Потебня что сделал для русского языка

Потебня что сделал для русского языка

Потебня что сделал для русского языка

Потебня Александр Афанасьевич (1835/1891) — украинский и русский филолог-славист. Занимался разработкой теории словесности (темы: учение о «внутренней форме» слова, поэтика жанра, природа поэзии, язык и мышление), а также фольклором, этнографией, вопросами общего языкознания, фонетики, грамматики и семасиологии славянских языков. Член-корреспондент Петербургской АН (1875).

Гурьева Т.Н. Новый литературный словарь / Т.Н. Гурьева. – Ростов н/Д, Феникс, 2009, с. 227.

Потебня Александр Афанасьевич [10(22) сентября 1835, с. Гавриловка Роменского у. Полтавской губ. – 29 ноября (11 декабря) 1891, Харьков] – русский филолог, культуролог, философ. Окончил историко-филологический факультет Харьковского университета (1856). Защитил магистерскую («О некоторых символах в славянской народной поэзии», 1860) и докторскую («Из записок по русской грамматике», 1874) диссертации. Стажировался в Германии, посетил ряд славянских стран для сбора материалов по истории языка и фольклора. С 1875 – профессор Харьковского университета. Член-корреспондент Петербургской академии наук (1877). В изучении истории языка и мышления опирался на идеи В.Гумбольдта. Считал народ, живущий в стихии родного языка, его творцом и одновременно субъектом обратного воздействия. Язык формирует этнос, он является важнейшим средством духовного развития нации. Много внимания уделял практическому сбору фольклорных и историко-культурных материалов украинского и русского этносов, доказывая их глубинное родство, общность мифопоэтического сознания. Изучая миф как особый феномен в развитии мышления, интерпретировал его как «акт сознательной мысли, акт познания», выступающий первой ступенью в «объяснении неизвестного». В своем учении о языке выделял внешнюю звуковую оболочку слова, абстрактное его значение и внутреннюю форму. Последняя связана с этимологическим содержанием, несет в себе выработанный памятью народа образ, узнаваемый в речи. На основе ее полисемантичности и игры смыслов складывается художественная поэтика вербального творчества. Потебня оказал значительное влияние на развитие отечественной исторической лингвистики, этнопсихологии, семиотики, поэтики символистов.

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. III, Н – С, с. 302.

Потебня был создателем или стоял у истоков рождения исторической грамматики, исторической диалектологии, семиотики, социолингвистики, этнопсихологии. Философско-лингвистический подход позволил ему увидеть в мифе, фольклоре, литературе различные знаково-символические системы, производные по отношению к языку. Так, миф, с точки зрения Потебни, не существует вне слова. Решающее значение для возникновения мифов имела внутренняя форма слова, выступающая посредником между тем, что объясняется в мифе, и тем, что он объясняет. Миф есть акт «объяснения неизвестного (х) посредством совокупности прежде данных признаков, объединенных и доведенных до сознания словом или образом (а)».

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 493-494.

Сочинения: Из записок по теории словесности (Поэзия и проза. Тропы и фигуры. Мышление поэтическое и мифическое). Харьков, 1905; О некоторых символах в славянской народной поэзии. 2-е изд. Харьков, 1914; Из лекций по теории словесности. 3-е изд. Харьков, 1930; Из записок по русской грамматике. 3-е изд. М., 1958. Т. 1-2; Из записок по русской грамматике. 2-е изд. М., 1968. Т. 3; Эстетика и поэтика. М., 1976; Слово и миф. М., 1989.

Литература: Белый А. Мысль и язык (философия языка А. А. Потебни) // Логос. 1910. Кн. 2; Он же. Магия слов // Белый А. Символизм как миропонимание. М., 1994. С. 131-142; Булаховский Л. А. А. А. Потебня. Киев, 1952; Пресняков О. П. Поэтика познания и творчества: Теория словесности А. Потебни. М., 1980.

Потебня́ Александр Афанасьевич (10[22].10.1835—29.11[11.12].1891), языковед, создатель философско-лингвистической концепции — «потебнианства». В 1856 окончил Харьковский университет и с 1860 преподавал в нем. С 1875 — профессор Харьковского университета; член-корреспондент Петербургской Академии наук (с 1877). Центральный труд Потебни «Из записок по русской грамматике» сыграл выдающуюся роль в обосновании исторического языкознания, в развитии грамматической теории русского языка. Потебня одним из первых в России поставил на почву точного фактологического исследования разработку вопросов истории мышления в его связи с языком, пытался установить общие семантические принципы осознания человеком основных категориальных отношений действительности. Рассматривая речевые единицы как акт мысли, в котором языковая форма выступает «ссылкой на значение», Потебня обосновывает учение о «внутренней форме» слова. Согласно этому учению, наряду со знаковой оболочкой и абстрактным значением, слово имеет «внутреннюю форму», т. е. представление, образ этого значения, подобно тому как термин «окно», помимо четырехбуквенного сочетания знаков и понятия о застекленном проеме стены, содержит образ этого значения — представление об «оке» (глазе). Внутреннее противоречие между такими чувственными образами и абстрактными значениями определяет, по мнению Потебни, генезис рече-мыслительной деятельности. Разрабатывая учение о роли языка в психической деятельности, Потебня указывает, что представление значения речевого сигнала, т. н. «апперцепция в слове», выступает как предпосылка самосознания. В работе «Из записок по русской грамматике» Потебня анализирует чувственный образ в слове как «внутренний знак» его семантики и рассматривает в функции «внутренней формы» ближайшее значение слова, которое носит общенародный характер и является условием понимания речи. Анализируя образ и значение как основные компоненты искусства, Потебня подчеркивает полисемантичность его языка, вводит т. н. «формулу поэтичности»: А (образ)

Далее читайте:

Сочинения:

Из записок по теории словесности. Харьков, 1905;

Из записок по русской грамматике, т. 1–2. М., 1958; т. 3, М., 1968;

Эстетика и поэтика. М., 1976;

Слово и миф. М., 1989;

Теоретическая поэтика. М., 1990.

Объяснения малорусских и сродных народных песен. Т. 1—2. Варшава, 1883—87; Из записок по русской грамматике. [Т.] 1—2. Изд. 2-е. Харьков, 1888; Нов. изд. М., 1958; Т. 3. Харьков, 1899; Т. 4. М.—Л., 1941; Основы поэтики (По лекциям, читанным А. А. Потебней в к. 80-х. ) / Сост. В. Харциев // Вопросы теории и психологии творчества. Т. 2. Вып. 2. СПб., 1910; Психология поэтического мышления. (Из лекций А. А. Потебни. Ст. сост. по студенческим записям лекций. Б. Лезиным) // Там же; Черновые заметки. о Л. Н. Толстом и Достоевском // Там же. Т. 5. Харьков, 1914; О некоторых символах в славянской народной поэзии. Изд. 2-е. Харьков, 1914; Мысль и язык. Изд 5-е. Полн. собр. соч. Т. 1. [О.], 1926; Из лекций по теории словесности. Изд. 3-е. Харьков, 1930.

Литература:

Белый А. Мысль и язык (философия языка А.А.Потебни). – «Логос», 1910, кн. 2;

Райнов Т.А. А.А.Потебня. Пг., 1924;

Булаховский Л.А. А.А.Потебня. К., 1952;

Пресняков О.П. Поэтика познания и творчества. Теория словесности А.Потебни. М., 1980.

Источник

Лингвист А. Потебня: биография и научные работы

Александр Афанасьевич Потебня — замечательный лингвист, ученый-словесник

Потебня что сделал для русского языкаА. А. Потебня: труды и биография

В 1862 году вышла в свет книга А. Потебни «Мысль и язык», которая принесла ее автору, тогда еще молодому человеку, всеобщую известность и признание. В этой книге впервые был дан глубокий анализ проблемы связи языка и мышления. А. Потебня убедительно показал, что не только мышление, но и вся психика в целом так или иначе связана с языком, что чувства и волевые побуждения человека также выявляются при помощи языка. Это было большое научное откровение — новое слово в развитии языкознания.

Александр Афанасьевич Потебня родился 180 лет тому назад, в сентябре 1835 года, в Полтавской губернии, в семье мелкопоместного украинского дворянина. Окончив гимназию, а потом и университет, А. Потебня некоторое время был учителем гимназии, а затем на протяжении трех десятилетий до самой смерти (1891 год) читал лекции студентам Харьковского университета.

А. Потебня был передовым человеком. В его статьях и лекциях нашли отражение идеи великих русских революционных демократов. Как филолог, профессор А. Потебня был ученым разносторонних интересов. Его научное наследство отличается многообразием исследованных проблем: от образования деепричастий до художественного анализа «Слова о полку Игореве». Он глубоко изучил культуру древних славян, славянские языки, язык и культуру своего родного украинского народа.

Но сегодня, в нашей будничной работе, мы особенно ценим труды А. Потебни в области грамматики. С первых классов школы знакомимся мы с грамматикой как системой, которая отличается стройностью и законченностью своих форм. Эта стройность — результат нелегкого труда многих поколений ученых-словесников, таких, как Александр Афанасьевич Потебня.

Научные работы А. Потебня:

Потебня что сделал для русского языка

А. А. Потебня: «Мысль и язык» скачать

А. А. Потебня: «Теоретическая поэтика» скачать

А. А. Потебня: «Эстетика и поэтика» скачать

А. А. Потебня: «Слово и миф» читать онлайн

Из записок о русской грамматике.
Из записок по теории словесности.
О некоторых символах в славянской народной поэзии.
Из лекций по теории словесности.
О происхождении названий некоторых славянских языческих божеств.
Потебня А.А. Психология поэтического и прозаического мышления // Потебня А.А. Слово и миф.
Потебня А.А. Из лекций по теории словесности: Басня. Пословица. Поговорка // Потебня А.А. Теоретическая поэтика.
Потебня А.А. Из записок по теории словесности. Фрагменты // Потебня А.А. Слово и миф: Теоретическая поэтика.
Потебня А.А. О мифическом значении некоторых поверий и обрядов // Чтения в императорском обществе истории и древностей российских при Московском университете.
Потебня А.А. Малорусская народная песня, по списку XVI века: Текст и примечания.
Потебня А.А.Отзыв о сочинении А. Соболевского // Известия Отделения русского языка и словесности Императорской Академии наук.

Метки: лингвист Потебня, труды Потебня, работы Потебни, биография, книга Мысль и язык.

Вам понравилось? Нажмите кнопочку:

Источник

Потебня что сделал для русского языка

7.3. А. Потебня и Харьковская лингвистическая школа

Александр Афанасьевич Потебня (1835—1891) был крупным и оригинальным учёным синтетического склада, совместившим в себе философа, языковеда, историка литературы, исследователя фольклора и мифологии, принадлежащим в равной степени украинской и русской науке.

Его характеризовал широкий круг лингвистических интересов. А.А. Потебня знал, кроме родных украинского и русского, ряд древних и новых языков (старославянский, латинский, санскрит, немецкий, польский, литовский, латышский, чешский, словенский, сербскохорватский).

Лингвистические взгляды А.А. Потебни складывались под сильным влиянием В. фон Гумбольдта и Х. Штайнталя. Он сближает и вместе с этим разграничивает задачи языкознания и психологии. Для него сравнительный и исторический подходы неразрывно связаны.

Сравнительно-историческое языкознание представляет с его точки зрения собой форму протеста против логической грамматики. Язык понимается как деятельность, в процессе которой беспрерывно происходит обновление языка, изначально заложенного в человеке в качестве творческого потенциала. А.А. Потебня утверждает тесную связь языка с мышлением и подчёркивает специфичность языка как формы мысли, но «такой, которая ни в чем, кроме языка, не встречается». Логика квалифицируется как наука гипотетическая и формальная, а психология (а тем самым и языкознание) как наука генетическая. Подчёркивается более «вещественный» (по сравнению с логикой) характер «формальности» языкознания, не большей, чем у других наук, его близость к логике. Язык трактуется как средство не выражать уже готовую мысль, а создавать её.

Особой заслугой А.А. Потебни является разработка «ономатопоэтической теории языка», в соответствии с которой мыслительно-речевой акт считается индивидуально-психическим творческим актом, признаваемым или отвергаемым при его восприятии и порождающим новую мысль, а не воспроизводящим уже готовую истину. Основным фактором развития языка признается смена поэтического мышления мышлением прозаическим.

А.А. Потебня призывает к исследованию языка в связи с историей народа, с обращением к фольклору и художественным ценностям, составляющим достояние национальной культуры. Он постоянно обращается к понятиям народ и народность. Язык выступает как порождение «народного духа» и вместе с тем как источник национальной специфики народа («народности»). Ученый стремится придать своим исследованиям культурно-исторический характер. В поэтическом слове выделяются три составных элемента: внешняя форма (звучание), значение и внутренняя форма, т.е. образ.

Грамматические категории он трактует как основные категории мышления. Значительный вклад А. А. Потебня внёс в разработку синтаксиса, в рамках которого формировались оригинальные представления о слове, грамматической форме, грамматической категории.

Историко-генетический принцип применяется им к анализу и осмыслению синтаксических явлений. Предложение предстаёт как пространство пересечения грамматических категорий. Его структура уподобляется структуре сформулированной в нём мысли. Процесс выявления эволюции типов предложения приравнивается к установлению исторической типологии мышления. А.А. Потебня говорит о росте предикативности по мере развития языка и эволюции сознания как свидетельстве усиления динамического, процессуального начала (отклик на эти идеи встречается в теориях эргативности у Н.Я. Марра, И.И. Мещанинова, Г. Шухардта). А.А. Потебня подчёркивает влияние языка на формирование мифологического сознания (на материале наложения христианства на русское язычество).

Ему принадлежит трактовка мифа как специфического слова. Выработанный им лингвистический подход прилагается к построениям в области поэтики и эстетики, символики фольклора и художественного творчества (позднее поэт-символист Вячеслав Иванов пытался представить А.А. Потебню первым теоретиком символизма).

Вся деятельность А.А. Потебни была с Харьковским университетом, где при его активном участии и под его влиянием складывалась Харьковская лингвистическая школа, лингвистические основания которой разрабатывались ещЈ до А.А. Потебни Измаилом Ивановичем Срезневским (1812—1880) и Петром Алексеевичем Лавровским (1827—1886).

Источник

ПОТЕБНЯ АЛЕКСАНДР АФАНАСЬЕВИЧ

Ро­дил­ся в се­мье мел­ко­по­ме­ст­но­го дво­ря­ни­на. В 1851 году по­сту­пил на юри­дический факультет Харь­ков­ско­го университета; в 1852 году пе­ре­шёл на ис­то­ри­ко-фи­ло­ло­гический факультет, ко­то­рый окон­чил в 1856 году. С 1860 года адъ­юнкт, в 1874 году экс­т­ра­ор­ди­нар­ный, в 1875 году ор­ди­нар­ный профессор Харь­ков­ско­го университета. В 1862-1863 годы слу­шал лек­ции в Бер­лин­ском университете, изу­чал сан­ск­рит; по­се­тил славянские зем­ли, по­бы­вал в Ве­не. С 1877 года член Об­ще­ст­ва лю­би­те­лей рос­сий­ской сло­вес­но­сти; председатель Харь­ков­ско­го ис­то­ри­ко-фи­ло­ло­гического общества (1878-1890); с 1887 года член Чеш­ско­го ко­ро­лев­ско­го общества на­ук.

Дал раз­вёр­ну­тую кар­ти­ну раз­ви­тия восточно-славянской фо­не­тической сис­те­мы от древ­ней­ше­го пе­рио­да до середины XIX века. Ис­сле­до­вал при­ро­ду славянского уда­ре­ния. За­ло­жил ос­но­вы восточно-славянской диа­лек­то­ло­гии, оп­ре­де­лив (в том числе на ос­но­ве дан­ных ис­то­рической фо­не­ти­ки) от­но­ше­ние юж­но­ве­ли­ко­рус­ских (украинских) го­во­ров к се­вер­но­ве­ли­ко­рус­ским. Рас­смат­ри­вал русский язык как со­во­куп­ность ве­ли­ко­рус­ско­го и ма­ло­рус­ско­го на­ре­чий, счи­тал его об­щим язы­ком рус­ских, ук­ра­ин­цев и бе­ло­ру­сов.

О пол­но­гла­сии // Фи­ло­ло­ги­че­ские за­пис­ки. Во­ро­неж, 1864;

За­мет­ки о ма­ло­рус­ском на­ре­чии. Во­ро­неж, 1871;

К ис­то­рии зву­ков рус­ско­го язы­ка. Во­ро­неж; Вар­ша­ва, 1876-1883. Т. 1-4;

Зна­че­ния мно­же­ст­вен­но­го чис­ла в рус­ском язы­ке. Во­ро­неж, 1888;

Источник

Потебня Александр Афанасьевич

Русский и украинский языковед, литературовед, философ. Член-корреспондент Императорской Санкт-Петербургской академии наук, первый крупный теоретик лингвистики в царской России. (1835-1891)

«Известно, что истина, добытая трудом многих поколений, потом легко дается даже детям, в чем и состоит сущность прогресса; но менее известно, что этим прогрессом человек обязан языку. Язык есть потому же условие прогресса народов, почему он орган мысли отдельного лица. Легко увериться, что широкое основание деятельности потомков, приготовляемое предками, — не в наследственности и физиологических расположениях тела и не в вещественных памятниках прежней жизни. Без слова человек остался бы дикарем»

Потебня что сделал для русского языка

Потебня Александр Афанасьевич
__________

Александр Афанасьевич Потебня родился 22 сентября 1835 г. на хуторе Манев в Полтавской губернии (Российская империя).

Начальное образование получил в польской гимназии города Радом.

В 1851 году он поступил на юридический факультет Харьковского университета, с которого через год перевелся на историко-филологический. Его преподавателями были братья Петр и Николай Лавровские и профессор Амвросий Метлинский. Под влиянием Метлинского и студента Неговского, собирателя песен, Потебня увлекся этнографией, стал изучать «малорусское наречие» и собирать народные песни.

Он окончил Университет в 1856 году, недолгое время проработал учителем словесности в харьковской гимназии, а затем, в 1861 году защитил магистерскую диссертацию «О некоторых символах в славянской народной поэзии» и начал читать лекции в Харьковском университете.

В 1862 году Потебней был выпущен труд «Мысль и язык». И хотя ему к выпуску этой книги было всего 26 лет, он показал себя думающим и зрелым философом языка.

В том же году он отправился в заграничную командировку. Он посещал лекции в Берлинском университете, изучал санскрит и побывал в нескольких славянских странах.

В 1874 году он защитил докторскую диссертацию «Из записок по русской грамматике», а в 1875 году стал профессором Харьковского университета.

Член-корреспондент Императорской санкт-петербургской академии наук c 5 декабря 1875 по Отделению русского языка и словесности. В этом же году он получил Ломоносовскую премию.

В 1877 году избран действительным членом Общества любителей российской словесности при Московском университете.

В 1878 и 1879 годах был награждён Уваровскими золотыми медалями, а в 1890 году удостоен Константиновской медали Русского географического общества.

Кроме того, Потебня состоял председателем Харьковского историко- филологического общества (1878—1890) и членом Чешского научного общества.

Скончался 29 ноября (11 декабря) 1891 года в Харькове.

Творчество Потебни охватывает различные сферы: теория языка, поэтика, украинистика, этнография и другое.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *