его поддерживают за ручки и говорят:

А лады, лады, лады, не посажены сады.

А мой Васенька пойдёт, он посадит и польёт. Топ, топ, топ.

Берут у ребёнка ручку и водят по ладошке указательным пальцем и приговаривают:

Сорока, сорока, сорока белобока,

Кашку варила, на порог скакала, гостей созывала.

Гости не бывали, кашки не едали.

Всё своим деткам отдали.

А может быть, кто-то знает потешки?

Где были? У бабушки…

За малыми ребятами…

-Мы писали, мы писали,

Наши пальчики устали…

— Кто запомнил потешки и сможет прочитать наизусть с движениями?

Как вы поняли,какое назначение у потешки?

Потешка развлекает и развивает малыша. Потешка помогает учить жестам, действиям.

-Чтобы позабавить ребенка,придумывали и прибаутки.

Прибаутка- забавная,остроумная,обычно рифмованная поговорка.

Дети читают прибаутки ( заранее подготовленное задание)

*Журавли доску точили,

Кулики баню топили,Они парились,

С полки сваливались.

*Шла купаться черепаха

И кусала всех от страха.

Проснулся в кроватке.

Дом тебя встречает,

А мама просто любит!

-Найдите прибаутки в учебнике,давайте почитаем их вслух.

4.Работа по теме урока.

с.21 – прочитайте песенки прибаутки.

5.Продолжение работы по теме.

Чтение потешек по карточкам.

Ваня Ваня простота
Купил лошадь без хвоста.
Сел задом наперед
И поехал в огород

Шла лисичка по мосту

Шла лисичка по мосту,
Несла вязанку хворосту.
Вытопила баньку,
Выкупала Ваньку,
Посадила в уголок,
Дала сладкий пирожок.

Ходит конь по бережку

Ходит конь по бережку,
Вороной по зеленому.
Он головушкой помахивает,
Черной гривушкой потряхивает,
Золотой уздой побрякивает.
Все колечушки-то – бряк, бряк, бряк!
Золотые они – звяк, звяк, звяк!

По синю морю корабль бежит

По синю морю корабль бежит,
Серый волк на носу стоит,
А медведь паруса крепит.
Заюшка кораблик за веревку ведет,
Лисичка из-за кустика хитро глядит:
Как бы зайку украсть,
Как бы веревку сорвать.

— Федул, что губы надул?

— Один ворот остался.

— Да он меня не пускает!

— Собака, что хвост поджала?

Сорока-ворона кашку варила, на порог скакала, гостей призывала: этому дала (по пальцам), этому дала, а этому не досталось (шиш на головку).

А дуду, дуду, дуду!
Потерял мужик дуду
На поповом на току.
Шарил, шарил — не нашёл,
Ко боярыне пошёл:
—Сударыня-боярыня!
Прикажь вора поймать,
Руки, ноги обломать,
На низеньких ножках,
В синеньких сапожках.

— Филя, есть хочешь?
— Да нет, батюшка, я перекусил.
— А чем перекусил?
— Да съел кусок пирога, горшок сметаны и решето калачей.

— выберите и продолжите любое предложение:

На сегодняшнем уроке я узнал…

На уроке сегодня я бы похвалил себя за …

После урока мне хотелось…

С какими жанрами народного творчества вы познакомились?

Источник

Урок чтения в 3 классе. Тема: Потешка.

Открытый урок в 3 «б» классе

Дата проведения: 30.10.14г.

Предмет: чтение и развитие речи

Тема: Выразительное чтение. «Потешка» (русская народная)

Методы и формы обучения: формы – фронтальная, индивидуальная; методы – словесный, наглядный, практический;

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цели деятельности учителя: Создать условия ознакомления учащихся с многообразием устного творчества русского народа, с потешками и прибаутками; способствовать развитию фантазии, воображения на основе иллюстрирования текстов.

1. Образовательная: актуализировать знания детей о потешках, расширить представления о потешках, как об устном народном творчестве; формировать умения выразительно читать текст на основе русской народной потешки;

2. Коррекционно-развивающая: развивать память и внимание, обогащать словарный запас;

3. Воспитательная: воспитывать простейшие нормы речевого этикета; соблюдать очерёдность своих выступлений, не перебивая своих товарищей; прививать любовь к чтению;

4. Формирование жизненной компетенции: контролировать и оценивать учебные действия, принимать и сохранять учебную задачу;

Оборудование: мультимедиапроектор, компьютер, графические модели настроения; разноцветные фишки для оценивания результатов деятельности; карточки с текстами – потешек и прибауток для жужжащего чтения.

I этап. Организационный момент.

Приветствие учащихся. Проверка готовности класса и учебного оборудования; эмоциональный настрой на учебную деятельность.

Тут затеи и рассказы,

Игры, шутки – всё для вас!

За работу, в добрый час!

II этап. Проверка домашнего задания.

— Рябята, скажите какое домашнее задание вам было задано? (выбрать понравившееся произведение в разделе «Листьям время опадать» и нарисовать к нему рисунок.

(Организуется выставка рисунков детей, каждый ученик представляет свой рисунок и рассказывает о произведении)

III этап. Подготовка к активному и сознательному усвоению нового материала.

Массаж мышц лица. («рельсы, рельсы, шпалы, шпалы…»)

— для чего мы разминаем мышцы лица? Для чего нам нужна артикуляционная гимнастика?

Мы будем разговаривать

Мы будем выговаривать

Тебе и мне понятно.

Жужжащее чтение. (дети читают вполголоса по своим карточкам небольшие тексты)

Работа над выразительностью речи.

На доске: сорока-белобока, кашку варила,

На порог скакала, гостей созывала.

А) первичное чтение учителем

Б) чтение по слогам вместе с детьми и учителем

В) чтение целыми словами

Г) самостоятельное чтение вполголоса

Д) чтение с логическим ударением на слова (белобока, варила, порог, созывала)

Е) чтение с разным настроением по графическим моделям: радость, удивление, злость, грусть)

IV этап. Постановка учебной задачи.

— Ребята, вам понравилось, как мы сейчас учились читать с различным настроением? А как вы думаете, почему нам надо учиться читать с различным настроением? Читая этот небольшой текст, что он вам напомнил? (пальчиковую гимнастику про сороку-белобоку) Давайте вспомним упражнения с пальчиками. (дети вместе с учителем проговаривают и выполняют соответствующие движения пальчиками)

V этап. Усвоение новых знаний.

На доске слово открывается – потешка – «потешаться», то есть веселиться.

Потешка – от слова «потешаться», т.е.веселиться. Потешка обращается к маленькому ребёнку, поэтому в ней особые слова – с уменьшительно-ласкательным значением. Потешки называют ещё детскими байками, прибаутками. Байка от слова баюкать, убаюкивать.

На доске: по-ска-ки-ва-ют______поскакивают

Учитель читает вместе с детьми и объясняет значение слов.

Работа над текстом.

Первичное чтение учителем.

— о ком вы слушали? (о пастушке)

Работа над иллюстрацией текста.

— Откройте учебник на странице 36. Рассмотрите иллюстрацию. Кого вы видите?

— кто такой пастушок? Как вы думаете пастушок это взрослый человек или маленький? Как вы догадались? Кого пастушок пасёт? (овечек, барашек, козочек, коровок) Во что играет пастушок, когда зовёт своё стадо? (в рожок) Как вы думаете, этот текст написан для взрослых людей или для маленьких деток? Почему? (слова в уменьшительно-ласкательной форме даны) К какому жанру устного народного творчества относится текст? К потешкам.

Вторичное чтение детьми.

Самостоятельное чтение вполголоса.

Работа над выразительностью чтения.

— Давайте представим, что мы эту потешку будем читать маленькому ребёнку (в класс заносится люлька с куклой) С каким настроением мы будем читать потешку? (с радостью) Громким голосом или спокойным? Ласково или грубо? Быстро или неспеша?

Один ученик качает люльку, а другой рядом читает потешку по учебнику.

— Какое назначение у потешки? (позабавить ребёнка)

— я считаю, что наш малыш не будет плакать и громко звать маму, вы настоящие няньки маленького ребёночка. Теперь вы знаете, как можно развлечь малыша – потешками.

VI этап проверки понимания обучающимися нового материала.

Показ презентаций потешек. Какие они потешки?

— что значит потешка? (потешаться, веселиться) Кому читают потешки и прибаутки? В потешках какие используют слова для маленьких детей?

VII этап. Инструктаж домашнего задания.

По учебнику на странице 36-37 выразительно учиться читать потешку и ответить на вопросы по содержанию текста.

Творческое задание. На жужжащем чтении по карточкам вы читали не что иное, как потешки. Вам осталось их ещё раз перечитать и нарисовать рисунок к тексту. На следующем уроке чтения организуем выставку ваших рисунков к потешкам.

VIII этап. Подведение итогов урока.

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

— какую учебную задачу решали на уроке чтения? (учились выразительно читать тексты)

— что вам понравилось на уроке?

— выберите каждый себе фишку-оценку (5 – отлично работал. 4 – хорошо работал, но были некоторые затруднения, с которыми я справился сам. 3 – работал средне, мне было трудно, но я справился с помощью учителя. 2 – я не справился и ничего не понял.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *